На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные направления денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава I. Денежно-кредитная система. Сущность и функции………………….5 

Глава II. Государственное макрорегулирование денежно-кредитной системы…………………………………………………………………………..13 

    1. Цели денежно-кредитного регулирования……………………………....13 

    2. Инструменты денежно-кредитной политики……………………………19 

Глава III. Основные направления денежно-кредитного регулирования в
Российской Федерации………………………………………………………….26 

Заключение……………………………………………………………………….29 

Список использованной литературы…………………………………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
      Регулирующая  деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.
      Денежно-кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.
      Механизм  регулирования включает методы, инструменты  регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.
      Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.
      Цель  данной работы – рассмотрение основных целей, направлений и инструментов денежно-кредитной политики.
      Актуальность  работы заключается в том, что  денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Денежно-кредитная система. Сущность. Функции

 
      Современная кредитная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования  и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих  основных звеньев:
    1. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.
    2. Банковский сектор: коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные торговые банки.
    3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы.
        Приведенная трехъярусная схема структуры кредитной системы является типичной для большинства промышленно развитых стран, в частности США, стран Западной Европы, Японии. Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга. Наиболее развита кредитная система США, на нее ориентируются промышленно развитые страны при формировании своей кредитной системы. Тем не менее, каждая страна имеет свои особенности.
        Так, в кредитной системе стран Западной Европы получили широкое развитие банковский и страховой секторы. В Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках. Причем институт ипотечных банков занимает в Германии большой удельный вес в кредитной системе и на рынке ссудных капиталов. Для Франции характерно разделение банковского звена в основном на депозитные коммерческие банки, деловые банки, которые выполняют функции инвестиционных, и сберегательные банки.1
      Современная кредитная система Японии имеет  трехъярусную систему: центральный  банк, банковский и специализированный секторы. При этом наиболее развит банковский сектор, базирующийся на городских (коммерческих) и сберегательных банках.
      Кредитные системы развивающихся стран  в целом развиты слабо. В большинстве  этих стран существует двухъярусная система, представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков.
      Ряд азиатских стран — Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Индонезия, Индия — имеют довольно развитую трехъярусную структуру и приближаются по своему уровню к кредитным системам стран Западной Европы. Трехъярусные кредитные системы имеет и ряд стран Латинской Америки: Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Перу.
      Не  подлежит сомнению тот факт, что  государство должно активно вмешиваться  в экономику для проведения своей  социально-экономической политики, а так же замещение рыночного механизма там, где он дает сбой. 
                                  Существует два основных способа:

    прямое административное вмешательство (установка цен, рационирование товаров),
    косвенное экономическое регулирование (выработка и осуществление государством денежно-кредитной политики).
        Нормальное функционирование экономики невозможно без денег. Переходя от одного экономического субъекта, деньги способствуют движению товара, и облегчают расчеты.2
      Движение  денег обслуживающее реализацию товаров, а так же платежи расчеты в национальной экономике называется денежным обращением.
          Форма организации денежного обращения в стране, закрепленная законодательством, образует денежную систему. Государство определяет следующие элементы денежной системы:
    национальную денежную единицу,
    масштаб цен,
    виды денежных знаков имеющих законное хождение,
    порядок эмиссии и обращения денег (обеспечение, выпуск, изъятие из обращения),
    формы безналичного платежного оборота.
   Государственный институт, осуществляющий регулирование денежного обращения: Центробанк. В зависимости от того, какой материал выполняет функции денег, выделяют два типа денежных систем:
    металлических денег
    и бумажных денег.
     В случае металлического денежного обращения, в качестве денег используют золотые, серебреные монеты. При обращении бумажных денег, платежным средством выступают банкноты, чеки, векселя. Деньги продаются и покупаются на денежном рынке.
        Денежный рынок - это одна из разновидностей товарного рынка, часть рынка ссудных капиталов.3
        Агентами денежного рынка являются в основном банки, а так же другие финансово - кредитные институты, как и на любом другом рынке, на денежном рынке основными элементами механизма его функционирования является спрос и предложение.
          Спрос на деньги - это общее количество денег, которое домохозяйства, предприятия и государство желают иметь в данный момент.
          Денежное предложение - это денежная масса в обращении.
      Предложение денег обеспечивается центральным банком, который выпускает в обращение банкноты, кроме того деньги создают и коммерческие банки, представляя кредиты предприятиям и населению.
      Как известно, одной из ключевых проблем  в денежно сфере в переходных экономик, является контролирование (снижение) инфляции. Хотя инфляция на начальном этапе перехода к рынку движима главным образом расширением денежного предложения и ликвидацией денежного навеса сдерживание цен не гарантируется лишь усилиями денежных властей. Кроме обычного давления со стороны спроса и затрат, авторы выделяют пять дополнительных источников влияния, которые являются проблемой при проведении денежной политики.
      Во-первых, либерализация цен в начале перехода выражается в поиске агентами равновесного уровня цен и существенным изменениям относительных цен, поскольку при  плановой экономике цены на товары повседневного спроса были, как правило, занижены.
      Во-вторых, изменение относительных цен  ведет к значительному перераспределению  ресурсов внутри страны. Поскольку  затраты предприятий на начальном  этапе негибки (вследствие того, что предприятия неподготовлены к изменению структуры экономики), уменьшаются фискальные доходы и растут дефициты государственного бюджета, которые вследствие слабой фискальной политики финансируются в основном за счет расширения денежного предложения.
      В-третьих, инерционность инфляции в условиях падения спроса на товарных рынках и рынке труда приводило к  постоянной умеренной инфляции (15-40% в год) во многих переходных экономиках. Поскольку инерционность темпов роста цен является следствием сформировавшихся инфляционных ожиданий, эта проблема может вносить довольно существенный вклад в формирование инфляции в условиях переходной экономики.
      В-четвертых, с ростом дохода растет уровень цен  в экономике на неторгуемые товары (в соответствие с эффектом Баласса-Самуэльсона), и при проведении стабилизационной политики денежным властям приходится определять, до какой степени инфляция является следствием роста относительных цен на неторгуемые товары. Хотя для переходных экономик доминирующим фактором роста цен являются факторы денежного предложения, а не эффект Баласса-Самуэльсона, последний может часто оказывается более значимым для переходных и развивающихся экономик на втором этапе развития, следующим за трансформационным спадом.4
      И последнее, приватизация, построение институтов и создание конкурентных рынков занимает определенный период времени, при этом темпы формирования рыночной конкуренции и повышения эффективности в частном секторе могут значительно влиять на темпы инфляции в переходных экономиках. Переходные экономики оказываются более чувствительными не только к шокам, как внутренним, так и внешним, но и к действиям властей, пытающихся эти шоки нейтрализовать. Несогласованные решения монетарной и фискальной политики могут обернуться долгим и болезненным процессом перехода к рынку. В развитых экономиках первичные цели денежно-кредитной политики обычно направлены на увеличение роста экономики, уменьшение безработицы. В переходных же экономиках цели денежно-кредитной политики должны быть направлены на поддержание ценовой и финансовой стабильности. Это необходимо для того, чтобы как можно более быстро и с наименьшими потерями осуществить переход к рынку. Помимо этого, денежные власти должны определить стратегии и инструменты, с помощью которых планируется достижение первичных целей. Мишкин в своей работе, подчеркнул, что отсутствие стабильности цен ведет к издержкам для общества, которые значительны для экономик с высокими темпами инфляции и не исчезают при замедлении темпов инфляции. К этим издержкам относятся:
     1) Издержки от переинвестирования в финансовый сектор. Эти издержки представляют собой потери от упущенной альтернативы инвестирования в реальный сектор. Отсутствие стабильности цен, как правило, сопровождается
завышенными процентами по финансовым активам, что приводит к перетеканию капитала из реального в финансовый сектор. Таким образом, капитал работает не на увеличение роста и благосостояния экономики, а на раздувание финансового сектора. Результатом является падение инвестиций в реальный сектор и дальнейшее сокращение выпуска, т.е. уменьшение благосостояния граждан;
     2) Издержки неопределенности общего уровня цен и относительных цен в экономике. Хотя в условиях гиперинфляции эти издержки могут быть сравнительно малы, в переходных экономиках, не переходящих эту грань, потери от неопределенности могут оказаться значительными. Они выражаются в том, что агенты, не принимающие риск, будут отказываться от выгодных инвестиционных проектов, что опять же приведет к снижению экономической активности и падению роста в экономике;
    3) Издержки хранения денег в номинальной форме, возникающие вследствие падения реальной стоимости национальной валюты из-за постоянного роста цен. Поскольку в странах Восточной Европы и СНГ в основном наблюдалась достаточно высокая инфляция, издержки хранения денег могли быть значительными;
    4) Инфляция приводит к обесценению денежных сбережений граждан, т.е. к уменьшению их благосостояния и покупательной способности, а значит, падению агрегированного спроса и сокращению выпуска;
    5) Издержки от замедленной индексации налогов и налоговых вычетов, приводящие к недоинвестированию в реальный сектор и неоптимальному размещению ресурсов по отраслям. Издержки здесь возникают вследствие того, что при подсчете налоговой базы амортизационный вычет не индексируется на увеличение стоимости капитала, в то время как налогооблагаемая база растет в денежном выражении. Таким образом, если предположить, что в условиях неразвитых финансовых рынков фирмы осуществляют инвестиции преимущественно за счет собственных средств (амортизационные отчисления и чистая прибыль), объем ресурсов для инвестирования сокращается. Такие издержки существенны уже при умеренных темпах инфляции, а значит, могут создавать проблемы для роста переходной экономики на втором этапе перехода к рынку. Итак, издержки, возникающие в результате нестабильности цен, приводят к уменьшению инвестиций, отклонению их распределения от оптимального, и, как следствие, к замедлению роста выпуска. Кроме нестабильности цен, важным фактором, способствующим развитию кризиса, является нестабильность финансовых рынков.5
      Долговые  контракты в развивающихся странах, в отличие от развитых, в основном краткосрочны и деноминированы в иностранной валюте. Ожидание роста инфляции может привести к росту процентных ставок, что немедленно отрицательно отразится на движении денежной наличности фирм. Фирмы будут неспособны, платить проценты по долгам, при этом стоимость активов во внутренней валюте резко упадет вследствие ожиданий высокой инфляции. Если при этом финансовая система страны хрупкая, это может привести к сильному кризису финансовой системы и экономики.   
    Развитие функций денег как средства накопления и возможности не только сбережения денежных средств, но и перераспределения их среди экономических субъектов испытывающих в них потребность.  
         Для удовлетворения многочисленных потребностей общества в заемных средствах, используется ссудный капитал. Движение этого капитала и называется кредитом.

         Кредит - это экономическая категория, выражающая отношения проявляющиеся в том, что различные хозяйствующие организации или отдельные лица передают друг другу денежные средства, на условиях возвратности, срочности, платности.  
      Важнейшим источником ссудного капитала служат свободные денежные средства кредитно-финансовых учреждений; денежные накопления населения.
       Коммерческий кредит - предоставляется предприятием в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.
      Банковский кредит - предоставляется владельцем денежных средств заемщикам в виде денежных ссуд  
   В зависимости от сферы применения, различают собственно кредитные средства на приобретения оборотного капитала и ссуды - кредит на приобретение основного капитала. По срокам предоставления кредиты делятся на:
    кратковременные,
    среднесрочные,
    долгосрочные.
                  Кредит выполняет ряд функций:
    распределительную;
    эмиссионную (на основе кредита и в связи с кредитом происходит выпуск денежных знаков, безналичных платежных средств, ценных бумаг);
    контрольную (в процессе совершения кредитных операций осуществляется контроль экономической деятельности предприятий и их финансовое состояние);
    регулирующую (с помощью различных мероприятий, таких как изменение процентных ставок, предоставления гарантий, государство может воздействовать на хозяйственные процессы в экономике).

     Глава II. Государственное макрорегулирование денежно-кредитной политики

1. Цели денежно-кредитного  регулирования

 
      Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики - стабилизацию общего уровня цен. 6
      Наряду  с конечными выделяют промежуточные  цели. Ими являются: объем денежной массы и уровень процентных ставок.
      Осуществляет  денежно-кредитную политику центральный  банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором - изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.
      Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. 7
      С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
      Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. 8
      Варианты  денежной политики по-разному интерпретируются на графике, их отображающем (рис.1). Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика, может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.

Рис.1. Варианты денежной политики: а – относительно жесткая; б – относительно гибкая.
      Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. 9 Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег Ls). В зависимости от угла наклона кривой Ls изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе М (рис.1, б), либо на процентной ставке r (рис.1, а).
      Очевидно, что центральный банк не в состоянии  одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, чтобы сбить давление вверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой спроса на деньги LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой Ls oт точки А к точке В).
      Денежно-кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.
      Можно выделить четыре звена передаточного  механизма денежно-кредитной политики:
      1) изменение величины реального  предложения денег (м/p) s в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;
      2) изменение процентной ставки  на денежном рынке; 
      3) реакция совокупных расходов (особенно  инвестиционных) на динамику процентной ставки;
      4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).
      Между изменением предложения денег и  реакцией совокупного предложения есть еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.
      Изменение рыночной процентной ставки происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики центрального банка на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо.

Рис. 2. Передаточный механизм денежно-кредитной политики. 

      Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, т.е. в итоге снижение процентной ставки (рис.2, а), когда кривая предложения денег сдвинется вправо из положения Ls1 в положение Ls2.
      Однако  реакция денежного рынка зависит  от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки (рис.2, в).
      Очевидно, что нарушения в любом звене  передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики.
      Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного  спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.
      Денежно-кредитная  политика имеет значительный внешний  лаг (время от принятия решения до его результата), так как влияние  ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания процентной ставки с уменьшением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет се проведение, ибо запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.
      Углубить  представление о денежно-кредитной политике можно с помощью модели совокупного спроса - совокупного предложения (модели AD-AS).
      Денежно-кредитная  политика, подобно фискальной, ограничивается факторами, заключенными в кривой предложения.
      Другими словами, причинно-следственная связь, представленная на рис.3, исходит из того, что денежно-кредитная политика, воздействует прежде всего на инвестиционные расходы и тем самым на реальный объем производства и уровень цен. Модель AD-AS, и в частности кривая совокупного предложения, объясняет, как изменения в инвестициях распределяются между изменениями в реальном объеме производства и изменениями в уровне цен.  


Рис. 3. Денежно-кредитная политика и модель AD-AS.
      Определяя положение данной кривой совокупного  спроса, предполагаем, что денежное предложение фиксировано. Расширение денежного предложения смещает кривую совокупного спроса вправо. Большое денежное предложение позволяет экономике достигнуть большого реального объема производства при любом данном уровне цен. Сокращение денежного предложения, наоборот, сдвигает кривую совокупного спроса влево.
      Таким образом, можно заметить, что, если экономика  находится в состоянии спада и характеризуется почти горизонтальным кейнсианским отрезком кривой совокупного спроса, политик "дешевых денег" сместит кривую совокупного спроса из положения AD 1 в положение AD 2
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.