На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эффективность функционирования рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                              Содержание:
    Введение..................................................................................

    Глава 1.Модели рынка. Совершенная и несовершенная  конкуренция.

    1.1 Типы рынка............................
    1.2 Основные виды и функции.................................................. 

    Глава 2. ценообразования  на рынках совершенной и несовершенной конкуренции.
    2.1 Процесса ценообразования.......................................
        2.2 Ценообразование в условиях
    совершенной конкуренции.....................................................
    2.3 Ценообразование в условиях
    несовершенной конкуренции...................................................
    2.4 Государственное регулирование цен..........................................
    Глава 3. Эффективность функционирования рынка.
    3.1 . Экономическая     эффективность................................
    3.2 Производственная эффективность...........................................
       3.3  Эффективность функционирования рынка в условии совершенной        конкуренции. ....................................................
     3.4 Эффективность функционирования рынка в условии
чистой монополии. ..........................................
      3.5  

    Заключение.................................................................................

    Список  литературы...................................................................

       
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Глава1. Модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция.

 
      Типы рынка.
    Для того чтобы  отдел маркетинга успешно осуществлял свою деятельность по реализации продукта, необходимо понимать, на рынке    какого типа действует компания.
  Классификация рынков  имеет следующие типы рынка:
    монополия;
    совершенная конкуренция;
    олигополия;
    монополистическая конкуренция.
    Как известно, рынок состоит из продавцов и покупателей. Основные детерминанты, определяющие тип рынка, на котором действует предприниматель, - это продукт, тип и число покупателей, возможности, имеющиеся на рынке у покупателя или продавца. Чрезвычайно важно понимать модель рынка, поскольку это определяет характер действий, которые необходимо предпринимать для успешной конкуренции. В рамках некоторых моделей рынка конкуренция практически невозможна, тогда как на других конкурентная борьба может носить специфический характер. Модели рынка мы будем рассматривать с точки зрения продавца, хотя  

      1.2 Совершенная и не совершенная конкуренция.
  Мы живем в атмосфере конфликтов.
Рынок и конкуренция  связаны неразрывными нитями. Без  конкуренции  нет рынка.
   Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Например, конкуренция рассматривается как экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям, или как состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.
    Конкуренция – это характернейшая  черта отношений между продавцами
                                                     
или  между  покупателями.  В  то   же  время  продавец   и   покупатель   не конкурируют, не соперничают друг с другом, а ищут  взаимоприемлемых  условий для сделки.
    Рыночная конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы.
    Свобода выбора, реализующаяся в форме стремления каждого получать  для себя  лично  денежный   доход,   служит   основой   для   конкуренции,   или экономического   состязания,   как   конкретного    свойства    капитализма.
   Конкуренция, как она представляется экономистам, означает следующее:
        1. Наличие на рынке большого числа независимо действующих  покупателей
и продавцов  любого конкретного продукта или  ресурса.
        2. Свободу для покупателей и продавцов выступать на  тех или иных
рынках или  покидать их.
      Ф.Хайек * обращает внимание на ключевую роль конкуренции  в  техническом процессе:  «Конкуренция  –  исследовательский  поиск,  который  осуществляют первооткрыватели».  Внедрение   ими   новых,   ранее   не   использовавшихся технологий, распространяется впоследствии на другие предприятия.
       Что  касается  рыночных  методов  конкуренции,  то  с  давних  времен
ключевой  была  ценовая  конкуренция,   то   есть   привлечение   покупателя
пониженными  ценами,  а  так  же  рекламой,  улучшением  условий   поставки, комфортностью,  послепродажным  обслуживанием  и  т.д.  Важным направлением остается соперничество в качестве продукции, ее потребительских свойствах.
      Покупатели  конкурируют  между   собой,  преследуя  цель  нахождения  и
привлечения лучшего  поставщика товаров и услуг. Ярким  примеров  конкуренции покупателей служат аукционы.
     Общий   баланс   последствий   конкуренции   несомненно   позитивен,
благотворен для  экономики в целом, хотя каждый участник должен  считаться  с возможностью «разочаровывающего эффекта».
     Каждая система – биологическая, физическая, экономическая стремится к равновесию.  Конкуренция  позволяет  достичь   оптимума,   хотя  равновесие остается зыбким, достигается через перелив капитала  в прибыльные  отрасли.
Совершенная конкуренция  – это свободное соперничество  многочисленных
?
  * Фри?дрих А?вгуст фон Ха?йек (нем. Friedrich August von Hayek; 8 мая 1899, Вена23 марта 1992, Фрайбург) — австрийский экономист и философ, представитель новой австрийской школы, сторонник либеральной экономики и свободного рынка. Лауреат Премии Шведского банка по экономике в память Альфреда Нобеля (1974). 
 

    Конкуренция  удерживает  прибыль в определенных   пределах,   способствует снижению цен или замедлению их роста.
   Свободная (совершенная) конкуренция  характеризующая  множественностью независимых производителей и практической недоступностью для каждого из  них ценового контроля.
   Понятно: что в этой  модели  большую роль  играет  не  только  сама
численность производителей, но и отсутствие у одного или нескольких  из  них масштабной доли в совокупном предложении данного товара. В противном  случае свобода  конкуренции ограничивается,  начинается  сползание   к   рыночному контролю.
     Теоретически рынок здесь вроде бы  не монополизирован.  Но  существует «олигополия» (господство  немногих  или  групповая 
монополия).  Посредством переговоров,  телефонных  звонков  и   совместных   завтраков   руководители корпораций  устанавливают  цены, 
контролируют  их   динамику.   Разумеется, достичь соглашения олигополистам непросто.  Нужно  поделить  сферы  влияния,
контролируют  их   динамику.   Разумеется, достичь соглашения олигополистам непросто.  Нужно  поделить  сферы  влияния,
рынки, вероятную  прибыли. К тому же существует такое  препятствие,  как  так называемая  цена  сговора,  например,  вероятность  оживления потенциальных соперников.
      Конкурентные начала более заметны в отношениях  между  производителями (продавцами). Но они существуют и между покупателями.  Аукционы  на  рынках ценных бумаг и валюты ведут не к понижению,  а  чаще  всего  к  взвинчиванию цен. Существуют и союзы  потребителей,  которые  выполняют  обычно  защитные функции.
     Условия    совершенной    конкуренции    определяются    следующими
предпосылками.
      1. Большое количество продавцов и покупателей, ни один из  которых не
имеет заметного  влияния на рыночную цену и количество товара.
      2. Каждый продавец производит однородный продукт, который ни  в каком отношении не отличим от продукта других продавцов.
      3. Барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо  минимальны, либо вообще отсутствуют.
     4.Никаких искусственных ограничений спроса, предложения  или  цены  не существует и ресурсы – переменные факторы производства – мобильны.
      5.  Каждый  продавец  и покупатель  владеет полной   и   правильной
информацией о  цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.
      Нетрудно видеть, что ни один  реальный  рынок  не  удовлетворяет   всем
перечисленным условиям. Поэтому  схема  совершенной    конкуренции  имеет  в основном теоретическое значение.
      Несовершенная конкуренция. Большинство  реально функционирующих  рынков отличаются  от   идеальной   модели   совершенной   конкуренции.  
Отдельные производители или их  объединения  в  состоянии  воздействовать  на  условия продажи, в частности на цены. Поэтому все  рынки несовершенной  конкуренции называются «рынками делателей цен». Основным отличием их  выступает  степень монополизации.
       На  рынке  монополистической   конкуренции  в   значительной   степени
соблюдается принцип  разнообразия  товаров,  производимых  разными  фирмами.
       Если эти товары способны к взаимозаменяемости, удовлетворению  одних  и  тех же  потребностей,  то  рыночная   конкуренция   возникает   и   в   условиях ограниченного количества продавцов (производителей) и  как  бы  переходит  в конкуренцию между товарами, продуктами.
      В  наиболее  общем  виде  монополистическая  конкуренция   представляет собой рыночную структуру, в которой  относительно  большое  число  продавцов (несколько десятков фирм) предлагает для продажи схожую,  но  не  идентичную продукцию.   При   этом   каждая   из   фирм,   представленных   на    рынке монополистической   конкуренции,   может   чувствовать   себя   относительно независимо,  не  придавая  значения  реакции  других  фирм.  Примером  такой отрасли  может  служить  производство  верхней  одежды,  обуви,  парфюмерно - косметических товаров, книгоиздание, туризм.
      В условиях монополистической  конкуренции  с  дифференциацией   продукта рычагом конкуренции становятся не  только  цены,  но  в  той  же  степени  и качество товара, предполагающее различие между одними и  теми  же  товарами.
     На  рынке  монополистической  конкуренции  представлены,  например,  одежда, которая различается материалом, стилем, качеством работы;  услуги  торговли, связанные с продажей  продукта  в  кредит,  упаковкой,  льготами  постоянным покупателям. Продукты могут быть дифференцированы  на  основе  размещения  и доступности, примером тому  мини - маркеты  у  станций  метро  и  супермаркеты вдали от него. Соответственно  на  рынках  монополистической  конкуренции  с дифференциацией товара разными считаются не только товары,  отличающиеся  по виду и назначению, но и качеством, рекламированием,  организацией  торговли, способами привлечения к ним покупателей.
     Одним  из  преимуществ  дифференцированности  продукта  является  то,   что, несмотря на  наличие  относительно  большого  числа  фирм,  производители  в условиях  монополистической  конкуренции  обладают   ограниченной   степенью контроля над ценами в силу  того,  что  покупатели  и  продавцы  не  связаны стихийно, а покупатели  своими  предпочтениями  определяют  необходимость  и цену той иной продукции. Таким образом, конкуренция основана  не  только  на цене, но и  на  ценовых  факторах,  давая  возможность  говорить  о  большем размахе неценовой конкуренции.
      И еще один штрих,  характеризующий  монополистическую конкуренцию, легкость вступления в отрасль  новых  фирм,  что  приводит  к  невозможности тайного сговора между фирмами.
      Наиболее    типичен    для    современной    рыночной    экономики
олигополистический  рынок.  Такой  рынок  обычно   представлен   несколькими относительно крупными и  близкими  по  масштабу  продаж  и  степени  влияния участниками.
 Главный определяющий  признак олигополии :
 –  немногочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продавцов (производителей).
     Рыночная  дуополия  есть  частный случай  олигополии,  при   котором
количество  фирм-продавцов  (производителей),   представленных   на   рынке, сокращается до двух. Выделение этой категории в особый тип обусловлено  тем, что в данном случае  каждой  фирме  принадлежит  весьма  значительная   доля рынка, по  этому  она  приобретает  уже  не  частичный,  а  полуограниченный контроль над рынком (продажами, ценами), что приближает дуополию  к чистой, полной монополии.
   Наибольшей монополизации рынок достигает в условиях  абсолютной  или чистой  монополии,  являющейся   полярной   противоположностью   совершенной конкуренции. Абсолютно монополизированный рынок  характеризуется  следующими признаками:
     1. Товар на рынке продает единственный продавец.
     2. Товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей.
     3. Продавец торгует только своим товаром      .
     4. Продавец диктует цену рынку в силу полного контроля над ним.
     5. Вступление в отрасль заблокировано.
      Такой  рынок  по  аналогии  с  идеальными  конкурентными   представляет
абстракцию и  практически  в  жизни  не  встречается,  но  он  вполне  может
рассматриваться как модель, к которой приближаются высокомонополизированные рынки.
    На практике наиболее  близки  к модели  рынка чистой  монополии так
называемые естественные  монополии.  Они  складываются  в  тех  сферах,  где конкуренция затруднительна  или вообще неприменима, так  как  продукт  может быть  произведен  только  одной  фирмой.  К  таким  естественным  монополиям относятся    большинство    предприятий     общественного,     коммунального обслуживания,  предоставляющих  населению   газ,   электричество,   тепловую энергию,  предприятия  водоснабжения,   кабельное   телевидение,   средства транспорта.  Почти   все   рынки   подобных   товаров   и   услуг   подлежат государственному регулированию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. ценообразования  на рынках совершенной  и несовершенной  конкуренции. 

    2. 1 Процесса ценообразования
   Зависимость процесса ценообразования от характеристики рынка.  
Процесс образования, формирования цен на товары и услуги, использования методов, способов установления цен в целом, в целом процесс ценообразования, различают на две основные системы: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное, государственное на основе назначения цен государственными органами. И обе системы существенно отличаются на различных типах рынков. 
  Характерны четыре типа рынков, в каждом из которых стоят свои проблемы в области ценообразования и от которых зависят ценовая политика фирмы.       Первый рынок представляет чистую конкуренцию. 
Рынок чистой конкуренция состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает здесь особого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не хотят продавцы запрашивают и цену ниже рыночной, поскольку способны продать товар по существующей рыночной цене. 
  Продавцы на таком рынке не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, поскольку до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, мероприятий ограничена. 
Весьма специфичен рынок монополистической конкуренции, состоящей из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широкой гамме цен. Наличие большого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Конкретные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. 
Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели принимают во внимание разницу в предложениях и готовы платить за товары разные цены. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать многообразные предложения для отдельных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. 
   Еще один рынок – рынок олигополистической конкуренции. Этот рынок состоит из небольшого количества продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам весьма трудно проникнуть на данный рынок.  
Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов.

Теперь самое  время поговорить о процессе ценообразования  в условиях совершенной и несовершенной  конкуренции 
 

 
2.2Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
      Рынку в условиях совершенной конкуренции присущи следующие черты: 
   1. На этом рынке действует большое число фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно. Рынку присуща высокая организованность, оперативность и информативность – фирмы отрасли в курсе всех событий, происходящих на рынке. 
   2. Фирмы отрасли производят один и тот же стандартный товар, поэтому для покупателей абсолютно безразлично, товар какой фирмы приобретать. 
   3. Отрасль является открытой для входа в неё и выхода любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу. 
  Спрос отдельной фирмы.

 Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции, то каждую единицу товара она продает по одинаковой рыночной цене. Это означает, что каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, величины средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведённую на уровне цены товара. В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при единой системе равновесие между спросом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит (уменьшит) количество производимой продукции. Поскольку каждый продавец имее. т возможность реализовать по текущей цене любой желаемый им объём продукции, у него нет резона снижать цену. Это значит, что совершенно конкурентная фирма сталкивается с кривой спроса, подобной той, что изображена на рис. Рыночный спрос представлен также на рис:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.3 Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы (а) и  рынка (б). 

 
  Основная проблема совершенно конкурентной фирмы – поиск объема выпуска, который максимизирует прибыль в условиях, когда спрос на её продукцию является абсолютно эластичным. 
  Прибыль здесь определяется разницей между валовым доходом и совокупными издержками за период продаж. Сам же валовой доход определяется путём умножения цены проданного товара на количество продукции, которое фирма может продать. Доход от единицы продукции представляет собой средний доход. Дополнительный же доход от продажи ещё одной единицы продукции выражает предельный доход. Поскольку цена товара совершенно конкурентной фирмы вне её влияния, то каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену и предельный доход будет равен его цене, т.е. будет постоянным. 
Для фирм, действующих в любой рыночной структуре, важное значение имеет фактор времени, который оказывает существенное влияние на принимаемые фирмой решения относительно изменений объёма производства. Не является исключением в этом плане и совершенно конкурентная фирма... На краткосрочном временном интервале совершенно конкурентная фирма, принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточно времени для того, чтобы увеличить объём производства. В результате фирма пытается приспособить свой объём производства для максимизации прибыли или минимизации убытков. И для этого существует два пути. Первый состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход и валовые издержки. Второй же предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек. Если сопоставление валового дохода и валовых издержек обеспечивает проверку общей прибыльности для оптимального выпуска в краткосрочном временном периоде, то сопоставление предельного дохода и предельных издержек предполагает проверку предельной прибыльности. 
   Следует вспомнить, что именно разница между валовым доходом и валовыми издержками представляет собой прибыль. 
  Соответственно максимальная прибыль может быть получена при таком выпуске продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Если рыночная цена опускается настолько, что не обеспечивает желаемого превышения валового над валовыми издержками, то фирма несёт убытки. Однако фирма не закроется, и будет осуществлять производство, если сумма убытка будет меньше на какую-то величину её совокупных постоянных издержек. Наконец, если рыночная цена опустится так низко, что при всех уровнях производства убытки будут превышать стоимость постоянных издержек, то фирме стоит остановить производство. Осуществляя в этом случае производство, фирма понесёт большие потери, чем при её закрытии. 
  Разница между предельным доходом и предельными издержками показывает, как изменяется прибыль от продажи дополнительной единицы продукции, т.е. как изменяется предельная прибыль. Максимизация пр... 
прибыли на основе предельного анализа предполагает поиск выпуска продукции такого объёма, который максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками. Фирма максимизирует прибыль, продолжая производить продукцию, пока предельная прибыль положительна. Главным условием для фирмы, максимизирующей прибыль, является равенство предельного дохода и предельных издержек. Поскольку для совершенно конкурентной фирмы цена равна предельному доходу, то предельное условие максимизации прибыли фирмы может иметь форму равенства цены и предельных издержек. Равновесным выпуском продукции максимизирующим прибыль совершенно конкурентной фирмы, является выпуск, при котором рыночная цена равняется предельным издержкам и предельному доходу. Любой выпуск ниже этого уровня означает, что фирма может повысить выпуск продукции для увеличения прибыли, и наоборот. 
Учитывая выше определённые валовой и предельный доход, совершенно конкурентная фирма выбирает объём производства, который обеспечивает ей максимальную прибыль. При этом следует иметь в виду, что выпуск продукции, обеспечивающий фирме максимальную прибыль, вовсе не означает получение самой большой прибыли за единицу этой продукции. То есть прибыль на единицу товара нельзя использовать как критерий общей прибыли. Определяя выпуск, максимизирующий прибыль, необходимо учитывать и то, что когда цена больше, чем средние издержки производства, которые максимизируют прибыль, то совершенно конкурентная фирма получает экономическую прибыль. Получение экономической прибыли означает, что её доходы превышают все её издержки. Если же рыночная цена на продукцию равна минимальным средним издержкам, то она позволяет совершенно конкурентной фирме лишь покрывать свои издержки, в результате фирма получает экономическую прибыль, ревную нулю, т.е. нормальную прибыль. Совершенно конкурентная фирма в этом случае находится на уровне самоокупаемости. Когда же рыночная цена падает ниже минимально возможных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, то совершенно конкурентная фирма несёт убытки. Когда цена падает до уровня минимально возможных средних переменных издержек, фирма находится в точке прекращения операций. При любой цене, опускающейся ниже минимально возможных средних переменных издержек, потери фирмы превышают постоянные издержки и совершенно конкурентная фирма закрывается. 
   Выявив основные особенности поведения совершенно конкурентных фирм на краткосрочном временном интервале, можно прейти к анализу их действий на долгосрочном временном интервале. Долгосрочный временной интервал предполагает мобильность всех производственных ресурсов, а также изменение числа фирм в отрасли. Новые фирмы будут вступать в отрасль, если прибыль в данной отрасли имеет отрицательное значение, и фирмы получают прибыль ниже нормальной прибыли, то они покидают отрасль. Когда же экономическая прибыль в отрасли равна нулю, то фирмы получают стимула для того, что входить в отрасль или покидать её.       Совершенно конкурентная фирма производят продукцию на долгосрочном временном интервале только в том случае, когда цена не опускается ниже долгосрочных средних издержек. Соответственно при цене, изначально меньшей долгосрочных средних издержек, имеют место убытки и отток фирм из отрасли. Когда же достигается равенство цены товара и минимально возможных в долгосрочном временном периоде средних издержек производства, то стимул для новых фирм вступать в отрасль, а для функционирующих фирм – увеличивать объём производства отсутствует, и достигается долгосрочное конкурентное равновесие. В завершении следует заметить, что модель рынка совершенной конкуренции служит эталоном эффективности распределения и использования ресурсов. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, а чью-либо долю в получении результата уже невозможно увеличивать, не сократив другую. Общество находится на грани полезности – возможности. Ресурсы эффективно распределяются как в сфере производства, так и в сфере потребления. Участвующие в производстве фирмы выпускают набор продукции, наиболее предпочтительный, полезный для потребителя, а производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными. 
  Определяя основные достоинства совершенно конкурентной рыночной модели, следует обратить внимание и на её слабые стороны. 
   В конкурентной рыночной системе отсутствуют мотивы оптимального распределения доходов. Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ.                      Отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей производственной техники и способствовать медленному темпу технического прогресса. Совершенно конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

    2.3 Ценообразование на монополизированном рынке.
 
   Если на рынке существуют продавцы или покупатели, которые способны воздействовать на рыночную цену, то такая конкуренция уже имеет форму несовершенной конкуренции. В зависимости от степени контроля за ценами в условиях несовершенной конкуренции можно выделить такие её формы, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. 
   Монополия – тип структуры рынка, который характеризуется следующими чертами: 
    • На рынке присутствует единственный производитель, продающий свою     продукцию множеству покупателей; 
    • Нет близких знаменателей продукта монополиста; 
    • Барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен. 
Барьеры для входа в отрасль могут возникнуть вследствие различных причин: 
   • Исключительные права, получаемые от правительства, примером может служить разрешение на установку кабельного телевидения одной фирме и т.д., 
   • Имеющиеся патенты и авторские права, которые могут обеспечивать монопольные позиции лишь на ограниченное число лет; 
    • Контроль со стороны монополиста всего предложения, какого – либо производственного ресурса, примером может служить алмазная компания De Beers, которая контролирует 85% реализуемых алмазов и т.д.; 
   • Необходимость осуществления больших одновременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть, так   как это часто затраты на создание специализированного оборудования; 
   • Высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков. 
    В отличие от совершенного конкурента, монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и цену, выбирая точку на кривой отраслевой спроса. 
   Спрос на продукт монополиста.

Поскольку монопольное  предприятие сосредоточило в  своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает  с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объём продаж для поддержания  высокой цены или снизить цену в целях увеличения объёма  реализации. (рис.4)* 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 

 
     Рис.4 Спрос на продукт монополиста

 
  Площадь P1AQ1O – валовой доход от реализации Q1 объёма продаж; P2DQ2O – валовой доход от реализации Q2 объёма продаж. 
С увеличением объёма производства с Q1 до Q2 валовой доход возрастает на величину площади FBQ2Q1 и одновременно уменьшается на P1AFP2. 
Таким образом, при определении, как установить объём выпуска, монополист должен иметь в виду, что по мере расширения своего производства он не только что-то приобретает (стоимость дополнительно выпущенной продукции), но и что-то теряет (часть стоимости прежнего объёма производства из-за снижения цены). 
В условиях совершенной конкуренции это также имеет место: по мере расширения производства в отрасли цена снижается. Но при этом каждый производитель в отдельности не может предотвратить снижение цены, он может только увеличить выпуск и при сложившейся цене получить доход, прежде чем цена снизится в очередной раз. 
Монополист самостоятельно устанавливает объём и цену, поэтому, чтобы не допустить превышение потерь от снижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, он каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий доход от реализации «n» единиц продукции с общим доходом от реализации «n+1» единиц продукции, то есть он следует за величиной предельной выручки. Для монополиста величина предельной выручки меньше цены продукции, и поэтому линия величина предельной выручки лежит ниже D, причем линия предельной выручки в два раза круче линии спроса.  
Максимизация прибыли монополией.

Приведём числовой пример: если при увеличении объёма производства на 1 изделие общие  затраты монополиста увеличиваются  на 250 ден.ед., то его прибыль увеличивается  на (300 - 250) ден.ед., и монополист заинтересован в расширении производства и повышении цены. Он будет делать это до тех пор, пока его предельная выручка не сравняется с предельными затратами. Если же, наоборот, предельные затраты будут превышать предельную выручку, и равны, например, 350 ден. ед., монополист, стремясь максимизировать прибыль, будет сокращать объём производства и повышать цену. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объёма продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объёма производства. 
   Итак, стремясь к максимуму прибыли, монополия выбирает объём производства, при котором MC=MR. Точка пересечения этих графиков обозначена точкой К, так как точку максимизации прибыли монополией называют точкой Курно. Суммарная прибыль монополии на весь выпуск равна площади PмFNL .

  Монополист, как правило, производит меньше, чем при совершенной конкуренции, и по более высоким ценам. 
Обладание монополией, однако, не гарантирует прибыль.В условиях долгосрочного периода монополия должна функционировать, по крайней мере, безубыточно. Ситуация минимизации убытков не может быть долгосрочным равновесием: фирма уйдёт с рынка, если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки. 
Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных. 
   Функция предложения монополии. 
Не существует всеобщей однозначной зависимости между ценой и максимальным объёмом предложения монополии, то есть у монополии, максимизирующей прибыль, отсутствует функция предложения. Это связано с тем, что: 
1. при заданной кривой МС монополии в точке Курно могут пересекаться одновременно несколько кривых MR, каждой из которых соответствует своя кривая спроса, в таком случае объём выпуска, на который указывает точка Курно, будет предлагаться по разным ценам в зависимости от наклона линии спроса . 
2. на другом графике несколько точек Курно, соответствующих разным кривым отраслевого спроса, могут указывать на одну и ту же цену, по которой в зависимости от наклона линии спроса будет предлагаться различное количество продукции. 
  Политика государства по отношению к монополиям заключается, прежде всего, в разработке и применении антимонопольного законодательств, то есть системы законов, направленных на предотвращение монополиз2. на другом графике несколько точек Курно, соответствующих разным кривым отраслевого спроса, могут указывать на одну и ту же цену, по которой в зависимости от наклона линии спроса будет предлагаться различное количество продукции. 
  Политика государства по отношению к монополиям заключается, прежде всего, в разработке и применении антимонопольного законодательств, то есть системы законов, направленных на предотвращение монополизации рынков. 
  Однако вопрос об отношении к монополии остаётся дискуссионным среди экономистов. Защитники и сторонники монополий считают, что только крупное производство имеет больше стимула и возможностей для внедрения нововведений. Критикуя рассмотренную модель, они отмечают, что в ней сделано серьёзное допущение о равенстве затрат в случаях совершенной конкуренции и монополии. Однако, как правило, объединение нескольких фирм в одну приводит к снижению затрат за счет создания единых служб снабжения, сбыта и других. Кроме того, возможен такой характер отдачи от масштаба производства, что эффективный объём выпуска одного предприятия окажется равным конкурентному объёму или даже больше его. Такая ситуация наблюдается часто при естественных монополиях. 
В то же время «противники» монополии отмечают дополнительные затраты её по искусственному поддержанию барьеров на вход в отрасль, которые с точкизрения общества вряд ли являются целесообразными, а также и то, что отсутствие конкуренции неизбежно ведёт к росту затрат и неэффективности в управлении. 
  Таким образом, общим вердиктом экономической науки является вывод о том, что монополия менее предпочтительна для общества, чем совершенная конкуренция, поэтому необходимо регулировать её деятельность, чтобы снизить величину общественных потерь.  
   При рассмотрении монополии необходимо различать три её вида: закрытые монополии, которые имеют юридическую защиту от конкурентов; естественные монополии, которые защищены эффектом экономии в масштабах производства; открытые монополии, которые не имеют какой-либо специальной защиты от конкурентов. С первой и последней всё понятно, а с естественной монополией стоит разобраться. 
  Естественная монополия и её регулирование. 
  Существуют ситуации, в которых меры по предотвращению сосредоточения производства какой-либо продукции или услуг на одном предприятии экономически нецелесообразны. Одна из таких ситуаций – это естественная монополия, которая выделяется в особую категорию, возникновению чего способствует рост отдачи от масштаба производства. Характерным признаком естественной монополии является снижение средних затрат длинного периода вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. При этом принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции. 
  Такие ситуации в силу технологических особенностей производства характерны для коммунального хозяйства: электроснабжение, газоснабжение, водопровод, телефонная сеть, городской общественный транспорт и т.п. Для них характерно наличие сетевых структур, в которых высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах производства, то есть снижения средних затрат по мере увеличения объёмов производства. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие высоких невозвратных издержек. Развитие технологии может ослабить или подорвать естественную монополию. Так, развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует естественную монополию на проволочную связь. Если монополист решит сосредоточить выпуск Q2 между тремя предприятиями, выпуская на каждом, объём Q0=1/3Q2, то средние затраты будут больше, чем при выпуске Q2.

  Изобразим график естественной монополии, когда линия отраслевого спроса D пересекает линию LAC до достижения минимума (рис. 5).
   Если мы решим рассредоточить выпуск Q2
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.