На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Средства и методы физического воспитания. Координационные способности в младших классах

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
    Курсовая работа
    Тема «Средства и методы физического воспитания. Координационные способности в младших классах» 
 
 
 
 
 
 
 

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ: 

     
 
 
ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА 1. Виды координационных способностей и их характеристика.
   1.1. Сущность и значение координационных способностей в управлении движениями.
   1.2. Классификация координационных способностей.
   1.3. Средства воспитания координационных способностей.
ГЛАВА 2. Влияние возрастных особенностей на развитие координационных способностей в младшем школьном возрасте.
   2.1. Возрастные особенности школьника 7-9 лет.
   2.2.Основные приемы воспитания координационных способностей.
   2.3. Методика воспитания координационных способностей.
   2.4. Тесты для определения способности к равновесию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
стр. 
3
6 

6 

7
9
11 

11
13 

17
20
23
24
26
 

      ВВЕДЕНИЕ. 

     Понятие  "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия  "ловкость",  широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых,  способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий.  Эти особенности в значительной мере совпадают,  но имеют и свою специфику.  Нетрудно представить себе,  допустим,  ученика,  который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений,  но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее,  как только внезапно меняется условие выполнения.
     Поэтому в этом возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей,  а также приобретение знаний,  умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей.
     Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных  сторон.
     Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы.  Возможность качественно координировать движения.
     Способность преобразовывать новые,  все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта,  имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика,  фигурное катание и так далее).  От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта  со сложным составом двигательных действий.
     Актуальность. Координационное совершенствование направлено также на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.
     Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:
     - быстро реагировать на различные сигналы,  в частности,  на движущийся объект;
     - точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
     - дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
     - приспосабливаться к изменяющимся ситуациям,  к необычной постановке задачи;
     - прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;
     - ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.
     Новизна. Исследование заключается в том,  что определены целесообразные объемы   специальных упражнений,  применяемых в развитии равновесия для школьников 7-9 лет.  Предпринята попытка построений элективного комплекса упражнений для развития равновесия и включение его в уроки Физкультуры учащихся 7-9 лет.
     Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности эффективно развивать равновесия в основании программного материала за минимально короткий промежуток времени.
     Объектом исследования является физическое развитие детей 7-9 лет.
     Предметом исследования является методика развития координационных способностей у детей школьного возраста 7-9 лет.
     Гипнотическое предложение (рабочая гипотеза).  Предполагается, что применение различных средств как Физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры могут качественно повысить уровень координационных способностей детей 7-9 лет.
     Цель исследования.  Развитие и совершенствование координационных способностей у детей 7-9 лет в общеобразовательной школе по средством специальных Физических упражнений.
     Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
     Изучить научно-методическую литературу по развитию равновесия.
     Развивать план и методы развития координационных способностей.
     Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.
     Установить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.
     Обосновать результаты эксперимента.
 

ГЛАВА 1.  Виды координационных способностей и их характеристика. 

1.1.  Сущность и значение координационных способностей в управлении движениями. 

     Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лестгафт,  говоря о задачах физического образования,  отмечал важность "умение изолировать отдельные движения,  сравнивать между собой,  сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью".
     Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию,  а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
     Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:
     Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп,  вид и способ усвоения спортивной техники,  а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.  Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
     Только сформированные координационные способности - необходимое условие подготовки детей к жизни,  труду,  службе в армии.  Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности,  повышают возможности человека в управлении своими движениями.
     Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей,  влияют на величину их использования,  так как точно дозированное во времени,  пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
     Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
     Поэтому,  помимо Физических качеств,  в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков.  Тем более,  что этот возраст,  особенно младший школьный является наиболее благоприятным в этом отношении. 

     1.2. Классификация координационных способностей. 

     Под координационными способностями понимаются способности человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую,  целостную двигательную деятельность.
     Для эффективного Формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к Физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека.  Отсюда и вытекает необходимость классификации координационных способностей.
     Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:
     - способность к реагированию;
     - способность к равновесию;
     - ориентационная способность;
     - дифференцированная способность,  разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность.
     Способность к реагированию это способность быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например,  старт по свистку,  отмашки флажка или сигнал,  поданный голосом.
     Способность к равновесию - это сохранение устойчивого положения тепа в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Первыми применять так называемые упражнения на "равновесия", то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом,  бегом,  прыжками,  различные виды лазания и так далее.
     Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализов,  обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями.  Например,  кувырок вперед,  перекат в сторону (колесо).
     Ориентационная способность - это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени,  особенно с учетом изменяющихся ситуации или движущегося объекта.  Например,  выход после прыжка в три оборота,  акробатические прыжки,  вольные упражнения в спортивной гимнастике и так далее.
     Способность к дифференцированию - это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения,  а также движения в целом.  Например,  бросок в кольцо с различных точек,  ритмическая способность при броске.
     Ритмическая способность - это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта.  Ритмический характер работы организма позволяет выполнять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относительно маленькими наполнениями.  Например,  выполнение вольных упражнений под музыку. 

    Средства воспитания координационных способностей. 

     Практика воспитания физического воспитания и спорта располагает основным арсеналом средств для воспитания на координационные способности.
     Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных,  временных и динамических параметров,  а также за счет внешних условий,  изменяя порядок расположения средств,  их вес,  высоту;  изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее;  комбинируя двигательные навыки;  сочетая ходьбу с прыжками,  бег и ловлю предметов;  выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий.
     Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц.  Это упражнения без предметов и с предметами (мячами,  гимнастическими палками,  скакалками и другие),  относительно простые и достаточно сложные,  выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей,  в разные стороны элементы акробатики (кувырки,  различные перекаты и другие), упражнения в равновесии.
     Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности.
     Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта.
     На стартовой тренировке применяют две группы таких средств:
     Подводящие,  способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта.
     Развивающие, направленныее на непосредственно воспитание координационных способностей,  проявляющихся конкретных видах спорта (например,  в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях -  ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку).
     Упражнения, направленные на развитие координационных способностей,  эффективны до тех пор,  пока они не будут выполняться автоматически.  Зятем,  они теряют свою ценность,  так как любое,  основанное  до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательного действия, но стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
 

      ГЛАВА 2.  Влияние возрастных особенностей на развитие координационных способностей в младшем школьном возрасте. 

     2.1.  Возрастные особенности школьника 7-9 лет. 

     Особенности детского организма в том,  что в ходе роста и развития строения и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются.
     Мышцы детей эластичны,  поэтому дети способны выполнять движения по большей амплитуде. Однако движения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению,  а также к нарушению правильной осанки.  Развитие силы мышц туловища,  особенно статической (статическая сила - нет движений),  имеет большое значение для формирования правильной осанки,  которая в этом возрасте не устойчива.
     Укрепление мышц ног особенно удерживающих в правильном положении продольной и поперечной своды стопы очень важно для двигательной  деятельности (ходьба,  бег,  прыжки) и профилактика плоскостопия.  Части стопы окостеневают только лишь к 15 - 16 годам.
     Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник. Межпозвоночные диски (эпифизы) позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, а кости таза срастаются только к 14 - 16 годам.
     Следовательно,  детям младшего школьного возраста нельзя выполнять прыжки на жесткий  грунт с высоты более 80 см.,  а также длительное время выполнять упражнения сидя.
     Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов,  высокой возбудимостью нервных процессов,  слабостью процессов внутреннего торможения,  поэтому дети быстро утомляются.  Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все Физические качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции,  которые влияют на обмен веществ,  пост и развитие всех систем и органов.
     Детям 7 - 9 лет рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики:  ходьба,  бег,  лазанье по наклонной поставленной скамейке,  гимнастической стенке, лестнице,  перелазание через препятствие высотой до 1 м.,  бросание и ловля мячей,  метание в цель,  переноска набивных мячей,  упражнения в равновесии,  прыжки (в длину, в высоту до 80 см),  акробатические упражнения:  перекаты,  кувырки,  стойка на лопатках (для 3 класса).  При обучении детей этого возраста нужно пользоваться методами показа и рассказа.  Объяснить доступные упражнения лаконично,  просто,  понятно.  Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий,  указыванию на то,  как их выполнять,  показ следует сопровождать образным рассказом,  акцентируя внимание на тех действиях,  которые обеспечивают выполнение изучаемого упражнения.  Дети 7-9 лет склонны к подражанию,  поэтому, обучая их целесообразно пользоваться методом имитации.  Учителю рекомендуется говорить:  "Делай,  как я".
     Изучаемые упражнения детьми должны быть понятными и простыми. Упражнения не должны быть продолжительными,  необходимы короткие паузы для отдыха,  так как дети склонны быстро уставать.  У детей 7 - 9 лет двигательные навыки формируются медленнее,  чем у 10 - 13-летних и часто удачное выполнение чередуется с неудачным.  Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков,  необходимо изучаемое упражнение повторять 6-8 раз в каждом занятии в относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения,  в одном темпе 2-3 раза в одном подходе.
     Дети младшего школьного возраста любят играть,  склонны к фантазированию,  позволяющему им легче представлять себе различные двигательные действия.  Поэтому рекомендуется значительное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игры. 
 

2.2.  Основные приемы воспитания координационных способностей. 

     Координационная способность - определение более емкое,  чем ловкость и рассматривается этот вопрос шире.
     Ловкость - только часть координационных способностей.
     Координацией является одна из важных функций употребления движениями человека,  а именно:  согласование разнообразных двигательных действий человека в одно целое или систему,  соответственно поставленных двигательных задач.
     Двигательное действие - это сложное структурное образование, элементом которого являются следующие части движения:
     - интеллектуальная (когнитивная);
     - чувствительная (сенсорная);
     - исполнительная (моторная).
     Между этими элементами существуют многообразные связи,  которые еще более усложняют анализ координационных способностей.  Существует много типов координационных способностей:  

     1 тип.  Реагирующая способность (слуховая и зрительная).
     Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях.  Наиболее эффективным в этом возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро дает заметный положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метоп позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает детей делать задания быстрее и точнее.
     Для воспитания способности к реагированию следует применять:
     а) свободный бег, дополнительный заданиями,  на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);
     б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине,  на животе стоя спиной к направлению движения,  стоя на одном или двух коленях,  из приседа,  седа и тому подобное);
     в) интенсивность движения,  ее изменения:  ходьба обычная - бег быстрый,  бег медленный - бег ускоренный;
     г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).
     При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно усложняются условия,  в которых выполняется задание.  Оно выражается в увеличении скорости реагирования,  в требовании реагировать на неожиданные различные громкости неожиданных сигналов, в увеличении сложности выполнения движений и повышения требований к точности.  

     2 тип.  Способность к равновесию.
     Она может быть статической и динамической. В этом отношении полезны упражнения,  связанные с вращением в различных плоскостях головы,  конечностей,  туловища.  К ним относятся повороты,  кувырки, перевороты,  повороты или комбинации упражнений.
      Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры,  относятся:  положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры;  высота снаряда,  служащего опорой,  его устойчивость; скорость движения тела,  его равномерность и другие.
     Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы:  удлинение времени сохранения позы,  временное исключение зрительного самоконтроля,  уменьшение площади опоры,  включение предварительных и сопутствующих движений,  введение противодействий.
     Основой совершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамического равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения.  
 

     3 тип. Дифференцированная способность.
     При воспитании способности дифференцировать   различные параметры,  следует использовать такие методические приемы,  как включение зрительного анализатора, задание на точность, "сближаемые" и  "контрастные" задания.
     При воспитании точности движений используется метод "контрастных" заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине   максимального результата,  броски с ближних дистанций и дальних и тому подобно.  Указанные приемы намного эффективнее,  чем многократное повторение.
     В процессе развития у детей пространственной точности метательных движений при изменении веса снаряда важно использовать вариативную методику,  а не стабильную.
     Сущность вариативного метода заключается в постоянном чередовании снарядов разного веса при метании на одно и тоже расстояние. Разница во времени вариативной и стабильной методик проявляется уже на первом занятии.
     Воспитание у детей способности точно реагировать величины силовых усилий содействуют упражнения, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полу круг с разметкой) и так далее.
     Использование этого метода позволяет повысить активность и интерес детей, достичь более полного осмысления, обстановки применения изучаемых действий, добиваться более быстрого образования координационных связей во взаимных   движениях.
     При воспитании дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы,  которые выступают как источники срочной информации.  Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигналами,  воспитатель обучает детей выполнять упражнения в определенном темпе.
     Для ознакомления детей с основными временными понятиями в обучении выполнять движения в медленном,  среднем и быстром темпе,  формирование длительности темпа выполнения упражнений рекомендуется применять следующие задания:
     1.  Коллективный подсчет от одного до десяти,  под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту.
     2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное).
     3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый  (по 8 шагов в каждом темпе).
     4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков - быстро,  8 -медленно) и другие. 

     5 тип. Ритмическая способность.
     Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемых в различных временных и пространственных соотношениях,  танцы,  танцевальные шаги.
     Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям.
     Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).
     Большое значение имеют упражнения,  которые дети выполняют сообща или держась за руки,  и их движения четко согласуются с музыкой.
     В содержании занятий необходимо включать ритмическую ходьбу, фигурное марширование,  несложные перестроения,  марш,  вальс,  народные мелодии и другие движения. 

     6 тип. Способность к переключению - проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка и перестройка двигательной реакции в соответствии ситуации. Например, единоборство, борьба и спортивные игры.
     В процессе управления в движении необходимо использование различных видов коррекционных способностей, а ловкость является проявлением конвекционных способностей в быстрых, точных и относительно  сложных движениях.
     Двигательные координационные способности называются способности к согласованию определенных двигательных действий и операций в единое целое с учетом поставленной цели.
     Отсюда следует сделать вывод по координационным способностям.
     1. Коррекционные способности - это один из ведущих факторов эффективной двигательной деятельности.
     2.  Коррекционная способность более широкое понятие,  чем ловкость, и включает его в себя.
     3. В управлении движениями действиями координационные способности занимают промежуточное положение между координационными способностями (физические качества) и двигательными навыками и умениями. 

     2.3. Методика воспитания коррекционных способностей. 

     Выделяют пять признаков (закономерностей) воспитания коррекционных способностей.
     1. Основным методом являются упражнения (многократное повторение), а средством - физические упражнения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.