На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модели олигополии и их проявление в современной экономике России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФИНАНСОВАЯ  АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ  
 
 

Кафедра «Экономическая теория»  
 
 

          КУРСОВАЯ  РАБОТА 
           

на  тему:  

«Модели олигополии и их проявление в современной экономике России»  
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент ИППК
по  финансово-банковским специальностям
Иванов  А.Б.
Научный руководитель: к.э.н., доцент
Петров  В.Г.  
 
 

Москва. 2010 

План 
Введение................................................................................................................ 3
      Конкуренция. Виды конкуренции.
1.1. Типы рынка.
1.2. Предпосылки несовершенной конкуренциия.
1.3. Критерий  несовершенной конкуренции.
  II.     Олигополия. Виды олигополии.          9
2.1. Модели Олигополии................................................................................ 12
2.2. Олигополия в России, частные случаи.................. 15
2. Анализ и распределение  человеческого капитала  в рамках фирмы... 17
2.1. Образование  как способ наращивания человеческого  капитала 
компании............................................................................................................... 20
2.2. Риски инвестирования  в человеческий капитал и мотивация  сотрудников..................................................................................... 23
2.3. Теория и  практика управления человеческими  ресурсами на корпоративном уровне..........................................................................................30
3. Современная российская  практика и международный опыт................33
Заключение...........................................................................................................37
Список  использованной литературы..............................................................39
Приложения..........................................................................................................40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
В конце XX века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. В настоящее время одним из самых распространенных, преобладающих форм рыночной структуры в России являются олигополии.
Почти все технически сложные отрасли  промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру. Учитывая структуру экономики России, в которой преобладают крупные предприятия, изучение олигополии очень важно и актуально.
Цель  курсовой работы – раскрыть сущность понятия олигополии и рассмотреть  стратегии поведения олигополиста на рынке. 
В соответствии с целью работа разделена на три главы. В первой главе рассматривается понятие олигополия и ее признаки. 
Во второй главе
проанализированы особенности стратегического поведения олигополистов  
В третьей главе описаны особенности олигополии в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Конкуренция.

     Конкуренция - (от лат. concurrere - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов  за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями  за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта  товаров, за получение наивысшей  прибыли. В рыночной экономике  конкуренция  выполняет важнейшую функцию  противовеса и одновременно дополнения индивидуализму субъектов рынка. Она  принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит , и интересы общества в  целом.

     Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В  результате соперничества продавцов  и покупателей устанавливается  общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

     Развитие  конкурентных отношений тесно связано  со стихийным расщеплением экономической  власти. При его отсутствии потребитель  лишен выбора и вынужден либо полностью  согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем  остаться без  необходимого ему блага. Напротив, когда  экономическая власть раздроблена  и потребитель имеет дело со множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который  в наибольшей степени соответствует  его нуждам и финансовым возможностям.

      Типы рынка.

      По  степени развития конкуренции экономическая  теория выделяет следующие основные типы рынка:

    Рынок совершенной  конкуренции;
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
    Рынок несовершенной конкуркнции, в свою очередь подразделяющийся на:

    - монополистическую  конкуренцию;

    - олигополию;

    - монополию.

При несовершенной  конкуренции экономическая власть  сконцентрирована. Поэтому производитель  приобретает известную степень  влияния на рынок.

     Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные  общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми  ресурсами. Монополизация экономики  явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного  производства под воздействием научно - технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчеркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определенные факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей» Самуэльсон П. А. Экономика. Т.1.М.:1993, стр.54.
1.2.   Предпосылки несовершенной конкуренции являются:
     - господство на значительной доле  рынка отдельных производителей;
     - наличие барьеров для проникновения  в отрасль новых производителей;
     - многообразие товаров;
     - несовершенство рыночной информации.
Каждый  из этих факторов в отдельности и  все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от равенства  спроса и предложения.
     Большинство случаев несовершенной конкуренции  можно объяснить двумя основными  причинами. Во-первых, есть тенденция  к уменьшению количества продавцов  в тех отраслях, для которых  характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут  продавать свои продукты по более  низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли. Во-вторых, рынки имеют тенденцию  к несовершенной конкуренции, когда  существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. Так называемые "барьеры входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего  количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.
      Критерий несовершенной конкуренции.
     На  рынках несовершенной конкуренции  можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или  иной рынок к этой категории. А  именно критерием несовершенной  конкуренции является понижение  кривой спроса и цен с ростом выпуска  продукции фирмы. Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции  объем выпуска продукции фирмы  не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое  влияние существует. Экономический  смысл этой закономерности состоит  в том, что большие объемы продукции  при несовершенной конкуренции  фирма может реализовать только снижая цены.
      Олигополия.
     Олигополия - рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм в других рыночных структурах. Каждой фирме приходиться вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнуться другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыль фирмы.
Поэтому олигополисты питают отвращение к ценовой  конкуренции. Это отвращение может  привести к некоторому более или  менее неформальному типу тайного соглашения о цене. Однако обычно тайные соглашения сопровождаются неценовой конкуренцией. Типично, что именно через неценовую конкуренцию определяется доля рынка для каждой фирмы. Этот упор на неценовую конкуренцию своими корнями уходит в две основные причины:
1. Конкуренты  фирмы могут быстро и легко  ответить на снижения цен. Вследствие  этого возможность значительного  увеличения чьей-нибудь рыночной  доли мала; конкуренты быстро  аннулируют любое возможное увеличение  продаж, отвечая на снижения цен.  И конечно, всегда существует  риск, что ценовая конкуренция  ввергнет участников в гибельную  войну цен. Менее вероятно, что  неценовая конкуренция выйдет  из-под контроля. Олигополисты считают,  что благодаря неценовой конкуренции  могут быть получены более  долговременные преимущества перед  конкурентами, потому что изменения  продукта, усовершенствования производственной  технологии и удачные рекламные  трюки не могут быть так  же быстро и так же полно  дублированы, как снижения цен.
2. Промышленные  олигополисты обычно обладают  значительными финансовыми ресурсами,  на которые можно поддерживать  рекламу и развитие продукта. Следовательно, хотя неценовая  конкуренция является основной  чертой как отраслей с монополистической  конкуренцией, так и олигополистических  отраслей, последние обычно имеют  более значительные финансовые  ресурсы, которые позволяют им  более плотно заниматься неценовой  конкуренцией.
     Олигополии  могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли  могут производить стандартизированные  или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический  спирт и т.д. - являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и  производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, открытки, кукурузные и овсяные хлопья для завтрака, сигареты и множество бытовых электрических приборов, являются дифференцированными олигополиями.
На олигополистических рынках обычно существуют некоторые  барьеры вхождения в отрасль, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно  невозможным. Высокие барьеры вхождения  в отрасль связаны, прежде всего, с экономией на масштабах производства.
     Формально к олигополистическим обычно относятся  те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку  отсчета принято брать от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции.
     Таким образом, мы рассмотрели конкуренцию, соответствующую различным структурам рынка. По степени убывания конкурентности их можно перечислить в следующем  порядке: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Мы выяснили, что использование  методов неценовой конкуренции  в большей степени свойственно  фирмам, функционирующим в условиях олигополии или монополистической  конкуренции. В то время как в  условиях совершенной конкуренции  и монополии эта необходимость  отпадает.  

      Модели  Олигополии.
     Олигополия  является одной из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.
Наиболее  заметная черта олигополии состоит  в немногочисленности действующих  на рынке фирм (от 2 до 10). Однако в  олигополистической отрасли, как и  при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует  немало мелких фирм (и здесь, как  и при монополистической конкуренции  может проявить себя патиент-ной  стратегия конкурентной борьбы). Но на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность (ведущих компаний) определяет развитие событий. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно. Тем не менее, два названных типа рынка имеют и качественные отличия друг от друга. 

Фактор  сравнения Монополистическая конкуренция Олигополия
Дифференциация продукции
Этот фактор является решающим
Этот фактор является значимым, но не решающим
Экономия  от масштаба
Не является ключевым  фактором
Является одним  из главных факторов данной рыночной структуры
    Некоторые экономисты говорят о 2-30 фирмах на олигополистической рынке.
Отрасль приобретает олигополистическую структуру  в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные  фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.
Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже  каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.
     Существует  много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной. Огромную роль при определении модели олигополии играет характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рыночных структур значение индивидуальной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и монополистической конкуренции на рынке действует такое множество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов сказывается на всех остальных и на отрасли в целом самым непосредственным образом.
     Лучше понять закономерности поведения фирмы  на олигополистическом рынке позволяет  анализ дуополии, т. е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы.
Дуополия - частный пример олигополии, когда на рынке (в отрасли) представлены только две фирмы-конкурента. 
     Главная особенность моделей дуополий состоит  в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от решений фирмы-конкурента, заинтересованной в максимизации своей прибыли.
Первая  модель дуополии была предложена французским экономистом А. Курно еще в 1838 г. центральным моментом теории Курно явилось понятие равновесия на дуополистическом рынке. Под равновесным понимается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска (так называемое равновесие Курно).
Равновесие  Курно - ситуация, при которой все фирмы-олигополисты обладают максимальной прибылью при условии, что их объемы выпуска остаются неизменными.   
Некоторые фирмы между собой заключают  договор-союз, так называемый «сговор» (картель).
Картель - форма сговора группы фирм, действующих  совместно и согласующих решения  по поводу объемов выпуска продукции  и цен так, как если бы они были единой монополией.
     Создание  картелей преследует цель полностью  или частично уничтожить конкуренцию  между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль. Основная проблема, с которой сталкивается картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами  и установления системы ограничений (квот) для этих фирм. 

      Олигополия  в России, частные случаи.
 
     В основе образования олигополии в России лежит механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет с рынка слабые предприятия путем либо их банкротства, либо поглощения и слияния с более сильными конкурентами. Банкротство многих фирм и компаний в России было вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и воздействием усилий, предпринимаемых конкурентами против определенного предприятия. Некоторые иностранные компании с мировым именем  «поглощают» российские фирмы с различным производством, их действия направлены на приобретение того или иного предприятия либо полностью, либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Так произошло с компанией «Ростар», которая выпуска аллюминевые банки. В 2007 году крупный английский холдинг выкупил все заводы по изготовлению аллюминевых банок в пищевой отрасли.
       Слияние, это отношение между сильными и слабыми конкурентами. Слияние, как правило, носит добровольный характер. Хотя подобного рода централизация капитала и производства может быть экономически вынужденной, как выбор третьего из двух зол: либо полная утрата самостоятельности, либо изматывающая экономическая война.
     Процессы  поглощения и слияния между компаниям России позволяют существенно укрепиться на соответствующем рынке. Рост рыночной власти нескольких корпораций делает бессмысленной ценовую конкуренцию, которая может превратиться в «войну» цен и привести к истощению всех ее участников.
     В России многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми экономики. Это  Газпром и нефтеэкспортеры, и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.
По мнению журнала "Эксперт", в России крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую рентабельность и производительность труда нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, "нерыночная" конкуренция и т.п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России. 

Журнал "Эксперт" опубликовал  список 400 крупнейших компаний по объему реализации продукции.
В первую десятку списка вошли: "Газпром" (объем реализации в 2005 году составил 1 трлн 383 млрд 545 млн руб.), НК "ЛУКОЙЛ" (1 трлн 309 млрд 374,4 млн руб.). РАО "ЕЭС  России" (764 млрд 655 млн руб.), РЖД (748 млрд 680,8 млн руб.), "ТНК ВР Холдинг" (702 млрд 650,5 млн руб.), НК "Роснефть" ((499 млрд 884,3 млн руб.), Сургутнефтегаз (446 млрд 346,8 млн руб.), НК "Сибнефть" ("Газпром нефть") (412 млрд 618,5 млн  руб.), Сбербанк России ( 311 млрд 892,1 млн  руб.), "Северсталь" 225 млрд 315,4 млн  руб.).
На сегодняшнем российском рынке ( после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть" , "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских "ЛукОйл", "Юкос", "Сибнефть" и "ТНК" чуть менее 60%. При этом "Лукойл" и "Юкос" занимали по 20% рынка (добыча нефти по 35,4 млн т. за полтора квартала). Ситуация изменилась, когда компания "Юкос" фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - "Лукойл". Именно с ним, а также со сговором остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке.
В 2009г. государство пыталось воздействовать на нефтенные компании, завышающие цены на бензин, путем штрафов и  различных гос. проверок. Но завышенные цены на топливо в России по сей  день, что не скажешь о странах  добывающих на своей территории черное золото. Компании-лидеры на российском рынке диктуют свои условия, с которыми приходится мериться не только обывателям, но и зачастую государству.
Российский  автомобильный рынок отчетественного  производства в целом тоже является олигополией. Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Особенно это касается "Автоваза", который постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных производителей ("ИЖавто") и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на "Шевроле Нива", казалось бы, себя оправдала за 2004 год объем производства вырос на 1,2%. Но по итогам первого квартала 2005 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2004 года на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2004 году составил 3,9 млрд $, для сравнения у "ГАЗа" - 1,1 млрд $ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому, вводит высоким пошлинам на иномарки. Однако уже в 2008 году каждый третий купленный в России автомобиль - иномарка.
Во всем мире в развитых странах автомобильная  промышленность имеет несколько  лидеров, которые в целом захватывают  более 40 % внутреннего рынка.   
 
 

Но не только  в тяжелой и металлургической промышленности существует олигополия, но и в розничной торговле. Например компания «Ашан» одна из крупный сетей  в розничной торговли, имеющаю  большое количество магазинов в  Москве с различным выбором для  покупателей. С данной компанией  хотят сотрудничать многие поставщики (т.к. это крупный, постоянный клиент с огромным товарооборотам), что  в свою очередь компании «Ашан» позволяет  диктовать цены на закупаемою продукцию  и на разнообразие  ассортимента.  
Среди операторов сотовой связи тоже развивается ожесточенная борьба, но в целом сотовые операторы России являются олигополистами . По данным Госкомстата число сотовых телефонов в России превысило количество жителей. На фоне этого операторы сотовой связи проводили политику повышения числа своих абонентов, уменьшая стоимость услуг. Так с 1995г. стоимость услуг сотовых операторов уменьшилась в 30 раз. В настоящий момент с середины 2004 года операторы начали использовать неценовые методы борьбы. Примером олигополии среди сотовых операторов России являются региональные операторы. Здесь на фоне общероссийских ( Билайн, МТС, Мегафон) и мировых (Теле2), действует и внутриобластная (НСС)
Доли  рынка услуг операторов сотовой связи  на территории центрального района за январь 2009 года
Несмотря  на жесткую конкуренцию, Российский рынок сотовой связи в целом  находится только на первом этапе своего развития, что дает крупным операторам «укоренится» в занимаемой ими нише рынка. В конце 2009г. сотовые операторы России подняли вопрос на государственном уровне  о запрете бесплатной интернет-телефонии, т.к. данный вид связи не законен. Государство не получает налогов, а сотовые компании теряют клиентов и прибыть от международных и длительных звонков.  

3. Поведение олигополистов
Можно выделить три возможных направления  поведения фирмы на рынке олигополии:
1. Нескоординированная  олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.
2. Сговор
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.