На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Место Таможенного тарифа в реализации таможенной политики Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственный таможенный комитет Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего  профессионального образования
«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

_____________________________________________________________________________
Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
по дисциплине «Тарифное – нетарифное регулирование  внешнеэкономической деятельности» 
 
 
 

Тема: Место Таможенного  тарифа в реализации таможенной политики Российской Федерации  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Работу выполнил:
                                              слушатель Иванов О.И. группа 334
                                              таможня Владивостокская  

                                              Работа получена:
                                              деканатом _____________
                                              кафедрой ______________
                                              преподавателем ___________
                                              оценка ________________
                                              подпись ________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток
2004 

Содержание

 

    Введение

 
 
     Учитывая  значение внешней торговли для любой страны, представляется актуальным провести изучение влияния таможенно-тарифной политики Российской Федерации фискальным интересам государства.
     Цель  настоящей работы – изучение механизма  действия тарифных методов регулирования внешней торговли, определение влияния таможенных платежей на доходную часть бюджета.
     Первая  глава работы посвящена рассмотрению сущности, целей и назначения таможенной политики Российской Федерации.
     Вторая  глава посвящена роли таможенного  тарифа в реализации целей таможенной политики России. В ней представлены теоретические положения о последствиях введения таможенного тарифа на импорт и экспорт товаров для отечественных производителей таких товаров, их потребителей внутри страны и государственного бюджета и дана оценка фактического уровня таможенной защиты отечественных товаров от иностранной конкуренции.
     В третьей главе даны предложения  по совершенствованию таможенного тарифа в целях создания эффективного защитного механизма в отношении импортируемых товаров и полноты сбора таможенных платежей. внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Рассмотрены основные товарные группы, экспортируемые и импортируемые РФ, а так же перспективы внешнеэкономической деятельности.
     При выполнении работы учтена сформированная нормативная база, отражающая таможенно-тарифную политику государства. Кроме того, в работе использованы данные по таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации.
 

    1 Сущность, цели таможенной  политики Российской  Федерации

 
  Таможенная политика нашей страны имеет свою историю, свои характерные этапы развития. Если в 20-х - начале 30-х годов Советский Союз проводил активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем она перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые  товары покрывались из госбюджета и не оказывали существенного влияния  на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок.
  Важными элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали  советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров.
  Таможенные тарифы1930, 1961 и 1981 гг., которые действовали в период командно-административного управления внешнеэкономическими связями, оказались по сути рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом  экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран,  как США и Япония - 10 - 12 тысяч. Тарифу образца 1981 г. было присуще несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившимся на внутреннем  и внешних рынках. Так, на большинство видов машин  и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы - до 15%, химические продукты -5-10% . И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные доходы", в результате чего, организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требовалась разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности [19, с.213].
  Таможенная  политика России определяется высшими  органами государственной власти и  управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства. Целями таможенной политики России являются:
      а) интеграция хозяйства страны в мировую  экономику;     
      б) защита и стимулирование экономического развития России;     
      в) создание условий для функционирования российского рынка и  рынка стран СНГ;    
      г) укрепление торгового и платежного баланса страны;   
      д) рост доходов государственного бюджета;    
      е) упрочение торгово-политических позиций  России;    
      ж)противодействие  дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;     
      з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными  странами, контактов между людьми;  
      и) охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей  среды;    
      к) защита государственной и общественной безопасности;
      л) защита прав и законных интересов  граждан, предприятий, объединений и организаций,  культурного и исторического наследия народов России.
  Таможенный  тариф России построен на базе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), представляющей собой «российский вариант» Номенклатуры Гармонизированной системы. Согласно структуре ТН ВЭД каждый товар имеет свой отличительный 9-ти значный код, позволяющий точно идентифицировать этот товар. На базе данных, содержащихся в ТН ВЭД, работает таможенная статистика, оформляется вся товаросопроводительная документация, в том числе и грузовая таможенная декларация.
  Отличительной особенностью таможенного тарифа России является наличие таможенных пошлин на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации. Перечень товаров, облагаемых вывозной пошлиной, а также размеры взимаемой пошлины часто изменяются по распоряжению Правительства России с целью оперативного реагирования на изменение ситуации внутри страны и за рубежом. В течение последнего десятилетия таможенное регулирование импортных операций претерпело серьезные изменения. С 15 января 1992 в соответствии  с Постановлением Правительства РФ № 32 «О таможенных пошлинах на импортные товары» было отменено взимание пошлин и других сборов, кроме платы за таможенные процедуры, при ввозе товаров на территорию России. Такой шаг мотивировался необходимостью создания условия для насыщения потребительского рынка и перехода на экономические методы регулирования ввоза товаров в страну, что предусматривало разработку и введение новых таможенных пошлин к 1 апреля 1992 г. Однако на практике это решение Правительства не было осуществлено в намеченный срок и ввозимые в Россию товары зарубежного производства не облагались пошлинами в течение почти полугода. Столь длительный период, потребовавшийся для подготовки импортного таможенного тарифа, объясняется рядом причин, в числе которых необходимо особо отметить сложность определения оптимальных размеров ввозных пошлин, которые бы, с одной стороны, обеспечивали интересы российских производителей товаров и приносили существенный доход государству, а с другой стороны, не привели к значительному сокращению поставок товаров в Россию, вызывая тем самым очередной дефицит тех или иных товаров на внутреннем рынке страны.
  Вплоть  до конца 80-х годов регулирование  внешнеэкономических связей России определялось особенностями советской  экономики, основанной на централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов.
  Система государственной монополии внешней  торговли жестко отделяла внешний рынок  от внутреннего. Распределение ресурсов было лишь в незначительной степени  ориентировано на концепцию сравнительных  преимуществ, главной же его целью  было обеспечение производственных нужд в бывшем СССР. Импорт решал задачу получения недостающих товаров, а экспорт обеспечивал необходимые средства платежа. Все союзные объединения монопольно специализировались на экспорте (импорте) отдельных товаров.
  Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительно специализированным государственным организациям - 95% внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли (позже - Министерства внешних экономических связей).
  На  внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, в то время как на внутреннем они закупались по фиксированным национальным. Возникающие прибыли и убытки покрывались за счет государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали торговую деятельность этих объединений.
  Монополизация внешнеторговой деятельности, оторванность производителей от мирового рынка, косвенная  связь с ним через обязательных внешнеторговых посредников, подчиненность  задач внешнеторговой деятельности, призванной компенсировать дисбалансы в национальном хозяйстве, - все это приводило к ухудшению качества производимой продукции, нерациональной структуре экспорта и импорта.
  Последовательной  реорганизации подверглась таможенно-тарифная система страны. Из чисто символической структуры, перераспределявшей средства между отдельными статьями государственного бюджета, тариф превратился в важный инструмент торговой политики.
  Таможенный  тариф России, действующий в настоящее  время, представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каждому товару соответствуют различные уровни ставок таможенных пошлин в зависимости от режимов, применяемых в отношении стран происхождения товара.
  Тариф предусматривает не только адвалорный порядок начисления ставок таможенных пошлин, но и возможность использования двух новых: в экю за физическую единицу ввозимого товара, т.е. специфические пошлины, и комбинированный порядок начисления. На некоторые виды сельскохозяйственной продукции растительного происхождения введены сезонные пошлины с ограниченным сроком действия.
  Вводится  также налог на добавленную стоимость, исчисляемый с величины, включающей таможенную стоимость товара, импортную  пошлину и сумму акциза.
  Итак, наблюдается тенденция к фискальному  обложению импорта, а также разработка четко выраженных протекционистских правительственных программ. По сравнению с национальным производством импортные товары ставятся в заведомо невыгодное положение не только потому, что облагаются дополнительными высокими пошлинами, но и в связи с явно завышенной базой для взимания налога на добавленную стоимость.
  Особенностью  прежнего таможенного режима России являлось применение экспортных налогов, взимаемых с целью уравнивания  внутренних и внешних цен, в первую очередь сырьевых товаров, и пополнения госбюджета.
  Как было сказано выше, ставки экспортных пошлин постоянно менялись в течение 1992 - 1994 годов. Изменения касались также  систем и условий льготного налогообложения. Например, в середине 1992 года был  проведен пересмотр в сторону увеличения системы прямых экспортных налогов. В число товаров, облагаемых экспортными пошлинами, были включены продовольственные и фармацевтические товары, химические продукты. По существу, запретительные ставки дополнительных налогов на экспортную торговлю увеличились с 15 до 30%.
  Очередные изменения ставок пошлин были проведены  в 1994 году в связи с принятием  очередного таможенного тарифа. Под  давлением промышленных групп были увеличены импортные пошлины  на промышленные товары, конкурирующие  с национальным производством. Уровень налогообложения повысился до 25 - 30%.
  Основным  методом определения таможенной стоимости товара, закрепленным в  таможенном тарифе России, выступает  признаваемый и рекомендуемый ГАТТ метод определения по цене сделки с ввозимыми товарами или идентичными (однородными) по расчетной цене товарами.
  Такое построение таможенной оценки приближает Россию к использованию мировых  норм и правил. В действительности проверка такой оценки крайне затруднена, поскольку государственные органы в состоянии проконтролировать лишь весьма ограниченное число внешнеторговых сделок. На практике реальный контроль осуществляется лишь над очень крупными сделками.
  Работники таможенных органов далеко не всегда хорошо разбираются в товарной номенклатуре: в ряде случаев провозится иной товар, нежели тот, что указан по коду ТН ВЭД. Могут возникнуть конфликтные ситуации, когда цены на широко известные товары уменьшены по вполне законным причинам, например, при ввозе бывшей в употреблении техники, товаров с нестандартной или нарушенной упаковкой и т.д.
  Среди других мер, призванных непосредственно  воздействовать на цену импортированных  товаров, нужно отметить акцизные сборы, налог на добавленную стоимость  и, наконец, импортные субсидии.
  Акцизные  сборы и налог на добавленную стоимость идентичны аналогичным сборам, взимаемым с национальных товаров. Исключение составляет дискриминационная практика взимания с иностранных товаров налога на добавленную стоимость на базе совокупной стоимости товара, включая и пошлину.
  Система таможенно-тарифного налогообложения дополняется широким использованием импортного субсидирования.
  Импортное субсидирование представляет собой  рудимент прежней распределительной  системы с целью выравнивания различий во внешних и внутренних ценах. Для избежания негативных последствий, вызванных дорогостоящим импортом, российское государство субсидирует ввоз жизненно важных для населения и экономики страны товаров.
  Спектр  товаров, охватываемых импортными субсидиями, достаточно широк и включает такие  товары, как продовольствие, запасные части, медицинские товары и лекарства. Основанием для предоставления субсидий служат доводы гуманистического характера, необходимость замены износившегося оборудования, задача подъема жизненно важных для экономики отраслей и т.д.
  На  практике величина субсидий зависит  от силы и организованности лоббистских  группировок в парламенте и Правительстве.
  Источниками субсидирования обычно являются займы, получаемые Правительством от иностранных  государств, банков или международных  организаций.
  На  практике система субсидирования далеко не всегда выполняет свои задачи и  оправдывает вложенные в нее  средства. Минуя намечаемых потребителей, товары попадают в коммерческую торговлю, где продаются по рыночным ценам. Это особенно часто происходит с продовольственными товарами и медикаментами.
  Регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика России непоследовательны  и противоречивы; они отражают, в  свою очередь, общую ситуацию, характеризующуюся  значительными колебаниями общеэкономического и общеполитического курса.
 

2 Роль таможенного  тарифа в реализации  целей таможенной  политики Российской  Федерации

   2.1 Таможенно-тарифное  регулирование

 
  Объективная потребность в международном  регулировании торговли с помощью  единых норм и правил начала осуществляться уже в 30-х годах.
  На  сегодняшний момент сложилась система  регулирования международных экономических отношений, закрепленная в договоре 1994 г. о создании Всемирной торговой организации. Официально провозглашенной целью ВТО является обеспечение мирового экономического развития путем создания условий для свободной торговли товарами и услугами.
  После второй мировой войны были предприняты  попытки создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию внешнеторговой политики. По поводу одного из разделов соглашения об образовании международной организации, посвященного вопросам тарифов, были проведены специальные переговоры в Женеве. Результатом их стало подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли, получившего название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Вступив в силу с 1 января 1948 года, это соглашение как бы дополняло в таможенно-тарифной сфере работу Международного валютного фонда (МВФ).
  Многочисленные  договоренности, созданные в развитие ГАТТ, такие как, Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ, Кодекс об импортном лицензировании, Кодекс по техническим барьерам в торговле, Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (конвенция Киото), Гармонизированная система описания и кодирования товаров являются основой мировой торговли 90-х годов.
  Всемирная торговая организация была образована по итогам так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1993 гг.), проходивших в рамках ГАТТ, которое после начала функционирования ВТО (с 1 января 1995 г.) стало ее составной частью.
  Условиями полноценного включения России в  общую систему является вступление России в ВТО. Присоединение к  ВТО – перспективная задача, но не самоцель, а необходимое условие  создания в России эффективной конкурентоспособной экономики. По мере приближения к этой цели должно возрастать и сходство российского внешнеторгового режима с требованиями ВТО. Однако, полное внедрение этих требований в российскую практику следует рассматривать как перспективу, а не как исходный пункт включения российской экономики в мирохозяйственную систему [17, c. 120].
  Россия  на протяжение последних лет провела  большую работу по приспособлению своего механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ГАТТ/ВТО. К настоящему времени осуществлены следующие основные меры в этом направлении:
  1) признание принципа свободы торговли, права каждого юридического и физического лица заключать экспортно-импортные сделки;
  2) признание основным регулятором  внешней торговли таможенного тарифа, сведение к минимуму других средств регулирования;
  3) признание принципа наибольшего  благоприятствования во внешней  торговле (в настоящее время соответствующий  режим предоставлен более чем  120 государствам, включая всех важнейших участников международной торговли);
  4) признание принципа национального  режима в отношении импортных товаров (сертификация этих товаров осуществляется на основе российских стандартов, а также применение равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов);
  5) признание принципа национального  режима в отношении прав интеллектуальной собственности (российское законодательство на равных основаниях охраняет права резидентов и нерезидентов);
  6) отказ от субсидирования экспорта;
  7) утверждение общепринятой номенклатуры  таможенного тарифа, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
  8) утверждение системы таможенного  контроля, базирующийся в основном на принципах ГАТТ, включая порядок декларирования, проверки, таможенного оформления товаров, определения их таможенной стоимости на основе реальной стоимости контракта;
  9) разрешение торговых споров путем  проведения консультаций и переговоров.
  Возможность повышения импортных пошлин с началом переговоров о вступлении в ВТО сузились. Средний уровень ставок пошлин российского таможенного тарифа  различен в зависимости от методологии подсчета, но в любом случае он значительно превышает 10%. Между тем в развитых странах этот уровень составляет порядка 4 - 5%, а на готовые изделия - 6,2% (что, впрочем, не мешает, используя дифференцированные ставки, осуществлять эффективную защиту узких, но важных секторов экономики). Согласно требованиям ВТО средний уровень ставок национальных таможенных пошлин не должен повышаться, а может только понижаться. Повышение пошлин на импорт одного товара, следовательно, должно будет сопровождаться понижением тарифов на другой товар.
  Россия  пока не является членом ВТО, однако, она  имеет с подавляющим большинством стран мира соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле..
  Классическим  инструментом регулирования внешней  торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.
  Если  первоначально таможенные пошлины  использовались в фискальных целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет.
    Чем выше уровень экономического  развития страны, чем богаче и  разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной экономики благоприятных условий развития в настоящем и  в будущем. И как следствие усиление роли таможенного тарифа  и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда.
  Импортный таможенный тариф заслуженно считается  основным инструментом регулирования внешней торговли.  При этом в процессе развития международной торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор.
  Российский  тариф необходимо совершенствовать таким образом, чтобы он максимально  соответствовал задаче защиты экономических  интересов страны  пространства.  
  В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как  нарастали различные косвенные барьеры регулирования внешней торговли - такие, как разнообразные технические стандарты или добровольные экспортные ограничения на основе неформального соглашения. Решительные действия по устранению подобных ограничений проводит ВТО. Рекомендации данной организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во внешнеторговом регулировании. Средние ставки тарифов экономически развитых стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров. При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации такая защита оказывается весьма эффективной.
  В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что  таможенный тариф может быть эффективным  орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для  определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития.
      Играя роль непосредственного регулятора, таможенный тариф в то же время  выполняет и другую функцию - является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта. 
      Дадим более подробную характеристику функций таможенного тарифа:
    фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;
    защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
    регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства,  на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;
    торгово - политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.
      Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком.
        Многоплановость и специфика  влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий. 

     2.2 Защита внутреннего рынка Российской Федерации

 
      Таможенные  тарифы промышленно развитых стран  строятся так, чтобы уровень налогообложения  увеличивался одновременно с увеличением  степени обработки товара. Например, если таможенная пошлина на импорт необработанного хлопка отсутствует, т.е. равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7 - 9%, а для изделий уже может достигать 20%.
      Таким образом, производитель хлопчатобумажных изделий, покупая беспошлинно иностранный  хлопок, получает фактический уровень таможенной защиты, намного превышающий номинальную величину таможенной пошлины. На практике эта величина тем больше, чем выше доля сырья, ввозимого беспошлинно или с минимальными пошлинами.
      Величина  действительной ставки таможенной защиты оказывается тем больше, чем выше разница между величинами пошлин на готовое изделие и сырье и чем большая доля сырья входит в готовое изделие. Уровень действительной (или эффективной) таможенной защиты (уровень эффективного протекционизма) определяется по формуле:
                                                           t - a1t1
                                               q =                       ,  
                                                          1 - a1 

где t - номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;
a1 - доля стоимости импортированного сырья в цене конечного продукта в условиях отсутствия таможенного тарифа;
t1 - номинальный тариф на импортное сырье. 
 

Из формулы  следует, что уровень защиты повышается не только по мере увеличения разницы в величинах пошлин на сырье и готовые изделия, но и по мере понижения степени обработки, т.е. уменьшения добавленной стоимости. Такая практика оказывается особенно дискриминационной по отношению к развивающимся странам, стремящимся к постепенному повышению степени обработки вывозимого сырья, облагораживанию своего экспорта.
      Таким образом, номинальный уровень пошлины  определяется исходя из общей цены конечного продукта и он важен  для потребителя данного товара. Уровень действительной или эффективной таможенной защиты имеет большое значение и для производителя, принимающего решение о начале производства товара. Проблемы возникают и при попытках нахождения уровней таможенного тарифа отдельных стран и их сравнения. До сего времени не существует единого официально признанного метода сравнения величин таможенных пошлин.
      Если  используются невзвешенные показатели, то тарифы, которыми облагаются малозначимые или практически неимпортируемые  товары, оказываются такими же значимыми, что и товары, завозимые в большом объеме.
      Взвешивание величины тарифов может быть сделано  либо по отношению к стоимости  импорта, либо по отношению к величине национального производства. Если использовать данные о национальном производстве, то результаты окажутся более наглядными, поскольку они определяют значение таможенно - тарифной системы для промышленности. Вместе с тем проведение расчетов связано с трудностями, поскольку классификация тарифов и структура производства не всегда совпадают.
      Неодинаковые  ставки для различных товаров и сложная процедура применения тех или иных видов таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения затрудняют определение эффективных уровней ставок таможенной пошлины и их сравнение по странам.
      Проведенное, хотя и с некоторыми допущениями, сравнение уровней таможенной защиты (на базе средневзвешенных пошлин) развитых стран показывает постепенное уменьшение величины таможенных тарифов с 30 - 40% в 50-х годах до 3 - 4% в начале 90-х годов. Противоположная тенденция просматривается в таможенно - тарифных законах России. 
 

     2.3 Анализ последствий  введения таможенного  тарифа

 
     Таможенная  пошлина на импорт относится к  наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым  мерам государственного регулирования  внешней торговли. Рассмотрим последствия введения таможенного тарифа на импорт. При анализе, с помощью неоклассической концепции, будем исходить из следующих положений:
    пошлина (налог) взимается с товара, пересекающего национальную границу;
    вкусы, доходы и привычки потребителей не меняются;
    не учитываются технологические нововведения;
    не принимаются во внимание тарифы на сырье, используемое для производства товара;
    не учитываются транспортные расходы.
     Будем полагать, что иностранный поставщик  готов поставлять любые количества товара по данной цене, то есть полностью удовлетворить потребности данной страны.
     На  рисунке1 линия DD1 обозначает изменение  величины потребления товара в зависимости  от изменения цены; линия SS1 показывает количество производимых национальной промышленностью товаров, изменяющихся в зависимости от изменения цен.
     При цене P1 из общего количества потребляемого  товара Q0Q4 на долю местного производителя  будет приходиться величина Q0Q1, в  то время как на долю иностранного поставщика придется величина Q1Q4.
     При введении импортной пошлины Т1, цена товара повысится до уровня Р2. Общее количество уменьшившегося потребления будет определяться величиной Q3Q4, и в то же время национальные производители увеличат объем производства на величину Q1Q2. Потери иностранных поставщиков будут равны сумме отрезков Q1Q2 и Q3Q4.

                        Цена
         Товара                                                   D                              S
                           P 
 
 

                P2                                          S2                              D2
               
                    T1               a
                                  b                      c                  d
                P1                                                                                            D1
                                                                                                                                   L               
                                        S1 
 


               0
                                   Q1                         Q2                         Q3             Q4          Количество
     Рис. 1  Последствия введения таможенного  тарифа на импорт
 
     Площадь прямоугольника Р1Р2D2L будет определять величину потерь или дополнительных расходов, понесенных потребителями  в связи с увеличением цены товара. Эта сумма включает дополнительные прибыли, полученные национальными производителями (четырехугольник «а»), и потери общества, возникающие в связи с тем, что в производство вовлекаются новые, менее эффективные факторы, использование которых стало возможным благодаря протекционистской политике правительства (треугольник «b»). Треугольник «d» показывает потери, возникающие в связи с уходом с рынка части иностранных производителей, а прямоугольник «c» - величину дохода государства, в казну которого поступают таможенные платежи.
     Таким образом, введение таможенного тарифа на импорт привело к перераспределению доходов от потребителей в пользу государственного бюджета и производителей в импортозамещающих отраслях. Совокупный выигрыш производителей и государства, равный (а+с), оказался меньше, чем проигрыш потребителей, составляющий (a+b+c+d). В результате, введение таможенного тарифа привело к чистым потерям благосостояния общества, соответствующим области (b+d).
     В реальных условиях последствия введения таможенной пошлины будут различаться  в зависимости: от величины вводимого тарифа; от доли импорта данной страной товара, на который вводится таможенная пошлина либо изменяется ее ставка, в общем объеме мировой торговли этим товаром; от эластичности предложения товара со стороны экспортеров; от эластичности спроса потребителей; от наличия и состояния отечественного производства товара в стране-импортере и других факторов.
     Если  доля страны в закупках товара на мировом  рынке очень мала, и сокращение ее импорта оказывает слабое воздействие  на мировую цену, то эффект таможенной пошлины совпадает с тем, что показано на рисунке 1.
     Другие  последствия возникают в ситуации монопсонии, то есть монопольной власти покупателя (страны-импортера). Это  может происходить, когда большая  страна с емким рынком является очень крупным импортером, и страны-экспортеры оказываются в зависимости от конъюнктуры на ее внутреннем рынке. В этом случае большая страна становится монопольным покупателем, и введение таможенного тарифа на импорт может принести ей чистый выигрыш, то есть превышение выигрыша производителей и государства над потерями производителей.
     На  рисунке 2 дана графическая иллюстрация  этой ситуации: рис.а показывает внутренний рынок в стране-импортере (Dd –  кривая спроса на данный товар, а Sd –  кривая внутреннего предложения), а рис.б – мировой рынок (Dm – кривая спроса в стране-импортере, Sx и Sx' – кривые предложения товара из стран- экспортеров соответственно до и после введения таможенного тарифа).
     Пусть в условиях свободной торговли мировая  цена на данный товар равна Pf. При такой цене отечественные производители этого товара не могут удовлетворить весь спрос, и объем импорта составляет (Qd-Qs). 

 Цена  товара P                                                            Цена  товара Р            

                                     Sd                                                      Sx?
 

 

                                                                      Sx
                                                             T
                                                
  Pd                                                                                 Pd                 b+d 

                   a              b      c      d                                         
   Pf                                                                                 Pf
                                                                                          T
                      f                                                     f 

  Pw                                                                            Pw
                                         Dd                                                                Dm 

        0                                                                                0
                              Qs    Qs'    Qd'    Qd        Количество           Qd'- Qs'                                 Количество
                                   товара Q                                                            товара Q
                       a                                                                б 

Рис. 2 Последствия  введения таможенного тарифа на импорт в условиях монопсонии 

     Поставщик после введения таможенной пошлины  размером Т с каждой тонны импортируемого товара, опасаясь потерять большой  экспортный рынок, может пойти на снижение цены и взять бремя тарифа частично на себя. Таким образом в результате введения таможенного тарифа внутренняя цена товара не увеличится на всю величину тарифа, а будет равна новой понизившейся мировой цене плюс тариф: Pd=Pw+T. Отечественное производство товара возрастет с Qs до Qs', потребители товара сократят закупки с Qd до Qd', а импорт снизится до (Qd'-Qs'). Потребители в результате повышения цены несут потери в размере (a+b+c+d). Отечественные производители получили дополнительный выигрыш (область а). Государство увеличило доходную часть своего бюджета на величину таможенных сборов, которая больше, чем прирост внутренней цены, и составляет область (c+f), где четырехугольник «c» – перераспределение доходов отечественных потребителей в пользу государства, а четырехугольник «f» – перераспределение доходов иностранных поставщиков в пользу государственной казны страны-импортера.
     Общий эффект от введения тарифа для страны в целом может оказаться как  положительным (если f>b+d), так и  отрицательным (если f<b+d), где треугольник «b» - это производственные потери, вызванные отклонением производства от оптимального объема в сторону увеличения под воздействием пошлины, треугольник «d» - это потребительские потери, являющиеся результатом чрезмерного снижения потребления из-за введения пошлины. Выигрыш страны (область f) будет тем больше, чем меньше размеры сокращения импорта и больше доля тарифа, уплату которой можно переложить на зарубежного поставщика, то есть чем ниже эластичность предложения импортного товара, что в свою очередь в значительной степени определяется величиной вводимого тарифа. Существует оптимальная ставка таможенного тарифа, когда выигрыш страны (f-b-d) максимизируется, и превышение данной ставки ведет либо к уменьшению этого выигрыша, либо к чистым потерям для страны в целом. Здесь необходимо отметить, что в случае решения государством только фискальных задач (это в полной мере можно сегодня отнести к Таможенному тарифу РФ в целом и большинству его ставок на определенные товары) оптимальная ставка таможенного тарифа определяется исходя из максимизации таможенных сборов (область c+f).
     Таможенный  тариф, как было показано, приносит дополнительный выигрыш отечественным  производителям продукции, конкурирующим  с импортом, и, следовательно, защищает их интересы. Для объективной оценки уровня этой защиты следует принять во внимание, что различные производства могут быть технологически взаимосвязаны. Это означает, что защищая таможенным тарифом одну отрасль, государство одновременно защищает и связанные с ней отрасли производства (например, использующие ее продукцию в качестве сырья, полуфабриката для дальнейшей обработки и т.д.). Поэтому фактический уровень таможенной защиты, которой пользуется та или иная отрасль, может существенно отличаться от того номинального тарифа, которым облагается конкурирующий импорт.
     

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.