На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Трудовые миграции населения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Кировский филиал Московского Гуманитарно-Экономического Института
Курсовая  работа по дисциплине: Мировая экономика  и ВЭД на тему
«Трудовые ресурсы России и их миграция»
Работу  выполнила студентка 2 курса юридического факультета
Преподаватель
2011 г.
     СОДЕРЖАНИЕ
1.Ввеление……………………………………………………………………….2
2.Трудовые  ресурсы  и их миграция…………………………………………...5
    2.1.Сущность и структура трудовых  ресурсов……………………………...5
    2.2.Использование трудовых ресурсов…………………………………….10
    2.3.Трудовой потенциал……………………………………………………..11
    2.4. Трудовая миграция……………………………………………………...24
3.Заключение……………………………………………………………………26
4.Список  используемой литературы…………………………………………...27
5.Приложения……………………………………………………………………28
 
     1
    Введение
     Из  известных на данный момент факторов производства одним из главных, а зачастую основным и требующим наибольших затрат является труд.
     Решающим  фактором в развитии производства всегда и везде выступает труд человека. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет собой вечное и естественно условие человеческой жизни.
     Обязательным  условием процесса труда является соединение работника, обладающего совокупностью  физических и духовных способностей к труду - рабочей силой, со средствами производства. Следовательно, главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы.
     Сложность и многогранность проблем повышения  эффективности использования трудовых ресурсов обусловлена органической взаимосвязью их со всеми фазами общественного воспроизводства, что предопределяет необходимость их комплексного изучения.
     В соответствии с этой основной задачей  в данной курсовой работе изучу следующие  вопросы:
     Количественные  и качественные характеристики трудовых ресурсов.
     Данный  анализ служит исходной базой для планирования использования трудовых ресурсов, определения темпов роста производительности труда, развития сфер и отраслей народного хозяйства.
     Изучение  этого вопроса позволяет выявить  резервы трудовых ресурсов и повышать эффективность их использования.
     Планирование  использования трудовых ресурсов: основные задачи и методы планирования трудовых ресурсов; определение численности  занятых в общественном хозяйстве  и безработных; анализ изменения  численности и 
     2
cтруктуры прироста трудовых ресурсов; приведены статистические данные экономически активного населения.
     Эффективность использования трудовых ресурсов: основные показатели использования трудовых ресурсов и пути повышения эффективности  их использования - первоочередная задача экономической науки и хозяйственной практики.
     Активно происходящий во всем мире процесс  интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала  частью международных экономических  отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.
     Объектом  курсовой работы является экономическая теория, в качестве предмета выступают  трудовые ресурсы и их миграция.
     Цель работы - анализ трудовых ресурсов и миграции на современном этапе.
     Поставленная  цель достигается путем решения  следующих задач:
       - рассмотреть структуру трудовых ресурсов;
      - рассмотреть основные направления  миграции трудовых ресурсов;
     - проанализировать последствия миграции трудовых ресурсов;
     3
В процессе исследования проблемы международной трудовой миграции были использованы следующие методы: наблюдение и сбор фактов, описание, метод анализа и синтеза, сравнение, графический метод и приведение статистических данных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4
 

    Трудовые ресурсы
    2.1.Сущность структура и показатели оценки
     Трудовые ресурсы — это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.
     Из  этого определения вытекает, что  трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, людей, занятых  экономической деятельностью (в  различных отраслях), а с другой, — не занятых, но которые могут  трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. [1]
     Принадлежность  человека к трудовым ресурсам также  определяется его возрастом. Существуют определенные возрастные границы (возрастной ценз), пребывая в которых (при прочих равных условиях), человек относится к трудовым ресурсам. Эти границы обычно регламентируются национальным трудовым законодательством. Различают следующие фазы воспроизводства трудовых ресурсов: фаза формирования, фаза распределения и перераспределения и фаза использования.
     Фаза  формирования характеризуется естественным воспроизводством трудовых ресурсов, восстановлением способности к  труду реальных работников и получением людьми образования, специальности  и определенной трудовой квалификации.
     Фаза  распределения и перераспределения в условиях рыночной экономики, в основном, обеспечивается функционированием рынка труда и характеризуется распределением рабочей силы по сферам занятости, отраслям экономики, видам работ, предприятиям, регионам и районам страны.
     Фаза  использования состоит в использовании экономически активного населения на конкретных предприятиях и в экономике в целом.
1-Адамчук  В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика  труда. М.: Финстатинформ, 2004.237с.
     5
     Существуют  экстенсивный и интенсивный типы воспроизводства трудовых ресурсов.
        Экстенсивный тип воспроизводства характеризуется увеличением численности трудовых ресурсов без изменения их качественных характеристик.
     Интенсивный тип воспроизводства предусматривает  изменение качественных характеристик  рабочей силы. К ним относят: рост образовательного уровня работников, их квалификации, физических и умственных способностей и т.п.Структура трудовых ресурсов многогранна и включает различные компоненты и характеристики трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы могут быть структурированы по различным признакам: возрасту, полу, образованию, профессии, религии, занятости, по сферам экономики, месту жительства и т.п. (рис.1).
 
     
     Рис.1. Структура трудовых ресурсов
 
     С экономической точки зрения, основными  структурными составляющими трудовых ресурсов являются: экономически активное и экономически неактивное население.
 
 
 
     6
     Экономически  активное население - это совокупность трудоспособных занятых и безработных граждан, которая обеспечивает предложение рабочей силы для товарного производства и сферы услуг в определенном периоде. Уровень экономической активности населения (Уэа) характеризуется удельным весом численности экономически активного населения в его общей средней численности в анализируемом периоде.
     Уровень экономической активности населения
 
    Уэа =
     Где: Чэа – численность экономически активного населения.
     В 2009 году экономически активное население, по расчетам статистического ведомства Российской Федерации, достигло 75,3 млн.человек, что составляет 53% от общей численности населения Российской Федерации. В 2010 году экономически активное население составило 75 млн. человек. Всё экономически активное население делят на занятых и безработных.
     Занятые - лица обоего пола от16 лет и старше, а также лиц младших возрастов, которые в рассматриваемый период
     -выполняли  работу по найму за вознаграждение  на условиях полного или неполного  рабочего дня, а также иную  приносящую доход работу.
     - временно отсутствовали на работе  из-за болезни, отпуска, забастовки, выходных дней и других причин.
     -выполняли  работу без оплаты на семейном  предприятии.
     Безработные-лица от 16 и старше, которые в рассматриваемый период
     -занимались  поиском работы
     -были  готовы приступить к работе
     - проходили обучение или переподготовку  по направлению службы занятости
     7
     Безработица. В конце февраля 2010г., по оценке, 6,4 млн.человек, или 8,5% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,0 млн.человек, в том числе 1,7 млн.человек получали пособие по безработице.
     Экономически  неактивное население – это население, которое по каким-либо причинам не создает предложения рабочей силы. Обычно, к экономически неактивному населению относят следующие его категории:
    Учащиеся и студенты дневной формы обучения
    пенсионеры по возрасту и других категорий, согласно национального трудового законодательства;
    инвалиды соответствующих групп (согласно законодательства);
    домоработники и работающие по уходу за детьми, больными и т.п.
    работающие лица, которые по каким – либо причинам прекратили поиск работы (исчерпали все возможности найти подходящую работу, оставили надежду найти работу);
    обеспеченные лица, у которых нет необходимости (желания) работать с целью получения трудового дохода.
 
     Количественные  изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов.
     Абсолютный  прирост определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на конец и начало рассматриваемого периода .Обычно это может быть год или более длительный отрезок времени.
 
 
 
8
     Темп  роста рассматривается как отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода. Если рассматриваются темпы за ряд лет, то среднегодовой темп роста определяется как средняя геометрическая по формуле:
 
 
 
     где:Трс  — среднегодовой темп роста;
     п — число лет;
           — численность в конце периода;
           — численность в начале периода.
     Темп  прироста рассчитывается по формуле:
 
 
 
     где:Тпрс—  среднегодовой темп прироста. [1]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
_____________________________________________________________________________
1- Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов. М.: Высш. шк., 2007. 207 с.
     9
2.2.Использование  трудовых ресурсов
          Размещение населения по территории России было рассмотрено в соответствующем разделе курсовой работы. Но прежде чем перейти к вопросу использования трудовых ресурсов нужно отметить, что размещение населения и размещение производства являются сложными взаимодействующими процессами. В свою очередь размещение трудовых ресурсов и всего населения играет важную роль в размещении производства. Само наличие или отсутствие населения на той или иной территории является фактором, способствующим развитию производства или, наоборот, тормозящим его.
     Регулирование распределения и перераспределения  общественного труда между отраслями  народного хозяйства, повышение трудообеспеченности городов становится центральной задачей органов управления. Мобильность трудовых ресурсов, необходимость перераспределения их в пользу приоритетных отраслей - процесс закономерный, и он вызван главным образом ускорением научно-технического прогресса и интенсификацией производства.
     Нередко возникают диспропорции в отраслевой и территориальной трудовой обеспеченности. Одним из рычагов их размещения является проведение эффективной демографической  и социальной политики, способствующей росту населения в городах с напряженным балансом трудовых ресурсов. Очень важно при этом размещать трудоемкие производства в трудоизбыточных городах с одновременной подготовкой рабочих кадров из местной молодежи.
     Вот почему требуется постоянно уделять внимание совершенствованию размещения производительных сил, которое должно обеспечивать экономию общественного труда, комплексное и высокоэффективное развитие каждого малого и среднего города.
 
     10
     2.3.Эволюция взглядов на понятие "трудовой потенциал"
        Для определения сущности категории "трудовой потенциал" прежде всего необходимо проследить эволюцию взглядов на понятие "трудовой потенциал".
     В нашей стране довольно давно стали  затрагиваться вопросы о роли человека в социально-экономическом  развитии страны. В связи с этим в научный оборот стали вводиться такие понятия, как "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "трудовой потенциал". Эти термины часто отождествлялись, поэтому необходимо выяснить различия и особенности каждой из них для комплексного изучения сущности категории "трудовой потенциал".
     Появление в российской социально-экономической  литературе в конце 70-х - начале 80-х  годов ХХ в. термина "трудовой потенциал" существенно потеснило традиционную категорию "трудовые ресурсы", которая  впервые была введена в научный оборот и практику планово-учетной работы в 1922 г. академиком С.Г. Струмилиным и рассматривалась как рабочая сила данной страны или народа в возрасте 16 - 49 лет.
     Трудовые  ресурсы первоначально трактовались как учетно-статистическая категория, необходимая для разработки их баланса, и длительное время рассматривала население главным образом в статистико-демографическом аспекте. Это дало основание многим исследователям трактовать трудовые ресурсы как трудоспособное население в трудоспособном возрасте. При этом границы возраста на разных этапах социально-экономического развития страны несколько раз менялись. В настоящее время под трудовыми ресурсами понимают часть населения, занятую в народном хозяйстве или способную работать, но не работающую по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включаются: население в трудоспособном возрасте , кроме инвалидов 1-й и 2-й групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях.
     11
     К трудовым ресурсам относятся также  фактически работающие подростки и пенсионеры. [1]
     Введение  в 20 - 30-е годы в научный оборот понятия "трудовые ресурсы" не было случайным и было обусловлено  ходом социально-экономического строительства, когда большие массы населения  перемещались в города и районы нового экономического освоения. При этом трудовые ресурсы рассматривались преимущественно с количественной точки зрения как один из видов естественных ресурсов, необходимых для общественного производства. Одностороннее отношение к трудовым ресурсам сузило их восприятие в общечеловечеcком контексте и породило иллюзию их неисчерпаемости и неограниченности.
     В 70-е годы многие экономисты стали  пользоваться термином "трудовой потенциал", которые первоначально служил синонимом "трудовых ресурсов". Одна из первых попыток разграничить указанные понятия принадлежит В.Г. Костакову. Он предложил следующую трактовку понятия трудовой потенциал: "Трудовой потенциал - это запасы труда. Они зависят от общей численности трудовых ресурсов и их структуры по полу и возрасту, уровня занятости по полу и возрасту, накопленных знаний, степени соответствия демографической структуры работающих условиям повышения эффективности труда, социальной мобильности (территориальной и профессиональной)". [2]
     Для начального этапа исследования трудового  потенциала характерной была следующая ситуация - стремление более объемно выразить категорию "трудовые ресурсы" как единство их количественных и качественных параметров при ведущей роли последних, учитывающих образовательный уровень, профессионально - квалификационную подготовку и мобильность контингентов трудовых ресурсов.
1-Меликьяна Г.Г., Колосовой Р.П.. Экономика труда и социально-трудовые отношения М.: Изд-во МГУ, 2006. 256с.
2-Новицкий А.П. Население и трудовые ресурсы М.: Мысль, 2005. 338с
12
          Это стремление привело к тому, что некоторые авторы стали включать в число социально-экономических параметров неограниченное количество факторов, характеризующих всю совокупность социально-экономических и организационно-управленческих возможностей, определяющих условия трудовой деятельности. Подобное понимание трудового потенциала было изложено, например, в монографии А.С. Панкратова, в которой рассматриваемое понятие трактовалось как интегральная форма, количественно и качественно характеризующая способность общества в динамике обеспечить человеческий фактор производства в соответствии с требованиями его развития.
     Наряду  с этими понятиями существовала категория рабочая сила, которая  представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует для производства материальных благ и услуг.
     В связи с этим, трудовой потенциал - это персонифицированная рабочая  сила, рассматриваемая в совокупности своих качественных характеристик. [1]
Подходы к понятию "трудовой потенциал"
         На современном этапе развития представлений о потенциале сложились три направления.
     Сторонники  первого считают, что потенциал - это совокупность необходимых для  функционирования или развития системы  различных ресурсов, главным образом  экономических, непосредственно связанных с функционированием производства и ускорением научно - технического прогресса.
     Сторонники  второго представляют потенциал  как систему материальных и трудовых факторов (условий, составляющих), обеспечивающих достижение целей производства.
1-Корнейчук Б.В. Экономика труда-М.:Гардарика,2007. 286с.
13
     Сторонники  третьего рассматривают потенциал  как способность комплекса ресурсов решать поставленные перед ним задачи, т.е. потенциал - это целостное выражение  совокупной возможности коллектива для выполнения каких-либо задач. На этой основе делается вывод о синергетическом эффекте, совокупной возможности коллектива, т.е. чем удачнее сложилась структура объекта, чем в большем соответствии находятся его структурные и функциональные элементы, тем выше его потенциал и эффективность.
     Представление о сущности потенциала предопределяет подход к его оценке, измерению  и управлению. Действительно, когда  потенциал рассматривается как  совокупность ресурсов, его оценка заключается в установлении качественных и количественных характеристик отдельных видов ресурсов, причем их взаимное влияние не учитывается и не измеряется. Когда речь идет о системе ресурсов, то характеристики ее отдельных составляющих должны дополняться показателями, описывающими систему в целом.
     Рассматривая  потенциал как способность ресурсов давать определенные результаты и обеспечивать функционирование системы, следует  учитывать и выражать в показателях  все факторы, которые определяют такую способность. Для этого  необходимо иметь как характеристики ресурсов всех видов, так и их результирующие (системные) характеристики, знать способ их использования и управления ими. Другими словами, необходимо знать не только ресурсы, но и накопленные, однако еще не используемые резервы.
     Потребность в резервах — идея не новая. К ней постоянно обращено внимание экономистов, правомерно считающих, что сознательно устанавливаемые обществом пропорции лишь в том случае обеспечивают действительно планомерное развитие, если общество располагает достаточными резервами.
     14
        Различие между понятиями «потенциал» и «резервы» заключается в том, что «потенциал» содержит как сущее, так и потенциальное, а «резервы» — только потенциальное, неиспользованное. Используемые резервы, таким образом, есть существенная часть потенциала. При этом уместно напомнить, что функции резервов шире, чем сглаживание стихийных бедствий или учет изменений международной обстановки. Важнейшей функцией резервов является предотвращение нарушений хода воспроизводства вследствие ускорения научно-технического прогресса, внедрения инноваций. Чтобы добиться полного и рационального использования резервов, каждый коллектив должен хорошо знать свой потенциал, иметь необходимое представление о его уровне.
     В каждом определенном периоде на предприятии или в его подразделениях образуются отклонения между созданными возможностями и их действительным использованием. Принимая форму неиспользованных возможностей, они выступают в виде производственных резервов, которые, в конечном счете, отражают степень использования производственного и трудового потенциала.
     «Резерв»  — термин французского происхождения, означающий «запас». В словаре русского языка отмечается, что резерв —  это запас, откуда черпают новые  силы, ресурсы. Но чтобы иметь резервы, необходимо их создавать. В этом и состоит принципиальный вопрос формирования производственного и трудового потенциала.
     Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует  в себе одновременно три уровня связей и отношений:
     во-первых, отражает прошлое, т.е. представляет собой  совокупность свойств, накопленных  системой в процессе ее становления  и обусловливающих ее способность  к функционированию и развитию.
 
     15
       В этом плане понятие «потенциал»  фактически принимает значение понятия «ресурс»;
         во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей. Это позволяет провести различие между реализованной и нереализованной возможностями. В этой своей функции понятие «потенциал» отчасти совпадает с понятием «резерв». Рассматривая структуру потенциала с этих позиций, следует учитывать, что в первом случае оставшиеся в нереализованном виде структурные элементы потенциала ведут к снижению эффективности его функционирования (например, неиспользуемые в работе трудовые навыки утрачиваются, нереализованные личностные способности разрушаются), а во втором случае «избыточный» запас сил и способностей работника обеспечивает гибкость и маневренность развития системы по отношению к меняющимся условиям труда; в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, потенциал содержит в себе в качестве «потенции» элементы будущего развития.
     Уровень потенциала, характеризуя наличное состояние  системы, обусловлен тесным взаимодействием  всех трех вышеперечисленных состояний, что и отличает его от таких, на первый взгляд, близких ему понятий, как «ресурс» и «резерв».
     Подход  к рабочей силе как к ресурсу  означает, во-первых, отказ от представлений  о рабочей силе как «даровом богатстве», освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны государства и предприятий, и,
 
 
     16
  во-вторых, признание проблемы нехватки отдельных категорий квалифицированных работников по сравнению с потребностями производства, что делает необходимым управление процессом использования наиболее важных и дефицитных их категорий. Таким образом, отличие концепции «трудовой потенциал» от концепции «рабочая сила» состоит в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением на производство лучшей по качеству рабочей силы, ее обучением, поддержанием в трудоспособном состоянии и созданием условий для ее дальнейшего совершенствования.
     Трудовой потенциал общества: сущность, показатели и структура. Слово «потенциал» означает средство, закон, источники, которые могут быть использованы в экономике как «ресурсный потенциал».Понятие «трудовой потенциал» появилось в науке (экономической литературе) и средствах массовой информации в 70-е годы, а в научный оборот вошло в 80-е годы. В 90-х годах термин «трудовой потенциал» стал использоваться в государственных и Во всем мире пришли к признанию решающей роли главной производительной силы человека. «Человеческий потенциал» получил признание как главный капитал рыночного хозяйства.
     Трудовой  потенциал – это интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой определяются возможности отдельного человека, различных групп работников и трудоспособного населения в целом по участию в общественно полезной деятельности.[1]
 
 
 
 
___________________________________________________________
1-Кунельский  Л.Э. Повышение эффективности  использования трудовых ресурсов. - М.: Экономика, 2000.254с
17
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.