На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние педагогики на становление общества в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание:
     Введение………………………………………………………………...3
     Глава I. Теоретические основы становления и развития гражданского общества с педагогической точки зрения.
      Историко-педагогический анализ развития гражданского общества………………………………………………………………………..7
     1.2. Педагогические проблемы современного  развития и совершенствования  гражданского общества в России………………………………………………………………...……….14
     Глава II. Практическое применение современных педагогических идей в становлении гражданского общества в России.
     2.1. Современные педагогические идеи развития и совершенствования гражданского общества в России……………………………………………….19
     2.2. Примерное планирование мероприятий по гражданскому воспитанию школьников………………………………………………………………………31
     Заключение……………………………………………………………….39
     Список  литературы..……………………………………..……………….40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
           Текущее столетие как перспективную эпоху жизнеутверждения человечества квалифицируют различно: «век скоростей», «век интеграции», «век информации». С не меньшей справедливостью его можно квалифицировать как «век образования». Образование в данном случае следует толковать объемно - как многомерный порождающий ресурс стратегического порядка гражданской, нравственной, познавательной направленности.
            Сверхзадача образования - культивация на стадии предтрудовой социализации ответственной личности, предуготовленной к продуктивной встройке в деятельность социума. Основное в образовательном процессе - добиться соответствия человеческого материала качеству решаемых обществом проблем.
           Школьные реформы конца XIX - начала XX в. не только опирались на различные педагогические концепции, но и сами давали стимул к развитию многочисленных теоретических исканий.
           Реформаторская педагогика, несомненно, способствовала обогащению  теории и совершенствованию практики воспитания, образования и обучения. Так называемое экспериментальное, самое мощное в реформаторской педагогике течение стимулировало развитие дидактики, способствовало в известной мере движению вперед в вопросах изучения ребенка.
           Конец XIX - начало XX в. - период бурного и разностороннего развития педагогики, многие идеи, методики того времени сейчас переживают второе рождение, используются в школах различных стран как образовательные технологии. Среди них: индивидуализация обучения, проблемное обучение, технология проектов, технология развивающего обучения, технология саморазвития (М. Монтессори – для начальной школы), технология обучения в школе С.Френе, Дальтон–технология и др.
           Поэтому можно сказать, что  гражданское воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение,  гражданская, нравственная позиция.
          В науке созданы предпосылки для решения обозначенной выше проблемы в трудах классиков отечественной педагогики (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
          Различные аспекты гражданского  развития представлены в работах по теории и методике воспитания Е.В. Бондаревской, В.Г. Бочаровой, О.С. Богдановой, Б.С. Гершунского, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, Т.Н. Мальковской, Т.А. Стефановской, А.Н. Тубельского, , Г.Н. Филонова, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой, Е.А. Ямбург.
          Проблема становления различных аспектов гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и других авторов.
           Конечно же, гражданская позиция формируется в результате рефлексии компонентов гражданских действий и поступков (как своих, так и чужих). При этом эмоциональный компонент имеет особое значение, так как позволяет еще до осознания дать прочувствовать оценку событию.
           Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском поведении человека.
            Гражданская позиция не противоречит гуманистическим устремлениям личности, а непосредственно с ними связана, так как основана на общечеловеческих ценностях: нельзя уважать и чтить только свою страну и свой народ, «уничтожая» другой. Поэтому формирование гражданской позиции – это, прежде всего, формирование гуманистической позиции, основанной на самоценности человека. Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них  –  свой народ и страну.
           Одним из главных чувств в формировании гражданина является чувство гордости за свою страну, ее историю, народ.
          Стержнем гражданского воспитания, по моему мнению, является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину (как «великую», так и «малую»), чувствующей ответственность за нее.
           Воспитание патриота по своей сути гуманистично, так как его основой являются любовь и уважение – чувства, формирующиеся с детства на протяжении жизни человека. Сначала это любовь к матери, к отчему дому, с годами становящаяся более зрелой и дополняющаяся любовью к своему краю, городу, где человек живет, перерастающее в любовь к Родине, уважение к ее истории, гордость за свой народ и желание его защищать.
          На этом фоне всего вышесказанного актуальность гражданского воспитания в детской и молодежной среде выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политике государства. Реализация государственных программ, направленных на воспитание человека, как гражданина своей страны, требуют переосмысления всей педагогической и социальной деятельности государственных институтов, сопричастных с воспитанием и образованием детей и молодежи. И одним из  важных элементов огромной системы социального воспитания является организационный потенциал социально-педагогическими деятельности  всех социальных институтов.
            Предметом являются идеи современной  педагогики.
           Объектом является становление  гражданского общества в России  под влиянием идей современной  педагогики.
           Гипотеза:  идеи современной педагогики  влияют на становление гражданского  общества в России.
           Целью является изучение влияния  идей современной педагогики  на становление и развития  гражданского общества в России, определить современные тенденции и перспективные направления развития гражданского общества.
           Задачи:
    Изучение теоретического материала по данной проблеме.
    Произвести психолого-педагогический анализ развития данной проблемы.
    Изучить влияние идей современной педагогики на становление гражданского общества.
    Подобрать  материал для  патриотического воспитания школьников.
 
 
 

      Глава I. Теоретические основы становления и развития гражданского общества с педагогической точки зрения.
      Историко-педагогический анализ развития гражданского общества.
         В России содержание понятия «гражданин» менялось на протяжении длительного периода и в настоящее время в педагогической литературе не всегда можно найти его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления и данное понятие интерпретировано в научной литературе только с одной стороны – юридической. Общий смысл этого понятия сводится к тому, что гражданином является человек, который не только знает свои права и обязанности, но и уважает права другого, видя в этом залог прогрессивного развития страны.
         Общественная потребность в гражданском образовании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Российской Федерации. В них образование определяется как единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При этом целью гражданского образования выступает подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Международные обязательства России, в частности, ее членство в Совете Европы, признание юрисдикции Международного суда по правам человека требуют от граждан, общества несравненно более высокого уровня правовой культуры. Обществу придется по-новому взглянуть на преемственность поколений в плане защиты национальных интересов России. [10]
         В истории гражданского образования и воспитания в России исследователи выделяют три больших этапа:
     - царский (1901 - 1917 гг.),
     - советский (начало 20-х - конец 80-х годов XX века).
     - постсоветский (1991 -2005 гг.). [16]
          На первом этапе основные задачи школы – это подготовка учащихся к труду, ВУЗу и пр. Второй этап условно разделяется на четыре периода, в течение которых менялись идеологические установки, цели и задачи обучения и воспитания:
    20-е гг. - начало 30-х годов. Решаются задачи всеобщего начального образования детей и молодежи, ликвидации безграмотности и малограмотности взрослого населения. Основные задачи школы также подготовка учащихся к труду. Историко-педагогический анализ показывает, что вопрос о создании после победы Октября трудовой школы, которая по мере создания необходимых условий должна была наращивать темпы преобразования в трудовую и политехническую, решался именно в русле реализации задач гражданского воспитания. Это прослеживается в намерении соединить участие школьников в производительном труде с теоретическим изучением технических и социально-экономических основ производства, с развитием навыков мышления, необходимых выпускнику школы как будущему организатору производства, хозяину индустриально развивающейся страны.
         Необходимостью подготовки «нового гражданина» было продиктовано введение в 1922 г. программ ГУСа. Главной идеей, которых состояла в том, чтобы органично связать обучение с посильным участием школьников в конкретных видах общественно полезной деятельности, имеющей значение не только для коллектива школы, но и для района, города, прививать школьникам умение непосредственно в ходе обучения не только созерцать окружающую действительность, но и изменять ее к лучшему. Каждый учебный модуль должен был представлять собою этап «врастания» в общественно-трудовую жизнь пролетариата и крестьянства. Принципиально новым являлось то, что согласно программам ГУСа педагогические коллективы школ становились непосредственными организаторами участия школьников в общественно полезной деятельности.
          Для 1920-х гг. были характерны такие тенденции развития практики гражданского воспитания: организация коллективного производительного труда и общественно полезной деятельности (нередко в ущерб обучению) в единстве с политическим информированием, организацией ученического самоуправления, высокой активностью деятельности пионерских и комсомольских организаций. [ 11]
           На данном историческом этапе в обиходе часто используется слово «гражданин» как статусное. «Читайте, завидуйте, я гражданин Советского Союза». В конечном итоге наступательная коммунистическая идеология сформировала убежденность большинства граждан в социально-демократическом характере государственного образования и направленности государства на интересы граждан, что сформировало преобладающую в обществе государственно-ориентированную гражданственность. В большинстве своем граждане активно и самоотверженно включились в социалистическое и коммунистическое строительство. [10]
    Середина 30-х - конец 50-х годов. Главной задачей этого периода являлось осуществление неполного среднего образования детей и молодежи - сначала семилетнего, затем восьмилетнего. Восстановилось совместное обучение девочек и мальчиков, вводились новые учебные планы и программы, активно развивались трудовое обучение и воспитание.
          Этот этап в динамике гражданского воспитания обусловлен возвратом к патерналистской парадигме формирования личности гражданина. Для этого этапа характерны ограничение демократических основ деятельности школы, деформация отношений сотрудничества между учителями и учащимися, сужение прав ученического самоуправления, что, в конечном счете, привело к прекращению деятельности этих органов школьной общественности. В условиях командно-административной системы была утрачена целевая установка на подготовку в процессе труда будущих хозяев страны, в чем можно усмотреть одну из причин отказа от трудового характера школы: уроки труда были отменены, школьные мастерские ликвидированы. Исключением явился опыт А.С. Макаренко, организовавшего в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского производство, основанное на последних достижениях науки и техники, с отношениями соуправления в процессе организации коллективного труда.
           Вся идеология и воспитание ориентированы на утверждение и стимулирование государственно - политической ориентированной гражданственности. Во многом упрочению и развитию гражданственности и объединению граждан способствовала Великая Отечественная война советского народа (1941–1945) и необходимость активного послевоенного строительства. [11]
          Интерес представляет тот факт, что кризисные моменты в гражданском воспитании были связаны именно с утратой трудовой направленности работы школы. Так, в начале 1950-х гг. сказался результат долгих лет отсутствия связи обучения с производительным трудом, что выразилось в снижении трудовой мотивации молодежи. Высшая школа могла принять немногим более трети выпускников средней школы, а родители, действуя по традиции, наметившейся в 1930-х гг., ориентировали детей исключительно на продолжение образования в вузе. Выпускники школ год за годом нигде не работали, надеясь, что удастся поступить в вуз. В данном случае страна столкнулась с феноменом социальной неопределенности значительной части выпускников школ, что разрушало основы гражданского воспитания. Необходимостью разрешить это противоречие были продиктованы решения ноябрьского (1958 г.) Пленума ЦК КПСС и Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (декабрь 1958 г.), выдвигавшие в качестве важнейшей функции школы подготовку технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Учащиеся старших классов совмещали обучение с трудом на производстве и одновременно с аттестатом зрелости получали свидетельство о приобретенной специальности. Однако массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников. В условиях сокращения сферы домашнего труда и отказа школы от организации производственной деятельности учащихся старшеклассники были обречены на роль потребителей, иждивенцев, что резко подорвало основу для воспитания гражданственности.[16 ]
    60-е - 70-е годы. Введено восьмилетнее обязательное образование и одиннадцатилетнее полное среднее, расширяется сеть вечерних (сменных) школ рабочей молодежи.
          Формирование «железного занавеса», отделяющего социалистический лагерь и граждан от мирового сообщества, необходимого для сохранения в советском обществе «иллюзии демократии» и поддержания государственной ориентации граждан. Нарастание декларативности и увеличивающегося разрыва между интересами государственной правящей партийной элиты (номенклатуры) и гражданами приводит к размыванию гражданственности, формированию социального нигилизма, пацифизма и эгоизма. Гражданственность как направленность граждан на интересы государства в данный период времени с трудом обеспечивается на основе активного государственного и партийного идеологического воспитания граждан специально созданными структурами. [10]
              4) 70-е - конец 80-х годов. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, цель которой - формирование гармонически развитой личности через совершенствование структуры образования.
          В этот период происходит утрата трудового содержания жизнедеятельности школьников, опора в гражданском воспитании на убеждение, требование, поощрение и наказание, превалирование форм словесного воздействия на сознание. [16]
    С 1990-х гг. до настоящего времени возрождение производительного труда школьников в ряде регионов страны, использование в гражданском воспитании проектной деятельности.
         В постсоветский период (1991 - 2005 годы) приоритетной становится цель образования личности для ее собственного развития. Активно развивается сеть частных и платных школ. Вновь организуются лицеи, гимназии, колледжи.
          Согласно стратегической политике, гражданско-правовое образование начинается с детского сада и продолжается в средней школе. При этом в равной мере значимы и приемлемы два реально существующих в педагогической теории и практике подхода к гражданскому образованию и воспитанию: предметный и интегрированный. Сторонники интегрированного подхода рассматривают гражданское образование как учебный предмет и предполагают включение в учебные планы в рамках дисциплины «обществознание» специальных гражданских курсов.
          Предметный подход к гражданском образованию означает преподавание гражданских дисциплин в ряду других школьных дисциплин - граждановедение, обществознание, экономика и др.
          В ряде российских школ вместо курса «Обществоведение» был введен курс «Граждановедение». Отличительными особенностями граждановедческих курсов является сокращение блока знаний, акцентирование ценностных ориентаций личности, поощрение активности обучающихся, использование ролевых игр, проектных форм работы, групповых дискуссий на основе соответствующим образом структурированного содержания.
          Государственная политика в области гражданского образования в постсоветский период определена решением коллегии Минобразования России от 24 декабря 1994 г. «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях», конкретизирована в методическом письме от 19 марта 1996 г. «О гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». [11]
    Середина 2000 г. по настоящее время – период преодоления возникшего кризиса в условиях нарождающейся государственности, строящейся на декларируемых демократических основах при сохраняющихся противоречиях и существующем спектре серьезных политических, экономических и социальных проблем.
           Данный этап характеризуется восстановлением системы воспитания граждан, возникшим вновь осознанием актуальной гражданственности при крайне слабых попытках создания подлинно независимого гражданского общества. При этом отсутствие современной научно обоснованной теории и практики, развития гражданственности, целостного системного представления относительно данного качества, вновь приводит к более понятной традиционной идее воспитания патриотизма, который не предполагает долга и ответственности за сохранение государства и реализацию гражданских прав и обязанностей, а также не соотнесен с актуальной идеей упрочения российской государственности.
           В связи с этим проблема исследования гражданственности как сложного, междисциплинарного явления, социально обусловленного качества личности приобретает все более значимое место. [10]
 

     
      Педагогические  проблемы современного развития и совершенствования гражданского общества в России.
          Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.
          Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения. [18]     
          Фактически, уходя из образовательного пространства, государство упустило из внимания тот факт, что школа, помимо просветительской, обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества гражданина.  И именно образовательные учреждения, в первую очередь, должны быть ориентированны на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве подрастающего поколения.                
          Учённые видят необходимость усиления внимания к проблемам гражданского воспитания в современных условиях модернизации образования. Оно определяется рядом обстоятельств:
     - обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа;
     - необходимостью осмысления учащимися процессов, протекающих в обществе, образовании, в изменении самого человека;
     - усилением гуманитаризации содержания образования;
     - непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин;
     - введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;
     - изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;
     - вхождением общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения;
     - созданием новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных.[6]
            Современной школой накоплен  богатый педагогический опыт  гражданского воспитания, который  должен быть реализован в конкретной  педагогической деятельности. Образцы  уникального новаторского и исследовательского  педагогического опыта таких  педагогов и ученых России, как  И.П.Волков, Т.И.Гончарова, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, В-А. Караковский, С.Н.Лысенкова, Е.А.Ямбург, С.В. Алексеев, Х.Х. Боков, Н.Ф. Бунаков, Д. Григорьев, И.А. Ильин, О.В. Лебедева, С.Е. Матушкин, В.А. Сухомлинский.
          О.В. Лебедева пишет, что «как всякое чувство, патриотизм требует глубины переживания, но, возбуждаемый лишь при помощи внешних средств, он принимает ложное направление, становится поверхностным, обезличивается. Патриотические и национальные чувства, как и все нравственное, очень деликатные и нежные, прячутся от всякой фальши, неправды и лицемерия, требуют свободы, не терпят никакого стеснения. Искусственное внешнее побуждение не поддерживает, а убивает их. На них нельзя влиять принудительно, можно только косвенно. Патриотизм есть чувство, вера, которые нельзя вполне демонстрировать» [11, с. 79].
         Н.Ф. Бунаков отмечал, что в детях уже есть зародыш любви к Родине, а педагоги должны способствовать его правильному развитию, необходимо опираться на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей.
            Как утверждает доктор педагогических  наук В.С. Торохтий, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность и правдивость, то есть совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.[18]
            Так же можно сказать, что гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием. Но основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества.
           Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней. Подлинность того и другого определяется участием в жизни общества и государства. Гражданственность является нравственно-политическим качеством личности, нравственным критерием которого является патриотизм.
          Основная  воспитательная задача гражданского воспитания – это не только  привитие  любви к Родине, но и  формирование такого качества личности, как умение нести ответственность за  будущее своей страны.
          Человек нуждается в определенных нравственных ориентирах, в опоре на общечеловеческие  ценности с учетом национальных особенностей, тогда как в реальной жизни он зачастую сталкивается с разнообразными нравственными ориентирами, с отсутствием нравственного стержня. [7]
           Наиболее эффективным является привлечение к активной совместной деятельности в области гражданского и патриотического воспитания, непосредственно с подросткового возраста.
           Важнейшим в социально-педагогической деятельности  гражданского воспитания является организация  целенаправленного взаимодействия молодежи с окружающей социальной средой и социальной действительностью. Так как «никто не может жить в обществе и быть от него свободным», можно добавить, что в обществе должно быть реализовано не просто право свободного выбора своего жизненного пути, но и должна быть предоставлена возможность  для проявления своих способностей. Молодежь должна быть востребована обществом.
           Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных черт которого зависит его качество и содержание.
          Становление гражданского общества, утверждает В.С. Торохтий, является основной целью гражданского воспитания и является приоритетным в социальной политике государства.
          Возникновение гражданского общества детерминировано разграничением прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях речь идёт о правах личности, но если в первом случае имеют в виду её права как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае - её политические права. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования, как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводство социальной жизни.[18]
            Как утверждают современные исследователи,  воспитательная система, традиционно сложившаяся в образовательных учреждениях страны, не обладая возможностью быстрого переустройства, распалась и во многом подменилась узким предметным обучением; налицо резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в молодёжной среде. Современные исследователи проблем воспитания отмечают, что сегодня гражданский облик учащихся весьма противоречив. Для  части молодежи характерна достаточно высокая социальная активность: участие в неформальных группах, митингах, демонстрациях и т.д.; в то же время очевидна растерянность перед сложными идейно-политическими проблемами, противоречиво отражаемыми в разных средствах информации.[6]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.