На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Как вы понимаете утверждение о том, что Россия это социальное государство?

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    Как вы понимаете утверждение  о том, что Россия – это социальное государство?
 
Социальное  государство. Так называется государство, которое берет на себя обязанность  заботится о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.
Это государство  не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев( безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.) , поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.
Когда после  второй мировой войны в конституциях ряда западноевропейских стран появилась формула «социальное государство» (ФРГ, Франция, Италия и др.), многие исследователи считали, что обязанности такого государства сводятся только к провозглашению социально-экономических прав граждан (право на труд, на отдых, социальное обеспечение и др.) или к раздаче пенсий и различных пособий. Но со временем утвердилось понимание того, что социальное государство это нечто большее, оно призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др.
Выяснилось, что помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна приобрести вся эконмическая политика правительства, и при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния.
Это государство  должно бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной  собственности.
Цели  социального государства достигаются  отнюдь не только методами социальной политики – в этом случае в связи со сменой правительств, многие аспекты этой политики исчезали бы или серьезно изменялись. Такое действительно имеет место, но главное состоит не в социальной политике, а в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах.
Это, следовательно, структурная реформа всей экономической  и политической системы, основанная на консенсусе всех политических сил (либералов, консерваторов, социал-демократов и др.) 

Такая концепция  социального государства на практике существенно ослабила социальную напряженность  между трудом и капиталом, снизила  деструктивную активность левого радикализма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовочная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей методами социального партнерства. И хот нужда и даже нищета значительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов неуклонно улучшается.
В Конституции  Российской Федерации социальное государство  характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь (ст.7).
Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является «достойная жизнь». Однако в ч. 2 ст.7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:
- охрана  труда и здоровья людей;
- установление  гарантированного минимального  размера оплаты труда;
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие  системы социальных служб;
- установление  государственных пенсий и пособий;
- иные  гарантии социальной защиты.
Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожалению, в конституционный текст не включена формула «социально ориентированная рыночная экономика», это, безусловно, было бы существенным дополнением и раскрывало  содержание социального государства.
Однако  сама по себе декларация о социальном государстве не превращает в таковое  Россию автоматически. Для его становления, развития и укрепления требуется  и теоретическое обоснование  концептуальных основ формирования эффективной социальной рыночной экономики и политики, обеспечивающей занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, престарелых, молодежи и т.д., и разработка комплексной программы мер и механизмов их реализации всеми ветвями и уровнями государственной власти и местного самоуправления1.
Подтверждением  социальной, политической, идеологической и нравственной зрелости социального  государства, общества в целом является становление и развитие института  социального партнерства как  регулятора социально-трудовых отношений. 
 

Для реализации положений ст. 7 Конституции Российской Федерации требуются согласованные  действия всех ветвей государственной  власти и общественных объединений. Чтобы весь механизм четко работал, необходимо принять федеральный закон "Об основах социальной политики", который определил бы права и обязанности всех ее субъектов - государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений.
Важнейший инструмент социальной политики - социальная защита. Согласно определению МОТ, она включает комплекс мер:
      стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
      предотвращение основных социальных рисков и компенсацию части доходов в случае их возникновения с помощью механизмов социального страхования;
      предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы страхования;
      обеспечение доступа граждан к образованию и медицинской помощи.
Реализацию гарантированных  гражданам Конституцией социальных прав (являющихся одновременно ориентирами для социальной и экономической политики социального государства), а также порядок их предоставления обеспечивают устанавливаемые государственные социальные стандарты (ГСС), которые необходимо закрепить в соответствующем федеральном законе, охватывающем все основные сферы социальных отношений оплату труда и трудовые отношения; поддержание занятости и помощь безработным; пенсионное обеспечение; медицинское обслуживание и снабжение лекарственными средствами; сферы коммунальных и бытовых услуг, образования и профессиональной подготовки, науки, культуры, социального страхования и т.д.
Представляется  настоятельной необходимость гармонизации законов в сфере доходов: в  стране отсутствует единый концептуальный подход к регулированию заработной платы и увязке ее с размерами пенсий и ресурсным обеспечением.
С особой остротой в нашем обществе стоят проблемы социальной поддержки молодежи, профилактики детской беспризорности и безнадзорности. Основными причинами их возникновения  и роста являются разрушение прежней государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования эффективной новой, адаптированной к условиям рыночных отношений, рост бедности и имущественного расслоения населения. В этой связи чрезвычайно актуальными остаются вопросы принятия федерального закона об основах государственной молодежной политики и возвращения к разработке законопроекта о профилактике насилия в семье и обществе.
Провозглашение  Российской Федерации социальным государством - цель, достижение которой потребует огромных усилий. Пока мы находимся в самом начале трудного пути. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1Концепция социального государства Российской федерации, подготовленная временным творческим коллективом, была рассмотрена в ноябре 2002 г. на заседании "круглого стола" в Академии труда и социальных отношений, в работе которого приняли участие государственные и общественные деятели, ученые, представители ряда министерств и ведомств. Доработанный с учетом предложений Минтруда, Минэкономразвития, Минфина, Минздрава, Минобразования, ПФР, ФОМС, ФСС и некоторых других ведомств вариант концепции обсуждался в Госдуме, где было принято решение использовать его в качестве методологической основы для разработки и реализации комплекса, государственных мер, обеспечивающих поэтапное движение современной России к социальному государству. Концепция прошла общественную экспертизу в Экспертном совете МПА Евразийского экономического сообщества, рассмотрена и одобрена 250 участниками научно-практической конференции, состоявшейся по решению оргкомитета 20 января 2004 г. в Академии труда и социальных отношений. В соответствии с рекомендациями конференции Концепция социального государства Российской Федерации направлена Президенту В.Путину с просьбой рассмотреть ее на заседании Государственного совета РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Что входит в понятие  «закон обратной силы не имеет»? Случаи, когда  закон имеет «обратную  силу».
 
Обратная  сила закона (англ. reverse force of law) - распространение  действия закона на отношения, возникшие  до его вступления в силу. По общему правилу, закон обратной силы не имеет, но в ряде случаев допускается придание закону обратной силы.
В российском праве правило об «обратном бессилии закона» было сформулировано еще  в законодательстве Екатерины II и  с тех пор последовательно проводилось в жизнь. Оно было включено в Основные законы: «закон действует токмо на будущее время; никакой закон не имеет обратного действия, и сила оного не распространяется на деяния, совершившиеся до его обнародования» (ст. 60). Из общего правила, установленного ст. 60 Основных законов, в качестве исключений предусматривались случаи: «когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего; когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется на времена, предшествовавшие его обнародованию» (ст. 61). 

В соответствии со ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий  или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести  ответственность за деяние, которое  в момент его совершения не признавалось правонарушением. Не могут иметь обратной силы законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. 

Большая проблема – это обратная сила закона, т.е. распространение его действия на  отношения, возникшие в прошлом, до его принятия.
Так, ст.54 ч.1 Конституции РФ признает, что  закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Увы!
В практике СССР в начале 1960 – х гг. уголовному закону была придана обратная сила. Приговор в отношении ряда уже осужденных лиц был пересмотрен на основе вновь принятого закона, устанавливающего отягчающую уголовную ответственность, и двое из  этих лиц были приговорены к смертной казни.
Этот  случай до сих пор остается позорным в истории российского правотворчества и судебной практики.
Это также возможно, например, в случаях, если после совершения правонарушения новым законом ответственность за него устранена или смягчена. Применение в этом случае нового закона должно быть специально предусмотрено в самом законе либо в акте о введении его в действие. 
 
 

Например, согласно ст. 10 УК РФ  уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в т.ч. на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных уголовным законом. 
 

Акты  гражданского законодательства, по общему правилу, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (ст. 4 ГК РФ). Однако в порядке исключения действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие (только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом). 

Иногда  обратная сила придается некоторым  актам жилищного и семейного  законодательства. 

Статья 10 УК РФ. Обратная сила уголовного закона 

1. Уголовный  закон, устраняющий преступность  деяния, смягчающий наказание или  иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
2. Если  новый уголовный закон смягчает  наказание за деяние, которое  отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Комментарий к статье 10 УК РФ. 

1. Руководствуясь  гуманистическими принципами, законодатель  формулирует правило об обратной  силе закона, устраняющего преступность  деяния, смягчающего наказание или иным образом улучшающего положение лица, совершившего преступление. Норма, содержащаяся в ч. 1 комментируемой статьи, основана на положениях п. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, принятой III Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. , п. 1 ст. 35 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. , ст. 54 Конституции. 

В УК впервые  отмечено, что обратную силу наряду с законами, устраняющими преступность деяния или смягчающими наказание, имеют и другие законы, если они каким-либо образом улучшают положение лица, совершившего преступление, и, наоборот, нормы, ухудшающие положение лица, совершившего преступление (обвиняемого, подсудимого, осужденного, отбывающего наказание, лица, отбывшего наказание, но имеющего судимость), обратной силы не имеют.
2. Закон  имеет обратную силу как исключающий  преступность соответствующих деяний, если он:
    полностью декриминализирует деяние, исключает его из числа уголовно наказуемых (например, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"  исключил уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу (ст. 182 УК), причинение средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ч. 3 и 4 ст. 118 УК), оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК)). Декриминализация деяния может происходить и путем внесения изменений в Общую часть УК (например, введение новых обстоятельств, исключающих преступность деяния, сужение понятия соучастия в преступлении, ограничение ответственности за предварительную преступную деятельность);
 
    повышает  возраст ответственности или  сужает перечень преступлений, за совершение которых уголовной ответственности подлежат лица, достигшие определенного возраста;
    сужает круг адресатов нормы, т.е. круг субъектов преступления, в том числе специальных;
    шире трактует невменяемость (например, ч. 3 ст. 20 УК, предусматривающая состояние "возрастной невменяемости");
 
 
 
    сужает  пространственные границы места  совершения преступления;
уменьшает круг предметов посягательства (например, Федеральный закон от
08.12.2003 N 162-ФЗ исключил из числа предметов  посягательства, предусмотренных ст. 222 УК, гладкоствольное огнестрельное оружие; ст. 191 УК, где из числа предметов незаконных валютных сделок исключены все виды валютных ценностей, кроме драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга; ст. 135 УК, установившая ответственность за развратные действия лишь в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста, а не вообще несовершеннолетнего, как это было ранее) ;
    сужает (ограничивает) ответственность путем конкретизации способа совершения преступления, его мотивов, причиняемых последствий. Например, в состав деяния, ранее признававшегося преступным независимо от мотивов его совершения, вводится при сохранении признаков объективной стороны мотив - из корыстной заинтересованности;
    исключает одну из альтернативных форм преступной деятельности или один из способов совершения преступления (например, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ декриминализировал такие действия с газовым и холодным оружием, в том числе метательным, как незаконное приобретение и ношение);
    исключает из материальных составов какие-либо из альтернативных общественно опасных последствий (например, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ исключил причинение по неосторожности вреда здоровью средней тяжести из числа альтернативных последствий преступлений, предусмотренных ст. 216, 219, 263, 264, 266 - 269 УК);
исключает из альтернативы одну из форм вины;
    исключает один из альтернативных мотивов или одну из альтернативных целей преступления и др.
3. Закон  имеет обратную силу как смягчающий  наказание, если он:
    исключает из системы наказаний какой-либо вид наказания (например, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ исключил конфискацию имущества из системы применяемых в России наказаний);
    расширяет перечень лиц, к которым не может быть применена смертная казнь или пожизненное лишение свободы, либо сужает основания для применения этих наказаний;
    уменьшает (ослабляет) элемент кары, содержащийся в соответствующих видах наказания;
    снижает минимальные или максимальные размеры наказаний, уменьшает размеры удержания из заработной платы лиц, осужденных к исправительным работам, и т.п.;
    расширяет перечень обстоятельств, смягчающих наказание, или сужает круг обстоятельств, отягчающих его ;
 
    изменяет  правила назначения наказания в  более благоприятную для осуждаемого  сторону. В частности, на этом основании имеет обратную силу ст. 68 УК (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) о назначении наказания при рецидиве преступлений;
исключает квалифицирующие и, следовательно, повышающие ответственность признаки;
    заменяет ранее известный квалифицирующий признак на более узкий (например, в ч. 3 ст. 290 УК предусмотрен квалифицированный вид получения взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления вместо более широкого понятия должностного лица, занимающего ответственное положение, по УК РСФСР);
    сдвигает границы общественно опасных последствий, усиливающих наказуемость деяния, в сторону увеличения их тяжести. Так, УК повысил крупный размер хищения, крупный размер взятки и т.д. ;
    заменяет в санкции один вид наказания на другой, более мягкий;
заменяет  аналогичным образом все или  хотя бы один из образующих санкцию  видов наказаний, входящих в альтернативу, при неизменности другого (других);
    снижает максимальный и минимальный пределы наказания или хотя бы один из них при неизменности другого;
    снижает аналогичным образом пределы всех или хотя бы одного из образующих санкцию наказаний, входящих в альтернативу, при неизменности пределов другого (других);
    снижает максимальный размер наказания за преступление при одновременном повышении минимального предела наказания за это же преступление ;
    исключает из альтернативы наиболее строгий вид (виды) наказаний при неизменности другого (других) его элемента;
    устанавливает альтернативно менее строгий вид (виды) наказания, сохраняя в неизменности другие виды;
    не изменяя пределов основного (основных) наказания, отказывается от одного или нескольких дополнительных;
    переводит дополнительное наказание из обязательного в разряд факультативного и др.
 
 
 
 
 
 
 
4. Закон  имеет обратную силу как иным  образом улучшающий положение  лица, если он:
    смягчает режим отбывания лишения свободы . Так, имеют обратную силу положения п. "б" и "в" ст. 58 УК (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ), согласно которым женщина при наличии любого рецидива не может быть направлена для отбывания лишения свободы в исправительную колонию строгого режима;
    изменяет в более благоприятную для осуждаемого сторону основания условного осуждения, отсрочки отбывания наказания и основания для их отмены;
    сокращает сроки давности привлечения к уголовной ответственности и давности исполнения обвинительного приговора;
    расширяет основания для применения освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также предусматривает новые виды оснований для такого освобождения . Так, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ допустил возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и лиц, впервые совершивших преступление средней тяжести (ст. 75 УК);
    изменяет в более благоприятную сторону для осужденного основания условно-досрочного освобождения от наказания или замены наказания более мягким ;
    сокращает сроки погашения судимости .
 
5. Если  во всех вышеприведенных случаях  слова "сужает", "исключает", "уменьшает", "сокращает" и т.д. заменить на противоположные по значению: "расширяет", "дополняет", "увеличивает" и т.д., то подобный уголовный закон обратной силы не имеет . 

6. Судебная  коллегия ВС РФ отметила, что,  если санкции старого и нового закона являются одинаковыми, преступление в силу требований ст. 9 УК должно квалифицироваться по закону, действовавшему во время его совершения . 

7. Исходя  из принципа гуманизма, на котором  основано положение об обратной  силе уголовного закона, правоприменитель во всех случаях должен руководствоваться тем законом (старым или новым), который наиболее благоприятен для виновного (осужденного). Это положение нужно иметь в виду, решая вопрос о возможности придания обратной силы так называемому промежуточному закону, который еще не действовал в момент совершения преступления, но к моменту расследования преступления и назначения наказания уже утратил силу, будучи замененным новым законом, предусматривающим ответственность за такое преступление. Если промежуточный закон устранял преступность деяния, смягчал наказание или иным образом улучшал положение лица, совершившего преступление, по сравнению со старым и новым законом, то должен применяться именно этот закон. 
 
 

III. Соотношение норм права и ответственности. 

Ответственность - одна из основных юридических категорий, широко используемая в правоприменительной  деятельности. Однако сам термин «ответственность»  многозначен и употребляется  в различных аспектах.
Можно различать  социальную, моральную, политическую, юридическую ответственность. Социальная ответственность - обобщающее понятие, включающее все виды ответственности в обществе. С этой точки зрения моральная и юридическая ответственность - разновидности (формы) социальной ответственности. Весьма широким является и понятие моральной ответственности. Им охватывается ответственность лица не только перед другими членами общества или социальными образованиями, но и нравственная ответственность перед самим собой, рассматриваемая как чувство долга, как «ответственное поведение», как моральная обязанность и готовность дать отчет в своих действиях. Она выражается в форме морального осуждения соответствующего поведения и обращена прежде всего на формирование будущего поведения лица. Поэтому моральную ответственность обычно именуют поливной или перспективной ответственностью. В отличие от этого юридическая ответственность всегда связана с определенной оценкой последствий прошлого, имевшего место поведения. Поэтому ее называют также ретроспективной ответственностью. Вместе с тем юридическая ответственность - всегда следствие правонарушения, т.е. нарушения правовых предписаний, но не моральных запретов или велений нравственности (хотя последние в ряде случаев и лежат в основе юридических норм). Юридическую ответственность нередко ошибочно отождествляют с другими, близкими категориями. Так, говоря о том, что кто-то «отвечает» за то или иное направление деятельности, в действительности имеют в виду его обязанности и их должное исполнение. Высказано и мнение о том, что юридическая ответственность - «регулируемая правом обязанность дать отчет в своих действиях». В таком понимании юридическая ответственность прямо становится исполнением некоей заранее предусмотренной обязанности, по существу тесно сближенной с моральной («позитивной») ответственностью. Вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности является спорным в юридической науке. Некоторые авторы выделяют так называемую позитивную ответственность, под которой понимается неуклонное, строгое, предельно инициативное осуществление всех обязанностей. Применительно к ответственности в сфере обязательств такая ответственность фактически совпадает с надлежащим исполнением обязательств. Между тем надлежащее исполнение обязательств и гражданско-правовая ответственность подчиняются различным правилам и в силу этого не могут воплощаться в одних и тех же действиях должника. Пока имеет место надлежащее исполнение обязательств, нет места для ответственности. И наоборот, наступление ответственности исключает надлежащее исполнение обязательств. Неудачным представляется определение гражданско-правовой ответственности как регулируемой обязанности дать отчет в своих действиях. Обязанность дать отчет в своих действиях может иметь место и тогда, когда нет правонарушения. Кроме того, закрепленные в нормативных актах меры гражданско-правовой ответственности вовсе не сводятся к отчетам о своих действиях, а воплощают в себе вполне реальные и конкретные отрицательные последствия для правонарушителя в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, потери задатка и т. п., о которых впоследствии пишет и сам автор рассматриваемой точки зрения.
С. Н. Братусь  под ответственностью понимает меры государственного или общественного  принуждения, включая понуждение должника к исполнению принятой на себя обязанности в натуре. Такой подход приводит к отождествлению понятий «санкция» и «ответственность», поскольку на принудительную силу государства опирается любая санкция, предусмотренная в нормативном акте. Между тем необходимо различать меры гражданско-правовой ответственности и иные предусмотренные законом способы защиты гражданских прав, которые целесообразно именовать мерами защиты гражданских прав. Под мерами защиты следует понимать такие санкции, которые направлены на предупреждение или пресечение правонарушения, а если оно последовало, — то на восстановление положения, существовавшего до правонарушения. К таким мерам защиты относятся: признание права; присуждение к исполнению обязательства в натуре; признание оспоримой сделки недействительной; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и т. п. Необходимость такого разграничения вытекает хотя бы из того факта, что применение мер гражданско-правовой ответственности допускается, по общему правилу, при наличии вины правонарушителя, а иные меры защиты могут применяться независимо от вины правонарушителя. Недостаток рассматриваемой концепции заключается также в том, что она оставляет за чертой гражданско-правовой ответственности добровольное возмещение должником убытков кредитору или уплату неустойки, если они произведены не под угрозой принуждения, а в силу внутренней убежденности должника в необходимости возмещения убытков, уплаты неустойки и т. п. Обстоятельства, при которых наступает гражданско-правовая ответственность, называются ее основаниями. Таким основанием прежде всего является совершение правонарушения, предусмотренного законом или договором, например неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом возникших для него из договора обязанностей либо причинение какому-либо лицу имущественного вреда. В гражданском праве ответственность в некоторых случаях может наступать и при отсутствии правонарушения со стороны лица, на которое она возлагается, в частности, за действия третьих лиц (такова, например, в соответствии со ст. 363 ГК ответственность поручителя за нарушение обязанным лицом обеспеченного поручительством договора). Поэтому в качестве оснований гражданско-правовой ответственности следует рассматривать не только правонарушения, но и иные обстоятельства, прямо предусмотренные законом или договором. Однако и при наступлении одного из названных оснований ответственность не всегда подлежит применению к конкретному лицу. Для этого необходимо установить наличие определенных обстоятельств (условий), являющихся общими, типичными для гражданских правонарушений. К числу таких общих условий гражданско-правовой ответственности относятся:
1. Противоправный  характер поведения (действий  или бездействия) лица, на которое  предполагается возложить ответственность  (либо наступление иных, специально предусмотренных законом или договором обстоятельств);
2. Наличие  у потерпевшего лица вреда  или убытков;
3. Причинная  связь между противоправным поведением  нарушителя и наступившими вредоносными  последствиями;
4. Вина  правонарушителя. Совокупность перечисленных условий, по общему правилу необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности конкретное лицо, называется составом гражданского правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий ответственности, как правило, исключает ее применение. Установление данных условий осуществляется именно в указанной очередности, поскольку отсутствие одного из предыдущих условий ли
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.