На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Институт банкротства, как инструмент оздоровления экономики

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     В ходе регулирования экономики государство  неизбежно сталкивается с проблемой  неплатежеспособности и убыточности  субъектов предпринимательской  деятельности. Решением данной проблемы является институт экономической несостоятельности (банкротства), направленный на защиту прав и законных интересов кредиторов, государства как регулятора рынка и пресечение неэффективного экономического поведения должников.
     Правовой  институт банкротства является неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Институт служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур.
     Общественная  польза и значимость института банкротства  заключается в оздоровлении, очищении экономики, поэтому нельзя недооценивать  значимость данного института.
     Вышесказанным, на мой взгляд, и обусловлена актуальность настоящего  исследования.
     Исходя  из актуальности дипломной работы на тему "Институт банкротства, как  инструмент оздоровления экономики» и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: выработка практических рекомендаций по совершенствованию механизмов санации предприятий при осуществлении процедур банкротства.
     Задачи  исследования:
     1) Рассмотреть теоретические основы функционирования института банкротства как инструмента оздоровления экономики.
     2) Проанализировать организационные и экономические  аспекты санации в Республике Беларусь
     3) Выявить  пути  улучшения условий финансового оздоровления организаций при осуществлении процедур банкротства в Республике Беларусь 

     Предметом исследования является организационное, экономическое и правовое обеспечение процедуры банкротства (экономической несостоятельности).
     Объект  исследования –  экономические отношения, возникающие в ситуации экономической несостоятельности и проявляющиеся через особенности государственного регулирования механизмов санации предприятий.
     Практическая  и экономическая  значимость результатов исследования определяются выработкой предложений по совершенствованию механизма санации организаций и мероприятий по их практическому воплощению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические основы  организации и  функционирования  института  банкротства 

      Институт  банкротства и  его роль в антикризисном управлении
 
     Институт  экономической несостоятельности (банкротства) является неотъемлемой частью рыночной экономики. Именно посредством данного института происходит законное разрешение конфликтных ситуаций связанных с невозможностью исполнения должником своих обязательств в полном объеме.
     Институт  банкротства – определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей. [18, c. 2]
     Институт банкротства является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики и выполняет следующие основные функции:
    служит  инструментом     реструктуризации      промышленности    и
других отраслей экономики, обеспечивающим выход из рынков неконкурентоспособных предприятий;
    является  инструментом   страхования рисков предпринимательской
деятельности, который обеспечивает защиту кредиторов от неплатежей должников;
    является инструментом перераспределения собственности в странах
с рыночной экономикой.
     Институт  банкротства возник из отношений  должника и его кредиторов, основан на этих отношениях, но в процессе своего развития в странах с развитой рыночной экономикой перерос этот уровень и не может в настоящее время рассматриваться только с экономической или правовой точки зрения, изолированно от социальных, политических, организационных, нравственных проблем.
     Институт  банкротства стал неотъемлемой частью рыночной экономической системы, осуществляя  функции поддержания рыночной конкурентной среды и минимизации риска  предпринимательской деятельности.
     На  территории современной Беларуси до включения ее в состав Российской империи отношения должника и кредиторов регулировались нормами статутов Великого Княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов, которые достаточно четко и подробно, на высоком уровне правовой культуры рассматривали нюансы этих отношений.
     Одним из наиболее прогрессивных, вобравшим  в себя лучшие стороны законодательства ряда европейских стран, был российский Устав о банкротах 1800 года, который  выделял несостоятельность от несчастья, от небрежности и от пороков и действовал, с некоторыми изменениями до 1917 года (с 1903 г. – в составе Устава судопроизводства торгового).
     Институт  банкротства в тот период позднего феодализма и становления капитализма  служил преимущественно целям экономической  справедливости, защиты интересов кредиторов и вывода с рынка неэффективных предпринимателей (предприятий). Его основой стало конкурсное производство, предусматривающее рассмотрение дела в суде, отстранение должника от управления своим имуществом и назначение для этого специального лица, формирование конкурсной массы за счет имущества должника и распределение ее соразмерно требованиям кредиторов в соответствии с определенной очередностью. [18, c. 4]
     До настоящего времени  в мире функционировали две основные модели банкротства: английская, преимущественно прокредиторская, направленная на возврат долгов кредиторам, и американская, преимущественно продолжниковская, направленная на финансовое оздоровление компании.
     Однако  в последние десятилетия, как  отмечают многие исследователи, наблюдается их сближение в направлении сохранения бизнеса с целью достижения стабилизации социально-экономической ситуации на разных уровнях общества. Это подтверждает и исследование, проведенное под эгидой Конференции по торговле и развитию ООН (UNCTAD), которое показало, что практически во всех странах мира используется такая процедура банкротства, как ликвидация компании посредством распродажи ее имущества и распределения вырученных сумм между кредиторами. Однако возникающие при этом проблемы обусловили переход большинства стран к реализации медлительных реорганизационных схем вместо ликвидационных процедур.
     В результате развития системы регулирования  отношений должников и кредиторов в странах с развитой рыночной экономикой к настоящему времени  сформировался институт банкротства, обладающий следующими характеристиками:
     - приоритет интересов общества  в целом перед интересами должника  или отдельных кредиторов;
     - сбалансированность защиты интересов  кредиторов, должника, работников и  иных заинтересованных лиц;
     - ориентация на предоставление  компании возможности дальнейшего  осуществления деятельности в  целях сохранения рабочих мест  и защиты инвестиций, а не на  ее ликвидацию;
     - защита и обеспечение повышения  стоимости активов должника;
     - использование института банкротства в отношении как юридических лиц, к которым применяются процедуры реорганизации и ликвидации, так и физических лиц, которые после реструктуризации задолженности освобождаются от долгов.
     Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятия: 
 
 
 
 

Таблица 1- Виды банкротства предприятия
     Вид банкротства      Содержание
Реальное Характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в будущем, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.
Техническое Характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, но в данном случае сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств, и поэтому обычно в этом случае дело не доходит до юридического банкротства.
Умышленное Характеризует преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведено некомпетентное финансовое управление. Преследуется в уголовном порядке.
Фиктивное Характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Преследуется в уголовном порядке.
                                                         

        

      Продолжение таблицы 1
     Вид банкротства      Содержание
Ложное (корыстное) Может иметь место в том случае, когда должник преднамеренно пытается с помощью процедур банкротства защититься от обоснованных индивидуальных или объединенных требований кредиторов, а также, если он не осведомлен или заблуждается относительно «реальной» стоимости активов, входящих в состав его имущества. Определение его признаков производится только при наличии в производстве возбужденного хозяйственным судом по заявлению должника дела о банкротстве должника. Признаком ложного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения должника в хозяйственный суд с заявлением о признании его банкротом. Для  установления  наличия признаков ложного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных платежных обязательств должника его оборотными активами.
«Несчастное» Происходит не по собственной вине предприятия, а вследствие непредвиденных обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия, банкротство должников) и других внешних факторов.
Неосторожное Происходит вследствие неэффективной работы, осуществления рискованных операций.
 
 
 
     Продолжение таблицы 1
Потенциальное Фактические значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами(К3) на конец отчетного периода будут превышать нормативные (нормативные значения – К3 более 0,85 для всех видов отраслей народного хозяйства). Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что должник, даже реализовав все свое имущество (активы), не всегда имеет возможность рассчитаться по своим долговым обязательствам с кредиторами, тем более что, как правило, у большинства должников активы являются низколиквидными.
        Примечание - Источник: [14, c. 30]  

     Основные  причины  банкротства  субъектов  хозяйствования можно разделить на объективные и субъективные, общие и особенные, внешние и внутренние.
     К объективным причинам банкротства, не зависящим от воли и действий отдельных людей, компаний и правительств, относятся стихийные бедствия, другие неблагоприятные природные воздействия, а также такие закономерности экономического развития, как цикличность и кризисы. Однако очевидно, что их действие не является абсолютным, безусловно приводящим компании к банкротству. Возможность преодоления кризиса, восстановления деятельности фирмы во многом зависит от эффективности организации ее деятельности, накопленных резервов и правильных, соответствующих обстановке действий менеджмента.
     К субъективным причинам банкротства следует отнести ошибочные, исходящие из неправильной оценки ситуации действия менеджмента компании. Если рассматривать людей, их группы и организации (в том числе и государство) как субъекты экономических отношений, то к субъективным причинам несостоятельности отдельных компаний можно отнести и такие действия, например, правительств, которые направлены на достижение общественного блага, но могут стать причиной банкротства отдельных субъектов хозяйственной деятельности.
     Факторы риска наступления банкротства, обусловленные ошибочными действиями менеджмента, как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, являются причинами до 80% случаев экономической несостоятельности компаний. К основным ошибкам относят:
     - организационные недостатки при создании субъекта предпринимательской деятельности;
     -  чрезмерно быстрое расширение бизнеса;
     -   самоуспокоенность и отсутствие долгосрочной концепции развития;
     - низкую квалификация управленческого персонала; недостаток собственного капитала;
     - неэффективную производственно-коммерческую и инвестиционную деятельность;
     - низкий уровень используемой техники, технологии и организации производства;
     - неэффективное использование ресурсов;
     - нерациональное распределение прибыли.
     Таким образом, основными причинами банкротства  являются – низкая эффективность  механизмов адаптации субъектов предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
     Прежде чем приступить к выяснению понятия банкротства, необходимо отметить, что наряду с термином «банкротство» в отечественном законодательстве применяется также термин «несостоятельность». При изучении нормативно-правовых норм Республики Беларусь о банкротстве можно выделить два подхода при соотношении этих понятий. С одной стороны, банкротство и несостоятельность рассматриваются как тождественные понятия. А с другой стороны, банкротство рассматривают как частный случай несостоятельности.
     Указом  Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. №508 эти понятия были разделены, и теперь признание судом экономической  несостоятельности означает проведение санации должника, а признание банкротства – его ликвидацию.[6]
     В зависимости от стадий в белорусском законодательстве различают:
     - экономическую несостоятельность;
     - деловую несостоятельность;
     - формально-юридическую несостоятельность;
     - несостоятельность, переходящую в банкротство;
     - банкротство.

     1.2 Характеристика процедур  банкротства, предусмотренных  законодательством  Республики Беларусь

     В широком смысле процедуры банкротства рассматриваются как антикризисные процедуры, которые должны быть направлены на сохранение предприятий, выпускающих конкурентоспособную, социально значимую продукцию.

     При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица в Беларуси применяются следующие процедуры банкротства:
    защитный период;
    конкурсное производство;
    мировое соглашение;
    иные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством.
     При рассмотрении дела о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя или обычного гражданина (должника) в Беларуси применяются следующие процедуры банкротства:
    конкурсное производство;
    мировое соглашение;
    иные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством.
     Конкурсное производство включает в Беларуси следующие процедуры:
    санацию;
    ликвидационное производство.
     Процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, можно разделить на реорганизационные и ликвидационные.
     К реорганизационным процедурам относятся:
досудебная   санация – процедура,  согласно которой собственник предприятия, кредитор и заинтересованный в деятельности предприятия инвестор оказывают финансовую помощь предприятию-должнику.
     К ликвидационным процедурам относятся:
    принудительная ликвидация предприятия - должника по решению
хозяйственного суда;
    добровольная ликвидация   несостоятельного  предприятия   под
контролем кредиторов.
     Характеристика процедур банкротства, которая дана в Законе Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»:
      Защитный  период – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с настоящим Законом, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.
      Конкурсное  производство – процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – в процессе ликвидации должника – юридического лица или прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов. Конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений;
      Ликвидационное  производство – процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника – юридического лица или прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
      Мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве – процедура банкротства в виде соглашения между должником (лицами, в установленном порядке выступающими от его имени) и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов. [6]
     Дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются в Беларуси хозяйственным судом.
     Сторонами, участвующими в деле о банкротстве, являются:
    должник;
    антикризисный управляющий;
    конкурсные кредиторы;
    налоговые и иные уполномоченные органы;
    местный  исполнительный   и   распорядительный   орган   по месту
нахождения должника – юридического лица;
    прокурор    в     случае   рассмотрения  дела   о банкротстве по его
заявлению;
    орган государственного управления по делам о банкротстве;
    иные   лица    в    случаях,    предусмотренных     законодательством
Республики Беларусь.
     Производство по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления о банкротстве должника, поданного в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о банкротстве должника в хозяйственный суд. Рассмотрение дела о банкротстве в заседании хозяйственного суда может быть отложено на срок не более двух месяцев.
     Хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях:
    восстановления платежеспособности должника в процессе санации;
    заключения мирового соглашения;
    удовлетворения всех   предъявленных   требований кредиторов до
принятия хозяйственным судом решения по делу о банкротстве;
    установления ложного банкротства;
    отсутствия оснований, предусмотренных законодательством.
     В своей дипломной работе особое место хочу уделить процедуре санации, т.к. в соответствии с названием темы процедура санации является главным инструментом финансового оздоровления предприятий и экономики в целом, потому что она позволяет восстановить деятельность неплатежеспособных предприятий за счет эффективной финансово-хозяйственной деятельности. 

    1.3 Место и значение санации в финансовом оздоровлении организаций 

     Институт  экономической несостоятельности (банкротства) является неотъемлемой частью рыночной экономики. Именно посредством данного института происходит законное разрешение конфликтных ситуаций связанных с невозможностью исполнения должником своих обязательств в полном объеме.
     При этом практически все системы законодательства включают в себя, помимо ликвидации и санационные процедуры. Но при этом понятие санации существенно отличается. Для определения места и значения санации в финансовом оздоровлении организаций необходимо, прежде всего, определиться с понятийным аппаратом.
     В Российской Федерации под санацией понимается реорганизационная процедура  передачи собственности предприятия-должника лицам или организациям, оказывающим  финансовую помощь для его оздоровления. [13, с.419]
     Что касается отечественного законодательства то в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротства)» санация - процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки. [12, с. 17] Оценка данной нормы в совокупности с п. 1.21 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» в соответствии с которым санация применяется в целях обеспечения стабильной и эффективной деятельности, а также восстановления платежеспособности должника, [3] позволяет сформулировать следующее понятие санации. Санация – процедура банкротства, применяемая в целях удовлетворения требований кредиторов в полном объеме и восстановления платежеспособности за счет эффективной финансово-хозяйственной деятельности. Иными словами основным источником погашения обязательств в процедуре санации является прибыль. Принятие данного вывода позволяет расширить понятие санации от процедуры удовлетворения долгов до процедуры финансового оздоровления организации за счет реализации комплекса мероприятий по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности в условиях существенных преференций под управлением независимого управляющего, контролем собрания кредиторов и хозяйственного суда.
     Санация – это процедура банкротства, применяемая в целях удовлетворения требований кредиторов в полном объеме и восстановления платежеспособности за счет эффективной финансово-хозяйственной  деятельности. Но достижение целей санации невозможно без введения льготного режима функционирования организации в период применения механизма санации. Рассмотрим совокупность преференций, предусмотренных законодательством.
     Санация на уровне предприятия создает возможности  для:
    законного   моратория    на удовлетворение  требований кредиторов, в
том числе  по обязательствам перед иностранными кредиторами (в том числе налогового кредита);
    обоснованного     отказа   от   исполнения   заключенных до введения
санации договоров, препятствующих восстановлению платежеспособности, расторжение которых в обычном режиме влечет применение существенных экономических санаций;
    ограничения  на   начальном этапе  совершения сделок с имуществом
предприятия (с согласия управляющего), а также действий по изменению структуры его уставного фонда, с отстранением (на любом этапе) органов управления предприятия от руководства;
    проведения     в      полном    объеме    инвентаризации    имущества
предприятия;
    кредитования     предприятий  с    учетом     обязанности выплаты
задолженности перед банками вне очереди;
    запрета на применение к организации всех видов санкций;
    стимулирования     активного     участия   в   оздоровлении  кредиторов
организации, за счет перераспределения управленческих полномочий;
    возможности   планирования потоков денежных средств в условиях
дефицита  оборотных активов в зависимости  не от наступления сроков исполнения обязательств, а текущих потребностей организации и экономической  целесообразности;
    освобождения   имущества  от  всех   видов   обременения (арестов,
залога  и т.д.) и передачи объектов социального  назначения и инфраструктуры местным органам управления.[12, с. 304]
     Реализация  указанных возможностей позволяет  без применения в больших объемах  прямой государственной поддержки (или дополнительно с ней):
    увеличить    поступление  денежных    средств,  оборачиваемость
оборотных средств, рационально использовать и реструктуризировать накопленную  кредиторскую задолженность, снизить  и оптимизировать структуру затрат, аккумулировать высвободившиеся средства для проведения организационных и экономических мероприятий по улучшению финансового состояния;
    в     короткий   срок   провести   реорганизацию,   в   том  числе
путем присоединения к более сильному хозяйствующему субъекту (или их слияние);
    оптимизировать       имущественную       базу        предприятия       с
освобождением его от объектов социального назначения и инфраструктуры, расходы по содержанию которых отвлекают существенную долю в оборотных активах и, соответственно, увеличивают себестоимость продукции, при этом состояние данных объектов зачастую не позволяет использовать их по прямому функциональному назначению;
    повысить      инвестиционную    привлекательность     предприятия 
через продажу его единым имущественным комплексом (в том числе по конкурсу на определенных условиях) без обременения долгами (выручка от продажи предприятия идет на расчет с кредиторами). 
 

     Выводы
     Институт  экономической несостоятельности (банкротства) является неотъемлемой частью рыночной экономики. Именно посредством данного института происходит законное разрешение конфликтных ситуаций связанных с невозможностью исполнения должником своих обязательств в полном объеме.
     Основные  причины  банкротства  субъектов  хозяйствования можно разделить на объективные и субъективные, общие и особенные, внешние и внутренние.

     В широком смысле процедуры банкротства рассматриваются как антикризисные процедуры, которые должны быть направлены на сохранение предприятий, выпускающих конкурентоспособную, социально значимую продукцию.

     При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица в Беларуси применяются следующие процедуры банкротства:
    защитный период;
    конкурсное производство;
    мировое соглашение;
    иные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством.
     Конкурсное производство включает в Беларуси следующие процедуры:
    санацию;
    ликвидационное производство.
     Санация – это процедура банкротства, применяемая в целях удовлетворения требований кредиторов в полном объеме и восстановления платежеспособности за счет эффективной финансово-хозяйственной деятельности. Но достижение целей санации невозможно без введения льготного режима функционирования организации в период применения механизма санации.  
 
 

     2 Анализ организационных и экономических аспектов санации в Республике Беларусь 

     2.1 Особенности государственного регулирования санации в Республике Беларусь 

     В настоящее время в республике создана и функционирует система  финансового оздоровления, которая включает в себя совокупность специальных органов и регламент их взаимодействия.
     Во  исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 23.11.2003 № 508 в 2004 году при  республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах создаются и действуют комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства). Комиссии осуществляют свою деятельность в целях:
    разработки  и  внесения в республиканский орган государственного
управления, местный исполнительный и распорядительный орган предложений о принятии мер по досудебному оздоровлению;
    подбора,       организации       подготовки,       наряду      с     органом
государственного  управления по делам о банкротстве, а также аккредитации лиц на осуществление деятельности временного (антикризисного) управляющего;
    подготовки предложений по проектам мировых соглашений, планов
завершения  досудебного оздоровления в защитном периоде или планов ликвидации юридических  лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей.
     Предложения комиссии рассматриваются республиканским  органом государственного управления (местным исполнительным и распорядительным органом), после чего принимается  соответствующее решение.
     В состав комиссии включаются представители  республиканских органов государственного управления, органа государственного управления по делам о банкротстве, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и организаций, имеющие высшее преимущественно юридическое и (или) экономическое образование. На период принятия мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) в состав комиссии включаются также собственник имущества унитарного предприятия, представители учредителей (участников) юридических лиц, индивидуальные предприниматели, в отношении которых принято решение о проведении досудебного оздоровления.[3]
     Для координации деятельности комиссий постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.03.2005  № 298 был создан специальный Совет.
     Совет по координации деятельности комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) при Совете Министров Республики Беларусь является постоянно действующим органом, осуществляющим координацию деятельности комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), созданных при республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах.
     Основными задачами деятельности Совета являются:
    координация      деятельности       комиссий,        созданных           
при республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах;
    рассмотрение и анализ эффективности деятельности комиссий;
    согласование   действий республиканских органов
государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по разработке и реализации республиканских и региональных программ, направленных на предупреждение экономической несостоятельности (банкротства) организаций, с привлечением отечественных и зарубежных инвесторов;
    выработка   рекомендаций   органам   государственного управления 
и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам по активизации деятельности комиссий.
     Взаимодействие  Совета, комиссий, департамента по санации и банкротству и хозяйственных судов представлено на схеме (Рисунок1).
     С целью профилактики банкротства  и выявления неплатежеспособных государственных организаций, организаций, имеющих долю государственной собственности в уставном фонде (далее – государственные организации), Департаментом на основании первичных данных, представляемых Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, ежеквартально проводится анализ финансового состояния и платежеспособности почти пяти тысяч государственных организаций республиканской и коммунальной форм собственности. Создана информационная база данных о финансовом состоянии и платежеспособности  указанных организаций за 10 лет.

     Рисунок 1 – Укрупненная схема взаимодействия Департамента по санации и банкротству  с органами государственного управления  по вопросу реализации мероприятий  по повышению эффективности работы отраслей экономики, имеющих неплатежеспособные организации в 2007 и последующих годах
     Примечание - Источник: [16, с. 133]

     Департаментом выявляются в постоянном режиме неплатежеспособные организации, организации, неплатежеспособность которых приобретает либо имеет  устойчивый характер.

     О сложившейся ситуации с целью  принятия мер по финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций Департамент информирует республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы (Мингорисполком), в ведении или подчинении которых находятся данные субъекты хозяйствования (далее - государственные органы), а также Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.

     По  состоянию на 1 апреля 2011 года из 4194 государственных организаций (коммерческих организаций, отчитавшихся органам статистики в установленном порядке) 1315 (31%) являлись неплатежеспособными, у 903 неплатежеспособность приобретала устойчивый характер (22% от общего количества государственных организаций), а 60 являлись устойчиво неплатежеспособными (1% от общего количества государственных организаций). Динамика платежеспособности государственных организаций приведена в приложении А.

     Основанием  для отнесения неплатежеспособности организации к неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, служит неплатежеспособность организации  в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса.
     Организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеется  неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех  кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3), превышающего 0,85.
     Порядок введения санации
     В случае принятия органом государственного управления решения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) с применением процедуры санации,  неплатежеспособная организация во взаимодействии с комиссией разрабатывает проект плана санации. [5]
     Проект  плана санации используется антикризисным  управляющим при разработке плана  санации должника в случае возбуждения  хозяйственным судом производства по делу о его экономической несостоятельности (банкротстве).
     Проект  плана санации должен быть разработан не позднее одного месяца с даты принятия органом государственного управления вышеуказанного решения.
     Орган государственного управления принимает  решение о подаче неплатежеспособной организацией заявления должника об экономической несостоятельности (банкротстве) в хозяйственный суд.
     Неплатежеспособная  организация подает в хозяйственный  суд  заявление должника об экономической  несостоятельности (банкротстве) и  информирует об этом орган государственного управления.
     Орган государственного управления в течение 3 дней со дня получения информации о подаче в хозяйственный суд заявления должника об экономической несостоятельности (банкротстве) представляет кандидатуру временного  управляющего в хозяйственный суд.
     Хозяйственный суд  в течение 30 дней с даты поступления заявления  должника обязан принять к производству заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, поданное с соблюдением требований, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Законом и Указом, возбудить производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и ввести в установленном порядке защитный период.
     Хозяйственный суд по ходатайству должника, органов  государственного управления, принявших  решение о проведении досудебного  оздоровления, вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления.
     При этом орган государственного управления должен проанализировать необходимость  направления данного ходатайства, принимая во внимание, что в защитном периоде неплатежеспособная организация имеет ограниченный набор преференций по сравнению с конкурсным производством (в конкурсном производстве приостанавливается начисление процентов, неустойки (штрафы, пени) и иных экономических (финансовых) санкций по всем видам задолженностей должника, снимаются наложенные ранее аресты на имущество должника, до вынесения определения хозяйственного суда о прекращении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника приостанавливается удовлетворение требований кредиторов по платежным обязательствам).
     Если  досудебное оздоровление не завершено  до возбуждения дела о банкротстве, перечень необходимых мер по восстановлению платежеспособности должника, предлагаемых собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, органами государственного управления, включается в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который утверждается хозяйственным судом.
     Временный управляющий в течение защитного  периода выполняет обязанности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), в том числе обеспечивает сохранность имущества, проводит анализ финансового состояния и платежеспособности должника и т.д.
     Хозяйственный  суд после окончания защитного периода при наличии оснований, предусмотренных законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), выносит определение об открытии конкурсного производства.
     Антикризисный  управляющий в период конкурсного  производства выполняет обязанности антикризисного  управляющего в соответствии с Законом, в том числе: публикует объявление об открытии конкурсного производства, формирует реестр требований кредиторов, утверждает его на собрании кредиторов и представляет в хозяйственный суд.
     При наличии оснований для проведения санации антикризисный  управляющий  разрабатывает план санации и  представляет его на утверждение  собранию кредиторов не позднее 70 дней со дня своего назначения.
     Антикризисный  управляющий в срок не позднее  5 дней с даты проведения собрания кредиторов представляет в хозяйственный суд план санации, утвержденный собранием кредиторов, и протокол собрания кредиторов.
     Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов не позднее 7 месяцев со дня вынесения определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
     Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня принятия решения  о ее проведении, при этом хозяйственному суду при наличии соответствующего ходатайства собрания кредиторов или антикризисного управляющего предоставлено право сократить или продлить срок санации, но не более чем на двенадцать месяцев. Исключение из данного правила –  случаи санации градообразующих организаций и организаций, приравненных к ним. При наличии плана улучшения финансового состояния или ходатайства органа государственного управления срок санации может быть продлен хозяйственным судом, но не более чем на двенадцать месяцев. Кроме того, при условии обеспечения поручительством обязательств должника хозяйственный суд по ходатайству органа государственного управления, привлеченного к участию в деле о банкротстве градообразующей организации, организации, приравненной к ней, может продлить срок санации градообразующей организации, организации, приравненной к ней, до десяти лет. В случае продления срока санации поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.
     Антикризисный управляющий в течение срока  санации, установленного решением хозяйственного суда, осуществляет реализацию мер, предусмотренных планом санации, и в соответствии с законодательством представляет отчеты о реализации мероприятий плана санации в хозяйственный суд и Департамент.
     Антикризисный управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет управляющего по итогам санации не позднее пятнадцати дней до истечения установленного срока санации.
     По  результатам рассмотрения отчета антикризисного управляющего по итогам санации собрание кредиторов вправе принять решение о:
    прекращении         санации        в        связи       с      восстановлением
платежеспособности  должника;
    заключении мирового соглашения;
    заявлении     в     хозяйственный     суд    ходатайства   о продлении
установленного  срока санации;
    заявлении        в         хозяйственный       суд         ходатайства        об   
открытии  ликвидационного производства.
     Хозяйственный суд по результатам рассмотрения отчета управляющего по итогам санации  и жалоб кредиторов, голосовавших против решения, принятого собранием  кредиторов, или не принимавших участие в голосовании, выносит определение об (о):
    утверждении отчета управляющего по итогам санации;
    отказе в утверждении отчета управляющего по итогам санации;
    продлении срока санации;
    утверждении мирового соглашения.
 
 
 
 
 
 
     2.2 Практика проведения санации организаций в Республике Беларусь 

       По  состоянию на 01.01.2011г. в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) находились 84 государственные, а также имеющие долю государственной собственности в уставном фонде, организации, из них 18 (21,4%) – в процедуре санации. (Приложение Б)
       На  01.01.2011г. только на 3-х  организациях (16,7%) выполнялись планы санации в полном объеме:
    КУП «Калинковичский мебельный комбинат»;
    КСХУП «Агрокомбинат «Новый путь»;
    ГУКДПП «Чериковский ДОК».
       На 6-и организациях (27,8%) планы санации выполнялись частично:
    ОАО «Барановичский завод запасных частей «Автако»;
    ОАО «Кобринский консервный завод»;
    ИП «Лесопромышленная  компания»;
    КУП «Калинковичский завод бытовой химии»;
    КПУП «Ельский комбинат строительных материалов».
       Не  выполнены планы санации 10 организаций:
       - КУПП «ВИТТЕКС»;
       - УДП «Поставский консервный завод»;
       - ОАО «Мозырьдрев»;
       - РУП «Гомельский судостроительно-судоремонтный  завод»;
       - ОАО «САНТЭП»;
       - КУП «Домановичский овощесушильный  завод»
       - ОАО «Гомельчанка»;
       - КПУП «Гомельтрикотажбыт»;
       - ОАО «Славянка»;
       - ОАО «Гомельский подшипниковый  завод».
       За 2011 год 9-ю организациями, находящимися в процедуре санации, была получена чистая прибыль, 9 организаций (50%) по результатам финансово-хозяйственной деятельности получили чистый убыток.
       Внеочередные  требования кредиторов, возникшие после  возбуждения конкурсного производства, составляют  270 973,37 млн.руб. По состоянию  на 01.01.2011г. с начала возбуждения процедуры организациями погашено 230 650,42 млн.руб. или 85,1% от общей суммы внеочередных платежей.
       За 2011 год погашено внеочередных требований кредиторов на сумму 134 699,46 млн.руб. или 49,7% от общей суммы внеочередных платежей.
       По  Реестрам требований кредиторов сумма  задолженности составляет               115 462,59 млн.руб. По состоянию на 01.01.2011 г. с начала возбуждения процедуры организациями погашено 15 934,55 млн.руб. или 13,8% от общей суммы требований кредиторов по Реестру, в том числе:
       - по I очереди – 25% от требований кредиторов I очереди (42,8 млн.руб. из 174,4 млн.руб.);
       - по II очереди – требования кредиторов II очереди погашены в полном объеме (32,51 млн.руб.);
       по  III очереди – 30,1% от требований кредиторов III очереди (11 643,49 млн.руб. из 38 643,96 млн.руб.);
       по  IV очереди – 0,57% от требований кредиторов IV очереди (78,27 млн.руб. из 13 817,50 млн.руб.);
       по  V очереди – 6,6% от требований кредиторов V очереди (4 137,48 млн.руб. из 62 794,22 млн.руб.).
       За 2010 год погашено требований кредиторов по Реестру требований кредиторов в размере 4 306,45 млн.руб. или 3,7% от общей суммы требований кредиторов по Реестру, в том числе:
       - по I очереди – 25% от требований кредиторов I очереди (42,8 млн.руб. из 174,4 млн.руб.);
    по II очереди – 86,6% от требований кредиторов II очереди (28,15 млн.руб. из 32,51 млн.руб.);
    по III очереди – 24,7% от требований кредиторов III очереди (9 539,11 млн.руб. из 38 643,96 млн.руб.);
    по IV очереди – 0,34% от требований кредиторов IV очереди (47,23 млн.руб. из 13 817,5 млн.руб.);
    по V очереди – 3,1% от требований кредиторов V очереди (1 970,81 млн.руб. из 62 794,22 млн.руб.).
       В результате санации по состоянию  на 01.04.2011 г. 13 из 18  организаций улучшили свое финансовое состояние, в том числе 3 полностью восстановили свою платежеспособность. При этом более 70 % организаций превысили максимальный срок санации, установленный законодательством.
       В разрезе организаций результаты санации выглядят следующим образом.
       1) ОАО «Барановичский завод запасных частей «Автако»
       Юридический адрес: Брестская обл., г. Барановичи, ул. Брестская, 311
       Подчиненность: Минтранс
       Управляющий: Потейко Борис Михайлович (17.11.2005)
       Введение  процедуры экономической несостоятельности (банкротства): 17.11.2005
       Защитный  период: 17.11.2005
       Конкурсное  производство: 20.12.2005
       Санация: 22.05.2006 - 24.11.2011 (66 месяцев)
       Объем производства продукции организации  за I квартал 2011 года составил 660  млн.руб., что на 17% меньше, чем предусмотрено планом санации (793 млн.руб.).
       В плане санации была предусмотрена  выручка от реализации в сумме 980 млн.руб. Фактически получено 589 млн.руб. (60% от выручки, предусмотренной в плане санации).
       По  состоянию на 01.04.2011г. реализация имущества не производилась.
       Затраты на производство реализованной продукции  за январь-март 2011 года составили 452 млн.руб. (по плану санации 859 млн.руб.). Затраты на производство реализованной продукции, скорректированные на фактический объем реализации продукции, составили 516 млн.руб. Экономия себестоимости при фактической выручке составила 64 млн.руб. 
       За  I квартал 2011 года получена балансовая прибыль в размере 59 млн.руб. (по плану санации предусмотрена балансовая прибыль 87 млн.руб.), чистая прибыль – 22 млн.руб. (по плану санации - 49 млн.руб.).
       Вышеуказанное свидетельствует о невыполнении плана санации.
       Платежеспособность  организации улучшается. Значения коэффициента текущей ликвидности возросло с 0,29 (на 01.01.2010г.) до 0,38 (на 01.01.2011г.), коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами - с «минус» 2,44 до «минус» 1,62.
       Внеочередные  требования кредиторов составляют 7 914,81 млн.руб. По состоянию на 01.04.2011г. погашено 7 656,81 млн.руб. (96,7% от общей суммы внеочередных требований кредиторов).
       По  Реестру требований кредиторов сумма  задолженности составляет 1 294,43 млн.руб. По состоянию на 01.04.2011г. погашено 501,04 млн.руб. (39% от общей суммы требований кредиторов по Реестру). В том числе: по третьей очереди требования погашены в полном объеме (307,89 млн.руб.); по четвертой очереди – 36% требований (61,31 млн.руб. из 172,36 млн.руб.); по пятой очереди и других требований – 16,2% требований (131,89 млн.руб. из 814,68 млн.руб.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.