На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Биоэтика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации ФГОУ ВПО Красноярский Аграрный Университет 
 
 

 Кафедра патологической анатомии и хирургии 
 
 
 
 
 
 
 

 Реферат на тему : «Биоэтика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Выполнила: студентка III курса
  Группы  В-32
  Власенко  П.А.
 Проверила: Бородулина И.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск  2011 
 

 Содержание :
    Биоэтика как наука
    Биоэтика как мировоззрение
    Основы этичного отношения к миру и биоэтика
    Исторический характер этики и биоэтики
    Прогресс как нравственный и духовный рост человека
    Сопереживание, эмпатия
    Воспитание этичного отношения к животным как часть нравственного воспитания
    Пути формирования этичного отношения к животным
    Библиографический список
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Биоэтика  как наука 

 Биоэтика  рассматривает этичность поведения человека по отношению к животным; это направление некоторые зарубежные авторы называют "биологическая" биоэтика". Другое направление биоэтики - этика отношения к человеческим существам; в этом плане биоэтика смыкается с медицинской этикой - деонтологией. Медицинская биоэтика касается вопросов биотехнологии, генной инженерии, отношения к пациентам; в первую очередь, к беспомощным, к детям, когда люди становятся материалом для наблюдений, экспериментов.
 В данном пособии  рассматриваются проблемы биоэтики, относящейся к области взаимоотношений человека и животных. Биоэтика касается всех областей использования человеком животных: как источник питания, сырье для промышленности, модель для медико-биологических исследований, объект для развлечений.
 К области  биоэтики следует также отнести  отношение человека к природной  среде - всем живым формам, растениям  и простейшим животным. 

 Биоэтика  как мировоззрение 

 Термин " мировоззрение" относится к области философии  и означает отношение человека к  окружающему миру, его представление об окружающем мире и своем месте в нем.
 Так же, как  этика, которая не только рассматривает  определенные явления как наука, но и означает нравственное отношение  к миру в целом, биоэтика - это  мировоззрение, это нравственное отношение к животным и другим живым формам.
 Вопрос о  том, что отношение к животным может и должно быть этичным, был  окончательно решен сравнительно недавно. В течение многих веков царило мнение о том, что только человек  представляет ценность как живое  существо и имеет право использовать произвольно любые объекты живой и неживой природы. Этот тип мировоззрения получил название антропоцентризма (от греческого слова " антропос" -человек).
 Тем не менее, протест лучшей части человечества против жестокого отношения к животным, развитие этической философской мысли, особенно в конце XIX и в XX вв., привели человечество к необходимости пересмотреть свои взгляды на отношение к животным, подвергнуть сомнению односторонность своей этики и выработать более гуманный и справедливый взгляд на свой статус в окружающем мире. 
 
 
 
 
 
 
 

 Основы  этичного отношения к миру и биоэтика 

 Этичное поведение  личности предполагает заботу о другом лице, сопереживание с другим лицом, действия в интересах этого лица. Такого рода установка личности, чувствующей ответственность за другого, называется альтруистической, в противоположность эгоистической, когда на первое место выступают личные интересы, или даже эгоцентрической, когда личные интересы исключают возможность действовать в пользу кого-либо другого. Готовность поступиться своими интересами во имя справедливости или в силу сострадания всегда расценивалась как наиболее важное качество этичной личности.
 Хотя в  эволюции этики человеческого общества играли роль и прагматические моменты -поскольку этичность поведения отдельного члена общества была в интересах всего общества - основной причиной развития этики в историческом плане был духовный рост человека.
 Этичное или  нравственное отношение к миру есть отражение духовных и интеллектуальных потенций человека. Этика отношения к окру-жающим зависит от способности человека ис-пользовать личный жизненный опыт и опыт человечества, способность анализировать действия и эмоции других людей, переносить себя мысленно на место другого. Способность умозрительно пережить ситуацию, в которой оказывается другое лицо, требует развитого воображения. Высшим же даром, который обрело человечество в ходе эволюции, является способность переживать чувства другого - т. е. сопереживать ему. Эта способность требует развития таких качеств личности, как милосердие, сострадание, доброта. По мере развития этой способности человек научился сопереживать не только другому человеку, но любым живым существам, которые могут испытывать боль и страдания, иными словами, восприятие мира у человека стало не только этичным, но и биоэтичным.
 Этичное и  биоэтичное мироощущение - это свойство высокоразвитой психики и в основном доступно только человеку. Однако некоторые  высоко организованные виды животных, особенно находившиеся длительное время  в контактах с человеком, способны сопереживать; собаки могут отвечать беспокойством, волнением при виде слез или других проявлений страдания человеком: скулить, пытаться лапами отодвинуть руки, закрывающие лицо хозяина.
 Таким образом, основа этичного поведения людей имеет эмоциональную природу. Однако для многих людей необходим также рациональный подход, который подкреплял бы их эмоциональные порывы. Такие люди используют в качестве аргумента принцип справедливости; в этом случае они опираются на общепризнанные нравственные нормы -так как справедливость является обязательным требованием к поступкам нравственного человека.
 Во взаимоотношениях человека и животных обычно действовали  оба принципа: сострадания, милосердия и принцип справедливости. Ход  логической мысли был обычно таков: поскольку животные способны чувствовать и понимать, они могут испытывать страдания, как и человек; они могут иметь сходные потребности - питаться, иметь кров и др., - как и человек. Поэтому справедливость требует, чтобы к их страданиям и потребностям человек отнесся со всей серьезностью.
 Среди известных  деятелей движения в защиту Прав животных одни (философ Том Риган) основали право животных на защиту от страданий  на принципе справедливости; другие (философ  П. Сингер) стремились воздействовать на эмоции людей, рисуя картины страданий животных. 

 Исторический  характер этики и  биоэтики 

 "До тех  пор, пока прочие животные будут  исключены из круга духовной  жизни, в котором признаются  общие правила и обязанности,  люди не сделают ни шага  вперед на пути к нравственному совершенствованию ". Струве 

 Этические представления  человечества постоянно менялись. Хотя в каждую данную эпоху нравственные принципы, которых придерживался  человек, казались ему чем-то незыблемым, в действительности человек пересматривал свое отношение к окружающему миру постоянно, по мере развития его духовных потенциалов.
 О низком нравственном уровне человеческого общества на заре его возникновения можно судить по этическим представлениям отсталых племен, люди которых могут утверждать, что благо - это, " когда мне хорошо", и зло - " когда мне плохо". Очевидно, что примитивный человек занимал эгоцентрическую позицию. В обществе, находящемся на низком культурном и духовном уровне развития, считалась допустимой жестокость людей по отношению друг к другу, тем более жестокость по отношению к животным. Среди туземных племен Африки, Северной Америки были приняты пытки пленных; людоедство среди некоторых африканских народов сохранилось до XX века. Пытки в Западной Европе официально были запрещены сравнительно недавно.
 История позволяет  проследить динамику развития этических  взглядов человечества. Тенденции ее развития были таковы, что круг лиц, перед которыми у человека предполагался  моральный долг, постоянно расширялся. Сначала человек защищал только свою семью, свое потомство; позднее у него появился долг перед обществом - племенем, государством. Но и внутри государства этические взаимоотношения были неоднородны. В отношении каких-то категорий людей нравственный долг был слабее или отсутствовал: проводилась дискриминация по половому признаку, по классовому, имущественному, национальному или расовому. Лишь в недавнее время человечество провозгласило всех людей равными и предписало этические нормы поведения обязательными по отношению к любому человеку.
 По мере развития у людей духовности, способности  к состраданию, они стали задумываться над отношением человеческого общества к животным, над несправедливостью  и жестокостью этих отношений; человек  стал болезненно реагировать на жестокое обращение с животными, их уничтожение. Огромный шаг в сторону этизации отношения к животным был сделан, когда возникли религии (индуизм, буддизм и др.), придавшие форму религиозных догм запретам убивать животных.
 Тенденции, утверждавшие милосердие и справедливость, медленно развивались, но постепенно побеждали.
 Великий гуманист современности Альберт Швейцер  так писал об историческом характере  этики отношения к животным:
 " Когда-то  считалось глупостью думать, что  цветные люди являются действительно  людьми и что с ними следует обращаться как со всеми людьми. Теперь эта глупость стала истиной. Сегодня кажется не совсем нормальным признавать в качестве требования разумной этики внимательное отношение ко всему живому вплоть до низших форм проявления жизни. Но когда-нибудь будут удивляться, что людям понадобилось так много времени, чтобы признать несовместимым с этикой бессмысленное причинение вреда жизни".
 Лишь по мере увеличения числа этично мыслящих людей, для которых стало доступным  сострадание к животным, стало  возможным признать, что сознание человека становится биоэтичным. Создание законодательства по защите животных подтвердило реальность этих перемен.
 Представляет  интерес рассмотреть, как развивалась  биоэтическая мысль в разных странах  мира и в различные эпохи. Ее развитие связано с появлением выдающихся личностей, далеко опережавших своих современников в интеллектуальном и духовном плане. Людьми, обладавшими биоэтическим сознанием, были прославленные мыслители, философы, ученые, деятели искусства, реформаторы и религиозные деятели, заслуги которых перед человечеством велики, иногда - неизмеримы. 

 Прогресс  как нравственный и духовный рост человека 

 Слово прогресс, употребляемое в обыденной речи, обычно понимается как успехи в развитии техники - транспорта, городского строительства, индустриализации, связи, производства энергии. Можно признать, что развитие этих областей деятельности человека облегчило жизнь человеку, сделало более доступной информацию различного рода, освободило человека для умственной работы. Однако сами по себе успехи в области техники не являются самоцелью, не представляют собой прогресса, их можно считать одним из средств ускорения прогресса.
 Чтобы определить, в чем выражается истинный прогресс, следует выбрать критерии, по которым  его можно оценивать.
 Слово прогресс означает движение - имеется в виду движение к лучшему; а для людей  лучшее - это их личное благополучие; тогда, очевидно, прогрессом следует  считать процессы, которые приносят благополучие всем членам общества. Забота обо всех - это основное положение этики; таким образом, прогрессом можно считать все более этичное отношение ко всем членам общества. Если встать на позиции биоэтики, то следует учитывать также и благополучие животных.
 Изобретения различного рода в области техники, медицины, биологии - не являются во всех случаях благом для человека, тем более для животных. Достаточно вспомнить печальную роль механизации и автоматизации производственных процессов, которые привели к массовой безработице.
  Другой  пример - использование последних достижений науки в военных целях: создание атомной, водородной бомб, других средств массового поражения. В области медицины можно привести, как пример, успехи трансплантационной техники; эта методика уводит медицину в сторону от работы над профилактикой заболеваний, поскольку больные с пересаженными органами, даже когда они выживают, не могут считаться здоровыми людьми. Таким образом, сами технические средства и научные открытия не могут служить прогрессу, если они не используются прогрессивным и гуманным обществом. В руках неэтичного общества они могут быть направлены против интересов человека и всего живого.
 Поскольку только этичные люди могут распорядиться  достижениями науки и техники  на благо всего общества, прогресс заключается в духовном росте  человека. Ни наука, ни техника, ни обилие материальных благ не могут сами по себе создать гуманного, прогрессивного общества; они могут создать для человека определенные удобства, но не могут защитить его от посягательств других членов общества, что всегда было главным препятствием на пути к достижению человечеством благополучия.
 Современная цивилизация в той форме, в  которой мы имеем ее сейчас, признает право сильного - т. е. решение проблем  путем насилия, как на государственном, так и на уровне личной инициативы людей. Если формы насилия, к которым прибегает отдельная личность, в большинстве случаев преследуются по закону, т. е. общественно осуждены, то насилие, которое совершает государство: военные действия, перемещение граждан, лишение граждан свободы, смертная казнь, - не подлежит преследованию по закону, т. е. считается совместным с этическими представлениями общества. Акты насилия в современной цивилизации принимают глобальный характер: техническое могущество человека позволяет осуществлять уничтожение людей и животных в невиданных масштабах. Достаточно вспомнить взрывы атомных бомб в Японии, уничтожение туземного населения Америки, уничтожение многочисленных видов животных в различных частях земного шара. Таким образом, когда быстрое развитие техники опережает развитие этической мысли в человеческом обществе, это тормозит прогресс -оборачивается против интересов населения земли: людей и животных. 

 Сопереживание, эмпатия 

 Если сопереживание - достаточно знакомое для современного читателя слово, то термин эмпатия - способность увидеть мир глазами другого - только начинает появляться на страницах трудов по философии и психологии. В своей статье "Эмпатия, гуманность и благополучие животных" Д-р Майкл У. Фокс дает анализ таких понятий, как сочувствие, сопереживание и эмпатия.
 Эмпатии дают различные определения: слияние  в мыслях и чувствах с другим существом, способность вхождения в другую личность или проникновение в  сознание другого существа. Сопереживание  и эмпатия - различные явления. Сопереживание  с кем-то его эмоций, особенно горя, страданий, включает сострадание, жалость. Эмпатия - это слово, которое произошло от греческого термина, означающего нежность, и более позднего немецкого слова, означающего чувства к чему-то. Эмпатия подразумевает способность понимания и мысленного проникновения в другое существо. Хотя оба этих понятия -сопереживание и эмпатия - не исключают взаимно друг друга, эмпатия подразумевает более объективное понимание другого существа. Сопереживание более субъективно, оно представляет собой интуитивное проникновение в чувства другого существа и отклик на его эмоции.
 Сочувствие  к животному как чисто субъективное чувство, не подкрепленное объективным  пониманием поведения животного  и его потребностей, может привести к ошибочным заключениям о  том, что ощущает животное. Эмпатия же включает и понимание природы животного, и сочувствие к нему.
 Отсутствие  эмпатии дегуманизирует человека, превращая  мир в отдельные предметы, не имеющие  с нами никакой связи. Когда мы понимаем рассудочную и эмоциональную  стороны поведения живых существ и испытываем эмоциональное чувство к ним, становится возможной зрелая, рациональная и исполненная ответственности эмпатическая любовь к другим существам, понимание их.
 Существует  мнение, что субъективный мир животных не может быть объективно оценен, и поэтому он не существует вообще. В этом случае эмпатия оказывается бессмысленной, раз животные не имеют эмоций и руководствуются подсознательными инстинктами. Это восприятие животного как машины получило название картезианства еще в XVII веке - по имени философа Рене Декарта.
 Способность к эмпатии может быть врожденной, и она в большой степени  зависит от взаимоотношений с  родителями. Эмпатическое понимание  родителями ребенка, поддержка ребенка  во время его беспокойства, страданий, его ощущение связи с родителями имеют колоссальное влияние на последующую способность ребенка любить и эмпатировать.
 В современном  обществе мужчины проявляют большую  жестокость по отношению к животным или оправдывают такую жестокость, потому что они в меньшей степени способны эмпатировать по сравнению с женщинами, когда они встречаются с беспомощными или страдающими существами. Большее внутреннее беспокойство, меньшая способность эмпатировать и большая потребность доминировать, возможно, укореняются в душе ребенка - мальчика в результате его большего одиночества и незащищенности, отделения его от матери в раннем возрасте. Эти переживания менее ярко выражены у девочек, поскольку они в большей степени идентифицируют себя с матерью.
 Такие защитные идеологии, как идеология патриархата, картезианства, махизма, возможно, являются защитной реакцией незащищенной мужской личности.
 Нравственная  сторона взаимоотношений человека с животными в современной  промышленной цивилизации весьма ущербна  и характеризуется отсутствием уважения к жизни в целом. Для того, чтобы оправдать эксплуатацию животных в медико-биологических исследованиях, в сельском хозяйстве, эксплуатацию диких животных как сырье, необходимо пользоваться такими концепциями, как господство человека над живой природой, отсутствие прав у животных, способности страдать. Поэтому современная культура часто отрицает эмпатию, сострадание и чувство ответственности перед животными.
 Утрата способности  воспринимать чужие страдания является естественным защитным механизмом человека, которому приходится причинять боль животным.
 Есть и  другие причины того, что эмпатия  по отношению к животным не развита  сейчас в полной мере и с животными обращаются жестоко: недостает объективных, научных знаний о поведенческих особенностях и эмоциях животных, о субъективном мире животных; люди, работающие в сельском хозяйстве, в научном эксперименте, как правило, имеют слабую подготовку в этологии.
 Многие люди находятся в морально тяжелой, парадоксальной ситуации: крестьяне, которые сначала  выращивают скот, а потом должны резать его; сотрудники приютов для животных, которые ухаживают за животными, но в конечном итоге вынуждены их умерщвлять; экспериментаторы, занимающиеся медико-биологическими исследованиями, которые сначала заботятся о животных, потом заставляют их страдать и, наконец, убивают их и вскрывают; врачи и медицинские сестры, которые ухаживают за безнадежными больными, зная, что они скоро умрут.
 Стараясь  защититься от собственных чувств, оправдать эксплуатацию животных и  уменьшить свое чувство вины перед  ними, люди рационализируют свое отношение  к животным. Человек часто использует специальную терминологию, которая  отделяет, удаляет от него объект эксплуатации, например, женщин называют объектами секса, больных называют историей болезни, животных называют трофеями, моделью исследования и т. д.
 М. Фокс пишет: " Мы отличаемся от животных степенью, в которой мы обладаем теми или  иными качествами, но это отличие не принципиально: мы не обладаем ничем, чего не имеют животные. Мы не выше их и мы не имеем права, с точки зрения этики, игнорировать наше сходство с животными. Единственное различие между человеком и животными заключается в том, что человек имеет способность самосозерцания, творческого воображения и словесного выражения своих мыслей, чувств. Эта способность к пониманию и чувству достигает своего наивысшего выражения, когда воля сознательно мотивируется субъективной силой любви и направляется объективной силой знания. Знание, используемое без любви, ограниченно и разрушительно, так же как любовь, которая применяется слепо. Эмпатия, представляющая собой синтез любви и сочувственного понимания других (качество, которое имеется и у других животных) является самой сутью человеческого существа."
 Ни законы, ни моральный кодекс не могут заставить  людей эмпатировать животным. Быть гуманным - это свойство сердца и  ума, а не просто подчинение законам.
 Майкл Фокс далее  пишет: " Эмпатия - это мостик к  безоговорочной любви, которая означает мир без преследования личных интересов и без предвзятых мнений. Мы живем в разных мирах - объективном и субъективном. Как животные, мы живем в нашем коллективном мире и, как разумные существа, мы стоим отдельно от мира и оцениваем его рационально и объективно. Эти два мира должны слиться в единый, который включает и нас, и животных, и природу. Чтобы изменить мир, мы должны стать едины с миром в мире и гармонии. И поскольку мир приходит изнутри, мы должны сначала увидеть его сами, изнутри, прежде чем мы начнем менять мир. И для этого нам нужна эмпатия." 

 Сострадание называют безграничным кругом. Когда  говорится, что сострадание к  животным должно быть одинаковым и  справедливым по отношению ко всем, необходимо учитывать следующее. Человеку приходится использовать принцип вынужденной защиты: ему приходится убивать паразитов, хищников и иных животных-агрессоров, которые нападают сами и угрожают нашему здоровью, нашей жизни или здоровью и жизни животных, которых мы защищаем. Защита от агрессивных животных, какими бы они не были - большими или крошечными - совершенно иной случай с нравственной точки зрения, чем эксплуатация и умерщвление животных, которые нам ничем не угрожают и которые беззащитны. 

 Воспитание  этичного отношения  к животным как часть нравственного воспитания 

 Задача нравственного  воспитания - формирование этичного человека. Как указывалось выше, этика понимается как ответственность перед окружающими  в самом широком смысле. Но человек  может чувствовать ответственность  за окружающих и действовать в их интересах только, если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Поэтому нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачей формирование у ребенка милосердия, доброты, способности к состраданию. Практически это сводится к созданию ситуаций, когда ребенок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение от того, что кому-то реально помог. Для маленького ребенка таким слабейшим, нуждающимся в его добром поступке, может быть только животное. Окружающие ребенка взрослые до такой степени сильнее ребенка, что любая ситуация, когда ребенок " оказывает помощь" взрослому, страдает нарочитостью.
 В отличие  от взрослого, для ребенка контакты с животными гораздо более  важны, потому что их уровни восприятия мира сближены, поведение тех и других носит также черты сходства; кроме того, ребенок живо познает мир и для него представляют интерес даже такие просто устроенные существа, как насекомые и другие беспозвоночные.
 Ребенок легче  эмпатирует, т. е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении животных, более обостренно переживают то, что происходит с животными.
 Для детей  жестокий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжелая драма; жестокость родителей к животным иногда служила причиной отчуждения ребенка от родителей, неприязни к ним.
 Следовательно, отношение детей к животным - это  та область деятельности ребенка, где  можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание. Кроме прямой цели: воспитания доброго отношения к животным, уважения к их жизни, - при этом достигается и другая цель - формирование нравственного человека в целом. Милосердие, доброта, отзывчивость - это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от нее. Если человек научился сопереживать с другим существом - пусть это животное - он также сочувственно отнесется к чужой боли, если страдает человек.
 Сейчас становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим миром должны отвечать принципам универсальной этики Швейцера - человек должен уважать все живое. Это принцип биоцентризма, и в случае формирования у ребенка биоцентрического мировоззрения, выигрывает и общество: биоцентрическое мировоззрение предполагает уважение к интересам всего живого, и людей, и животных. 

 Пути  формирования этичного отношения к животным 

 Этичное отношение  ребенка к животному должно начать формироваться в семье с первых лет жизни ребенка. Главным воспитывающим фактором является пример родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Доброе обращение с домашними животными: исключение грубого обращения с ними, причинения им боли, внушения страха - должно стать нормой отношения к животным для ребенка. Взрослые должны с серьезностью относиться к потребностям животных, удовлетворять не только их потребности в пище, воде, моционе, но и в общении; животные могут страдать от одиночества, бездействия, скуки. Из поведения взрослых ребенок должен усвоить, что животные - тоже члены семьи, что их потребности важны, что они могут чувствовать и понимать окружающее в большой степени, как и люди. Ребенок может понять, когда взрослые испытывают ответственность за судьбу животного, за его психическое и физическое состояние, - и для ребенка становится нормой помнить об интересах животного. Воспитывающим моментом для ребенка может служить не только обращение с домашними животными; взрослые должны всегда комментировать поведение или состояние животных, которых ребенок наблюдает в природе. Взрослый должен рассказать о жизни животного: муравья, червя, жука, гусеницы, вороны, воробья; показать, как осмысленно поведение каждого; отметить ум вороны и воробья, плодотворный труд муравья, рассказать о будущем чудесном превращении гусеницы в бабочку; указать на недопустимость причинения им боли или умерщвления их. Ребенок должен почувствовать в словах взрослого его уважение к жизни этих существ, восхищение их гармоничным слиянием с природой, их эстетическим обликом.
 Этичное отношение  к животным продолжает формироваться  у ребенка в школе. Сейчас подготовлен  новый учебник для школы "Биоэтика в школе", который должен использоваться на уроках природоведения и уроках биологии.
 Рассматривая  методику формирования этичного отношения учащихся к окружающему миру на уроках природоведения и биологии, можно выделить следующие три принципа.
 Принцип первый. Формирование этичного отношения ребенка к окружающим происходит через воздействие на эмоции ребенка - "путь через сердце". Выбор этого пути диктуется возрастными особенностями учащихся, которые острее воспринимают эмоциональную информацию, чем рациональную; хотя в каждом случае эмоции и подкрепляются рациональными аргументами. Но последние не должны стать основой этой программы обучения. Особенно следует избегать ссылок на "пользу" животного. Такого рода мотивы не имеют отношения к этике взаимоотношений человека и животного. Положительные эмоции у ребенка могут быть сформированы, если раскрыть перед ним самостоятельную ценность животного, его способность чувствовать боль и радость, способность думать; если указать на красоту животного, высокую организацию его поведения, сложность эмоций и рассудочной деятельности.
 Принцип второй. Принцип воздействия на эмоции ребенка и подростка диктует необходимость использования также принципа активности, т. е. личной заинтересованности в судьбе животного, личного участия в судьбе животного, в различных формах; сбор информации о нем, деятельность, приносящая пользу животному, дискуссии, касающиеся вопросов отношения к животному. Учащиеся в классе и при выполнении внеклассных работ обсуждают проблемы, связанные с жизнью животных, помогают животным, наблюдают за ними, читают о них, пишут сочинения, рисуют животных, играют в ролевые игры, представляя себя на месте животного.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.