На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экспериментальное изучение развития творческого воображения в дошкольном возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 

 


Введение

 
       Актуальность  темы. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
       Проблема  развития творческого воображения  детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
       Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
       Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет ведущая деятельности  детей – игровая.
       Проблема  исследования. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
       Объект  исследования. Объектом исследования являются дети подготовительной группы ДОУ.
       Предмет исследования. Организация работы по развитию творческого воображения у детей.
       Цель  работы. Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей дошкольного возраста.
       Задачи  исследования.
       1. раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
       2. разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
       3. провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
       Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Наибольшее  развитие творческое  воображение получает в ходе специально организованной ведущей деятельности детей – игровой.
       Методы  исследования: анализ психолого-педагогической  литературы, тестирование, психологический эксперимент.
       База  исследования. Исследования проводятся на базе группы детского  сада       , состоящей из 17 детей в возрасте от 4 до 7 лет.
 

1. Воображение  и его особенности  в дошкольном возрасте.

1.1. Понятие  воображения

 
       Всякая  деятельность человека, результатом  которой является не воспроизведение  бывших в его опыте впечатлений  и действий, а создание новых образов  или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
       Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется  в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
       Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.
       Воображение порождает замысел, т.е. представление  о будущем творении. И когда  человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
       В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой  деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».[9, c.78]
       «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано  с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение –  это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».[25, c.92]
       «Основной признак процесса воображения, –  пишет Е. И. Игнатьев, – в той  или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и  переработке данных восприятия и  другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления». [6, c.43
       «Философская  энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся  в создании представлений и мысленных  ситуаций, никогда в целом непосредственно  не воспринимавшихся человеком в действительности.
       Многие  исследователи отмечают, что воображение  есть процесс создания новых образов  в наглядном плане. Эта тенденция  относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения  составляет синтез, единство логического  и чувственного.
       Воображение – это психический процесс, в  котором отражение действительности происходит в специфической форме  – объективно или субъективно  нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов  восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.
       Воображение – это аналитико-синтетическая  деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно  поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

1.2. Виды воображения  и способы создания  творческих образов

 
       Существуют  несколько классификаций видов  воображения, каждая из которых имеет  в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.
       По  признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.
       В зависимости от самостоятельности  и оригинальности образов воображения  бывает воссоздающим и творческим.
       Воссоздающее  воображение – это представление  чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.
       Творческое  воображение – это создание новых  образов без опоры на готовое  описание или условное изображение. Творческое воображение заключается  в самостоятельном создании новых  образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление. [9, c.63]
       Образы  творческого воображения создаются  посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.
       Типизация как специфическое обобщение  состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
       Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.
       Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание  определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.
       Определенное  значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа. [4, c.75]
       Имеется способ – аглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.
       Гиперболизация  – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных  его частей. (Пример: мальчик с  пальчик).
       Механизмом  функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).
       Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
       Прием замещения – это замена одних  элементов другими.
       Существует  еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.
       Определяя особенность воображения, связанную  с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все  они, так или иначе, протекают  не только в абстракции, но и в  форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.
       Конечный  источник операций воображения –  предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов  воображения. Следовательно, основой  для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.
       Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем  идет процесс переработки этого  материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.
       На  этом деятельность творческого воображения  не заканчивается. Полный круг будет  завершен тогда, когда воображение  воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.
       Таким образом, продукты воображения в  своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты  человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись  сложной переработке и превратились в продукты воображения. [6, с. 77]
       Наконец воплотившись, они снова вернулись  к реальности, но вернулись уже  новой активной силой, изменяющей эту  реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

1.3. Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте

 
       Развитие  творческих способностей и воображения  неразрывно связано  с общим психическим  развитием человека. Термин "психическое развитие" трактуется весьма разнообразно: актуальное и потенциальное развитие (по Л.С.Выготскому)[9], функциональное и возрастное развитие (по А.В.Запорожцу), развитие, как ассимиляция и аккомодация, (по Ж.Пиаже), развитие, как эволюция ведущих типов деятельности (по А.Н.Леонтьеву) и др. Соответственно и содержательная сторона психического развития разными исследователями трактуется весьма по-разному. Обобщие представления, сложившиеся в разных школах (Ж.Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Ж.Брунер, Э.Эриксон, З.Фрейд, А.Фрейд, А.Кетелл ) можно выделить несколько "линий  развития", каждая из которых представляет возрастные изменения в одном из качественно своеобразных аспектов личности.
       Д.Б. Эльконин ввел понятие возрастной нормы, как наиболее высокого уровня развития, наблюдаемого в данной возрастной когорте: "Точкой отсчета при определенных условиях развития в каждый данный момент является уровень, достигаемый к концу периода при оптимальных условиях обучения и воспитания". [25, c.37]
       Исследование  воображения (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова)/ Исследование О.М. Дьяченко выявило следующие особенности: дети от 3 до 5 лет строят новый образ основываясь на некотором элементе реальности, при этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа. В возрасте 4-5 лет заметно снижение уровня продуктивного воображения, что связано с направленностью детей на усвоение норм, правил и образцов деятельности. Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений [16, c.74].
       Творческое  воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и  особенностей развития (присутствия  какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
       Опыт  ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
       Как отмечалось выше, воображение у ребенка  беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение  богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
       Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в  трех стадиях:
       детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
       юность  – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
       зрелость  – подчинение воображения уму  интеллекту.
       Воображение у ребенка начинает развиваться  довольно рано, оно слабее, чем у  взрослого, но оно занимает больше места  в его жизни.
       Каковы  же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
       До 3х лет у детей воображение  существует внутри других психических  процессов, в них закладывается  его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
       В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих  действий.
       В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают  в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
       Психологи считают, что для развития воображения  необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.  Значительная роль отводится  воображению  в игре,  поэтому в этой дятельности воображение  активно  развивается  в дошкольном возрасте. [24, c.56]
       Д.Б. Эльконин предположил, что игра является такой деятельностью, в которой  и происходят основные процессы, связанные с преодолением «познавательного эгоцентризма».[25, c.92]
       В отечественной психологии игра рассматривается  как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования  данного возраста. Существенно, что из развития самой игры можно понять те «психические особенности, которые появляются и формируются у ребенка в период, когда данная деятельность выступает в качестве ведущей»
       Специфическое значение сюжетно-ролевой игры для  развития ребенка заключается в следующем. В первую очередь игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, таким образом, формируется план представлений. Внешние действия замещения (игровые предметы-заместители, взятие на себя роли, обобщенные действия) выступают в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана.
       Существенным  моментом является то, что игра в  ее развернутой форме требует  от ребенка видения предметов  в соответствии с взятой на себя ролью и согласования точки зрения с точками зрения других играющих. На этой основе у ребенка развивается новая система операций, осуществляется переход от дооперационного мышления к конкретным операциям.
       В игре у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок  устанавливает различные комбинации соподчинения социальных ролей. Особое значение придается игре как совместной деятельности, являющейся исходной точкой для развития качеств, обеспечивающих определенный уровень социализации.
         Выгодский писал об игре как  об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего развития. Однако создавать зону ближайшего развития может лишь полноценная игровая деятельность.  
 

 


2. Экспериментальное   изучение  развития  творческого воображения  в дошкольном  возрасте

2.1.Организация  эксперимента  и  методы исследования.

 
       Эксперимент проводится  в 3 этапа:
    Констатирующий этап. Определяется базовый уровень развития творческого воображения.
    Формирующий этап. Проводится работа по развитию воображения по специально разработанной программе,  которая рассчитана на 6 групповых занятий с детьми длительностью не более часа, проводимых  1 раз в неделю.
    Контрольный этап. Определяется уровень развития творческого воображения после проведенной работы.
       В ходе  первого и третьего  этапов эксперимента  проводится  исследование  развития  творческого воображения детей с использованием  следующих методик:
       1. Методика студии «Фантик», направленная  на выявление развития  воображения и творческих способностей у детей, «На что похоже?».
       Детям предлагается, рассматривая  рисунок  на фантике, постараться увидеть  в очертании какой-либо предмет,  часть предмета или назвать, на что  это может быть похоже.  Важно, чтобы дети  фантазировали и  умели  находить как моно  больше решений. Обследование  проводится  индивидуально  с каждым ребенком. Подбираются  фантики  с интересным рисунком. Для рассматривания одного фантика хватает 3-х минут.
       В процессе диагностики  определяются  три  уровня развития  воображения  у детей:
       Низкий  уровень – ребенок в рисунке видит реальные предметы (; или 2);  повторяет ответы других детей;  названия придумать не может.
       Средний уровень -  ребенок перечисляет все предметы, объединяет их  в придуманную им  ситуацию;  придумывает название по какой-либо детали.
       Высокий уровень – ребенок находит в рисунке какую-либо часть, деталь,  и на основе этого у него возникает образ , иногда очень отдаленный  от задуманного художником,  может придумать название, объединив все детали рисунка.
       3. Методика О. М. Дьяченко. Диагностика уровня развития  творческого воображения в форме игры  «Волшебные картинки».
       Детям предлагаются последовательно 10 карточек, на каждой из которых нарисована фигура.  Фигуры представляют собой контуры  элементов предметных изображений (например силуэт ствола дерева с одной веткой, кружок – голова с двумя  ушами  и т.п.)  и простые  геометрические фигуры  (квадрат, треугольник и т.п.). Попросить ребенка  дорисовать  каждую из  фигур так,  чтобы получилась  какая-нибудь картинка.
       Используется  два комплекта фигур. Один  из них предлагается на  первом  этапе  эксперимента, другой на контрольном  этапе.
       Перед обследованием экспериментатор  говорит ребенку: «Сейчас  ты будешь дорисовывать  волшебные фигурки. Волшебные они потому, что  каждую фигурку можно  дорисовать так,  что получится какая-нибудь  картинка, любая, какую ты захочешь».
       Ребенку дается простой карандаш и карточка с фигуркой. После того как ребенок  дорисовал фигурку его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
       Затем  последовательно (по одной)  предъявляются  остальные карточки с фигурками. Если ребенок не понял задание, то  на первой фигурке ему показываются несколько вариантов дорисовывания.
       Производится  качественная оценка  уровней выполнения задания. Выделяется  шесть уровней  развития творческого воображения:
       0 -  ребенок не  принимает задачу  на построение образа  воображения   с использованием  заданного   элемента.  Он не дорисовывает  заданный  элемент,  а рисует  рядом что-то свое.
       1 -  ребенок дорисовывает  фигуру  на карточке  так, что  получается  изображение  отдельного объекта  (дерево и т.п.),  но изображение  контурное, схематическое? лишенное  деталей.
       2 – ребенок изображает  отдельный  объект, но с разнообразными деталями.
       3 – ребенок  изображает отдельный объект,  но уже включает его в  какой-нибудь  воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка  делающая зарядку и т.п.).
       4 -  ребенок изображает  несколько  объектов , но по воображаемому  сюжету  (например, девочка гуляет  с собакой).
       5 -  фигура используется  качественно  по-новому. Если   в первых пяти  типах  она выступала  как  основная часть  картинки, которую  рисовал ребенок (кружок –  голова и т.п.),  то в данном  случае  фигура включается как   один из второстепенных  элементов  в воплощаемый ребенком  образ (например,  треугольник  уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик  рисует  картину, и т.п.) В этом типе  ребенок проявляет  большую свободу  в использовании  заданных элементов для создания образа воображения.

2.2. Программа развития  творческого  воображения  у детей  дошкольного возраста

 
       С учетом выявленного  в ходе  констатирующего  исследования  уровня развития  творческого  воображения детей нами была разработана программа его развития. Эта программа предполагает:
       1. Творческую  работу в ходе  каждого занятия с  разными   объектами:  звуком, словом, движением,  плоскими изображениями и   объемными предметами, что способствует  развитию  свободы  использования   приемов  творческого мышления  при работе с  новыми объектами;
       2. Смену  видов активности согласно  возрастным особенностям координации  внимания:  выполнение каждого  задания не занимает более  5-7 минут,  задания, требующие усидчивости  и концентрации внимания сменяются   заданиями, предполагающими двигательную активности;
       3. Активную групповую работу, в  ходе  которой дети не только  сами   получают возможность  выполнить задание, но и   познакомиться со способом его  выполнения   их товарищами:  в ходе такой работы  ментальные  техники  передаются  от одного  ребенка  к другому и запас мыслительных схем  действий при   выполнении творческих заданий каждого из детей  обогащается.
       4. Анализ  выполнения заданий   как психологом, проводящим   игру, так  и  самими детьми  выполнения   товарищами  заданий  и самоанализа.
       5. В методике используются  преимущественно   игровые методики, так как именно  они   соответствуют ведущей  деятельности  детей в старшем   дошкольном  возрасте  и способствуют  раскрепощению их сознания  в  большей степени, чем это возможно  при выполнение обычных заданий.
       Перспективный план  программы представлен  в  таблице 2.1.
Занятие Содержание  занятия
Занятие 1. 1. Что на что  похоже? 2. Составь  узор.
3. Встреча  сказочных героев.
4. Подбери рифму.
5. Сочиняем рассказ.
Занятие 2.
    Составь узор.
2. Волшебный театр 3. Звуки подскажут  историю
4. Подбери   рифму. 
5. Скажи движением.
Занятие 3.
    Составь узор.
2. Звуки подскажут   историю. 3. Скажи  движением
4.Волшебный театр.
5. Подбери  рифму.
Занятие 4.
    Составь узор.
    Подбери рифму.
3. Покажи танцем 4. Волшебный театр.
5. Сочиняем  рассказ
Занятие 5
    Составь узор.
    Звуки подскажут историю.
    Покажи танцем.
4. Встреча сказочных  героев. 5. Подбери  рифму. 
Занятие 6.
    Составь узор.
2. Покажи танцем. 3. Встреча  сказочных героев.
4. Подбери  рифму. 

2.3. Анализ результатов  констатирующего  и  контрольного исследований развития  творческого воображения детей дошкольного  возраста  и  динамики его развития

 
       Исследование  творческих способностей и воображения  проводилось по  методике студии «Фантик». Результаты, полученные в ходе исследования уровня развития творческого воображения представлены в таблице 2.2.
       Таблица 2.2.
Результаты  исследования развития воображения  детей  группы  «Огонек» МДОУ № 439 на  I и III  этапах эксперимента
Имя Ф. I этап III этап Изменения уровня  развития воображения*
Оля К. Низкий  Средний +
Таня  Н Средний Средний 0
Ваня  К. Средний Высокий +
Саша  Н. Высокий Высокий 0
Оксана  Д. Средний Средний 0
Андрей  Д. Средний Средний 0
Вика О. Средний Высокий +
Сережа  В. Средний Средний 0
Нина  Д. Средний Высокий +
Денис О. Низкий Низкий 0
Ира К. Средний Средний 0
Костя Д. Средний Высокий +
Катя  Т. Средний Средний 0
Вадим С. Высокий Высокий 0
Аня М. Средний Средний 0
Ксюша Н. Средний Средний 0
Света Г. Высокий Высокий 0
 
       Из  таблицы видно, что  уровень развития воображения  повысился у  5 детей  исследуемой группы, что составляет  29,4 %. При этом  у трех  детей  исследуемой группы  уровень был  высоким  уже  на  первом этапе  эксперимента и таким образом количество  детей с высоким уровнем развития воображения составило  55 % от общего   числа испытуемых. Низкий уровень  развития  творческого воображения Оли К. удалось поднять до средних показателей.  4 детей  в результате коррекции вышли на  высокий  уровень развития  воображения.
       Обобщенный  анализ результатов  исследования   развития воображения по методике студии «Фантик» представлен в таблице 2.3.
       Таблица 2.3.
       Уровень развития воображения  у детей   на  I и III  этапах эксперимента 

Уровень развития воображения  Констатирующий  этап (кол-во детей, %)
Контрольный этап (кол-во  детей, %)
Низкий 10 5
Средний 60 40
Высокий 30 55
 
Наглядно  результаты анализа представлены  на рисунке  2.1. 

 
 
 
 
 
 
 

     Констатирующий этап                               Контрольный этап 

       Низкий                       Средний                Высокий
Рис. 2.1. Уровень развития  воображения у детей на  констатирующем  и контрольном этапах эксперимента.
       Как видно из рисунка  после проведения развивающей работы   количество детей,  показавших  высокий уровень развития  воображения увеличилось на  25%, а показавших  низкий – уменьшилось на 5%.  Количество  детей, показавших  средний уровень развития также уменьшилось на 20 %.
       Результаты  исследования характера выполнения творческого задания с  фантиками представлены  в таблице 2.4.
         Таблица 2.4.
Результаты  исследования уровня развития воображения по характеру выполнения детьми творческого задания на  I и III  этапах эксперимента
Имя Ф. I этап III этап Изменения
Оля К. 3 2 +
Таня  Н 2 2 0
Ваня  К. 2 1 +
Саша  Н. 1 1 0
Оксана  Д. 2 2 0
Андрей  Д. 2 2 0
Вика  О. 2 2 0
Сережа  В. 2 2 0
Нина  Д. 2 1 +
Денис О. 3 3 0
Ира К. 2 2 0
Костя Д. 2 1 +
Катя  Т. 2 2 0
Вадим С. 1 1 0
Аня М. 2 2 0
Ксюша Н. 2 2 0
Света Г. 1 1 0
 
       Из  таблицы видно, что характер выполнения творческого задания улучшился  у  23,5 % детей. Это свидетельствует  о том,  что у детей  появился интерес к выполнению творческого  задания и обогатились  методы творческой работы с материалом. Они более внимательно   и разнообразно работали  с фантиками. 
       Были  также проанализированы  среднегрупповые  результаты, отражающие групповую динамику  развития уровня  творческого воображения. Они представлены  в таблице 2.5.
Таблица 2.5.
Характер  выполнения детьми   творческого задания  на  констатирующем и контрольном этапах. 

Этапы                   Группы 
1 группа  (кол-во  детей,%)
2 группа (кол-во  детей,%)
3 группа (кол-во  детей,%)
Констатирующий  этап 17,7 70,5 11,8
Контрольный этап 35,2 58,8 5,9

Анализ  полученных результатов наглядно  представлен на  рисунке 6.  
 
 
 
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.