На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Местные налоги и сборы, как источник формированию муниципального бюджета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Исторические  аспекты местного налогообложения  и организация 
бюджетов  муниципальных образований………………………………………6
1.1 История  становления и развития местного  налогообложения в России...6
1.2 Местный  бюджет. Утверждение и исполнение местных бюджетов..........8
2. Источники  доходов в формировании муниципального  бюджета………...16
2.1  Основные  источники формирования местного  бюджета………………..16
2.1.1 Налог на землю……………………………………………………………19
2.1.2 Налог  на имущество физических лиц…………………………………....21
3. Развитие налоговых доходов муниципального образования………………22          
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список  литературы………………………………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
      В системе местных финансов появились и развиваются такие институты, как местные бюджеты. Бюджеты территориальных формирований играют значительную роль в социально-экономической жизни страны, они являются финансовой основой местного самоуправления, без которого не может полноценно функционировать каждое демократическое государство. За счет средств местных бюджетов осуществляется финансирование широкого круга государственных расходов, тем самым, местные бюджеты оказывают содействие удовлетворению жизненно важных нужд граждан. Важное значение отводится местным бюджетам в решении такой сложной задачи, как проведение финансового выравнивания. Всегда существуют объективные отличия в уровнях экономического развития административно-территориальных единиц, это служит причиной расхождений в объемах налоговых поступлений отдельных территорий, которые, в свою очередь, приводят к значительным колебаниям размеров местных бюджетов и расходов из них.
      Выбранная мною тема является, актуальна, т.к. недостаток финансовых ресурсов муниципальных образований продолжает оставаться болезненной и до сих пор нерешенной проблемой бюджетной политики страны.  
Становление рыночных отношений в России положило начало развитию децентрализации системы управления экономики, переходу на федеративное бюджетное устройство. Местное самоуправление определено как институт, не входящий в систему государственной власти. С другой стороны, на этот институт возложены важнейшие и весьма дорогостоящие полномочия по жизнеобеспечению населения. Для успешного развития местного самоуправления в Российской Федерации каждое муниципальное образование должно иметь соответствующую экономическую базу, в том числе и, прежде всего, финансовые ресурсы.
 

     Цель  курсовой  работы – рассмотреть сущность местных налогов и сборов, как источник формирования муниципального бюджета.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - раскрыть содержание, состав и структуру финансовых ресурсов
муниципального  образования;
             - изучить местный бюджет, его утверждение и исполнение;
            - выявить основные источники формирования местного;
            - рассмотреть развитие налоговых доходов муниципального образования.          
      Методом исследования работы является метод  компиляции – сбора информации в различных источниках.
      Выбранная мною тема «Местные налоги и сборы, как источник формирование муниципального бюджета» широко освещена в литературе, также существуют Федеральные законы, которые предусматривают организацию органов местного самоуправления в формировании местного бюджета.
        Структура работы:
        Первый раздел посвящен историческим аспектам местного налогообложения и организациям бюджетов муниципальных образований.
      Второй  раздел отражает источники доходов в формировании муниципального бюджета.
        Третий заключительный раздел  рассматривает развитие налоговых доходов муниципального образования.          
     Местные налоги - налоги, которые установлены  Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Два налога являются обязательными для местных органов самоуправления: земельный налог, налог на имущество физических лиц. В этой связи доля собственных налоговых доходов местных бюджетов находится на катастрофически низком уровне. В рамках межбюджетного регулирования в настоящее время к доходам местных бюджетов можно отнести поступления от следующих федеральных и региональных налогов: на первом месте - налог на доходы физических лиц. Это один из главных источников доходов, поступающих в местные бюджеты. На втором месте находятся имущественные налоги на физических лиц, организации, земельный налог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Исторические аспекты местного налогообложения и организация бюджетов муниципальных образований
1.1 История становления  и развития местного  налогообложения  в 
России
      Основными источниками доходов бюджета  в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.
      8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе  наркоматов учрежден Народный  комиссариат финансов (Наркомфин)  — центральный орган государственного  управления отдельной сферой  деятельности или отдельной отраслью  народного хозяйства.
      Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты « вплоть до расстрела»1.
      В условиях диктатуры пролетариата налогообложение  и налоговое право стали средством классовой борьбы. Так, Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНКот 30 октября 1918 г. введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны». Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождалась. Впрочем, экономический и политический эффект налога был невелик – вместо 10 было собрано около 1.5 млрд. рублей.
     Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю, первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г. На основании принятых в 1919, 1921 и 1922 гг. декретов об изменении перечня местных налогов и сборов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу на рынке.
     Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной2.
     Переход к нэпу обусловил возрождение  налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.
     Вместе  с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно – бытового строительства.
     Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.
     Становление налоговой системы  современной России. Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре – декабре 1991 г.
     Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения - Федеральную службу налоговой полиции России3.
     В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г . о соответствующих налогах.
     В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой  полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.
     В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Министерство финансов России. 

1.2 Местный бюджет. Утверждение  и исполнение местных  бюджетов
     Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
     Местный бюджет рассматривается в качестве одного из признаков самоуправляющейся территории, которая при условии наделения ее другими установленными законодательством признаками получает статус муниципального образования. К муниципальным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением органы местного самоуправления осуществляют самостоятельно. В местных бюджетах могут быть предусмотрены - в качестве составной части - сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями4.
     В современных условиях во всех странах  наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти, как экономических, так и в политических процессах общества.
     Составными  частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды  специального назначения и финансы муниципальных предприятий.
     Местный бюджет имеет такую же структуру, как и государственный. Он включает доходы и расходы местных органов  власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющих собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов. Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета: налог на землю, налоги на автомобили, на потребление газа и электричества, и ряд других. А вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. В одной стране они используются для формирования доходной части бюджета, в другой – нет.
     Особую  группу налогов, поступающих в местный  бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и на выдачу лицензий.
     Средства  от указанных источников зачисляются непосредственно в муниципальный бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами муниципального бюджета.
     Основой доходной части любого местного бюджета  всегда являются собственные доходы:
     а) местные налоги и сборы; другие местные доходы.
     б) часть федеральных и региональных налогов, закрепленных за местными бюджетами в фиксированных долях на постоянной основе5.
     Как правило, доходная часть местных  бюджетов недостаточна для финансирования деятельности связана, не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь виде субсидий или субвенций. И субсидия, и субвенция - это государственная дотация местному бюджету. Их различие заключается в том, что субсидия - это дотация общего назначения (местные органы власти имеют право использовать ее по своему усмотрению, а субвенция - это дотация специального назначения, ее можно использовать только для финансирования строго определенного вида деятельности (например, строительства моста, здания, школы)). Доля субсидий в доходах местных бюджетов составляют от 20 до 40%.
     Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
     Что касается исполнительных органов местного самоуправления, то в бюджетном процессе они могут быть представлены местной администрацией, являющейся органом общей компетенции, финансовым отделом или управлением, муниципальным казначейством, отраслевыми муниципальными службами, муниципальной налоговой инспекции.
     Финансовая  база местного самоуправления создается  в процессе формирования местных бюджетов. Бюджет - это механизм распределения общественных фондов потребления между группами населения и отраслями народного хозяйства.
     Функции местного бюджета:
     - формирование денежных фондов;
     - распределение и использование  этих фондов между отраслями  народного хозяйства;
     - контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий подведомственных местному самоуправлению6.
     Каждое  муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.
     Формирование  местного бюджета осуществляется путем  применения единой методологии, государственных  минимальных социальных стандартов, социальных норм, установленных органами государственной власти.
     Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности7.
     В качестве составной части местных  бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованьями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
     Органы  местного самоуправления представляют отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке.
     За  последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60% от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10% превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28% до 21% , а доля расходов возросла с 29% до 31%.
     Таким образом, без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджета муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 - закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы).
     Очевидно, что в том случае, если бы органы местного самоуправления собирали платежи не вышестоящий, а в свой, местный бюджет, проблем со стимулированием их работы и необходимости их дотирования было гораздо меньше. Только в том случае, если будет проведено разграничение доходов, если за местными бюджетами будут закреплены реальные размеры доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.
     Утверждение бюджета. Доработанный и уточненный проект бюджета вносится на заседании представительного органа местного самоуправления. Бюджет рассматривается на сессии представительного органа и утверждается в форме нормативного правового акта. Нормативный акт должен содержать статьи доходов и расходов с указанием источников доходов, а так же расходов, в соответствии с ведомственной структурой бюджета муниципального образования, суммы дотаций и субвенций. В случае если представительный орган местного самоуправления не утверждает бюджет до начала следующего финансового года, то исполнительный орган имеет право расходовать средства по статьям текущих расходов бюджета в размере одной трети части соответствующих расходов последнего квартала предыдущего финансового года8.
     В случае если представительный орган  местного самоуправления не утверждает бюджет до начала следующего финансового года, то исполнительный орган имеет право расходовать средства по статьям текущих расходов бюджета в размере одной трети части соответствующих расходов последнего предусмотренных расходов с единого бюджетного счета.
     Исполнительный  орган организует на основе исполнение бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на основе росписи бюджетных расходов, составляемой согласно объему и срокам финансирования расходов, утвержденных нормативным правовым актом о бюджете на очередной финансовый год.
     Роспись бюджетных расходов составляет финансовым органом, входящим в систему исполнительного органа местного самоуправления, в течении 10 дней после утверждения бюджета и направляется в исполнительный орган местного самоуправления и его контрольно-счетную палату, если она имеется. Роспись бюджетных расходов утверждается руководителем финансового органа.
     Финансовый  орган доводит уведомления о  бюджетных назначениях до всех бюджетополучателей не позднее 17 дней со дня утверждения росписи. В процессе исполнения бюджета исполнительный орган местного самоуправления, если он наделен такими полномочиями по уставу, вправе вносить изменения, по доходам и расходам бюджета в пределах, утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации. Финансирование бюджетных организаций производится по трем статьям: заработная плата; текущие расходы; капитальные вложения, на основании смет доходов и расходов с расчетными показателями к ним. Сбалансированность бюджета города является необходимым условием бюджетной – финансовой политики9.
      Превышение  расходов над доходами составляет дефицит  бюджета. При наличии дефицита бюджета  первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи и текущие расходы.
      Отчет об исполнении бюджета. Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемой в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
      Исполнение  бюджета по доходам предусматривает:
- перечисление  и зачисление доходов на единый  счет бюджета;
- распределение  в соответствии с бюджетом  регулирующих доходов;
- возврат  излишне уплаченных в бюджет  сумм доходов;
- учет  доходов бюджета и составление  отчетности  о доходах бюджета.
      Отчет об исполнении бюджета публикуется  в средствах массовой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Источники доходов в формировании муниципального бюджета
2.1  Основные источники  формирования местного  бюджета
     В условиях перехода к рыночной экономике  основным источником формирования средств местных бюджетов становится налог на недвижимое имущество юридических и физических лиц. При этом особую значимость приобретают вопросы технического учета строений, жилых зданий и земельных участков.
     Действующие единая система и порядок государственного учета жилищного фонда, утвержденные распоряжением Правительства РСФСР от 22 февраля 1985 г. N 264-р, предусматривают, что учет жилищного фонда независимо от его принадлежности осуществляется организациями технической инвентаризацией на основе регистрации и технической инвентаризацией.
   Понятие финансов муниципального образования. Под муниципальными финансами, как правило, понимается совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. С этой точки зрения, муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:
   - государственных средств, передаваемых  органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;
   - собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги);
   - заемных средств или муниципального  кредита10.
     Виды  местных бюджетов: с точки зрения содержания деятельности, как правило, выделяют два вида бюджетов: текущий бюджет и бюджет  и развития.
     Текущий бюджет   представляет   собой   совокупность   доходов и    расходов органов местного  самоуправления,  обеспечивающих  первоочередные нужды городского   хозяйства.  Прежде   всего, сюда  относятся     расходы       по финансированию   постоянно   действующих хозяйственных структур местного самоуправления. Другими словами можно сказать,  это    средства  для поддержания функционирования городского  хозяйства.       Бюджет развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства11.          Согласование   бюджетных    интересов происходит,   прежде всего, между органами   государственной  власти и  органами  местного самоуправления. Как правило, наиболее широкие полномочия    органов местного   самоуправления в области    бюджета    предусмотрены     в   странах   с   федеративной   системой организации   власти,   поскольку   в   основу   построения  финансовой  системы также    положен бюджетный федерализм.       Роль центральных органов власти, как правило,  сводится  к   установлению   общих   принципов налогообложения и предельных норм налогообложения.                                                                Расходы местных бюджетов. Составление любого бюджета начинается   с планирования расходов, поскольку в них отражается  цель  деятельности органа власти. Соответственно классификация видов расходов,  прежде всего,  исходит из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства.              Основные    доходные   источники,    которыми    располагают     органы   местного   самоуправления,   могут   быть   отнесены    к    четырем     категориям   -   налоги,  неналоговые    поступления,   доходы   от     собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.                                                                                              Первые   две  группы    доходных    источников    являются    в    той  или  иной   степени   средствами,   которое   государство   собирает  с населения   и   предприятий.   Третья   и   четвертая    группа   напрямую зависят  от   ресурсов,  имеющихся   у муниципального   образования, и   способности  муниципальных  служб  грамотно  и рачительно ими  распорядиться.  Все четыре источника дохода зависят также от состояния законодательства, в котором определяется правоспособность органов местного самоуправления12.                                                                                  Доходы   местных   бюджетов - основная   проблема,   с  которой сегодня сталкиваются   руководители   муниципальных   образований, -   это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является  особенностью   России,   а    присуще  всем   странам  без исключения. Вопрос об удовлетворении  финансовых потребностей  муниципалитетов  – это, прежде всего вопрос о доходной базе  местных бюджетов.
     Местные налоги - налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Два налога являются обязательными для местных органов самоуправления: земельный налог, налог на имущество физических лиц. В этой связи доля собственных налоговых доходов местных бюджетов находится на катастрофически низком уровне. В рамках межбюджетного регулирования в настоящее время к доходам местных бюджетов можно отнести поступления от следующих федеральных и региональных налогов: на первом месте - налог на доходы физических лиц. Это один из главных источников доходов, поступающих в местные бюджеты. На втором месте находятся имущественные налоги на физических лиц, организации, земельный налог. 

2.1.1 Налог на землю
    Налогоплательщиками налога признаются организации и  физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
    Не  признаются налогоплательщиками организации  и физические лица в отношении  земельных участков, находящихся  у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
    Объектом  налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.