На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государство и гражданское общество: проблемы взаимодействия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 

1.Понятие гражданского общества и его структуры.
2.Факторы формирования гражданского общества.
3.Взаимодействие гражданского общества и государства. Политическое участие.
Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие гражданского  общества и его  структуры 

Термин  «гражданское общество» используется для разграничения сфер политической и неполитической жизни общества. Данное понятие употребляется в  двух значениях. 

«В широком  смысле гражданское общество - автономная и непосредственно не зависящая  от государства сфера общественных отношений. Гражданское общество в более узком смысле представляет собой цивилизованное состояние общества, характерной чертой которого является равноправие личности, сообщества граждан и государства». 

Письменное  упоминание о гражданском обществе впервые было обнаружено в трудах Аристотеля. Он утверждал, что прежде чем определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество. 

Размышления о гражданском обществе встречается в трудах многих других ученых и философов - Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. - Ж. Руссо, Ш. - Л. Монтескье. 

Огромную  роль в исследовании гражданского общества сыграли Гегель и Маркс. 

Гражданское общество - совокупность семейных, нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личностей и их групп. Иначе говоря, гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ взаимного существования людей, основанный на разуме, свободе, правоте и демократии. 

В основном данное понятие используется в сопоставлении  с понятием государства. 

Понятия «государство» и «гражданское общество»  отражают различные стороны жизни  общества и взаимодействия индивидов в процессе их участия в политической деятельности. 

«Гражданское  общество и государство взаимодополняют  друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития». 

Структура гражданского общества охватывает: 

- семью; 

- сферу  воспитания и негосударственного  образования; 

- собственность  и предпринимательство; 

- общественные  объединения и организации; 

- политические  партии и движения; 

- негосударственные  средства массовой информации; 

- церковь. 

Содержанием понятия «гражданское общество»  является сфера реализации повседневных интересов индивидов. Средствами реализации выступают: убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство.
Основами  гражданского общества являются свободный  индивид с неотъемлемыми правами  и неполитические организации, с  помощью которых он их реализует. 

Наиболее  существенные признаки гражданского общества:
1) Это  общество социального рыночного  хозяйства, в котором обеспечены  свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие  и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция; 

2) Это  общество, которое обеспечивает  социальную защищенность граждан,  достойную жизнь и развитие  человека; 

3) Это  общество подлинной свободы и  демократии, в котором признается  приоритет прав человека; 

4) Это  общество, построенное на основе  принципов самоуправления и саморегулирования,  свободной инициативы граждан  и их коллективов; 

5) «Открытость»  гражданского общества». 

Следовательно, наиболее важными элементами структуры  гражданского общества являются:
- добровольно  сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся  общности людей (семья, различные  ассоциации, корпорации, общественные  объединения); 

- совокупность  негосударственных (неполитических) общественных отношений; 

- производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции; 

- сфера  самоуправления свободных индивидов  и их организаций, защищенная  от вмешательства государственной  власти. 

Вышеназванные элементы иногда рассматриваются как  общественно - политические категории, а иногда как институты, закрепляющие существенные черты и признаки гражданского общества. Среди них можно выделить следующие институты: 

- основы  экономических отношений; 

- основы  социальных отношений; 

- основы  духовно - культурных отношений; 

- основы политических отношений. 

Таким образом, современное гражданское  общество неотделимо от правового государства, точно так же, как правовое государство  неотделимо от гражданского общества. 

2. Факторы формирования  гражданского общества 

Гражданское общество пришло на смену традиционному, сословно - кастовому. При сословном строе государство совпадало с имущими классами и было отделено от основной массы населения. Государство регламентировало многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни. При этом феодальная сословная система не была чужда природе гражданского общества. Несмотря на то, что политическим выражением средневекового способа производства являлись привилегии, неравное для каждого из феодальных сословий право, сословный социальный порядок позволял обществу сохранять определенную независимость от государства. 

Гражданское общество по своей сути буржуазное. Его основа - юридически свободный  индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило  в процессе ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений. 

«Начало данному процессу положило формирование представительного государства, выступающего от имени всего населения. Для  этого необходимо было законодательное  признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определила качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей». 

В реальности функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и декларации прав человека и гражданина во Франции. Юридическое равенство не предполагало равенства фактического, оно означало лишь равенство возможностей. Но это создало условия для проявления инициативы личности. 

Человеческая  свобода всегда связана с его  материальным достатком, наличием собственности, свободой частного предпринимательства. А частная собственность - экономическая основа гражданского общества, а также фактор политического, нравственного и культурного прогресса. 

Таким образом, основным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства. 

3. Взаимодействие гражданского общества и государства. Политическое участие. 

Гражданское общество - противовес государству. Государство  всегда будет пытаться разрушить  гражданское общество, а оно должно иметь силы противостоять этому. Основные группы, из которых состоит гражданское общество, должны сорганизовываться для эффективной защиты своих социальных интересов. Западу удалось найти баланс между «принципом коллективного блага, отстаиваемым абсолютистской государственностью, и принципом индивидуального блага, отстаиваемым третьим сословием». 

Само  слово «гражданин» характеризует  личность, чья активность не сводится к выполнению семейных или служебных  обязанностей, а предполагает политическое участие. Формы политического участия  достаточно разнообразны. Это голосование, контакты с политиками, участие в митингах и демонстрациях, подписание петиций, отправление писем, членство в организациях, денежные взносы. 

Выделяют  четыре причины политического участия:
- чувство  гражданской ответственности и  долга; 

- субъективная  уверенность в эффективности  участия; 

- доверие  граждан друг другу; 

- объективная  ситуация, подталкивающая людей  вмешиваться в политические дела. 

По мнению американского ученого А. Даунса, решение о политическом участии  принимается тогда, когда «стоимость» от ожидаемых результатов превышает «цену» участия, то есть материальные, временные и психологические затраты на участие. 

Среди критериев вовлеченности в политику выделяют:
1) интерес  к политическим событиям; 

2) озабоченность,  то есть сознание важности политических событий; 

3) информированность,  то есть осведомленность о  протекании политических процессов; 

4) активность - прямое участие в политических  действиях. 

Уровень политического участия можно  разделить на несколько подуровней. «Высший из них - «внимательная публика»: 1) неорганизованная аудитория, перед которой выступают политические лидеры; 2) организованная аудитория («группы давления»). Это, как правило, люди с высоким интеллектом и уровнем образования, которые способны самостоятельно разбираться в политических проблемах и не будут объектом манипуляции со стороны СМИ. Следующей, более многочисленной стратой (примерно 20%) является «мобилизуемая публика», которую можно мобилизовать для активного участия в политической жизни (митинги, демонстрации, различные формы давления). В тактику давления входит массовая пропаганда с целью изменения общественного мнения, лоббирование (влияние на политиков и должностных лиц в системе исполнительной власти), возбуждение судебных дел». 

В заинтересованные группы входит примерно 25% людей. Это профсоюзы, национальные ассоциации производителей, союзы потребителей, экологические организации. 

Деятельность  заинтересованных групп имеет как  положительные, так и отрицательные  стороны. Среди положительных можно отметить:
- социализация  и рекрутирование граждан; 

- артикуляция  и аккумуляция интересов; 

- дополнение  официального представительства; 

- средство  разрешения конфликтов; 

К отрицательным  относят: 

- неравномерность  представления интересов; 

- кристаллизация элиты; 

- конкуренция  групп и компромиссы, мешающие  сбалансировать политику. 

Выдвигают четыре критерия степени вовлечения в политическую деятельность: 

1) Интерес  к событиям; 

2) Озабоченность  - сознание важности политических  событий; 

3) Информированность; 

4) Активность - прямое участие в осуществлении  политики. 

Вовлеченность населения в политическую деятельность зависит от профессиональных и экономических  факторов, от уровня образования, мета жительства, возраста, пола. 

«Можно  выделить следующие закономерности участия в политической жизни: 

1) чем  выше статус человека, тем больше  вероятность его участия в  политической деятельности; 

2) мужчины  более активны, чем женщины; 

3) пожилые  люди более активны, чем молодежь; 

4) когда  требуется более активное участие в политических делах, число участников сокращается».  

Политологи  сформулировали «законы участия»: 

1) повышение  уровня социоэкономического и  культурного развития нации ведет  к интенсификации гражданских  установок людей;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.