На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и функции стратегического менеджмента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      АККРЕДИТОВАННОЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
         МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  

                                
                                
                                   Курсовая работа по дисциплине 
 

                                    «Стратегический менеджмент» 

        на тему: «Сущность и функции  стратегического менеджмента» 
 
 
 
 
 

                                                                                      Выполнила: студентка
                                                                                           группы 22 МЕд 170
                                                                                                     Ковалева А.В.
                                                                                    
                                                                          Проверил ст. преподаватель
                                                                          _____________ С.В. Саванович
                                                                          (подпись, дата) 

                                                                         Дата защиты «__»_________200_г.
                                                                      
                                                                         Оценка_________
       

                                                                                       
                                                      

                                                       2010
                                             
                                               Содержание:
     Введение…………………………………………………………………….3
    Сущность стратегического менеджмента……………………………..4
      Методологические принципы стратегического менеджмента……...5
      Этапы стратегического менеджмента……………………………….12
      Функции стратегического менеджмента……………………………17
    Заключение………………………………………………………………..23
    Литература………………………………………………………………...24
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Какого-то одного общепризнанного определения  стратегии не существует. Часть ученых и практиков рассматривают процесс определения целей и задач как неотъемлемую часть стратегии, в то время как другие проводят между ними четкое разделение.
     Наиболее  распространенным является следующее  определение стратегии: «Планы высшего руководства по достижению долгосрочных результатов, соответствующих целям и задачам организации».
     Суть  стратегии – военной, дипломатической, в бизнесе, спорте или политике – состоит в том, чтобы выстроить позицию, достаточно сильную (и потенциально глубокую) для того, чтобы организация достигла поставленных целей вопреки всем непредвиденным вмешательствам внешних сил.
     Любая дискуссия о стратегии неизбежно заканчивается «вничью», потому что на каждое стратегическое преимущество найдется своя слабая сторона или недостаток.
     Когда мы уверены в своих действиях, нам, как правило, удается добиться очень высоких результатов. Именно в этом и состоит роль стратегии для организации.
     Стратегический  менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.
     Самыми  главными, перспективными вопросами  должен заниматься непосредственно генеральный директор или хозяин фирмы, которому могут помогать референты (штаб). В противном случае ему придется, в конце концов, уступить место другому лицу, фактически выполняющему данные функции.
                                                   
    Сущность стратегического менеджмента
      Понятие «стратегия» (от греческого strategos —  «вести войска») имеет древнее происхождение, и первоначально использовалось исключительно в военной сфере. Следуя военному словоупотреблению, стратегия — это область военного искусства, охватывающая вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне, ее планирования и ведения, исследующая закономерности войны. Военная стратегия разрабатывает способы и формы подготовки и ведения стратегических операций, определяет цели и задачи флотам и армиям, распределяет силы по театрам военных действий и стратегическим направлениям.
      Сегодня стратегия — это один из необходимых  атрибутов эффективного бизнеса. Как показывает практика, ни одна компания в условиях конкуренции не может успешно существовать без ее четкой формулировки.
     Стратегический  менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии  (образа действий) и её чёткий инструмен6тарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании. Основными этапами стратегического управления являются:
      1. Определение сферы бизнеса и  разработка назначения фирмы.
      2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.
      3. Определение стратегии достижения  целей деятельности.
       4. Разработка и реализация стратегии.
      5. Оценка деятельности, слежение за  ситуацией и введение корректирующих  воздействий.
      Взаимосвязь этих этапов показана на рис.2. 
 

 

      Таким образом, стратегический менеджмент можно  охарактеризовать как процесс формирования руководством организации стратегического  видения, постановки целей, выработки  и реализации стратегии, а также  своевременной корректировки видения целей, стратегии и ее реализации. Пока же попробуем выделить основные преимущества, которые дает бизнесу (или любой организации) применение на практике стратегического менеджмента:
      - направленность всей организации на ключевой аспект стратегии;
      - ориентация менеджеров на необходимость более четко реагировать на появляющиеся перемены, новые возможности и потенциальные угрозы;
      - наличие четких критериев оценки менеджерами всевозможных альтернатив вложения средств в те или иные проекты и развитие персонала (имеется в виду поиск стратегически обоснованных приоритетов распределения ограниченных ресурсов);
      - возможность добиться системного принятия решений на всех уровнях управления организацией.
      В итоге стратегический менеджмент можно охарактеризовать как процесс формирования руководством организации стратегического видения, постановки целей, выработки и реализации стратегии, а также своевременной корректировки видения, целей, стратегии и ее реализации. 

      Методологические  принципы стратегического менеджмента
                                                 
      Методология любой науки представляет собой  органическое единство мировоззренческих, методологических принципов, научных  методов познания и специфической, частной методологии.
      Методология стратегического менеджмента – совокупность принципов, специфических методов принятия стратегических решений и способов их практической реализации для достижения целей, позволяющих организации оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к требованиям внешней среды. Чтобы лучше понять сущность стратегического менеджмента, рассмотрим условия появления его методологии.
      Появление стратегического менеджмента было вызвано объективными причинами (главным  образом усилением изменчивости среды, в которой действует организация) и явилось результатом эволюционного развития подходов к управлению развитием организаций. До него существовали методы и формы долгосрочного и текущего планирования, основанные на оптимизационном моделировании, научно-техническом и экономическом прогнозировании, с помощью которых стремились определить тенденции развития производства, направления и характер деятельности организации. Эти меры были довольно эффективны в условиях относительно стабильных производственных целей, состоящих в наращивании потенциала организаций и насыщении рынка товарами, и более или менее постоянной внешней среды, создаваемой с помощью протекционистской политики правительств государств, ограниченных требований, предъявляемых потребителями к товару, а также мягкого законодательства в области социальной ответственности организаций, охраны окружающей среды.
      По  мере количественного и качественного  увеличения факторов производства, расширения использования на практике научных  достижений, все большей открытости национальных границ для зарубежных товаров, капиталов и рабочей силы, усиления конкурентной борьбы во многих отраслях экономики, предложение стало преобладать над спросом. Вместе с тем менялся характер потребительского спроса, все больше внимания уделялось социальным нуждам, защите прав потребителей, актуальными становились проблемы образования, экологического равновесия. Существенно возрастала динамичность и неопределенность факторов и протекающих в хозяйственной жизни процессов. Это в корне меняло хозяйственную ситуацию, значительно повышая ее разнообразие и сложность, ставило общество перед необходимостью реформирования существующей системы взглядов на управление. Значительно труднее стало поддерживать соответствие между увеличивающимися требованиями рынка и деятельностью организации по учету в своей деятельности. В таких условиях жестко регламентированные системы были не в состоянии решать задачи эффективного долгосрочного функционирования организации. Наступил этап оценки, критического осмысления существующих подходов к менеджменту, их трансформации. Так возникла методология стратегического менеджмента, задача которого состоит в достижении поставленных целей и обеспечении соответствия потенциала организации требованиям среды, в которой она функционирует, сферы, подверженной динамичным изменениям.
      Стратегический  менеджмент как концепция управления возник в условиях:
      • появления новых, более сложных  задач, обусловленных динамичностью  и неопределенностью обстановки, отличающихся большим числом переменных, сложным характером зависимостей, наличием случайных факторов и временных ограничений;
      • быстрой сменяемости задач и  необходимости ускорения реакции  организации на изменения в окружающей среде;
      • высокой цены ошибок от принятия неправильных решений; 

      • отсутствия разработанных формализованных  схем и процедур качественных неопределенных задач, характерных для менеджмента.
      Принципы  стратегического менеджмента –  основные правила деятельности организации  для достижения поставленных целей. К ним относятся:
      1. Единство направления. Организация,  действующая в динамичных условиях  внешней среды, должна обладать  единством целей, интересов и  принципов управления.
      2. Научность. Применение достижений  системного, ситуационного походов,  науки о человеческом поведении к управлению и формированию организации для достижения ее целей. Определение на базе научного анализа лучших способов выполнения задач.
      3. Выделение доминанты развития. Определение  перспективы, которая открывается  перед организацией с точки  зрения роста, нормы прибыли, стабильности и технологии; выделение на этой основе стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных центров. Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) – отдельный сегмент окружения, на который организация имеет (или хочет получить) выход. Стратегический хозяйственный центр (СХЦ) – внутриорганизационная единица, отвечающая за выработку стратегических позиций организации в одной или нескольких зонах хозяйствования.
      4. Экономичность и эффективность.  Разработка и реализация стратегии организации строится исходя из имеющихся ресурсов и нацелена на превышение результатов над затратами в определенном плановом периоде.
      5. Подчиненность личных интересов  общим. Интересы одного работника  или группы работников не должны  превалировать над интересами организации.
      6. Оптимальные пропорции между  централизацией и децентрализацией  в зависимости от конкретных  условий, обеспечивающие реализацию  целей организации, рациональное  использование существующего потенциала  и восприимчивость к требованиям внешней среды.
      7. Мотивация персонала. Прекрасно  составленные планы и самая  совершенная структура организации  не имеют никакого смысла, если  кто-то не выполнит конкретную  работу. Поэтому члены организации  должны выполнять эту работу  в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. В древние времена мотивацией труда служили хлыст и угрозы, для немногочисленных избранных – награды. С конца XIX в. и до недавнего времени было широко распространено мнение, что люди будут работать больше, если у них имеется возможность больше заработать. Таким образом, мотивация сводилась к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. Это мнение лежало в основе мотивации школы научного управления. Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Было установлено, что мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, опреде­ляющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Для того чтобы правильно мотивировать труд работников, необходимо определить потребности этих работников и найти способ удовлетворения этих потребностей через хорошую работу.
      8. Разделение труда нацелено на  выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при одних и тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа задач, на решение которых должны быть направлены внимание и усилия. Стратегический менеджмент ставит перед организацией две группы задач: краткосрочные, рассчитанные на текущее выполнение, и стратегические. Текущие программы и бюджеты ориентируют оперативные подразделения организации в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, а стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности.
      9. Корпоративность обеспечивает гармонизацию  интересов всего персонала, а  гармония интересов в свою  очередь способствует достижению  намеченных организацией целей.
      Становление теории и практики современного стратегического менеджмента происходит в определенных условиях.
      Усиливается противоречивость требований к организации  со стороны внешней среды. Интенсивная  конкуренция, ускорение связи и  транспортировки в глобальном масштабе требуют более быстрых реакций  на изменения спроса, действия конкурентов, качество продукции и технологий. Развитие новых видов продукции, новых технологий и маркетинга влекут за собой изменения, которые все меньше связаны с прошлым. Более короткий жизненный цикл технологии и спроса превратит стратегический менеджмент скорее в обычный (а не исключительный) метод обеспечения прибыльности организации в будущем.
      Расширяется институционная перспектива осуществления  стратегического менеджмента, поскольку  возрастающее значение хозяйственной  деятельности как социальной силы, с одной стороны, и растущее внимание государства к социальным вопросам – с другой, диктуют необходимость более тесного взаимодействия между организацией и обществом. Общество будет выдвигать все больше задач и устанавливать приоритеты в распределении ресурсов, что поставит организацию в условия конкуренции и сотрудничества с другими типами организаций, включая государственные учреждения, некоммерческие организации и различные фонды. Это, в свою очередь, приведет к возникновению новых групп организаций, призванных выполнять задачи, поставленные обществом, где организации станут пусть не главными, но обязательными участниками. Новые нужды общества, его требования к организациям и ограничения их деятельности заставят включать переменную социальной ответственности практически на каждое серьезное решение, внесут существенные изменения в системы целей и ценностей организации.
      В процессе принятия решений будут  учитываться дополнительные переменные – культура и политика, поскольку  расширение географических границ и политической перспективы функционирования организаций обусловят необходимость учитывать национальные обычаи, культуру и уровни экономического развития других стран.
      В результате уже сейчас складывается новый тип руководителя, который обладает чувством истории, знает политику, разбирается в различных культурах, умеет установить правильные взаимоотношения организации с ее социально-политическим окружением: руководитель – государственный деятель. Он обладает и умеет использовать политическое влияние, владеет искусством переговоров, учитывает при принятии хозяйственных решений экономические, социальные, политические и культурные факторы.
      Информационный  взрыв, обусловленный технологией, диверсифицированностью и глобальным масштабом организации, увеличением числа переменных и возросшей сложностью управленческих решений, захватил как объем, так и предметное содержание информации, необходимой для управления. Сложные структуры системы коммуникаций и принятия решений требуют более высокой компетенции в области организации и системотехники. Управление таким объемным и сложным информационным процессом требует разнообразных способностей и умений, создает предпосылки для появления нового типа руководителя – архитектора системы.
      Возрастающая  сложность организации как поведенческой системы, объем, сложность и разнообразие номенклатуры продукции организации ведут к дальнейшей децентрализации процесса принятия решений. Становясь более сложной информационной системой, организация превращается в систему с более сложным поведением. Управляющими в таких условиях могут быть лишь те, кто обладает достаточным объемом знаний в области информации, теории управления и технологии. Деятельность организации будет более чем когда-либо зависеть от творческой фантазии и инициативы. Одновременно с сокращением численности рабочих за счет автоматизации возрастает творческий вклад главных руководителей, ученых, теоретиков управления и экспертов в области технологии.
      В новых условиях возрастет роль предпринимательских  способностей руководителя. Все меньше будет решений, принимаемых на основе экстраполяции прошлого опыта, и все больше оригинальных решений. Они будут касаться совершенно новых для организации проблем и возможностей, требующих скорее анализа, основанного на воображении и рассуждениях, чем на использовании стандартных правил выработки решений. Природная склонность к предпринимательству, воображение, творческие способности и готовность к риску станут для руководителя организации будущего столь же необходимыми, как и во времена промышленной революции.
      Сложность будущих задач заставит предпринимателя  учитывать суждения экспертов в  тех областях, где у него самого опыт невелик. Поэтому, будучи человеком  риска, обладающим творческим подходом к ситуации, руководитель должен стать экспертом по использованию такой информации.
      Стратегический  менеджмент отличается от традиционного  управления организацией. Его нетрадиционные, новаторские решения зачастую встречают  сопротивление. Чем смелее и оригинальнее перемены, тем сильнее сопротивление им. Поэтому помимо творческого подхода, готовности к риску и умению использовать мнение экспертов руководитель должен будет обладать способностью управлять с помощью личного обаяния, осуществляя перемены, встречающие сопротивление. 

      Этапы стратегического менеджмента
     Рассмотрим, что конкретно должен делать генеральный  директор как стратегический менеджер, какова последовательность его работы, в чем ему помогают консультанты (референты помощники):
     1-ый  этап - выбор цели с учетом финансового положения фирмы. Здесь можно выделить следующие варианты (типы целей):
     а) восстановление платежеспособности. Такая  цель очень актуальна для нашей  экономики, когда рабочие сидят  без оплаты, а главная забота руководителя - избежать банкротства;
     б) увеличение массы и нормы прибыли;
     в) диверсификация, то есть освоение новых  сфер деятельности. Например, Ижорский завод обычно ассоциируется с производством оборудования для АЭС, атомных реакторов прокатных станов, скальных экскаваторов. Однако сейчас он является учредителем примерно 20 компаний, занимающихся и финансовыми, и внешнеторговыми операциями, и туризмом. По существу, с резким уменьшением спроса на традиционную продукцию фирмы ее генеральной целью стала диверсификация;
     г) конверсия - полная смена профиля для оборонных заводов;
     2-ой  этап - уточнение, дифференциация  цели. Исходя из рыночной ситуации намечается:
      а) проникновение на новый рынок - наступательная стратегия фирмы на основе вытеснения конкурентов с этого рынка  или сотрудничество с ними.
      б) сохранение и развитие рыночных позиций - оборонительная стратегия. К примеру, наша алюминиевая промышленность и некоторые другие отрасли вышли на мировой рынок неорганизованно, отечественные предприятия сами сбивали друг другу цены. В результате за три года объем экспорта по ряду позиций существенно вырос, а выручка, напротив, снизилась на 15-20 %. Очевидно, необходимо заключение картельных соглашений об урегулировании экспортных квот и цен. У нас подобные соглашения заключили пока только предприятия - экспортеры лесного комплекса;
     в) отступление, уход с неперспективных  рынков. Фирме не нужно цепляться за все виды деятельности, пытаться обязательно закрепиться на всех возможных рынках. Можно и уходить с рынка, но уходить достойно, путем нормального свертывания своей деятельности.
     3-ий этап - выбор типа маркетинговой, конкурентной стратегии. Можно выделить четыре варианта такой стратегии.
     a) неценовая конкуренция при широком ассортименте.
     Данный  тип маркетинговой стратегии  означает, что фирма конкурирует уникальным качеством, а не низкой ценой продукции. Это самый перспективный вид конкуренции. Он означает, что только данное предприятие умеет изготавливать определенные изделия и, не снижая цены, конкурирует качеством. Примером может быть мировое судостроение. Так, Япония - единственная страна, строящая крупнотоннажные танкеры более 100 тыс.тонн водоизмещением с уникальной степенью автоматизации.
     Заметим, что такой тип стратегии подходит только для крупных фирм, обладающих большим научно-техническим потенциалом.
     б) неценовая конкуренция при узком  ассортименте.
     Например, судостроение Скандинавии специализируется на выпуске пассажирских лайнеров (их можно заказать в Швеции и Норвегии), а Финляндия специализируется на ледоколах, на платформах для бурения. Имеет место узкая специализация, когда, например, в Финляндии можно заказывать только 3-4 типа судов.
     в) ценовая конкуренция при широком  ассортименте.
     Ее  могут избрать крупные фирмы, которые обладают сравнительно дешевыми материальными ресурсами или рабочей силой.
     На  наш взгляд, это возможная стратегия  отечественного судостроения. В качестве примера можно привести судостроительный завод "Адмиралтейские верфи", который успешно вошел в рыночные отношения. Он нашел свою нишу, заключив контракт со швейцарским бизнесменом. Завод может производить любые суда, кроме уникальных. При этом массовая продукция создается по цене на 20-30 % ниже, чем за границей (например, танкеры по 10-15 тыс. тонн водоизмещением, которые нужны, в частности, в арабских странах, в Греции для перевозки топлива на острова). В результате своих усилий в настоящее время фирма обеспечена заказами на 3 года вперед. Она не переходила на сокращенную рабочую неделю и заняла сейчас первое место по уровню зарплаты работников в машиностроении Санкт-Петербурга.
     г) ценовая конкуренция при узком  ассортименте (например, при производстве каботажных судов).
     4-ый этап - дифференциация целей в зависимости от этапов жизненного цикла изделия.
     5-ый этап - сегментация рынка и выбор цели для каждого сегмента.
     Цели  фирмы дифференцируются по различным  сферам управленческой деятельности. К числу контролируемых показателей  можно отнести: сбыт (объем реализации); доходы; уровень конкуренции; динамику цены. Специфика выпускаемого товара и стратегическая цель, которая ставится в итоге, определяют объект особого внимания для стратегического менеджмента.
     6-ой этап - разработка целевых программ, обеспечивающих достижение целей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.