На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Тренинг как средство коррекции стрессоустойчивости в спортивной деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВОСТОЧНАЯ  ЭКОНОМИКО  -  ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ  АКАДЕМИЯ  (Академия ВЭГУ)
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ИНСТИТУТ
  

Кафедра практической психологии 
 
 
 
 

Курсовая  работа
Тренинг как средство коррекции  стрессоустойчивости  в спортивной деятельности 
 
 

                                                                             ВЫПОЛНИЛА: СТ. ГРУППЫ ПРИЕМА
                                                                                     С-08 СПО ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
                                                                               КИРИЛОВА Л.А..
                                                                              НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
                                                                             СОРКИНА О.М.
                                                                              . 
 
 
 

Альметьевск 2010 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Приложения 
 

Введение

 
    Актуальность исследования. Обусловлена тем, что спортивная деятельность является областью предельных достижений человеческих возможностей, которая предъявляет повышенный уровень требований к психике спортсмена. Большие нагрузки, постоянный рост результатов и спортивного мастерства, высокая конкуренция в процессе соревнований ставят спортсменов в условия стресса.
В спортивной психологии изучение деятельности спортсмена как целостной системы является одной из важных научно - практических проблем. Первостепенное значение в  этом направлении имеет разработка вопросов, связанных с развитием  и формированием ресурсов для эффективного преодоления экстремальных психологических нагрузок в соревнованиях, коррекцией неблагоприятных психоэмоциональных состояний. К настоящему времени достаточно хорошо изучены феноменология, закономерности и механизмы  функционирования психики спортсмена в экстремальных условиях(Л.М. Аболин [1], А.В. Алексеев[3], Б.А. Вяткин [7], Л.Д.Гиссен [9], Дж.Б.Кретти [17], В.Р.Малкин [19], Р.М.Найдиффер [27], А.В.Родионов [23], В.Ф.Сопов [25]), но до сих пор отсутствует теоретико – методологическая проработка аспектов, касающихся структуры стрессоустойчивости спортсменов, путей средств её формирования и поддержания в экстремальных условиях.
В структурно – функциональном анализе стрессоустойчивости  в работе были выделены следующие  подходы: системный (Б.Г.Ананьев [4], А.В.Карпов [15],   ); процессуальный (Л.Г.Дикая [12],  В.И.Медведев [20],  ); ресурсный (К.А.Абульханова – Славская [2], В.А.Бодров [5], В.И.Медведев[20],). Недостаточная разработанность данной проблемы вызывает необходимость выявления и детального исследования структуры, позволяющей решить проблему целостности и диагностики стрессоустойчивости.
Исходя  из актуальности исследования, нами была выбрана тема исследования:
«Тренинг как средство коррекции стрессоустойчивости
  в спортивной деятельности».
       Цель исследования:  изучить структурно – функциональных характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности.
       Задачи исследования:
    Осуществить теоретический анализ психологических подходов к исследованию стрессоустойчивости в спортивной деятельности.
    Выявить психологическую структуру стрессоустойчивости спортсменов, её межкомпонентные межуровневые связи.
    Определить компонентный состав стрессоустойчивости спортсменов в зависимости от индивидуальных спортивных достижений, квалификации и возраста спортсменов.
    Применить психологический тренинг по формированию стрессоустойчивости у спортсменов в условиях соревнований.
    Объектом исследования являются спортcмены 15 – 25 лет.
    Предметом исследования –  психологический тренинг как средство коррекции стрессоустойчивости у спортсменов.
     Гипотеза  исследования: предполагаем, что базовыми компонентами стрессоустойчивости спортсменов являются волевые качества, особенности саморегуляции поведения, мотивация достижения, темперамент, ситуативная тревожность.
     Предполагаем, что для высокого уровня стрессоустойчивости характерно наличие следующего компонентного состава: системные волевые качества (выдержка, самоконтроль, инициативность, ответственность, целеустремлённость, настойчивость), свойства саморегуляции поведения (оценка результатов, планирование, общий уровень саморегуляции поведения), мотивация достижения; компонентный состав структуры стрессоустойчивости спортсменов определяется уровнем индивидуальных спортивных достижений, спортивной квалификацией, возрастом спортсменов.
       Методологической основой исследования: В основу исследования легли идеи концепции: субъектно – деятельностный подход в отечественной психологии (А.В. Брушлинский [6], С.Л. Рубинштейн [24],); современные принципы, разработанные в психологии труда (В.А. Бодров [5], А.В. Карпов [15], А.А. Крылов [18],  ); концепции психологического стресса (В.А. Бодров [5], П.Б. Зильберман [13], ); психологические теории деятельности в напряжённых условиях (Л.П. Гримак [11],   В.Ф. Сопов [25]); теоритические и методологические подходы к изучению личности в спорте (Б.А. Вяткин [8], Дж.Б. Кретти [17], В.Р. Малкин [19], Р.М. Найдиффер [27], А.В. Родионов [23]); разработки в области саморегуляции деятельности спортсменов (А.В. Алексеев [3], В.П. Некрасов[21], В.Ф. Сопов [25].
     Методы  исследования:
    Теоретический анализ психолого – методологической литературы
    Наблюдение
    Опросники
    Математическая статистика
          Теоретическая новизна исследования заключается в том, что внесён вклад в разработку таких фундаментальных проблем психологии труда, как проблема профессионального стресса и проблема стрессоустойчивости в профессиональной деятельности. Выявленная структура стрессоустойчивости спортсменов была рассмотрена с позиции системного подхода как свойство, отличающееся характерным компонентным составом и имеющее целостные функциональные взаимосвязи в процессе формирования и развития субъект – объектных отношений, реализуемых на соревновательном этапе. Теоретическому анализу и эмпирическому исследованию подвергаются свойства личности спортсменов, отвечающие за процессы преодоления, противодействия и коррекции стресса в напряжённой спортивной деятельности, показана их связь с результативностью. Эмпирическим путём была выявлена структура стрессоустойчивости спортсменов, определены характеристики составляющих её функциональных блоков. Установлены характерные особенности групп спортсменов с различным уровнем стрессоустойчивости и компонентным составом структур.
       Практическая значимость  исследования заключается в том, что выявленная структура стрессоустойчивости спортсменов может использоваться для прикладного применения по определению уровня сформированности стрессоустойчивости спортcменов с целью выявления «проблемных» зон и дальнейшей коррекции и оптимизации их деятельности на этапе соревновательной подготовки. Разработанная и апробированная в процессе исследования программа обучения с комплексным использованием методов саморегуляции направлена на решение проблемы формирования стрессоустойчивости спортсменов и эффективно используется в системе психологической подготовки на предсоревновательном этапе.
     База исследования: Исследование проводилось на базе физкультурного техникума г.Альметьевск. Основную часть выборки составили 168 спортсменов, из них 115 спортсменов – амрестлеров (борьба на руках) и 53 спортсмена – самбиста от 1- х разрядов до мастеров спорта, возраст испытуемых – от 15 до 25 лет.
      Структура курсовой  работы: данная работа состоит из введения, трёх основных глав с выводами, заключения, списка использованной литературы и приложений. 
 
 

Глава 1. Теоретические проблемы психологических исследований деятельности спортсменов 

      Экстремальность условий деятельности спортсменов
 
            В настоящее время, несмотря на достаточное количество работ по проблеме стрессоустойчивости, нет ясности в понимании сущности стрессоустойчивости, роли психики в её обеспечении, особенностей проявления в различных условиях. Однако эти вопросы нашли отражение применительно к понятию «эмоциональная устойчивость», которое можно считать с определённым допущением синонимом понятия «стрессоустойчивости» (Л.А. Аболин[1],). Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и появлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Поэтому мы рассматриваем стрессоустойчивость как систему психики, состоящую из различных функциональных блоков и уровней.
При определении  сущностных характеристик стрессоустойчивости в нашем исследовании мы придерживаемся определения П.Б. Зильбермана[13], который понимает стрессоустойчивость как «…интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, направленных на преодоление и противодействие стресс – факторам напряжённой деятельности».
В структурно-функциональном анализе стрессоустойчивости нами
были выделены следующие подходы: системный (А.В. Карпов [15]
); процессуальный (Л.Г. Дикая[12], 
В.И. Медведев [20]); ресурсный
(К.А. Абульханова-Славская [2], В.А. Бодров [5], В.И. Медве-
Дев [20]). Ситуация в плане ее изученности представляется весьма
недоработанной, поэтому мы пришли к выводу о необходимости
выявления структуры  стрессоустойчивости конкретно  в спортивной
деятельности, позволяющей решить проблему ее целостности и
диагностики у  спортсменов.
Таким образом, стрессоустойчивость спортсменов представляется нам как функциональная система, направленная на оперативное преодоление стресс – факторов.
Актуальная проблема выявления компонентов стрессоустойчивости на наш взгляд решается на основе субъектно-деятельностного, системно-регу-
ляторного, ресурсного подходов с разработкой характеристик стрессо-
устойчивости. 

 
      Структурно  – функциональный анализ стрессоустойчивости  спортсменов
 
          Экстремальность условий деятельности – характерная черта совре-
    менного спорта, кульминационным моментом в котором является сорев-
    нование, насыщенное напряженной борьбой за достижение победы над
    соперником, и результаты этой победы имеют высокую социальную
    значимость. Соревновательная деятельность представляет собой сопер-
    ничество, направленное на выявление превосходства одной из конку-
    рирующих сторон в регламентированных определенным образом усло-
    виях. Напряженность соревнований обычно связывают
    с комплексом таких признаков, как сложность решаемых в соревновании
    задач, уровень трудностей по преодолению препятствий на пути к цели,
    предыдущий опыт выступлений, ответственность выступления и тому
    подобным. К тому же процесс реализации усилий в спорте сопровож-
    дается всеми  видами стресса: от биологического и физиологического до
    личностного и социального. Стресс, в свою очередь, проявляется в
    состояниях, характеризующихся временным понижением устойчивости
    различных психических  функций, координации движений и
    работоспособности.
    В зависимости  от основания, по которому исходно вычленяются  психические процессы, лежащие в основе формирования и проявления стрессостойчивости, мы выделяем системно – регулятивный подход (В.А. Бодров[5]), который предполагает «вычленение» психических процессов не по признаку качественного своеобразия, а с точки зрения их непосредственной функции в регуляции поведения. При данном подходе психические процессы рассматриваются как функциональные звенья, блоки (регулирующие функции), образующие систему психической регуляции поведения (деятельности).
     С позиций  концепции системы психической  регуляции деятельности нами была рассмотрена роль отдельных структурных компонентов этой системы в проявлении стрессоустойчивости спортсменов, и в частности, взаимодействие отдельных блоков при воздействии стрессоров в спортивной деятельности.
     Исходя  из этого положения, структура стрессоустойчивости представлена блоками, выполняющими следующие функции:
    - психодинамический  блок (П Д) проявляется в своеобразии  психологических свойств темперамента, индивидуальных особенностях протекания  и динамики психических процессов;
    - волевой блок (В) направлен на регуляцию эмоциональных состояний посредством системных и базальных волевых качеств; отвечает за инициацию и торможение действий, контроль и регулирование реакций на стресс – факторы;
    - мотивационный  блок (М) направлен на актуализацию  и регуляцию мотивов напряжённой деятельности, выбор адекватных мотивов, их силы и интенсивности для решения оперативных задач текущей деятельности;
    - саморегулятивный  блок (С Р) направлен на регулирование  поведения в целом посредством  сформированности индивидуальной  системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека.
    Таким образом, преимущества представленной системы состоят в том, что в ней представлены в иерархии структурно – функциональные блоки, позволяющие получить дифференцированную информацию о стрессоустойчивости как о системном свойстве, но в то же время образующие единое целое; отражена  специфика стрессоустойчивости, которая определяется единством психодинамических, волевых, мотивационных, эмоциональных и саморегулятивных компонентов деятельности человека; показано поэтапное раскрытие ресурсов субъекта, направленное от выявления вегетативных параметров к проявлениям волевой регуляции и саморегуляции поведения. 

    1.3 Тренинг, направленный на     коррекцию стрессоустойчивости спортсменов         

  Тренинг – это способ интенсивного  получения необходимых знаний, способностей или навыков.
Первоначально тренинги использовались для развития чисто физических навыков - умения фехтовать, быстро бегать, стрелять или танцевать. Само слово «тренинг» пришло из спорта, оно производно от слова «тренировка».
Главное отличие  тренинга от  обычного обучения – это его интенсивность.
В эксперименте по формированию стрессоустойчивости спортсменов раскрыты теоретические и методические подходы к становлению спортсменов в актуальных отрезках спортивной деятельности, приводится программа, разра-
ботанная с  целью формирования стрессоустойчивости  спортсменов и
повышения эффективности  успешности деятельности спортсменов.
В процессе исследования были выявлены следующие проблемные
зоны: практически у половины спортсменов (41%) был установлен
низкий уровень  стрессоустойчивости, который характеризуется отсутст-
вием таких  важных свойств, как оценка результатов, планирование своей
деятельности, ответственности. Для решения выявленных проблем была
разработана программа  тренинга, которая основывалась на
подборе упражнений, направленных на коррекцию и совершенствование
компонентов стрессоустойчивости  спортсменов в условиях соревнований.
В основу программы  были положены теоретико-методологические
подходы в области  регуляции напряженной экстремальной  деятельности
спортсменов (А.В. Алексеев[3], В.П. Некрасов[21], А.В. Родионов[23], В.Ф. Сопов[25]). Программа построена на основе системы
психической регуляции, состоящей из четырех блоков, направленных на
различные психические  объекты: личностные особенности и мировоз-
зрение, мотивацию, стрессоустойчивость, двигательную устойчивость.
Разработанная и апробированная в процессе исследования программа
обучения с  использованием методов саморегуляции направлена на
решение проблемы формирования стрессоустойчивости  спортсменов и
эффективно используется в системе психологической подготовки
спортсменов в  период подготовки к соревнованиям.
Программа тренинга включала в себя следующие компоненты:
мотивационно-целевой – определение значения системной стрессоустой-
чивости как  важного компонента соревновательной деятельности;
формирование  установок на освоение современных  методик по
саморегуляции; диагностический – выявление уровня сформированности
стрессоустойчивости спортсменов на основе комплекса методик;
содержательно - информационный – представление системы психической
регуляции, состоящей из 4-х блоков, направленных на психические
объекты (компоненты стрессоустойчивости), обоснование и характе-
ристика основных методов саморегуляции; процессуально-формирующий
– индивидуальное сопровождение спортсменов, выработка индивиду-
альной траектории по формированию стрессоустойчивости, групповые
консультации, обучение навыкам аутовоздействия; оценочно-рефлек-
сивный – выявление уровня сформированности уровня стрессоустой-
чивости на конечном этапе, рефлексия спортсменов.
В качестве базовых  психотехник были выбраны упражнения метода
психофизиологической  саморегуляции «Ключ» Х.М. Алиева (освоение
комплекса идеомоторных движений – поиск «Ключа», методики решения
стрессовых проблем, методика обучения, завершающая стадия).
Специфика программы  для разных групп обучаемых заключалась  в том,
что в программе  акцент был сделан на проблемных компонентах
стрессоустойчивости спортсменов с учетом возрастных особенностей,
уровня спортивной квалификации. Статистическая оценка значимости
произошедших  позитивных изменений, осуществленная с помощью t-
критерия Стьюдента, показывает, что показатели уровень значимости
изменения сформированности стрессоустойчивости спортсменов после программы статистически значимы (p < 0,001). Основываясь на полу-
ченных результатах, мы делаем вывод, что разработанная и апробированная программа обучения с комплексным использованием методов саморегуляции способствует формированию высокой стрессоустойчивости спортсменов в целях повышения эффективности их соревновательной деятельности.
Таким образом, мы применили тренинг психофизиологической саморегуляции «Ключ» , так  как он уникален и эффективен потому, что снимает стресс автоматически так как эти приемы основаны на принцип единства мысли и действия и вызывают согласование психических и физиологических процессов (гармонизацию «ума» и «тела»).
Это приемы и  психологические, и психофизиологические. В их структуре содержится одновременная работа сознания и рефлексов организма. Этим самым через данные приемы происходит гармонизация между уровнями сознания и организма. В результате их действия - комфортное состояние внутреннего раскрепощения и уверенности в себе, а при непосредственном повторении приема - выход к состоянию релаксации, на фоне которого можно не только быстро восстанавливать силы, но и подключать к решаемым задачам подсознательные механизмы и внутренние ресурсы.

Выводы  первой главы

 
Анализ литературных источников показал, что актуальная проблема выявления компонентов стрессоустойчивости решается на основе субъектно-деятельностного, системно-регуляторного, ресурсного подходов с разработкой характеристик стрессоустойчивости.
Тренинг психофизиологической саморегуляции уникален и эффективен потому, что снимает стресс автоматически так как эти приемы основаны на принцип единства мысли и действия и вызывают согласование психических и физиологических процессов (гармонизацию «ума» и «тела»).
Это приемы и психологические, и психофизиологические. В их структуре содержится одновременная работа сознания и рефлексов организма. Этим самым через данные приемы происходит гармонизация между уровнями сознания и организма. В результате их действия - комфортное состояние внутреннего раскрепощения и уверенности в себе, а при непосредственном повторении приема - выход к состоянию релаксации, на фоне которого можно не только быстро восстанавливать силы, но и подключать к решаемым задачам подсознательные механизмы и внутренние ресурсы. 

  
 

Глава 2. Организационные методы исследования, этапы тренинга как средства коррекции стрессоустойчивости в спортивной деятельности

2.1 Описание организации  и методик исследования

        Цель исследования: изучить структурно – функциональные характеристики стрессоустойчивости спортсменов.

Этапы исследования:
Организационный этап:
    Определение места, времени, выборки, методик и формы проведения исследования. Исследование в городе Альметьевск Республики Татарстан на базе физкультурного техникума. Основную часть выборки составили 168 спортсменов, из них 115 спортсменов – амрестлеров (борьба на руках) и 53 спортсмена – самбиста от 1- х разрядов до мастеров спорта, возраст испытуемых – от 15 до 25 лет.    
    Этап сбора эмпирических данных. Тестирование проводилось с использованием специальных бланков, участникам намеренно не сообщалось цель тестирования, для того, чтобы избежать социально желательных ответов. По итогам диагностики составлены протоколы исследования для каждой из выборок.
    Этап обработки полученных результатов методами математической статистики.
    Все полученные данные были обработаны с помощью компьютерной статистической программы Statistika +, с целью статистически выявить наличие или отсутствие различий.  
    Заключительный этап. На этом этапе все полученные результаты подверглись количественному и качественному анализу, были сформулированы общие выводы исследования.
             Для  исследования нами были  использованы следующие методики: 
     

1. Методика В.И. Моросановой на определение стиля саморегуляции поведения
  Цель методики - это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.
Опросник ССПМ состоит из 46 утверждений и работает как единая шкала "Общий уровень саморегуляции" (ОУ), которая характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека. Утверждения опросника входят в состав шести шкал (по 9 утверждений в каждой), выделенных в соответствии с основными регуляторными процессами планирования (Пл), моделирования (М), программирования (Пр), оценки результатов (Ор), а также и регуляторно-личностными свойствами: гибкости (Г) и самостоятельности (С). Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал. Это относится к тем утверждениям опросника, которые характеризуют как регуляторный процесс, так и регуляторно-личностное качество.
(см. приложение) 

    2.Экспресс-методика Ч. Спилбергера на выявление уровня ситуативной тревожности 

    Методика исследования тревожности Спилберга-Ханина направлена на измерение ситуативной и личностной тревожности. Испытуемому предлагается оценить в баллах свое состояние двадцатью предлагаемыми утверждениями. На каждое утверждение возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности: «вовсе нет», «пожалуй так», «верно», «совершенно верно».
           (см. приложение) 

  3. Методика психофизиологической саморегуляции «Ключ» Х.М. Алиева          

  Направлена на освоениекомплекса идеомоторных движений – поиск «Ключа», на решение стрессовых проблем, на обучение.
Специфика программы  для разных групп обучаемых заключалась  в том,
что в программе  акцент был сделан на проблемных компонентах
стрессоустойчивости спортсменов с учетом возрастных особенностей,
уровня спортивной квалификации.
    (см. приложение) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

 

Проведя анализ результатов по методикам мы получили результаты, которые предоставлены в таблице 1 диафрагме 1
Оценка  достоверности различий по U – критерию Манна – Уитни спортсменов с высоким и средним уровнем стрессоустойчивости
                                                                                                                    Таблица 1
Компоненты         Средние значения   p
  Группа 1(высокий  уровень) Группа 2(ср. уровень)  
Ответственность 14,3 17,18 p<0,05
Целеустремлённость 17 22,22 P<0,01
Ригидность 8,86 15,9 P<0,01
Моделирование 7,429 5,222 P<0,01
Оценка  результата 6,286 5,333 P<0,05
 
   Диафрагма1. Уровень выраженности тонуса нервной системы
 
                                                               


1 –я группа  – высокий уровень стрессоустойчивости  (относительно устойчивое  психоэмоциональное  состояние); 2 – я группа – средний уровень стрессоустойчивости (умеренный стресс); 3 –я группа – низкий уровень стрессоустойчивости (сильный стресс)
Как видно из таблицы 1 и диафрагмы 1  уровень ответственности, целеустремленности, ригидности, моделирования, оценки результатов в группе спортсменов с высокимуровнем стрессоустойчивости выше, чем в группе спортсменов сосредним уровнем стрессоустойчивости. Достоверности различий определялась по U – критерию Манна–Уитни
Выявились структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости различных групп, исследуемых в зависимости от выраженности тонуса нервной системы. 
 
 
 

Оценка  достоверности различий по U – критерию Манна – Уитни спортсменов с высоким  и низким уровнем стрессоустойчивости
                                                                                                      Таблица 2.  

Компоненты         Средние значения   p
  Группа 1 (высокий   уровень) Группа 3 (низкий уровень)  
Экстраверсия 20,14 16 P<0,05
Целеустремлённость 17 21,64 P<0,05
Самостоятельность 4,143 6,545 P<0,01
       
       
       
       
             
       
 
Диафрагма 2. Особенности структурно – функциональных характеристик в зависимости от индивидуальных спортивных достижений

с 1 –е по  3- е  место – успешное; с 4 го по 6 –  е место – удовлетворительное; 7-е место и ниже - неуспешное
Как видно из таблицы 2  и диафрагмы  2  выявлены различия в уровне экстраверсии, целеустремленности исамостоятельности между группами спортсменов с высоким и низким уровнями стрессоустойчивости.
Анализ различий между группами спортсменов со средним  и низ-
ким уровнями стрессоустойчивости  не выявил статистически значимых
различий.
Таким образом, в процессе исследования было выявлено, что высо-
кий уровень  стрессоустойчивости не выявил положительных  значимых
связей с психодинамическими свойствами и эмоцией тревоги. Мы
объясняем это  тем, что в процессе подготовки к соревнованиям именно
вышеуказанные свойства подлежат целенаправленному  воздействию и
коррекции личностью  спортсмена. Используются высшие уровни
регулирования психоэмоциональных состояний и  поведения. В наиболее
эффективной структуре  стрессоустойчивости предпочтение отдается
волевым, саморегулятивным и мотивационным компонентам.
Для оценки успешности преодоления стресса определяются критерии, которые ориентированы либо на процесс, либо на результат преодоления. Результат преодоления стресса мы соотносим с результативностью
выступлений на соревнованиях.
Показанные спортсменами результаты на соревнованиях мы
рассматривали в качестве критериев успешности спортивной
деятельности  в зависимости от их уровня стрессоустойчивости.
Выступление спортсмена, занявшего с 1-е по 3-е место, оценивается как
успешное, с 4-го по 6-е место – удовлетворительное и 7-е место и ниже –
неуспешное.
Сравнительный анализ структур стрессоустойчивости  групп спорт-
сменов, имеющих различные индивидуальные спортивные достижения,
показал, что у атлетов, определенных нами, как достигших успеха
(занявших 1 – 3 места на соревнованиях), ведущими являются самоконт-
роль, самостоятельность и целеустремленность, у атлетов, занявших 4 –
6 места – самообладание, общий уровень саморегуляции и выдержка,
занявшие 7 место и ниже – общий уровень саморегуляции, выдержка и
реактивная тревожность. Общими для всех спортсменов являются
самоконтроль  и выдержка.
У спортсменов, достигших успеха в соревнованиях, доминируют
системные волевые  качества – самоконтроль, инициативность, ответст-
венность, целеустремленность, настойчивость, а также базальные –
выдержка, решительность, что говорит о высоком уровне психоло-
гической подготовки, достаточном опыте, состоятельности и личностной
зрелости.
Структура стрессоустойчивости  спортсменов, занявших 4 – 6 места
в соревнованиях  (удовлетворительное выступление), отличается сбалан-
сированным составом компонентов, представляющих разноуровневые
характеристики. Психодинамический уровень – эмоциональная возбуди-
мость; волевой блок – самообладание, самоконтроль (системные качест-
ва); внимательность, выдержка, энергичность (базальные); саморегу-
лятивный блок – общий уровень саморегуляции, планирование, гибкость;
мотивация достижения успеха.
Структура стрессоустойчивости  группы неуспешных спортсменов,
занявших 7-е место и ниже, характерна наличием реактивной тревож-
ности и мотивационным  состоянием. Исследуемые спортсмены перед
соревнованиями  находятся в состоянии, которое возникает в ситуации
неопределенной  опасности и проявляется в  ожидании неблагоприятного
развития событий  – результатов выступлений. Мотивационное состояние
неуспешных спортсменов  (как интегральная характеристика) отражает
отношение и  побуждение к факторам соревновательной деятельности,
выявляет отрицательные  взаимосвязи с основными параметрами –
регуляторами  текущей спортивной деятельности на высоких уровнях
значимости (p<0,01, p<0,05) – (общим уровнем саморегуляции,
программированием, оценкой результатов, гибкостью), и экстраверсией.
Данные факты  указывают на то, что у спортсменов недостаточно
сформированы  навыки саморегуляции поведения  в напряженной
соревновательной  деятельности, отсутствует позитивный и
конструктивный  опыт преодоления стресс-факторов.
Сравнительный анализ групп исследуемых спортсменов,
Различающихся по спортивной квалификации, показал, что у спортсменов
«разрядников» в структуре доминируют: общий уровень саморегуляции,
самоконтроль  и мотивация достижения, а у спортсменов более высокого
уровня квалификации – самоконтроль, настойчивость и мотивация
достижения. С ростом спортивной квалификации атлетов меняется состав
психодинамических характеристик в структуре, и наличие их
соответствует требованиям, предъявляемым видом спорта к психике
спортсменов, начинают более доминировать характеристики личностного
уровня.
В результате сравнительного анализа групп спортсменов,
различающихся по возрасту: до 18-ти и старше 18-ти лет, установлено,
что в структуре  ведущих базовых качеств стрессоустойчивости
спортсменов до 18–и лет отсутствуют психодинамические свойства. В
основе структуры  лежат особенности саморегуляции  поведения –
гибкость, общий уровень саморегуляции, оценка результатов, которые
несут основную нагрузку по сопротивлению стресс-факторам. Таким
образом, в процессе исследования было выявлено, что в основе структуры
стрессоустойчивости молодых спортсменов (до 18-ти лет) лежат
особенности саморегуляции  поведения.
Структура стрессоустойчивости  спортсменов старше 18-ти лет
отличается, прежде всего, сформированными системными волевыми
качествами – целеустремленностью, настойчивостью, самоконтролем, а
также базовым – выдержкой.
Таким образом, было установлено, что в структуре стрессоустойчивости спортсменов старше 18-ти лет присутствуют все блоки, а
доминируют системные  волевые качества – целеустремленность,
самоконтроль, настойчивость и общий уровень саморегуляции.

Выводы  второй главы

 
        Исходя из результатов исследования, нами были сформулированы следующие  выводы:
Высокий уровень стрессоустойчивости не выявляет положительных значимых
связей с психодинамическими свойствами и эмоцией тревоги. Это
объясняется тем, что в процессе подготовки к соревнованиям именно
вышеуказанные свойства подлежат целенаправленному  воздействию и
коррекции личностью  спортсмена. Используются высшие уровни
регулирования психоэмоциональных состояний и  поведения. В наиболее
эффективной структуре  стрессоустойчивости предпочтение отдается
волевым, саморегулятивным и мотивационным компонентам.
Для оценки успешности преодоления стресса определяются критерии, которые ориентированы либо на процесс, либо на результат преодоления. Результат преодоления стресса мы соотносится с результативностью
выступлений на соревнованиях.
Сравнительный анализ структур стрессоустойчивости  групп спорт-
сменов, имеющих различные индивидуальные спортивные достижения,
показал, что у атлетов, определенных нами, как достигших успеха
(занявших 1 – 3 места на соревнованиях), ведущими являются самоконт-
роль, самостоятельность и целеустремленность, у атлетов, занявших 4 –
6 места – самообладание, общий уровень саморегуляции и выдержка,
занявшие 7 место и ниже – общий уровень саморегуляции, выдержка и
реактивная тревожность. Общими для всех спортсменов являются
самоконтроль  и выдержка.
У спортсменов, достигших успеха в соревнованиях, доминируют
системные волевые  качества – самоконтроль, инициативность, ответст-
венность, целеустремленность, настойчивость, а также базальные –
выдержка, решительность, что говорит о высоком уровне психоло-
гической подготовки, достаточном опыте, состоятельности и личностной
зрелости.
Структура стрессоустойчивости  спортсменов, занявших 4 – 6 места
в соревнованиях  (удовлетворительное выступление), отличается сбалан-
сированным составом компонентов, представляющих разноуровневые
характеристики. Психодинамический уровень – эмоциональная возбуди-
мость; волевой блок – самообладание, самоконтроль (системные качест-
ва); внимательность, выдержка, энергичность (базальные); саморегу-
лятивный блок – общий уровень саморегуляции, планирование, гибкость;
мотивация достижения успеха.
Структура стрессоустойчивости  группы неуспешных спортсменов,
занявших 7-е место и ниже, характерна наличием реактивной тревож-
ности и мотивационным  состоянием. Исследуемые спортсмены перед
соревнованиями  находятся в состоянии, которое возникает в ситуации
неопределенной  опасности и проявляется в  ожидании неблагоприятного
развития событий  – результатов выступлений. Мотивационное состояние
неуспешных спортсменов  (как интегральная характеристика) отражает
отношение и  побуждение к факторам соревновательной деятельности,
выявляет отрицательные  взаимосвязи с основными параметрами  –
регуляторами  текущей спортивной деятельности на высоких уровнях
значимости (p<0,01, p<0,05) – (общим уровнем саморегуляции,
программированием, оценкой результатов, гибкостью), и экстраверсией.
Данные факты  указывают на то, что у спортсменов недостаточно
сформированы  навыки саморегуляции поведения  в напряженной
соревновательной  деятельности, отсутствует позитивный и
конструктивный  опыт преодоления стресс-факторов.
Сравнительный анализ групп исследуемых спортсменов,
Различающихся по спортивной квалификации, показал, что у спортсменов
«разрядников» в структуре доминируют: общий уровень саморегуляции,
самоконтроль  и мотивация достижения, а у спортсменов более высокого
уровня квалификации – самоконтроль, настойчивость и мотивация
достижения. С ростом спортивной квалификации атлетов меняется состав
психодинамических характеристик в структуре, и наличие их
соответствует требованиям, предъявляемым видом спорта к психике
спортсменов, начинают более доминировать характеристики личностного
уровня.
В результате сравнительного анализа групп спортсменов,
различающихся по возрасту: до 18-ти и старше 18-ти лет, установлено,
что в структуре  ведущих базовых качеств стрессоустойчивости
спортсменов до 18–и лет отсутствуют психодинамические свойства. В
основе структуры  лежат особенности саморегуляции  поведения –
гибкость, общий уровень саморегуляции, оценка результатов, которые
несут основную нагрузку по сопротивлению стресс-факторам. Таким
образом, в процессе исследования было выявлено, что в основе структуры
стрессоустойчивости молодых спортсменов (до 18-ти лет) лежат
особенности саморегуляции  поведения.
Структура стрессоустойчивости  спортсменов старше 18-ти лет
отличается, прежде всего, сформированными системными волевыми
качествами – целеустремленностью, настойчивостью, самоконтролем, а
также базовым – выдержкой.
Таким образом, было установлено, что в структуре стрессоустойчивости спортсменов старше 18-ти лет присутствуют все блоки, а
доминируют системные  волевые качества – целеустремленность,
самоконтроль, настойчивость и общий уровень саморегуляции. 

Заключение

     Основными составляющими  этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме обследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.
      Эмпирическое исследование показало что:
  1. структура стрессоустойчивости спортсменов представляет собой
системное свойство, проявляющееся в результате включения спортсменов
как субъектов  труда в процесс преодоления  стресс-факторов напря-
женной профессиональной (спортивной) деятельности. Структуру
стрессоустойчивости спортсмена образуют следующие блоки, относя-
щиеся к разным уровням интегральной индивидуальности:
· психодинамические свойства (активность, ригидность, эмоцио-
нальная возбудимость, темп реакций);
· волевые качества (выдержка, целеустремленность, настойчивость,
самоконтроль, инициативность, самостоятельность, ответственность,
энергичность);
· саморегулятивные свойства (общий уровень саморегуляции пове-
дения, планирование, моделирование, оценка результатов, гибкость).
· мотивация (стремление к успеху, мотивация достижения).
2. компоненты структуры стрессоустойчивости спортсменов,
имеющих, соответственно, высокий и низкий уровень
стрессоустойчивости, существенно различается: для спортсменов,
имеющих высокий  уровень стрессоустойчивости, структура
стрессоустойчивости основывается на свойствах личности, отвечающих
за регуляцию  деятельности человека – волевую регуляцию и
саморегуляцию поведения, а также мотивацию достижения. Базовым
составляющим  данной структуры является комплекс следующих качеств:
системные волевые  качества (выдержка, самоконтроль, инициативность,
ответственность, целеустремленность, настойчивость), свойства
саморегуляции поведения (оценка результатов, планирование, общий
уровень саморегуляции  поведения), стремление к успеху. В структуре
стрессоустойчивости спортсменов, имеющих низкий уровень стрессо-
устойчивости, детерминирующими базовыми качествами являются
только волевые  качества личности, а саморегулятивные, психодинами-
ческие свойства и мотивация достижения носят  локальный и споради-
ческий характер.
3. в структуре стрессоустойчивости спортсменов раскрываются
функциональные взаимосвязи и динамическая организация структурных
компонентов деятельности. Состав компонентов стрессоустойчивости
зависит от уровня индивидуальных спортивных достижений, спортивной
квалификации, возраста спортсменов.
4. разработанная и апробированная в процессе исследования
программа обучения навыкам самообладания и противодействия  стресс-
факторам с  комплексным использованием методов  саморегуляции
способствует  формированию высокой стрессоустойчивости  спортсменов
в целях  повышения эффективности их соревновательной деятельности.

Список  использованной литературы

 
 
    Аболин  Б.Г. Психологические механизмы эмоциональной  устойчивости   человека. – Казань: «Каз.ГУ», 1987. – 261с.
    Абульханова-Славская К.А. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. – м.: «Эксмо», 1999. – 346с.
    Алексеев А.В. Преодолей себя! Психологическая подготовка в спорте. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006. – 352с.
    Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. -  м.: «Эксмо»,1980.-568с. 
    Бодров В.А.Психологическая адаптация и стресс. –м.: «Эксмо»,1975.-234с. 
    Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. -  м.: «Эксмо», 1994. -  244с.
    Вяткин Б. А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика. – Пермь.: «Книжный мир», 2005. – 280с.
    Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – м.: «Эксмо», 1981. – 234с. 
    Гессен С. И. Педагогика// Мировоззрение и личность – задача образования. – 2008. - №5. С. 11 – 17.
    Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – м.: «Эксмо», 1986. – 267с.
    Гримак Л.П. Психологические механизмы и приёмы саморегуляции. – м.: «Эксмо», 2005. – 368с.
    Дикая Л.Г. — Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологии. – м.: «Эксмо», 1996. – 210с.
    Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс// Психологический стресс в спорте. - 1973. - №16. - С. 13-15.
    Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. – м.: «Эсмо», 1980. – 367с.

15.   Карпов.А.В. Психология менеджмента. – м.: «Эксмо», 2000. – 154с.

16.    Кашапов М.М. Вестник Костромского государственного университета им.
Н.А. Некрасова // Личностные характеристики спортсменов с различным уровнем стрессоустойчивости. – 2008. - №14 – С. 102 – 109.
17.    Кретти Д. Б. Психология в современном спорте. – м.: «ФиС», 1978. – 368с.
18. Крылов А.А., Сафонов В.К. Вестник ЛГУ// Психология спорта. Теоретические и прикладные проблемы.–1985.-№13.С.73-80.
19. Малкин. В. Р. Управление психологической подготовкой в спорте. – Екатеренбург.: «Алетейя», 2001. – 246с.
20.  Медведев В.В., Родионов А.В., Худадов Н.А. // Психология и современный спорт.  О психических состояниях в спортивной деятельности. – 1973. - №5. – С.73-80
21. Некрасов В.П. Психофизиологические аспекты реализации резервных возможностей спортсмена.-м.: «Эксмо»,1982.-278с.
22. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте.- м.:  «Эксмо»,1969.-246с.
23. Родионов А.В. Психофизиологическая тренировка. – м.: «Эксмо», 1995. – 306с.
24. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – м.: «Эксмо», 1976. – 368с.
25. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряжённой профессиональной деятельности. – м.: «Академический проект»,2006. – 128с.
26. Стрессоустойчивость спортсменов как свойство
интегральной  индивидуальности Под ред. Вяткина Б.А. – Пермь.: «Перм.
гос. пед. ун-т.», 2008. – 160 с.
27. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. – м.: «Эксмо», 1979. – 267с.
28. Шагиев Р.М. Научно-методический журнал// Психологические
Науки. – 2008. - №16 – С. 133 – 139.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.