На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Эмоционально-волевые поцессы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                       Министерство образования и науки Российской Федерации
                       Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина 
 
 
 

              Эмоционально-волевые процессы
                 Реферат по общей психологии 
 
 

                                                                                                          

                                                                                                         Выполнила:  
                                                                                                         студентка                           
                                                                                                         Первой английской группы В
                                                                                                        ИИЯ
                                                                                                         Москалева Дарья 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Рязань 2011
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………….3
Понятие о чувствах и эмоциях………………………………………………………………….4
Теории  эмоций…………………………………………………………………………………...6
Качества  и динамика чувств…………………………………………………………………….7
Формы переживания чувств…………………………………………………………………….8
Чувства и личность………………………………………………………………………………9
Виды  чувств и их формирование……………………………………………………………….9
Понятие о воле………………………………………………………………………………….11
Преднамеренные  и волевые действия………………………………………………………...11
Воля  как форма активности личности………………………………………………………...12
Интернальная  и экстернальная локализация  контроля………………………………………12
Структура волевого акта……………………………………………………………………….14
Волевые качества личности и их формирование……………………………………………..15
Список  литературы……………………………………………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
   Эмоциональные и волевые процессы выполняют  многообразные регулятивные функции  психики в ее управлении психофизиологическим состоянием индивида, протеканием познавательных процессов и реализации программ целеобразования и самой деятельности и общения.
   Эмоции  и воля отличаются по критерию намеренности. Если эмоции и чувства, как правило, бывают ненамеренными, то волевая регуляция  связана с намерением, сознательно  принятым человеком по необходимости и выполняемым по своему решению.
   Оба эти процесса зависят от отношений  человека к предметам и явлениям окружающей действительности, к самому себе и характера его взаимодействия или общения с другими. Без  интеграции эмоционально-волевых процессов была бы невозможна реализация поведенческих программ субъекта. 

 


Понятие о чувствах и эмоциях
Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности.
Эмоции  отличаются следующими особенностями:
Субъективный  характер. Отношение, которое выражается в эмоциях, всегда носит личный, субъективный характер и существенно отличается от осознания тех объективных связей между вещами, которые устанавливаются в процессе познания окружающего мира.
Взглянув  в окно, мы видим, что сад покрыт снегом, и устанавливаем связь  между появлением снега и временем года в суждении «наступила зима». Эта связь между объектами внешней действительности установлена нами в процессе мышления.
Но, отразив  путем мышления эту объективную  связь, один человек может испытать чувство радости, что наступила  зима, а другой, наоборот, чувство сожаления, что кончилось лето. В этих различных чувствах выражается субъективное, личное отношение людей к объективной действительности: одним данный предмет или событие нравится и вызывает у них чувство удовольствия, другим тот же самый предмет или событие не нравится и вызывает неудовольствие.
Крайнее многообразие качественных особенностей. Следующий, довольно неполный перечень эмоциональных состояний, поскольку они получили выражение в речи человека, позволяет судить о чрезвычайно большом числе и разнообразии эмоций:
чувство голода, жажды, приятного вкуса, наслаждения, отвращения, чувство боли, вожделения, обладания, половое чувство; чувство решительности, уверенности в своих силах, беспечности, безопасности, смелости, храбрости, отваги, мужества, чувство риска; чувство самоудовлетворения, тщеславия, честолюбия, самомнения, наглости, бесстыдства, надменности, чувство превосходства, гордости, тщеславия, презрения, снисхождения;
Пластичность. Одна и та же по своему качеству эмоция, например радость или страх, может переживается человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана. Человек может испытывать радость при встрече с другом , в процессе интересующей его работы, любуясь величественными картинами природы, наблюдая веселые и непринужденные игры детей, читая книгу и т.п.- но все эти проявления радости очень различны по своему качеству и степени.
Связь с внутриорганическими  процессами. Эта связь имеет двоякий характер:
    внутриорганические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций,
    все без исключения эмоции в той или иной форме и степени находят свое выражение в телесных проявлениях.
    Тесная  связь эмоций с процессами жизнедеятельности организма была подмечена очень давно. Еще Декарт, говоря об эмоциях (любви, ненависти, желания, радости и печали), утверждал что «все они относятся к телу и даны душе только постольку, поскольку она связана с телом». Эмоции сигнализируют обо всем том, что полезно и что вредно для тела, и непосредственно побуждают человека к деятельности, направленной на сохранение целостности его организма и поддержание жизни. Вместе с тем эмоции, будучи связаны с усилением и ослаблением кровообращения, оказывают большое влияние и на работу мозга: «эмоции оказывают на мозговую циркуляцию (крови) гораздо более заметное действие, чем даже очень энергичная умственная работа» (Moceo).
Связь с непосредственным переживанием собственного «Я». Даже самые слабые эмоции захватывают всего человека в целом, сопровождаются острыми ощущениями собственной личности в ее органической целостности и противопоставленности внешней среде. Поскольку в своих взаимоотношениях со средой человек пассивно испытывает изменения, вызванные в нем внешними воздействиями, его эмоции приобретают характер эмоциональных состояний; когда же эмоции связаны с активными проявлениями личности и выражаются в деятельности, направленной на изменение среды, они выступают как отношения к внешней действительности. И эмоциональные, отношения и эмоциональные состояния всегда испытываются человеком как его непосредственные переживания, которые при всей своей действенности и огромной роли в жизнедеятельности человека часто остаются неосознанными, составляя глубинные основы его личности, его склонностей, интересов, темперамента и характера.
Отличительными  особенностями чувств являются:
1. Отчетливо выраженная интенсивность. Чувства — более сильные эмоциональные переживания, чем настроения. Когда мы говорим, что человек испытывает чувство, а не настроение, этим мы указываем прежде всего на интенсивное, ясно выраженное, вполне определенное эмоциональное переживание: человек не просто испытывает удовольствие, а переживает радость; у него не просто настроение, в котором выражается какая-то неопределенная тревога,— он испытывает страх.
2. Ограниченная продолжительность. Чувства длятся не так долго, как настроения. Их длительность ограничена временем непосредственного действия причин, которые их вызывают, или воспоминания обстоятельств, которые вызывали данное чувство. Например, зрители на стадионе испытывают сильные чувства, наблюдая интересующее их футбольное состязание , но эти чувства проходят по окончании матча. Мы можем вновь испытать то или иное чувство, если в нашей памяти возникнет мысль об объекте, вызвавшем в свое время это чувство.
3. Осознанный характер. Характерной особенностью чувств является то, что причины, их вызвавшие, всегда ясны для человека, который эти чувства переживает. Это может быть полученное нами письмо, завоевание спортивного рекорда, успешное выполнение работы и т. д. В основе чувств лежат сложные нервные процессы в высших отделах коры головного мозга: по словам И. П. Павлова, чувства «связаны с самым верхним отделом и все они привязаны ко второй сигнальной системе». «Безотчетное чувство» — термин, не соответствующий психологическим особенностям чувств, которые всегда выступают как осознанные переживания. Этот термин с полным основанием может быть применен к настроениям, а не к чувствам.
4. Строго дифференцированная связь эмоционального переживания с конкретными предметами, действиями, обстоятельствами, его вызывающими. Чувства не имеют диффузного характера, свойственного настроениям. Мы испытываем чувство удовольствия при чтении именно этой книги, а не другой; занимаясь любимым видом спорта, мы испытываем удовлетворение, которое не распространяется на его другие виды, и т. д. Чувства самым тесным образом связаны с деятельностью, например чувство страха вызывает желание бежать, а чувство гнева — желание бороться. Этот «предметный» характер чувств имеет большое значение при их воспитании: чувства развиваются, делаются более глубокими и совершенными в результате близкого ознакомления с предметами, их вызывающими, систематического упражнения в данном виде деятельности и т. д.
Чувства отличаются сложностью и многообразием  эмоциональных переживаний. В зависимости  от их содержания и причин, их вызывающих, они делятся на низшие и высшие.
Низшие  чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением естественных потребностей человека.
Примером  низших чувств могут быть удовольствие или страдание, испытываемые при  жажде, голоде, сытости, пресыщенности, а также при различных видах  мышечной деятельности, в зависимости от степени мышечного напряжения или мышечной усталости. Например, чувства, переживаемые спортсменом при перетренированности, характеризуются общей вялостью, упадком сил, сильным астеническим состоянием при продолжении тренировки, отвращением к мышечной деятельности и т. д. Эти чувства резко отличаются от тех, которые испытываются в состоянии спортивной формы и характеризуются наличием бодрости и жизнерадостности.
Высшие  чувства возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением общественных потребностей человека. Они органически включаются во все виды деятельности, облегчая или затрудняя учебную, трудовую, творческую или общественную работу.
Различают три группы высших чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические. 

Теории  эмоций
* Теория  Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как определенная эмоция. Т.е. при встрече со злобной собакой мы вначале ощущаем, как у нас задрожали колени и похолодело внутри, а потом понимаем, что мы испугались. По мнению Джемса, "мы грустим потому что плачем, злимся потому что наносим удар, боимся потому что дрожим".
* Теория  Кэннона-Барда подвергает сомнению  названную теорию, т.к., по мнению  Кэннона, многим различным эмоциям  соответствуют одинаковые физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует это состояние и какой знак - положительный или отрицательный- ему припишет.
* Информационная  теория П. Симонова устанавливает  зависимость между возникновением  эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо потребности.
Эмоция = необходимая информация - имеющаяся  информация.
Ясно, что  в случае, если индивид имеет всю  необходимую информацию о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция; если же имеющейся информации недостаточно, то возникает эмоция отрицательная.
Качества  и динамика чувств
Проблему  временного развития эмоциональных  процессов впервые поставил и  рассмотрел В. Вундт. Он считал, что это развитие заключается как в количественном, так и в качественном изменении эмоционального переживания. В учении Вундта отчетливо обозначено еще одно положение, касающееся динамики эмоциональных процессов- положение о слиянии, соединении, суммации отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. Для многих теорий возможность соединения эмоций служит важнейшим принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых. Так, сострадание объединяет соединением печали и любви, ревность – сложный аффект, состоящий одновременно из любви и ненависти к любимому лицу и зависти к тому, кого он любит. Вопрос об актуальной динамике эмоциональных явлений, о том, как они возникают, протекают, сменяют друг друга, угасая и вновь возникая, целесообразно рассматривать на конкретных примерах.
В выявлении  и описании конкретных закономерностей  порождения одних эмоций другими  больше всего было сделано Б. Спинозой. Приводимый им материал показывает, что  эмоциональные отношения, развивающиеся при различных обстоятельствах из некоторой исходной эмоции, в отдельных случаях могут быть весьма сложны и разнообразны. Так, субъект, охваченный любовью, сопереживает чувствам того, кого он любит. Вследствие такого сопереживания любовь может распространиться на другое лицо: того, кто причиняет предмете нашей любви удовольствие, мы будем тоже любить, а того, кто причиняет ему неудовольствие, мы будем ненавидеть. Одно из последствий любви заключается в том, что она порождает желание взаимности, которое, будучи неудовлетворенным, вызывает неудовольствие. Если человек при этом считает, что его не любят не по его вине, то он будет охвачен чувством приниженности, если же он так не думает, он будет испытывать ненависть к тому, кого он полагает причиной получаемого от неразделенной любви неудовольствия.
Такой причиной может быть сам объект любви  или, например, тот, кого он любит. В  последнем случае возникает особый вид ненависти- ревность.
Эмоциональный процесс включает три основных компонента:
Первый - это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме, нарастает скорость и интенсивность протекания психических, моторных, вегетативных процессов. В отдельных случаях возбудимость может, напротив, уменьшиться.
Второй  компонент - эмоциональный знак: положительное чувство возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательное- когда оно оценивается как негативное. Положительное чувство побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательное - побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.
Третий  компонент - степень контроля чувств ( от полной ориентации и контроля за чувствами до полной дезориентированности и бесконтрольности).
Особенности динамики чувств обусловлены объективно и субъективно. К объективным причинам относятся общие условия возникновения и существования психического; их раскрывают характеристики объекта, субъекта и их взаимодействия.
К субъективным причинам в собственном, узком смысле слова относится все, что касается внутреннего мира субъекта отражения: его темперамент, память, характер, способности и направленность, предшествующие впечатления.
Формы переживания чувств
Общепринятым  является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный  тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.
Чувственный тон – эмоциональная окраска  ощущения, восприятия, мышления, речи и  т.п. В некоторых случаях эмоциональная  окраска восприятия оказывается  врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т.е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т.п.).
Эмоциональное состояние – непосредственное переживание  какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.
Настроение  – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного  промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в ервую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т.п.
Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом  деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать  страсть к учебе, профессиональному  совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.
Стресс  – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.
Аффект  – стремительно и бурно протекающая  эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т.п.).
Чувства и личность
Наряду с мышлением и волей чувства являются важнейшими психическими процессами, характеризующими человека. И действительно, о личности часто можно судить по тому, что и как человек переживает. Немалое значение имеют качества его чувств. В процессе жизни и деятельности эти особенности чувств перерастают в свойства личности. Направленность и принципиальность, а также действенность чувств делают человека цельной личностью, у которой слово не расходится с делом. Людей же, которые немало переживают, но остаются пассивными, ничего не предпринимают, чтобы действовать в соответствии со своими чувствами, называют сентиментальными. 
Судя по обычным (или часто повторяющимся) психическим состояниям, различают людей раздражительных, вспыльчивых, которые нередко испытывают аффективные переживания. По преобладающим настроениям людей делят на веселых, жизнерадостных (у них часто бывает, как говорят, «хорошее расположение духа») и на таких, которыми нередко овладевает грусть. Последние редко радуются, выглядят печальными и даже мрачными. 
Серьезно характеризуют личность нравственные чувства. Если они побуждают человека к определенным положительным действиям, это свидетельствует о высоком моральном уровне личности. Чувство любви к трудящимся, к Родине, к семье, чувство товарищества и дружбы перерастают в такие высокие нравственные качества, как преданность делу коммунизма, коллективизм, патриотизм, гуманизм, доброта, отзывчивость. 
Противоположные чувства: неприязнь и даже ненависть к людям, эмоциональная холодность — делают человека черствым, бездушным, безразличным себялюбцем, индивидуалистом. Таких людей необходимо перевоспитывать, они мешают дружной жизни в коллективе. 
Другое дело, если чувство ненависти человек испытывает к врагам Родины, к эксплуататорам, тунеядцам, ко всем, кто наносит вред нашему обществу. Борьба с ними необходима для счастья народа. Такое чувство ненависти продиктовано заботой о трудящихся и потому является положительным качеством. 
Большое значение в жизни человека имеет умение управлять своими эмоциями. Личность, хорошо владеющая своими чувствами, становится выше мелких, низких, угнетающих переживаний и бывает по-настоящему счастливой.

Виды чувств и их формирование
Многогранность  чувств, их проявление на различных  уровнях отражения и деятельности, способность к слиянию и сочетанию, их приспособительный характер исключают  возможность простой линейной их классификации.
Чувства различаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, формы своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию и направлен-ности, по особенностям их выражения, нервному субстрату.
Существующие  классификационные схемы различаются соотношением своей теоретической и эмпирической обоснованности.
Наиболее  распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по видам деятельности, в которых  они проявляются. Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено  все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. К области нравственных чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, к другим людям, к самому себе.
Познавательная деятельность порождает у человека познавательные или интеллектуальные чувства. Их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине. Среди высших чувств важное место занимают практические чувства, связанные с деятельностью: трудом, учением, спортом. К высшим чувствам относятся также эстетические чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающей действительности руководствоваться понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними.
По степени  обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (например, чувство к ребенку, произведению искусства), обобщенные (чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического).
Примером  эмпирической классификации может  служит различение десяти "фундаментальных" эмоций, выделенных на основе комплексного критерия, охватывающего их нервный субстрат, экспрессию и субъективное качество (К. Изард). К ним относят следующие: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение. презрение, страх,
стыд, вина.
Эмоции (следовательно и чувства) можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Б. И. Додоновым выделены следующие виды подобных "ценных" эмоций:
1. альтруистические
2. коммуникативные
3. глорические
4. праксические
5. пугнические
6. романтические
7. гностические
8. эстетические
9. гедонистические
10. акизитивные
Эмпирически на основе формы непосредственного  переживания выделены такие чувства : счастье, самоуважение, любовь, стыд, чувство комического, юмор, ирония, чувство трагического, смятение, раскаяние, страх, обида .
Отсутствие  исчерпывающей классификации чувств объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью.
Понятие о воле
Воля – форма психического отражения, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий.
Понятие «воля» является одним из наиболее сложных в психологии.
Оно рассматривается  и как психический процесс, и  как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.
В конечном итоге сложность понятия «воля» объясняется тем, что оно очень  тесно связано с понятием «сознание», предельно сложным психологическим явлением, и выступает одним из его важнейших атрибутов.
Преднамеренные  и волевые действия
· За произвольными  действиями стоит субъект (индивид, регулирующий свои действия в предметной среде на основе психического отражения), который имеет возможность выбора способа осуществления действия.
За волевыми действиями стоит личность, овладевающая собственным мотивационным процессом, что обеспечивает способность выбирать и планировать такие действия, которые имеют социальное значение и требуют дополнительного побуждения.
· В  структуре деятельности произвольное действие предполагает осознание отношений  цели к средствам ее достижения.
В структуре  деятельности волевое действие предполагает осознание отношений цели действия к мотивам деятельности.
· Произвольность предполагает осознанность ориентировочных и исполнительных компонентов собственных действий.
Волевое действие предполагает осознанную организацию  побуждения к действию, организацию  мотивации к осуществлению действия.
· Развитие произвольности заключается в овладении средствами организации и планирования своих действий, своего поведения.
Развитие  воли заключается в формировании, организации и сохранении устойчивой мотивации.
· Становление  произвольной регуляции действия можно  представить как процесс означивания (объективации) собственных действий.
Становление волевой регуляции заключается  в осмыслении личностного значения цели и последствий действия, а  также отношений действия к интересам  других людей. 

Воля  как форма активности личности
Воля  отражает способность человека сознательно регулировать свою деятельность, поведение и эмоции, преодолевая трудности при достижении поставленных целей. Воля - это процесс преодоления себя в обстоятельствах, когда требуется действовать, проявлять активность, в достижении цели.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.