На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Организация безналичных расчетов в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 
 
 

    Коммерческие  банки выполняют функции, необходимые  для обеспечения деятельности хозяйствующих  субъектов. В России в настоящее  время существует двухуровневая  структура банковской системы, к  первому  уровню относится Центральный  банк с региональными управлениями соответствующих субъектов Федерации. Ко второму уровню относятся  коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Коммерческие банки осуществляют следующие операции: расчетные, вкладные, кредитные, кассовые и другие. Для осуществления перевода денежных средств клиентов банки устанавливают между собой корреспондентские отношения.
    Переход России к рыночной экономике изменяет и банковскую систему расчетов. В  настоящее время возникла конкурсная среда в сфере банковских услуг  и коммерческий банк  должен предложить своему клиенту комплекс банковских услуг, при этом получить доход, позволяющий обеспечивать последние технологии и технические средства для оказания банковских услуг.
    Все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг завершаются денежными расчетами  между покупателем и поставщиком. Такой денежный оборот регулируется законодательством и построен на следующих принципах:
    все предприятия независимо от их организационно–правовой формы обязаны хранить денежные средства в банке. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимита и на определенный срок, установленный банком по согласованию с предприятием.
    денежные расчеты между предприятиями проводятся в основном безналичным путем.
    платежи осуществляются банком в соответствии с полученными платежными документами.
    клиенты имеют право самостоятельно выбирать банк для расчетно–кассового обслуживания, а также пользоваться услугами нескольких банков.
     В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму.
     Безналичные расчеты составляют основу денежных расчетов между предприятиями и организациями за различные товары и услуги. Безналичные расчеты позволяют осуществить платежи в короткие сроки. Благодаря автоматизированному учету потоков денежных средств их можно легко контролировать.
     Определение четкого порядка осуществления расчетных операций позволяет кредитным организациям и юридическим лицам выбирать такие формы и пути прохождения платежей, которые будут наиболее оптимально обеспечивать поступление денежных средств (платежей) к их конечному получателю.
     При нормально работающей банковской системе  безналичные расчеты выглядят более  предпочтительными. В этом случае значительная экономия средств происходит из-за сокращения издержек обращения. Например, перевод денег из одного города в  другой по безналичному расчету существенно дешевле, чем перевозка наличных денег.
     Большинство современных банков в числе своих  стратегических задач называет универсализацию  услуг и расширение клиентской базы. Динамичность рынка и усиление конкуренции  ставят банки перед необходимостью диверсификации бизнеса, поиска новых ниш и постоянной работы в направлении расширения спектра предоставляемых услуг. В связи с этим для многих банков развитие электронных услуг стало не просто новым дополнительным занятием, а стратегическим направлением деятельности. По мнению экспертов, переход к электронному способу ведения бизнеса - одна из самых значительных тенденций в современном банковском деле. Таким образом, тема безналичных расчетов является актуальной не только для учреждений банков, но и для всех хозяйствующих субъектов, широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов. Так же можно отметить то, что в настоящее время безналичные расчеты все шире вторгаются и в сферу денежных отношений физических лиц. Зачисление доходов на банковские счета, использование чеков, пластиковых карт для расчетов расширяет зависимость физических лиц от банков, делая банки кровеносной системой рыночной экономики.
     Целью дипломной работы является исследование особенностей организации различных форм безналичных расчетов в Российской Федерации, а так же исследование структуры, особенностей и перспектив развития безналичного денежного оборота в Российской Федерации.
    изучить историю возникновения безналичных расчетов;
    исследовать сущность и особенности безналичных расчетов;
    изучить принципы организации безналичных расчетов;
    проанализировать основные формы безналичных расчетов в Российской Федерации
    исследовать особенности нормативно-правового регулирования безналичных расчетов;
    исследовать особенности организации безналичных расчетов в Мурманском ОСБ №8627;
    провести анализ данных по безналичным расчетам в Мурманском ОСБ №8627;
    проанализировать проблемы развития безналичных расчетов и пути их решения;
    исследовать перспективы развития безналичных расчетов;
     Помимо  указанного круга задач, особое внимание уделено проблемам перехода системы  безналичных расчетов на качественно новый этап – унификации и автоматизации, так как это позволит сократить отставание российской экономики от развитых стран.
     На  сегодняшний день развитие экономики  страны положительно повлияло на развитие банковской системы, что в свою очередь отразилось на системе безналичных расчетов. В настоящее время внедряются новые телекоммуникационные технологии, разрабатываются программы, которые позволяют в более короткие сроки осуществить операции, связанные с безналичными расчетами: зачисление заработной платы на пластиковые карты клиентов, оплата платежных поручений через систему банк-клиент, оплата векселей.
     Объектом  исследования является система безналичных  расчетов в Российской Федерации.
     Предметом исследования является организация  проведения и структура безналичных расчетов на основе данных Мурманского филиала №8627 Северо-Западного отделения ОАО КБ «Сбербанк».
     Одним из самых надежных и стабильных современных  российских банков является Северо-Западный банк сбербанка России. В течение многих лет отделения банка эффективно работают на территории шести областей Российской Федерации и в городе Санкт-Петербурге. Из всех российских банков Северо-западный банк имеет самую большую сеть подразделений. Филиалы находятся на территории Ленинградской, калининградской, Мурманской, Новгородской, псковской областей и республики Карелия. Общее количество отделений банка – около тысячи. Город, в котором расположено наибольшее количество филиалов банка – Санкт-Петербург.
     Согласно  рейтингу журнала The Banker, Северо-Западный банк Сбербанка России занимает 66 место  среди 1000 крупнейших банков мира по размеру собственного капитала. Согласно рейтингу Top-25 крупнейших банков мира по капитализации, который составляется газетой Financial Times, Северо-Западный банк занимает 24 место. А в 2008 году Ассоциацией банков Северо-Запада Северо-Западному банку присвоено звание «Банк года-2008».
     Сеть  филиалов Северо-Западного банка  динамически расширяется, предлагая  клиентам все большее число услуг  и становясь доступнее в каждом городе северо-западного региона. Сохраняя традиции и приспосабливаясь к современным условиям работы, Северо-Западный банк Сбербанка России остается первым среди лучших банков России.
     Методологической  основой написания дипломной  работы послужили: Федеральное законодательство, нормативно - правовые акты, научно-учебные пособия, данные с официального сайта ОАО Сбербанк России, представленные в списке литературы.
     Дипломная работа состоит из трех глав: Первая глава теоретическая в ней освещена история развития системы безналичных расчетов, раскрывается ее сущность и особенности. Также затронуты вопросы, касающееся формах безналичных расчетов ( расчеты по платежным поручениям, по инкассо, по аккредитивам, чеками, векселями, банковскими картами) и принципов организации безналичных расчетов.
     Во  второй главе аналитической представлены данные о структуре и составе услуг Мурманского филиала №8627 Северо-Западного отделения ОАО КБ «Сбербанк». Так же проведен анализ ресурсной и клиентской базы банка, анализ безналичных платежей и платежей по системе «Клиент-банк».
     Третья глава является проектной. В ней представлены мероприятия направленные на привлечение клиентов для обслуживания по рассматриваемому направлению, а так же затронута тема перспективных направлений в системе безналичных платежей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СИСТЕМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
 
 
 
1.1. История развития  системы безналичных  расчетов. 

       С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца 19 в. преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах, невелик, например, в США он составляет около 10%.1 [8]
       Безналичные расчеты - один из старейших расчетных  механизмов. По сравнению с передовыми капиталистическими странами безналичные расчеты между банками в царской России были развиты слабо: расчетные отделы существовали далеко не во всех городах, а там, где они были, охватывали не все кредитные учреждения. Первый расчетный отдел был организован при Петербургской конторе Госбанка в 1908 г.; он производил погашение взаимных долгов коммерческих и других банков через их текущие счета в Госбанке. В 1914 г. расчетные отделы имелись уже при 30 конторах и крупных отделениях Госбанка.
       Расчеты в СССР характеризовались плановой организацией и единством принципов осуществления в масштабах всей страны. Все денежные обороты производственных объединений (комбинатов), предприятий и организаций были сосредоточены в Государственном банке СССР, который:
    вел счета всех государственных производственных объединений (комбинатов) и кооперативных предприятий, хозяйственных организаций и учреждений, органов финансово-банковской системы, советских, партийных, профсоюзных и других организаций;
    производил перечисление денежных средств с одних счетов на другие;
    организовал и совершал взаимные зачеты обязательств между хозяйственными организациями;
    осуществлял ссудные операции, связанные с расчетами;
    определял наиболее рациональные формы безналичных расчетов;
    разрабатывал правила совершения расчетов, обязательные для всех предприятий, организаций и учреждений; контролировал проведение расчетов и расчетную дисциплину в хозяйстве.
       Расчеты охватывали две сферы денежного оборота: налично-денежную и безналичных расчетов. Наличные деньги обслуживали главным образом движение доходов и расходов населения. Безналичные расчеты применялись в отношениях социалистических предприятий, государственных и кооперативных организаций между собой.
       Экономической основой безналичных расчетов в  СССР являлась общественная собственность на средства производства, плановое ведение хозяйства, монополия банковского дела и концентрация платежного оборота государственных, кооперативных предприятий, бюджетных и общественных организаций в едином банке.
       При переходе к рыночным отношениям особую важность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота средств играет огромную роль в хозяйственной жизни любого субъекта экономических отношений вне зависимости от формы собственности.
       Существовавшая с 30-х гг. вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению им плановых заданий по производству и поставкам продукции.
       Переход от административно-командной системы  управления экономикой к рыночным отношениям вызвал необходимость создания новой платежной системы, базирующейся на двухуровневой системе банков. Потребовались разделение и обособление денежных ресурсов различных хозяйствующих рыночных субъектов, формирование самостоятельных коммерческих банков, введение корреспондентских отношений между ними и государствами – бывшими республиками СССР.
       С начала 90-х годов в России происходит переход к платежной системе, общепринятой в мировой практике. Она охватывает расчеты между  предприятиями и организациями (в  нефинансовом секторе экономики), между банками и другими кредитно-финансовыми институтами (в финансовом секторе). В денежных расчетах и платежах, проводимых преимущественно банками, находят свое воплощение практически все виды экономических отношений в обществе.
       Качественные изменения в организационных формах проведения денежных расчетов произошли вследствие возрастания экономической активности всех субъектов рынка, расширения числа и объемов сделок. Появилось огромное количество новых коммерческих структур, что сказалось на резком росте документооборота, связанного с обслуживанием платежной системы в целом. Перестройка платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форм и способов осуществления платежей.
       Новая система безналичных расчетов в России начала формироваться параллельно с образованием двухуровневой банковской системы, которая в свою очередь является главным звеном в проведении расчетных операций. Такое стечение обстоятельств, несомненно, придает особую остроту проблеме, как бы увеличивая масштаб всех наиболее существенных моментов.
       Важным  аспектом стал анализ практической деятельности коммерческих банков при переходе к  рынку и становлении новой  банковской системы в России. Можно  выделить несколько этапов в истории их становления с точки зрения сферы приложения капитала. Первоначально привлекательными, с точки зрения размещения привлеченных средств для банков, были валютные операции, затем операции на рынке межбанковских кредитов, государственных ценных бумаг. Кризисные явления постоянно становились переломным моментом в деятельности коммерческих банков, которые каждый раз были вынуждены искать новые доходные инструменты инвестирования. События августа 1998 года наиболее ярко выявили все противоречия развития российской экономики, нанеся, самый ощутимый урон банковской системе страны за последние 10 лет. Однако негативные явления позволяют сделать выводы, которые способны положительно повлиять на дальнейший ход развития как банковской системы, так и экономики государства в целом. Одним из таких заключений после августовского кризиса 1998 г. стало то, что наиболее безболезненно справились со своими проблемами небольшие банки, деятельность которых носила консервативный характер, то есть те банки, большая часть операций которых заключалась в проведении расчетов.  
 
 

1.2. Сущность и особенности  безналичных расчетов. 

       Безналичные расчеты – это денежные расчеты, производимые путем записей на счетах в банках, когда денежные суммы  списываются со счета плательщика  и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты организовываются по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
       Особенности безналичных расчетов проявляются  в следующем:
    в расчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель, передающие наличные средства. В безналичных денежных расчетах участников трое: плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются такие расчеты
    в форме записи по счетам плательщика и получателя;
    участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов. Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте отсутствуют;
    перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесь производится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией.
       Безналичные расчеты обслуживают в основном сферу хозяйственных связей предприятий и их взаимоотношения с финансово-кредитной системой. Таким образом, сущность их в том, что хозяйственные органы производят платежи друг другу за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также по финансовым обязательствам путем перечисления причитающихся сумм со счета плательщика на счет получателя или зачета взаимной задолженности.
       Значение  безналичных расчетов велико, так  как:
    безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках;
    временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования;
    безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве;
    четкое разграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота.
Расширение  сферы безналичного оборота позволяет  более точно определять размеры  эмиссии и изъятия наличных денег  из обращения.
       С одной стороны, развитие безналичных  расчетов приводит к сокращению потребности  в наличных деньгах и к экономии издержек обращения. Чем крупнее  платеж, тем сильнее проявляются  эти преимущества. Однако, если сумма  уплаты незначительна, то более экономичен взнос наличными. Установить точно грань, когда преимущества наличного платежа переходят в его недостатки, довольно трудно.
       С другой стороны, безналичные расчеты  могут заменять собой банкнотное обращение. Особое значение приобретают  безналичные расчеты при попытках стабилизации валюты, так как они облегчают переход от «падающих» денег к золотому обращению (или к валюте, имеющей золотое обеспечение). Столь же значительно влияние безналичных расчетов на покупательную способность денег внутри страны. Когда безналичные расчеты получают общественное признание (например, развитая чековая система), тогда чрезмерное форсирование их, подобно чрезмерному выпуску банкнот, может действовать инфляционно. Поэтому развитие безналичного оборота должно подвергаться такому же регулированию, как и эмитирование банкнот.
       Таким образом, можно сказать, что безналичные  расчеты – совокупность безналичных  денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения  и перераспределения национального  дохода. Их назначение состоит в погашении денежных и кредитных обязательств юридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичного средства платежа. 
 
 

1.3. Принципы организации безналичных расчетов. 

       Безналичный расчет организуется на основе определенных принципов. Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.
       Принцип правового режима осуществления расчетов и платежей обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О центральном Банке РФ» от 26 апреля 1995 г., ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г., ФЗ «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г. и др. Особо следует отметить роль ГК РФ, части второй, введенной в действие с 1 марта 1996 г. В главах 45 и 46 этой части упорядочены многие вопросы организации безналичных расчетов применительно к рыночным условиям экономики: действие договора и тайна банковского счета, очередность списания денежных средств со счета, формы расчетов и способы платежей, ответственность участников расчетов.
       Главный регулирующий орган платежной системы – ЦБ РФ. Согласно вышеуказанному закону, в нем среди трех его основных задач, изложенных в начале закона, значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены: установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов; координация, регулирование и лицензирование организации расчетных систем.
       Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Положении о безналичных расчетах в РФ от 9 июля 1992 г. №14 с последующими изменениями и дополнениями. Согласно этому положению организация безналичных расчетов в РФ строится на следующих правилах:
      1. При многообразии форм собственности, деятельности предприятий в условиях развития товарно-денежных отношений за предприятиями остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в договорах. Ограничение свободы выбора со стороны коммерческого банка не допускается.
       2. Средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счетов.
       3. Все платежи со счетов предприятий  осуществляются по очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законодательством.2
      Принцип осуществления расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика – необходимая предпосылка расчетов. Предприятия, организации, учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства в учреждениях банка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. С них осуществляются платежи за материальные ценности, услуги и по финансово-банковским обязательствам.
       Деньги  со счета на счет переводятся банком по полученным от хозорганов расчетным документам. Банк зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и осуществляет проведение других банковских операций, которые предусмотрены банковскими правилами и договорами об использовании той или иной формы безналичных расчетов.
       Принцип обеспеченности платежа предполагает наличие у плательщика денежных средств, то есть платежи совершаются за счет собственных средств плательщиков или кредитов банка. Для этого все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы.
       Принцип периодической очередности  платежей. Очередность платежей может быть:
    хронологическая – претензии удовлетворяются в той последовательности, в какой расчетные документы поступают в банк, независимо от цели платежа;
    целевая – в первую очередь совершаются наиболее важные по значению платежи.
       Принцип согласия (акцепта) плательщика. Данный принцип реализуется путем применения: либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств; либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, переводных векселей).
       Вместе  с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.
       Принцип срочности платежа. Расчеты осуществляются строго в сроки, предусмотренные в договорах, в инструкциях Минфина и т.д. Платеж может осуществляться:
    до начала торговой операции (авансовый платеж);
    немедленно после совершения торговой операции;
    через определенный срок после совершения торговой операции;
    на условиях коммерческого кредита (без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя).
       Учреждения банков обязаны зачислять на счет предприятия (списывать) причитающиеся ему суммы не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующего документа. За несвоевременное (позднее следующего рабочего дня после получения документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0.5% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки.3 [8]
       Принцип контроля за проведением  операций. Контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов.
       Принцип имущественной ответственности  по договору. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, -практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия.
       Дальнейшее  развитие получило правовое регулирование  процесса взыскания недоимок по налогам: отнесение к числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку платежа; принятие порядка бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы, причитающиеся от его дебиторов, а также имущество недоимщиков и др. 
 
 

1.4. Формы безналичных  расчтов 

Безналичные расчеты включают в себя следующие  формы:
    расчеты платежными поручениями;
    расчеты по аккредитиву;
    расчеты чеками;
    расчеты по инкассо;
    расчеты с использованием банковских карт;
    вексельная форма расчетов;
     Формы безналичных расчетов применяются  клиентами кредитных организаций, учреждений и подразделений расчетной  сети Банка России, а также самими банками.
     Формы безналичных расчетов избираются клиентами  банков самостоятельно и предусматриваются  в договорах, заключаемых ими  со своими контрагентами.
     В рамках форм безналичных расчетов в  качестве участников расчетов рассматриваются  плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
     Банки не вмешиваются в договорные отношения  клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем  средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.
     Расчетный документ представляет собой оформленное  в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях  электронного платежного документа:
     - распоряжение плательщика (клиента  или банка) о списании денежных  средств со своего счета и  их перечислении на счет получателя  средств;
     - распоряжение получателя средств  (взыскателя) на списание денежных  средств со счета плательщика  и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Расчеты платежными поручениями
     Расчеты платежными поручениями - это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным  документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета.
     Платежными  поручениями могут производиться:
     а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные  услуги;
     б) перечисления денежных средств в  бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
     в) перечисления денежных средств в  целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
     г) перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета);
     д) перечисления денежных средств в  других целях, предусмотренных законодательством или договором.
     В соответствии с условиями основного  договора платежные поручения могут  использоваться для предварительной  оплаты товаров, работ, услуг или  для осуществления периодических  платежей.
     К указанным расчетам относятся, в  частности, расчеты по распоряжениям физических лиц, осуществляемые кредитными организациями. Такие расчетные операции регулируются договором, заключаемым между кредитной организацией и клиентом - физическим лицом при представлении последним расчетного документа для перечисления денежных средств на условиях, предлагаемых кредитной организацией, включая обязательства и ответственность сторон, а также платность расчетных услуг.
     Форма расчетного документа, предназначенная  для заполнения физическими лицами, разрабатывается кредитными организациями самостоятельно с таким условием, что в нем должны быть предусмотрены все необходимые для перечисления средств реквизиты, на основании которых кредитной организацией заполняется платежное поручение.
Аккредитив
     Аккредитив  представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее — банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее — исполняющий банк) произвести такие платежи.
     Банками могут открываться следующие  виды аккредитивов:
     - покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
     - отзывные и безотзывные (могут  быть подтвержденными).
     При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
     Отзывным  является аккредитив, который может  быть изменен или отменен банком-эмитентом  на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств  и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
Чеки
     Чек - это ценная бумага, содержащая ничем  не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
     Порядок и условия использования чеков  в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, — другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Расчеты по инкассо
     Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее — банк-эмитент) по поручению  и за счет клиента на основании  расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (далее — исполняющий банк).
     Расчеты по инкассо осуществляются на основании  платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
     Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
     Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные  работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
     Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным  акцептом и без акцепта плательщика.
     Без акцепта плательщика расчеты  платежными требованиями осуществляются в случаях:
     1) установленных законодательством;
     2) предусмотренных сторонами по  основному договору при условии  предоставления банку, обслуживающему  плательщика, права на списание  денежных средств со счета  плательщика без его распоряжения.
     Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее трех рабочих дней.
     Отсутствие  условия о безакцептном списании денежных средств в договоре банковского  счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта три рабочих дня.
     Инкассовое  поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
     Инкассовые  поручения применяются:
     1) в случаях, когда бесспорный  порядок взыскания денежных средств  установлен законодательством, в  том числе для взыскания денежных  средств органами, выполняющими  контрольные функции;
     2) для взыскания по исполнительным  документам;
     3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Банковские  карты
     Одним из направлений сокращения наличного  денежного оборота и ускорения расчетов является развитие платежных систем с использованием банковских карт. В связи с этим продолжается создание нормативной базы, регламентирующей эмиссию и эквайринг банковских карт кредитными организациями, правила расчетов и порядок учета операций, совершаемых с использованием банковских карт, а также устанавливающей порядок эмиссии кредитными организациями предоплаченных финансовых продуктов и распространения платежных карт и предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов.
Вексельная форма расчетов
     Безналичные расчеты с использованием вексельной формы расчетов представляет собой  расчеты между поставщиком и  плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа  – векселя.
     С векселями могут совершаться следующие операции:
    принятие к учёту;
    принятие в обеспечение по кредитным договорам;
    принятие в счёт погашения просроченной задолженности по кредитным договорам.
     Это удобная форма расчетов между  физическими и юридическими лицами, а также между предприятиями 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    АНАЛИЗ  ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ  РАСЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ  ЛИЦ В МУРМАНСКОМ ОСБ №8627
 
 
 
2.1. Стрктура услуг ОСБ №8627 

     Сбербанк  России осуществляет профессиональное сопровождение и оказывает своим  клиентам консультации по вопросам внешнеэкономической деятельности. Крупнейшая в России филиальная сеть позволяет Банку всегда быть территориально рядом с Клиентом.
     Уникальная  собственная расчетная система, охватывающая территорию всей страны, широкая сеть банков-корреспондентов за рубежом позволяют проводить значительные объемы платежей как внутри РФ, так и за ее пределы за минимальное время.
     Сотрудничество  с Банком обеспечивает возможность  расчетно-кассового обслуживания многофилиальных  и холдинговых компаний на всей территории Российской Федерации на единых условиях.
     Ассортимент услуг, условия обслуживания клиентов и размер платы за предоставляемые  услуги - важные параметры, влияющие на выбор банка клиентами. Основным условием расширения клиентской базы банка является развитие всего спектра банковских продуктов и услуг, предоставляемых юридическим лицам.
     В настоящее время Мурманское ОСБ  №8627 предоставляются следующие  виды услуг для юридических лиц:
1). Расчетное  обслуживание
    Открытие и обслуживание счетов в рублях и иностранной валюте;
    Все виды расчетов;
    Электронные платежи через расчетную систему Сбербанка;
    Автоматизированная система передачи данных «Клиент - Сбербанк»;
2). Корпоративные  банковские карты (рублевые и  международные);
3). Кассовое  обслуживание в рублях и иностранной валюте;
    Прием и выдача наличных денег;
    Прием платежей от населения в пользу юридических лиц;
    Размещение средств в рублях и валюте;
    Инкассация. Доставка денег и ценностей;
    Перечисление заработной платы во вклад и на пластиковые карты;
    Предоставление различных видов кредитов;
    Проведение операций с ценными бумагами (векселями, депозитными сертификатами, покупка - продажа ОГСЗ, ОРВВЗ). Брокерские операции, депозитарное обслуживание.
    Хранение документов, ценностей в индивидуальных сейфах;
    Осуществление валютных операций;
    Проведение операций с драгоценными металлами;
    Заключение договоров с Негосударственным пенсионным фондом Сбербанка России на дополнительное пенсионное обеспечение;
    Консультационные услуги.
     Остановимся более подробно на услугах, осуществляемых отделом расчетно – кассового обслуживания юридических лиц.
     Отдел по работе с юридическим лицами является самостоятельной структурной единицей отделения банка, возглавляются  начальником отдела и подчиняется  управляющему.
     Отдел осуществляет по поручениям клиентов расчетные и кассовые операции, предусмотренные действующим законодательством и нормативными документами, регулирующими данный вид отношений банка и клиентов. Работа отдела строится на локальном балансе, который ежегодно передается в отдел бухучета и отчетности отделения.
     Отдел создан для комплексного расчетно-кассового  обслуживания юридических лиц и  осуществляет все виды такого обслуживания. Отдел осуществляет открытие и закрытие расчетных счетов на основании письменного  разрешения управляющего.
     Основными задачами отдела являются:
1) создание  благоприятных условий для увеличения  постоянных остатков на расчетных  счетах клиентов;
2) предоставление  овердрафтных кредитов клиентов  с целью получения дополнительной  прибыли;
3) создание  разветвленной системы "Банк-Клиент" с целью увеличения скорости прохождения платежных документов и улучшения условий обслуживания клиентов;
4) создание  информационной базы о клиентах, денежных потоках, которая могла  бы использоваться руководством  отделения в процессе принятия решений и формировании политики отделения на кредитном рынке;
5) привлечение  физических лиц на расчетно-кассовое  обслуживание.
     В настоящее время банк осуществляет все виды расчетных операций, связанных  с открытием и ведением счетов, безналичным перечислением по счету, в том числе с использованием электронного документооборота «Сбербанк - Клиент», приемом и перечислением платежей, кассовым обслуживанием и доставкой ценностей, а также прочими услугами. Среди основных можно назвать следующие:
   1.Открытие банковских счетов в рублях и иностранной валюте - открытие счетов осуществляется Банком в кратчайшие сроки. В качестве оказания помощи Клиенту сотрудник Банка может изготовить копии документов Клиента, необходимых для открытия счета, а также оформить карточку с образцами подписей и оттиска печати. С помощью корпоративных карт производятся безналичные расчеты на территории РФ. Перечисления могут быть связанны с основной деятельностью, с командировочными и представительскими расходами. Контроль за движением средств по карточке осуществляется по выпискам и чекам.
   2.Осуществление  расчетов по поручению  клиентов на территории  России и за  рубежом - исполнение поручений Клиента о перечислении денежных средств осуществляется с использованием системы межфилиальных расчетов Сбербанка России, что существенно сказывается на сроках прохождения денежных средств, т. к. участниками данной системы расчетов являются более 1 600 филиалов Банка, расположенных на всей территории России, а также через расчетную систему Банка России и широко развитую сеть корреспондентских отношений Банка как на территории России, так и за ее пределами.
     При осуществлении операций по счету  в случае недостаточности собственных  средств возможно воспользоваться  услугой овердрафтного кредитования.
     Всю необходимую информацию об операциях  по счету клиенты Банка могут  получать с помощью автоматизированной системы «Клиент-Сбербанк» в форматах, позволяющих интегрировать полученные данные в известные бухгалтерские программные продукты, используемые в России (1С, «Парус», «Галактика», SAP R3 и т. д.). Выписки также могут быть выгружены в общепринятых международных стандартах.
     3.«Срочные  платежи клиентов-юридических  лиц по системе Сбербанка России» - перечисление денежных средств на счет получателя платежа в кратчайшие сроки. Услуга обеспечивает первоочередную обработку срочного платежа на всех этапах прохождения платежа по расчетной системе Сбербанка России, зачисление платежа на счет получателя средств в срок от 30 минут до 3 часов 50 минут (в зависимости от территориальной удаленности получателя средств) с момента представления в банк платежного документа, а также возможность получения плательщиком Уведомления о точном времени зачисления средств на счет получателя.
     4.Технология  автоматизированной  обработки расчетных  платежных документов  «BiPrint» - программно-аппаратный комплекс «BiPrint», который совместим с большинством бухгалтерских программ, позволяет автоматизировать ввод платежных документов в информационную систему Банка, исключает операционные ошибки и значительно снижает время обслуживания Клиента в операционном зале.
     5.Консультации  сотрудников Банка - при обслуживании в Сбербанке России Клиент имеет возможность постоянно пользоваться консультациями сотрудников Банка по:
    порядку совершения банковских операций в рублях и иностранной валюте;
    оформлению расчетных и кассовых документов;
    обслуживанию внешнеэкономических контрактов;
    соблюдению кассовой дисциплины;
    возможности использования банковских продуктов Сбербанка России с учетом особенностей своей деятельности.
   6.Расчетно-кассовое  обслуживание в  валюте Российской  Федерации - отличительные особенности Сбербанка России от других коммерческих банков это наличие собственной системы расчетов, объединяющей все территориальные банки Сбербанка России, в рамках которой осуществляется электронный документооборот. Собственная расчетная система Сбербанка России позволяет клиентам оперативно перечислять средства в любое структурное подразделение, а также во все коммерческие банки регионов России. Расчеты производятся с использованием системы электронных платежных документов.
     Северо-Западный Банк Сбербанка России и организационно ему подчиненные отделения являются участниками межрегиональных электронных платежей в системе расчетов Центрального банка Российской Федерации (МЭП). Таким образом, платежи между коммерческими банками, расположенными в разных регионах России, осуществляются через систему МЭП за 1-2 дня при условии, что коммерческие банки также являются участниками МЭП. Банк предоставляет Клиентам три варианта приема расчетных документов и проведения  операций по ним:
    Прием расчетных документов и проведение операций в течение операционного дня. Списание средств со счета осуществляется тем же днем.
    Прием расчетных документов и проведение операций  сверх операционного времени. Списание средств со счета осуществляется в день, следующий за днем  поступления расчетного документа в Банк.
    Прием расчетных документов и проведение операций сверх операционного времени. Списание средств со счета осуществляется в этот же день. Данная услуга предоставляется по отдельному тарифу и распространяется на платежи на счета в отделения Сбербанка России. Зачисление денежных средств на счет Клиента осуществляется в день поступления документа в Банк.
     Выписка из лицевого счета предоставляется  на следующий банковский день после  совершения операции по счету. Преимуществами данного вида обслуживания являются:
    обеспечение оперативности расчетов, проводимых через Сбербанк России (за счет широкой сети филиалов по всей территории России);
    дифференцированный подход к взиманию комиссионного вознаграждения;
    удобное месторасположение точек обслуживания (специализированных структурных подразделений по обслуживанию юридических лиц).
   7.Расчетно-кассовое обслуживание в иностранной валюте - Северо-Западный Банк Сбербанка России открывает и ведет валютные счета юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица. Валютные счета могут быть открыты юридическим лицам – резидентам и нерезидентам. Платежи клиентов исполняются в соответствии с действующим законодательством в пределах остатка на счете.
     В наличной иностранной валюте на валютный счет юридического лица могут быть зачислены следующие поступления:
    неиспользованный остаток наличной иностранной валюты, ранее полученной юридическим лицом в соответствующем уполномоченном банке для оплаты расходов, связанных с выездом и пребыванием за границей командированных сотрудников, а также для оплаты наличной иностранной валютой иных расходов в случаях, разрешенных Банком России;
    иные суммы, в случаях, специально разрешенных Банком России.
    Средства с валютного счета юридического лица могут быть по распоряжению владельца счета:
    выплачены в виде наличной иностранной валюты на оплату командировочных расходов или на другие цели по разрешению Банка России;
    переведены за границу в принятой банковской форме по экспортно-импортным операциям владельца счета;
    перечислены на счета внешнеторговых и других внешнеэкономических организаций для последующего перевода за границу в оплату импортируемых товаров (работ, услуг);
    перечислены на счета таможенных, налоговых и других государственных организаций в оплату соответствующих сборов, предусмотренных законодательством;
    использованы на погашение кредитов в иностранной валюте, банковской комиссии; размещены в качестве депозита данного клиента; проданы на внутреннем валютном рынке; переведены на другие счета владельца счета в другие уполномоченные Банки.
     8.Осуществление  функций агента  валютного контроля - услуга предоставляется участникам внешнеэкономической деятельности – резидентам Российской Федерации – юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим в банке счет (счета) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации.
     Банк  как агент валютного контроля
    оформляет Паспорта сделки по внешнеторговым контрактам и кредитным договорам (договорам займа) в соответствии с требованиями нормативных документов органов валютного контроля;
    осуществляет контроль за обоснованностью проведения клиентами банка валютных операций в соответствии с положениями валютного законодательства;
    проводит предконтрактную работу, направленную на соблюдение клиентами банка норм действующего законодательства, в том числе соответствующих отраслевых норм права, снижение рисков неисполнения контрагентами своих обязательств в рамках внешнеторговых контрактов, а также применения к клиентам банка административных и штрафных санкций со стороны государственных контролирующих органов;
    проводит тематические семинары для клиентов банка по вопросам применения валютного законодательства Российской Федерации;
    оформляет документы валютного контроля на основании обосновывающих и подтверждающих проведение валютных операций документов, представляемых клиентами банка (данная услуга представляется по соглашению с клиентом банка).
     В Банке предусмотрена возможность предоставления документов валютного контроля в электронном виде с использованием системы передачи электронных документов (СПЭД). На АРМ «Клиент» СПЭД реализованы функции по формированию, редактированию, печати и отправки в Банк документов валютного контроля в структурированном формате.
     Услуга  предоставляется в отделениях Сбербанка  России ОАО, организационно подчиненных  Северо-Западному банку, по месту  ведения счета (текущего валютного  и/или расчетного).
     За  исполнение функций агента валютного  контроля Банк удерживает комиссионное вознаграждение в соответствии с тарифами Северо-Западного банка Сбербанка России.
     9.Перечисление  заработной платы  сотрудников во  вклады - это позволяет сократить расходы предприятия на охрану и инкассацию наличных денежных средств.
     Таким образом, Мурманское  ОСБ №8627 предлагает полный спектр банковских продуктов  и услуг для юридических лиц.
     С целью увеличения массовых продаж банк проводит постоянную работу по улучшению  качества, уровня сервиса и культуры обслуживания клиентуры. Осуществляется внедрение новых банковских продуктов и услуг для максимального удовлетворения потребностей клиента.
     На  мой взгляд недостатком в тарифной политике Сбербанка является отсутствие гибкого ценообразования. Необходимо разрабатывать более гибкие цены, величина которых будет зависеть от количества услуг. Чем больше расчетно-кассовых услуг выбирает клиент, тем меньше цену за них платит. Это с одной стороны, активизирует спрос у клиентов на больший ассортимент услуг по РКО, с другой стороны, увеличит доходность банка.
     В настоящее время, в условиях жесткой  межбанковской конкуренции, Сбербанк стремится реализовать комплексный  подход в работе с клиентурой. Прежде всего это выражается в комплексном  обслуживании клиентов. Это возможно благодаря широкому ассортименту расчетно - кассовых услуг, имеющемуся в Сбербанке. Сейчас, по расчетам специалистов банка, в среднем на одного клиента приходится 3,7 услуг. Ставится задача увеличить данный показатель до 5 услуг на одного клиента. Комплексное обслуживание позволит удержать существующих клиентов и не допустить фактов перевода активно работающих клиентов в другие коммерческие банки города. Кроме того, широкий ассортимент новейших и традиционных услуг банка создают отличные предпосылки для привлечения на обслуживание новых клиентов. Таким образом, комплексное обслуживание клиентов способствует расширению и укреплению клиентской базы банка. 
 
 
 

2.2. Анализ формирования  ресурсной базы  банка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.