На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность американской и японской модели менеджмента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение ………………………………………………………………………………...3
    Теоретические основы менеджмента ……………………………………………...5
    1.1  Сущность и основные функции  менеджмента ………………………………..5
    1.2  Принципы управления производством  и персоналом ………………………..7
2. Американская  модель менеджмента ……………………………………………...10
2.1  Особенности  американской модели управления ……………………………10
    2.2  Принципы американского менеджмента …………………………………….12
    3. Японская  модель менеджмента ……………………………………………………17
3.1 Особенности японской модели управления …………………………………17
    3.2 Принципы японского менеджмента ………………………………………….24
4. Возможности  применения принципов американской  и японской 
моделей менеджмента в России ……………………………………………...........31
    4.1 Сравнение основных принципов американского и японского
    менеджмента ……………………………………………………………………31
    4.2 Моделирование ситуации по реализации принципов
     зарубежного менеджмента на уровне учебной студенческой группы ……...32
Заключение  ……………………………………………………………………………37
Список  литературы …………………………………………………………………...38
Приложения …………………………………………………………………………...39 

      
     
     
     
     

Введение
     Актуальность  выбранной темы определяется тем, что  управление в эпоху глобализации не должно быть «случайным», то есть необходима его проверка на корректность. При этом в качестве системы отсчета используется совокупность концептуального управленческого знания. Такое знание было накоплено во второй половине XX в., прежде всего в менеджменте, который является объективной составляющей управления. Важной особенностью управленческой деятельности в современную эпоху  становится более полный учет национального менталитета, как субъективной составляющей управления.
     На  основе вышеизложенного изучение взаимодействия менеджмента и национального менталитета, его воздействия на отношения, статус и роль в управленческой деятельности, безусловно, является актуальной темой, и заслуживает рассмотрения в данной работе.
     Объект  исследования данной научной работы являются модели менеджмента в американской и японской экономике
     Цель работы заключается в выявлении возможностей и границ для применения принципов американской и японской моделей менеджмента в российской практике управления.
     Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
    Исследовать сущность и основные функции менеджмента;
    Изучить особенности американской модели менеджмента;
    Изучить особенности японской модели менеджмента;
    Смоделировать ситуацию по реализации принципов зарубежного менеджмента на уровне учебной студенческой группы.
     Информационные  источники, используемые при написании  работы: монографии отечественных и зарубежных авторов, статьи в периодической литературы, а также электронные источники информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы менеджмента
     1.1. Сущность и основные  функции менеджмента
       Менеджмент - это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и персоналом с использованием достижений науки управления. Различают понятия менеджмента в узком и широком смысле.
     Менеджмент  в широком смысле означает разработку, создание и максимально эффективное использование социально-экономических систем различных уровней.
     Менеджмент  в узком смысле слова - управление социально-экономическими системами, в том числе производственными
     Основные  функции менеджмента представлены на рис. 1.  

 

Рис. 1. Основные функции менеджмента
      Планирование - это процесс разработки планов экономического развития для экономических объектов разного уровня.
      Организация - это деятельность по созданию, объединению, поддержанию и контролю процессов необходимых для нормального функционирования компании и предприятия.
      Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, направленной на достижение определенных целей.
      Управление - это процесс, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов для достижения поставленных целей.
      Контроль - это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.
     Крупная компания одновременно ставит и решает комплекс взаимосвязанных задач, для  чего создается несколько подсистем в системе менеджмента. Система менеджмента представлена на рис. 2. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Система  менеджмента 
 

     В этой работе мы рассмотрим два элемента системы менеджмента: управление производством, и управление персоналом. 

     1.2. Принципы управления производством и персоналом
     К основным принципам управления производством относятся следующие:
    Адекватность применяемых методов управления внешней и внутренней среде функционирования организации.
    Умение руководителей овладевать искусством творческого применения научных принципов управления в конкретных ситуациях.
    Пропорциональность и оптимальная соотносительность управляемой и управляющей систем.
    Обеспечение ритмичности и непрерывности движения производственных фондов.
    Сочетание централизации и децентрализации в оптимальных пропорциях при управлении производством.
    Сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.
    Сочетание единоначалия в управлении и коллегиальности при выработке решений.
     В целом теория менеджмента  применяет научные методы анализа с целью выработки определенных методов и рекомендаций для практики управления производством. Однако эти методы и рекомендации - не рецепты, их нельзя абсолютизировать. Их эффективное применение, в конечном счете, зависит от сочетания сложившихся конкретных обстоятельств и условии.
     Кроме того, эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладевать искусством творческого применения научных принципов управления в конкретных ситуациях.
К основным принципам управления персоналом относятся следующие
    Принцип научной обоснованности управления, в соответствии с которым все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов.
    Принцип плановости, в соответствии с которым основные направления и задачи развития организации в перспективе устанавливаются с учетом заранее намеченной системой деятельности в порядке последовательности и сроков выполнения работы.
    Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности в соответствии с которым, каждый субъект в организации наделяется конкретными делами, несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
    Принцип мотивации, в соответствии с которым принцип, чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, тем эффективнее будет программа мотиваций и побуждения людей к деятельности для достижения целей организации и личности.
    Принцип стимулирования в соответствии, с которым, необходимо использовать различные стимулы для мотивирования людей.
    Принцип демократизации управления в соответствии, с которым признается необходимость в управлении организацией всех сотрудников.
    Принцип системности в соответствии, с которым,   предполагается  тесная увязка решений экономического, социально-культурного и технологического характера в процессе управления.
    Принцип эффективности в соответствии, с которым, принцип достижения поставленных целей в короткий срок и с наименьшими потерями человеческой энергии.
    Принцип контроля и ответственности за исполнением решений в соответствии, с которым предполагаются проверки, а также постоянное наблюдение в целях надзора; необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет о своих действиях и поступках.
     Таким образом, принципы управления персоналом - это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Это нормы и требования, которыми должны руководствоваться работники системы управления персоналом, включая руководителей организации.
     На  сегодняшний день в менеджменте  существует три основные национальные школы. Это японская, европейская  и американская школы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Американская модель менеджмента
     2.1 Особенности американской  модели управления
     Американская  модель управления зарождалась на рубеже XIX – XX веков, когда в США переживали экономический бум. Огромные природные  ресурсы привлекали передовые умы  того времени; уровень развития техники и технологий вступал в резкое противоречие со сложившейся на тот момент системой производственных отношений. Классический капитализм переходил в свою высшую, монополистическую стадию. Именно в этот период складывались объективные предпосылки для зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера – Фредерика Уинслоу Тейлора. [7,с. 139]
     Современная американская модель менеджмента ориентирована  на такую организационно-правовую форму  частного предпринимательства, как корпорация, возникшую еще вначале XIX в. Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.[2] Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.
     В американской школе менеджмента  принято считать, что успех фирмы  зависит, прежде всего, от внутренних факторов. К ним относятся: во-первых, рациональная организация производства, во-вторых, постоянный рост производительности труда, в-третьих, эффективное использование ресурсов.
     Особенности американской модели менеджменты выражаются в следующем, во-первых, американская фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие, во-вторых, дух «жертвенности» (альтруизма) редок у американцев, в-третьих, для американской модели менеджмента характерна иерархическая модель управления, в-четвертых, разграничение процесса принятия деловых стратегических решений и оперативных решений, и наконец, решения чаще всего принимаются индивидуально, уровень ответственности же находится в управленческой пирамиде на одну - две ступени выше, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью.
     Важный  момент, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в мировой экономике, - комплексный контроль качества. Контроль качества обеспечивается путём включения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего. [1,с. 360-377]
     Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения  рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных  управленческих решений.
     По  мнению авторов черты поведения  американских менеджеров можно смоделировать, проводя аналогию между стилем менеджмента, с одной стороны, и особенностями поведения американцев в быту и формирования образов в киноиндустрии, с другой стороны.
     Согласно  оценкам независимых экспертов  были выделены основные типичные черты  поведения американцев. По 5-бальной  шкале была проведена оценка степени  проявления типичных черт и периодичности  их возникновения в течение рабочего дня.
    Сравнение черт поведения американских менеджеров приведено в таблице 1. 
 
 

Таблица 1.Сравнительная оценка черт поведения  американских менеджеров
Черты поведения Степень проявления Периодичность в течение дня
Прямолинейность в действиях 5 3
Использование натиска 2 2
Приказ  при согласовании 4 2
Отсутствие  отступлений 1 3
Соблюдение  нормативных актов 5 5
Прагматизм  при принятии решений 3 2
 
     В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы  привлечения рабочих к управлению:
     1.Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха.
     2.Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.
     3. Разработка систем участия в прибыли.
     4. Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций. 
     Для снижения сопротивления рабочих  организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем. 
     2.2 Принципы американского  менеджмента
     Принципы  менеджмента в американских компаниях  представлены на рис. 3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3 Принципы менеджмента в американских компаниях.
     Принцип функциональности предполагает четкое закрепление, строго обозначенных, должностных обязанностей за сотрудником.
     Принцип специализации предполагает сосредоточение на том, что работник делает успешнее всего; не важно, какой ты, важно, что ты умеешь делать как специалист.
     Принцип реализации противоположных тенденций предполагает жесткий функциональный подход (например, конвейерная система) и большое количество лидеров и творческих личностей, децентрализация и централизация, жесткость в отстаивании своих интересов и гибкость в реализации.
     Принцип развитой корпоративной культуры предполагает осознание работником своего места в компании, высокая культура общения, деловой этикет, особенностей трактовки полномочий и ответственности.
     Принцип  поощрения новых идей предполагает, выплату новаторам части   прибыли, полученной от нововведений. Внедрение нововведений создает условия творческого напряжения людей, значительно суживает возможность   возникновения психологических стрессов негативного характера, с которыми сопряжены  конфликтные  ситуации.
     Принцип обязательной переподготовки предполагает непрерывное обучение. Принцип управления по целям предполагает командную работу. Главное, чтобы он был регулярным, а его результаты учитывались при формировании других программ по управлению персоналом. Тогда сотрудники будут заинтересованы в совместных усилиях для достижения поставленных целей.
Принцип расчленения любой задачи предполагает разделение поставленных задач на их составляющие, для боле успешного  решения.
Американские  ученые продолжают ставить и разрабатывать  реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петерсон и Э. Плоумен выделяют пять основных видов менеджмента: [11]
    1. Государственный  менеджмент.
     2. Военный менеджмент (особый вид  государственного менеджмента).
     3. Ассоциационный (клубный) менеджмент.
     4. Бизнес-менеджмент
     5. Менеджмент в государственной  собственности (специальный вид  «бизнес - менеджмента»).
     Развивая  теорию управления, Э. Петерсон и Э. Плоумен дают определение понятию  менеджмент «как психологический процесс  осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления». Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Питер Ф Друкер сформулировал основные признаки современного американского менеджмента:
     1. Содержание менеджмента в целом  аналогично в разных странах,  но методы его различны. Национальный  менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю.
     2. С целью достижения эффективности  работы всего предприятия, в  центре внимания менеджмента  находится сотрудник, который  должен направлять свои усилия  на повышение эффективности своей  деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия.
     3. Задачей менеджмента является  направление действий всех работников  на выполнение общих целей  предприятия.
     4. Задачей менеджмента является  постоянное развитие способностей, потребностей всех работников предприятии и возможностей их удовлетворения, для повышения производительности труда.
     5. Каждый работник должен нести  ответственность за порученную  ему работу.
     6. В конечном счете, деятельность  предприятия оценивается большим  количеством разнообразных способов и средств.
     7. Оценка и результаты деятельности  предприятия находят свое выражение  не внутри предприятия, а вне  него.
     Питер Ф. Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи  труду любого американского менеджера:
     - определение целей предприятия и путей их достижения;
     - организация работы персонала  предприятия (определение объема  работ и распределение его  между работниками, создание организационной  структуры и т.д.);
     - создание системы мотивации и  координация деятельности работников;
     - анализ деятельности организации  и контроль  работы персонала;
     - обеспечение роста людей в  организации. Менеджер не может  быть «универсальным гением».  Американская практика подбора  руководящих работников делает  главный акцент на хорошие  организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.
     Проанализировав американскую модель управления, можно  сделать следующие выводы:
     1. Американские компании в качестве основной тактической задачи выделяют ускорение оборота инвестируемых средств и увеличение стоимости акций. Именно по этим показателям и определяется эффективность работы управленческого аппарата.
     2. Для американской компании в  соответствии с выбранными тактическими целями (ориентация на текущую прибыльность) характерна преимущественная ориентация на максимальную гибкость системы управления в плане распределения и перераспределения всех видов ресурсов для повышения прибыли в краткосрочном разрезе.
     3. Принципиально важным моментом, определяющим подход к практике  управления, является то, что традиционно  американские управляющие были  ориентированы на некие индивидуальные  ценности. 
 
 
 
 
 
 

     3. Японская модель  менеджмента 
     3.1. Особенности и  признаки японской модели управления
     Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая  поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации, будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последствия своей деятельности.
     Это не означает, что до 1945 года в Японии не было эффективной системы управления производством. Просто послевоенный кризис дал стимулы для поиска модели национальной экономики, благо она уже была готова. Ещё 5 мая 1932 года К. Мацусита, основатель компании «Мацусита Денки», которого  в Японии называют «всесильным волшебником менеджмента» и «основателем вероучения об управлении», произнёс перед двумястами своих служащих пламенную речь. Именно в этот день он постиг предназначение производителя: «Роль производителя в том, чтобы преодолеть бедность». [5]
     Руководители  японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных  ими теории и методов американского  управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь развития.
     Японское  общество однородно и пронизано  духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя, прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность - как  индивидуальность  части целого. Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с исследованиями Э. Майо, который показал, что работа есть групповая деятельность.
     Вопрос  о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того, чтобы  на них можно было опереться в  условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что даже кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу развития общества исчезнут. Изменение методов управления в Японии сегодня характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания оптимальных систем, однако при  этом традиционные  методы управления не забываются. Стремление к изменениям, основанное на уважении к национальным духовным ценностям, ярко продемонстрировано в следующем высказывании одного из виднейших предпринимателей Японии С. Хонды: 
     «Тот, кто является руководителем организации, должен, прежде всего, сделать свое управление всесторонне обоснованным. Это значит, что он должен прекрасно  понимать цели деятельности своей организации, обосновывать ее политику и создавать планы по достижению поставленных задач таким образом, чтобы его подчиненные  работали с сознанием  собственного достоинства и получали от работы удовлетворение. Для того, чтобы выработать такой образ мышления, который бы подталкивал подчиненных к достижению поставленных целей в любых условиях, лидер должен обладать теоретически сильной и практически применимой концепцией». [8]
     Эта же идея выражена в документе, опубликованном в 1956 году:
     «Действия управляющего в современной корпорации выходят далеко за рамки извлечения прибыли. Как с нравственной, так и с практической точки зрения жизненно необходимо, чтобы управляющие стремились к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества. Несомненно, что ответственность управляющего перед обществом является важным рычагом, развивающим систему управления в направлении поставленных целей». [9]
     Таким образом, современное японское управление приобрело дух открытости, который  позволил подчинить технологическое  развитие решению выдвигаемых самой  жизнью проблем. Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому, чтобы понять природу современной управленческой мысли Японии, необходимо коснуться некоторых черт  традиционной культуры этой страны.
     Японская  система управления сформировалась к настоящему времени как органический сплав национальных традиций и передового опыта менеджмента. Существенная черта национальных традиций, состоит в том, что японцы предпочитают  не придерживаться писаных правил; а их языку  в силу иероглифического характера письменности  несвойственна четкая однозначность определений, характерная для европейских языков. Сами японцы пишут: «...в традиционном японском обществе отсутствовали как всеобщий этический кодекс, так и категорические религиозные предписания. Не существовало даже четкой системы представлений о грехе...» (М. Йосино). [12]
     Чийе  Накане провел блестящее исследование, имевшее своим предметом типы отношений в группах в связи  с традициями национальных культур. Он выдвинул основные положения концепции  анализа внутренней структуры социальных групп, разделив типы устанавливающихся между людьми взаимоотношений на два: горизонтальный, как совокупность индивидов, которые обладают общими чертами (например, люди одной профессии) и вертикальный, при котором индивиды, обладающие различными чертами,  связанны определенной социальной связью (например, семья, клан, клуб). Именно второй, «вертикальный» тип отношений является характерным и определяющим «лицо» японского общества. [4]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.