Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура и наука СССР

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                      Введение.
    В период существования СССР, несомненно, произошел мощный сдвиг в культуре и науке. Если социальная революция  уничтожила  в  стране    полусредневековую сословность, разделявшую общество  на  "народ"  и "верхи",  то  культурные преобразования  за  два десятка лет двинули ее   по   пути   преодоления цивилизационного разрыва в повседневной  жизни многих  десятков  миллионов людей.  В невообразимо  короткий  срок   материальные   возможности   людей перестали быть  существенным  барьером  между ними  и  по   крайней   мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше  стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по  масштабу,  и по  темпам эти изменения и в самом деле  можно считать общенародной  "культурной революцией".
   Однако  все  преобразования,  во-первых,   оказались   хотя   и широкими, но весьма бедными.  Они порождали, в сущности,  "полукультуру"  или даже  квазикультуру,  замешенную  на  причудливой духовной   маргинальности миллионов и миллионов людей. Но это не ошибка и не  вина  советской власти тех лет - иначе и быть не могло: грандиозность масштабов и молниеностность темпов высокого качества культурности не обеспечивают.  Во-вторых,  культура "навязывалась" народу: жестким регулированием  сельской  жизни  -  колхозной системой, а городской - "мобилизационными возможностями"  заводских  ударных строек, организационным и пропагандистским натиском  государственных  планов "охвата",  комсомольских  кампаний,  профсоюзных  соревнований.  Тем   самым проращивание потребности в культуре  подменялось,  по  существу,  диктатом общественных структур и давлением общественной  атмосферы.  Это уже была историческая ошибка, порожденная уверенностью  во  всесилии  "революционного натиска".
          Рвение, с которым гиперполитизированный революцией строй стремился к созданию в нашей стране "культуры нового типа", уже в 20-е годы  получило "марксистское" теоретическое обоснование. Были "установлены"  эти "основные черты";   коммунистическая   идейность    и    партийность,    коллективизм, интернационализм и патриотизм, руководство  КПСС  и  советского  государства планомерным развитием культуры. Именно это  и  объявлялось  "новым  шагом  в духовном развитии человечества", его "вершиной". В  нашей  стране  произошел   насильственный   разрыв   с   культурно- исторической традицией.  Борьба  с "пороками  старой  культуры"  привела к значительному обеднению, а во многих отношениях и разрушению этой  традиции.
       Функция обслуживания предъявляла  свои требования к облику культуры, ее содержанию: она  стала   создавать  "положительные   образы"  для  подражания, поставлять  разоблачения явлений и характеров  для  их  изживания,  она   стала "отражать", иллюстрировать, насаждать границы вместо того, чтобы  изведывать непостигнутое и возвышать человека  над изнуряющим  его наличным  бытием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Культурное  развитие СССР  

    Годы  советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения  нельзя оценивать однозначно. С одной  стороны, нельзя не признать, что в  годы революции и после нее  культуре был нанесен большой  урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю  тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти  общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и сотни безвестных городских и сельских церквушек, многие из которых представляли историческую и художественную ценность.
    Вместе  с тем, во многих областях культурного  развития были достигнуты значительные успехи. Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных  творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке  литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей  был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать  свои произведения и мог быть привлечен  к уголовной ответственности  за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев (бывший РАППовец), остававшийся на этом посту на протяжении всей сталинской эпохи (до его самоубийства в 1956 г.). Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.
        Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за  унификацию стилистическую и  идеологическую. В 1936 г. развернулась  «дискуссия о формализме». В  ходе «дискуссии» посредством  грубой критики началась травля  тех представителей творческой  интеллигенции, эстетические принципы  которых отличались от «социалистического  реализма», становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов  попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. В число «чуждых»  попали композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели  Б. Пастернак, Ю. Олеша и др. По существу «борьба с формализмом» имела целью уничтожить всех тех, чей талант не был поставлен на службу власти. Многие деятели искусства были репрессированы.
    Определяющим  стилем в литературе, живописи и  других видах искусства стал так  называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом  мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.
    Ограниченность  идейных рамок соцреализма стала  значительным препятствием развития советской  литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов (1905–1984). Выдающимся произведением является его роман «Тихий Дон. Коллективизации на Дону посвящен роман «Поднятая целина». Литературные труды Шолохова были отмечены  Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда. Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии (1965 г.).
    В тридцатые годы завершает свой последний  роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горький.  Метафоричность,  философская глубина характерны для прозы Л. М. Леонова («Вор» 1927 г., «Соть» 1930 г.), сыгравшей особую роль в развитии советского романа. Огромную популярность имело творчество Н. А. Островского, автора романа «Как закалялась сталь» (1934 г.), посвященного эпохе становления Советской власти. В творчестве Н. Островского, как ни у кого, другого проявилась воспитательная функция советской литературы. Идеальный персонаж Павка стал в реальности примером для широких масс советской молодежи. Классиком советского исторического романа стал А. Н. Толстой («Петр I» 1929–1945 гг.). Двадцатые-тридцатые годы время расцвета детской литературы.
    Несмотря  на идеологический диктат и тотальный  контроль, продолжала развиваться и  свободная литература. Под угрозой  репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание  продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду  сталинской пропаганде.
    В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита».
    В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение  любой информации «оттуда» ставится под строжайший контроль. За «железным  занавесом» остались многие русские  литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать. В их произведениях звучит тоска по ушедшей России. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870–1953). Вершиной его творчества считаются повесть «Митина любовь», автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи». В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.
    В изобразительном искусстве классикой  соцреализма стали работы Б. В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос  коммунистов». В отличии от появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С. В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой – несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. В 30-е года продолжают работать К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописи М. С. Сарьяна.
    Вершиной  развития скульптуры социалистического  реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953). Скульптурная группа была изготовлена  В. И. Мухиной для советского павильона  на всемирной выставке в Париже в 1937 г.
    В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А. В. Щусева.
    К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться  неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими  капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству  убранства, часто граничившему с  безвкусицей. Стиль этот иногда именуют  «сталинским ампиром». Вульгарное порой  великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства.
      Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых  картин. Новые возможности окрылись  с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит  фильм С. М. Эйзенштейна «Александр  Невский». В кино утверждаются  принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную  тематику: «Ленин в Октябре», «Человек  с ружьем»; фильмы о судьбе  человека-труженика: трилогия о  Максиме «Юность Максима», «Возвращение  Максима», «Выборгская сторона»; комедии:  «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух». Огромной  популярностью пользовался фильм  братьев (в действительности же  только однофамильцев, «братья»  – своеобразный псевдоним) Г.  Н. и С. Д. Васильевых –  «Чапаев» (1934 г.).  

Культура  СССР в годы Великой Отечественной  войны и послевоенный период. 

   Великая Отечественная война  – одна из самых ярких и  трагичных страниц в истории  России.
Немалую роль в достижении Победы сыграли  деятели науки и искусства. С  первых дней войны литература стала  важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов  отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков  имели стихотворения Константина  Михайловича Симонова (1915–1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы  Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971). Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные - концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики .Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде. 

    Реформирование  в области образования.
       
            Историческим  наследием  царского  режима  явилась  значительная  доля неграмотного населения.  Между  тем  необходимость   быстрой  индустриализации страны  требовала огромное количество  грамотных производительных работников.        
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.