Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Банковская система Казахстана

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………….стр.2-4
Глава 1 Действующая банковская система РК.
1.1 Основы организации банковской деятельности………………………..стр 5-8
1.2 Контроль и надзор за банковской деятельностью……………………..стр 9-11
1.3 Зарубежный опыт регулирования банковской деятельности………..стр 11-13
Глава 2 Современное состояние банковской системы РК.
2.1 Анализ действующей банковской системы…………………………...стр14-16
2.2 Анализ выпуска пруденциальных нормативов банками
     Казахстана………………………………………………………………..стр16-21
Глава 3 Совершенствование банковской системы ………………………стр23-25
Заключение………………………………………………………….……....стр26-27
Список использованной литературы………………………………………стр28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Деятельность  банковских учреждений многообразна. В современном обществе банки  занимаются различными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через  них осуществляется финансирование народного хозяйства, купля - продажа ценных бумаг,а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.  
 На территории Казахстана банковская система была представлена в виде филиалов Государственного банка и Промышленного банка, а позже и филиалами других банков. Государственный банк (настоящий его правопреемник Национальный банк) являлся в то время аналогом Центрального банка. По мере развертывания индустриализации росла потребность народного хозяйства долгосрочных кредитных вложениях в основные фонды. Необходимость дальнейшего роста капитальных вложений потребовала создать специализированный банк, каким оказался Стройбанк, созданный на базе Промышленного банка. Таким образом, все долгосрочное кредитование было сосредоточено в одном банке - Стройбанке, а краткосрочное кредитование было передано Госбанку. Коренным образом менялись направления и формы деятельности банков, которые были призваны, активно проводить организацию новых, прогрессивных форм и методов хозяйствования.                                                                                                              Банк - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое правомочно осуществлять банковскую деятельность. Банковская деятельность регулируется Конституцией и законодательством РК, международными договорами, а также нормативно - правовыми актами Национального банка, издаваемыми на основании и во исполнение законодательных актов и Указов Президента РК.                                                 Банковской деятельностью является осуществление банковских операций, а также проведение иных, предусмотренных законами операций.  
Общим условием проведения операций банками является открытость информации, и они не могут быть предметом коммерческой или банковской тайны.                                                                                                                 Переход экономики Казахстана на рыночные рельсы невозможен без повышения роли денег, кредита и расчетов.

      При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут сравниться в своей значимости с эффективной системой управления финансовыми и денежно - кредитными отношениями и ее сердцем - стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков.                              Их обычно на Западе называют "рабочими лошадьми экономики". Банковская система в рыночной экономике выполняет триединую роль.  
Во-первых, развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей. Огромное большинство коммерческих сделок производится путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами посредством чеков либо электронных переводов. Во - вторых, наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения в производственную, коммерческую сферу. Эффективность осуществления процесса инвестирования средств, в значительной степени зависит от способности банковской системы направлять денежные ресурсы именно тем заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования. И, в - третьих, коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно - кредитной политикой Национального Банка, регулируют количество денег, находящихся в обращении в целом по стране. Стабильной и умеренный рост денежной массы - это залог обеспечения постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом. Вопросы развития банковской системы, ее устойчивости и ее роль в развитии конкурентоспособной экономики подтверждается и тем вниманием, которое уделяется данному вопросу Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, который в Послании от 1 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире», высказал свое беспокойство той ситуацией, которая сложилась в банковской сфере, и рекомендует "разрушить "скрытые" монополии, существующие в банковской сфере"  
 Актуальность темы заключается в том, что экономическое развитие Казахстана вынуждает банки диверсифицировать свою деятельность, осваивая новые разнообразные инструменты финансового рынка. Одновременно усиливается конкуренция внутри банковской системы, а также между банками и небанковскими институтами, представляющими страховые и пенсионные фонды, различные инвестиционные финансовые компании в области привлечения денежных средств населения, предоставления ему разнообразного спектра банковских продуктов и услуг. Как свидетельствует мировой опыт, выжить в этих нелегких условиях смогут только те банки, которые сумеют найти свой рыночный сегмент, приспособиться к запросам клиентов.  
 Новая банковская система Казахстана, несмотря на небольшую историю существования, развивалась достаточно динамично, и в связи с этим представляется актуальным рассмотрение этапов развития действующей банковской системы Казахстана и ее современную характеристику.  
Новая банковская система Казахстана, несмотря на небольшую историю существования, развивалась достаточно динамично, и в связи с этим представляется актуальным рассмотрение этапов развития действующей банковской системы Казахстана и ее современную характеристику.  
Действительно, как известно, основу всей казахстанской банковской системы в настоящее время составляет олигополия трех коммерческих банков: АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем» и АО «Народный банк Казахстана».  Эти три банка настолько велики, что каждый из них по своему размеру сопоставим с остальными банками в стране вместе взятыми. Так, эти три банка располагают 58% банковских активов республики, 60% кредитов, 63% депозитов. Кроме "большой тройки" присутствует очень небольшое количество средних банков, несколько банков, являющихся расчетными институтами индустриальных компаний, совсем небольшие банки, которые сохранились с первой половины 90-х годов, государственных - 2 и с иностранным участием (включая дочерние банки и банки - нерезиденты Республики Казахстан) - 17. В этой связи можно ожидать наступления следующего этапа развития банковской системы, которые, по нашему мнению, будут связаны с либерализацией банковского законодательства, позволяющего создание новых банковских институтов, а также выход мощных международных финансовых институтов на казахстанских рынок. Данные изменения позволят создать конкурентоспособную банковскую систему, разрушить современную монополию трех банков, что, в конечном счете, благотворительно повлияет на финансовый  рынок

      Современная банковская система - это сфера многообразных  традиционных и 2009 год стал поворотным годом в развитии экономики независимого Казахстана. Благодаря высоким ценам на нефтепродукты и хорошему урожаю зерна, Казахстану удалось полностью преодолеть негативные последствия российского экономического кризиса 1998 года и выйти в лидеры по темпам экономического роста среди стран СНГ. В 2000 году рост валового национального продукта составил 9,6%, а инфляция снизилась с 17,8% до 9,8%. Золотовалютные резервы страны выросли на 93,1 млн. долларов США.  
 Эти благоприятные тенденции позволили Национальному банку Республики Казахстан в мае 2009 года досрочно погасить все свои обязательства перед Международным валютным фондом.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Действующая банковская система РК.
1.1Основы организации банковской деятельности.
      Банковская  система Казахстана, несмотря на юный возраст, бурно разви-
вается. Еще в 1987 году, до начала реформирования экономики, она была пред-
ставлена  двумя банками: Госбанком и Стройбанком. В 1987 году на базе Стройбанка были созданы три отраслевых банка: Промстройбанк (ныне Туран-
банк), Агропромбанк и Жилстройбанк. В начале 1990 года в Казахстане было
создано отделение Внешэкономбанка СССР. С его открытием впервые в Казахстане приступили к обслуживанию внешнеэкономических банковских операций (прежде внешняя торговля была полностью централизована в Москве).
      В результате реорганизации государственных  отраслевых банков и наделением республиканских  отделений Госбанка СССР функциями центральных банков суверенных государств, а также создания первых коммерческих банков в 1991 голу в республике была сформирована двухуровневая банковская система.
Первый  уровень новой банковской системы  представлен Национальным банком РК и его филиалами в областных центрах республики. Второй уровень банковской системы представлен банками, созданными как на основе ранее существовавших специализированных банков, так и вновь организованных по инициативе физических и юридических лиц.
      Начало  90-х годов прошлого столетия в Республике Казахстан характеризовалось бурным ростом численности различных финансовых организаций: коммерческих банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В частности, тогда только коммерческих банков насчитывалось более 200. Впоследствии, многие, из которых оказались финансово несостоятельными
      В середине 1994 было уже 230 банков. За последние  четырнадцать месяцев явный процесс сокращения числа банков стал очевиден. Оно сократилось на 32% со 191 до 130. Особенно это сокращение коснулось частных банков (их количество сократилось на 43% . с 56 до 32), а также коммерческих банков, число которых уменьшилось с 16 с сентябре 1994 г. до 1 в ноябре 1995 г. Количество банковских акционерных компаний уменьшилось на 21% .
      Можно сказать, что за последние пять лет  банковская система Казахстана
успела  испытать бурный рост и расцвет, а  потом перенести кризис, сжатие ак-
тивов и быструю консолидацию (с середины 1994 года до настоящего времени).
      Лавинообразный  процесс создания и открытия банков пришелся на 1992-
1993 гг. Этому способствовала либеральная  лицензионная политика: низкий
минимум уставного капитала и практически  полное отсутствие требований к
профессиональным  качествам руководителей создаваемых  банков. Это в опре-
деленной  степени сопровождалось криминализацией  сферы банковского бизнеса и  дискредитацией всей банковской системы  в глазах общественности. 
 

На быстрый  рост банков имело влияние казахстанское  законодательство.
      До  середины 1994 года условия открытия банка в Казахстане можно было
сравнить  с открытием частного предприятия  или ТОО. Учитывая, что каждый
банк  имел возможность приобщиться к  кредитным ресурсам, желающих от-
крыть свой банк было предостаточно. Более  того, каждый уважающий себя
предприниматель считал необходимым иметь свой собственный банк.
      Эта практика была успешно преодолена в  связи с ужесточением требова-
ний Нацбанка по открытию банков. Особенно важные изменения  произошли в
апреле  и сентябре 1994 года. В апреле 1994 г. для открытия банков было введено требование регистрации уставного фонда в размере, эквивалентом 500 000долларов. В сентябре 1994 г. с целью повышения ликвидности собственного
капитала  банков были ужесточены требования к  структуре уставных фондов
банков  второго уровня. Необходим минимальный уставный фонд 1,5 миллиона
долларов  США, чтобы получить лицензию на проведение валютных операций
(кроме  открытия обменных пунктов), получения  депозитов от населения или
  разрешение на открытие филиала. Были также введены ограничения, требующие оплаты уставного фонда надежными средствами.
      В результате этих изменений в Республике Казахстан развивается двух-
уровневая банковская система. Национальный Банк является центральным бан-
ком государства  и представляет собой верхний  уровень банковской системы.
      Все другие банки представляют собой  нижний уровень.
      Банки второго уровня (коммерческие банки) делятся на депозитные и ин-
вестиционные. Депозитным банкам запрещается участие  в уставных фондах
юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере материального производства, торговли, страхования, целью которых является получение прибыли.
      Тем самым ограничивается право банков оказывать прямое воздействие на формы и методы управления предприятием путем выкупа части акций, как  это практикуется в Японии, Германии и с недавнего времени в России.
      Коммерческие  банки могут создаваться на основе любой формы собственности. Государство несет ответственность по обязательствам государственных банков в пределах средств, вложенных в их уставные фонды. Правительство может отдельным решением принять на себя или возложить на государственные банки дополнительную ответственность по их обязательствам.
      Государство гарантирует сохранность депозитов, принятых межгосударственными банками-резидентами РК, и отвечает по их обязательствам пропорционально доле правительства РК в уставных фондах таких банков. В отношении других типов банков государство не несет ответственности по обязательствам банков так же, как и банки не несут ответственности по обязательствам государства, кроме случаев, когда банки или государство принимают на себя такую ответственность.
      Учредителями  и акционерами банка могут  быть юридические и физические лица. Резиденты и нерезиденты РК, если последние не зарегистрированы в оффшорной зоне. Ни один из учредителей банка не может распоряжаться и (или) управлять более чем 25% акций банка, обладающих правом голоса. Это отличие от правил владения долей акций корпораций и предприятий отражает особенность банков, заключающуюся в управлении чужими деньгами.
      Банковская система Республики Казахстан в конце 1995 года состояла из
130 коммерческих  банков, включая следующие шесть  крупных групп банков:
государственные, межгосударственные, акционерные банки с участием государства, частные, иностранные и совместные банки.
      К государственным банкам относятся Эксимбанк (кредитование эффек-
тивных  инвестиционных проектов), Реабилитационный банк (финансовая реа-
нимация крупных промышленных предприятий) и Народный банк (аккумуляция средств населения). Эти банки выполняют специфические функции, соответствующие потребностям и задачам государства. Обычно такие банки берут на себя средне- и долгосрочное, а также ориентированное на отдельные сектора экономики кредитование.
      Межгосударственные  банки представлены в Казахстане Центрально-азиатским банком реконструкции и развития, не играющим важной роли.
      Акционерные банки с частичным участием государства включают бывшие государственные банки, как например, Алембанк, Туранбанк, Кредсоцбанк и Агропромбанк. Они характеризуются изначально достаточно высоким показателем активов баланса, проблематичным портфелем кредитов по причине их государственного происхождения и достаточным консерватизмом.
      Среди частных банков можно выделить новые динамичные крупные банки мелкие, не играющие значительной роли. Новыми динамичными банками можно назвать Казкоммерцбанк, Центрбанк, Нефтебанк и Темирбанк.  Их характерные черты, долгая история (3-4 года) и повышенная активность на новых для страны сегментах финансово рынка.
      Всего в Казахстане осуществляют банковскую деятельность 6 иностранных банков. Среди них Торгово-промышленный банк Китая и Банк Китая, дочерний банк голландского банка АБН АМРО Банк Казахстан, отделение российского Альфа банка, Тексака банк и другие. Несмотря на относительную многочисленность, эта группа банков пока еще не играет важной роли, в том числе в привлечении иностранных инвестиций. Иностранные банки стремятся проникнуть на финансовый рынок Казахстана. Однако Нацбанк разрешает создавать дочерние банки только тем зарубежным банкам, которые имеют высокий рейтинг по классификации одного из рейтинговых агентств (Moodys Standard and Poor, IBCA). Кроме этого, Нацбанк ограничил на 1995-1997 гг. долю участия иностранного капитала. Суммарный зарегистрированный уставной фонд банков с иностранным участием не может превышать 25% совокупного зарегистрированного уставного фонда всех банков РК.
      Среди 7 совместных банков действуют казахстанско-турецкий, Альбарака-Казахстан, КZI-банк и другие.
      Не  вызывает сомнений, что банков в  Казахстане слишком много. Напри-
мер, в  Польше, где населения в два  с половиной раза больше, чем в  Казахстане, насчитывается 90 банков, в Венгрии  31, В Чехии 18.
      Консолидация казахстанских банков представляется необходимой, и новая исправленная версия «Положения о ликвидации банков» способствует процессу консолидации. Согласно этому документу, после принятия Правлением Нацбанка решения о ликвидации того или иного банка, областным управлением создается специальная ликвидационная комиссия. Она формирует так называемую ликвидационную массу и собирает претензии, после чего будет заниматься удовлетворением требований кредиторов. Вкладчиков и клиентов банка. В соответствии с положением, принципиальным моментом в котором является то, что в первую очередь будут удовлетворены требования вкладчиков-физических лиц, а затем только из бюджета и юридических лиц.
      По  данным Нацбанка, сейчас в Республике Казахстан в стадии ликвидации находятся 62 банка, в шести из них ликвидационный процесс завершен. Для этих целей Нацбанком образовано специальные структурное подразделение.
      Управление  по контролю за ликвидационным процессом, которое выделено из состава департамента банковского надзора.
      Скорость процесса консолидации в Казахстане необходимо увеличить.  Однако консолидация должна проводиться снизу, и банковский надзор должен содействовать этому процессу. Необходимо также ограничить тенденцию монополизации банковских услуг крупными банками, если процессы слияния, приобретения и расширения не сопровождаются повышением качества предоставляемых услуг и снижением процентных ставок.
      Из  зарегистрированных 130 банков только 48 имеют лицензию на совершение банковских операций в иностранной валюте, и только 37 генеральную лицензию. Фактический суммарный уставный фонд равняется 133,3 миллионам долларов США, что составляет в среднем 1 миллион долларов на банк, что явно недостаточно по сравнению с международными стандартами.
      Большинство коммерческих банков не обладают достаточно крупным капиталом. Самые мелкие банки имеют уставный фонд до 1 млн. тенге (16,6 тыс. долларов), самые крупные. Свыше 130 млн. тенге (20 млн. долларов США). В конце 1995 года в республике существовали только 3 банка (Эксимбанк, КРАМДС-Банк и АБН АМРО Банк), уставные фонды которых превышали 10 млн. долларов, и 2 банка (Алембанк и Туранбанк). В пределах от 5 до 10 млн. долларов. Для сравнения, у среднего банка в Польше (которая также по многим показателям отстаёт в развитии банковской системы от западных стран) уставный фонд в 1,5 раза выше, чем уставный фонд любого из трёх самых крупных банков в Казахстане.
      Ограниченность  уставных фондов сдерживает расширение банковских
операций  и оказание позитивного влияния  банков на производственный сектор.
      Поэтому необходимы дальнейшее развитие и консолидация банковского сектора. Число филиалов находится в пределах от 1010 до 1050. В среднем, на каждый банк приходится 7,8 филиала. И хотя банков слишком много, число фи-
лиалов  явно недостаточно. Рассмотрим для  сравнения плотность банковских филиалов в западных странах.Согласно принятым международным стандартам,
плотность F4о определяется числом жителей  на один банковский филиал 

      1.2 Контроль и надзор за банковской деятельностью.
      Реформа казахстанской экономики требует  усиления контрольной функции банковского надзора. Совершенствование системы банковского надзора должно содействовать стабильному функционированию банковской системы, выполнению функций финансового посредника и проводника денежно-кредитной политики, а также сохранению общественного доверия к банкам.
      В 1995 году практика регулирования была нацелена на соблюдение банками второго уровня нормативов безопасного поведения, создание стимулов и условий для внутренней реорганизации банков, формирование надёжных систем внутреннего аудита, достаточных ресурсов, проведение разумной кредитной политики и политики ликвидности. Эти усилия обнажили реальную картину финансового положения банков, но привели и к значительным улучшениям.
      Например, если в начале 1995 г. нарушения экономических нормативов допускали более 65% банков, то к концу года эта доля снизилась до 52%.  Анализ результатов инспекций, проведенных банковским надзором, показывает, что банки и их филиалы нарушают порядок формирования и увеличения уставного капитала, порядок кредитования, правила проведения валютных операций (своевременная продажа экспортной выручки в иностранной валюте на межбанковской валютной бирже, выплаты по контрактам от имени третьих сторон, комиссионный сбор и пени в иностранной валюте), а также временные ограничения и правила операций с наличностью. В 1995 году Правлением Нацбанка отозваны разрешения на открытие банков и аннулированы лицензии на проведение банковских операций за нарушение установленных норм банковского законодательства у 45 банков. В процессе ликвидации находятся 62 банка. Ликвидационный процесс был завершен в шести банках.
      Эти достижения, хотя и очень значительные, всё еще требуют дополни-
тельных мер, например принятия Постановления Правительства или Национального банка по бухгалтерским стандартам, широкого распространения нового плана счетов и полного набора бухгалтерских стандартов, которые будут в значительной степени соответствовать Международным бухгалтерским стандартов введение новой методики подсчета и нормативов по собственному капиталу, проведение реальной оценки уровня капитализации банков и подверженности банков риску, представление коммерческими банками Национальному банку планов мероприятий по рекапитализации и регулярного отчёта об их выполнении.
      Решением  Национального Банка Казахстана в 1999 году создан Фонд коллективного  гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц, обеспечивающий значительную устойчивость национальной банковской системы.
      В дальнейшем, Национальный Банк Казахстана инициировал введение консолидированного банковского надзора. Соответствующие  поправки были внесены в законодательство в 2001 г., что в значительной степени способствовало повышению качества надзора за крупными банками и развитию добросовестной конкуренции в банковском секторе.
      Орган банковского надзора всесторонне  содействовал формированию новой инфраструктуры банковского сектора, внедрению современных информационных технологий, в оптимальной степени решил проблемы предпринимательской самостоятельности банков (в том числе по определению принципов своей внутренней экономической политики и организации внутреннего контроля). Были созданы условия для развития деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. Как известно, в настоящее время на эти организации приходится значительный объем банковского обслуживания в отдаленных регионах страны (например, различные фонды кредитования и Казпочта).
      Определенное  отставание в развитии других сегментов  финансового рынка, в сравнении  с банковской системой, поставило  перед государством вопрос о необходимости  адекватного повышения стандартов их регулирования. Кроме того, на финансовом рынке существовало множество внутренних (законодательных) барьеров и регулятивных ограничений, препятствовавших взаимодействию его секторов и успешной деятельности профессиональных участников.
      Было принято во внимание, что деятельность финансовых организаций, несмотря на некоторые особенности осуществляемых ими сделок (операций) и характера отношений со своими клиентами, имеют значительную схожесть с точки зрения их регулирования по вопросам обеспечения финансовой устойчивости и своевременного выполнения принятых обязательств.
      Учитывая, что Национальный Банк Казахстана приобрел определенный практический опыт в рыночном реформировании (включая сферу валютного  регулирования и контроля, платежной  системы страны и т.д.) дальнейшее осуществление всех видов надзора за финансовыми организациями было поручено ему. В 1998 г., 2001 г. и 2002 г. функции и полномочия соответственно органа страхового надзора, регулятора рынка ценных бумаг и органа надзора за деятельностью накопительных пенсионных фондов переданы центральному банку страны, с упразднением прежних надзорных ведомств.
      Для проведения необходимой работы по переходу на единую систему надзора за финансовыми  организациями, Национальный Банк Казахстана осенью 2002г. создал в своем составе Департамент финансового надзора. Тем самым, в стенах Национального Банка Казахстана и, по сути, на методологической основе банковского надзора, была выработана концепция единого финансового надзора.
      За  истекший период Национальный Банк Казахстана осуществил ряд возможных мер по повышению качества. Цели, принципы и задачи единого органа финансового надзора четко определены в названном законе. К основным приоритетам его деятельности отнесено обеспечение надлежащего уровня защиты законных интересов потребителей финансовых услуг. Тем самым, приобретает актуальность вопрос об обеспечении максимальной прозрачности финансового рынка и достаточный информированности населения о положении дел на нем.
      Полагаем, что органу финансового надзора нужно будет учесть в своей деятельности существенные изменения, происшедшие в мировом экономическом развитии и связанные, в первую очередь, с расширением международной экономической интеграции и использования сети Интернет-технологий, а также либерализацией национальных финансовых рынков и глобализацией финансовых потоков и, как следствие перечисленного - повышение концентрации рисков в деятельности банков и других финансовых организаций.
      В перспективе единая система финансового  надзора должна быть направлена, как мы полагаем, на повышение качества управления финансовыми организациями собственными рисками, оценку их способности по своевременному выявлению и устранению (снижению) этих рисков. Вместо используемых инструментов дистанционного анализа и возможных периодических проверок на месте, ставится цель создания масштабной «надзорной программы», предусматривающей непрерывное и комплексное использование не только имеющейся внутренней информации (отчетности финансовых организаций, получаемой в рамках надзора), но и внешней (статистические и рыночные данные, отчеты внешних аудиторов, оценка уровня менеджмента, и т.д.). Надзор становится ежедневным и более оперативным. При этом, на постоянной основе будет рассматриваться лишь часть параметров, включаемых в ежемесячную отчетность. От инспекционных проверок финансовый надзор, конечно, отказываться не будет, но предполагается повысить их результативность.
      Имеет множество нерешенных проблем и  финансовый рынок республики. Так, заслуживает  серьезного внимания со стороны государства и общественных объединений финансовых организаций недостаточный уровень предоставляемых финансовых услуг, при их относительно высокой стоимости.  В некоторых секторах финансового рынка отсутствует конкурентная среда (иногда по объективным причинам – например, наличие только одной страховой организации по страхованию жизни). Низкими темпами идет консолидация финансовых организаций, несмотря на то, что республика стоит перед необходимостью вступления во Всемирную Торговую Организацию.
      В деятельности определенной части финансовых посредников, присутствуют устаревшие подходы к организации бизнеса  и работы с клиентами. У рынка  есть определенные проблемы с качеством  менеджмента финансовых организаций  и уровнем их персонала, с организацией системы переподготовки специалистов. Поэтому, субъекты финансового рынка, как мы полагаем, должны быть со своей стороны готовы к работе в новых условиях.
      Надеемся, что новый орган финансового  надзора сможет справиться с этими  сложными задачами, в том числе, эффективно сотрудничая с Национальным Банком Казахстана по смежным направлениям их деятельности и обеспечить преемственность в работе. 

      1.3.Зарубежный  опыт регулирования  банковской деятельности
        На примере зарубежного опыта регулирования банковской деятельностью, как одну из самых развитых и надежных банковских систем, хотелось бы представить банковскую систему Великобритании, потому что в Великобритании, как и в Казахстане, действует двухуровневая система.
      Многочисленные  функции, которые выполняет Банк Англии можно разделить на две группы: группа - прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции); группа - контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.
      Все множество функций призвано к  достижению трех главных целей. Среди них:
      Поддержка стоимости национальной валюты, главным  образом с помощью операций на рынке, согласованных с правительством, - другими словами, осуществление денежной политики;
      Обеспечение стабильности финансовой системы через  прямой контроль над банками и  участниками финансовых рынков Сити и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;
      Обеспечение и повышение эффективности и  конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового  центра.
      Функции Банка Англии:
1.Банк Англии служит банком для коммерческих банков.
2. Банк Англии служит банком для других центральных банков
3. Банк Англии служит банком для правительства.
4.Осуществление монетарной политики. Банк Англии советует по поводу методов политики и ответственен за ее выполнение.
5. Осуществление эмиссии банкнот
6.Осуществление валютных операций и контроля, управление золотовалютными резервами страны от имени Казначейства.
7. Осуществление  надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками-  в целом за банковской системой.
8. Банк  Англии - член Европейского Валютного Института (EMI – European Monetary)
      Первой  целью центрального банка является поддержание ценности национальной валюты. Денежная политика осуществляется главным образом посредством  регулирования процентной ставки. Процентные ставки влияют на внутренние денежные условия, такие как условия кредита, потребительский спрос, инвестиции, выпуск продукции и цены, а т.ж. на стоимость фунта стерлингов в переводе на другую иностранную валюту: чем выше процентные ставки, тем больше иностранных средств привлекается в фунт стерлингов
Валютный  курс Банк Англии может оказывать  влияние на валютный курс, используя  золотой и валютный запасы страны. Резервы содержатся на специальном  счете, который называется Валютный Уравнительный Счет . Процесс, известный как валютная интервенция, состоит в том, что Банк Англии покупает фунт стерлинга за иностранную валюту, когда необходимо сдержать падение курса или продает их, пытаясь удержать рост курса. Резервная политика, основанная на изменение требований центрального банка к обязательным (минимальным) резервам коммерческих банков и других кредитных институтов. Все основные орудия денежно-кредитного контроля направлены в первую очередь на регулирование величины остатков на резервных счетах кредитных учреждений в центральном банке или условий пополнения этих счетов.
      Важнейшей функцией Банка Англии является управление государственым долгом страны. Английское правительство расходует, как правило, больше, чем оно получает в виде налогов. Банк контролирует объем долга правительства.
      Тремя основными формами правительственных  займов являются казначейские векселя, правительственные фондовые бумаги (известные как высоконадежные ценные бумаги) и займы на валютном рынке. Казначейские векселя - это краткосрочные (обычно сроком 3 или 6 месяцев) ценные бумаги, выпускаемые Банком Англии каждую неделю. Их целью является изъятие наличности из системы. Высоконадежные ценные бумаги правительства - это долгосрочные ценные бумаги (от 5 до 40 лет), выпускаемые для финансирования дефицита.
      Валютные  займы включают облигации, выраженные в других валютах и среднесрочные  кредиты, взятые в Международном  Валютном Фонде (в 1960-х и в 1970-х  годах).
      Банк  Англии реализует функции надзора  путем: регулирования выхода организации на рынок банковских услуг (банковское законодательство).  Например, размер первоначального капитала должен составлять не менее 5 млн. ф.ст. для банков и не менее 1 млн. ф. ст. для других кредитных институтов; установления для банков экономических нормативов и норм деятельности и осуществления документарного надзора за их соблюдением; проведения инспекционных проверок на местах (внешние аудиторы); выдвижения требований к кредитным учреждениям по устранению выявленных недостатков и контроля за их выполнением банками в строго определенные сроки; вмешательства в случае необходимости в деятельность кредитных организаций.
      Банковская  система Великобритании представляет собой классический вариант двухуровневой  системы, принадлежит к числу старейших и наиболее развитых систем мира. Она имеет хорошо организованную и разветвленную финансовую инфраструктуру и опирается на мощный денежный рынок в Лондонском Сити, имеющем тесные связи с главными финансовыми центрами мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2 Современное состояние банковской системы РК.
      2.1 Анализ действующей банковской системы.
      Банковские  системы с точки зрения их подверженности страновым рискам делятся на 10 групп, причем самые сильные входят в группу 1, а самые слабые — в группу 10. Помимо Казахстана, к группе 9 относятся Беларусь, Азербайджан и Грузия.
      По  мнению независимых источников в  Казахстане сейчас налицо характер ухудшения  показателей банковской системы, а также недостаточность применяемых мер по рекапитализации банков. Эти негативные факторы стали очевидными на фоне мирового финансового кризиса начиная с августа 2007 г., а также недостатков системы регулирования и надзора".
      Вышеуказанные проблемы еще более обнажились после  недавнего дефолта двух системообразующих  банков Казахстана. Кризис стал следствием структурных аномалий, связанных со стремительным ростом казахстанских банков в последнее десятилетие, их сильной зависимостью от иностранного финансирования, высокими рисками концентрации, недостатками риск-менеджмента, значительной долларизацией кредитов и клиентских вкладов и недостаточной эффективностью мер надзорного реагирования.
      Оценка  учитывается при определении кредитных рейтингов всех казахстанских банков. Вместе с тем ее изменение не обязательно повлечет за собой рейтинговые изменения по казахстанским банкам, но может стать одной из причин пересмотра оценки кредитоспособности в каждой конкретной ситуации.
      Быстрое сокращение активности банковского  сектора имеет существенные последствия  для экономики и самих банков. Мы предвидим дальнейшее ухудшение показателей экономической эффективности, ликвидности и кредитоспособности казахстанских банков.
      Процесс восстановления банковского сектора этой страны будет долгим и болезненным — тем более, что потребуется дальнейшее сокращение долговой нагрузки, как банков, так и корпораций и физических лиц.
      Возможности рефинансирования долговых обязательств и стабилизации депозитной базы будут ограничены, по крайней мере, в оставшиеся месяцы 2009 г. и в 2010 г.".
      До  последнего времени средства клиентов (особенно депозиты организаций, связанных с государством) отличались небольшой волатильностью, но, если их объем резко сократится, у банков возникнут очень серьезные проблемы с ликвидностью. Крупные выплаты по внешним заимствованиям и недостаточно развитая система государственного рефинансирования ограничивают возможности банков по преодолению проблем, связанных с возможным оттоком депозитов.
      Показатели  прибыли ухудшаются из-за увеличения отчислений в резервы и постоянного роста проблемных ссуд, а также повышения расходов на привлечение средств и сокращения объемов бизнеса. Негативный эффект этих факторов лишь отчасти компенсируется мерами по повышению эффективности и сокращению издержек.
      По  прогноза независимых аналитиков уровень  проблемных ссуд, в том числе реструктурированных, составляет, по меньшей мере 30-35% совокупной ссудной задолженности в банковской системе и будет продолжать расти ввиду значительного объема кредитования в секторе недвижимости, ныне переживающем резкий спад, а также недавней девальвации национальной валюты и снижения экономической активности. Уровень проблемных ссуд в ближайшие 12 месяцев может приблизиться к верхней границе диапазона нашей долгосрочной оценки валовых проблемных активов (ВПА), которая составляет 35-50% (в процентах от валового объема кредитования частного сектора)".
      Вслед за национализацией проблемного АО "БТА Банк" (D/-/D, крупнейший банк Казахстана по размеру активов) и серьезными проблемами, возникшими у другого системообразующего банка АО "Альянс Банк" (D/-/D), регулирующие органы выступили с заявлением о продолжающихся на протяжении ряда лет мошеннических действиях и манипуляциях с отчетностью в данных банках. Весной 2009 г. оба эти банка, а также еще один банк, входящий в число 20 крупнейших кредитных организаций Казахстана, — АО "Астана Финанс" (рейтинга нет) — не исполнили своих обязательств по иностранным заимствованиям. Не исключено, что в ближайшие месяцы в Казахстане увеличится количество банков, допустивших дефолт или вынужденных реструктурировать свои долговые обязательства. Что касается трех указанных проблемных банков, то в настоящее время они работают над реструктуризацией своих обязательств. На долю трех этих банков приходится более 35% активов казахстанской банковской системы.
      Эти ситуации, безусловно, свидетельствуют о недостатках системы банковского регулирования и надзора, которая, несмотря на проведенную работу по ее совершенствованию, "не успевала" за ростом банковского сектора и внешних заимствований, а также рисков, связанных с повышением долговой нагрузки.
      По  нашему мнению, опасения спровоцировать неаккуратное ведение бизнеса из-за ожиданий неограниченной государственной  поддержки, а также стратегические приоритеты защиты финансовых резервов страны ограничили готовность Правительства Казахстана поддерживать банки. Мы отмечаем, что правительство предоставило финансирование и поддержку капиталом ведущим банкам страны (со 2-го полугодия 2008 г. — более 7 млрд долл.), однако эти меры оказались недостаточными для предотвращения дефолта БТА и "Альянс Банка".
      При всех трудностях, ожидающих казахстанскую  банковскую систему в ближайшей перспективе, мы продолжаем считать долгосрочные экономические перспективы Казахстана благоприятными, учитывая динамичное развитие сырьевого сектора, относительно высокий баланс государственного бюджета и тенденцию повышения благосостояния.
      Однако  ожидаемая положительная динамика макроэкономических показателей может  принести казахстанским банкам устойчивые реальные выгоды лишь при условии  значительного укрепления внутреннего рынка ресурсов и сбалансированности роста банков с учетом его потенциала, совершенствования банковской бизнес-модели, нормативно-правовой базы,
      2.2 Анализ выпуска пруденциальных нормативов банками Казахстана.
      Настоящим Положением, в соответствии со статьей 42 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» устанавливаются обязательные к соблюдению банками второго уровня (кроме государственных и межгосударственных) пруденциальные нормативы.
      Норматив  достаточности капитала коммерческого  банка Управление достаточностью капитала.
      1. Собственные средства (собственный капитал банка, К состоит из двух уровней. Капитал второго уровня берется в расчет собственного капитала в сумме, не превышающей капитал первого уровня.
      2. Капитал первого уровня (К1) включает следующие компоненты:
      -оплаченный  уставной фонд;
      -премии  по акциям;
      -фонды,  резервы и нераспределенная прибыль  прошлого года;
            минус:
      -нематериальные  активы;
      -убытки;
      -превышение  текущих расходов над доходами;
      -несформированные  провизии;
      -износ  МБП.
      3. Капитал второго уровня (КII) включает следующие компоненты:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.