На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологические характеристики средств массовой коммуникации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
               Социально – экономический факультет.
                  Кафедра  связей  с общественностью 

         

                                 Курсовая работа по дисциплине 
                   «Психология массовой коммуникации»  на тему:
           «Психологические  характеристики средств массовой                   коммуникации» 
         
         
         
         

                                                                   Выполнила: студентка 4 курса,
                                                                    3 группы Дмитриева Т.В.
                                           Проверил:  

                 Оценка____________________ 

     Дата сдачи______________ 
 

                                               План.
1.Введение……………………………………………………………..4
Глава 1.Теоретическая часть
Социально психологические  основы средств массовой коммуникации………………………………………………………..5
1.1.Понятия и  сущность массовой коммуникации……………………………………………………….8
1.2.Психологическик  особенности массовой коммуникации……………………………………………………….11
Глава 2.Практическая часть
Психологический анализ средств массовой коммуникации
2.1 Психологические  особенности радио, телевидения,  печати………………………………………………………………….13
2.2.Психологическая  характеристика интернета……………………………………………………………..19
2.3 Отрицательные  психологические особенности радио,  телевидения, интернета………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………..40 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
В современном  мире средства массовой коммуникации перестали восприниматься исключительно  как канал передачи информации. Все  чаще о массовой коммуникации говорят  как о полноправном агенте социализации, влияющем на развитие личности и общества в целом: средства массовых коммуникаций демонстрируют нормы, формируют  систему ценностей, учат, опосредуют опыт и т.д. Из орудия пропаганды - инструмента  власти - медиа превратились в мощнейший  источник власти, стали ключом к  известности и успеху. Сегодня  средства массовых коммуникаций выступают  в роли как механизма продвижения  товаров и услуг, так и арены  дебатов и, очевидно, особое значение приобретают в условиях трансформационного общества и усиления рыночных отношений, когда их помощь в борьбе за потребителя  становится незаменима. Более того, в социологических концепциях «общества  потребления» массовой коммуникации отводится  роль конструктора реальности, навязывающего  товары, подстегивающего спрос и  в конечном итоге управляющего миром.
Массовая коммуникация - систематическое распространение  при помощи специализированных технических  устройств сообщений среди численно большой рассредоточенной аудитории  с целью воздействия на оценки, мнение и поведение людей 
Актуальность  работы обусловлена тем, что значение массовой коммуникации имеет всевозрастающий  характер на общемировом уровне, как  источника власти, как агента социализации, как распространителя инноваций  и т.д. В современных условиях люди становятся зависимыми от средств  массовой коммуникации. Прежде всего, это касается информации, знаний и  оценок о происходящем в обществе. Тип и уровень этой зависимости определяется рядом структурных условий. Влияние массовой коммуникации оказывается большим, если общество находится в состоянии изменений, конфликтов или нестабильности. Также многое зависит от степени реализации массовой коммуникацией собственно информационных функций.
Исходя из этого, основная цель данной работы - изучить  психологические характеристики массовой коммуникации. При этом цель работы раскрывается через решение следующих  поставленных задач:
отразить понятие  массовой коммуникации;
-охарактеризовать  основные психологические характеристики  массовой коммуникации;
-выявить особенности  средств массовой коммуникации 
сделать выводы по теме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Социально психологические основы средств массовой коммуникации.
1.1Понятия и сущность психологии массовой коммуникации
Психология  массовой коммуникации – новая, современная мета-наука, исследующая психологическим инструментарием массовые коммуникационные процессы, в которых субъектами выступают коммуникаторы (ведущие, авторы программ и т.д.) и реципиенты (массовый получатель информации речевого или текстового сообщения).
В структуре  коммуникативного процесса выделяются 3 группы:
    коммуникативные
    психологические
    социально ролевые
1. Собственно  – коммуникативные. Коммуникатор – код-----сообщение-----реципиент
Код – это  язык или его разновидность (сленг, жаргон) которую используют участники  коммуникации.
Сообщение (контекст) – ситуация, которой протекает коммуникация
-канал коммуникации - вид речевой коммуникации (письменная, устная речь)
Шумы - это помехи которые искажают информацию, блокирует коммуникацию (состояние партнеров)
Обратная связь  – это реакция реципиента на высказывание 

2. Психологические:
    коммуникативные намерения общающихся (отражают психологию )
    замысел сообщения - информация которую один партнер передает другому)
    цель коммуникации (результат):
    понимание сообщения – истолкование Р полученной информации
3. Социально-ролевые:
    Статусные и ролевые характеристики участников коммуникации – поведение, которое предписывается человеку его положением (статусом) и его ролью. Необходимо знание и учет статуса и роли в коммуникации, для того, чтобы выбрать манеру общения. Если собеседник не называет свой статус, то он определяется по внешним характеристикам.
    ситуативные роли участников коммуникации – позиция, которую человек занимает в общении. Если оба партнера выше, то это авторитарное общение. Если партнёры равны, то диалог. Если один подстраивается под другого, то комформное.
    стилевые приемы коммуникации – это привычные, устойчивые способы установления контактов и привычной ком стратегии. Это проявление индивидуальности человека в общении. Главная цель – установление взаимопонимания. Оно зависит от 2х важных факторов:
1. Некоторые  особенности использования языка  в коммуникации:
    деннотация слова –  пред собой то значение, которое признается большинством людей данного лингвистического сообщества (т.е. в словаре)
    коннотация слова – вторичные ассоциации слова разделяемые одним или несколькими
    данного лингвистического общества
    полисемия – наличие у слова более чем одного общепринятого в данном речевом сообществе значения.
    синонимия слова – использование разных слов и фраз для сообщения исходной информации.
    смешение высказываний (своих выводов , высказываний) – часто собеседники выражают в коммуникации свои оценки и суждения как факты
2. Коммуникативные  барьеры - препятствия психологического  характера, которые могут возникать  на пути передачи информации. 
Барьеры :

    вызванные погрешностями в самом канале передачи информации: фонетический( дефект речи ) и логическое непонимание ( сленг ).
    вызванные социокультурными различиями партнеров 6 принадлежность общающихся к разным социальным , экономическим , политическим , национальным группам.
    вызванные определенным негативным отношением между партнерами (неприязнь).
    обусловленные определенными психологическими особенностями общающихся ( интра - экстраверсия , тревожность и т.д )
 
 
 
 
 
 
 
Понятие массовых коммуникаций
     Понятие коммуникация происходит от латинского « communicatio» - обмен, связь, разговор. "Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей" "Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации" .
       Массовая коммуникация - это разновидность  духовно-практической деятельности, т.е. деятельности по трансляции, переносу в массовое сознание (общественное мнение) оценок текущих  событий, признаваемых социально  актуальными. 
     Сущностью массовой коммуникации как деятельности является воздействие на общество путем внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей. Сущность ее всегда остается неизменной, а явление, содержание и формы осуществления могут изменяться в зависимости от условий функционирования всей системы массовой коммуникации. Цель массовой коммуникации: изменение социальных субъектов в интересах других субъектов или всего общества.
     В современном научном и повседневном языке, наряду с понятием массовая коммуникация используется понятие "медиа". Понятие  имеет латинское происхождение. Средства коммуникации занимают среднее, промежуточное положение в коммуникационной цепочке отправитель - канал - получатель сообщения. Медиа представляют собой  механизм связи между отправителем и получателем сообщения.
     Массовая  коммуникация является деятельностью, основанной на системе правил и норм, а также на развитом контроле за их исполнением. Особенностями массовой коммуникации являются.
     - отправитель сообщения является  частью организованной группы, а  зачастую и представителем института;
     - в качестве принимающей стороны  выступает индивид. Он часто  рассматривается передающей организацией  как часть группы с присущими  ей общими характеристиками;
     - канал сообщения представляет  собой технологически сложные  системы распространения информации. Они включают в себя значимую  социальную компоненту, поскольку  их функционирование зависит  от правовых норм общества, привычек  и ожиданий аудитории;
     - сообщения обычно обладают достаточно  сложной структурой;
     - публичный характер и открытость;
     - ограниченный и контролируемый  доступ к средствам передачи;
     - опосредованность контактов передающей  и принимающей сторон;
     - определенное неравноправие в  отношениях передающей и принимающей  сторон;
     - многочисленность адресатов сообщений.
     Сложность массовой коммуникации как явления  предопределило его изучение в рамках различных исследовательских дисциплин. Социологическое изучение окружающей действительности предполагает, что  индивид является продуктом социальных отношений. Соответственно, оценивая роль средств массовой коммуникации в  связи с различными проявлениями деятельности людей, мы обязательно должны учитывать особенности политического, социального, экономического, культурного и технологического контекста этой деятельности.
     Отличия массовой коммуникации от межличностного общения проявляются практически  в связи со всеми составляющими  коммуникационного процесса. Источником сообщения в межличностной коммуникации является семья, соседи и т.п. В массовой же коммуникации - некий институт. Канал  распространения межличностной  коммуникации можно назвать “лицом к лицу”.
     Массовый  канал предполагает наличие технологий распространения.
     Время передачи в межличностной коммуникации - непосредственное, расстояние минимальное, замкнутое; в массовой - время передачи непосредственное или с задержкой во времени, расстояние - значительное, или даже неограниченное.
     Приемником  в межличностной коммуникации является семья, соседи, т.е. непосредственное окружение; в массовой - анонимная разнородная  аудитория. При межличностной коммуникации имеется возможность непосредственной реакции адресата (обратная связь). В массовой коммуникации реакция  преимущественно “отложенная” (в  некоторых случаях - прямая).
     Характер  регулирования межличностной коммуникации - личный, индивидуальный; массовой - с  использованием систем правил и контроля. 
 
 

     1.2Психологичесик  особенности массовой  коммуникации.
     Основные  психологические  характеристики массовой коммуникации
     Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы
     1. Интерес, подражание, например, в  соотношении условий и образа  жизни коммуникантов;
     2. Формирование ценностей, неявно  присутствующих в масс-коммуникативных  процессах, которые, функционируя  на личностном уровне, формируют  массовое (общественное) сознание;
     3. Идентификация, означающая эмоциональное  и смысловое отождествление потребностной  сферы человека в соответствии  с поступающей извне информацией;
     4. Восприятие, понимание, переживание,  запоминание, мотивация и ожидания  в механизме обращения аудитории  к СМИ и т.д.;
     5. Убеждающее воздействие аудитории  коммуникантом (СМК);
     6. Формирование интересов и стереотипов  массового сознания через установки;
     7. Создание коммуникатором (СМК) условий  для реализации феноменов подражания  и заражения в массовых проявлениях;
     8. Формирование слухов с определенными  целями;
     9. Мотивация и активизация творческого  мышления в группе (корпоративной  среде).
     Одной из важнейших социально-психологических  функций массовой коммуникации является ее способность само организовывать общественное мнение, общественное сознание.
     Развитие  коммуникаций в современном обществе включает в себя и такие процессы, в ходе которых информация не только передается, но и искажается, может  самопроизвольно возрастать или  угасать. Следовательно, массовая коммуникация - это специфическая форма человеческого  общения. Средства массовой коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом масскоммуникативного процесса и всегда выражают собой  способ передачи, сохранения, производства и pаспpостpанения определенной информации и заложенных в ней ценностей (ценностных ориентаций).
     Массовая  коммуникация как социально-психологический  феномен предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов.
       В современных условиях (свобода  слова, право каждого на получение  и pаспpостpанение информации и  т.д.) возможности массовой коммуникации  могут быть реализованы с максимальным  эффектом, если соответствующие  технологии выстраиваются с учетом  психологии массовой коммуникации.
     Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонаправленный хаpактеp.
     Многовекторность  массовой коммуникации предполагает передачу информации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным  друг с другом реципиентам. При этом, обратная связь либо оставлена во времени, либо осуществляется в очень  незначительной степени, когда, напримеp отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выразить свое мнение о позиции участника телепpогpаммы .
     Но  в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя  полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и  т.д
Глава 2.Практическая часть
     Психологический анализ средств массовой коммуникации
     2.1.Психологические особенности радио, телевидения и печати.
     Средства  массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.
     Печать.
     Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в  системе СМИ. Вышедшая из-под печатного  станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических  форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений  прессы и аудитории.
     Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного  ознакомления со всем «репертуаром»  сообщений, включенных в номер или  книгу. Благодаря этому можно  составить общее впечатление  о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.
     Во-вторых, можно пользоваться возможностями  «отложенного чтения», после первичного ознакомления оставить материал для  внимательного и подробного прочтения  в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).
     Все это возможно потому, что печатные издания легко иметь «при себе»  и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих  или мешающих слушать радио или  смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в  соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и  тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д., и т.п. Все это определяет множество  положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.
Радио.
     Вторым  по времени появления средством  массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное  вещание, осуществляемая по проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.
     Если  первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала  возможной передача звука всех типов  — звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря  этому радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или “цитировать” давно прошедшие передачи,
     и т.д.
     Характерным для радио является вне визуальность - (лат. Viceo-«видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вне визуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, “не делит” своего внимания  между звуком и тем, что его сопровождает. В этом смысле существует большая разница между прослушиванием концерта классической музыки по радио и “слушанием – смотрением” его по телевидению (ведь в первом случае - аудитория воспринимает уже “сделанное” произведение, а во втором – имеет возможность наблюдать за тем, “как делается" произведение дирижером, оркестровыми группами, отдельными оркестрантами и т.д.) Радио как бы отфильтровывает звук от всех других элементов ситуации, несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем “самом по себе”. Но “монополия" звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории “увидеть”, как и кем создается “звуковая картина”.
     Помимо  этого, еще одна особенность радио  – та, что отсутствие видеоряда  позволяет слушателям проявить свои способности “фантазирования” мысленного образа. Радиотеатр, радио мемуары, чтение художественных произведений и передача литературно - музыкальных композиций позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения (хотя актер или ведущий некоторым образом “задает рамки” фантазии слушателя).
     Телевидение.
     Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах  и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.
     На  телевидении возможна организация  оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов  связи). Преимущества же такой оперативной  «живой» передачи, идущей прямо в  эфир с места события, в значительно  большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и  задействованы оба важнейших  типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с  аудиторией.
     На  телевидении “аудио” и “видео”  могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика  телевидения определяет особенности  всех типов программ — и публицистических, и художественных, и научно-популярных.
     Со  СМИ и телевидением в частности  давно уже считаются как с  серьезной силой в обществе. Эта  тема не выходит из «моды». Однако, несмотря на то, что телевидение – явление  комплексное, многомерное, работ, которые  учитывали бы  комплексность проблемы влияния СМИ на культуру общества не так уж и много. Чаще ученые исследуют ту или иную сторону явления, не ставя задачу  дойти до осознания проблемы как целого, как системы. Это – один из самых экономичных способов работы, когда сужение круга исследовательских интересов способствует выявлению наиболее действенных связей и устойчивых тенденций. Однако, ознакомившись с литературой по данному вопросу, мы столкнулись с нехваткой ясных подходов к изучению телевидения.
     Телевидение как СМИ существует чуть более  полувека, однако, даже за такой небольшой  по историческим меркам промежуток времени  оно стало одной из важных социальных потребностей человека. Однозначно, что  ни одно из ныне действующих средств  массовой каммуникации не может соревноваться  с телевидением по величине и силе влияния на общественные процессы. И чем больше вес данного института  в социальной общности, тем лучше  прослеживаются основные функции телевидения:
     1. развлекательная;
     2.информативная  (сообщения о фактах, значимых  для данной общности);
     3. передача духовного наследия, трансляция  ценностей культуры;
     4. воспитательная, основанная на принятых  установках;
     5. Рекреационная, и т.д. 
     Мы  вплотную подошли к СУБЪЕКТИВНОМУ  в отношениях зритель-телевидение. На индивидуальном уровне зритель может  и не ощущать, что его информируют, обучают или воспитывают. Крайне редко человек включает телевизор  для этих целей. Повторим еще раз, телепередатчик включается потому что  по нему передают «перемены». Это является основным стержнем любой передачи. И все многообразие телепередач  можно свести к двум типам:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.