На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Инновационные технологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Развитие  – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя  способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем  самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и к обучению. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.
     Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
     Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое  число талантливых ученых и педагогов. Среди них: Андреев В.И.; Подласый И. П.; профессор, доктор педагогических наук Колин К.К.; доктор педагогических наук Шапкин В.В,. Симоненко В.Д, Сластёнин В.А и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава. I Сущность, классификация и направления инноваций в обучении.
     §.1.1. Технологии и условия осуществления инновационных процессов в образовательном учреждении.
     Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические  инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации. Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
     Педагогические  инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный  путь развития), так и за счет привлечения  дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).
     Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в обучении являются:
     •  разработка концепций и стратегий  развития образования и образовательных  учреждений;
     •  обновление содержания образования; изменение имеющихся и разработка новых технологий обучения и воспитания;
     •  совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования  в целом;
     •  улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
     •  проектирование новых моделей образовательного процесса; 

     • обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
     •  обеспечение успешности обучения и  воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
     •        разработка учебников и учебных  пособий нового поколения и др.
     Прогрессивные нововведения возникают на научной  основе и способствуют продвижению  практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое  и важное направление — теория новаций и инновационных процессов.
     Технологии  высшего учебного заведения, равно как и любого образовательного учреждения, являются инновационными, если:
     1. учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности;
     2. педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении;
     3. организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащихся и педагогов;
     4. улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы;
     5. продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.
     Эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения, независимо от его названия. Особенности инновационного образовательного учреждения можно  выявить в сравнении с традиционными  учреждениями (табл. 1). 
 

     Таблица 1. Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений:
     Сравниваемые параметры  педагогического процесса      Образовательное учреждение
     Традиционное      Инновационное
     Цель      Передача  знаний, умений и попутное воспитание, освоение социального опыта      Содействие  самореализации и самоутверждению  личности
     Ориентация      На  потребности общества и производства      На  потребности и возможности личности      
     Принципы      Идеологически трансформированы             Научные, объективные
     Содержание образования      Разрозненные  предметы со слабовыраженными межпредметными связями        Гуманизированные и личностно-ориентированные  культурные ценности
     Ведущие методы и формы      Информационно-репродуктивные         Творческие, активные, индивидуально-дифференцированные
     Отношения обучающих и обучающихся      Субъект-объектные      Субъект-субъектные
     Роль  преподавателя      Источник  и контроль знаний       Консультант-помощник
     Основные результаты       Уровень обучения и социализации          Уровень личностного и профессионального  развития, самоактуализации и самореализации
 
     Это неполное сравнение показывает, что  основополагающими принципами деятельности инновационного образовательного учреждения являются гуманизация, демократизация, индивидуализация и дифференциация процесса обучения .
     § 1.2. Современные инновационные технологии в обучении:
     В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании  приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных  педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.
     Рассмотрим современные инновационные технологии обучения подробней.
     К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.
     В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.
     В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта  воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).
     Все технологии интерактивного обучения делятся  на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.
     Неимитационные  технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
     Рассмотрим  некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.
     Проблемная  лекция. Предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
     Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.
     Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).
     Технология  работы учебной группы при учебном  сотрудничестве может быть следующей:
     •  постановка проблемы;
     •  формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей  в них, пояснения преподавателя  об ожидаемом участии в дискуссии;
     •  обсуждение проблемы в микрогруппах;
     •  представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
     •  продолжение обсуждения и подведение итогов.
     "Мозговой  штурм" ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. "Мозговой штурм" позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. 

     Основные  принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение  всевозможных реплик и даже шуток.
     Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов.
     Вовлечение  в дидактическую игру, игровое  освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.
     Стажировка  с выполнением  должностной роли — активный метод обучения, при котором "моделью" выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки — выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях.
     Имитационный  тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве "модели" выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т. д.).
     Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой — умения вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов. Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские. Например, работа по заказу предприятий, работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых.
     Технология  проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа.
     Учебный творческий проект состоит из пояснительной  записки и самого изделия (услуги).
     В пояснительной записке должны быть отражены:
     •  выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем размышления;
     •  описание этапов конструирования объекта;
     • выбор материала для объекта, дизайн-анализ;
     • технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы;
     •  подбор инструментов, оборудования и  организация рабочего места;
     •  охрана труда и техника безопасности при выполнении работ; 

     •  экономическое и экологическое  обоснование проекта и его  реклама;
     •  использование литературы;
     •  приложение (эскизы, схемы, технологическая  документация).
     К проектируемому изделию предъявляются  такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.
     Технология  проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств  личности учащегося, которые нужны  ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.
     Компьютерные  технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:
     •  средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
     •  средством информационной поддержки  учебных процессов как дополнительный источник информации;
     •  средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
     •  универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
     •  средством для проведения учебных  экспериментов и деловых игр  по предмету изучения;
     •  одним из важнейших элементов  в будущей профессиональной деятельности обучаемого.
     На  современном этапе во многих профессиональных учебных заведениях разрабатываются  и используются как отдельные  программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие  системы (АОС) по различным учебным  дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом  обучения.
     С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального обучения открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового  общения в так называемых интерактивных  программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций  в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.
     Возросшая производительность персональных компьютеров  сделала возможным достаточно широкое  применение технологий мультимедиа. Современное  профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяют расширить  области применения компьютеров  в учебном процессе.
     Новые возможности в системе профессионального  образования открывает гипертекстовая технология. Гипертекст (от англ. hypertext — "сверхтекст"), или гипертекстовая система, — это совокупность разнообразной  информации, которая может располагаться  не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта  гипертекста — это возможность  переходов по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут "путешествия".
     Современную гипертекстовую обучающую систему  отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному  материалу и т. п.
     Применение  компьютерных технологий в системе  профессионального образования  способствует реализации следующих  педагогических целей:
     •  развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;
     •  реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;
     •  интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.
     Вывод по первому параграфу: инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Проблемы внедрения инновационных технологий обучения.
     § 2.1. Мировой опыт инноваций  профессионального  образования.
     Международный опыт убеждает в том, что качество подготовки кадров было, есть и будет  приоритетным в сфере профессионального  образования. Опираясь на анализ советской  профшколы и современной России, следует отметить, что этому вопросу  всегда уделялось большое внимание как органами управления образованием всех уровней, так и самими учреждениями профобразования. К сожалению, результат  не всегда был таким, каким хотелось бы иметь.
     В советский период работала технология "доводки" качества знаний, умений и навыков будущих рабочих  и специалистов непосредственно  на государственных предприятиях. В  новых рыночных условиях эта технология уже не срабатывает, владельцы малых  и крупных предприятий не нуждаются  в неквалифицированных кадрах и  не собираются быть меценатами их обучения. Это одно из главных противоречий нынешнего времени.
     Такое положение дел подталкивает руководителей  образовательных учреждений к поиску новых технологий повышения эффективности  подготовки кадров. Есть немало интересных и, главное, практико-ориентированных  разработок в Институте развития профессионального образования  Минобразования РФ, авторами которых  являются профессора И.П. Смирнов, А.Т. Глазунов, академик Е.В. Ткаченко и др. Парадокс в том, что в российских регионах об этом знают понаслышке и от всяких новых, в том числе  апробированных, разработок отмахиваются, как от назойливых мух, сетуя при  этом на отсутствие необходимых рекомендаций. Причины очевидны: нежелание погрузиться  в указанную проблему; отсутствие специалистов по инновационным педагогическим технологиям; отсутствие необходимых  условий, способствующих их реализации.
     Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных  процессов. Из пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах образование становится активным, актуализируется образовательный потенциал как социальных институтов, так и личностный.
     § 2.2. Проблемы внедрения инноваций профессионального образования в России.
     Раньше  безусловным ориентиром образования  в России было формирование знаний, навыков, умений, обеспечивающих готовность к жизни, понимаемую как способность  адаптации личности в обществе. Теперь образование все больше ориентируется  на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых  обеспечивается баланс между социальными  и индивидуальными потребностями  и которые, запуская механизм саморазвития, подготавливают личность к реализации собственной индивидуальности и  изменениям общества.
     Следствием  постоянного развития, совершенствования  методов педагогики стали инновационные  технологии, т.е. технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образование.
     Однако  внедрение таких технологий сопряжено  с рядом трудностей (финансовые средства, консерватизм некоторых чиновников в образовательной сфере, недостаточное  развитие технологий). Кроме того, несмотря на очевидную необходимость в  инновациях всё же внедрять их следует  с осторожностью. В противном  случае неосторожная инновационная  деятельность может привести к кризису  образовательной системы.
     Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. П.И. Пидкасистый выделяет десять этапов разработки и реализации педагогических нововведений:
     1. Разработка критериального аппарата  и измерителей состояния педагогической  системы, подлежащей реформированию. На этом этапе нужно выявить  потребность в нововведениях.
     2. Всесторонняя проверка и оценка  качества педагогической системы  для определения необходимости  ее реформирования с помощью  специального инструментария.
     Экспертизе  должны подвергаться все компоненты педагогической системы. В итоге  должно быть точно установлено, что  необходимо реформировать как устаревшее, неэффективное, нерациональное.
     3. Поиски образцов педагогических  решений, которые носят опережающий  характер и могут быть использованы  для моделирования нововведений. На основе анализа банка передовых  педагогических технологий нужно  отыскать материал, из которого  можно создать новые педагогические  конструкции.
     4. Всесторонний анализ научных  разработок, содержащих творческое  решение актуальных педагогических  проблем (может быть полезна  информация из Интернета).
     5. Проектирование инновационной модели  педагогической системы в целом  или ее отдельных частей. Создается  проект нововведения с конкретными  заданными свойствами, отличающимися  от традиционных вариантов.
     6. Исполнительская интеграция реформы.  На этом этапе необходимо персонализировать  задачи, определить ответственных,  средства решения задач, установить  формы контроля.
     7. Проработка практического осуществления  известного закона перемены труда.  Перед внедрением в практику  нововведения необходимо точно  рассчитать его практическую  значимость и эффективность.
     8. Построение алгоритма внедрения  в практику новшеств. В педагогике  разработаны подобные обобщенные  алгоритмы. В них имеются такие  действия, как анализ практики  для поиска участков, подлежащих  обновлению или замене, моделирование  нововведения на основе анализа  опыта и данных науки, разработка  программы эксперимента, мониторинг  его результатов, внедрение необходимых  корректив, итоговый контроль.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.