На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


биография Конфуций

Информация:

Тип работы: биография. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Конфуций (551 —479 до и  э) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс учеников В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам  
Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области В основе их лежали общефилософские и социальные воззрения Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном"  
Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеальную личность Усматривая в воспитании огромную созидательную силу, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью  
Развивая этот тезис, ученый отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы он различал обладателей высшей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители"), людей, достигающих знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам ("благородные мужи", "опорагосударства"), людей, не способных к трудному процессу постижения знании ("чернь")  
Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение "сынов неба" и "благородных мужей" упомянутым "шести Искусствам"  
Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, - это трактат "Беседы и суждения" ("Лунь ЮЙ"), в нем воспроизведены беседы философа с учениками Начиная со II в и э трактат был обязательным для заучивания на-шусть в китайской школе  
Приведем некоторые изречения из этой книги, определяющие высокое назначение, принципы воспитания и обучения "Учить  
ся и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно", "Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?", "Учиться без пресыщения", "Учиться и время от времени повторять изученное".  
Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат "Книга обрядов" (IV -I вв до н. э). " В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: "Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении". В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: "Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть "/'Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца", "Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях", " Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься", "Питай почтение к последовательности", "Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны", "Учитель и ученик растут вместе" и т. д.  
В трактате есть глава "Об учении", где содержится развернутая характеристика дидактических идей в духе конфуцианства. В ней излагаются задачи и программа девятилетнего образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в ч возрасте 7 - 8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года - питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет - насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет - способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей. И наконец, через девять лет выпускник школы должен был "твердо стоять в науке".  
По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.  
Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат "Заметки об обучении" (Сюэцзи) (III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному.  
На исходе эпохи Древнего Китая (2 в до н. э. - 2 в. н. э *) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.  
В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.
 
 
 
 

Конфуций  — выдающийся педагог  Древнего Китая
    Клепиков  Владимир Захарович 
к.п.н., ведущий научный сотрудник ИТОП РАО
Известный древнекитайский мудрец, основоположник философской школы  «Жуцзя» Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли.
Благодаря Конфуцию Китай в современной человеческой цивилизации предстает как уникальная страна — хранительница древней  культуры. По словам известного китаеведа  В.М.Алексеева (1881-1951), «конфуцианское учение дало Китаю историческое и культурное сознание... Культура каждого народа индивидуальна... Для китайской культуры характерен культ письменного слова... Китайская литература... — это основа всей духовной культуры Китая. По Конфуцию, литература (вэнь) есть высшее выражение высшей мудрости, есть лучшее слово, сообщающее современника с идеей древнейшей абсолютной правды... Книга есть нечто неприкосновенное, священное...»
Тезис Конфуция: «Нет ничего лучшего, чем следовать древним» — можно рассматривать как вечный девиз воспитания по китайскому образцу. С самого детства китайцы впитывают в себя традиции и наследие богатой духовной культуры своего народа, следуя его заветам: «Из древних, чудесных камней сложите ступени будущего». Вместе с тем, как подчеркивает исследователь В.В.Малявин, Конфуций, «так радевший о возрождении древних порядков, внес в дело обучения немало нового»
Потомок Конфуция в 77-м поколении, профессор Кун Течэн, проживающий на Тайване, пишет: «Педагогическое учение Конфуция основывалось на древнейшей традиции и проложило путь для будущих поколений. Оно занимает важное место не только в китайской интеллектуальной истории, но и в истории человечества, в мире в целом».
Великий просветитель и педагог стал известен в Европе как Конфуций уже после смерти. Конфуций — это латинизированное имя от Кун Фуцзы, что значит «учитель Кун». Кун — фамилия рода, а звали Конфуция Цю, что в переводе означает «холм». Он родился в царстве Лу — одном из крупных и наиболее развитых в культурном отношении в тогдашнем раздробленном Китае. Конфуций был выходцем из разорившейся аристократической семьи. Его отец Шу Лян-хэ умер, когда мальчику исполнилось три года. После смерти отца он вместе с матерью Янь Чжэн-цзай переехал в столицу царства Лу — город Цюйфу. Его воспитанием стала заниматься мать, которая, несмотря на значительные материальные трудности, постаралась дать сыну хорошее образование.
Еще в детские  годы Конфуций отличался послушанием, почтительностью к старшим и  был не по возрасту рассудительным. Он проявлял большой интерес к  народным обычаям, церемониям и обрядам, с уважением относился к старинным  книгам и знаниям. Когда ему исполнилось 7 лет, мать отдала его учиться в  школу, где он стал носить имя Чжун Ни. Здесь он затмил своих сверстников прилежанием, успехами в учебе и скромностью, за что был назначен помощником своего учителя.
Когда Конфуцию было 17 лет, умерла его мать. В 19 лет  он женился, и через год в его  семье родился сын, которого назвали Ли.
В юности Конфуций служил чиновником, однако на государственной  службе не прижился и вскоре вышел  в отставку. Его высокие нравственные качества не вписывались в реалии практической жизни, что и привело  его к неудаче в политике. Он решил посвятить себя педагогической деятельности и, по преданию, в возрасте 22 лет стал учителем и именно на этой ниве достиг выдающихся успехов. К нему стали приходить люди, которые  интересовались древней мудростью. Конфуций никому не отказывал в знаниях  и принимал всех, кто давал какую-либо натуральную плату за обучение. Обычно в виде такой платы в те времена  выступала связка вяленого мяса.
С целью пропаганды своих взглядов Конфуций в сопровождении  учеников долго странствовал по различным  царствам древнего Китая, испытывая  массу невзгод и трудностей. Однако не встретив поддержки со стороны правителей, он вернулся на родину, чтобы заняться упорядочением древних канонических книг, изложением своего учения и преподаванием. «Большую часть жизни он оставался частным учителем и стремился к тому, чтобы образование, которое было привилегией аристократов, стало доступным большинству членов общества. Он обучил более 3 тысяч учеников. 72 из них стали выдающимися личностями... был составителем записок «Весна и осень» и редактором классических книг «Книга истории», «Книга стихов и песен» и «Книга перемен»
В период жизни  Конфуция Китай состоял из ряда разрозненных царств (княжеств): Вэй, Лу, У, Цзинь, Ци, Чу и др. Время было смутным, и попытки Конфуция заняться государственной деятельностью объяснялись его стремлением восстановить нарушенный справедливый порядок вещей. Встретив противодействие князей и чиновников, он решил написать книгу о том, каким должно быть идеальное правление. Конфуций «обратился к истории, из которой черпал примеры, поясняющие его взгляды на политику, нравственность, обязанности правителя и подданных». Так появился его труд «Весна и осень», в котором разъяснены принципы «мудрого правления и основы поведения людей».
В условиях раздробленности  в Китае велись непрерывные войны  между отдельными княжествами, происходила  борьба между различными группами общества, которая сопровождалась столкновением  всевозможных взглядов и идей. И, как  это ни парадоксально, именно в этот период в стране были заложены основы ведущих философских учений. VI-III века до н.э. можно считать периодом расцвета китайской философской мысли. Сторонники различных точек зрения пытались по-своему ответить на вопросы обустройства общества и поведения человека.
В это время  обратили на себя внимание люди, главным  достоянием которых были их знания. «Это были так называемые «ученые» — своеобразная интеллигенция, услугами которой охотно пользовались князья и знать. Из среды «ученых» вышли  многие китайские мудрецы. Они разъезжали со своими учениками от одного двора  к другому, проповедуя свое учение». Некоторые из них жили в основном за счет учеников, другие временно служили  чиновниками. Но были и такие, которые  удалялись от мира и становились  отшельниками, к их числу относились многие представители даосизма. «Конфуцианство и даосизм — два враждебных друг другу учения, зародившиеся во времена расцвета китайской философии. Наряду с ними существовало и много  других философских течений. Но эти  два направления оказались наиболее живучими и долговечными. Они прошли через всю последующую историю  Китая и оставили глубокий отпечаток  на его духовной культуре».
Конфуций не занимался специально разработкой  общих вопросов бытия и не задавался  вопросом о происхождении мира и  человека. Он прежде всего известен как автор этико-политического учения, в центре которого стоял человек — член семьи, общества.
Конфуций уделял большое внимание просвещению, подчеркивал  важность учебы и осмысления накопленных  сведений, призывал людей руководствоваться  своими знаниями в практической деятельности. Знаменательно, что первая фраза  книги-записей изречений Конфуция и его ближайших учеников звучит следующим образом: «Учитель сказал: учиться и постоянно упражняться в выученном — не отрадно ли это?»
В процессе учебы, считал Конфуций, человек становится лучше и нравственнее, стремится  к исправлению недостатков и  неправильных поступков. Он выступал за просвещение народа с целью заставить  его следовать правильным путем, который сам народ выбрать не может, ибо это — высшая мудрость, доступная лишь немногим, призванным править людьми и своим примером вести их за собой. Так Конфуций обосновывал необходимость существования слоя образованных правителей. При этом он ограничивал обучение гуманитарными предметами и совершенно игнорировал приобретение трудовых навыков. Особое внимание он обращал на изучение древности, когда существовало совершенное правление, ее литературно-исторических памятников. Конфуций, его ученики и представители конфуцианской философской школы любовно хранили и пропагандировали памятники древней литературы. Благодаря им эти памятники дошли до наших дней как живые свидетельства о древней китайской культуре и системе воспитания.
Конфуций считал, что нравственность составляет главную  основу поведения человека, и поэтому  оценивал людей прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие — дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций называл «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества.
»Благородный» человек, считал он, должен постоянно  самоусовершенствоваться, исправлять свои ошибки, соблюдать идеальные правила, или «нормы поведения». Они существовали в китайском обществе задолго до Конфуция и представляли собой установленные обычаями образцы того, как надо поступать во всех случаях жизни в зависимости от положения человека в семье и обществе. Мудрец исходил из незыблемости этих установок и постоянно их пропагандировал, понимая под «нормами поведения» не просто житейские правила, а «принципы «должного», «благопристойного» поведения человека по отношению к другим людям»8, в которых должны проявляться такие добродетели, как искренность, преданность, скромность, умеренность, уступчивость.
Характеризуя  учение Конфуция, необходимо подчеркнуть, что он особо выделял две добродетели, которыми должен обладать человек, —  долг (или справедливость) и гуманность (или человеколюбие). «Долг — это внутреннее бескорыстное побуждение человека поступать в каждом данном случае нравственно... Долг регулирует отношения между государем и подданными, предписывает людям, чтобы они не нарушали общественного порядка, не выступали против правителей». Гуманность — это любовь к людям: «быть в состоянии смотреть на других как на самого себя — вот что можно назвать искусством гуманизма»;
«Чего не желаешь  себе, не делай и другим», — утверждал  он [5, с. 73]. Это качество в понимании  Конфуция, сумма всех добродетелей: «Победить себя и возвратиться к  «нормам поведения» — значит стать  гуманным человеком».
Конфуций и  его последователи считали, что  в первую очередь надо любить своих  родственников, а потом уже всех остальных. Поэтому сыновняя почтительность и братская любовь рассматривались  ими как важные стороны понятия  гуманности. Дети должны быть послушными и уважать родителей; те, в свою очередь, — любить детей и проявлять  по отношению к ним снисходительность; младшие братья обязаны служить  старшим. Лишь примерный сын и  брат могут быть хорошими подданными. В отношениях между друзьями важны  прямота и честность, тогда дружба облагораживает их, помогает приобретать  знания и нравственно совершенствоваться. Что же касается женщины, то конфуцианство  отводило ей незавидную участь. До замужества она должна служить своим родителям, после свадьбы — мужу, после  смерти мужа — его родителям и сыну. Согласно конфуцианской морали, женщина должна быть добродетельной, уметь поддерживать разговор, следить за своей внешностью, проявлять искусство в рукоделии. Она не учится в школе и получает воспитание исключительно в семье.
Как отмечает современный  ученый педагог Лю Цзочан, понятие «гуманность» (жэнь) составляло основное ядро в педагогической системе Конфуция: «Во-первых, гуманность — важнейший компонент содержания воспитания и обучения; во-вторых, достижение гуманности является целью учебно-воспитательного процесса; в-третьих, в результате воспитания каждый человек должен стать воплощением гуманности»
Главные в этико-политическом учении Конфуция принципы «жэнь» (гуманность, человечность) и «ли» (нормы, правила поведения) были самым тесным образом связаны с воспитанием и обучением. В этом кроется основная причина долговечности конфуцианского учения, имеющего 2500-летнюю историю. Кроме того, как отмечает В.В.Малявин, «Конфуцию удалось создать многочисленную и влиятельную педагогическую школу, положение которой в древнекитайском обществе почти не зависело от перипетий политической борьбы именно потому, что сердцевиной конфуцианской традиции было учение о нравственном совершенствовании и ценности символического языка культуры. Каковы бы ни были личные пристрастия правителей Китая, никто из них не мог поставить идеологию и политику выше культуры и нравственного воспитания. Попытки отвергнуть наследие Конфуция, как случилось, например, в царствование первого китайского императора Цинь Шихуанди, приводили лишь к быстрому вырождению и краху династии» 12. Последний раз учение Конфуция пытались «закопать» при Мао Цзэдуне в период «культурной революции». За 2,5 тысячи лет китайцы убедились в том, что в условиях их страны учение Конфуция бессмертно потому, что оно верно.
Конфуций считал, что воспитание и образование  для человека так же необходимы, как добывание материальных средств к существованию. В книге «Лунь юй» (»Беседы и суждения»), представляющей собой запись бесед Конфуция с учениками, описывается следующий случай. Однажды Конфуций с одним из своих учеников по имени Жань Ю посетил царство Вэй. Конфуций спросил воспитанника, сколько в данном месте проживает людей. Жань Ю ответил, что население растет так быстро, что непонятно, как быть дальше. «Обогащайте его», — сказал Конфуций. — «А когда мы его обогатим, что тогда делать дальше?» — спросил тот. «Воспитывайте его», — ответил Конфуции. В этой связи китайский историк педагогики Шэнь Гуаньцюнь подчеркивает, что Конфуций высказал своего рода формулу: «Шу — фу — цзяо» (народ — богатство — воспитание)13. Другими словами, сначала люди должны стать сытыми и одетыми, иметь прожиточный минимум, после чего следует осуществлять их воспитание. Конфуций высказывал идею «малого благоденствия» — «сяокан», согласно которой правитель обязан заботиться об обеспечении народа одеждой и питанием.
Конфуций считал, что правители должны заботиться о просвещении народа, для чего следует расширять сеть школ и  других учебно-воспитательных заведений. До него система образования Древнего Китая состояла из казенных школ различных  ступеней, которые содержались властями и в которых в качестве учителей выступали главным образом чиновники  высоких рангов. Казенные школы практически  были недоступны представителям простого народа, чьим уделом считался тяжелый  физический труд. В них обучались  в основном дети аристократии и богатых  китайцев.
Современный китайский  ученый Чжу Чисинь считает, что в Древнем Китае в период «Чунь цю» (»Весна и осень». 770-478 гг. до н.э.) в системе образования произошли заметные изменения, которые связаны с появлением частных школ. Именно Конфуций положил начало этому новому типу учебного заведения
Он выступал против дискриминации в обучении и воспитании и создал первую в  Китае частную школу, в которую  могли поступать все люди независимо от их социального положения. Проф. Кун Течэн подчеркивает, что, предоставив своим ученикам равные возможности, Конфуций начал проводить в жизнь идею всеобщего образования15. Он первым стал обучать простолюдинов, утверждая, что «в обучении не должно быть различия между людьми». Его интересовало не происхождение учеников, а они сами как личности.
Свою школу  Конфуции основал в столице царства  Лу — городе Цюйфу (современная провинция Шаньдун). Школа была сравнительно большой по своим размерам и состояла из двух помещений: «тан», где ученики занимались, и «нэй», где они жили. В хорошую погоду занятия проводились во дворе под тенью абрикосового дерева, которое Конфуций очень любил. Отсюда школа получила свое название — «Син тань» (»Абрикосовый алтарь»). Она предназначалась не для маленьких детей, а для молодых пытливых умов того времени. Конфуций принимал в число своих учеников тех, кто действительно стремился к знаниям, независимо от их социального происхождения. Он говорил: «Если человек не жаждет получать знаний, то я не буду учить его». В своей школе он не придерживался регламентированных по времени и содержанию учебных занятий, не читал лекций, не занимался опросом учащихся, не проверял их знания. Обучение и воспитание происходило в процессе непринужденных, свободных бесед, часто носивших эвристический характер. Конфуций наблюдал за своими учениками и изучал их, постоянно находился с ними в контакте, проводя занятия даже во время странствий.
Древний философ  не оставил специально разработанной  педагогической теории. Его педагогические взгляды и идеи подробно изложены в книгах «Лунь юй» (»Беседы и суждения») и «Ли цзи» (»Книга этикета, правил поведения»). Первая представляет собой собрание отдельных высказываний Конфуция, записанных его учениками после его смерти, и свидетельствует о том, что он был великим педагогом, теоретиком и практиком.
Под образованием как общественным явлением Конфуций понимал единство двух процессов: воспитания и обучения. При этом воспитательная сторона у него превалирует, так  как основная цель образования —  это духовный рост личности, ее совершенствование  до идеала благородного человека «цзюньцзы», носителя высших моральных качеств. Среди нравственных характеристик «цзюньцзы» прежде всего называются следующие три: уважение воли неба (судьбы); уважение правителя; уважение мудрых людей. «Цзюньцзы» должен до конца постичь основные принципы конфуцианской нравственности — «жэнь» и «ли». Знания культурного характера Конфуций ставил на второе место, однако он выступал за установление связи нравственного воспитания с умственным.
Конфуций призывал к познанию истины, но был против отвлеченных знаний. Он извлекал сведения из жизненного опыта, считая, что это  нужно людям для того, чтобы  правильно действовать. При этом, однако, он не стремился вооружать  учеников специальными знаниями —  технического характера, сельскохозяйственными  и т.д., полагая, например, что в  земледелии он сам понимает меньше, чем крестьянин. Главное, считал он, — приобретение жизненных навыков и духовный рост личности.
В этой связи  следует упомянуть о беседах  Конфуция со своим учеником по имени  Фань Чи. На вопрос Фань Чи: «Что такое человечность?», Конфуций отвечал:
«Человечность — это любовь к людям», а на вопрос: «Что такое знание?» —  ответил: «Знание — это знание людей». Фань Чи его не понял. Конфуций уточнил: «Возвышая людей честных и преграждая путь бесчестным, мы можем сделать бесчестных честными».
Известен факт о том, что Фань Чи просил Конфуция научить его земледелию и огородничеству. Учитель сказал ему, что его познания в этой области хуже, чем у опытных земледельцев и огородников. Когда Фань Чи ушел, Конфуций подумал:
«Мелкий человек, этот Фань Чи». Все виды физического труда Конфуций считал уделом мелких, неграмотных людей, игнорировал трудовое воспитание и знания производственного характера.
Конфуций постоянно  наблюдал за своими воспитанниками, хорошо знал их интересы, особенности и  способности, что позволяло ему  осуществлять индивидуальное воспитание и обучение. Часто на одни и те же вопросы, заданные разными учениками, он давал различные ответы. Однажды  его ученик Цзы Лу спросил:
«Говорят, что  если имеешь какую-либо хорошую мысль, то ее следует сразу же воплотить. Так ли это?» Конфуций ответил: «Вначале надо обратиться к отцу или старшему брату, которые имеют больше знаний и опыта, за советом и тогда уже действовать». Другой ученик Жань Ю на тот же вопрос получил такой ответ: «Конечно, надо сразу же реализовать эту мысль». Конфуций прокомментировал это следующим образом: Цзы Лу обычно легкомысленно относится ко многим делам и часто ошибается, а Жань Ю отличается нерешительностью в поступках, и ему нужна уверенность в своих силах.
Исходя из индивидуальных склонностей своих учеников, в  зависимости от их способностей, Конфуций подразделял их на группы и решал, чем им заниматься. Так, одни должны были посвятить себя изучению норм поведения, другие — письменности и  языка, третьи призваны специализироваться в области политики и т.п..
Многие китайские  исследователи истории педагогики отмечают, что метод учета индивидуальных способностей учащихся берет свое начало именно от Конфуция: он очень ценил  те или иные качества своих питомцев и стремился развивать их природные  задатки и способности. Это дает основание утверждать, что Конфуций является создателем первой в Китае  авторской школы 
Практикуя метод  учета индивидуальных способностей учеников, Конфуций тем не менее предъявлял всем им одно общее требование: стать идеальными с точки зрения его учения людьми, носителями высших нравственных качеств. Конфуций заставлял всех вдумчиво относиться к учебе, был ярым противником зубрежки и механического заучивания. Он выдвинул тезис о необходимости взаимосвязи учебы и мышления. В книге «Лунь юй» приводятся его слова: «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно»25. Второе он продемонстрировал на собственном примере:
«Я целые дни  проводил без пищи и целые ночи без сна, но нашел, что одни размышления  бесполезны и лучше учиться».
В процессе воспитания Конфуций стремился  развивать активность учащихся, побуждать  их к учению, к добыванию знаний. Он поощрял самостоятельную работу и призывал к нравственному самосовершенствованию.
Он требовал от учащихся повторения ранее полученных знаний. Повторение, по его мнению, позволяет  учащимся успешно продвигаться вперед и овладевать новым материалом. «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть наставником для  других».
Конфуций старался быть образцом для своих учеников. Личный пример учителя он рассматривал как важный и эффективный метод  воспитания и обучения. Этим он подчеркивал  важность руководящей роли педагога в учебно-воспитательном процессе. За свою богатую эрудицию, обширный по тем временам кругозор, за неудержимую  тягу к знаниям и стремление к  самосовершенствованию Конфуции снискал  глубокое уважение к себе со стороны  учеников и пользовался у них  заслуженным авторитетом.
Китайский ученый-педагог  Чжоу Юйдэ дает высокую оценку педагогическому профессионализму Конфуция. Во-первых, он проявлял большую «демократичность» в отношениях с учеником: уважал его как личность, выслушивал его мнения и доводы во время бесед и дискуссий. Во-вторых, он вовсе не стремился сдерживать инициативу учащихся и даже выказывал к ним снисхождение, был сам сдержан и уступчив. Он считал, что ученики не должны быть слишком податливыми перед лицом авторитета учителя в процессе познания истины
Китайский историк  педагогики Шэнь Гу-аньцюнь обращает внимание на тезис Конфуция об использовании знаний на практике29. Конфуций требовал, чтобы ученики строго соблюдали нормы морали и этикета, представление о которых они получали в процессе учения, не отступали от них и руководствовались ими в жизни во всех своих делах и поступках. Прежде чем сделать что-либо, подумай, не противоречат ли твои дела и поступки тому, что ты знаешь. Эта мысль у Конфуция выражается термином «чжи — син», т.е. «знать — действовать». Другими словами можно сказать, что Конфуций стремился воспитывать у своих учеников соблюдение принципа единства слова и дела30.
Педагогические  идеи Конфуция, его интерес к человеческой личности определяли содержание образования, которое он предлагал своим ученикам. Он не отказывался от традиционного  подхода в этой сфере, культивировавшегося  в школах Китая в тот период, так как оно выражало ценности «древности», которую он боготворил. Основное содержание традиционного  образования сводилось к изучению «шести искусств»: чтения, счета, музыки, этикета (правил хорошего поведения), стрельбы из лука и управления лошадью.
Однако Конфуций положил в основу содержания образования  нравственное воспитание, которое дает народу мир и спокойствие. Оно  включает гражданское воспитание, нормы  и правила поведения, преданность  и искренность. Нравственное обучение должно осуществляться в процессе изучения морали (этикета), поэзии и музыки
Некоторые современные  китайские педагоги говорят о  том, что Конфуций выступал за осуществление  всестороннего воспитания учащихся, но подчеркивают, что не надо понимать это буквально, с позиций сегодняшнего толкования данного термина. У Конфуция это понимается уже и выступает  как принцип морально-нравственного  воспитания, соблюдение которого служит цели достижения гармонии в обществе. Гармония в обществе называется «Чжун юн» (»Учение о середине» или «Середина и постоянство») [там же]. «Середина — это великий принцип для всего мира; гармония — это великий Путь Вселенной. Благодаря гармонии середины мир находится на своем месте и все живое растет» — гласит изречение из классического канонического трактата «Чжун юн» (»Учение о середине»)32 [2, с. 108]. Гармония в обществе достигается на основе компромисса и путем координации отношений между людьми. Каждый человек должен упорно учиться и совершенствоваться, а совершаемые ошибки — исправлять
Как отмечает тайваньский  историк педагогики Го Цицзя, в школе Конфуция большое внимание обращалось на изучение шести классических книг «Лю цзин», к числу которых относились: «Ши цзин» («Книга стихов и песен»), «Шу цзин» («Книга истории»), «Ли цзи» («Книга этикета»), «И цзин» («Книга перемен»), «Юэ цзин» («Трактат о музыке») и летопись родины Конфуция царства Лу «Чунь цю» (»Весна и осень»). Все они дошли до нашего времени, кроме «Юэ цзин», сохранившегося лишь в отрывках.
Конфуций придавал большое значение музыке как самостоятельной  учебной дисциплине. Он «учил своих  учеников музыке, возведя ее в число  обязательных дисциплин, ибо музыка — это веяние древности, способ лицезрения древности без слов. Для Конфуция музыка была неизменной спутницей, вдохновительницей  и завершительницей «Ли», т.е. образцового поведения, основанного на высшем постижении идеала древности». В книге «Лунь юй» записаны такие слова Конфуция: «Начинай образование с поэзии, упрочивай его церемониями и завершай музыкой».
Он сам был  тонким ценителем музыки Древнего Китая  и хорошо ее знал. Известно, что он учился играть на цине (китайский музыкальный инструмент) у известного в то время музыканта Ши Сяна, жившего в царстве Лу. В «Лунь юй» говорится о том, что «когда Конфуций бывал в компании с человеком, который пел, то, если тот пел хорошо, он заставлял его повторить, а потом уже сам подпевал ему». Он занимался сбором и упорядочением музыкальных произведений и положил начало традиции собирания народных песен, чем внес большой вклад в китайскую культуру.
После признания  конфуцианства господствующей официальной  идеологией (II в. до н.э.) этические идеи Конфуция в течение более 2 тыс. лет определяли характер и содержание образования в Китае. Однако его почитатели среди господствующего класса со временем окончательно вытравили из его педагогических идей все их достоинства: стремление научить учеников самостоятельно рассуждать и мыслить, индивидуальное развитие способностей и склонностей, уважение личности учащегося и др. Вместо живой речи восторжествовала архаичная книжная мудрость, на смену логике пришли схоластика и зубрежка. Школы стали готовить утонченных начетчиков. Конфуций был объявлен национальным гением и величайшим из мудрецов. Его портрету кланялся каждый учащийся, который переступал порог школы. Все школьники безоговорочно отдавали свою судьбу в руки учителя, который был строгим и полновластным хозяином в учебном заведении и требовал от учащихся полного повиновения. Символом учительского авторитета стала бамбуковая палка, которая красовалась на самом видном месте.
Выхолощенные  и превращенные со временем в догму  педагогические идеи Конфуция сыграли  крайне отрицательную роль в истории образования в Китае, что особенно проявилось в XIX в., когда Китай был вынужден вступить в контакты с капиталистическими странами Запада. Схоластическая мудрость древних конфуцианских канонов вопреки здравому смыслу вытесняла точные и прикладные науки, ограждала китайскую школу от полезных знаний, от практической жизни. Однако в этом не было вины Конфуция. Виноват был социально-экономический строй, установившийся в Китае на многие сотни лет.
Лучшие и передовые  умы китайского народа всегда помнили  о позитивных сторонах учения Конфуция, ценили его просветительские идеи, его интерес к жизни и делам  человека. Настойчивое стремление Конфуция к знаниям, истине, его гуманизм и  проповедь борьбы за высокий нравственный идеал имели огромное воспитательное значение для десятков поколений  китайцев. Любовь к учению, вежливость, уважение к старшим, почтение к родителям, которые проповедовал Конфуций, составили  важную часть китайского менталитета, стали характерными чертами китайского народа.
 
 
 
      Введение
Если заслуги  учителя определяются тем, насколько  его жизнь, его опыт и мысли  продлеваются в учениках, то Конфуция и в самом деле можно назвать  величайшим учителем всех времен: имя  его стало символом мудрости целого народа, а память о его жизни, о  его неповторимой личности сохранился до наших дней.
Согласно Конфуцию, очеловечивает человека не что иное, как способность осмыслить свою жизнь, судить самого себя, совершенствоваться во всем – способность данная человеку от природы и все же реализуемая  нами через непрестанное и многотрудное усилие. В ней сходятся и приводят к равновесию, друг друга, обусловливая, природное и культивированное, знание и действие.
На усилие самосовершенствования, как всякая практика, всякое искусство, не может осуществляться на пустом месте. Оно требует своего материала, и материал этот, как хорошо видел  Конфуций, поставляет ему культура, еще точнее культурная традиция, в  которой запечатлен опыт совершенствования, самоочеловечивания многих поколений людей.
В деле учительства, по определению, должно цениться в первую очередь не оригинальное, даже не умное, а просто долговечное, не переходящее, вечно преемственное в нашем  опыте. Воистину же неизбывно всякое мгновение жизни, озаренное светом разума. Культура, по своей сути, есть жизнь, наполненная сознанием и  сознательно прожитая жизнь не умирающая, ибо она простирается в вечность. А творчество, способность человека к самообновлению, открытию новых  горизонтов своего бытия оказываются  в итоге лучшим залогом человеческого  постоянства.
Конфуций был  первым и, может быть, самым убежденным и самым последовательным защитником культуры в человеческой истории. Этим определено его значение как педагога.
В условиях раздробленности  в Китае велись непрерывные войны  между отдельными княжествами, происходила  борьба между различными группами общества, которая сопровождалась столкновением  всевозможных взглядов и идей. И, как  это ни парадоксально, именно в этот период в стране был заложены основы ведущих философских учений 6 - 3 века до н. э. можно считать периодом расцвета китайской философской мысли. Сторонники различных точек зрения пытались по-своему ответить на вопросы обустройства общества и поведения человека.
В это время  обратили на себя внимание люди, главным  достоянием которых были их знания. «Это были так называемые «ученые» – своеобразная интеллигенция, услугами которой охотно пользовались князья, и знать, из среды «ученых» вышли  многие китайские мудрецы. Они разъезжали со своими учениками от одного двора  к другому, проповедуя свое учение. Некоторые из них жили в основном за счет учеников, другие временно служили  чиновникам. Но были и такие, которые  удалялись от мира и становились  отшельниками, к их числу относились многие представители даосизма. Конфуцианство  и даосизм – два враждебных друг другу учения, зародившихся во времена расцвета китайской философии. Наряду с ними существовало и много  других философских течений. Но эти  два направления оказались наиболее живучими и долговечными. Они прошли через всю последующую историю  Китая и оставили глубокий отпечаток  на его духовной культуре.
Конфуций не занимался специально разработкой  общих вопросов бытия и не задавался  вопросом о происхождении мира и  человека. Он, прежде всего, известен как  автор этик-политического учения, в центре которого стоял человек – член семьи, общества. Конфуций уделял большое внимание просвещению, подчеркивал важность учебы и осмысления накопленных сведений, призывал людей руководствоваться своими знаниями в практической деятельности. Знаменательно, что первая фраза звучит следующим образом: «Учитель сказал: учиться и постоянно упражняться в выученном – не отрадно ли это?»
В процессе учебы, считал Конфуций, человек становиться  лучше и нравственнее, стремится  к исправлению недостатков и  неправильных поступков. Он выступал за просвещение народа с целью заставить  его следовать правильным путем, которым сам народ выбрать  не может, ибо это - высшая мудрость, доступная лишь немногим, призванным править людьми и своим примером вести их за собой. Так Конфуций обосновал  необходимость существования слоя образованных правителей. При этом он ограничивал обучение гуманитарными  предметами и совершенно игнорировал  приобретение трудовых навыков. Особое внимание он обращал на изучение древности, когда существовало совершенное  правление, ее литературно-историчесих памятников.
Конфуций, его  ученики и представители конфуцианской  философской школы любовно хранили  и пропагандировали памятники древней  литературы. Благодаря им эти памятники дошли до наших дней как живые свидетельства о древней китайской культуры и системе воспитания.
Обзор источников и историографии
По изучаемой  мной теме главным источником является Книга «Беседы и Суждения» («Луньюй»)[1] , – которая представляет собой сборник отдельных высказываний Учителя, записанных учениками уже спустя много лет после его смерти. Настоящий предмет этой книги – не доктрина, а сама личность Учителя, записанных учениками уже спустя много лет после его смерти. Настоящий предмет этой книги – не доктрина, а сама личность Учителя, или даже та часть его личности, в которой воплощается воля мудрого к само-опрозрачиванию, самоустранению всего субъективно-ограниченного в нашем опыте.
Со страниц  «Бесед и Суждений» в нас входит образ человека, словно разрастающегося  в людях и поколениях, извечно  претворяющего себя в иную жизнь. Этого человека мало помнить, с ним  нужно прожить жизнь – долгую, углубленную.
Если уловить  присутствие в «Беседах и Суждениях» некоего затаенно-эмоцианального подтекста, можно понять, почему авторы этой книги при всем их благоговейном внимании к деяниям и словам Учителя Куна остались равнодушными и к хронологии, и даже ко многим ключевым датам его жизни. Дело в том, что в жизни Конфуция их интересовали не факты, а события, имеющие силу духовного воздействия, еще точнее – сама событийность разных жизненных миров, безмолвная встреча человеческих сердец.
Историческая  словесная мозаика «Беседа и  Суждения» с ее краткими, часто  маловразумительными сентенциями, обрывками разговоров, записями житейских  случаев и проч. Отлилась в две  литературные формы: афоризм и анекдот.
Ценным кладезем мудрости Конфуция стала книга «Беседы  и Суждения». Ее уникальность заключается  в том, что по общему признанию, эта  книга с наибольшей достоверностью запечатлела «труды и дни» первоучителя китайской нации. Впрочем, высказывались  по данному поводу и различные  сомнения. Давно известно, что эта  книга неоднородна по языку и  стилю, в ней есть и ранние и  более поздние фрагменты. Самой  древней, восходящей к историческому  прошлому Конфуцию, частью исследователи  признают главы 3-8, но нередко считают  достоверными отрывками из первых десяти, пятнадцати, а то и всех двадцати глав Луньюя.
Но близость этой книги Конфуцию подтверждает ее стиль. Она поражает своей внешней  бессистемностью, какой-то нарочитой  неупорядоченностью и фрагментарностью. Луньюй состоит из небольших диалогов, рассуждений и разрозненных афоризмов, многие высказывания, включающие более одной фразы, по сути, распадаются на обособленные изречения.
Именно в этом заключается главная специфика  текста Луньюя. Он может показаться кому-то невыразительным, а порой и тривиальным, но лишь в том случае, если видеть в нем простое слово, тогда как это не только слово, но и сакральный ритуальный акт. Луньюй от своего читателя требует стать соучастником словесного священнодействия, которым руководить Конфуций.
Вслед за фрагментами  «Бесед и Суждений» были опубликованы тексты некоторых характерных памятников конфуцианской педагогической мысли. Один из них – трактат «Середина  и Постоянство» (Чжун-юн). Его авторство традиция приписывает внуку Конфуция Цзы-Сы. В этой книге содержится первое систематическое изложение основ конфуциева учения. Основная ее тема – Значение правильного Пути (дао) в жизни людей. Правильный путь в жизни, утверждает автор, вкоренен человеческому опыту. Но он не может быть сведен к некому «предмету» и потому непроницаем для внешнего, отвлеченного познания. Праведный путь, есть правда человеческой совместимости в жизни – тот нравственный знак в нас. Который прежде нашего индивидуального желания делает нас членами некоего социума.
«Середина и  постоянство» есть название для этого  незримого средоточия человеческого  бытия. Благодаря своей внутренней искренности мудрый обретает способность одновременно «Приводить к завершению себя и других». Впервые трактат был переведен профессором Конисси и опубликован в 1896 году.
Вслед за «Серединой и Постоянством» вышел текст трактата «Записки об учении». Он заново отредактировал И.С. Лисевичем. Это древнейшее в Китае сочинение, специально посвященное методике преподавания. Составляло, вероятно, в 111 в. до н. э., он свидетельствует о большом практическом опыте, накопленном к тому времени китайцами в области преподавания.
Значительное  место среди вышеперечисленных  трактатов занимают отрывки из книги  крупнейшего последователя Конфуция в эпоху древности Мэн-цзы (ок. 372-289 гг. до н. Э.). Задачей учителя, согласно Мэн-цзы, являлось развитие врожденного доброго начала в человеке. Эти начала имеют четыре основных проявления:
Человечность (жэнь)
Чувство справедливости или долга (и)
Благонравное  поведение (ли)
Интуиция добра (чжи)
Написанные в  начале 17 в. литератором Хун Цзычэна афоризмы об учении и добродетельном поведении «Вкус корней» открывают присутствие Пути в своей жизни благодаря усилию собственного самосознания.
Так же к историографии  относиться материал, собранный историографом  Сыма Цянем, в котором осуществляется всестороннее и глубокое знакомство с темой, рисует неоднозначный и даже противоречивый образ Конфуция. Он освещает его политическую карьеру, дает рельефное описание достигнутых им результатов на посту судебного управителя, представляя их как кульминацию его государственной деятельности. По Сыма Цяню, политику Конфуция отличали безжалостное отношение к смутьянам, борьба со спекуляцией и воровством, установление нравственных строжайших норм и щедрое гостеприимство.
Нельзя, конечно, не принимать во внимание некоторую  условность дошедших до нас сведений о Конфуции. По ним трудно составить  представление как о конкретной индивидуальности в живом развитии. Но дело не только в особенности  древней историографии и субъективности оценок биографов. Похоже, что сам  Конфуций сознательно привносил  в свою жизнь условность, придавая ей некую особенную окрашенность. Его образ во многом условен, но в то же время противоречив, оригинален.
Конфуцию принадлежит  традиционная редакция текстов основных китайских контактов: древнейшего  свода китайской поэзии – «Книга стихов» («Шицзын»), древнейшего собрания исторических записей – «Книги преданий» («Шуцзын»), текста хроники царства Лу «Весны и осени» («Чуньцю») и др. Конфуций был духовным отцом не только китайских учителей, но и китайских ученых.
Раздел 1. Педагогика Конфуция
Известный древнекитайский  мудрец, основоположник философской  школы «Жуцзя» Конфуций (551-479 гг. до н. э.) был первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли.
Благодаря Конфуцию Китай в современной человеческой цивилизации предстает как уникальная страна – хранительница древней  культуры. По словам известного китаеведа  В.М. Алексеева[2] (1881-1951), «конфуцианское учение дало Китаю историческое и  культурное сознание... Культура каждого  народа индивидуальна... Для китайской  культуры характерен культ письменного  слова... Китайская литература... –  это основа всей духовной культуры Китая. По Конфуцию, литература (вэнь) есть высшее выражение высшей мудрости, есть лучшее слово, сообщающее современника с идей древнейшей абсолютной правды... Книга есть нечто неприкосновенное, священное...»
Тезис Конфуция: «Нет ничего лучшего, чем следовать  древним» – можно рассматривать  как вечный девиз воспитания по китайскому образу. С самого детства китайцы  впитывают в себя традиции и наследие богатой духовной культуры своего народа, следуя его заветам: «Из древних, чудесных камней сложите ступени  будущего». Вместе с тем, как подчеркивает исследователь В.В. Малявин, Конфуций, «так радевший о возрождении древних  порядков, внес в дело обучение немало нового».
Потомок Конфуция в 77-м поколении, профессор Кун  Течэн, проживающий на Тайване, пишет: «Педагогическое учение Конфуция основывалось на древнейшей традиции и проложило путь для будущих поколений. Оно занимает важное место не только в интеллектуальной китайской истории, но и в истории человечества, в мире в целом».
Конфуций считал, что воспитание и образование  для человека так же необходимы, как добывание материальных средств к существованию. В книге «Луньюй», представляющей собой запись бесед Конфуция с учениками, описывается следующий случай. Однажды Конфуций с одним из своих учеников по имени Жань Ю посетил царство Вэй.
Конфуций спросил  воспитанника, сколько в данном месте  проживает людей. Жань Ю ответил, что население растет так быстро, что непонятно, как быть дальше, «Обогащайте его», - сказал Конфуций, - «А когда мы его обогатим, что тогда делать дальше?» – спросил тот. «Воспитывайте его», - ответил Конфуций. В этой связи китайский историк педагогики Шэнь Гуаньцюнь подчеркивает, что Конфуций высказал своего рода формулу: «Шу - фу - цзяо»[3] . Другими словами, сначала люди должны стать сытыми и одетыми, иметь прожиточный минимум, после чего следует осуществлять их воспитание. Конфуций высказывал идею «малого благоденствия» - «сяокан», согласно которой правитель обязан заботиться об обеспечении народа одеждой и питанием. Как отмечает тайваньский историк педагогики Го Цицзя, в школе Конфуция большое внимание обращалось на изучение шести классических книг «Лю цзин», к числу которых относилось: «Ши цзин» («Книга стихов и песен»), «Шу цзин» («Книга истории»), «Ли цзи» («Книга этикета»), «И цзин» («Книга перемен»), «Юэ цзин» («Трактат о музыке» и летопись родины Конфуция царства Лу «Чунь цю» «Весна и осень»). Все они дошли до нашего времени, кроме «Юэ цзин», сохранившегося лишь в отрывках.
Конфуций придавал большое значение музыке как самостоятельной  учебной дисциплине. Он учил своих  учеников музыке, возведя ее в число  обязательных дисциплин, ибо музыка – это веяние древности, способ лицезрения древности без слов. Для Конфуция музыка была неизменной спутницей, вдохновительницей  и, завершительницей «Ли», т.е. образцового поведения, основанного на высшем постижении идеала древности. В книге «Луньюй» записаны такие слова Конфуция: «Начинай образование с поэзии, упрочивай его церемониями и завершай музыкой».
Он сам был  тонким ценителем музыки Древнего Китая  и хорошо ее знал. Известно, что учился играть на цине[4] у известного в то время музыканта Ши Сяна, живущего в царстве Лу. В «Луньюй» говориться о том, что «когда Конфуций бывал в компании с человеком, который пел, то, если тот пел хорошо, он заставлял его повторить, а потом уже сам подпевал ему». Он занимался сбором и упорядочением музыкальных произведений и положил начало традиции собирания народных песен, чем внес большой вклад в китайскую культуру.
Сегодня мы можем  сказать, что Учитель Кун впервые  в Китае, а может быть, и во всем мире показал значение символического языка культуры для образования  и воспитания человека. Это значение раскрывается в двух основных измерениях.
Во-первых, в  формах культуры воспроизводится матрица  человеческой практики – как материальной, так и духовной. Усвоение этих форм, представляющих собой плоды типизации  человеческой деятельности, позволяют  ученику реально претворить в  своей жизни символическое «тело» традиции и обрести бессмертие в  бытование культуры. Именно такой  характер носило традиционное обучение в Китае, заключавшееся в усвоении учеником репертуаративных форм того или иного искусства: художнику надлежало усвоить типовые элементы картины, музыканту – закрепленные традицией аккорды, и в любой жизненной ситуации ученому человеку полагалось соблюдать соответствующие нормы поведения. Ученость, таким образом, была неотделима от воспитанности, обладания хорошим вкусом. Требование усвоить матрицу всех действий обеспечивало фундаментальный характер самого обучения, а фундаментом всего воспитания и обучения оказывалось взращивание моральной воли в ученике. Человеческая личность, или жизнь, вечнободрствующее (следовательно, моральное) сердце в конфуциевой традиции первичное и важнее отвлеченного знания. Отсюда известное китайское изречение: «В руках хорошего человека плохой метод становится хорошим, а руках плохого человека и хороший метод плох».
Во-вторых, обучение, согласно конфуциеву «проекту», предполагает познание ценности культуры как декорума бытия. Педагогический гений Конфуция сказался более всего в его понимании несостоятельности и бесплодности всякой заданности и декларативности в обучении. Претензия учителя на обладание истиной, мнимая многозначительность суждений, плоское доктринерство приводят к догматизму и способны вызвать в ученике лишь протест против истин, которым его обучают. Человека нельзя «вковать по какому-то плану: реальные результаты такой «ковки» окажутся противоположным задуманным». Конфуций учил открывать главное через частное, вечное – через случайное, важное – через незначительное. Он умел избежать насилия над учеником. Но в широком смысле способен успешно обучать лишь тот, кто умеет, говоря об одном, открывать другое – не изреченное в словах. Конфуций и сам говорил, что он берет в обучении лишь тех, кто способен «понять три, когда им указывают на дно». Только так обучение не закрепощает ученика, а, наоборот, делает его свободным.
В широком смысле обучение, по Конфуцию, преследует цель развить духовную чуткость. Чувствительность ученика: последний, усваивая формы культуры, научается не только видеть в них плоды духовного подвижничества человека, но ценить уникальность каждого нюанса опыта. Конфуций открыл одну великую истину: только подлинно образованный человек может сделать мир свободным, ибо ему доступно понимание неповторимости, уникальности каждого мгновения осознанной жизни, каждой человеческой личности, каждого места, о котором можно сказать: «Здесь был человек».
Как ни скупы, ни отрывочны записи «Бесед и Суждений», они позволяют составить общее  представление о педагогическом методе Конфуция. Этот человек, так  радевший о возрождении древних  порядков, внес в дело обучения немало нового. Более всего поражает его  радушие: знаменитый Учитель не без  вызова заявил, что готов принять  в ученики всякого, кто принесет ему в качестве платы за обучение «связку сушеного мяса». Прежде в  Китае учительствовали исключительно  высокопоставленные чиновники, которые  брали в учение только детей из знатных семейств. Конфуций первым стал обучать простолюдинов и  любил повторять: «В обучении не должно быть различия между людьми».
Конфуций впервые  в истории стал ратовать за равенство  всех людей в обучении, за предоставление всем равных возможностей учиться. Это  поистине революционное новшество  стало возможным потому, что Конфуция интересовало не происхождение его  учеников, не их жизненные планы, даже не их способность, а, прежде всего –  сами эти ученики как личности. Его интересовало просто человеческое в человеке. Он никогда не судил  о людях, если не встречался с ними лично и не мог сам составить  о них суждение. Поднявшись выше предрассудков и всех суждений о  человеке, он пришел к одной простой  истине – настолько здравомысленной и всеобщей, что в наши дни она стала одним из девиз ЮНЕСКО: «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки».
Конфуцию удалось  многочисленную и влиятельную педагогическую школу, положение которой в древнекитайском  обществе почти не зависло от перипетий  политической борьбы именно потому, что  сердцевиной конфуцианской традиции было учение о нравственном совершенствовании  и ценности символического языка  культуры. Каковы бы ни были личные пристрастия  правителя Китая, никто из них  не мог поставить идеологию и  политику выше культуры и нравственного  воспитания. А попытки отвергнуть наследие Конфуция, как случилось, например, в царствование первого китайского императора Цинь Шихуаньди, приводили лишь к быстрому вырождению и краху династии.
Последний раз  учение Конфуция пытались «закопать» при Мао Цзэдуне в период «культурной  революции». За 2,5 тысячи лет китайцы  убедились в том, что в условиях их страны учение Конфуция бессмертно потому, что оно верно.
Конфуций считал, что правители должны заботила о  просвещении народа, для чего следует  расширять сеть школ и других учебно-воспитательных заведений. До него система образования  Древнего Китая состояла, из казенных школ различных ступеней, которые  содержались властями и в которых  в качестве учителей выступали главным  образом чиновники высоких рангов. Казенные школы практически были недоступны представителям простого народа, чьим уделом считался тяжелый физический труд. В них обучались в основном дети аристократии и богатых китайцев.
Современный китайский  ученый Чжу Чисинь считает, что в Древнем Китае в период «Чунь цю» («Весна и осень», 770-478 гг. до н. э.) в системе образования произошли заметные изменения, которые связаны с появлением частных школ. Именно Конфуций положил начало этому новому типу учебного заведения. Он выступал против дискриминации в обучении и воспитании и создал первую в Китае частную школу, в которой могли поступать все люди независимо от их социального положения. Профессор Кун Течэн подчеркивает, что, предоставив своим ученикам равные возможности, Конфуций начал проводить в жизнь идею всеобщего образования. Он первым стал обучать простолюдинов, утверждая, что «в обучении не должно быть различия между людьми». Его интересовало не происхождение учеников, а они сами как личности.
Свою школу  Конфуций основал в столице царства  Лу – городе Цюйфу (современная провинция Шаньдун). Школа была сравнительно большой по своим размерам и состояла из двух помещений: «тан», где ученики занимались, и «нэй», где они жили. В хорошую погоду занятия проводились во дворе под тенью абрикосового дерева, которое Конфуций очень любил. Отсюда школа получила свое название – «Сие тань» («Абрикосовый алтарь»). Она предназначалась не для маленьких детей, а для молодых пытливых умов того времени. Конфуций принимал в число своих учеников тех, кто действительно стремился к знаниями, независимо от их социального происхождения. Он говорил: «Если человек не жаждет получать знаний, то я не буду учить его». В своей школе он не придерживался регламентированных по времени и содержанию учебных занятий, не читал лекций, не занимался опросом учащихся, не проверял их знания. Обучение и воспитание происходило в процессе непринужденных, свободных бесед, часто носивших эвристический характер. Конфуций наблюдал за своими учениками и изучал их, постоянно находился с ними в контакте, проводя занятия даже во время странствий.
Древний философ  не оставил специально разработанной  теории. Его педагогические взгляды  и идей подробно изложены в книгах «Луньюй» и «Ли цзи» («Книга этикета, правил поведения»). Первая, как уже говорилось, представляет собой собрание отдельных высказываний Конфуция, записанных его учениками после его смерти, и вторая, свидетельствует о том, что он был великим педагогом, теоретиком и практиком.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.