На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Организация денежного обращения ЦБ РФ

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Российский  Государственный  Университет туризма  и сервиса
Уральский филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

По дисциплине: «Финансы и кредит»
Тема: «1.Проблемы разработки и реализации финансовой политики субъекта РФ на примере Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
         2.Организация денежного обращения ЦБ РФ
         3. Платежный кризис и направления его смягчения в условиях переходной экономики» 
 

                Выполнил: студент 1 курса заочной формы  обучения специальность 080507 (3,8-10) менеджмент организаций Поспелов Николай Александрович
                Проверила: преподаватель Черепанова Т.В. 
                 
                 
                 
                 
                 

г. Екатеринбург 2011 г. 

Оглавление
Введение 3
1. Проблемы разработки  и реализации финансовой  политики субъекта  РФ на примере  Орехово-Зуевского  муниципального района  Московской области 4
1.1 Сущность муниципальных  финансов 9
2. Организация денежного  обращения ЦБ РФ 16
2.1 Функции Банка  России 17
2.2 Организация обращения  наличных денег 19
2.3 Прогнозирование  наличного денежного  оборота 28
3. Платежный кризис  и направления  его смягчения  в условиях переходной  экономики 30
Заключение 38
    Литература 39 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

     В исследовании применен диалектико-материалистический метод, включающий исторический способ познания, метод восхождения от абстрактного к конкретному. На  разных этапах исследования в зависимости от поставленных целей использовались методы сравнительного анализа, структурного, функционального  и системного подходов, методы экономико-математического  моделирования, методы статистического  анализа
     Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные  статистические данные Министерства финансов РФ,. Госкомстата РФ, администрации  г. Пензы, статистические сборники, монографии, научные публикации и материалы  периодической печати.
     Объект  исследования: финансовая политика муниципальных  образований.
     Предмет исследования: финансовая политика МО г. Пензы.
     Актуальность  исследования. Проблема формирования и реализации муниципальной финансовой политики стала актуальна в Российской Федерации в условиях выделения  в 1990-х годах  местного самоуправления в самостоятельный субъект правовых и финансовых отношений. Реальное расширение полномочий местных органов власти произошло на фоне распада административной вертикали управления. В ходе последовавшей  эволюции межбюджетных отношений решение  задач по обеспечению жизнедеятельности  населения в большей части  было переложено на муниципалитеты. Расширение расходных обязательств без реального  обеспечения финансовыми ресурсами  привело к неспособности местных  властей самостоятельно выполнять  возложенные на них функции. Поэтому  в настоящее время назрела  необходимость : проведения реформы  местного самоуправления, которая позволила  бы четко разграничить доходные и  расходные полномочия между всеми  уровнями власти. Решению этого вопроса  посвящена работа Комиссии по разграничению  полномочий при Президенте РФ. Проект новой редакции Закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает преобразование финансовых основ местного самоуправления, что  означает повышение требований к  эффективности управления  финансовыми  ресурсами местных органов власти. Основой финансовых ресурсов города служит местный бюджет. В данном аспекте эффективное управление включает два взаимосвязанных элемента: во-первых, оптимальное распределение  финансовых ресурсов  посредством  бюджетных инструментов, под которыми понимаются направления и способы  осуществления муниципальных расходов, во-  вторых, меры по максимальному  наполнению доходной части бюджета.

1. Проблемы разработки и реализации финансовой политики субъекта РФ на примере Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

     Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы -- важный элемент  финансового рынка. Посредством  государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что  такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой  страны.
      Государственные и муниципальные финансы -- это  основа деятельности государства и  органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого  рубля. Только располагая достаточным  количеством денежных средств, государство  может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли  хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.
      Государственные финансы -- это мощный рычаг макроэкономического  регулирования. Посредством умелого  использования этого инструмента  государство может решать самые  разные задачи: регулировать темпы  экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень  ссудного процента, сглаживать конъюнктурные  колебания.
      В России государство только начинает осваивать этот важный экономический  инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению  и утверждению бюджета приобрела  строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается.
      Российское  государство еще не научилось  в должной мере строить такую  налоговую систему, которая бы в  полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться  своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного  количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным  долгом, неконтролируемый рост которого чуть было, не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.
      Много сделано за последние годы в области  межбюджетных отношений. Однако до сих  пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения  расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться  на то, что жизнь большинства граждан  в городах, поселках, мегаполисах  или областях будет спокойной  и обеспеченной.
      Все эти проблемы свидетельствуют о  том, что система государственных  и муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже  устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить.
      Состояние изученности проблемы. Существующие подходы к проблеме разработки и  управления финансовой политикой муниципального образования как к комплексу  мероприятий, обеспечивающих социально-экономическое  развитие, сводятся только к проблеме укрепления муниципальных бюджетов, при этом под ними понимаются собственные  финансовые средства местных органов  власти. Такой подход прослеживается у большинства авторов, как А.Г. Воронин, А.Н. Широков, Г.В. Барабашев, В.Г. Игнатов, Л.И. Сергеев, В.В. Иванов и другие. Вместе с тем у ряда авторов  можно найти определенные указания на необходимость, в условиях явной  недостаточности собственных средств  местных органов власти, рассмотрения возможности управления всеми финансовыми  возможностями территории с целью  привлечения средств для социально- экономического развития. Это такие  авторы как В.Е. Рохчин - исследование проблем стратегического социально-экономического развития городов, М.И. Яндиев, поднимаются  эти вопросы в материалах деятельности Российского научного центра местного самоуправления -руководитель С.Н. Юркова.
      Незначительность  исследования проблем разработки и  управления финансовыми потоками с  целью привлечения средств для  обеспечения социально-экономического развития муниципального образования  и, соответственно, отсутствие методик  формирования механизма управления
местными  финансами, уже сегодня необходимых  практике, определили выбор темы и  ее актуальность.
      Целью исследования является обоснование  проблем, связанных с разработкой  и реализацией финансовой политикой  муниципальных образований Российской Федерации.
      Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть  теоретические и методологические аспекты финансовой политики;
• Исследовать  проблемы разработки и реализации финансовой политики Орехово-Зуевского муниципального района Московской области;
• Предложить мероприятия, направленные на совершенствование  механизмов разработки и реализации финансовой политики Орехово-Зуевского  муниципального района.
      Предметом исследования выступают разработка и реализация финансовой политикой  муниципального образования Российской Федерации.
      Объектом  исследования является финансовая политика муниципального образования Российской Федерации.
      Поставленная  цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка литературы.
1. Теоретические  и методологические аспекты финансовой  политики
1.1 Финансовая  политика государства и финансовый  механизм
Финансовая  политика -- это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:
1) обеспечение  финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;
2) установление  рационального, с точки зрения  государства, распределения и  использования финансовых ресурсов;
3) сосредоточение  финансовых ресурсов на приоритетных  направлениях государственной политики;
4) достижение  финансовой устойчивости и финансовой  независимости государства;
5) создание  устойчивой материальной основы  функционирования хозяйствующих  субъектов;
6) формирование  уровня доходов, обеспечивающих  нормальное воспроизводство населения.  Брайчева Т.В. Государственные  финансы. -- СПб.: Питер, 2001. - С.36.
      Финансовая  политика -- это самостоятельная  сфера деятельности государства. Но в то же время она тесно связана  с любым другим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или внешнеэкономическая  политика государства. Это обусловлено  тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает соответствующими финансовыми ресурсами.
      Вместе  с тем необходимо иметь в виду, что критерием оценки той или  иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке  важно четко представлять, каким  целям она служит и что в  конечном счете должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.
      Особенно  велика роль финансовой политики в  эпоху кардинальных изменений в  обществе, как это происходило  в России в 90-е гг. С одной стороны, с помощью финансовой политики можно  достаточно быстро заблокировать действующий  хозяйственный механизм. С другой стороны, путем радикального перераспределения  финансовых ресурсов можно ускорить формирование новой системы общественных отношений. Государственные и муниципальные  финансы / Под ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 173.
Финансовая  политика государства включает следующие  элементы:
* бюджетная  политика;
* налоговая  политика;
* ценовая  политика;
* кредитно-денежная  политика;
* таможенная  политика;
* политика  внешних и внутренних заимствований;
* политика  в области международных финансов.
      Центральное место в финансовой политике любого государства занимает бюджетная  политика. Бюджетная политика -- это  целенаправленная деятельность государства  по определению основных задач и  количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. В качестве критериев эффективности бюджетной  политики могут быть использованы следующие  показатели: уровень собираемости бюджетных  доходов; уровень выполняемости  бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга; уровень монетизации бюджетного дефицита; величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамика ВВП; степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
      Финансовая  политика реализуется посредством  финансового механизма, который  представляет собой часть хозяйственного механизма. Он включает:
* совокупность  организационных форм финансовых  отношений;
* порядок  формирования и использования  централизованных и децентрализованных  фондов денежных средств;
* методы  финансового планирования;
* формы  управления финансами и финансовой  системой;
* финансовое  законодательство.
      Использование финансового механизма осуществляется специальными, организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся  органы законодательной власти, а  также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная  служба налоговой полиции; Мингосимущество  РФ; Федеральная комиссия по рынку  ценных бумаг; Центральный банк РФ. Контроль за использованием федеральных  денежных средств осуществляет Счетная  палата РФ. В субъектах РФ и муниципальных  образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения. Резников С.С. Государственные финансы. -- М.: Финансы и ста-тистика, 2005. - С.94.

1.1 Сущность муниципальных финансов

      Важнейшим звеном финансовой системы являются муниципальные финансы, обеспечивающие органы местного самоуправления денежными  средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и  другими законодательными актами.
      Сущность  муниципальных финансов состоит  в том, что они охватывают ту часть  денежных отношений по поводу распределения  и перераспределения стоимости  созданного и обществе совокупного  продукта, которая в установленном  размере аккумулируется в руках  органов местного самоуправления для  покрытия расходов, необходимых для  выполнения местными органами власти своих функций.
Проблемы  разработки и реализации финансовой политики муниципального образования  РФ
      В Российской Федерации, исходя из федеративного  устройства, государственные финансы  включают два уровня: финансы федеральных  органов власти и финансы органов  субъектов РФ (их 89). Муниципальные  финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень.
Все три  уровня государственных и муниципальных  финансов тесно связаны между  собой и образуют единую систему.
      В структуре государственных и  муниципальных финансов главным  элементом выступают взаимосвязанные  бюджеты трех уровней -- федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены  неравномерностью развития различных  территорий и недостаточностью средств  региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения  средств между бюджетами разных уровней. Финансы, деньги, кредит: Учеб.пособие / Е.Г. Чернова, В.В. Иванов и др. / Под  ред. Е.Г. Черновой. - М.: ТК Велби. 2004. - С.58.
      Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.
      Прежде  всего, это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в  руках государства и их использование  с целью удовлетворения общегосударственных  потребностей. Функция перераспределения  осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:
1) перераспределение  доходов рентабельных отраслей  в отрасли с низкой рентабельностью  (например, из промышленности в  сельское хозяйство);
2) содержание  за счет бюджета учреждений  непроизводственной сферы;
3) перераспределение  доходов между различными социальными  группами населения;
4) перераспределение  доходов между различными территориальными  образованиями.
      Регулирующая  функция государственных и муниципальных  финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.
      Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может  либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. То же касается государственных  займов, производительное использование  которых может стимулировать  рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов  по долгам. Формирование государственной  собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального  функционирования национального хозяйства  и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С  другой стороны, приватизация сферы  общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и  др.) может сдерживать потребление  отдельных групп населения, что  приводит к снижению их уровня жизни.
      Использование бюджетного фонда осуществляется через  целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных  средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного  хозяйства. Таким образом, достигается  сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру  общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить  социальные преобразования. Большое  влияние на экономику страны бюджетный  фонд способен оказывать благодаря  тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально  нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной  системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного  налогового режима в части обложения  прибыли от реализации новых видов  продукции и тому подобные бюджетные  меры призваны стимулировать научные  открытия и новые технические  достижения, сокращать сроки их внедрения  в производство, а в итоге -- служить  катализатором ускорения научно-технического прогресса.Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С.203-204.
      Контрольная функция государственных и муниципальных  финансов позволяет узнать, насколько  своевременно и полно финансовое ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов  власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных  средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной  функции государственных и муниципальных  финансов в узком и широком  смысле.
      В узком смысле контрольная функция  реализуется по следующим направлениям:
1) контроль  за правильностью и своевременным  перечислением средств в централизованные  фонды;
2) контроль  за соблюдением заданных параметров  централизованных фондов денежных  средств с учетом потребностей  производственного и социального  развития;
3) контроль  за целевым и эффективным использованием  финансовых ресурсов, осуществляемый  на основе составления плановых  и отчетных смет образования  и расходования денежных средств.
      Контрольная функция государственных и муниципальных  финансов заключается в том, что  через формирование и использование  фонда денежных средств государства  происходит отражение экономических  процессов, протекающих в структурных  звеньях экономики. Благодаря этому  бюджет может «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его  потребностей.
      Широкое понимание контрольной функции  государственных и муниципальных  финансов сводится к сравнению результатов  финансовой политики государства с  поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений  и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий  финансирования. Финансы в системе  государственного и муниципального управления / Под ред. Л.А. Бабурина. - М., Ростов-на Дону: Издательский центр  «МарТ», 2005. - С.147. 

2. Проблемы  разработки и реализации финансовой  политики Орехово-Зуевского муниципального  района Московской области
2.1 Характеристика  Орехово-Зуевского муниципального  района
      Орехово-Зуевский муниципальный район, расположенный  на востоке Московской области, является самостоятельным муниципальным  образованием в составе Московской области Российской Федерации и  не входит в другие муниципальные  образования. Административным центром  является город Орехово-Зуево.
      Площадь территории района составляет 177 973 га.
      Орехово-Зуевский муниципальный район граничит с  муниципальными образованиями "Воскресенский  муниципальный район", "Егорьевский  муниципальный район", "Павлово-Посадский  муниципальный район", "Раменский  муниципальный район", "Шатурский  муниципальный район", "городской  округ город Орехово-Зуево" и "городской  округ город Электрогорск" Московской области, а также "Петушинский  муниципальный район" Владимирской области.
      В состав Орехово-Зуевского муниципального района входят территории 3 городских  и 10 сельских поселений:
1. городское  поселение Дрезна;
2. городское  поселение Куровское;
3. городское  поселение Ликино-Дулево;
4. сельские  поселения: Белавинское, Верейское,  Горское, Давыдовское, Демиховское,  Дороховское, Ильинское, Малодубенское,  Новинское, Соболевское.
      Структуру органов местного самоуправления Орехово-Зуевского  муниципального района составляют:
1. Представительный  орган - Совет депутатов Орехово-Зуевского  муниципального района;
2. Глава  Орехово-Зуевского муниципального  района;
3. Исполнительно-распорядительный  орган - Администрация Орехово-Зуевского  муниципального района.
      Органы  местного самоуправления Орехово-Зуевского  муниципального района не входят в  систему органов государственной  власти.
Администрация Орехово-Зуевского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района. Администрацию района возглавляет  Глава района на принципах единоначалия, который является высшим должностным  лицом района. 

Структура Администрации Орехово-Зуевского  муниципального района включает в себя:
1. Главу  администрации, 7 его заместителей,
2. отдел  бухгалтерского учета и отчетности,
3. отдел  по общим вопросам и кадровой  работе,
4. хозяйственно-транспортный  отдел,
5. управление  по взаимодействию с органами  местного самоуправления, организационной  и информационной работе,
6. правовой  отдел,
7. отдел  по строительству, транспорту, связи,  учету и распределению жилья  и капитальных вложений,
8. отдел  по территориальной безопасности,
9. отдел  по делам несовершеннолетних  и защите их прав,
10. отдел  развития потребительского рынка,  рекламной и внешнеэкономической  деятельности,
11. комитет  по экономике,
отдел субсидий,
отдел муниципального сектора экономики, тарифного регулирования и трудовым взаимоотношениям,
отдел прогнозирования социально-экономического развития
отдел муниципального заказа
отдел муниципального финансового контроля
12. мобилизационный  отдел,
13. управление  образования,
14. управление  здравоохранения,
15. управление  культуры,
16. отдел  по делам ГО и ЧС,
17. комитет  по управлению имуществом,
18. архивный  отдел,
19. управление  архитектуры и градостроительства,
20. отдел  жилищно-коммунального хозяйства,
21. комитет  по делам молодежи,
22. управление  сельского хозяйства, земельных  отношений и охраны окружающей  среды,
23. финансовое  управление.
При этом штат и численность Администрации  района определяется Главой района.  

2.2 Анализ  финансовой политики Орехово-Зуевского  муниципального района
      Основные  направления финансовой политики Орехово-Зуевского  муниципального района на 2008 год определены в соответствии с основными направлениями  бюджетной политики, сформированными  в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, сформулированы в соответствии с требованиями новой  редакции Бюджетного Кодекса Российской Федерации с учетом основных задач, определенных Главой Орехово-Зуевского  района на Собраниях, встречах с населением и коллективами Орехово-Зуевского  района.
      Финансовая  политика ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Орехово-Зуевского района на предстоящий  год и направлена на достижение следующих  основных целей:
• повышение  уровня жизни населения и сохранение социальной стабильности в Орехово-Зуевском районе;
• обеспечение  роста налоговой базы в целях  стабильного наращивания доходной части бюджета Орехово-Зуевского  района;
• создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетных ресурсов и безусловное  исполнение действующих обязательств.

2. Организация денежного обращения ЦБ РФ

Статьей 75 Конституции Российской Федерации  установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право  на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции  – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным  законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" и другими федеральными законами.
    В соответствии со статьей  3 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" целями деятельности  Банка России являются: защита  и обеспечение устойчивости рубля;  развитие и укрепление банковской  системы Российской Федерации  и обеспечение эффективного и  бесперебойного функционирования  платежной системы.
    Ключевым элементом правового  статуса Банка России является  принцип независимости, который  проявляется прежде всего в  том, что Банк России выступает  как особый публично-правовой  институт, обладающий исключительным  правом денежной эмиссии и  организации денежного обращения.  Он не является органом государственной  власти, вместе с тем его полномочия  по своей правовой природе  относятся к функциям государственной  власти, поскольку их реализация  предполагает применение мер  государственного принуждения. Функции  и полномочия, предусмотренные Конституцией  Российской Федерации и Федеральным  законом "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо  от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления. Независимость статуса  Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации,  а также в статьях 1 и 2 Федерального  закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)". 

2.1 Функции Банка России

    Банк России осуществляет свои  функции в соответствии с Конституцией  Российской Федерации и Федеральным  законом "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской  Федерации, основной функцией  Банка России является защита  и обеспечение устойчивости рубля,  а денежная эмиссия осуществляется  исключительно Банком России. В  соответствии со статьей 4 Федерального  закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие  функции:
    — во взаимодействии с Правительством  Российской Федерации разрабатывает  и проводит единую государственную  денежно-кредитную политику;— монопольно  осуществляет эмиссию наличных  денег и организует наличное  денежное обращение;
    — утверждает графическое обозначение  рубля в виде знака;
    — является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций,  организует систему их рефинансирования;
    — устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;
    — устанавливает правила проведения  банковских операций;
    — осуществляет обслуживание  счетов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской  Федерации, если иное не установлено  федеральными законами, посредством  проведения расчетов по поручению  уполномоченных органов исполнительной  власти и государственных внебюджетных  фондов, на которые возлагаются  организация исполнения и исполнение  бюджетов;
    — осуществляет эффективное управление  золотовалютными резервами Банка  России;
    — принимает решение о государственной  регистрации кредитных организаций,  выдает кредитным организациям  лицензии на осуществление банковских  операций, приостанавливает их действие  и отзывает их;
    — осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций и банковских  групп;
    — регистрирует эмиссию ценных  бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;
    — осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  Российской Федерации все виды  банковских операций и иных  сделок, необходимых для выполнения  функций Банка России;
    — организует и осуществляет  валютное регулирование и валютный  контроль в соответствии с  законодательством Российской Федерации;
    — определяет порядок осуществления  расчетов с международными организациями,  иностранными государствами, а  также с юридическими и физическими  лицами;
    — устанавливает правила бухгалтерского  учета и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;
    — устанавливает и публикует  официальные курсы иностранных  валют по отношению к рублю;
    — принимает участие в разработке  прогноза платежного баланса  Российской Федерации и организует  составление платежного баланса  Российской Федерации;
    — устанавливает порядок и  условия осуществления валютными  биржами деятельности по организации  проведения операций по покупке  и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление  и отзыв разрешений валютным  биржам на организацию проведения  операций по покупке и продаже  иностранной валюты (функции по  выдаче, приостановлению и отзыву  разрешений валютным биржам на  организацию проведения операций  по покупке и продаже иностранной  валюты Банк России будет выполнять  со дня вступления в силу  федерального закона о внесении  соответствующих изменений в  Федеральный закон "О лицензировании  отдельных видов деятельности");
     — проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики Российской  Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых и ценовых  отношений, публикует соответствующие  материалы и статистические данные;
    — осуществляет выплаты Банка  России по вкладам физических  лиц в признанных банкротами  банках, не участвующих в системе  обязательного страхования вкладов  физических лиц в банках Российской  Федерации, в случаях и порядке,  которые предусмотрены федеральным  законом ;
    — является депозитарием средств  Международного валютного фонда  в валюте Российской Федерации,  осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения  Международного валютного фонда  и договорами с Международным  валютным фондом;
     — осуществляет иные функции  в соответствии с федеральными  законами.

2.2 Организация обращения наличных денег

    Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно - правовой формы (далее именуются - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
      Наличные  денежные средства, поступающие в  кассы предприятий, подлежат сдаче  в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
      Денежная  наличность сдается предприятиями  непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы  при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться  предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих  операций по инкассации денежных средств  и других ценностей.
      Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией  по эмиссионно - кассовой работе в учреждениях  Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31 иПоложением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. N 56.
      Порядок и сроки сдачи наличных денег  устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости  ускорения оборачиваемости денег  и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.
При этом могут устанавливаться следующие  сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
- для  предприятий, расположенных в  населенном пункте, где имеются  учреждения банков или предприятия  Госкомсвязи России, - ежедневно  в день поступления наличных  денег в кассы предприятий;
- для  предприятий, которые в силу  специфики своей деятельности  и режима работы, а также при  отсутствии вечерней инкассации  или вечерней кассы учреждения  банка не могут ежедневно в  конце рабочего дня сдавать  наличные денежные средства в  учреждения банков или предприятия  Госкомсвязи России, - на следующий  день;
- для  предприятий, расположенных в  населенном пункте, где нет учреждений  банков или предприятий Госкомсвязи  России, а также находящихся от  них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.
Наличные  деньги, принятые от физических лиц  в уплату налогов, страховых и  других сборов, сдаются администрациями  и сборщиками этих платежей непосредственно  в учреждения банков или путем  перевода через предприятия Госкомсвязи  России.
      В кассах предприятий могут храниться  наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег в кассе  устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы  и сферы деятельности, имеющим  кассу и осуществляющим налично - денежные расчеты.
      Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие  представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно - кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы  и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей  в его кассу
      По  предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях  банков, устанавливается единый лимит  остатка кассы с учетом этих структурных  подразделений. Лимит остатка кассы  структурным подразделениям доводится  приказом руководителя предприятия.
      По  представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его  нахождения, составляющим отдельный  баланс и имеющим счета в учреждениях  банков, лимит остатка наличных денег  в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных  подразделений.
Лимиты  остатка кассы распорядителей и  получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета  в органах федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка  России или уполномоченными кредитными организациями органам федерального казначейства Российской Федерации  с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального казначейства с  учетом распорядителей и получателей  средств федерального бюджета, открывших  лицевые счета в органах федерального казначейства в установленном порядке.
      При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях  банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих  учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в  кассе. После установления лимита остатка  кассы в одном из учреждений банка  предприятие направляет уведомления  об определенном ему лимите остатка  кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие  счета. При проверке данного предприятия  учреждения банков руководствуются  этим лимитом остатка наличных денег  в кассе.
По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в  кассе ни в одно из обслуживающих  учреждений банка, лимит остатка  кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.
      Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично - денежного оборота  предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка  и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения  сохранности и сокращения встречных  перевозок ценностей.
      При этом лимит остатка кассы устанавливается:
- для  предприятий, имеющих денежную  выручку и сдающих наличные  денежные средства в учреждения  банков или предприятия Госкомсвязи  России ежедневно в конце рабочего  дня, - в размерах, необходимых для  обеспечения нормальной работы  предприятий с утра следующего  дня;
- для  предприятий, имеющих денежную  выручку и сдающих наличные  денежные средства в учреждения  банков или предприятия Госкомсвязи  России на следующий день, - в  пределах среднедневной выручки  наличными деньгами;
- для  предприятий, имеющих денежную  выручку и сдающих наличные  денежные средства в учреждения  банков или предприятия Госкомсвязи  России не ежедневно, - в зависимости  от установленных сроков сдачи  и суммы денежной выручки;
- для  предприятий, не имеющих денежной  выручки, - в пределах среднедневного  расхода наличных денег (кроме  расходов на заработную плату,  выплаты социального характера  и стипендии).
Установленные учреждением банка лимиты остатка  наличных денег в кассе письменно  сообщаются каждому предприятию, для  чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов по форме 0408020.
Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном  порядке по обоснованной просьбе  предприятия (в случае изменения  объемов кассовых оборотов, условий  сдачи выручки и другие), а также  в соответствии с договором банковского  счета.
      Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх  установленных лимитов остатка  наличных денег в кассе.
Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных  лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии не свыше 3 рабочих  дней (для предприятий, расположенных  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая  день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока  не использованные по назначению суммы  наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные  средства выдаются в очередности, установленной  федеральными законами, иными правовыми  актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими  правилами.
      Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать  поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные  федеральными законами и иными правовыми  актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.
Предприятия не имеют права накапливать в  своих кассах наличные деньги для  осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии) до установленного срока  их выплаты. 
      Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается  учреждениями банков ежегодно на основании  письменных заявлений предприятий  и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими  порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами  всех уровней, государственными внебюджетными  фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.
      Решение о расходовании предприятием поступающей  в его кассу денежной выручки  при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях  банков принимается в порядке, аналогичном  установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.
      При открытии счета недоимщика действие ранее выданных разрешений на расходование предприятиями поступающей в  их кассы денежной выручки приостанавливается до полного расчета с бюджетами  всех уровней и государственными внебюджетными фондами. В этом случае учреждения банков направляют предприятиям не позднее следующего дня после  получения извещения об открытии счета недоимщика уведомления о  прекращении использования поступающей  в их кассы денежной выручки на время действия этого счета. Данное условие может быть оговорено  при заключении дополнительного  договора банковского счета или  внесении изменений в имеющиеся  договоры банковского счета с  учреждениями банков, в которых открыты  другие счета, кроме счета недоимщика.  
      Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых  открыты соответствующие счета  на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и нормативными актами Банка  России.
      Выдачи  денежной наличности предприятиям на заработную плату и выплаты социального  характера, стипендии производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков. При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег  на эти цели учреждения банков учитывают  необходимость равномерного распределения  их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований предприятия в наличных деньгах.
Выдачи  наличных денег предприятиям на указанные  цели по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут  производиться учреждениями банков в целях рассредоточения нагрузки на кассовых работников начиная с  четверга. Выдачи наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные  дни, производятся не ранее, чем за три  дня до их наступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают  с общеустановленными, - накануне выходных дней этих предприятий.
      В случаях, когда выдачи наличных денег  на заработную плату производятся не через кассу учреждения банка, поручения  предприятий на перечисления или  перевод указанных сумм принимаются  с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили в соответствующие  учреждения банков или предприятия  Госкомсвязи России в установленные  для этих предприятий сроки выплаты  заработной платы.
Выдачи  наличных денег для расчетов с  увольняемыми работниками и уходящими  в отпуск, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, производятся независимо от установленных предприятию  сроков выплаты заработной платы.
      В целях равномерного использования  кассовых ресурсов и упорядочения выдач  наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя учреждения банка) календарь  выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии (по дням) по форме на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.
      Исходя  из предстоящих (расчетных) выдач наличных денег в мае и ноябре, учреждения банков ежегодно составляют календарь  выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии (по месяцам) по форме и не позднее 20 марта и 20 сентября представляют его территориальным учреждениям Банка России.
      В календаре выдач наличных денег  указываются расходы по выплате  заработной платы, выплатам социального  характера, расходы, не относящиеся  к фонду заработной платы и  выплатам социального характера, стипендии  по обслуживаемым учреждением банка  предприятиям с учетом предприятий - клиентов бескассовых учреждений банков по всем числам месяца, включая  и нерабочие дни (сумма выдач  за 31 число прибавляется к размеру  выдач 30 числа месяца), а также  согласованные в установленном  порядке сроки выдач наличных денег. Не учитывается заработная плата, выплачиваемая предприятиями из выручки и переводимая для  зачисления во вклады граждан в учреждения банков.
Территориальные учреждения Банка России на основании  получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач  наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера  и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) по форме и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по Российской Федерации.
      Данные  сведения используются также при  прогнозировании досрочных выплат по заработной плате (символ 96 "Выдачи на заработную плату в текущем  месяце по срокам, приходящимся на следующий  месяц") и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка  России (форма N 201).
        Для осуществления учета своевременного  получения предприятиями наличных  денег на заработную плату  и выплаты социального характера  учреждения банков ведут "Ведомость  учета выдач наличных денег  на заработную плату, выплаты  социального характера и стипендии"  по форме.  Данные учета используются при расчетах потребности учреждения банка в наличных деньгах в предстоящие дни.
      Выдачи  наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений  денежной наличности в кассы кредитных  организаций.
Для обеспечения  своевременной выдачи кредитными организациями  наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан  территориальные учреждения Банка  России или по их поручению расчетно - кассовые центры устанавливают для  каждой кредитной организации и  их филиалов сумму минимально допустимого  остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.