На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пространственная ориентировка детей с нарушением зрения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГЛАВА 1
ВОСПРИЯТИЕ  ПРОСТРАНСТВА КАК  ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ
     1.1 Развитие пространственной ориентировки и представлений в онтогенезе. 

      В процессе своей жизни мы почти постоянно настолько легко и естественно осознаем окружающий мир, что склонны принимать возникающие при этом ощущение и восприятие как нечто само собой разумеющееся. Действительно, мы живем в мире предметов и событий и ощущаем их присутствие без заметного напряжения со своей стороны. Поэтому, как правило, люди, не имеющие специальных знаний, полагают, что восприятие предметов и событий окружающего мира не создает существенных трудностей для исследований психолога. Однако следует помнить о том, что все наши знания об окружающем мире зависят от природы физической энергии, непосредственно воздействующей на органы чувств. Понимание того, как мы осознаем окружающую действительность, а также связи между внешней средой и нашим сознательным опытом — основная проблема, которую приходится решать психологам, изучающим ощущение и восприятие. Восприятие является результатом психологических процессов, в которых задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная оценка, предшествующий опыт индивидуума и память. 

    Многие проблемы, с которыми столкнулись психологи, изучающие ощущение и восприятие, являются достаточно известными. Действительно интерес к дискуссионным вопросам и проблемам, связанным с ощущением и восприятием, восходит к истокам интеллектуальной истории человечества. Еще древнегреческие философы размышляли над тем, как именно мы познаем то, что находится вне наших тел, т.е. как мы познаем окружающий мир. Первым из древнегреческих философов, считавших необходимыми тщательные наблюдения за природой и ее описание, был Аристотель. Он полагал, что все знания об окружающем мире человек получает благодаря опыту, приобретаемому через ощущения. Кроме того, он создал просуществовавшую долгое время базовую классификацию, включившую пять чувств — зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
  Исторически вопрос о том, как именно мы познаем  окружающий мир, остается доминирующей проблемой. Представления о том, что эти знания являются результатом опыта, приобретаемого благодаря чувствам, стали плодотворным направлением философской мысли XVII-XVIII вв., названным эмпиризмом.
  Эмпиризм  исходит из того, что единственным источником знаний об окружающем мире является чувственный опыт, т.е. то, что мы получаем благодаря слуху, зрению, обонянию и другим чувствам.
  Традиция  эмпиризма продолжает существовать и проявляется во многих современных  подходах к трактовке восприятия. Современная трактовка подчеркивает роль чувственного опыта (противоположности того, что является результатом научения или врожденными факторами) в овладении пространственным восприятием и восприятием речи или в приобретении вкусовых предпочтений.
  Разумеется, ощущение и восприятие являются областями  научного знания, вследствие чего многие из наиболее важных аспектов этой проблемы, равно как и точные, количественные методы ее изучения, почерпнуты из других наук. Вопросы и проблемы, интересующие психологов, изучающих ощущение и восприятие, столь тесно связаны с биологией, химией и физикой и так много черпают из этих наук, что их вполне можно отнести к подразделам психологии, которые вполне обоснованно могут быть названы производными других наук. 

  При изучении ощущения и восприятия возможны разнообразные научные подходы. Одним из них является гештальтпсихология. По мнению гештальт-психологов, наше восприятие есть восприятие гештальта. Вместо простой суммы элементов мы воспринимаем единую, интегрированную фигуру. Гештальт-подход обращает основное внимание на то, как мы воспринимаем окружающий мир с учетом его структурных элементов и их соотношения и на то, что мы стремимся воспринимать целостные, связные и имеющие смысл формы.
  Весьма  оригинальный подход к восприятию был  разработан Дж. Дж. Гибсоном. Он предположил, что внутренние мыслительные процессы либо играют в нем незначительную роль, либо вовсе в нем не участвуют. Основой его подхода является мысль о том, что, перемещаясь в окружающем мире, наблюдатель непосредственно усваивает информацию, необходимую для эффективного адаптивного восприятия. В соответствии с его представлениями сигнал, который посылает внешний мир, — информация, поступающая в виде зрительного образа, — содержит все необходимые сведения, вполне достаточные для непосредственного восприятия физического мира. Поэтому нет необходимости ни в каком-либо посредничестве, ни в его дополнительной обработке.
    По мнению Гибсона, изменения визуальной текстуры поверхностей являются важным источником пространственной информации.
    Другим источником непосредственной информации, касающийся пространственного восприятия, является способ восприятия изображения глазами в тот момент, когда наблюдатель или объекты меняют свое положение в пространстве или приходят в движение. Характер изменений в изображениях, перемещающихся перед глазами, создает немедленное, непосредственное впечатление о пространственном расположении объектов относительно подателя. При этом не требуется ни обработки информации, ни анализа сигналов о глубине или расстоянии.
   Экологический подход Гибсона еще раз подтверждает принципиально важную мысль о том, что восприятие является естественным процессом, сформировавшимся в результате эволюции для связи с реальным миром. Следовательно, изучение восприятия должно быть направлено прежде всего на естественные сигналы, которые типичный наблюдатель получает из окружающего его мира. 

  Восприятие  вместе с процессами ощущения обеспечивают непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире.  Обе эти  формы представляют звенья единого  процесса чувственного познания. Они  неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет  свои отличительные особенности.
  Восприятие  — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.
  Восприятие  является результатом деятельности системы анализаторов и возникает на основе ощущений. По сравнению с ощущениями восприятие более сложный процесс отражения действительности и предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления. [1]
  Восприятие  тесно связано с той деятельностью, которую выполняет человек, поэтому  важной составной частью восприятия являются движения: глаза — рассматривающего предмет, руки — ощупывающей предмет, движение головы в сторону звука и проч.
  Действия  человека по опознанию предметов  или явлений называют перцептивными действиями. Выделяют четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. С обнаружения начинается развитие любого сенсорного процесса. Это реакция на стимул. В результате следующей операции — различения — формируется перцептивный образ эталона. Параллельно с формированием перцептивного образа начинается осуществление опознания. Для этого с помощью идентификации происходит сравнение непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Опознание предполагает отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.     Восприятие представляет собой целую систему перцептивный действий, овладение многими из которых требует специального обучения и развития.
    В результате перцептивных действий у человека формируется так называемый перцептивный образ. Этот образ тем сложнее, чем сложное воспринимаемый объект, при этом перцептивные образы одних и тех же явлений у разных людей могут существенно отличаться. Это зависит как от индивидуальных особенностей людей, их опыта, так и от закономерностей самого процесса восприятия, обстановки, в которой оно происходит. 

   В качестве ведущих свойств восприятия выделяют следующие: целостность, предметность, осмысленность, обобщенность, константность, избирательность.
Предметность  восприятия предполагает осмысленность и целостность образов. Предметы имеют не только цвет, форму, величину и т.д., но и определенное функциональное значение (ложка имеет не только цвет, размер и величину, но и назначение — столовый прибор). Даже беспорядочные и бесформенные пятна человек воспринимает как предметы на что-то похожие (так, одну и ту же кляксу биолог воспринимает как бабочку, ювелир — как причудливый кристалл, инженер — как сложную конструкцию и т.д.). Результат восприятия зависит от того смысла, который вкладывается в этот образ восприятия данной конкретной личностью. Одна и та же музыкальная композиция по-разному будет воспринята музыкальным критиком, фанатом этой музыкальной группы и случайным слушателем.
  Целостность восприятия является одной из важнейших его особенностей. Благодаря этому свойству мы воспринимаем предмет целиком, несмотря на отсутствующие элементы. Поэтому, если на картинке у домика будет отсутствовать часть крыши, окна и трубы, то мы все равно опознаем его как домик (недостроенный, разрушенный и проч.). Целостность образа складывается на основе обобщения знания об отдельных свойствах предмета.
Константностью  восприятия называют относительное  постоянство  принимаемой формы, цвета, величины предмета, независимо от значительных изменений объективных условий перцепции. Так кошка на дереве, на земле, в темноте все равно будет опознаваться нами как кошка. Два человека, находящиеся от наблюдателя на расстоянии 1 и 100 метров, будут восприняты им не как великан и карлик, а в привычных человеческих размерах. Константность проявляется и в приятии цвета: белое остается белым и при ярком солнечном свете, и в сумерках, хотя физические характеристики отражаемого предметом света меняются очень существенно. Благодаря свойству константности мы можем узнавать предметы в различной обстановке (при различной освещенности, удаленности, неожиданных ракурсах и т.д.).
  Обобщенностью восприятия называют отнесение единичных объектов к определенному классу объектов, однородных с ним по какому-либо признаку.
  Осмысленность восприятия обеспечивает осознание того, что именно воспринимается человеком, как воспринимаемое соотносится с его знаниями и прошлым опытом. Перцептивные образы всегда имеют для человека определенный смысл, даже при виде незнакомого предмета он пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами.
  Избирательность восприятия проявляется в преимущественном вы делении одних объектов по сравнению с другими, связанное с активностью и личным опытом человека. Так, два бывших спортсмена, один из которых был вратарем, а другой — нападающим, наблюдая спортивную игру, будут воспринимать ее по-разному, обращать внимание на  разные ситуации, детали, события.
  Наряду  с рассмотренными выше характеристиками у восприятия есть свойства, которые  определяют его продуктивность (эффективность) и характеризуют качество и надежность перцептивной деятельности:
    объем восприятия — определяется количеством объектов, которые человек может воспринять одновременно (или последовательно в единицу времени);
    быстрота (или скорость) восприятия — определяется временем, необходимым для выполнения тех или иных перцептивных действий: обнаружение, различение и опознание. Она определяется сложностью воспринимаемого объекта, опытом его восприятия, быстротой возникновения ощущений, психофизиологическим состоянием человека;
    точность восприятия — это соответствие возникшего перцептивного образа, особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящий перед человеком;
    полнота восприятия — степень такого соответствия;
    надежность восприятия — это возможная длительность восприятия с требуемой точностью и вероятность адекватного восприятия объект в заданных условиях и в течение заданного времени.
      По этим показателям судят об уровне развития перцептивных способностей человека.
  При рассмотрении особенностей восприятия следует упомянуть о еще одном явлении — апперцепции. Апперцепцией называют зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности. Именно поэтому одни и те же предметы и явления воспринимаются разными людьми различно, в соответствии с их задачами, установками, психическим состоянием, опытом, знаниями, потребностями, интересами, устремлениями, желаниями, индивидуальными особенностями. 

  Восприятия, как и ощущения, можно классифицировать по самым различным основаниям.
 В зависимости  от особенностей объекта восприятия выделяют восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком (этот вид восприятия имеет специальное название «социальная перцепция»).
  По  преобладающей роли той или иной модальности в восприятии выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.
    Существует также классификация видов восприятия по формам существования материи. Выделяется восприятие времени, восприятие движения и восприятие пространства, которые считаются особо сложными формами восприятия.
    В результате сочетания и взаимодействия различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, вестибулярных) мы способны воспринимать особые формы существования материи- время, движение и пространство. 

  Восприятие  времени. Все жизненные явления протекают во времени, биохимические и физиологические процессы в организме определяются различными биологическими ритмами. Восприятие времени является чрезвычайно сложным и постоянно действующим видом восприятия, т.к. время выступает в качестве одного из измерений всякого психического образа. Особая сложность заключается в том, что восприятие времени не имеет очевидного физического стимула (такого, как свет для зрительного восприятия, звук — для слухового). Любой живой организм — это своеобразные «биологические часы», т.к. любая жизнедеятельность имеет циклический характер.
Представление о длительности времени и времени как таковом (прошлое, настоящее, будущее) в той или иной степени присутствуют каждой человеческой деятельности.
  Способность к оцениванию времени очень индивидуальна. Восприятие отношений настоящего и будущего носит название «временной перспективы». Наша способность судить о длительности времени образует ось времени, на которой мы размещаем события. Настоящий момент отмечает особую точку на этой оси. События прошлого размещаются до этой точки, а события будущего — после. Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма. Восприятие темпа — это скорость, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы, протекающего во времени процесса (например, чередование звуков). Восприятие ритма — это восприятие равномерного чередования стимулов. Субъектная оценка времени зависит и от психофизиологических причин. Так, например, фармакологические вещества с возбуждающим эффектом вызывают переоценку времени, а с тормозящим эффектом — ведут к недооценке времени.
  Экспериментальные исследования показали, что на оценку времени оказывает влияние характер деятельности, выполняемой человеком, мотивация этой деятельности и ее структура. При высоком интересе к деятельности время резко ускоряет свой бег, при низком — временные  отрезки переоцениваются.
  Оценка  времени также зависит от системы  мотивов человека, его эмоций, структуры  личности, возраста и проч. Так, дети и тревожные люди плохо переносят ограничения во времени в отличие от умудренных жизнью людей.
    Восприятие движения — это отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени, при этом воспринимается направление и скорость движения. При восприятии движения можно выделить восприятие формы движений (прямолинейная, круговая, дугообразная и т.д.), амплитуду (малая, средняя, большая), направление (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево), продолжительность (кратковременное, длинное), скорость и ускорение (быстрое, медленное, плавное, прерывистое и т.д.), характер движения (поворот, сгибание, разгибание и т.д.).
    Восприятие движений возможно только при взаимодействии комплекса анализаторов — зрительного, слухового, вестибулярного, двигательного и т.д.
  Однако  не всякое реальное физическое движение воспринимается, наоборот, человек  видит движение там, где его нет в реальности. Примером является так называемое стробоскопическое движение, на принципе которого основано впечатление движения в кино, когда при быстрой смене неподвижных картин, отражающих фазы движений объекта, возникает иллюзия движения объекта. 

  Восприятие  пространства существует и функционирует у человека практически всегда, так как сами образы восприятия ориентированы в пространстве. Восприятие пространства включает в себя в качестве точки отсчета оценку положения собственного тела, т.е. «схему тела». Зрительное восприятие пространственных свойств предметов включает такие пространственные характеристики, как направление, удаленность, величина, глубина, форма и объем. При удаленности предметов большое значение имеет взаиморасположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Пользуясь светотенями, человек определяет положение предмета в пространстве. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зри тельное восприятие двумя глазами). Наиболее устойчивым и информативным признаком всего предметного мира является форма предмета. Восприятие формы требует выделение предмета из фона, для этого необходимо выделение контура (границы пространственных элементов  фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре).
  В целостном восприятии пространства помимо зрительной участвуют также  слуховая, вестибулярная, обонятельная и другие сенсорные системы.(2) 

  Восприятие  пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.
Взаимодействие  человека со средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам ощущающий человек — материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее известными пространственными признаками (величиной, формой, тремя измерениями тела, направлениями движений в пространстве).
     Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов, ни одному из которых не присуща монопольная роль в анализе пространственных факторов среды.
    Особую роль в пространственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными анализаторами. К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние и т. д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная симметрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенном отношении ведущей, доминирующей. Было показано, что отношения между сторонами анализатора в смысле их доминирования динамичны и неоднозначны. Так, глаз, доминирующий по остроте зрения, может быть не ведущим по величине поля зрения и т. д. (3) 

     Ребенок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве, и служит их основой.
  Первоначальные  представления о направлениях пространства, которые усваивает трехлетний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, «точкой отсчета», по отношению к которой ребенок только и может определять направления. Под руководством взрослых дети начинают выделять и правильно называть свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия: «Этой рукой я кушаю, рисую, здороваюсь. Значит, она правая». Определить положение других частей тела в качестве «правых» или «левых» удается ребенку только по отношению к положению правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник вначале отыскивает правую руку (сжимает ее, отводит в сторону и т. п.) и только после этого указывает на глаз. «Правое» и «левое» кажутся ребенку чем-то постоянным, и он не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого может находиться слева.
  Другие  направления пространства (спереди, сзади) ребенок тоже относит только к себе. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в  том, что дети начинают выделять отношения  между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими и т. д.).
  Большое значение в образовании представлений  о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Строя из кубиков, ребенок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определенным образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги.
    Образование представлений о пространственных отношениях тесно связано с усвоением их словесных обозначений, которые помогают ребенку выделять и фиксировать каждый вид отношений. При этом в каждом из отношений («над — под», «за — перед») ребенок сначала усваивает представление об одном члене пары (например, «над», «перед»), а затем, опираясь на это представление, усваивает второе. Но, осваивая представления об отношениях между предметами, ребенок долго может оценивать эти отношения только со своей позиции, оказывается не в состоянии изменить точку отсчета, понять, что если смотреть с другой стороны, то отношения изменяются: то, что было спереди, окажется сзади, то, что было слева, будет справа и т. п.
    В одном исследовании детям-дошкольникам давали макет групповой комнаты и предлагали расставить мебель так, как она обычно стоит в группе. Вначале была снята та стена макета, где находилась входная дверь. Таким образом, ребенок видел комнату так, как он воспринимал ее ежедневно. Затем задание предлагали вторично, но снимали стену макета, в которой находились окна. Теперь ребенок должен был воспринимать комнату с необычной для него стороны.
  Выполнение  первого задания не вызывало затруднений  даже у четырехлетних детей. Но во втором варианте задание было для них, как правило, непосильным. Оказалось, что только некоторая часть детей среднего и около трети старшего дошкольного возраста в этих условиях расставляют мебель правильно. При этом дети обозначают пространственные отношения словами, отражающими действительное расположение мебели. Так, один мальчик старшего дошкольного возраста, расставляя мебель, говорит: «Этажерка с цветами стоит между окнами, значит, здесь (ставит), а пианино рядом, а в углу... (задумывается). Да, в правом углу столик круглый рядом с батареей, около двери. Я сижу за первым столиком, он ближе всего к окнам. Вот здесь... нет, я сижу и смотрю в окно, значит, здесь, впереди».
    Таким образом, только к концу дошкольного возраста (да и то 
далеко не у всех детей) складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки 
отсчета. Такая ориентировка может быть, однако, сравнительно 
легко сформирована у детей при помощи обучения, в котором 
они сами меняют пространственные отношения между пред- 
метами, рассматривают их с разных позиций и обозначают словесно.(4)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2  Особенности пространственных представлений у детей с нарушениями зрения 

    Зрительное нарушение - это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и(или) поле зрения мене 15 угл.град.
    Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит, который связан с нарушением деятельности зрительно-го анализатора, а также влияние этого дефекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.
    В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:(классификация)
    слепые — это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максималь?ая острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению;
абсолютно, или тотально, слепые — дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
частично, или парциально, слепые — дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;
    слабовидящие — дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основ-ным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
    В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:
    слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществ-ляется в условиях полного выпадения зрительной системы;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.