На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Концепт зима в русской литературе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
      Введение            Глава 1.Теоретическая часть        1.1 Картина мира и ее реализации в языке     1.2 Концепт как основная единица описания языка     1.3 Методы изучения концептов       1.4 Истоки формирования концепта «зима» в русской литературе Глава 2. Практическая часть       2.1 Зима в жизни и творчестве А.С.Пушкина     2.2 Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"   2.3 Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимний вечер"   Заключение         Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
       Данное  исследование посвящено репрезентации  концепта «зима» в индивдуально-авторской языковой картине мира Пушкина. Оно выполнено в русле активно развивающегося в последние годы направления когнитивной лингвистики, опирающейся на изучение языка в тесном взаимодействии с миропониманием человека, его духовной и практической деятельностью.  Язык обуславливает общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мировосприятие и т.п., которые В. фон Гумбольдт называл «другой реальностью». Центральными понятиями, в которых  ярко отражается специфика взаимоотношения языка и окружающей действительности, являются языковая картина мира и концепт,  ставшие объектом интенсивных лингвистических исследований (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицкая,  Анна А. Зализняк, Ю.Н. Караулов, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, Е.В. Урысон, А.Д. Шмелев и мн. др.).  Актуальность работы заключается в том, что исследование выполнено в рамках современной антропоцентрической лингвистической парадигмы, позволяющей подойти к слову не только как к факту языка, но и как к феномену национальной культуры, культурному коду нации.   Цель работы – исследование, анализ и всестороннее описание данного фрагмента русской языковой картины мира в рамках обозначенных концептов, а именно: выявление национально-культурных содержательных компонентов концепта «зима» в русской языковой картины мира в общем, и в индивидуаьно-авторской картине мира Пушкина. Поставленная цель предполагает решить следующие задачи:
      Дадим определение таким понятиям как языковая картина мира и концепт
      Рассмотрим методы изучения концептов
      Исследуем истоки формирования концепта «зима» в русской литературе
      Проанализируем два стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер»
      Источниками и экспериментальной  базой исследования послужили различные словари русского языка (толковые, идеографические, лингвострановедческие, поэтические и т.п.), письменные публицистические и художественные (преимущественно поэтические) тексты А.С. Пушкина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Теоретическая часть
1.1 Картина мира и  ее реализации  в языке
      Попытки охарактеризовать научный феномен  картины мира, дать ему определение  и его компоненты не раз предпринимались  философами, лингвистами и учеными. Философский энциклопедический словарь под редакцией Н.С. Гордиенко дает следующее определение. "Картина мира" в широком смысле - образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе. В узком смысле - картина мира, включающая представление о Вселенной, которое основывается на совокупности научных данных.        Картина мира призвана помочь человеку определить его место в мире, возможности и смысл его существования".      В науке признано разделение концептуальной и языковой картин мира. Концептуальная картина богаче языковой, поскольку в ее образовании, по всей видимости, участвуют различные виды мышления, в том числе и невербальные. Языковая картина мира является важной составной частью общей концептуальной модели мира в голове человека.     И в связи с тем, что язык привносит в концептуальную картину все новую информацию об окружающем мире, в концептуальной модели постоянно происходят изменения, что обусловливает ее динамичность. Несмотря на все эти различия, две картины мира связаны между собой. Язык не мог бы быть средством общения, если бы он не был связан с концептуальной картиной мира. 
 
 
 

1.2 Концепт как основная  единица описания  языка
      В последнее время активно развивается  понятие концепта. Термин концепт  стал активно употребляться в  лингвистической литературе с начала 90-х годов и закрепился в культурологии. Слова "концепт" и "понятие" одинаковы только по своей внутренней форме: В переводе с латинского conceptus означает "понятие", от глагола concipere, что буквально означает "понятие".            Арутюнова Н.Д. предлагает такой подход к определению концепта: "концепт" трактуется как понятие обыденной философии, являющейся результатом взаимодействия ряда факторов, таких, фольклор, религия, жизненный опыт, ощущения и система ценностей.     Одним из первых в мировой лингвистике обратился к исследованию концептов Аскольдов С.А. Он считал, что, концепт в процессе мысли замещает множество предметов одного и того же рода. Концепт может замещать как реальные предметы, так и некоторые стороны предмета или реальных действий.          Д.С. Лихачев предложил считать концепт "алгебраическим выражением значения, которым носители языка оперируют в устной и письменной речи".          Степанов Ю.С. говорит что, "концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее". Перечисленные выше определения не являются взаимоисключающими, а они только подчеркивают различные способы формирования концепта. Исходя из нескольких определений "концепта", мы выдели некоторые его свойства:           1) концепт - это отражение ментального мира;     2) концепты - это идеальные образы;      3) концепт обязательно обозначается словом.
      Д.С. Лихачев утверждает, что для каждого  отдельного концепта существует отдельное  словарное значение.      Таким образом, концепт - это "единица, призванная связать воедино научные изыскания в области культуры, сознания и языка, так как он принадлежит сознанию, культуре и опредмечивается в языке" В данном исследовании в качестве рабочего используется следующее понимание термина концепт. Концепт - это мыслительное образование структуры, объединяющее понятия, представления, образы, связанные с каким - либо явлением.
1.3 Методы изучения  концептов
      Метод определения буквального смысла или внутренней формы. Данный метод состоит в том, что по пережиткам, которые сохранились в жизни общества "умозаключать о том, чем они были и как действовали в те времена, когда были полностью нужными.    Исторический метод         При исследовании концептов нужно обращаться к истории. Концепты надо изучать на основе данных, существовавших ранее и передававшихся из поколения в поколение. И здесь следует привести мнение одного из ученых: "Обращение к историческому прошлому слова может помочь в уяснении его смысла".       Социальный метод         Третий метод применяется к третьему слою концепта - активному слою. То есть, следует определить концепты с социальной стороны. Определение концептов складывается из исторически разных слоев, различных по времени образования, по происхождению, по семантике, а поэтому способ их суммирования в определении по самому существу дела является генетическим".      Экспериментальный метод       Экспериментальные методы - это методы познания концептов, при помощи которых это явление исследуется в условиях речевой практики. То есть, данные методы позволяют установить частотность употребления того или иного концепта в речи носителя языка.
      Таким образом, при исследовании какого-либо концепта следует обращаться к истории, этимологии и ассоциациям. Все эти  данные можно найти в различных  словарях, а также выявить экспериментально. 

1.4 Истоки формирования  концепта «зима» 
в русской литературе 

      Онтологическая  значимость зимнего времени года, обусловленная его естественной связью с цикличным восприятием  времени и мифологически детерминированной  связью с категориями экзистенциального  порядка (зима – смерть и др.); а также исключительная роль зимнего времени года на территории России (обусловившая особенности ее истории, культуры, быта и т.д.) позволяют отнести концепт «зима» к ключевым концептам культуры, определяющим характер национальной концептосферы и сквозные мотивы русской языковой картины мира.
      Зима  – это особое время года в России, которая по объективным причинам является северной страной (так, почти 60% территории страны покрывает вечная мерзлота; именно в России находится мировой полюс холода (поселок Оймякон в республике Саха (Якутия), где была зафиксирована самая низкая температура  воздуха на земле -77,8°); около 77% территории страны (13,1 млн. км2) занимает Сибирский регион, отличающийся суровым климатом. Исключительная продолжительность зимнего времени года и чрезвычайно низкая температура воздуха, характерные для значительной части территории страны, определили тип хозяйствования, бытовую культуру, экономику и мировоззрение этноса.  Концепт «зима» в значительной мере определил образность русского искусства. Зимнее время года особенно воспето в поэзии, которая сформировала в сознании носителей русского языка яркий образ русской зимы. Показательно, что в «Русском ассоциативном словаре» под ред. Ю.Н. Караулова (РАС) на стимул зима зафиксированы реакции Пушкин, крестьянин торжествуя; на стимул мороз Некрасов, Красный нос, день чудесный; на все другие стимулы, связанные с зимой, зафиксировано большое количество прецедентных поэтических строк. Зима определила и культурно-стереотипные представления о России. Так, в РАС на стимул зима зафиксирована реакция русская, при ее отсутствии в ассоциативно-вербальных полях лето, весна, осень. Ср. также устойчивость словосочетаний русская зима, русский мороз и отсутствие устойчивости таких словосочетаний, как русская весна, русский дождь и т.д. Показательно, что зима как типично русское время года доминирует не только в автостереотипных представлениях (ср.: Не итальянцы мы, не греки,/Которым наших зим не снесть…/Но знают ли они отраду трескучих зимушек лихих? (А.Х. Востоков), но и в гетеростереотипных. Так, по данным различных экспериментов (см.: Кутанова 2007; Тер-Минасова 2002), наиболее частотными реакциями американских, французских, немецких студентов на стимул Россия являются Сибирь, зима, холод, мороз, снег.
      Номинативное  поле концепта «зима» чрезвычайно широко разработано в русском языке. Так, в «Словообразовательном словаре русского языка» зафиксировано 90 дериватов лексемы снег, 118 и 173 деривата лексем мороз и холод, соответственно; в РАС представлены обширные ассоциативно-вербальные поля к лексемам снег (150), холод (65), мороз (62) и зима (49); в «Лексическом минимуме современного русского языка» под ред. В.В. Морковкина лексемы зима, зимой, зимою, холод, холодный, декабрь, январь, февраль включены в список 500 «самых важных русских слов», а в список 1000 важнейших слов входят лексемы мороз, Рождество, Новый год; в «Словаре эпитетов современного русского литературного языка» К.С. Горбачевича зафиксировано 82 эпитета к лексеме зима, в «Словаре поэтических образов» В.Н. Павлович отмечено около 350 единиц, образно характеризующих зимнее время и т.д. На объем и выразительность лексических средств, формирующих номинативное поле концепта «зима», значительно повлияла русская художественная литература, которая создала чрезвычайно яркий и разносторонний образ русской зимы, а также огромное разнообразие авторских средств его интерпретации. Роль художественной литературы в формировании языковых средств, актуальных в качестве предмета обучения, принципиально возрастает в рамках лингвокультурологического подхода, поскольку именно литература, по мнению русских и зарубежных поэтов и мыслителей, оказывает решающее влияние на культуру народа, ср.: литература выступает «самым развитым органом самопонимания и самосознания народа» (И.Р. Бехер); важнейшая роль литературного наследия проясняется в процессе преобразования черт русской национальной культуры, вследствие «синтетического характера» которой оказываются «неразлучимы… живопись, музыка, проза, поэзия» (А. Блок).
      Истоки  формирования концепта «зима», связаны  с онтологическим характером категории  времени, являющейся культурной и языковой универсалией, одним из существенных фрагментов концептосферы любого этноса и образующей наряду с пространством некую сетку координат, так называемый, пространственно-временной континуум. Как известно, при всем многообразии подходов к пониманию феномена времени, появлявшихся в разные периоды мировой истории, основной оппозицией в его трактовке является противопоставление цикличного и линейного времени. Одним из ярких примеров цикличности времени выступает годовой календарный цикл и времена года как формирующие его компоненты.
      Анализ  литературы по культурологии, культурной антропологии, этнолингвистике, истории языка и др. позволил выделить основные факторы,
определяющие  важнейшую роль годового цикла в  национальной языковой картине мира: связь с цикличным характером жизни человека и природы (М.М. Маковский, В.Н. Топоров, В.В. Иванов, Т.В. Цивьян и др.); включенность времен года в ряд базовых для любой культуры бинарных оппозиций, а также в оппозицию четырех явлений (см.: Иванов, Топоров 1965; Цивьян 2006); включенность времен года в мифологический «алфавит» языковой личности (ср: мифологизацию смены дня и ночи, зимы и лета); связь наименований времен года с ранними этапами становления языков (лексемы зима и весна существовали уже в древних языках (Бенвенист 2004); активность метафорического переосмысления времен года; актуальность образов времен года в произведениях искусства (в живописи, музыке, поэзии и т.д.), где каждое время года связывается с определенным эстетическим переживанием, с тем или иным комплексом изобразительных средств.
      С целью определения основных характеристик  концепта «зима» в языковом сознании носителей русского языка были проанализированы данные лексикографических источников, что позволило выявить основные характеристики концепта, имеющие различную степень значимости для носителей языка. Так, базовые характеристики концепта зафиксированы в толковых словарях (в толковании имени концепта); ряд концептуальных признаков нашел отражение в словарях сочетаемости, словарях эпитетов, ассоциативных словарях и идиоматическом корпусе. Ряд очень важных и ярких характеристик концепта выявлен исключительно или преимущественно на основании художественных текстов, прежде всего, поэтических (например, зима - величественное, царственное время года; зима - время творческой активности; зима – время года, ассоциирующееся в сознании русских людей с войной; зима время новогодних и рождественских праздников, напоминающих о счастливом времени детства).
      Лингвокультурологическая значимость этих характеристик подтверждается убедительной позицией русских и зарубежных поэтов, считавших поэзию «высшим выражением языка» (И. Бродский). Ср. также: «стих есть высшая форма речи» (Н.Гумилев); «поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке» (С.Т. Кольридж).
      В результате были определены следующие  содержательные характеристики концепта «зима»:
зима  – очень холодное время года: «самое холодное время года» (МАС);
холодная, суровая, морозная («Словарь сочетаемости слов русского языка» под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина) (ССРЯ); лютая, суровая, студеная, холодная (СЭРЯ); холод, суровая, морозная, студеная (РАС); солнце на лето, зима на мороз; зимой шубы не занимают; зимой тулуп всякому люб; февраль – месяц лютый, спросит: как обутый? (идиоматический корпус). Ср. также: И мне бы нужно в панцире встречать/Приход зимы, ее смертельный холод (Н. Заболоцкий); Господи,и умирая,/Через полвека едва ль/Этого мертвого края,/Этого мерзлого рая,/Я позабуду печаль (Г. Адамович); Еще были зимы одна лютей другой…(Е. Евтушенко);
зима  – самое долгое время года: долгая, бесконечная зима (ССРЯ); долгая (РАС) (реакции короткая в словаре не зафиксировано); бесконечная, глубокая,
длинная, затяжная (СЭРЯ). Ср. также: Там зима, почитай, круглый год держится… (Н.А. Некрасов); Какая долгая протяжная зима,/Какие длинные распущенные пряди… (С. Соловьев);
зима  – снежное время года: снежная (ССРЯ); белоснежная, заносная, метельная, многоснежная, пухлая, пышная, седая, снежная, среброснежная (СЭРЯ); снег, снежная, лыжня, санки, снежная баба (РАС); всю зиму пролежал, весной в речку убежал (снег); первый снег – не зима, первая зазноба – не невеста; зимой съел бы грибок, да снег глубок; снег глубок – хлеб хорош (идиоматический корпус). Ср. также: Хотя всегдашними снегами/Покрыта северна страна (М.В.Ломоносов); …Пустыни снежные, льдов вечные громады…(К.Н. Батюшков); Ты сейчас далеко-далеко,/Между нами снега и снега...(А. Сурков); За малую горстку/Из белого моря снегов/Все прелести жизни заморской/Отдать россиянин готов! (И.Уткин); Целый мир, целый город в снегу (Б. Пастернак).
Снег  нередко связывается с обновлением  жизни, с очищением человеческой души. Ср.: Выпал снег – и все забылось (Н. Рубцов); Снег кружится, заставляя,/Все забыть и всех простить (Б. Фиаль);
зима  – время года, ассоциирующееся  с белым цветом: белая, белоснежная,
белокурая (СЭРЯ); белое, белая, белоснежная (РАС). Ср. также: И вдруг она пишется заново/Ближайшею первой метелью./Вся в росчерках полоза санного/Ибелая, как рукоделье (Б. Пастернак); Идут белые снеги… (Е. Евтушенко).
Белый цвет снега, который нередко сопровождается ярким светом и блеском, при различных  погодных условиях и неодинаковом психологическом  восприятии позволяет увидеть также  огромную палитру зимних красок: сверкающая,хрустальная (СЭРЯ). Ср.: …Под голубыми небесами/Великолепными коврами,/Блестя на солнце снег лежит (А.С. Пушкин); Шла зима к себе домой,/Снег стелила розовый (А. Прокофьев); …в окне мороз раздольных голубых просторов (Б.Бет); …там снег аметистово розов,/А зори рубинов алей… (А. Ачаир); Выдавались тихие зимние вечера, светло-серые, темно-розовые (Б. Пастернак).     Характерный для зимы белый цвет сближает ее образ с образом смерти. Ср.:белый саван зимы (Л. Шестак); Как саваном, снегом одета,/избушка в деревне стоит (Н.А. Некрасов);
зима  – темное время года: Ср.: Казалося: земля с пути свернула./Казалося:
весь  мир покрыла тьма (Д. Бедный); Закат пургою замело /И тьма, и ни звезды взамен! (Н. Сидоренко). С долгой темнотой зимнего времени года связана и пассивность в поведении человека. Ср.: (короткое лето) заставляет великоросского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму (В.О.Ключевский);
зима  – унылое и мрачное время года: затяжная, мрачная, сиротская,угрюмая (СЭРЯ); скучная, одиночество (РАС); плен, цепь (СЯРП). Ср. также:Заковано тоскою ледяною/Безмолвие убогих деревень (Д. Бедный); И опятьзачертит иней,/И опять завертит мной/Прошлогоднее унынье/И дела зимы иной (Б.Пастернак); Нет ничего на свете мрачней/Чем эта зимняя печаль (Б. Леонтьев);…скука, пурга, температура, вы (Е. Евтушенко);
зима  – время физической и душевной активности, бодрости: крестьянин
торжествуя, лыжня, коньки, санки  (РАС); проказница, проказа (СЯРП); в зимний холод – всякий молод! (идиоматический корпус). Ср. также: … Пора, красавица,проснись… (А.С. Пушкин); Час утренний – делам, любви – вечерний,/раздумьям –осень, бодрости – зима… (Б. Окуджава); Пролетел лучезарно здоровый и ликующий лыжник снегов (Б. Ахмадулина); Дышим острым бодрящим холодом./День прищурился в смехе снежном (Е. Недельская);
зима  – пора затишья в природе и время душевного умиротворения:
успокоение  (РАС). Ср. также: Торжественное затишье,/Оправленное в резьбу … (Б.Пастернак); Чутко слушая поскрипыванье лыж,/Пахнет елкою и снегом эта тишь(Р. Рождественский); Нет глубже, нет слаще покоя,/Какой посылает нам лес,/Недвижно, бестрепетно стоя/Под холодом зимних небес (Н.А. Некрасов); Роскошь морозной ночи была непередаваема. Мир был на душе у доктора (Б. Пастернак); Зимою, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города… (М. Булгаков).
      Известно, что тишина, или же монотонные природные  шумы (звуки дождя, метели, вьюги  и т.д.) способствуют расположенности  человека к размышлениям, осмыслению собственной жизни, к творческой активности. Так, по мнению М. Эпштейна, именно в строках о зиме отражается склад национального характера: мечтательность, задумчивость, отрешенность, стремление человека к духовным ценностям (Эпштейн 1990). Ср.: Февраль. Писать стихи и плакать… (Б.Пастернак); … мастер полиграфии во мне, особенно бушующий зимою… (Е. Евтушенко); Зимой, вместо сбора ягод,/затыкают щели кусками пакли,/охотней мечтают об общей пользе… (И. Бродский); Зима – это время не только физического отдыха, но и более глубокой внутренней работы (Е. Лопухина); Но,пока, в снегопаданье строгом ясен разум и воля свежа (Б. Ахмадулина);
зима  – величественное, царственное время года: царица-зима, владычица-
зима  (идиоматический корпус). Ср. также: И белому мертвому царству,/Бросавшему мысленно в дрожь,/Я тихо шепчу: «Благодарствуй,/Ты
больше, чем просят, даешь» (Б. Пастернак); Природа, в Зимнем Царстве засыпая,/Укрылась одеялом белоснежным (С. Сухарева);
зима  – время года, ассоциирующееся  в сознании русских  людей с войной:
блокадная, военная, голодная, губительная, осадная, свинцовая  (СЭРЯ); голодная (РАС). В ряде устойчивых словосочетаний отразились особенности военной истории России: Ледовое побоище, замерз как француз под Москвой, Февральская Революция, Зимняя война, блокадная зима, ладожский лед, «горячий снег», «кровавый снег» и др. В поэтических строках о войне часто соседствуют лексемы «зима», «снег», «лёд» и «смерть». Ср.: На снегу белизны госпитальной/умирал военврач, умирал военврач (С. Гудзенко); Выпьем за тех, кто командовал ротами,/Кто умирал на снегу… (П. Шубин); Под каким бы нам не бывать огнем – /У меня в зрачках черный ладожский лед,/Ленинградские дети лежат на нем (А.Межиров); Я – лежу в прострелянном кювете,/Я – вмерзаю в ледяной кювет./Снег не тает. Губы, щеки, веки/Он засыпал. И велит дрожать… (А. Межиров); А как музыка зазвучала/И очнулась вокруг зима,/Стало ясно, что у причала/Государыня-смерть сама (А. Ахматова); Лежало как-то неумело/По-детски маленькое тело./Шинель ко льду мороз прижал,/Далеко шапка отлетела (А.Т. Твардовский).
      В ходе российской истории зима нередко  выступала также и в роли спасительницы  отечества. Ср.: Гроза двенадцатого года/Настала – кто тут нам помог?/Остервенение народа,/Барклай, зима иль русский бог? (А.С. Пушкин); Через торосы Ладожского льда/ Отсюда мы вели дорогу жизни,/Чтоб жизнь не умирала никогда (М. Казанский).
      Связь зимнего времени года с войной и со смертью изоморфна его  близости с катаклизмами, происходящими в душе человека, в обществе, в мире. Так, актуальной является метафора метели, вьюги, бурана как явлений, способных изменять и нередко даже разрушать человеческие судьбы, спутывать «в метели, во мраке и пустоте» (А. Блок) обычный ход человеческой жизни. Ср.: известный сюжет повести «Метель», а также строки из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, использованные М. Булгаковым в качестве эпиграфа к роману «Белая гвардия»:
Пошел мелкий снег и вдруг  повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась  метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем … – Ну, барин, –закричал ямщик, – беда: буран! (А.С. Пушкин). Ср. также: Разыгралась чтой-то вьюга,/Ой, вьюга, ой, вьюга!/Не видать совсем друг друга!/За четыре за шага! (А. Блок).
зима  – типично русское время года: русская, сибирская зима (ССРЯ); российская, русская, сибирская зима (СЭРЯ); Пушкин, русская (РАС); русская зима,русский холод, русский мороз (устойчивые сочетания). Ср. также: А Россию снова в белые одежды/Наряжает тихо русская зима (А. Земсков); Эх, тройка русская,шальная,/Веселье, в праздники, зимой! (Н.С.);
зима  – волшебное, мифологически детерминированное время года:
чудесная, необыкновенная зима (ССРЯ); волшебница-зима, чародейка-зима (устойчивые словосочетания). Ср.: Колдунья белая в блистающем наряде/Возводит башни, замки, терема (С. Соловьев); Спасла пурга-ворожея (Н. Сидоренко).
      Следует отметить, что следы мифологического  восприятия зимнего времени года можно обнаружить и в современной  поэзии: Надмирно высились созвездья/В холодной яме января (Б. Пастернак) (ср. древнеславянские представления о том, что солнце зимой находится в яме). Ср. также: Морозная ночь походила на сказку (Б.Пастернак); Сто зим в зиме./Проворные салазки./Бежит савраска смирною рысцой./Летит рысак конем крылатой сказки (К. Бальмонт); Заколдован невидимкой,/Дремлет лес под сказку сна… (С. Есенин); Она подозревает втайне,/Что чудесами в решете/Полна зима на даче крайней,/Как у нее на высоте (Б. Пастернак).
      «Сказочность» зимы отражается также в ее способности  преображать реальные предметы. Ср.: Вот, трубочиста замаранней,/Взбив свои волосы клубом,/Елка напыжилась барыней,/В нескольких юбках раструбом (Б. Пастернак); Кверху руку поднимает –/Вмиг деревья накрывает/Чистым серебром (Л. Чарская); На пушистых ветках/Снежною каймой/Распустились кисти/Белой бахромой (С. Есенин).
      Зима  как сказочное время года иногда ассоциируется у лирического  героя с детством, временем, не связанным  с повседневными заботами, оставшимся на грани сна и воспоминаний. Ср.: Как напоминало это дни далекого детства, когда…маленький Юра кроил на дворе из такого же ослепительного снега пирамиды и кубы, сливочные торты, крепости и пещерные города! Ах, как вкусно было тогда жить на свете, какое все кругом было заглядение и объеденье! (Б. Пастернак); В желтой траве отплясали кузнечики,/Мальчику на зиму кутают плечики, рамы вставляют, летает снежок,/Дунула вьюга в почтовый рожок (А. Тарковский); То под гору, то в гору/Пойдем в другую пору/По зимнему простору,/Малиновому снегу (А. Тарковский);
зима  – время новогодних, рождественских праздников. Ср.: Опять эти белые мухи,/И крыши, и святочный дед,/И трубы, и лес лопоухий/Шутом маскарадным одет (Б. Пастернак); О, елочный дед наш, сверкающий снегом и
счастьем! Мама, светлая королева, где же ты? (М. Булгаков); И странным
виденьем  грядущей поры/Вставало вдали все пришедшее после./… Все елки на свете, все сны детворы./Весь трепет затепленных свечек, все цепи,/Все великолепье цветной мишуры…/… Все яблоки, все золотые шары (Б. Пастернак); … морозный ветер, бледный ветер …/и пахнет сладкою халвою,/ночной пирог несет сочельник/над головою (И. Бродский); Я пою синеву сугроба/в сумерках, шорох фольги … (И. Бродский); … И только любить, только ель наряжать и созерцать этот мир несказанный… (Б. Ахмадулина);
зима  – время острой потребности в  домашнем тепле и уюте: зима – кошка свернулась клубком; мороз - дрова, камин; снег – камин (РАС). Ср. также: Трещит затопленная печь./Приятно думать у лежанки (А.С. Пушкин); Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен… У абажура дремлите, читайте – пусть воет вьюга… (М. Булгаков).
      Характеристики  концепта «зима» обусловлены явлениями, относящимися к различным сферам функционирования концепта: объективными природно-географическими условиями (холод, мороз, снег, темнота); психологическим восприятием и настроением (зимняя бодрость; зимняя тоска, печаль, безысходность, уныние; воспоминания детства); особенностями быта и истории (новогодние и рождественские праздники; война); мифологическими представлениями и художественным восприятием (смерть, сон, волшебство, сказочность и др.). Характеристики концепта «зима» свидетельствуют о существовании четырех основных сфер содержания концепта: природно-географической, бытовой, психологической и художественно-образной, которые взаимосвязаны и, подчас, трудноразделимы. Так, например, в названии повести А.С. Пушкина «Метель» воплощены в художественном единстве и реальная физическая опасность российских зимних природных катаклизмов, и душевное смятение героев повести, и фатальный слом их судеб.
      Сложность и неоднозначность в восприятии зимнего времени года проявляется  и в амбивалентности некоторых  характеристик концепта, ср.: тоска/бодрость, активность; война, смерть/сказочность, волшебство; темнота/белый цвет, яркий свет; затишье, время душевного умиротворения/время  самых радостных, шумных и активных праздников. Все это свидетельствует о богатстве и сложности содержания концепта «зима», о его особом месте в сознании носителей русского языка, значительном, но при этом неоднозначно интерпретируемом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практическая часть
2.1 Зима в жизни и творчестве А.С.Пушкина
      Вот север тучи нагоняя,        Дохнул, завыл – и вот сама        Идёт волшебница зима.        Пришла, рассыпалась, клоками      Повисла на суках дубов;        Легла волнистыми коврами        Среди полей, вокруг холмов;        Брега с недвижною рекою        Сравняла пухлой пеленою;        Блеснул мороз .И рады мы       Проказам матушки-зимы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.