На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Московский Городской Юридический Институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

1.Введение
2. Понятие, предмет и метод финансового права
2.1 Понятие финансового  права 
2.3 Место финансового  права в единой системе Российского  права 
2.4 Финансовое  законодательство 
2.5 Финансово-правовые  нормы 
2.6 Финансовые правоотношения
2.6.1 Понятие, содержание, субъекты
3 Финансовое право как наука и учебная дисциплина
4.Заключение
5.Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      -1-
1.Введение 

Выбрав тему финансовое право, я сделал осознанный выбор. После окончания экономической  гимназии у меня осталось много не понятных для меня вопросов, в которых  я попытался разобраться. 

Финансовое право, как и любая иная отрасль Российского  права, имеет свой предмет правового  регулирования. Предметом правового  регулирования финансового права  являются общественные отношения, возникающие  в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.
В условиях возникновения  рыночных отношений государство  при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.
Финансовое право  имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.
Однако этот вывод в теории права остается спорным.
Наличие различных  точек зрения о природе финансового права объясняется тем, что оно находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, и главным образом с конституционным, административным и гражданским.
При отграничении финансового права от смежных  отраслей права необходимо учитывать  природу его предмета и особенности метода правового регулирования.
Финансовое право  — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств. 
 
 
 
 

                                                      -2-
2.1 Понятие финансового права  

Финансовое право-это  совокупность устанавливаемых и  охраняемых государственной властью  юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.
Финансовое право  подразделяется на общую и особенные части. В общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности, ее правовые формы. Особенная часть содержит разделы, регулирующие отношения в области государственного бюджета и страхования, налогов и сборов, внебюджетных государственных и муниципальных фондов, финансов предприятия, государственных доходов и кредита, сберегательного и денежного обращения и т.п. – отношения, в основе касающихся деятельности финансово-кредитных органов и валютного регулирования.
В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.
Поэтому изучение дисциплины "Финансовое право" начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.
В экономической  и правовой литературе понятие "финансы" рассматривается в двух аспекта:
как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций; как совокупность фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.
Финансы - это  не сами денежные средства, а отношения  между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля над производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу  

                                                      -3-
денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие   
 отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.
Предметом финансового  права как науки является система  знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Эта наука  представляет собой систему специфических  знаний о финансовом праве, имеющую  достаточную степень единства, систематизации и обобщения. Выделяют три составные части этих знаний.
Во-первых, эти  знания воплощаются в форме финансово-правовых категорий. Финансовое право как наука характеризуется тем, что ее содержание – это система связанных и скоординированных основных понятий: “государственные финансы’, “финансовая деятельность государства“, “финансовые акты“, “финансово-правовые нормы“, “бюджет“, “налоговая система“, “банковская система“. Все другие категории и понятия представляют собой конкретизацию и развертывание основных категорий.
Во-вторых, эти  знания воплощаются в форме исследований о финансово-правовых нормах и их институтах – бюджетном, налоговом, банковском праве. При этом финансово-правовые нормы изучают как явления одного порядка, составляющие самостоятельную отрасль в праве, имеющие свою область правового урегулирования в ее непрерывном развитии и совершенствовании. На базе такого изучения выявляются и разрабатываются теоретические проблемы, связанные с применением норм финансового права в практической деятельности финансовых и кредитных работников, налоговых инспекторов.
В-третьих, эти  знания воплощаются в форме “опытного знания» (по определению И. Канта). Финансовое право как наука изучает свой предмет не догматически, а в тесной связи с жизнью, с правоприменительной деятельностью финансовых органов: обобщается, анализируется опыт развития финансового права в цивилизованных странах Европы и Америки и все приемлемое заимствуется для использования в нашей стране.
Можно говорить о трех функциях, выполняемых финансовым правом как наукой по отношению к действующему финансовому закону, - аналитической, критической и конструктивной.
Аналитическая функция состоит в классификации, комментировании финансово-правовых норм, в приведении всех  

                                                      -4-
этих норм в  стройную систему.
Критическая функция  заключается в выявлении дефектов и недочетов в действующем законодательстве, в фиксации несоответствий той или иной правовой нормы требованиям жизни.
Конструктивная  функция способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов, т. е. ее действие предшествует изданию нового закона и используется в процессе нормотворческой деятельности государства.
В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.
Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. 
 

2.3 Место финансового права в единой системе Российского права 

Особенности финансового  права раскрываются полнее при его  сопоставлении и отграничении от других отраслей права. 

                                                     -6-
В связи с  тем, что финансовое право распространяется на одну из
областей деятельности государства, оно тесно соприкасается  с государственным (конституционным) и административным правом, которое  охватывает своим воздействием организацию  и деятельность государства в  целом.
Существует взаимосвязь  между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.
Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.
Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.
Административное  право регулирует общественные отношения  в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.
Финансовое право  распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку  финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами
Финансовое право  находится в тесной связи с  гражданским правом, поскольку в  его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.
Прослеживается  связь финансового права и  с другими отраслями российского  права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных выше случаях  она наиболее тесная. 

2.4 Финансовое законодательство 

Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Определяя  финансовое законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, следует иметь в виду, что категория “законодательство” употребляется и в ином объеме, в ином смысле.
Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 

                                                     -7-
(ВВС РФ. 1993. №  51. Ст. 4936), совокупность нормативных  актов, содержащих нормы финансового  права, получила название “Законодательство  о финансах и кредите”.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ “Бюджетное законодательство РФ состоит  из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса”.
В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) “Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах”.
В соответствии со ст. 3 ГК РФ “Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ”.
Однако следует  помнить, что в соответствии с  п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. 

2.5 Финансово-правовые нормы - содержание, виды, структура 

Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли.
Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие  в процессе планового образования, распределения и использования  государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих  

                               
                                                      -8-
задач.
Это выражается в особенностях:
а) содержания финансово-правовых норм;
б) характера  установления в них предписаний;
в) мер ответственности  за нарушение предусмотренных правил;
г) способов защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения  в общественных отношениях, возникающих  в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.
Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.
Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового  права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило  поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Виды финансово-правовых норм. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие нормы  устанавливают определенные права  и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.
Запрещающие нормы  содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность  участников финансовых отношений воздержаться от них.
Так, запрещено  изымать из местных бюджетов дополнительно
                              
                                                      -9-
полученные органами местного самоуправления доходы и суммы  превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате увеличения поступлений доходов  или экономии по расходам.
Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамка. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах.
Такие нормы  содержатся, например, в нормативных  актах, регулирующих кредитные отношения.
Подавляющее число  норм финансового права носит  обязывающий характер.
В зависимости  от своего содержания нормы финансового  права могут быть материальными  и процессуальными.
Материальные  финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед  государством, источники образования  кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы  устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения  и использования государственных  денежных фондов (доходов).
Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности  этой отрасли права.
Гипотеза указывает  на условия действия финансово-правовой нормы.
Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.
Диспозиция устанавливает  содержание самого правила поведения, то есть предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований. 

                                                      -10-
Санкции определяют меры ответственности, применяемые  к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции отличаются от других санкций рядом особенностей. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителей норм через его денежные фонды и средства. При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд. Эти санкции распространяются на организации, должностных лиц и граждан. Причем возможно одновременное применение финансово-правовых санкций к должностному лицу и к организации. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.
За нарушение  финансовой дисциплины, помимо рассмотренных  санкций могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия. 

2.6 Финансовые правоотношения 

2.6.1 Понятие, содержание, субъекты 

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами  финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают  в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов  в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной  

                                                      -11-
власти; в) всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.
Эти три отличительные  черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный.
Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и  расходование государством денежных средств  представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.
Субъекты финансового  правоотношения. Следует различать  понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового  правоотношения”
Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
Субъект финансового  правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.
Юридические права  и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права
Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и  организации, не наделенные правами  юридического лица), государственные  образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт, соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).
Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими  лицами (гражданами); между физическими  лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения. 
 
 
 

                                                      -12- 

3. Финансовое право как наука и учебная дисциплина 

Понятие “финансовое право” может употребляться в двух аспектах — как отрасль российского права и как отрасль правоведения.
Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.
Финансовое право  как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении  финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.
Наука финансового  права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового  права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь, теории права и государства.
Финансовое право  как учебная дисциплина, учебный  курс предусматривает обучение студентов  финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.
Система курса  финансового права — это последовательность изложения, изучения финансово-правовых норм, позволяющая более эффективно раскрыть их сущность и значение. Система курса финансового права подразделяется на общую и особенную части. 

                                                      -16-
В общей части  курса выявляется единство финансового  права, изучаются его предмет  и метод правового регулирования, раскрывается специфика финансово-правовых норм, выявляются особенности форм и методов осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, определяется место финансового права в общей системе российского права.
В особенной  части курса разделы и отдельные  финансово-правовые институты рассматриваются в историческом плане, предлагаются пути совершенствования финансово-правовых норм, проводится сравнительно-правовой анализ соответствующих разделов и финансово-правовых институтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       -17-
4. Заключение 

Финансовое право  имеет 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.