На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Определение стоимости бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
http://theuglydance.com/?v=dewwagvxxr
Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

    По  мере развития рыночных отношений потребность  в оценке бизнеса постоянно возрастает. Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка объектов собственности (объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам российской Федерации либо муниципальным образованиям) является обязательной при приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, ипотечном кредитовании, передаче в качестве вклада в уставные капиталы.
    Оценка  позволяет оценить рыночную стоимость  собственного (уставного) капитала закрытых предприятий или открытых акционерных  обществ с недостаточно ликвидными акциями.
    Оценка  бизнеса необходима для выбора обоснованного направления реструктуризации предприятия. В процессе оценки бизнеса выявляются возможные подходы к управлению предприятием, определяется, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену, что и выступает основной целью собственников и задачей менеджеров фирм в рыночной экономике. [15, c. 7]
    Целью данной работы является определение  рыночной стоимости  объекта оценки на 01.01.2008 г. предприятия – общества с ограниченной ответственностью «ППК-Восток».
    Таким образом, для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: проанализировать отрасль, в которой функционирует объект оценки; провести анализ финансового состояния данного объекта; определить рыночную стоимость предприятия ООО «ППК-Восток», используя затратный, сравнительный и доходный подходы, а затем согласовать полученные результаты.
    Объектом  исследования данной работы является нормально функционирующее предприятие ООО «ППК-Восток», занимающееся производством и установкой пластиковых окон.
    Предмет – определение рыночной стоимости  объекта оценки.
    Нормативно-методической базой работы явились: законы, нормативно-правовые акты, а именно: Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской федерации, Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 16июля 1991 г. № 519 в ред. от 24.07.2007 г. №220-ФЗ и другие, учебники, учебные пособия  и другая научная  и  периодическая литература. В работе  также использовались базы данных: www.kommersant.ru, www.bankir.ru, www. appraiser.ru, www.cbr.ru.
    Методической  основой работы явились такие  методы как: анализ, метод аналогии и методы конкретизации и абстрагирования. А также методы, применяемые в рамках подходов для определения стоимости предприятия (бизнеса).
    Результаты  данной работы могут использоваться в качестве отправной точки в ходе переговоров с партнерами при определении условий реализации имущественных прав, получения кредитов по залогу имущества, страхования, сдачи в аренду, рассмотрения дел в суде по разделу имущества и т. п.
      В ходе работы изучена специфика  бизнеса как объекта оценки, факторы,  влияющие на величину стоимости  предприятия (бизнеса), принципы  оценки, виды стоимости и подходы к оценки стоимости недвижимости. Обобщены и систематизированы материалы, собранные из различных источников, необходимые для определения рыночной стоимости объекта оценки, получены необходимые знания о законодательных основах, регламентирующих данную деятельность.
   Таким образом, оценивая рыночную стоимость предприятия, можно с достаточно высокой степенью точности определить, насколько успешна его деятельность – увеличение рыночной стоимости предприятия означает, что предприятие находится на стадии роста, развивается производство, расширяется сбытовая сеть, предприятие осваивает новые рынки сбыта; напротив, снижение рыночной стоимости предприятия является главным индикатором неблагополучного положения дел (предкризисного состояния, банкротства). В связи с этим, принятие верных управленческих решений невозможно без информации о стоимости бизнеса.  

    Теоретические основы оценки бизнеса
 
     1.1 Бизнес как объект оценки 

     При оценке бизнеса объектом выступает  деятельность, направленная на получение  прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятие (организация) является объектом гражданских прав (ст. 132 ГК РФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. Так, многие руководители и менеджеры многих российских предприятий осознают объективную потребность в оценке стоимости предприятий.
     В состав имущественного комплекса предприятия  входят все виды имущества, предназначенные для осуществления хозяйственной деятельности, получения прибыли: недвижимость, машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь сырье, продукция, а так же имущественные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности. Таким образом, бизнес оценивается в целом, определяется стоимость как него собственного капитала, так и отдельных частей имущественного комплекса – активов и обязательств. Большое значение имеет организационно-правовая форма – объектом оценки могут быть объединения, холдинги, финансово-промышленные группы.
     При оценке бизнеса особое значение имеет то, что предприятие, будучи юридическим лицом, одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст.48 ГК РФ), поэтому при расчете его стоимости нужно учитывать наличие определенных юридических прав – это представляет собой одну из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая особенность состоит в том, что, оценивая бизнес, нужно определить стоимость имущественного комплекса (материально-вещественная составляющая) и эффективность создания и прироста стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансы предприятия, система управления и др.).
     Оценивая  бизнес, необходимо определить стоимость  собственного капитала как фактора производства, и «как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая гудвилл (goodwill)»1.
     Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Но, бизнес – товар особого рода, имеющий ряд особенностей:
    является инвестиционным товаром, то есть вложения в него осуществляются с целью получения прибыли в будущем; затраты и получение доходов имеют разрыв во времени, а размер ожидаемой прибыли носит вероятностный характер;
    является системой, но может продаваться как вся система в целом, так и отдельные ее подсистемы и элементы. То есть товаром становятся отдельные составляющие бизнеса, стоимость которых необходимо определить при оценке;
    потребность в бизнесе как товаре напрямую зависит от процессов, происходящих внутри бизнеса и внешней среде. При этом, с одной стороны, нестабильная экономика  делает бизнес неустойчивым; с другой стороны, неустойчивость бизнеса ведет к нестабильности экономики. Таким образом, можно выделить следующую особенность бизнеса как товара – потребность в регулировании бизнеса и необходимость учета при оценке качества  управления бизнесом.
    необходимо особое участие  государства в регулировании оценки бизнеса и его купли-продажи.
 
 
    1.2 Подходы и методы оценки бизнеса 

     Оценка  бизнеса осуществляется с помощью  трех подходов: доходного, сравнительного и затратного, каждый из которых позволяет подчеркнуть особые характеристики объекта.
     Доходный  подход основан на принципе ожидания и является исчислением текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и ее возможной  продажи.
     Сравнительный подход особенно эффективен, когда  существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Действенность подхода снижается, если сделок было мало, момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; рынок находится в аномальном состоянии, что приводит к искажению информации и показателей. Сравнительный подход основан на принципе замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом предприятия, проводя соответствующую корректировку данных, так как обычно между ними существуют различия. В основу привидения поправок положен принцип вклада.
     Затратный подход  наиболее применим для оценки предприятий, имеющих разнородные активы, в том числе финансовые, а так же когда бизнес не приносит устойчивы доход. Методы затратного подхода так же целесообразно использовать при оценке специальных видов бизнеса (гостиниц, ресторанов) и страховании, но сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками или устаревших объектов. Затратный подход основан на принципах замещения, наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины, экономического разделения.
     Все подходы связаны между собой; каждый из них, предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Базовыми для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и др.; для доходного подхода – ставки дисконтирования и коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.
     В каждом из подходов используются присущие ему методы. Для доходного подхода: метод капитализации доходов, где рыночная стоимость рассчитывается как отношение чистого дохода бизнеса за год к ставке капитализации; метод дисконтирования денежных потоков, основанный на прогнозировании потоков от бизнеса, которые дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке доходности.
     Сравнительный подход использует метод рынка капиталов, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов. Метод рынка капиталов основан на использовании рыночных цен акций аналогичных компаний, которые при соответствующих корректировках должны послужить ориентиром для расчета цены компании. Данный метод используется для расчета цены миноритарных (неконтрольных) пакетов акций. При методе сделок анализируются цены приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний. Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на базе отраслевой статистики.
     Затратный подход включает метод чистых активов  и метод ликвидационной стоимости. Рыночная стоимость бизнеса определяется методом чистых активов как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия и величинами его обязательств. Метод ликвидационной стоимости предприятия означает расчет стоимости как разности между суммарной стоимостью активов предприятия и затратами на его ликвидацию.

     1.3  Принципы оценки предприятия (бизнеса)

 
     Можно выделить четыре группы принципов оценки бизнеса:
    основанные на представлениях собственника;
    связанные с эксплуатацией собственности;
    обусловленные действием рыночной среды.
     Первая  группа принципов. Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности является его полезность. Бизнес обладает стоимостью, когда может быть полезен реальному или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна, но качественно и количественно определена во времени, в пространстве и стоимости. Однако как общую полезность объекта для собственника в рыночной экономике можно выделить способность объекта приносить доход. Полезность бизнеса – это его способность приносить доход в данном месте и в течение данного периода времени. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.
     Принцип полезности говорит в том, что чем больше предприятие способно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость.
     С точки зрения любого пользователя оценочная  стоимость предприятия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное предприятие с такой же полезностью. Кроме того, за объект неразумно платить больше, чем может стоить создание в приемлемые сроки нового объекта с аналогичной полезностью. При этом замещающий объект необязательно должен быть точной копией, но должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник рассматривает его как желаемый заменитель.
     Ещё один методологический принцип оценки стоимости предприятия – принцип  замещения. Он определяется следующим  образом: максимальная стоимость предприятия характеризуется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.
     Из  принципа полезности вытекает ещё один принцип оценки – принцип ожидания (предвидения). Полезность любого бизнеса определяется тем, во сколько сегодня оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы). На оценке предприятия непосредственно отражаются представление о чистой отдаче от функционирования предприятия и ожидаемая выручка от перепродажи. Здесь очень важны величина, качество и продолжительность ожидаемого будущего потока дохода. Принцип ожидания – это определение текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием.
     Вторая  группа принципов. Доходность любой экономической деятельности определяется четырьмя факторами производства: землей, рабочей силой, капиталом и управлением, результатом их взаимодействия. Поэтому  стоимость предприятия как системы рассчитывается на основе оценки дохода. В формирование дохода вносит «вклад» каждый из перечисленных факторов, величину такого фактора нужно знать для оценки предприятия. Отсюда следует еще один принцип – принцип вклада, заключающийся в том, что включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.
     Результатом того, что земля позволяет пользователю извлекать максимальные доходы или до предела уменьшать затраты, может быть остаточная продуктивность. Остаточная продуктивность земельного участка определяется как чистый доход, отнесенный к земельному участку, после того как оплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала. Это – принцип остаточной продуктивности.
     Изменение того или иного фактора  производства может увеличивать или уменьшать стоимость объекта. Отсюда вытекает принцип предельной производительности, суть которого можно свести к следующему: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, но после достижения определенной точки общая отдача хотя и возрастает, однако уже замедляющимися темпами. Замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы.
     Предприятие представляет собой систему, одной из закономерностей развития и существования которой является сбалансированность и пропорциональность её элементов. Поэтому при оценке стоимости предприятия необходимо учитывать принцип сбалансированности (пропорциональности), согласно которому максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства. Одним из важных моментов действия данного принципа служит соответствие размеров предприятия потребностям рынка. Если это соответствие нарушается, то бизнес неэффективен (может быть затруднена доставка ресурсов и др.). 
       Третья группа принципов. Ведущим фактором, влияющим на ценообразование в рыночной экономике, выступает соотношение спроса и предложения. Если спрос и предложение находятся в равновесии, то цены остаются стабильными и могут совпадать со стоимостью, особенно в условиях рынка совершенной конкуренции.
     Когда рынок предлагает незначительное число  прибыльных предприятий, т.е. спрос  превышает предложение, то цены на них могут превысить их стоимость. Если на рынке имеется избыток предприятий-банкротов, то цены на их имущество окажутся ниже реальной рыночной стоимости.
     Если  предприятие соответствует рыночным стандартам, характерным в данное время для данной местности, то цена на него будет колебаться вокруг среднерыночного значения; если же оно не соответствует требованиям рынка, то, как правило, цена на данное предприятие более низкая. Согласно принципу соответствия предприятия, не отвечающие требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т.д., скорее всего, будут оценены ниже среднего.
     С принципом соответствия связаны  принцип регрессии и принцип  прогрессии. Регрессия имеется, когда предприятие характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыночная цена такого предприятия, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и будет ниже реальных затрат на его формирование. Прогрессия наблюдается, когда в результате функционирования соседних объектов, например, объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного объекта окажется выше его стоимости.
     Принцип конкуренции сводится к следующему: если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.
     Стоимость бизнеса определяется не только внутренними, но и внешними: стоимость предприятия в значительной мере зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране. Следовательно, при оценке предприятия необходимо учитывать принцип внешней среды.
     Стоимость предприятия изменяется, и её оценка должна проводить на определенную дату. В этом заключается принцип изменения стоимости, т.е. для того чтобы рассмотреть возможные способы использования данного предприятия, необходимо исходить из условий рыночной среды.
     При рассмотрении направлений развития бизнеса может возникнуть вопрос об экономическом разделении имущественных прав на собственность, если таковое позволит увеличить общую стоимость. Экономическое разделение осуществляется, если право на объект можно разделить на два права или более, в результате чего общая стоимость объекта возрастает. Принцип экономического разделения означает, что имущественные права следует разделить и соединить таким образом, чтобы увеличить общую стоимость объекта.
     Четвертая группа принципов - результат анализа факторов стоимости и характеристик бизнеса - выбор варианта наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, который юридически и технически осуществим и обеспечивает собственнику максимальную стоимость оцениваемого имущества. В этом заключается принцип наилучшего и наиболее эффективного использования. Принцип необходим, если на его основе осуществляется оценка для реструктуризации компании. Если же цель оценки – расчет стоимости действующего предприятия без учета возможных изменений, то данный принцип не применяется. 
 

 

     2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия

     2.1 Краткая характеристика отрасли

 
     В  большинстве регионов страны молочные заводы работают в условия дефицита молочного сырья. В III квартале 2010 года происходило сезонное снижение производства молока в хозяйствах всех категорий. Увеличение производства молока наблюдалось в регионах, менее затронутых летней засухой, в том числе Дальневосточном ФО (на 4,8%). С начала 2010 года производство молока коровьего в целом по стране составило 11,17 млн. тонн, что почти на 1% ниже объемов аналогичного периода прошлого года. 
 

 

   Рисунок 1 – Объемы производства молока в  хозяйствах всех категорий в 2009-2010 гг. 
 


Рисунок 2 – Динамика производства молока в  хозяйствах всех категорий в 2009-2010 гг. 

     По  данным ценового мониторинга ФГУ «Спеццентручет в АПК», средние по России цены реализации молока коровьего в III квартале 2010 года оставались на уровне 12,7 руб/л., обеспечивая допустимый уровень рентабельности для сельхозпроизводителей при реализации молока.
     Рост  цен на молочное сырье способствовал росту цен производителей молочной продукции, анализ которого представлен в таблице 1. 

Таблица 1 – Средние цены производства в июле-сентябре 2010 г, руб/л. (c НДС) 

Продукты Июль Август Сентябрь 09.2010г.  к 01.2010г., %
руб/кг. в % к 07.2009г руб/кг. в % к 08.2009г. руб/кг в % к  09.2009г.
Масло сливочное  169,9 117,4 171,9 118 182 125,8 113
Молоко (2,5 %) в пакетах 21,2 104,1 21,4 105,7 22,8 114,8 109,2
Молоко (3,2 %) в пакетах 22,6 101,2 23,1 103,2 23,8 105,5 98,6
Молоко  сухое обезжиренное 113,3 152,7 116,7 155,3 138,3 186,1 107,9
Молоко  сухое цельное (20-25%) 132,4 160 132,1 163 136,3 168,2 107,9
Сметана (20%) 79,7 102,3 86,4 112,4 84,7 107,8 105,7
Сыры  сычужные твердые  171,5 123,4 175,4 129,1 182,6 134,5 121
Творог (9%) 113 103,9 118,7 110,7 121,2 113,6 105,6
Молоко  разливное 23 95,3 20,6 89,3 24,3 113,1 98,7
    

 

Рисунок 3 -  Динамика средних цен производства молока разливного 
 

     Достаточно  стабильные цены производства молочной продукции также способствовали предотвращению более быстрых темпов роста потребительских цен на молочную продукцию. Данные ценового мониторинга показали, что в третьем квартале 2010 года продолжилась тенденция некоторого роста потребительских цен на молочную продукцию.
     Рост  потребительских цен на молочную продукцию по сравнению с соответствующими периодами прошлого года связан с более активным спросом населения на молочные продукты. Рост цен в сентябре 2010 года по отношению к началу года объясняется также сезонным увеличением спроса на некоторые виды молочных продуктов.  

 

Рисунок 4 – Динамика средних потребительских цен молока разливного в 2009-2011 гг. 
 

     Средняя цена на молоко разливное в отчетном периоде составляла около 25 руб. за литр, молоко 2,5 и 3,2% жирности стоило в среднем 29 руб. и 31 руб. за литр соответственно. Самыми дорогими молочными продуктами остаются сыры сычужные твердые (в среднем 236 руб. за кг – отечественные и 307 руб. за кг – импортные). Средняя цена творога 9% жирности составляла 141 руб/ кг.
     Рассмотрев региональные рынки Дальневосточного Федерального Округа можно сделать вывод о том, что самая жесткая конкуренция –  в  Хабаровском крае, где  представлено до 15 крупных производителей. Связано это, прежде всего, с географическим положением - именно здесь находится дальневосточная транспортная развязка.
     Не  смотря на то, что в значительной степени Дальневосточный регион вынужден ввозить как сырье, так и готовую продукцию, молочный рынок Дальневосточного Федерального округа эксперты оценивают неплохо. С точки зрения ассортимента он практически не уступает другим регионам страны, так как представлены все виды молочной продукции как традиционной, так и производимой по инновационным технологиям, что в немалой части обеспечено местными производителями молока.
     Ежегодные иностранные вложения в экономику  края превышают $200 млн. За последние 4 года край получил иностранных инвестиций в 2,5 раза больше, чем за последние 15 лет, что обусловлено также интересом  Новозеландских инвесторов, готовых к реализации совместных проектов в сфере АПК с Хабаровским краем.
     Производство основных видов продукции животноводства в хозяйствах всех категорий в крае по виду «молоко» по состоянию на конец 2010г. составило 52,3 тыс. тонн (100,0% к 2009г.); реализация сельскохозяйственной продукции хозяйствами всех категорий по виду «молоко» составила по состоянию на конец 2010 г. 38,3 тыс.тонн (99,7 % к 2009); Индексы цен на молоко и молочную продукцию на конец года по отношению к ноябрю 2010 составили 100,6%, к декабрю 2009 113,5% 2.
     По  данным коллегии министерства сельского  хозяйства и продовольствия Хабаровского края ежедневное производство молока по краю составляет 97,2 тонн, что на 1,7 тонн больше прошлого года. Молокоперерабатывающими  предприятиями края производится более 120 наименований молочной, молочно-соевой продукции, мороженого, в том числе 36 наименований продукции лечебно-профилактического назначения.
     Основным  продуктом на рынке Хабаровского края является молоко, доля продаж которого составляется около 70%. На долю кефира приходится около 15%, остальная часть – прочие кисломолочные продукты.
     По  данным крупных исследователей (ACNielsen) рынок молочной продукции растет на 10-15% в год. В настоящее время среднедушевое потребление молочной продукции в крае составляет около 60 литров в год. Основной особенностью рынка является его локальность (для пастеризованной продукции), так как короткие сроки продукции не позволяют продавать продукцию в отдаленных регионах, поэтому в каждом регионе существуют локальные бренды (например, молочный коктейль Dr.Сойер, производитель ОАО «ДАКГОМЗ»).

     2.2 Обзор социально-экономического положения Хабаровского края

 
Основные  социально-экономические показатели, представлены в таблице 2. 

Таблица 2 - Основные социально-экономические показатели 

      Наименование показателя, 2010 г. 2010г. в % к 2009 г.
Индекс  промышленного производства - 124,7
Продукция сельского хозяйства, млн. руб. 15355,6 100,2
Грузооборот транспорта, млн. т-км 81971,7 122,0
Оборот  розничной торговли, млн. руб. 144975,0 106,2
Объем платных услуг населению, млн. руб. 82624,5 101,4
Объем работ по виду деятельности «Строительство», млн. руб. 67134,1 161,0
Ввод  в действие жилых домов, тыс. кв. м  общей площади 311,6 82,2
Индекс  потребительских цен - 108,1
Индекс  цен производителей промышленных  товаров - 109,1
Реальные  располагаемые денежные доходы - 104,6
Численность официально зарегистрированных безработных 27,3 91,0
 
Таблица 3 – Оборот организаций по видам экономической деятельности  

Наименование  показателя 2010 г., млн. руб.
В % к 2009
Всего, в том числе: 567314,1 123,3
сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 14449,8 109,0
рыболовство, рыбоводство 4781,2 103,1
добыча  полезных ископаемых 28896,5 127,9
обрабатывающие  производства 72040,9 142,3
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 53273,3 114,0
строительство 81993,5 192,6
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования 192506,7 105,4
гостиницы и рестораны 5444,4 119,0
транспорт и связь 71688,2 118,8
операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 33305,4 138,1
государственное управление и обеспечение военной  безопасности; 686,4 124,6
образование 3759,1 104,4
здравоохранение и предоставление социальных услуг 1536,9 113,4
предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг 2344,6 102,0
 
     Индекс  производства по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» в декабре 2010г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 103,1%, в 2010г. – 98,8%. Индекс производства по виду деятельности «Обрабатывающие  производства» в декабре 2010г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 130,7%, в 2010г. – 141,8%. Индекс производства по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в декабре 2010г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 98,4%, в 2010г. – 99,2%.
     Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в 2010г. составил 67134,1 млн. рублей, что составило 161% к уровню 2009г.
     Организациями всех форм собственности и населением в 2010г. построено 4578 квартир (включая квартиры в общежитиях) общей площадью 311,6 тыс. кв. м (82,2% к уровню 2009г.), в том числе индивидуальными застройщиками – 46,6 тыс. кв. м (66,5%). 
     Оборот  розничной торговли в декабре 2010г. составил 18245,5 млн. рублей, что в товарной массе составляет 106,3% к соответствующему периоду предыдущего года, в 2010г. – 144975,0 млн. рублей (6,2% к уровню 2009г.). Оборот розничной торговли на 91,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), доля розничных рынков составила 8,1% (в 2009г. соответственно 92,4% и 7,6%).
     Оборот  общественного питания3 в декабре 2010г. составил 792,1 млн. рублей, реальный объем оборота общественного питания в сопоставимых ценах составил 104,9%, в 2010г. – 7682,9 млн. рублей (105,4% к уровню 2009г.).
     В январе-ноябре 2010 года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил 11958,6 млн. рублей (194,6% к уровню 2009 г.)
     По  предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в октябре - декабре 2010г. составила 783,9 тыс. человек, в их числе 710,7 тыс. человек, или 90,7% экономически активного населения были заняты в экономике и 73,2 тыс. человек (9,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные).
     Среднесписочная численность работников организаций за ноябрь 2010 года составила 535,0 тыс. человек из них 376,9 тыс. человек или 70,4% составляли штатные работники (без учета совместителей) организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 22,7 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости).
     В декабре 2010г., по сведениям обследованных  организаций, было принято на работу 2,4% списочной численности работников, выбыло по различным причинам 3,9% списочной численности работников. Обследованию подлежали организации (без субъектов малого предпринимательства), основным видом экономической деятельности которых является: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь; оптовая и розничная торговля; финансовая деятельность. Статистическим наблюдением было охвачено 173,9 тыс. человек, или 46,1% от численности работников организаций (без субъектов малого предпринимательства).
     К концу декабря в государственных  учреждениях службы занятости состояло на учете 27,0 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. Официальный статус безработных имели 25,0 тыс. человек. Пособие по безработице назначено 19,1 тыс. человек или 76,4% безработным.
     Подводя итог социально-экономического положения г.Хабаровска, можно отметить увеличение по сравнению с 2009 годом: оборота организаций (на 23,7%), оборота розничной торговли и оборота общественного питания (на 6,2% и 5,4% соответственно), объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» (на 61,0%), грузооборот транспорта (на 22,0%). Однако, так же прослеживается и тенденция снижения показателя «ввод в действие жилых домов» (на 17,8%).
     Снижение  некоторых социально-экономических  показателей г.Хабаровска и замедление темпов их роста, обусловлено финансовым и экономическим кризисом в стране.

     2.3 Краткая характеристика ОАО «ДАКГОМЗ»

 
    Открытое акционерное общество «Дальневосточный акционерный Комсомольский городской молочный завод» находится по адресу Российская Федерация, 681007, г.Комсомольск-на-Амуре, ул.Радищева, 2. Дата государственной регистрации: 29 июня 1994 г. Уставный капитал общества на конец 2009 г. составил 43042 млн. руб. Завод не относится к объектам малого предпринимательства и подлежит обязательному аудиту.
    Основными направлениями деятельности общества являются:
      –       производство  широкого ассортимента различных  видов молочной продукции с  учетом потребительского спроса в сторону продуктов, полезных для здоровья;
    сохранение и повышение качества выпускаемой продукции;
    техническое и технологическое перевооружение;
    разработка рецептуры новой продукции, ее тестирование, подбор упаковки;
    увеличение  объёмов продаж через оптовую сеть;
    сохранение стабильности кадров, повышение их квалификации.
    Целью ОАО «ДАКГОМЗ» является насыщение рынка произведенной продукцией, а также получение прибыли. Основной рынок сбыта – это краевой центр г.Хабаровск, Приморье, г.Комсомольск-на-Амуре, Солнечный, Амурск, Ванино, Совгавань, Эльбан.
      Завод специализируется на выпуске  молочной продукции. Основное внимание в производственной деятельности предприятия уделяется заготовке и переработке сырья. ОАО  "ДАКГОМЗ"  -  единственное  предприятие   в    Дальневосточном  регионе,  выпускающее  продукты,  производимые  из    экологически  чистой  немодифицированной  сои,  на  заводе  освоена    новейшая   технология   производства   соевых   и   комбинированных продуктов с применением соевой белковой основы.
    ОАО «ДАКГОМЗ» выпускает около 70 наименований молочной продукции,  включающей молоко, сметану, творог, кефир, творожную массу с фруктами, творожную массу с изюмом, творожную масса с какао, ряженку, кисломолочные, йогурты с фруктовыми наполнителями, масло, сыворотку, молочные коктейли и соки.
    ОАО «ДАКГОМЗ» осуществляет свою деятельность на территории Хабаровского края  и является одним из ведущих предприятий в крае по переработке молока и производству молочной продукции.
    Предприятие обеспечивает рабочими местами сотрудников  различных должностей. Руководящий  состав и специалисты обладают большим опытом и имеют стаж работы на этом предприятии более 15 лет.
    ОАО «ДАКГОМЗ» вырабатывает продукцию  из натурального молока, которое поставляют хозяйства, в соответствии с заключенными договорами. Также в производстве используются сухое цельное, обезжиренное молоко и масло.
    Показатели, характеризующие деятельность оцениваемого предприятия ОАО       «ДАКГОМЗ» в период 2008-2010 гг. приведены  в таблице 4. 

Таблица 4 – Динамика основных показателей ОАО «ДАКГОМЗ». 

Наименование  показателя Значение  показателя
2008 г. 2009 г. 2010г..
Выручка,  руб. 609792 687292 766128
Себестоимость проданных, товаров, работ, услуг -526272 -481718 -501426
Валовая прибыль,  руб. 83520 205274 264702
Чистая  прибыль (непокрытый убыток),  руб. 26772 31208 54639
Численность персонала 402 446 489
 
     На  изменение объема выручки от продаж продукции и прибыли (убытков) от основной деятельности в течение  года наибольшее влияние оказывает  сезонный характер потребительского спроса.
     За  анализируемый период 2008-2010 г.г. показатели выручки и прибыли имеют положительные темпы роста, кроме того году предприятие начало выпускать новые виды продукции, а так же расширило ассортиментный ряд выпускаемой продукции.

     2.4 Финансовый анализ ОАО «ДАКГОМЗ»

 
     Анализ  финансового состояния предприятия включает в себя изучение изменений годовых финансовых отчетов, в первую очередь, таких как бухгалтерских балансов и отчетов «о прибылях и убытках» за 2007-2009 гг. и расчет ряда финансово-экономических показателей.
    Предварительным этапом, предшествующим проведению анализа финансового состояния предприятия является проведение вертикального и горизонтального анализов (приложение А1, А2).
    Проведя вертикальный и горизонтальный анализы  можно сделать следующие выводы.
    Общая стоимость имущества предприятия  в конце анализируемого периода увеличилась более чем  в 2 раза. Данное увеличение произошло в основном из-за роста величины оборотных активов, в структуре которых наибольший удельный вес (68,6%) составляет краткосрочная дебиторская задолженность, величина которой за последний отчетный год возросла почти в 4 раза. Просроченной дебиторской задолженности у предприятия нет, что указывает как на привлечение (расширении) клиентской базы за счет предоставления коммерческих кредитов покупателям продукции, так и на ухудшение инкассации дебиторской задолженности в последний отчетный период.
    Так же возросла величина запасов (на 16%), в частности увеличение запасов торговой продукции за период 2009 года связано с ростом цен на продукцию, а так же формирование запасов сырья по маслу и мороженному перед постановкой цеха на ремонт. В совокупности с ростом выручки (на 13%) можно говорить о росте производства.
    Анализируя  пассив баланса, можно отметить, что  увеличение источников имущества в  2010 г. обусловлено ростом нераспределенной прибыли и долгосрочных обязательств в 1,54  и в 43,7 раз соответственно.
    Таким образом, доля долгосрочной кредиторской задолженности возросла с 3% до 52%. Это произошло из-за привлечения предприятием долгосрочного кредита для нужд производства.
     Далее для анализа финансового состояния  необходимо рассмотреть коэффициенты ликвидности, рентабельности, финансовой устойчивости и деловой активности предприятия, расчет которых приведен в Приложении Б.
     Анализ  динамики показателей ликвидности  предприятия представлен на рисунке 5.  
 

 

   Рисунок 5 - Динамика показателей оценки ликвидности 

     По  произведенным расчетам, можно отметить, что к 2010 г. у предприятия начинает улучшаться финансовое положение. Коэффициент текущей ликвидности на протяжении 2008-09 г.г. был ниже рекомендуемого значения, но отмечалась четкая тенденция к его росту; к концу рассматриваемого периода он составил 11,17– это означает, что предприятие располагает достаточным объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников, в основном за счет резкого падения краткосрочных обязательств.
     Коэффициент быстрой (критической) ликвидности  показывает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. В начале рассматриваемого периода краткосрочные обязательства примерно равны наиболее ликвидным активам, величина которых к концу периода резко возросла за счет увеличения краткосрочной дебиторской задолженности более чем  в 3,8 раза.
     При проведении финансового анализа необходимо также провести оценку показателей рентабельности. Рентабельность является одним из главных показателей эффективности бизнеса. Расчет показателя производится по различным группам.
     Анализ  динамики показателей рентабельности ОАО «ДАКГОМЗ» представлена на рисунке 6. 

 
Рисунок 6 – Динамика показателей оценки рентабельности 

     Показатель  рентабельности - прямой показатель, и поэтому должен расти и иметь положительное расчетное значение. Таким образом, рентабельность продаж (по прибыли от продаж) и рентабельность производства на протяжении всего периода увеличиваются, что связано с опережающим ростом выручки в сравнении с темпами роста коммерческих и управленческих расходов.
     Анализ  динамики показателей финансовой устойчивости представлен на рисунке 7.

 Рисунок  7– Динамика показателей финансовой устойчивости 
 

     Показатель  финансовой устойчивости меньше единицы, то есть большая часть имущества  сформирована за счет заемных средств и может свидетельствовать о финансовом риске. Сопоставление динамики коэффициентов финансовой устойчивости и финансовой независимости выявило наличие изменений в противоположных направлениях: в конце периода снижение коэффициента финансовой независимости (в 1,59 раза) и рост коэффициента финансовой устойчивости (в 1,36 раза). Такая динамика обусловлена ростом финансовой устойчивости за счет увеличения объема долгосрочных займов.
     Тот же вывод может быть сделан из анализа  динамики коэффициента финансирования. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования снизился к концу анализируемого периода (в 1,58 раза), что вызвано резким скачком величины оборотных активов, причиной которого послужило увеличение краткосрочной дебиторской задолженности   в 3, 78 раза.
     Динамика  коэффициентов деловой активности анализируемого предприятия представлена на рисунке 8.

Рисунок 7– Динамика показателей деловой  активности 

     Изменение коэффициента оборачиваемости готовой  продукции находится в пределах нормы, наблюдается рост к концу анализируемого периода (в 1,2 раза). Основным фактором динамики для коэффициента оборачиваемости собственного  капитала является динамика выручки, рост которой наблюдается  к концу анализируемого периода. Положение коэффициента оборачиваемости собственного  капитала далеко не критическое, так как отклонения расчетных значений показателей от нормативных значений представлены в небольших размерах (0,11). 
 
 
 
 
 
 

 

 

     3.   Определение рыночной стоимости ОАО «ДАКГОМЗ»

3.1. Определение  рыночной стоимости ОАО «ДАКГОМЗ»  доходным подходом

 
     При оценке бизнеса ОАО «ДАКГОМЗ»  решено применить модель денежного потока для всего инвестированного капитала. Модель расчета, для определения рыночной стоимости фирмы, представлена в таблице 5. 

Таблица 5 – Расчет денежного потока для всего инвестированного капитала 

  Прибыль до уплаты процентов налогов (EBIT)
минус налог на прибыль
плюс амортизационные отчисления
плюс (минус) уменьшение (прирост) чистого оборотного капитала
плюс (минус) продажа активов (капитальные вложения)
итого равно Денежный поток всего инвестированного капитала
 
 
     Согласно  методу дисконтированных денежных потоков, стоимость предприятия основывается на будущих, а не на прошлых денежных потоках. В качестве прогнозного берется период, продолжающийся до тех пор, пока Темпы прироста компании не стабилизируются. В условиях развитой рыночной экономики допускается продолжительность прогнозного периода от 5 до 10 лет, в условиях же нестабильной экономики, допускается сокращение прогнозного периода до 3 лет.
     Таким образом, для определения рыночной стоимости Молочного комбината, базисным годом является 2010 г. Прогнозный период определен в три года с 2011 по2013 гг., за постпрогнозный год принят 2014 г.
     Для реализации выбранной модели далее необходимо провести анализ выручки и ее прогноз, который должен учитывать следующие факторы:
    номенклатура выпускаемой продукции;
    объемы производства и цены на продукцию;
    ретроспективные темпы роста;
    спрос на продукцию;
    темпы инфляции;
    имеющиеся производственные мощности;
    ситуация в отрасли с учетом существующего уровня конкуренции.
     Данный  анализ производится отдельно по виду продукции из наиболее популярного набора номенклатуры и в целом по предприятию. Были выделены четыре вида продукции, производимой ОАО «ДАКГОМЗ», занимающей наибольший удельный вес на конец исследуемого перода: молоко (33% от общего выпуска продукции), кисломолочная продукция (28%), соевая продукция (9%), мороженное (6,5%). Анализ представлен в таблице 6. 

Таблица 6 – Анализ валовой выручки 

Показатели Единица измерения 2008 год 2009 год 2010 год
Молоко ("Родимая сторонка" 2,5%, 1 л.)
Объем производства т. 5 101,0 5 250,0 6 140,0
Темпы прироста цепные % - 2,9 22,1
Цена руб. 29,0 32,5 36,0
Темпы прироста цены % - 12,1 10,8
Выручка от реализации тыс. руб 147 929,0 170 625,0 221 040,0
Темпы прироста выручки % - 15,3 29,5
Кисломолочная продукция (йогурт плодово-ягодный "Гномик")
Объем производства т. 4 706,0 4 889,0 5 315,0
Темпы прироста цепные % - 3,9 8,7
Цена руб. 18,5 22,0 26,5
Темпы прироста цены % - 18,9 20,5
Выручка от реализации тыс. руб 87 061,0 107 558,0 140 847,5
Темпы прироста выручки % - 23,5 31,0
Соевая  продукция (белково-соевый продукт «Добрыня»)
Объем производства т. 1 974,0 2 006,0 1 778,0
Темпы прироста цепные % - 101,6 88,6
Цена руб. 24,0 28,8 36,0
Темпы прироста цены % - 20,0 25,0
Выручка от реализации тыс. руб 47 376,0 57 772,8 64 008,0
Темпы прироста выручки % - 21,9 10,8
Мороженное ("Семейное", 250 гр.)
Объем производства т. 1 102,0 1 155,0 1 257,0
Темпы прироста цепные % - 4,8 8,8
Цена руб. 31,6 36,4 42,0
Темпы прироста цены % - 15,2 15,4
Выручка от реализации тыс. руб 34 823,2 42 042,0 52 794,0
Темпы прироста выручки % - 20,7 25,6
По  всей продукции
Объем производства т. 17 150,0 18 544,0 18 705,0
Темпы прироста цепные % - 8,1 0,9
Выручка от реализации тыс. руб 609 792,0 687 292,0 766 128,0
Темпы прироста выручки % - 12,7 11,5
 
     Проанализировав выручку отдельно по четырем видам продукции и по предприятию в целом, можно отметить, что объем производства на предприятии увеличивается. Это положительная динамика, позволяющая сохранять в сложившейся ситуации стабильные цепные Темпы прироста выручки с незначительными изменениями - 11,5% на конец анализируемого периода. Темпы прироста выручки на соевую продукцию, рассмотренную на примере продукта «Добрыня» к концу 2010 года снизились на 11,1%, в сравнении с 2009 г. В первую очередь, это связано с снижением цепных темпов роста объема производства на 13%. Данное снижение свидетельствует о том, что руководством предприятия было решено увеличить объем валовой выручки за счет снижения объемов производства на продукцию со снижающимся потребительским спросом и производить ту, которая пользуется наибольшим спросом у потребителей. Таким образом, снизив производство соевых продуктов, предприятие увеличило объем производства молока.
     Следующим шагом расчета рыночной стоимости предприятия является анализ валовой выручки комбината при помощи построения пессимистического, наиболее вероятного и оптимистического сценариев по произведенной продукции предприятием в целом (таблица 7). 

Таблица 7 – Прогноз валовой выручки по сценариям
Показатели Единица измерения Базисный 2010 г Прогнозный  период Постпрогнозный            2014 г.
2011 г 2012 г 2013 г
Оптимистический сценарий
Объем производства т. 18 705 19 940 21 894 23 842 25 058
Темпы роста цепные % 102,0 106,6 109,8 108,9 105,1
Выручка от реализации тыс. руб 766 128 915 523 1 054 682 1 158 041 1 210 153
Темпы роста выручки % 111,5 119,5 115,2 109,8 104,5
Наиболее  вероятный сценарий
Объем производства т. 18 705 19 191 19 882 20 678 21 505
Темпы роста цепные % 102,0 102,6 103,6 104,0 104,0
Выручка от реализации тыс. руб 766 128 863 426 951 496 1 012 391 1 052 887
Темпы роста выручки % 111,5 112,7 110,2 106,4 104,0
Пессимистический  сценарий
Объем производства т. 18 705 19 117 19 365 19 733 19 911
Темпы роста цепные % 102,0 102,2 101,3 101,9 100,9
Выручка от реализации тыс. руб 766 128 784 515 814 327 838 756 861 403
Темпы роста выручки % 111,5 102,4 103,8 103,0 102,7
Средневзвешенная  валовая выручка
тыс. руб 766 128 858 957 945 832 1 007 727 1 047 184
 
     В результате проведения анализа по сценариям  по следующей формуле рассчитывается средневзвешенная валовой выручки: 

      , где                                                                                           (1)
а –  выручка по оптимистическому сценарию;
в –  выручка по наиболее вероятному сценарию;
с –  выручка по пессимистическому сценарию; 

     Графически  прогноз валовой выручки представлен  на рисунке 8.

Рисунок 7– Прогноз валовой выручки 

     Прогнозный  расчет значений валовой выручки  в оптимистическом сценарии (рост от 9,8%-19,5%) основывался на том, что в настоящее время наблюдается рост уровня цен на некоторые группы продукции, в которые также входят «молоко и молочные продукты». Но планируемый рост будет осуществляться не только за счет уровня цен, а за счет приобретения и введения в эксплуатацию нового оборудования для переработки молока, увеличения единиц сепараторов на предприятии, устранения неэффективных линий технологического производства и введения новых процессов производства, основываясь на потребительском спросе. За счет увеличения объемов производства, а также снижения себестоимости продукции.
     Прогнозируемый  объем валовой выручки в пессимистическом сценарии будет находиться в рамках от 1,3%-2,2%. Это вызвано, прежде всего, небольшим ростом объемов произведенной продукции при более стабильных ценах.
     Наиболее  вероятный сценарий, основывался  на представленных специалистами статистических данных по предполагаемому росту уровня цен на молочную продукцию и изменений потребительского спроса на определенную категорию молочной продукции. Увеличение объемов валовой выручки  будет находиться в интервале от 6,4%-12,7%.
     Анализ  и прогноз расходов производится путем детального подхода, и подразумевает определение себестоимости по элементам затрат (таблица 8). 

Таблица 8 - Анализ расходов по элементам затрат ОАО «ДАКГОМЗ» 

Статьи  расходов 2008 2009 2010
тыс.руб % тыс.руб % тыс.руб %
Материальные  затраты 393191,5 74,7 331595 68,8 352223 70,2
Затраты на оплату труда 83046,5 15,8 83992 17,4 80827 16,1
Отчисления  на социальные нужды 20498,0 3,9 19832 4,1 18805 3,8
Амортизация 10941,3 2,1 10394 2,2 6840 1,4
Прочие  затраты 18594,7 3,5 35905 7,5 42621 8,5
Всего, в том числе: 526272 100,0 481718 100,0 501426 100,0
 
     В составе затрат за отчетный период основной удельный вес составляют материальные затраты – свыше 50%, что связано со спецификой отрасли завода, так как его деятельность является материалоемкой. В структуре затрат наблюдаются изменения. Прочие затраты с каждым годом увеличиваются не только в объеме, но и в удельном весе всех затрат, что связано с участием предприятия в различных выставках и конкурсах для поиска новых и расширения имеющихся рынков сбыта. Прогноз затрат по сценариям представлен в таблице 9.
Таблица 9 – Прогноз затрат ОАО «ДАКГОМЗ» 

Показатели Базисный 2010 г Прогнозный  период Постпрогнозный            2014 г.
2011 г 2012 г 2013 г
Оптимистический сценарий
Себестоимость продукции 501426 529 506 563 924 586 481 606 421
Темпы роста цепные 104,9 105,6 106,5 104,0 103,4
Наиболее  вероятный сценарий
Себестоимость продукции 501426 529 506 565 512 590 960 614 599
Темпы роста цепные 104,9 105,6 106,8 104,5 104,0
Пессимистический  сценарий
Себестоимость продукции 501426 532 514 582 038 633 840 658 559
Темпы роста цепные 104,9 106,2 109,3 108,9 103,9
 
      Анализ и прогноз прочих расходов. К прочим расходам относятся расходы, не связанные с основной деятельностью предприятия.
На основе сегодняшнего анализа экономики  инфляция, который  составляет 8,8%. Планируемые  размеры инфляции на протяжении 2011 – 2013 годов ожидаются на уровне около 7%. Проведя анализ данных предприятия за 2008-2010 г.г. спрогнозируем величину прочих  доходов и расходов, определив темпы роста в оптимистическом сценарии на уровне 13-14% для доходов и 7,8-9,5% для расходов; в наиболее вероятном варианте – на уровне около 12% для доходов и 10% для расходов, в пессимистическом – до 10% для доходов и расходов. Данные прогнозных величин расходов  и доходов представлены в таблице 10. 

Таблица 10 -  Прогноз прочих доходов и расходов 

Показатели Единица измерения Базисный 2010 г Прогнозный  период Постпрог-нозный            2014 г.
2011 г 2012 г 2013 г
Оптимистический сценарий
Прочие  доходы т. 10 321 11 849 13 495 15 371 17 370
Темпы роста цепные % - 114,8 113,9 113,9 113,0
Прочие  расходы тыс. руб 77 306 84 650 92 099 99 283 107 226
Темпы роста цепные % - 109,5 108,8 107,8 108,0
Наиболее  вероятный сценарий
Прочие  доходы т. 10 321 11 518 12 912 14 448 16 038
Темпы роста цепные % - 111,6 112,1 111,9 111,0
Прочие  расходы тыс. руб 77 306 85 810 94 820 104 017 114 419
Темпы роста цепные % - 111,0 110,5 109,7 110,0
Пессимистический  сценарий
Прочие  доходы т. 10 321 11 374 12 363 13 464 14 716
Темпы роста цепные % - 110,2 108,7 108,9 109,3
Прочие  расходы тыс. руб 77 306 83 413 90 670 99 284 109 212
Темпы роста цепные % - 107,9 108,7 109,5 110,0
 
     При проведении инвестиционного анализа  и прогноза необходимо спрогнозировать амортизационные отчисления, то есть провести анализ и прогноз амортизации имеющихся на дату оценки внеоборотных активов (с учетом вывода объектов) и вновь вводимых внеоборотных активов, данные по которому отражены в таблице 11. 
 
 

Таблица 11 – Прогноз амортизируемого имущества ОАО «ДАКГОМЗ» 

Вид внеоборотных активов    Прогнозный  период Постпрогнозный период
2010 2011 2012 2013 2014
Недвижимое  имущество, в т.ч.: 16 258 15 575 15 407 14 819 14 231
Здания 2 835 2 637 2 507 2 381 2 238
Сооружения  и передаточные устройства 12 108 11 624 11 586 11 122 10 678
Земельные участки и объекты природопользования 1 315 1 315 1 315 1 315 1 315
Движимое  имущество, в т.ч.: 113 457 111 264 108 057 104 408 101 365
Машины  и оборудование 106 593 104 461 101 327 97 781 94 847
Транспортные  средства 3 693 3 693 3 619 3 547 3 476
Производственный  и хозяйственный инвентарь 2 027 1 966 1 966 1 937 1 898
Другие  виды основных средств 1 144 1 144 1 144 1 144 1 144
Нематериальные  активы 105 105 92 85 77
Итого 129 820 126 945 123 556 119 312 115 673
 
     Расчет  амортизационных отчислений по имеющемуся имуществу с учетом выбытия представлен в таблице 12 

Таблица 12 – Расчет амортизационных отчислений ОАО «ДАКГОМЗ» 

Вид внеоборотных активов  Прогнозный  период Постпрогнозный  период
2011 2012 2013 2014
Недвижимое  имущество, в т.ч.: 162,58 155,75 154,07 148,19
Здания 28,35 26,37 25,07 23,81
Сооружения  и передаточные  устройства 121,08 116,24 115,86 111,22
Земельные участки и объекты природопользования 13,15 13,15 13,15 13,15
Движимое  имущество, в т.ч.: 11 345,70 11 126,43 10 805,66 10 440,83
Машины  и оборудование 10 659,30 10 446,11 10 132,73 9 778,09
Транспортные  средства 369,30 369,30 361,91 354,68
Производственный  и хозяйственный инвентарь 202,70 196,62 196,62 193,67
Другие  виды основных средств 114,40 114,40 114,40 114,40
Нематериальные  активы 5,25 5,25 4,62 4,25
Итого 11 513,53 11 287,44 10 964,36 10 593,27
 
     Следующим этапом является анализ и прогноз  вводимых внеоборотных активов предприятия, представленный в таблице 13.  
 
 

Таблица 13 – Прогноз вводимых внеоборотных активов ОАО «ДАКГОМЗ» 

Вид внеоборотных активов    Прогнозный  период
2010 2011 2012 2013
Недвижимое  имущество, в т.ч.: 953 948 871 926
Здания 227 250 175 190
Сооружения  и передаточные устройства 726 697 695 667
Земельные участки и объекты   природопользования
- - - 68
Движимое  имущество, в т.ч.: 11 133 9 631 11 393 10 359
Машины  и оборудование 8 527 6 268 8 106 7 822
Транспортные  средства 2 585 3 324 3 257 2 483
Производственный  и хозяйственный инвентарь 20 39 29 19
Другие  виды основных средств - - - 34
Нематериальные  активы 20 27 14 14
Итого 12 106 10 606 12 277 11 298
 
Таблица 14 - Расчет амортизационных отчислений вводимого имущества 

Виды  вводимых  внеоборотных активов Прогнозные  периоды Постпрогнозный
2011 2012 2013 2014
Недвижимое  имущество, в т.ч.: - 9,48 18,19 25,54
Здания: - 2,50 4,26 4,26
1 год ввода - 2,50 2,50 2,50
2 год ввода - - 1,75 1,75
3 год ввода -     1,90
Сооружения  и передаточные устройства - 6,97 13,93 20,60
1 год ввода - 6,97
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.