Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Этнический и конфессиональный состав населения России и её регионов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ»
(МИИТ) 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа  

По  дисциплине: «Демография»
    На  тему: «Этнический и конфессиональный состав населения России и её регионов » 
     
     
     
     
     
     

                                                                                 Выполнил: студент 4,5  курса
                                                                     Павлов Р.И.
                                                                     Группа ИЖГУ-4,5
                                                                     Учебный  шифр 1062-ГМУ-1055
                                                                     Рецензировал: доц. Латышева Н.А. 
 
 

ИЖЕВСК
2011г. 
 

 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ……………..5
1.1. Этнические  процессы и национальный вопрос……………………..6
1.2. Концентрация и степень однородности некоторых народов в своих административно-территориальных единицах………………………….…9
2. РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ РОССИИ....…………………………….14
2.1. Мировые религии  в России……………………………………………15
2.2. Прочие конфессиональные  группы…………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………29
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..30 
 
 
 
 
 

 


ВВЕДЕНИЕ

     Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). При этом все они отличаются друг от друга как своей численностью, так и уровнем развития. Неравномерность  социально-экономических, этнических и демографических процессов  в развитии народов мира по-своему отразилась в политической карте  мира. Все населяющие планету этнические общности входят в состав немногим более 200 государств. Поэтому большинство  современных государств полиэтнично.
     Россия  является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, важность этого факта  отображена в преамбуле к Конституции  РФ. Но по критериям ООН, Россия является мононациональным государством, так  как более 67% её населения приходится на одну национальность, при этом в  официальных документах Организации  Объединенных Наций Россия – многонациональное  государство.
     Каждый  народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками. Культурное многообразие и этническая карта России формировались многие столетия под влиянием различных факторов: окружающей среды, хозяйственной деятельности, миграций, завоеваний, колонизации, государственной политики, миссионерства и т.д.
     В социокультурную жизнь разных народов вплетаются конкретные формы религии и связанные с ними социальные движения. Так возникает очень важный вопрос о месте и роли религии в этнической структуре общества, в этнической культуре.
     Мировая религия имеет весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Под мировыми религиями на сегодняшний день принято понимать буддизм, христианство и ислам. По последним данным сейчас в мире проживает 2,1 млрд. христиан, 1,3 млрд. мусульман, 376 млн. буддистов, а также 900 млн. индуистов, 394 млн. даосистов и 1,1 млрд. атеистов все они представлены на территории России.
     Целью работы является рассмотрение особенности этнического и религиозного состава населения России и её регионов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЭТНИЧЕСКИЙ  СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ  РОССИИ
 
   С давних времён исследователи проявляли  большой интерес к этническим взаимоотношениям народов России (в  любых её границах). Широко была известна карта расселения народов Сибири и прилегающих к ней районов, составленная в 1673 Тобольским митрополитом Корнилием; эта карта была включена С. У. Ремезовым в его атлас «Чертежная книга Сибири» (1701). Ещё раньше (1651) де Боплан составил карту расселения народов Юго-Запада России.
Богатый материал по этническому составу  населения содержится в т. н. ревизиях — своего рода переписях населения  мужского пола, обязанного платить  налоги и отбывать рекрутскую повинность. Всего было проведено 10 ревизий (первая в 1719—22, последняя в 1857—58), первые пять содержали подробные сведения об этническом составе. В последующих  ревизиях сведений о народах становится всё меньше. Этнический состав в  ревизиях определялся путём выяснения  самоназваний жителей, а также на основе сведений о родном языке; в  некоторых случаях принималась  во внимание и религиозная принадлежность. Первую научную этническую карту  Европейской России в целом составил в 1851 по поручению Русского географического  общества один из его основателей  П. И. Кеппен. Впервые научно обоснованные данные по этническому составу населения  Российской империи были получены во время всероссийской переписи 1897. Недостаточная этнографическая  исследованность России и неустойчивость этнонимов привели к многочисленным неточностям, например, азербайджанцы  регистрировались как «татары», казахи и киргизы в ряде районов учитывались  под общим названием «киргизы», гагаузы попали в графу «турки», часть исламизированных армян была учтена как «татары».  
 
 

      Этнические  процессы и национальный вопрос
 
   За  почти 200-летний период население увеличилось  за счёт высокого естественного прироста и расширения границ империи. Только увеличение числа русских в 6,9 раза объясняется в основном естественным приростом, да и рост численности  татар, башкир, мордвы, чувашей и  некоторых других сравнительно малочисленных  народов, которые к 1719 в основном были включены в состав России, был  обусловлен этой причиной.
   В начале этого периода в России практически не было поляков, евреев, молдаван и всех народов, живущих  на территории Кавказа, Казахстана и  Средней Азии. По трём разделам Польши (1772—95) в стране появляются, значит, группы поляков, евреев и литовцев, возрастает доля белорусов, украинцев  и латышей. С присоединением Белорусско-Литовского региона (1773—1842) в населении России резко возросло число белорусов, а также литовцев, поляков, немцев. В 1809году, с присоединением Великого княжества Финляндского, значительно  увеличивается число живущих  в империи финнов и шведов. В 1812 в состав России вошла Бессарабия, что сразу резко повысило долю молдаван и привело к появлению  гагаузов. В 1815 к России отошло Царство  Польское, что привело к тому, что поляки стали 3-м по численности  этносом России, а евреи — 4-м. В 1830-е гг. началось включение в  состав России Казахстана и Средней  Азии. Важным этническим компонентом  в населении страны становятся казахи, узбеки, туркмены, киргизы, таджики  и др. И, наконец, на протяжении почти  всего 19 в. шёл процесс присоединения  различных регионов Кавказа и, соответственно, вхождения в состав Российской империи  многочисленных народов этого региона.
   Перечень  народов сильно модернизирован не только по сравнению с началом 18 в., когда  существовали многие племенные и  этнографические группы, но и с 1916-17, когда консолидационные процессы также  ещё далеко не были завершены.
   Довольно  широко стали расселяться по территории страны и др. народы, в первую очередь  этносы Поволжья (среди них прежде всего татары и мордва), евреи, белорусы, а также целая группа народов, прибывших из-за рубежа по приглашению  российского правительства для  освоения пустующих или слабозаселённых  земель.
   После Октябрьской революции все переписи, проводившиеся по более широким  программам, чем в большинстве  стран мира, включали вопросы, связанные  с определением этнического состава  населения. Народы (этносы) определяются здесь как исторически сложившиеся  на территории устойчивые совокупности людей, обладающие, как правило, единым языком, некоторыми общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, общим самосознанием (сознанием  своего единства и отличия от всех др. подобных образований), фиксированным  в самоназвании (этнониме).
Этнографические группы нередко образуются при ассимиляции  народом инонациональной группы. Часты случаи формирования этих групп  при длительном отрыве части народа от основного этнического массива (в результате, напр., миграционных процессов). Весьма отчётливо выделяются группы, отличающиеся от основной части этноса в конфессиональном отношении.
     Быстрые темпы урбанизации, миграционные процессы и рост смешанных в национальном отношении браков способствовали ассимиляционным  и интеграционным процессам. Особенно интенсивно протекли эти процессы в  отсталых в социальном и экономическом  отношении окраинных районах. Да и многие давно сформировавшиеся народы стали монолитнее, обособленность их отдельных групп уменьшилась  или вообще исчезла. Например, в состав алтайцев вошли северные племена (челканцы, кумандинцы и тубалары), имеющие  тюркские, самодийские, кетские и  угрские корни, и южные (алтай-кижи, или собственно алтайцы, теленгиты, телесы и телеуты), по происхождению  связанные с тюрко-монголами. Телеуты, считавшиеся все эти годы частью алтайцев, по мнению ряда исследователей и самих телеутов, являются самостоятельным этносом.
     Весьма  спорен вопрос относительно выделения  в качестве единого этноса татар. В настоящее время самыми многочисленными  из них являются татары Среднего Поволжья и Приуралья, подразделяющиеся на две  группы: казанских татар и мишарей (последних в Башкирии называют мещеряками и тюменцами); промежуточную между  ними группу составляют касимовские  татары. С казанскими татарами генетически  связаны кряшены Татарстана, принудительно  обращённые в христианство в 16—18 вв. (они в определённой степени восприняли рус. культуру, но сохранили язык и  особенности быта). В 16 в. в христианство были обращены нагайбаки, по-видимому, потомки ногайских татар, осевших  на р. Ик (приток Камы) после присоединения  Башкирии к России (сейчас они живут  в Башкирии и Челябинской обл.). Тептяри, живущие преимущественно  в Башкирии, являются в своём большинстве  сословной группой и татар, и  башкир. Среди астраханских татар  выделяются юртовские, кундровские  татары и карагаши, среди сибирских  — тоболо-иртышские, барабинские  и томские. Только в последние  годы стали выделяться в качестве самостоятельного этноса крымские татары (все переписи России и СССР, за исключением 1989, определяли их в составе татар), не имеющие ничего общего ни по происхождению, ни по культуре с остальными татарами. Сейчас требуются специального исследования для того, чтобы определить, какие  из этих групп уже бесспорно являются частью татарского этноса, а какие  сохраняют свою обособленность. Во всяком случае сибирские татары, а  возможно нагайбаки, кряшены и некоторые другие имеют не меньшее основание считаться самостоятельными этносами, чем частью татар.
     Есть  и другие спорные вопросы. Так, в  составе курдов в Российской Федерации  и за рубежом выделяется этноконфессионная  группа йезидов (язидов, йазидов), резко  отличающихся от остальных курдов-мусульман  в культуре и бытовом отношении. Многовековое раздельное развитие привело  к тому, что йезиды, живущие в основном в Армении, сейчас не осознают себя курдами и настаивают на выделении их в качестве самостоятельного этноса.
Исследователи часто разделяют (как это было сделано в переписи 1926) финнов, выходцев из Финляндии, и финнов петербургских, или ингерманландцев, отличающихся от первых по происхождению и традиционной культуре. В составе адыгских народов  сейчас, кроме адыгейцев, кабардинцев  и черкесов, выделяют шапсугов (правда, существует и др. точка зрения о  том, что все адыги — это  единый этнос).
     Народы  бывшего Союза сильно различались  по своей численности 22 народа из них, насчитывавшие более 1 млн. человек  каждый, составляли 96% всего населения  страны. Еще 34 народа численность от 100 тыс. до 1 млн. человек каждый образовывали вместе 3,5% всего нас. Таким образом, на долю остальных многих десятков народов приходилось только 0,5% населения  страны.
     Непрерывное изменение доли различных народов  в населения страны объясняется  неодинаковым естественным приростом  у разных народов (фактически он сводится к разному уровню рождаемости, т. к. различия в уровне смертности у  подавляющего большинства народов  сравнительно невелики) и процессами естественной ассимиляции (гл. обр. в  результате смешанных браков и перехода на другой язык). Ассимиляционными процессами затронуты прежде всего группы, оторвавшиеся от основного этнического массива  и живущие в окружении других народов. Особенно быстро эти процессы протекали в городах, где чаще встречаются межнациональные браки  и скорее происходит переход с  одного языка на другой.
      Концентрация и степень однородности некоторых народов в своих административно-территориальных единицах
     Рост  национального напряжения, а также  резкое ухудшение экономического положения  привели к росту эмиграции  из бывших СССР, причём среди уезжающих значительную часть составляют «интеллектуалы» (происходит «утечка мозгов»). Несмотря на миграционные процессы, многие десятки миллионов людей жили за пределами своих национально-государственных образований всех уровней (19% населения страны). Кроме того, ещё 6,6 млн. человек не имеют своих национальных образований (2,3% населения страны). Более 70% этих людей живёт в пределах 4 республик (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан).
     Все народы можно подразделить на 3 группы. Первая — этносы, большая часть  которых живёт в России, а за пределами её составляют лишь небольшие  группы; они, как правило, образуют национальные государственные единицы. Вторая группа — те народы стран «ближнего зарубежья» (т. е. республики бывшего Союза), а  также некоторых других стран, которые  представлены на территории России значительными  группами, в ряде случаев с компактным расселением. И, наконец, третью образуют мелкие подразделения этносов, в  подавляющем большинстве живущих  за пределами России. Во вторую группу можно включить украинцев, белорусов, казахов, армян, азербайджанцев, молдаван, грузин, узбеков, корейцев, поляков, литовцев, латышей, эстонцев, киргизов, туркмен, таджиков, болгар, татар крымских, гагаузов, греков. В третьей группе — турки-месхетинцы, ассирийцы, абхазы, каракалпаки, румыны, венгры, китайцы, курды, чехи, арабы, уйгуры, ира-ни (персы), вьетнамцы, халха-монго-лы, сербы, евреи среднеазиатские, евреи  грузинские, удины, афганцы, словаки, караимы, дунгане, хорваты, крымчаки, белуджи, албанцы, талыши, ливы.
     Существенно отличается картина расселения народов  в автономных округах. Заселённые очень редко и обладающие огромными запасами полезных ископаемых, они уже в течение нескольких десятилетий привлекают мигрантов, и не только русских, но и украинцев, белорусов, татар и представителей др. народов. В результате за 30 лет численность основных народов округов увеличилась всего на 5,7%, а русских — почти учетверилась; что касается остальных народов, то их численность в округах возросла в 7,2 раза. В результате этническая структура населения автономных округов резко изменилась, и сейчас основные народы в большинстве округов составляют лишь незначительный процент.
     Российская  Федерация — государство высокоурбанизированное, 73,8% его жители — горожане, а среди  русских — даже 76,7%. Практически  только в городах живут евреи  и др. еврейские группы, таты, ассирийцы, караимы, крымчаки, арабы, афганцы, вьетнамцы, халха-монголы. Более 80% горожан —  среди грузин, узбеков, корейцев, поляков, киргизов, таджиков, болгар, ливов, талышей, албанцев, дунган, китайцев, словаков, уйгуров, абхазов, более 70% — кроме  русских, также среди украинцев, белорусов, армян, азербайджанцев, молдаван, литовцев, финнов, латышей, шорцев, гагаузов, каракалпаков, удинов, белуджей и некоторых  других.
     В то же время в России имеется немало этносов, большинство представителей которых живёт в сельской местности. Так, меньше 20% горожан среди чукчей, ненцев, тофаларов, долган, кетов, ногайцев, алтайцев, менее 30% — среди якутов, даргинцев, эвенков, хантов, эвенов, коряков, селькупов, ульчей, эскимосов, нганасан, рутульцев, турок-месхетинцев, цахуров, менее 40% — среди казахов, аварцев, бурят, ингушей, тувинцев, нанайцев, ительменов, удэгейцев, саамов, юкагиров, алеутов, негидальцев, карачаевцев, табасаран, черкесов, абазин, агулов, курдов.
     Основная  часть народов России входит в  состав четырех языковых семей: индоевропейской, алтайской, уральско-юкагирской и северокавказской. Семьи делятся на группы и подгруппы. Из более мелких подразделений (подгрупп), необходимо отметить следующие. Славянская группа представлена в России восточнославянской подгруппой (русские, украинцы, белорусы), западнославянская (поляки, чехи, словаки) и южнославянские (болгары, сербы, хорваты); иранская — юго-западной (таты, таджики, ирани, или персы), северо-западной (курды, белуджи) и северо-восточной (осетины); романская — восточноро-манской (молдаване, румыны); тюркская — чувашской, или булгарской (чуваши), огузской, или юго-западной (азербайджанцы, туркмены, гагаузы, турки), кыпчакской, или северо-западной (татары, башкиры, казахи, киргизы, каракалпаки, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, караимы), карлукской, или юго-восточной (узбеки, уйгуры), южносибирской (алтайцы, телеуты, хакасы, шорцы, тувинцы, тофалары), якутской (якуты, долгане); финно-угорская — прибалтийско-финской (эстонцы, карелы, финны), саамской (саамы), волжской (мордва-мокша и мордва-эрзя, марийцы луговые, восточные и горные), пермской (коми, коми-пермяки, удмурты), угорской (венгры, ханты, манси); нахско-дагестанская — нахской (чеченцы, ингуши), дагестанской (эта подгруппа состоит из четырёх ветвей — аваро-андийской, цезской, лакско-даргинской и лезгинской*); абхазо-адыгской подгруппы (адыгейцы, шапсуги, кабардинцы, черкесы, абхазы, абазины).
     В этнографии, науке наибольшее распространение  получила классификация народов  по принципу их языковой близости: ведь сходство языков говорит либо о генетическом родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. Поэтому лингвистическая  группировка является в определенной мере и этнической классификацией. Правда, язык не всегда даёт возможность  сделать необходимые разграничения  между народами, и в таких случаях  приходится обращаться к другим этническим показателям.
     Европейская часть России. Наиболее многочисленны здесь три родственных народа, близкие в языковом и культурном отношении и принадлежащие по языку к восточнославянской подгруппе славянской группы: русские, украинцы и белорусы. Они составляют 85,3% всего населения страны и расселены не только в Европейской части России, но и во многих других регионах. Из других славянских народов здесь живут поляки, чехи, болгары и некоторые более мелкие группы, рассредоточенные по всей стране, но больше всего в крупных городах.
     Неславянские  народы Европейской части занимают преимущественно её периферийные территории: часть северных областей (финно-угорские народы — карелы, вепсы, саамы, коми, коми-пермяки). Среднее Поволжье и Прикамье (финно-угорские народы — удмурты, марийцы, мордва, тюркоязычные народы — чуваши, татары и башкиры). На юго-востоке расселены монголоязычные калмыки. Почти повсеместно живут евреи и цыгане. Большинство этих народов издавна были соседями восточных славян и благодаря многовековому культурному общению сблизились с ними по своему хозяйственному и культурно-бытовому укладу.
     Северный  Кавказ. Наиболее сложный по национальному составу населения (наряду с Поволжьем) район России. Сейчас здесь живёт свыше 50 различных народов.
     Сибирь  и Дальний Восток. Население Сибири и Дальнего Востока, в особенности таёжной и северной тундровой зоны, до вхождения региона в состав России (16—17 вв.) было весьма редким. Поток переселенцев из России, начавшийся вместе с освоением русскими южных районов Сибири, значительно возрос после реформы 1861 (отмена крепостного права в России) и особенно в связи со строительством в 1891—1916 Транссибирской железной дороги. После Октябрьской революции освоение естественных богатств и развитие экономики привели к резкому увеличению численности переселенцев.
     Для большинства народов России характерно постепенное стирание внутренних различий (местных диалектов, локальных форм материальной и духовной культуры), развития процессов национально  консолидации, слияние родственных  или близких по культуре этнографических  групп с основной частью этноса. Одновременно с этим в результате территориального смешения народов, а  также роста числа смешанных  в национальном отношении браков ускоряются темпы культурно-бытового сближения всех народов.
    РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ РОССИИ
      Особенность религии заключается в том, что  она представляет собой такой  пласт культуры, который непосредственно  связан с опытом массового сознания, с многовековым нравственно-психологическим  наследием. Это не абстрактное миросозерцание, а мироощущение, способ каждодневного  поведения, в котором решающую роль играют не доводы разума и логика, а  обыденное сознание, мироощущение. Согласно Марксу, религия – не теоретическое, а практически-духовное освоение действительности, мира.
      Религия – сложное, неоднозначное явление, и потому существует множество различных  подходов к ее определению и объяснению. В настоящее время среди обществоведческих  наук выделилась отдельная дисциплина – религиеведение, являющееся комплексной  отраслью человеческого знания. Религиеведение как теоретическая дисциплина сформировалась в результате усилий представителей богословско-теологической, философской  и научной мысли.
      Религия являет собой многоуровневое явление, поэтому изучение и истолкование этого феномена осуществляется в рамках различных дисциплин, разных философских и социологических направлений.
      Религия есть мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение  и специфические действия, которые  основываются на вере в существование  той или иной разновидности Сверхъестественного.
      Вера  в Сверхъестественное есть краеугольный камень любой религии. В отдалённых уголках Земли, у наиболее отсталых народов существуют религии, не имеющие ни материальных объектов поклонения, ни профессиональных служителей культа, даже не имеющие своего учения как такового. Но наличие веры в сверхъестественные силы уже позволяет говорить о существовании религии, пусть даже в зачаточной форме.
     Конфессиональный  состав населения России за последнее  десятилетие существенно изменился. Возобновили свою деятельность некоторые  конфессии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации. 

2.1. Мировые религии в России 

     Тем не менее, подавляющее большинство  верующих России, как и прежде, придерживаются православия. Хотя православие в  нашей стране в первую очередь  ассоциируется, конечно, с русскими, его исповедуют также основная часть  карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считаются и большинство  ненцев, манси, ханты, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, однако православие обычно сочетается у них с пережитками  родоплеменных верований. Православия  придерживаются и бoльшая часть  живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.
     Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, 70 - 80 млн. чел. Подавляющее большинство из них относятся к самой многочисленной деноминации России - Русской православной церкви, представленной практически  во всех регионах страны. Вместе с тем  эта церковь перестала быть единственной официально действующей православной организацией. В России сейчас имеются  также православные церковные организации, не признающие руководства Русской  православной церкви. Это Российская православная церковь (до 1998 - Российская православная свободная церковь), образованная в 1989 из православных приходов, перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви за границей. В 1995 Российская православная свободная церковь вышла из подчинения Русской православной церкви за границей, хотя на территории России по-прежнему есть и приходы, оставшиеся в юрисдикции Русской православной церкви за границей. Приходы Российской православной церкви имеются в Суздале, Москве, Санкт-Петербурге, Шахтах, Тюмени, Уссурийске и некоторых других городах России, ряде сельских населенных пунктов, приходы Русской православной церкви за границей - в Москве, Санкт-Петербурге, Ишиме и прочих местах. Численность сторонников Российской православной церкви и членов российских приходов Русской православной церкви за границей остается весьма незначительной. По этнической принадлежности они в основном русские.
     После падения коммунистического режима из подполья вышла Истинно православная церковь. В настоящее время она  не представляет собой единого целого и подразделяется на несколько групп, различающихся по своей юрисдикции и по отношению к Русской православной церкви. Наиболее крупные группы Истинно  православной церкви - геннадиевская (или  поздеевская), исаакианская, лазаревская, группа епископа Казанского Гурия, группа схимитрополита Антония, Сибирская  митрополия и др. Даже в общей  своей совокупности численность  приверженцев различных подразделений  Истинно православной церкви очень  невелика. Они живут в Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Иванове, Москве, Кашире, Курске, Краснодаре, Кисловодске, Барнауле, Иркутске и в других местах России. По этнической принадлежности большинство из них русские.
     Истинно православные христиане (члены некоторых  общин Истинно православной церкви, оставшихся в годы гонений на религию  без священников) никогда не представляли собой единого целого и всегда подразделялись на большое число  самостоятельных групп: “правильный  путь ко спасению”, Основное звено  Христа, федоровцы, стефановцы, массаловцы, самаряне, чердашники, аноховцы, “ревнители церкви”, “козловское подполье”, николаевцы, михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, буевщина, липецкие истинно православные христиане, молчальники, седминцы и др. Многие из этих групп в настоящее время фактически распались. Разные группы истинно православных христиан представлены в Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Курской, Белгородской, Брянской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Самарской, Рязанской, Тульской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Вологодской, Нижегородской, Кировской, Ростовской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, Краснодарском, Ставропольском и Красноярском краях, республиках Мордовия, Чувашия, Татарстан, Коми, Адыгея. Большинство истинно православных христиан по национальности русские.
     Шесть православных приходов России, которые  возглавил бывший ногинский священник  Адриан (Старина), запрещенный Русской  православной церковью в служении за нарушение правил церковной жизни, объявили себя принадлежащими к т.н. Русской православной церкви Киевского  патриархата.
     В Псковской и Воронежской областях, Краснодарском крае и некоторых  других районах России живет небольшое  число сторонников вышедшей в  конце 19 в. из Русской православной церкви секты иоаннитов.
     В ряде районов России появились общины возникшей в 1985 секты - Церкви Божией Матери преображающейся (т.н. Богородичного  центра).
     Гораздо раньше, чем все перечисленные  церковные организации, от Русской  православной церкви отделилось старообрядчество. Общая численность старообрядцев  в России, по приблизительной оценке, св. 2 млн. чел. Среди них резко  преобладают русские, но есть также  украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др.
     Старообрядчество  никогда не было единым течением. Довольно рано старообрядцы разделились на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует).
     В настоящее время старообрядцы-поповцы  делятся на три основные группы: единоверцев, приверженцев Русской  православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и сторонников Русской древлеправославной церкви.
     Единоверческая  церковь малочисленна. Ее последователи  есть в Москве и Московской обл., Иванове, Нижегородской области (в  районе Арзамаса) и в некоторых  других местах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.