На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Денежно-крудитная политика государства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Введение. 

      Под денежно-кредитной политикой государства  понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения  и кредита, направленных на обеспечение  устойчивого экономического роста  путем воздействия на уровень  и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
      Денежно-кредитная  политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства  с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
      Деньги  существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились  на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной  модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.
      Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая задача – центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции.
    Актуальность  выбранной темы исследования определяется тем, что денежно кредитная политика в современной экономике является одним из основных инструментов государственного регулирования. Необходимость государственного регулирования денежного обращения обусловлена, во-первых, несовершенством бумажного денежного обращения и необходимостью его регулирования в целях ограничения инфляционных процессов в экономике, во-вторых, на современном этапе актуальность государственного регулирования денежного обращения возрастает в связи с последствиями мирового финансового кризиса.
    Цель  данной работы – изучить теоретические  основы денежно-кредитной политики государства.
    Для того, чтобы достичь поставленной  цели, необходимо реализовать следующие задачи:
    Рассмотреть необходимость и цели денежно-кредитной политики;
    Охарактеризовать основные инструменты, используемые для реализации денежно-кредитной политики;
    Рассмотреть характерные черты денежно-кредитной системы России в текущем году;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Необходимость и цели денежно-кредитной  политики государства.
   Денежно-кредитная  политика - важная форма участия  государства в регулировании  рыночного процесса. Роль государства  в регулировании денежного рынка  довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой стратегии экономической политики.
   Денежно-кредитная  политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада — в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, — в ограничении предложения денег для ограничения расходов.
   Основополагающая  цель денежно-кредитной политики состоит  в том, чтобы помочь экономике  достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции.
      Целями  денежно-кредитной политики являются: достижение финансовой стабилизации; снижение темпов инфляции; укрепление курса национальной валюты; обеспечение  устойчивости платежного баланса страны; создание условий для стимулирования экономического роста.
      В мировой практике к целям денежно-кредитной  политики традиционно относится  обеспечение основных показателей  макроэкономической устойчивости: экономического роста, занятости, ценовой стабильности, высокой конъюнктуры финансового рынка. В этой связи надо отличать цели денежно-кредитной политики от целевых показателей ее реализации. Последние включают: денежные агрегаты; размеры колебаний процентной ставки; темпы инфляции; уровень поддержки валютного курса.
Указанные макроэкономические цели достигаются  в тесном единстве средств денежно-кредитной  политики со средствами, формирующими необходимые пропорции распределения  созданного ВНП, соответствующий государственный  бюджет, уровень занятости и оплаты труда, внешне-экономические приоритеты.
Макроэкономические  цели реально воплощаются в жизнь  через решение более конкретных, тактических задач.
      Денежно-кредитная  политика имеет довольно сложный  передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.
Можно выделить четыре звена передаточного  механизма денежно-кредитной политики:
1) изменение  величины реального предложения  денег  в результате пересмотра  центральным банком соответствующей  политики;
2) изменение процентной ставки на денежном рынке;
3) реакция  совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;
4) изменение  объема выпуска в ответ на  изменение совокупного спроса (совокупных  расходов).
Нарушения в любом звене передаточного  механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.
Государство и его монетарные органы каждодневно  ведут работу, воздействуя на формирование объема и структуры денежной массы. Такая работа ведется по-разному в зависимости от того, насколько значительными представляются средства денежно-кредитной политики. 

    Основные  инструменты реализации денежно-кредитной  политики.
Содержание  денежно-кредитной политики регулируется различными нормативными актами, и, прежде всего Конституцией Российской Федерации. Здесь существенны не только те ее положения, которые закрепляют основы денежной системы, но и все те конституционные нормы, которые, по сути, содержат ответ на вопрос, ради чего в обществе организуется и функционирует денежная система. Это все те нормы, которые относятся к правам человека и гражданскому обществу.
Рассмотрим  теперь основные инструменты денежно-кредитной  политики, с помощью которой центральный  банк осуществляет свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.
Тремя основными наиболее эффективными средствами осуществления денежно-кредитной  политики являются:
-операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг;
-политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
-изменение норматива обязательных резервов.
В настоящее  время в мировой экономической  практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки  или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.
Операции  на открытом рынке проводятся центральным  банком обычно совместно с группой  крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.
Схема проведения этих операций такова:
Предположим, что на денежном рынке наблюдается  излишек денежной массы в обращении, и центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Что, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.
Предположим теперь, что на денежном рынке - недостаток денежных; средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, ', направленную на расширение денежного предложения, а именно: центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) - к увеличению денежного предложения. При этом процентная ставка падает.
  Политика учетной  ставки (дисконтная  политика) или ставки рефинансирования
Ставка  рефинансирования - это процент, под  который центральный банк предоставляет  кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в  последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт) по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает  центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.
И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.
Так при  продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях  уменьшения денежного предложения  центральный банк устанавливает  высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс  продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, т.к. им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.
Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков.
Механизм  действия этого инструмента денежно-кредитной  политики заключается в следующем:
если  центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;
при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.
Этот  инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает  основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и вызывать значительные изменения в кредитной политике коммерческих банков.
Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики. Выделяют две разновидности кредитно-денежной политики:
Мягкая  кредитно-денежная политика или политика "дешевых  денег" ЦБ направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.
Жесткая кредитно-денежная политика или политика "дорогих  денег" носит ограничительный (рестриктивный) характер, сдерживает рост денежной массы и может быть использована в качестве противодействия инфляции.
К преимуществам  денежно-кредитной политики следует  отнести:
быстроту  и гибкость (предложение денег  можно изменять без законодательных  процедур);
независимость от политического давления (существует закон о ЦБ, определяющий его функции  и полномочия);
"мягкость", определенная "деликатность" в  реализации основных задач в  сравнении с официальной политикой.
Некоторые иные методы регулирования  денежно-кредитной  сферы.
Помимо  экономических методов, посредством  которых центральный банк проводит денежно - кредитную политику, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним  относится, например, использование  количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При нарушении  коммерческими банками банковского  законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных  недостатках в работе, что ведет  к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также  иногда использует второстепенное селективное  регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если  государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может  влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы  к тому или иному действию. Государство  обращается к чувству общественного  долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.
    3. Характерные черты  денежно-кредитной политики России в текущем году.
    В «Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год  и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед  Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежнокредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.
    Установление  целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе
в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.
Банк  России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и  в период 2010 и 2011 годов исходят  из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).
Банк  России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.
Общемировая тенденция существенного роста  цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего  спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.
Однако  решение этой задачи было осложнено  влиянием на российский финансовый рынок  кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. I. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.
Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.
Банк  России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость  привязки рубля к бивалютной корзине  и допуская большую волатильность ее стоимости.
Режим свободно плавающего валютного курса  необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия  Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса  мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
При разработке денежно-кредитной политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.
Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить  покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.
Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.
Для обеспечения  соответствия динамики инфляции целевой  траектории Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежнокредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.
Процентная  политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и  динамики инфляции. Важной задачей  процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.
Основным  фактором риска для российского  банковского сектора в условиях международного финансового кризиса  является существенное ограничение  доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.
Следствием  влияния указанного фактора является введение российскими банками более  консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В  свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.
В этой ситуации на состояние банковского  сектора будет оказывать влияние  качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.
В целях  снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.
В рамках системы управления ликвидностью банковского  сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций  к инструментам рефинансирования, что  должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.
Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.
Для перехода к режиму таргетирования инфляции в  полном объеме Банк России будет участвовать  в работе по созданию необходимых  условий институционального характера, способствовать повышению глубины  и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежнокредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.