На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы квалиметрии и их использование в управлении качеством

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….….……….3
Глава I. Теоретические основы квалиметрии.…………...………………….…..4
      Основные понятия квалиметрии………………………………………….4
      Роль квалиметрии в управлении качеством……………………………...6
      Классификация показателей качества……………………………………7
Глава II. Методы квалиметрии и их использование в управлении качеством…………………………………………………………………………11
2.1. Методы оценки  уровня качества…………………………………………..11
2.2. Оценка систем  управления качеством…………………………………….18
2.3. Экспертный  метод…………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………....24
Список  используемых источников……………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
          Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет для людей большое практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества всего, с чем имеет дело человек, были и остаются среди важнейших.
          За последние годы произошел  ряд серьезных изменений в  отношении общества к проблеме  качества, в целом, и отдельным  его направлениям, в частности.
          Квалиметрия является одним из  направлений теории качества (квалитологии), находящей все большое применение в различных сферах человеческой деятельности.  В связи с большой сферой применения квалиметрии сегодня ее считают дисциплиной, изучающей проблему оценки качества любых объектов, предметов и процессов.  Квалиметрия - научная область, объединяющая проблемы, связанные с измерением и оценкой качества продукции.
          Квалиметрия осуществляет общественные  квалиметрические оценки измерением и сравнением физических, экономических, эстетических и других показателей с эталонами.
          В квалиметрии применяются современные  математические методы из теории  вероятности и статистики, линейного,  нелинейного и динамического  программирования, теории массового  обслуживания, теории оптимального  управления и теории случайных  процессов. 
          Итак, к настоящему времени квалиметрия  представляет собой относительно  новую, но вполне сформировавшуюся  науку и учебную дисциплину, знания, которых необходимы практическим  работникам, занимающимся оценкой  и последующим управлением качеством  различных объектов.
     Цель  курсовой работы: изучение методов  количественной оценки качественных показателей, получение теоретических знаний и практических навыков контроля качества.
     Глава I. Теоретические основы квалиметрии
      Основные понятия квалиметрии
     Термин  «квалиметрия» образован от латинского qualitas — качество (или quails — какой по качеству) и греческого melreo — измеряю. В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практике управления.
     Объектом  квалиметрии может быть все, что  представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для  исследования, изучено и познано.
     Предметом квалиметрии является оценка свойства в количественном его выражении.
     Структура квалиметрии состоит из трех частей:
      общественная квалиметрия либо общественная теория квалиметрии, в которой рассматриваются трудности и вопросы, а также способы измерения и оценивания свойств;
      особые квалиметрии огромных группировок объектов, к примеру, квалиметрии продукции, действий, услуг, общественного обеспечения, среды обитания и т.Д. Вплоть до свойства жизни людей;
      предметные квалиметрии отдельных видов продукции, действий и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т.д.
     Активное  развитие квалиметрия получила в  середине 1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством, стали применяться количественные методы ее оценки.
     Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теории:
     • общую квалиметрию, предусматривающую  разработку общетеоретических проблем  понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;
     • специальные квалиметрии классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);
     • предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции  — технических устройств, изделий  и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).
     У квалиметрии как науки имеются  статусы; экономический, технический, технико-экономический, общенаучный, системный.
     Экономический статус определяется экономическим  содержанием качества и его взаимодействием с потребительной стоимостью. С этих позиций квалиметрия предусматривает использование методов эконометрии для измерения и дальнейшей оценки экономических свойств различных объектов.
     Технический статус обусловлен взаимосвязью технического аспекта качества с количественными  и качественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.
     Технико-экономический  статус определяется направленностью квалиметрии на обобщенное комплексное измерение качества оцениваемых объектов. Следует осуществлять оценку как технических, так и экономических свойств.
     Общенаучный статус отражает взаимосвязь философского аспекта категории качества со всеми  другими, что обусловливает необходимость  и возможность формирования и  использования наряду с общей теорией и специальными видами квалиметрии предметной квалиметрии.
     Системный статус квалиметрии подразумевает  использование системного подхода при формировании и обеспечении качества.
     Наряду  с указанными статусами квалиметрия  может обладать социологическим  и правовым статусами. Очевидно, что  перечисленные статусы определяют квалиметрию как науку, имеющую в целом междисциплинарный статус.
     Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное  установление уровня качества. Уровень качества представляет собой относительную характеристику качества продукции, основанную на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. 

      Роль  квалиметрии в  управлении качеством
     Интенсивное развитие квалиметрии в последние  годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления. Среди них наиболее важны следующие:
    прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;
    разработка методов определения численных значений показателей качества;
    определение оптимальных показателей качества, их нормирование, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию;
    определение научно-технического уровня НТД;
    расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;
    установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок;
    планирование разработки и освоения новых видов продукции;
    определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества;
    оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.;
    определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;
    выбор моделей сертификации продукции и СМК:
    проведение внешними организациями оценок СМК смежников и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих деталей и т.п.);
    проведение внутренних оценок своих СМК и ее различных подсистем;
    сертификация СМК;
    аттестация производства;
    выбор продукции при ее приобретении (например, при закупке оборудования, станков, приборов, материалов);
    определение и создание оптимальных условий хранения, транспортирования и восстановления продукции;
    изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции.
     Очевидно, что перечисленные задачи далеко не исчерпывают всей проблематики и роли квалиметрии в управлении качеством. 

     
      Классификация показателей качества
     Для квалиметрических целей оценка может проводиться по продукции однородного вида (одного класса и назначения) и по разнородной продукции. Для однородной продукции можно выделить задачи по оценке в одинаковых и в различных условиях использования. Применительно к разнородной продукции оценку качества проводят относительно бригады, участка, предприятия, объединения и территориальных структурных образований.
     Для того чтобы объективно оценить уровень качества, необходимо использовать соответствующую номенклатуру показателей комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организационных и др.
     Первостепенное  значение имеют требования достоверности и объективности определения показателей качества. Состав основных методов определения фактических показателей качества во многом зависит от используемых при этом способов и источников получения информации.
     Методы, зависящие от способа получения  информации:
     • экспериментальный:
     • измерительный;
     • регистрационный;
     • расчетный
     Методы, зависящие от источника получения  информации.
     • традиционный;
     • экспертный;
     • органолептический;
     • социологический
     Экспериментальный метод основан на получении информации о показателях в результате проведения эксперимента (например, в период опытной эксплуатации). Естественно, что показатели при этом могут измеряться приборами, регистрироваться, рассчитываться, определяться экспертным или иным способом. Данный метод часто используется в машиностроении.
     Измерительный метод применяется в тех случаях, когда можно использовать средства измерений. Технических средств, применяемых в практической деятельности сравнительно много, с их помощью можно проводить измерения: электрические, физические, биологические, физико-химические, микробиологические и ряд других, характеризующих, в основном, технический уровень товара и условия жизнедеятельности персонала. Точность и объективность измеренных показателей во многом зависят от метрологического обеспечения.
     Регистрационный метод основан на непосредственной регистрации значений показателей, обнаружении и подсчете (фиксации и регистрации) различных явлений, событий, объектов, затрат, документов и т.п. Этим способом могут определяться, например, численность поставщиков, сертификатов, патентов, объемы продаж, отзывов, документов, отказов, в штуках, и т.п.
     Расчетный метод определения значений показателей основан на использовании различного рода данных, теоретических и эмпирических зависимостей, получаемых другими методами (измерительным, регистрационным и др.). Этим способом могут определяться показатели эффективности, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, патентной защиты и чистоты, финансового состояния предприятия, производительности труда и т.п.
     Приведенные выше методы следует отнести к  объективным.
     Традиционный  метод определения показателей качества предполагает получение фактических данных с помощью технических источников информации в лабораториях, испытательных станциях, ОТК, а также из документации, опросов, бесед, анкетирования, интервью со специалистами и т.п.
     Экспертный  метод применяется в тех случаях, когда трудно или практически невозможно использовать более объективный метод (экспериментальный или расчетный). В практике управления данный метод очень распространен (например, при определении коэффициентов весомости показателей, численных значений показателей, которые не могут определяться какими-либо другими объективными методами; эстетические свойства, взаимоотношения, приоритеты и т.д.).
     Органолептический метод основан на использовании органов чувств при определении показателей. В его рамках применяются способы: визуальный, тактильный, обонятельный, вкусовой и аудиометод. Этот метод используют изготовители, и потребители.
     Социологический метод определения показателей базируется на сборе, анализе и обобщении мнений фактических или возможных потребителей. Данный метод используется тогда, когда невозможно другими способами определить какие-либо показатели, например удобство пользования, потребности и требования потребителей, известность торговой марки, имидж в целом и т.п.
     В большинстве случаев при определении показателей качества одновременно используют несколько из рассмотренных методов (последовательно, параллельно или последовательно-параллельно).
     Разновидностями комплексных показателей качества являются групповые, интегральные и определяющие (обобщенные) показатели. Групповые комплексные показатели характеризуют определенную группу свойств (например, показатели, относящиеся к надежности продукции). Определяющий показатель характеризует такую совокупность свойств оцениваемого объекта, на основе которого принято решение оценивать качество.
     Классификация показателей качества:
    По количеству характеризуемых свойств (единичные, комплексные);
    По применению для оценки качества (базовые, относительные);
    По характеризуемым свойствам (назначения, надежности и т.п.);
    По способу выражения (в натуральных или стоимостных единицах, процентах);
    По стадии определения (прогнозируемые, исследовательское - проектные, производственные, товарообращения эксплуатационные, утилизации или уничтожения);
    По методу определения (экспериментальные, расчетные и т.п.);
    По влиянию на качество при изменении абсолютного значения показателя (позитивные, негативные);
    По видам ограничения (не менее, не более, не менее и не более);
    По отношению к субъектам оценки качества (показатели разработчика, изготовителя, потребителя и т.п.);
    По области применения к оцениваемым объектам (к единице объекта, к совокупности однородных объектов, к совокупности разнородных объектов).

    Глава II. Методы квалиметрии и их использование
в управлении качеством
2.1. Методы оценки  уровня качества
     Для оценки уровня качества необходимо правильно  выбрать метод оценки. В основу методов оценки качества в прежней  отечественной практике был, как  правило, положен народно-хозяйственный  подход, в котором преобладал приоритет  интересов общества в целом, а  не потребителя как индивидуума. Тем не менее, была создана теоретическая  основа измерения качества и разработаны  различные методы оценки (таксонометрические, индексные, вероятностно-статистические, экспертные и др.). Это позволило создать реально применимые методы оценки качества продукции и рекомендации по их использованию.
     Практическую  основу всех методов для однородной продукции составили дифференциальный, комплексный и смешанный методы. Они нашли применение на каждой стадии жизненного цикла продукции для  оценки технического, технико-экономического и других уровней качества продукции  одного класса, назначения (однородной продукции) и используемой в одинаковых условиях эксплуатации.
     Дифференциальный  метод оценки уровня качества состоит в сравнении единичных показателей качества оцениваемой продукции (изделия) с соответствующими единичными показателями качества базового образца. При этом для каждого из показателей рассчитываются относительные показатели качества:
                                         (2.1)
     Или
                                         (2.2)
     где Pi-значение i-го показателя качества оцениваемой продукции; Piб- значение i-го показателя качества базового образца.
     Формула (2.1) используется, когда увеличение абсолютного значения показателя качества соответствует улучшению качества продукции (например, производительность, чувствительность, точность, срок службы, коэффициент полезного действия и др.).
     Формула (2.2) используется тогда, когда улучшению  качества продукции соответствует  уменьшение абсолютного значения показателя качества (например, масса, расход топлива, потребляемая электрическая мощность, содержание вредных примесей, трудоемкость обслуживания и др.).
     Если  оцениваемая продукция имеет  все относительные показатели качества Ki  >=1, то ее уровень качества выше или равен базовому, если все Ki <1, то ниже.
     Возможны  случаи, когда часть значений Ki >=1, часть Ki <1. При этом необходимо все показатели разделить на две группы. В первую группу должны войти показатели, отражающие наиболее существенные свойства продукции, во вторую - второстепенные показатели.
     Если  относительные показатели первой группы и большая часть относительных  показателей второй группы больше или  равны единице, то уровень качества оцениваемой продукции не ниже базового.
     Если  для первой группы часть значений Ki > <1, то необходимо провести комплексную оценку уровня качества.
     Ограничение для применения дифференциального  метода оценки уровня качества состоит  в трудности принятия решения  по значениям многих единичных показателей  качества.
     Комплексный метод оценки уровня качества предусматривает использование комплексного (обобщенного) показателя качества.
     При этом методе уровень качества определяется отношением обобщенного показателя качества оцениваемой продукции  Qоц к обобщенному показателю качества базового образца Qбаз, т.е.
                                          (2.3)
     Вся сложность комплексной оценки заключается  в объективном нахождении обобщенного  показателя.
     Существуют  различные варианты метода.
    Когда можно выделить главный показатель, характеризующий основное назначение изделия или продукта, и установить функциональную зависимость этого главного показателя от остальных единичных показателей:
                               (2.4)
     где n-число единичных показателей; Pi I - й единичный показатель; Yi-коэффициент при i-м единичном показателе.
     Вид зависимости может определяться любым из возможных методов, в  т.ч. и экспертным.
     Главным показателем может быть, например, производительность машин, ресурс, удельная себестоимость и др.
     В качестве обобщенного может использоваться интегральный показатель качества, показывающий величину полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции, приходящегося  на каждый рубль суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или  потребление.
    В тех случаях, когда невозможно построить функциональную зависимость, исходя из основного назначения продукции, применяют взвешенные среднеарифметические показатели. При этом обобщенный показатель вычисляется по формуле:
                               (2.5)
     где mi-коэффициент весомости i-го показателя.
     При этом должно соблюдаться условие
                                     (2.6)
     Коэффициенты  весомости mi устанавливаются отраслевыми на определенный период времени экспертным методом путем опроса определенного числа экспертов, которыми, исходя из условий эксплуатации изделия, назначаются баллы значимости каждого параметра Pi. На основании балльной оценки значимости параметров определяются коэффициенты mi.
     Дифференциальный  и комплексный методы оценки уровня качества продукции не всегда решают поставленные задачи. При оценке сложной  продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, с помощью  дифференциального метода практически  невозможно сделать обобщающий вывод, а использование только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемой  продукции.
     В этих случаях оценку уровня качества производят смешанным методом, использующим единичные и комплексные показатели качества. При этом методе единичные показатели качества объединяются в группы (например, показатели назначения, эргономические, эстетические) и для каждой группы определяют комплексный показатель. При этом отдельные, наиболее важные показатели не объединяют в группы, а используют как единичные. С помощью полученной совокупности комплексных и единичных показателей оценивают уровень качества продукции дифференциальным методом.
     Метод интегральной оценки уровня качества находится как частное от деления значения интегрального (итогового, комплексного) показателя качества объекта на соответствующее базовое значение.
     Уровень качества определяется по следующей  формуле:
     Ук= Рин.оц/Рин.баз, где Ук оц– общий показатель Ук оцениваемого,  Рин.оц – интегральный показатель качества оцениваемого продукта,  Рин.баз – интегральный показатель качества базовой продукции
     Рин. = W/(Кэ + Зэ), где W – суммарный полезный эффект,  Кэ – суммарные капитальные вложения, Зэ – эксплуатационные расходы.
     Если  срок службы изделия больше 1 года, тогда  вводится поправочный коэффициент:
     Рин. = W/(Кэ*?(t) + Зэ), где ?(t) = Ен/(Ен+1)t-1 – коэффициент дисконтирования,  Ен = 0,15 – нормативный коэффициент окупаемости капиталовложений.
     Метод экспертной оценки уровня и показателей качества объекта основан на использовании обобщенного опыта, квалификации и интуиции экспертов (специалистов в конкретной области знаний).
     Экспертные методы применяются:
    при общей (обобщенной) оценки качества продукции;
    при классификации оцениваемой продукции;
    при определении номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции;
    при определении коэффициентов весомости показателей качества продукции;
    при оценки показателей качества продукции органолептическим методом;
    при выборе базовых образцов и безразмерных значений базовых показателей качества;
    при определении итогового комплексного показателя качества на основе совокупности единичных и комплексных(обобщенных и групповых) показателей;
    при аттестации продукции и сертификации.
     Экспертный  метод оценки уровня качества продукции  не может быть использован, если качество можно оценить другими аналитическими или экспериментальными методами с  большей точностью или с меньшими затратами.
     Результаты  общей экспертной оценки такого сложного комплекса свойств, каким является качество продукции, имеют элементы неопределенности и необоснованности. Поэтому экспертная оценка качества продукции в целом является предварительной, ненасыщенной информационно и только в первом приближении, ориентировочно характеризует качество оцениваемого изделия. На основе такой экспертной оценки качества, очевидно, нет возможности  принимать какие-либо инженерно-технические  решения. Этот метод может, например, использоваться при коммерческих сделках, когда нет конкретных (численно выраженных) сведений об уровне качества приобретаемой продукции и т.п.
     Критерии, по которым осуществляется экспертиза качества, подразделяются на общие и конкретные.
     К общим критериям относятся сложившиеся  в обществе ценностные ориентиры, представления  и нормы. Конкретные критерии для  эксперта — это реальные требования к качеству продукции данного  вида, установленные в нормативно-технических  и других обязательных для исполнения документах. В форме конкретных критериев  выступает также комплекс базовых  значений показателей качества, характеризующих  планируемую или проектируемую  продукцию. Характеристики реально  существующих высококачественных изделий, изготавливаемых в стране или  за рубежом, тоже являются конкретными  критериями для экспертов.
     В экспертную группу включаются высококвалифицированные  и специально подготовленные работники  в области создания и функционирования оцениваемой продукции: исследователи, конструкторы, технологи, дизайнеры, товароведы, экономисты и т.д. Число экспертов, входящих в группу, зависит от требуемой  точности средних оценок и должно составлять от семи до двадцати человек. При заочном опросе верхний предел количества опрашиваемых экспертов  не ограничивается.
     Перечень  и последовательность основных этапов работы экспертной комиссии состоит  в следующем:
    назначение лиц, ответственных за организацию и проведение работ по экспертной оценке качества продукции;
    формирование экспертной и рабочей групп;
    разработка классификации и определение номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции
    подготовка анкет и пояснительных записок для опроса экспертов;
    оценка и опрос экспертов;
    обработка экспертных оценок;
    анализ и оформление результатов экспертной оценки качества (или показателей качества) продукции.
     В практике экспертной оценки качества, в частности при экспертной оценке потребительских свойств продукции в основном применяются комплексная и оперативная экспертизы.
     Комплексная экспертиза проводится для всестороннего  изучения и оценки качества групп  однородных изделий, выпускаемых промышленностью  серийно. В связи с этим при  экспертизе реализуют системный, комплексный  подход к анализу и оценке продукции. При комплексной экспертизе получают не только более полную характеристику оцениваемого объекта, но и определенный научный, методический и нормативный  материал, используемый при проведении других видов экспертизы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.