На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Проблемы развития туризма в Республике Казахстан на современном этапе

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Республики Казахстан
Евразийский национальный университет  им. Л.Н.Гумилева
«Допущен к  защите»
___________Заведующей
кафедрой «Туризм» С.К. Сураганова
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на  тему: «Проблемы развития туризма в Республике Казахстан на современном этапе»
по  специальности 050902 - «Туризм»
Выполнил  А.Н. М?хаметжан
Научный руководитель
к.э.н. Е.К. Искаков
Астана 2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
Введение
1. Сущность туризма  и основные тенденции его развития
1.1 Классификация форм  туризма
1.2 Основные виды  туризма 
1.3 Мировые тенденции  развития туризма
2. Современное состояние  и проблемы развития туризма  в Республике Казахстан
2.1 Современное состояния  туризма в Казахстане
2.2 Анализ инфраструктуры  туризма РК
2.3 Проблемы подготовки  кадров для отрасли туризма
2.4 Позиционирование  Казахстана на мировом рынке  туризма
3. Перспективы развития  туризма в Республике Казахстан
3.1 Совершенствование  системы подготовки кадров
3.2 Развитие инфраструктуры  туризма РК
3.3 Разработка туристского  имиджа Казахстана
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В 
 
 
 
 

Введение
В условиях рыночных отношений туризм является одной  из самых динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие  объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. Важным преимуществом туристской отрасли является то, что при относительно небольших инвестициях позволяет сразу же получать доход, при этом обеспечивается быстрая оборачиваемость средств.
Индустрия туризма  многогранна и включает в себя множество услуг, созданных для  привлечения клиентов: гостиницы, туристские фирмы, клубы, фитнес-центры, спортивные площадки и т. д. Туризм является одним  из крупнейших работодателей в мире, обеспечивая работой большое число людей, от специалистов непосредственно туристской отрасли, до работников транспорта, средств размещения и огромного количества самых разных развлекательных учреждений.
Значительно влияние и социальной функции туризма. Особенно данная функция проявляется в развивающихся или небольших государствах, где туризм зачастую является основной статьей дохода бюджета.
В Республике Казахстан  туризм на современном этапе находится  на стадии бурного роста. Активно развиваются все виды туризма. Также необходимо отметить положительную динамику в гостиничной индустрии, где происходит как количественный, так и качественный рост. Ежегодно увеличивается количество туристских фирм и число занятых в туризме.
Но, несмотря на общую  положительную тенденцию развития, туризм Казахстана сталкивается и с  определенными проблемами.
Темой моей дипломной  работы является анализ проблем развития туризма на современном этапе  в Республике Казахстан. Рассматривая данную тему, необходимо выделить ее актуальность, потому что туризм в Казахстане является приоритетной отраслью развития несырьевого сектора экономики. Правительством нашей страны уделяется значительное внимание и создаются все условия для развития туризма.
Моей задачей является рассмотрение современного состояния развития отрасли туризма, анализ проблем, с которыми сталкивается отрасль в своем развитии. Туристская отрасль в нашей стране долго оставалась второстепенной и финансировалась по остаточному принципу. На туризм не обращали внимание как на отрасль экономики, хотя ресурсы имелись более чем достаточные.
Сейчас же туризм является одним из семи приоритетных кластеров  развития экономики Казахстана. Туризм является тем инструментом развития, благодаря которому Казахстан имеет хорошие шансы выйти на международный рынок с конкурентоспособным конечным продуктом.
В дипломной работе проведен анализ и оценка современного состояния туризма, выявлены основные проблемы, такие как недостаточно развитая туристская инфраструктура, слабая обеспеченность отрасли квалифицированными кадрами и неудовлетворительное позиционирование, отсутствие положительного туристского имиджа на мировых рынках.
Цель дипломной  работы на основе анализа современного состояния туристской отрасли Республики Казахстан выявить основные проблемы и предоставить пути их эффективного решения.
Цель обеспечивалась поставленными и решенными задачами, главными из которых были:
- изучение теоретических  основ развития туризма;
- рассмотрение современного  состояния туристской отрасли Казахстана;
- выделение основных  проблемных элементов туризма  Казахстана;
- анализ перспектив  развития туристской отрасли  Республики Казахстан.
В первой главе дипломной  работы рассматриваются основные понятия, виды и общая информация о туризме. Приводится классификация туризма по видам и формам. Рассматриваются мировые тенденции развития туризма на современном этапе и в перспективе.
Во второй главе  дипломной работы анализируется  современное состояние развития туристской отрасли в Республике Казахстан. Выделяются и рассматриваются три основных проблемных элементов туризма нашей страны: развитие инфраструктуры, подготовка кадров и проблема позиционирования Казахстана на мировых рынках.
В третьей главе  описываются перспективы развития отрасли туризма в Казахстане. Приводятся пути решения по исправлению проблемных секторов туристской отрасли.
1. Сущность туризма  и основные тенденции  его развития 
1.1 Классификация форм  туризма
Туризм (фр. tourisme, от tour - прогулка, поездка) - явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой - имеющее глубокие исторические корни [1]. Туризм в первоначальном смысле понимался как передвижение и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Однако в процессе исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали изменения и дополнения.
В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) и широко используемое в международной практике. В соответствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями [2].
Туризм в настоящее  время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма  как на мировую экономику в  целом, так и на экономику отдельных  стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.
Становится очевидным  превращение туризма в крупную  самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Именно благодаря этим своим свойствам туризм является бюджетообразующей отраслью экономик многих островных государств. Туризм помимо основного дохода создает дополнительные рабочие места, способствует притоку инвестиций.
Туризм является одним  из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики. Современная  экономическая наука рассматривает  туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой - определить характер взаимодействия с внешней средой.
В соответствии с определением, разработанным Международной ассоциацией  научных экспертов в области  туризма, туризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью [3].
В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя К. Каспара, лежат две субсистемы:
- субъект туризма,  т. е. турист - потребитель туристских  услуг со всем многообразием  его потребностей и мотивов  поведения;
- объект туризма,  состоящий из трех элементов:  туристского региона, туристского предприятия и туристских организаций.
Экономическая эффективность  функционирования туризма во многом определяется его формой, предполагающей соответствующий набор услуг, удовлетворяющих  потребности туристов. Выделяют две  формы туризма: внутренний и международный туризм.
Внутренний туризм - путешествия внутри своей страны лиц, постоянно проживающих в  пределах границ своего государства, без  занятия оплачиваемой деятельностью  в месте временного пребывания. На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм [4].
Международный туризм - это туризм в другую страну с  туристскими целями без занятия  оплачиваемой деятельностью в месте  временного пребывания. В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы [5].
В последнее время  наметилась тенденция сближения  внутреннего и международного туризма. Это обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в Европе).
Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два  вида туризма: активный и пассивный.
Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег в страну или данный регион. Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм служит фактором вывоза денег в страну или данный регион [6].
На первый взгляд может  показаться, что между формами  и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия  группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма -- по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.
Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону (табл. 1). 
 
 

Таблица 1 Классификация форм туризма
 
Признак Форма  
В зависимости  от его организации (организационной  формы) Паушальный тур - это  стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг; индивидуальный тур отличается тем, что турист организует и осуществляет его самостоятельно  
В зависимости  от происхождения туристов Внутренний; международный  
В зависимости  от длительности пребывания Продолжительные поездки; непродолжительные поездки: - транзитные поездки; -однодневные поездки;
- кратковременный туризм (1-3 дня)
 
В зависимости  от возраста путешествующих Дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы  в возрасте 15-24 лет); относительно молодые  экономически активные люди в возрасте 25-44 лет; экономически активные люди среднего (45--64 года) возраста (путешествуют, . как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше)
 
В зависимости  от транспортных средств Авиатуризм; автобусный; железнодорожный; автомобильный; морской  
В зависимости  от времени года Сезон; межсезонье  
     
Необходимость конкретизации  туризма по его формам возникает  в связи с различной длительностью  путешествий (продолжительные и  непродолжительные путешествия). В  этом случае в качестве основного  критерия такой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма.
Формы туризма в  зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения  путешествующих, туризм подразделяется на внутренний и международный. В данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы.
Формы туризма в  зависимости от его организации (организационной формы). В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур -- это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Индивидуальные туры как правило дороже, так как при их организации учитываются специальные пожелания туристов. Подобные туры называются также одиночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом путешествие называется одиночным.
Понятие «индивидуальный  туризм» чаще всего противопоставляется  понятию «массовый туризм». Массовый туризм первоначально означал, что в туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятие приобрело отрицательное значение. В настоящее время с массовым туризмом ассоциируются отрицательные воздействия прежде всего паушального туризма, из-за чего понятия индивидуальный туризм и массовый туризм больше не подходят для выделения форм туризма по количеству участников.
Формы туризма в  зависимости от продолжительности  путешествия. Продолжительность путешествия -- это то время, которое затрачивается  туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране.
Однодневные путешествия  классифицируются следующим образом:
- менее трех часов; 
- 3-5 часов;
- 6-8 часов;
- 9-11 часов;
- 12 и более часов.
Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим  образом:
- 1-3 ночи;
- 4-7 ночей;
- 8-28 ночей;
- 29-91 ночь;
- 92-365 ночей.
Как правило, продолжительные  путешествия дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным  поездкам относятся транзитный, однодневный  и кратковременный туризм. Транзитный туризм -- это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм -- это туры продолжительностью в световой день, не предполагающие остановки на ночлег.
Кратковременный туризм -- важная форма непродолжительного туризма. Он включает в себя деловой  туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя продолжительность кратковременных путешествий составляет не более 3 суток.
Формы туризма в  зависимости от возраста путешествующих.
При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов:
- дети, путешествующие  со своими родителями; 
- молодежь (туристы  в возрасте 15--24 лет);
- относительно молодые,  экономически активные люди в возрасте 25--44 лет;
-экономически активные  люди среднего (45--64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без  детей);
- пенсионеры (65 лет  и старше).
Формы туризма в  зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного  средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.
Формы туризма в  зависимости от времени года. В  зависимости от времени года различаются  зимний и летний туризм. Туризм только в определенное время (летом или зимой характеризуется как односезонный), туризм, совершаемый в любе время года (и летом, и зимой), называется двухсезонным. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий -- межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать [7].
Кроме предложенных шести  критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм -- путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм -- путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм -- путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.
Эти основные типы туризма  могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» -- к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» -- внутренний и выездной туризм; «международный туризм» -- въездной и выездной. Существуют факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков.
Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка. Внешние обстоятельства эффективности туризма включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы. В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы [8].
Природные и культурно-исторические особенности территории (страны, региона) составляют ее рекреационные ресурсы, т. е. использующиеся для отдыха и туризма. В разных частях света и странах сформировались природно-территориальные комплексы (природные зоны), представляющие собой сочетание взаимосвязанных компонентов природы -- рельефа, климата, растительности и животного мира.
На основе этого  естественного разнообразия развиваются  различные виды туризма. В горах -- альпинизм, скалолазание, горнолыжный  и спелеотуризм. На побережьях и  акваториях южных морей есть прекрасные условия для купально-пляжного отдыха, серфинга, дайвинга. В современных путешествиях есть место для орнитологических туров и сафари, рафтинга (сплав по рекам), пустынного, арктического, круизного и экологического туризма. Многие территории обладают лечебными свойствами благодаря их природным особенностям -- климату, выходам на поверхность минеральных источников, лечебным грязям, особым растениям, которые формируют микроклимат, имеющий оздоравливающий эффект.
Культурно-исторические особенности разных стран также  лежат в основе контрастности и разнообразия мира. История, сохранившаяся в памятниках, традиции и обычаи народов, архитектурный облик старых городов, гастрономические изыски национальной кухни -- все привлекает путешественника, устремившегося за новыми впечатлениями. Привлекательность мест отдыха определяют в первую очередь именно эти условия. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм», в то время как во всех северных странах, будь то Россия или Скандинавские страны, сальдо - отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности людей. К динамическим факторам относятся: социально - экономические и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические факторы.
Социально-экономические  факторы имеют наиболее важное влияние  на развитие туризма. Устойчивое развитие хозяйства создает экономическую  основу путешествий. Растут доходы населения, формируется новый стиль жизни, требующий достойного отдыха. Рост доходов расширяет социальную базу туризма, путешествия становятся доступными многим. Развитие экономики позволяет делать инвестиции в индустрию гостеприимства, создавать туристскую инфраструктуру, обеспечивать высокое качество туристского сервиса.
Демографические изменения  ведут к тому, что все больше людей будут иметь время и  доход, позволяющие им путешествовать. К этим изменениям относятся следующие  показатели:
- увеличение продолжительности жизни;
- формирование подвижного  стереотипа жизни населения; 
- возрастание доли  одиноких пожилых людей; 
- увеличение продолжительности  оплачиваемого отпуска; 
- тенденция к вступлению  в брак в более позднем возрасте;
- возрастание числа  бездетных пар.
В экономическом и  финансовом развитии наблюдается тенденция  увеличения производства услуг по сравнению  с производством товаров, следствием чего является увеличение доли потребления  услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К данному фактору относятся следующие показатели:
- экономическая ситуация  в стране;
- финансовая стабильность;
- уровень доходов  населения; 
- цены на товары [5].
Политическая обстановка в стране влияет, по существу, на все  динамичные факторы. Среди политических факторов, влияющих на развитие туризма, следует отметить взаимоотношения между странами, которые могут способствовать или, наоборот, препятствовать туристскому обмену между ними. Развитию туризма и иных форм внешнеэкономических отношений способствуют урегулирование разногласий между странами, заключение договоров о сотрудничестве, отказ от территориальных притязаний и признание сложившихся границ.
Материально-технические  факторы, связанные с развитием  средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д., являются ключевыми явлениями и тенденциями, проявляющимися непосредственно в сфере туризма [9].
1.2 Основные виды  туризма
В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить пять видов туризма в системе его управления.
Рекреационный туризм - это передвижение людей в свободное  время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и  душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. Для развития этого вида туризма необходимы рекреационные ресурсы. Рекреационные ресурсы составляют важнейшую часть природного потенциала региона. Кроме этого, их роль в формировании и развитии современного туризма в регионе постоянно повышается, особенно с эколого-географической точки зрения.
Оценка рекреационных  ресурсов производится на основе пофакторной  оценки каждой из составляющих: рельефа, водных объектов и почвенно-растительного  покрова, биоклимат, гидроминеральных и уникальных природных лечебных ресурсов, историко-культурного потенциала и др.), рассматриваемой с точки зрения использования её конкретным видом туризма.
Рекреационный туризм можно условно разделить на несколько  типов:
1. Туристско-оздоровительный  тип
2. Познавательно-туристский тип
Для каждого типа требуется  свой вид рекреационных ресурсов. Под рекреационными ресурсами понимается сложная управляемая и частично самоуправляемая система, состоящая  из ряда взаимосвязанных подсистем, а именно: отдыхающих людей, природных  и культурных территориальных комплексов, технических систем, обслуживающего персонала и органа управления.
В состав природных  характеристик входят площадь и  вместимость рекреационной территории, комфортность климата, наличие водных объектов, прежде всего бальнеологического свойства, эстетические особенности ландшафта и т.д. Оптимальное сочетание этих характеристик создает необходимую основу для развития рекреационного туризма.
Для первого типа это - климатические факторы, которые  в сочетании с источниками  минеральных вод и лечебными грязями создают благоприятные условия для формирования курортного комплекса. Для второго кроме вышеперечисленного - историко-культурный потенциал.
Рекреационные мероприятия  первого вида можно назвать пассивными. К ним относятся солнечные и воздушные ванны в покое. Осуществляются они обычно в условиях пляжа. Люди при этом обнажены. Этот вид рекреации предъявляет жесткие требования к погоде.
Второй вид - активная рекреация: прогулки, спортивные игры и т.д. От пассивной рекреации  активную отличает, во-первых, то, что физическая активность обусловливает повышенную теплопродукцию. Во-вторых, во время активной рекреации люди обычно одеты. И хотя в этом случае обычно используется легкая одежда с низким уровнем теплозащиты, в сочетании с повышенной теплопродукцией это делает комфортными более низкие температуры воздуха, чем для пассивной рекреации. Требования к погоде менее жесткие в сравнении с пассивной рекреацией [6].
Спортивный туризм - это поездки с целью активного  участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях. Основным содержанием спортивного туризма является преодоление естественных препятствий природного рельефа местности. Эти препятствия отличаются большим многообразием: скалы, снег, лед, водные преграды и многие другие типы, виды и формы естественных препятствий макро- и микрорельефа местности.
Многообразны и  условия преодоления препятствий: климатические, метеорологические, высокогорные и др. При преодолении естественных препятствий используются различная техника и тактика, различные средства передвижения и обеспечения безопасности. Преодоление естественных препятствий требует различной по времени и интенсивности работы туриста-спортсмена.
Туристская работа в данном случае - это совокупность физических и технических действий туриста-спортсмена. Она имеет определенное сходство с физическими упражнениями, принятыми за первооснову в теории и методике физического воспитания, но значительно шире по своему содержанию. Туристская работа имеет определенную, отличную от физических упражнений структуру. Ее структурную основу составляют действия туриста-спортсмена, направленные на преодоление естественных препятствий с минимальными затратами сил и максимальным обеспечением безопасности.
Спортивный туризм относится к видам спорта, для  которых характерна активная двигательная деятельность с проявлением физических и волевых качеств. Его можно  отнести к комплексным (смешанным) видам спорта типа многоборий. Спортсмен-турист должен обладать специфической многоборной специальной туристской выносливостью [10].
Религиозный туризм -- это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его  видов, есть свои разновидности: паломнический  туризм, религиозный туризм экскурсионной  направленности. В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение). Религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами.
Паломничество (pilgrimage) -- хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры.
Паломнические туры в  отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен. Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь.
Всякое иное посещение  святых мест, не связанное с религиозным  поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству. Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные. Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники [11].
В рамках познавательных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных  центров, в которых туристы-экскурсанты  смогут увидеть религиозные объекты -- действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия. В познавательных используются имеющиеся элементы туристской инфраструктуры - гостиницы и т.д.
Познавательные туры религиозной направленности в отличие  от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным  праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы посещают и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах участвуют как паломники, так и экскурсанты. С точки зрения туристских центров религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок.
Ученых интересует религиозное наследие -- рукописи, различные  культовые предметы, найденные в  том числе благодаря археологическим  раскопкам, архитектурные формы  как современных, так и ушедших  в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями [12].
Деловой туризм играет важнейшую роль в развитии национальной экономики любой страны, активно  содействуя ее интеграции в мировой  рынок. Интересно, что в английском языке, который является международным языком не только бизнеса, но и туризма, термин tourism в сфере делового туризма не применяется. Для этого существует отдельное понятие -- business travel.
Деловой туризм очень  многогранен. Свыше 73% его объема составляют корпоративные поездки (так называемый corporate travel) -- как индивидуальные деловые поездки, так и для участия в мероприятиях, проводимых промышленными и торговыми корпорациями. Сюда же относятся и инсентив-туры (от английского слова incentive -- стимул) -- поездки, организуемые компаниями в целях мотивации сотрудников, занятых в основном продвижением и продажей производимого этой компанией товара. С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами и странами становятся все более интенсивными. Деловой туризм играет в этом важную роль [13].
Развитие национальной экономики и интеграция ее в мировой  рынок тоже немыслимы без развития сферы делового туризма. Деловая  коммуникация, обмен технологиями и  информацией, поиск новых рынков, поиск партнеров для инвестиций и совместных проектов, продвижение компаний через PR- акции, обучение персонала и внедрение корпоративной культуры - все это деловой туризм, как неожиданно бы это не звучало. А еще, деловой туризм - это один из ресурсов интеграции и развития компаний, через участие в выставках и конгрессах, через бизнес-образование.
Деловой туризм - это  одно из важнейших условий успешного  бизнеса. Глобализация мировой экономики  и связанная с этим процессом  интенсификация деловых, научных и культурных связей превратили деловой туризм в одну из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, что позволило признать его экономическим феноменом ХХ столетия.
Ожидается, что и  в наступившем веке его роль будет  расти. По мнению зарубежных экспертов, к 2020 году количество международных деловых поездок возрастет в три раза -- с 564 млн. до 1, 6 млрд. в год. При этом оборот данного сектора увеличится в 5 раз -- с 400 млрд. долларов США до 2,0 трлн. А по сведениям американской организации «Круглый стол делового туризма», увеличение оборота в этой сфере на один миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест. Стоит отметить, что ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста. И при этом, как показывают маркетинговые исследования, в отличие от других видов турпоездок в периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а порой даже увеличивает свои объемы.
Необходимость организации  и обслуживания как корпоративных  поездок, так и многочисленных мероприятий  в сфере делового туризма послужили  причиной создания мощной индустрии  услуг. Инфраструктура делового туризма  включает выставочные и конгрессные  центры, бизнес-отели, бизнес-авиацию, платежные системы, современные технологии, благодаря которым деловой человек вне зависимости от своего местонахождения способен держать руку на пульсе своего бизнеса [14].
Конгрессно - выставочный  туризм является наиболее динамичным сегментом рынка деловых путешествий. Под конгрессно - выставочным туризмом понимают деятельность, связанную с организацией конгрессов, выставок, ярмарок, конференций и прочих мероприятий.
По статистике ВТО, доля конгрессно-выставочного туризма  в общем объеме деловых поездок составляет 10-12 %. В мире растет интерес к форумам, конференциям, симпозиумам, совещаниям, семинарам, а также выставкам и ярмаркам. Цели участия в подобных мероприятиях различны. Объединение конгрессов и выставок указывает на то, что это понятия родственные. Различия проявляются на уровне небольшой специфики, касающейся в основном состава групп и требований, предъявляемых к инфраструктуре принимающей стороны. В частности, одним из основных условий развития конгрессно - выставочного туризма является требование закрепления за принимающим направлением репутации, позволяющей ему получить международное признание.
Конгрессный туризм представляет собой разновидность выставочного туризма. Выделять конгрессный туризм в небольшой подраздел приходится потому, что организация конгрессных мероприятий, имеющая много общего с организацией выставочной деятельности, предъявляет несколько иные требования к инфраструктуре и организаторам.
Конгрессные мероприятия  мельче по масштабу, чем выставочные, но имеют более квалифицированный и требовательный состав участников. По доходности конгрессные мероприятия уступают выставкам, поскольку рассчитаны на меньшее количество участников. Однако в отличие от выставок конгрессы, особенно международные, ориентируются на эксклюзивное обслуживание, тем самым обеспечивая загрузку лучших гостиниц города.
Сектор спроса конгрессного туризма делится следующим образом: в 55 % случаев инициаторами конгрессов выступают компании и предприятия, в 45 % случаев - ассоциации, федерации и общественные организации. Статистика свидетельствует, что в последние годы организаторы конгрессного туризма сталкиваются с сокращением числа участников при одновременном увеличении средней продолжительности пребывания.
Конгрессный туризм имеет  одну отличительную особенность - у него должен быть крупный корпоративный заказчик: правительство, отдельные министерства, крупные корпорации и холдинги. Мероприятия, организуемые на правительственном уровне или при поддержке правительственных кругов, способны во много раз увеличить свою привлекательность, а значит, и коэффициент загрузки средств размещения. Поэтому многие организаторы конгрессов пытаются заручиться поддержкой правительственных кругов для привлечения различного рода международных встреч на свою территорию [15].
Экстремальный туризм набирает силу во всем мире. Все больше людей стремятся увидеть красоты  подводного мира, спуститься по горному  склону на лыжах и даже прыгнуть с парашюта. В Европе, например, этот вид туризма начал развиваться  быстрыми темпами и становиться более массовым туризмом в конце 80-х в начале 90-х годов. Но, несмотря на то, что этот вид туризма из года в год становится все более популярным, туристы в основном предпочитают такие, по-прежнему, популярные виды туризма, как экскурсионный туризм, познавательный туризм, пляжный туризм и др. А все потому, что большая часть туристов не знает, что в себя включает экстремальный туризм, куда можно поехать и сколько все это стоит.
Особо популярным стал дайвинг, один из самых экстремальных видов. Также, сейчас во всем мире очень популярны прыжки с парашютом. С парашютом начали прыгать больше полувека назад, но в массовый вид отдыха, он превратился только лет 15 назад. Сейчас существует много вариантов прыжков с парашютом. Это и скайсерфинг и групповая акробатика, но все большую популярность набирает B.A.S.E. jumping. Это не только острые ощущения, но и великолепное зрелище.
Многие люди специально приезжают на различные соревнования, чтобы посмотреть, как люди прыгают  с небоскребов, телевизионных башен, мостов, скал. Если кому-то не нравится нырять под воду или прыгать с огромных высот - тогда можно попробовать, тоже популярный вид отдыха, виндсерфинг. Но тут стоит учесть, что это удовольствие связано с постоянными падениями в воду, и реальной возможностью захлебнуться в морских волнах, а также неизбежными мозолями на руках. Или же испытать себя в сплаве по бурным горным рекам, который, точно, запомнится надолго.
Тем, кто боится воды, подойдут пешие туры. Это тоже экстремальный  туризм, который сопряжен с немалыми трудностями и опасностями. Пешие маршруты обычно прокладываются по девственным территориям планеты, так что у человека появляется возможность буквально вписаться в природу, но при этом оказаться отрезанным от цивилизованного мира. И даже если такая тургруппа имеет современные средства спутниковой связи, для прихода помощи может понадобиться несколько часов или дней. Поэтому любое чрезвычайное происшествие может привести к серьезным последствиям.
Самым же экстремальным  отдыхом можно смело назвать альпинизм, где проверяется как физическая, так и психологическая выносливость человека. Альтернативой альпинизму может стать поход по пещерам. Впечатлений от такого похода обычно хватает надолго. Но, не смотря на всю свою привлекательность, следует отметить, что экстремальный туризм это дорогой вид отдыха.
А такой вид туризма  как космический существует вообще для единиц, так как платить  за него миллионы долларов способны только очень обеспеченные туристы.
Но только этот вид  экстремального туризма дорогой по экономическим факторам. А практически все остальные виды дорогие, в основном, из-за не дешевой атрибутики. Конечно, начинающие экстремальные туристы в основном берут всю необходимую атрибутику в аренду, а это, безусловно, значительно дешевле. Но, как правило, многих новичков экстремальный туризм притягивает настолько сильно, что они хотели бы купить всю необходимую атрибутику и экстремально отдыхать чаще. Но и это могут позволить себе далеко не все [10].
Вообще же экстремальный  туризм один из самых перспективных видов туризма, который привлекает к себе все больше людей. Появляются новые места для активного отдыха, как искусственные, например горнолыжные курорты, так места созданные природой о которых люди раньше и не знали, например пещеры. А то, что этот вид туризма активно развивается видно хотя бы из того, что появляются все новые его виды.
1.3 Мировые тенденции  развития туризма
Туризм является одной  из ведущих и наиболее динамично  развивающихся отраслей мировой  экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем.
Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ЮНВТО) рост туристической индустрии  будет необратим в двадцать первом веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц. Как известно, данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. И по данным все той же ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций [14].
Все это полностью  объясняет то, что туризм на сегодняшний  день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны. В результате - туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса.
Интерес к туризму  предпринимателей очевиден и объясняется  рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
Естественно, что для  высокой эффективности этого  вида бизнеса, его рентабельности и  прибыльности от занятых в нем  людей требуются, прежде всего, компетентность и глубокое понимание международного туризма в целом. Чтобы преуспеть в туристском бизнесе необходимо хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка, но, прежде всего, требуется профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации туристского продукта, нужна полная и всесторонняя информированность производителя туристских услуг относительно всего того, что касается клиента, как потребителя этих самых услуг.
Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.
Растущий уровень  жизни в развитых странах мира ведет к росту продолжительности  отпусков работников и достаточно высокому уровню их обеспечения, что оказывает значительное влияние на развитие туристической отрасли. Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких объемов спроса являются увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества.
Тенденция к увеличению свободного времени является важным фактором дальнейшего успешного  развития туризма как отрасли. Вместе с тем «потребность в отдыхе относится  к верхнему этажу пирамиды потребностей человека». Известно, что «…потребности человека в туризме - потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека, в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании». Но для того, чтобы эти потребности приобрели массовый характер, общество должно достичь достаточно высокого уровня благосостояния.
Международный туризм способствует также активизации  международных торговых потоков  товаров материально-вещественной формы и в виде услуг разных сфер экономики. Многие страны частично удовлетворяют запросы иностранных туристов частично за счет импортной продукции. Развитие туристической инфраструктуры в стране может также стимулировать импорт сырья, материалов, технологий. В свою очередь, для продвижения туристического продукта за границу, экспортируются рекламные товары, одежда как по каналам прямого экспорта, так и посредством туристов [16].
Социокультурная эффективность  туризма выражается в снижении межнациональных  порогов в результате лучшего  восприятия других культур. Следствием туризма является процесс окультуризации, который выражается в адаптации человека к новой культуре, предполагающей иной образ мышления, иные нормы поведения, манеры общения, традиции и устои. Контакт туристов из различных государств мира делает возможным создание тесных связей и взаимного обогащения национальных культур.
Туризм оказывает  воздействие на интересы, мировоззрение  и образ жизни населения принимающей  стороны, вызывая так называемый демонстративный эффект, приводящий к росту потребностей у иностранных  посетителей, и у местных жителей. Страна, принимающая туристов, ощущает конкуренцию в самых разных областях обслуживания туристов и вынуждена при предложении туристических услуг реагировать на возрастающие запросы клиентов, превращая тем самым туристическую индустрию в один из факторов общественного прогресса. Таким образом формируются повышенные стандарты потребления у жителей принимающей стороны, и у приезжающих туристов [16].
Политическое значение международного туризма можно также  рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как одно из средств поддержания мира и, во-вторых, в качестве инструмента проведения определенной государственной политики.
Туризм, относясь к  внешнеэкономической деятельности, сближает народы и государства, порождает  необходимость их сотрудничества в  решении проблем, касающихся движения туристских потоков, размещения и обслуживания туристов. Развивать иностранный туризм означает сделать страну открытой перед мировым общественным мнением, в то же время информация, полученная туристами за рубежом, оказывает существенное влияние на их политические убеждения, способствует формированию более объективного мнения о стране, которую посетил турист.
Рассматривая туризм в социально-экономическом плане, необходимо отметить его влияние  на экологию. Зачастую туризм влечет за собой негативные последствия по отношению к окружающей среде. Но нельзя отрицать и его положительного воздействия: проводятся мероприятия по реставрации исторических памятников, созданию национальных парков и заповедников, защите берегов и рифов, сохранению лесов и т.д.
Итак, по прогнозам  экспертов ЮНВТО, мировая индустрия  туризма входит в период постоянно  увеличивающегося объема путешествий  и экскурсий, усиливающейся конкуренции  среди регионов и стран пребывания.
При этом появляется все большее количество хорошо информированных потребителей туристических услуг, обращающих особое внимание на качество и безопасность и предлагаемого туристического продукта. Последнее является особенно актуальным, учитывая тот факт, что хотя уже практически наступило третье тысячелетие и существует такое понятие как «космический турист», а тем временем в мире все еще существует проблема пиратства. Так, за 2008 год было зарегистрировано 385 нападений пиратов, что практически в два раза больше, чем в 1998 году (202 случая) и почти вчетверо больше, чем восемь лет назад (в 1991 году - 107 случаев). В ежегодном докладе Международного морского бюро говорится, что одним из самых опасных районов является Юго-Восточная Азия, в особенности воды вокруг Индонезии и Бангладеш, а также акватория Персидского залива.
Возвращаясь к прогнозам  экспертов ЮНВТО на будущее, нужно  отметить, что дальнейшее развитие мирового туристического рынка все  больше будет определяться новейшими  информационными технологиями. Существующие системы глобального бронирования будут продолжать активно развиваться.
Помимо систем бронирования прогнозируется развитие информационных служб непосредственно туристской отрасли. Уже сейчас посредством  информационных туристских порталов любой  потенциальный турист может составить для себя индивидуальный тур в соответствии со своими потребностями. Вследствие развития данных туристских порталов будущем роль турагентов будет снижаться.
В мире наблюдается  и другая тенденция - рост средств  размещения, предлагающих самообслуживание. Желание туристов быть независимыми при проведении путешествия, большая стоимость подбора, обучения и содержания обслуживающего персонала подразумевают, что высокие уровни обслуживания будут оправданы только в элитарном секторе туристического рынка.
Кроме того, в настоящее время групповыми туристическими пакетами на западном туристском рынке пользуются лишь немногие потребители, то есть уместно говорить и о тенденции усиления индивидуализма будущего потребителя.
В ближайшем будущем  можно прогнозировать следующие направления развития индустрии международного туризма:
- создание новых  и развитие уже существующих  туристических услуг и рынков, учитывающих состояние туристских (природных, культурных и исторических) ресурсов в странах пребывания  туристов;
- широкое вовлечение местной общественности и муниципальных властей в планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение ее безопасности;
- развитие связей  между организаторами туризма  и муниципальными структурами  с целью достижения понимания  потребностей каждого из них и поиска путей их удовлетворения;
- рост благосостояния  местного населения, устранение  налоговых, таможенных и других  трудностей, которые могут препятствовать  развитию туризма; при этом  особое внимание должно быть  уделено поддержанию цен на услуги в области туризма на уровнях, которые являются приемлемыми для туриста и выгодными для туристической индустрии;
- при инвестировании  капитала следует принимать во  внимание вопросы защиты окружающей  среды (строительство, архитектура,  антропогенные нагрузки);
- повышение профессионального  уровня сотрудников индустрии  туризма;
- развитие системы  владения клубным отдыхом (таймшером) [17].
Исследования современных  экспертов показывают, что состояние  мировой индустрии туризма, несмотря на объективные трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере туризма со стороны правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структуры исполнительной власти для обеспечения эффективной государственной политики его развития.
В ближайшие годы туристские рынки развитых индустриальных стран  будут стабильно расти вследствие увеличения доступности туризма  для более широких слоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие. В ближайшем будущем на международном туристском рынке будут продолжать появляться новые направления, которые смогут составить конкуренцию признанным центрам мирового туризма. 

Ожидается постепенное  смещение акцентов в развитии туризма  от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока (табл. 2) [18].
Таблица 2
Распределение объемов  въездного туризма по регионам мира (международные туристские прибытия, млн. чел.)
 
Регионы мира Прибытия Прогноз  
  1985 1990 1995 2000 2010 2020  
Всего 327,1 457,2 565,4 667,7 1006,4 1561,1  
Африка 9,7 15,0 20,2 27,4 47,0 77,3  
Америка (Северная и Южная) 64,3 92,8 108,9 130,2 190,4 282,3  
Восточная Азия (Тихоокеанский регион)
31,1 54,6 81,4 92,9 195,2 397,2  
Европа 212,0 282,7 338,4 393,4 527,3 717,0  
Ближний Восток 7,5 9,0 12,4 18,3 35,9 68,5  
Южная Азия 2,5 3,2 4,2 5,5 10,6 18,8  
               
Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления все большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения. Рынок туризма весьма динамичен и незамедлительно реагирует на изменения условий приема туристов в туристских центрах. Например, цунами 2004 года в Тихоокеанском регионе серьезно пошатнуло позиции таких развитых туристских центров как Тайланд, Малайзия и Индонезия. В результате этого страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции на международном рынке, осуществляют планирование туризма на основе принципов устойчивого развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу и имеют четкие государственные стратегии развития туризма. Основные составляющие стратегий, которые используются в мировой практике: детальный анализ собственных рынков с оценкой соотношения традиционных и перспективных направлений, учет общемировых тенденций и мультипликативного эффекта от развития туризма, проведение ежегодных международных кампаний под определенными запоминающимися девизами, а также широкое использование возможностей передовых информационных технологий как базовой платформы общения с потребителями туристских услуг. Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать условия для достижения стратегических целей развития страны, а именно, повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государства и укрепления международных позиций. Немаловажной тенденцией современного туризма является повышение роли государственной политики развития туризма страны в целом, а также целевого продвижения отдельных туристских продуктов на отечественном и международном рынках (рис. 1).
Рисунок 1. Бюджеты  национальных туристских организаций, выделяемые на рекламу, млн. евро, 2008 г.
При условии проведения эффективной государственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни, создает и совершенствует инфраструктуру. Туристская индустрия для многих государств является основной в процессе формирования государственного бюджета. Таким образом, влияние туризма на развитие мировой экономики сложно переоценить и оно постоянно увеличивается. Кроме того, генеральный секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи на конференции «Путешествуя в новое тысячелетие», прошедшей в финском городе Тампере, представил министрам по туризму стран членов ЕС прогноз развития этой отрасли. По мнению специалистов, в новом тысячелетии Европа останется самым важным в мире районом для путешествий. Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион обойдут американский континент и займут второе место. Туристические прибытия в Европу будут увеличиваться на 3,1% ежегодно и достигнут 7,7 млн человек в 2020 году. Для сравнения в начале десятилетия в 2000 году по Европе путешествовали около 3,8 млн человек. Но в любом случае, какими бы не были прогнозы на будущее очевиден один основной вывод: чтобы преуспеть в туристической деятельности в следующем столетии, требуется профессиональный, основанный на потребностях клиента и выполнении требований законодательства подход к организации производства, продвижению и реализации туристического продукта. Туризм продолжает развиваться уверенными темпами, несмотря на некоторый спад в связи с мировым экономическим кризисом. В своем развитии туризм охватывает все больше стран и территорий, открывая новые направления для туристов. Нашей стране весьма важно не затеряться на периферии туристского мира и выступить на мировом рынке с достойным и конкурентоспособным предложением.
2. Современное состояние  и проблемы развития  туризма в Республике  Казахстан
2.1 Современное состояние  туризма в Казахстане
Казахстан - девятая  по величине страна мира, в которой  есть все - от снега и ледников до песчаных барханов и горных вершин. Он уникален спектром природных ландшафтов, которые отличаются поразительным разнообразием, неисчерпанными возможностями для активного отдыха.
В Казахстане так много  удивительных мест, что вряд ли их можно  «осилить» даже за несколько отпускных сезонов. «Кочевать» можно всю жизнь. Например, отправиться вместе с археологическими экспедициями познавать эпоху бронзы или раннего железа. А потом посетить памятники новейшей истории, такие, как стартовые площадки Байконура. После осмотреть подземные мечети и меловые горы в Атырауской области, мавзолеи восточных владык, почувствовать духовную связь в сакральном для всех тюрков месте упокоения Коркыта-ата, совершить паломничество к мавзолею Ахмеда Иассауи. Можно сравнить свои ощущения, спускаясь в глубокие каньоны и поднимаясь на горные пики, встретиться с потомственными чабанами и ремесленниками, чей быт не изменили столетия. Те, кто желает попробовать романтики прошлого, могут, оседлав коней или верблюдов, отправиться через горы, пустыни и степи.
Однако этот мощный потенциал почти не востребован  туристским бизнесом. Международный  туризм в Казахстане переживает не самые лучшие времена. До обретения  Казахстаном независимости туризм, как и все другие отрасли экономики, был жестко регламентирован центром. Основными регионами туристской деятельности в СССР были Кавказ, Крым, Прибалтика, исторические центры России, Средней Азии. В то же время историческая значимость целого ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Казахстана фактически не рекламировалась и оставалась невостребованной. Туризм в Казахстане в советский период представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости. После приобретения независимости у Казахстана появилась возможность значительно развить индустрию туризма. Большим шагом на пути к развитию международных отношений в сфере туризма стало вступление Казахстана в 1993 году в качестве действительного члена во Всемирную Туристскую Организацию.
Казахстан располагает  огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для  приема иностранных путешественников. У него есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.
Въездной и внутренний туризм в Казахстане представлен  большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологические, активные, экстремальные, исторические и познавательные виды туризма. Также набирает силу бизнес-туризм. Обратим внимание на въездной туризм в РК. Видно, что с 2004 года по 2007 год доля туристов, прибывающих из стран СНГ, продолжала стабильно увеличиваться. Лишь в 2008 году произошло заметное снижение туристского потока из СНГ, что связано с мировым экономическим кризисом, который негативно сказался на туризме во всем мире (табл. 3).
Таблица 3 Въезд иностранных  граждан в Республику Казахстан
 
Виды направлений Обслужено въезжающих посетителей-нерезидентов, (человек)  
  2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.  
Въездной  туризм 219 634 261 164 330 817 548 313 543 022  
СНГ 84 121 96 421 111 737 175 766 150 270  
Страны дальнего зарубежья 135 513 164 743 219 080 372 547 392 752  
             
Все большую долю в  структуре въездного туризма  составляют туристы из стран дальнего зарубежья, число которых с 2004 по 2008 год увеличилось практически  в 3 раза.
В 2008 году среди всей численности посетителей-нерезидентов, воспользовавшихся услугами туристских организаций (37 937 человек), доля туристов из стран СНГ составила около 15%, из стран дальнего зарубежья - около 85%. Среднее количество дней пребывания туристов из стран СНГ составляет 4 -5 дней, из дальнего зарубежья - 17 дней.
Анализ въездного  потока туристов по целям пребывания показал, что 72,5% нерезидентов прибывает  в Казахстан с деловыми и профессиональными  целями и лишь 20% туристов указали, что  прибыли в Казахстан с целью  отдыха и рекреации.
Согласно статистическим данным за время своего пребывания один иностранный турист оставляет  в республике в среднем 700 долларов США.
С 2004 по 2007 годы количество резидентов Казахстана выезжавших за границу по туристским путевкам постоянно  увеличивалось, и только в 2008 году произошел небольшой спад. Рост выездного туризма происходил в основном за счет увеличения числа туристов, выезжавших за рубеж с целью отдыха и рекреации, причем данный сегмент выездного туризма показал рост и в 2008 году, когда все остальные виды выездного туризма показали отрицательную динамику. Характерной чертой выездного туризма в этот период является уменьшение количества шоп-туристов и туристов выезжающих с деловыми и профессиональными целями (табл. 4).
Таблица 4 Выезд граждан Казахстана за границу
 
Виды направлений Обслужено туристов и экскурсантов (человек)  
  2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008г.  
Выездной  туризм 154 885 210 692 255 626 286 691 261 070  
СНГ 17 219 31 263 28 191 24 820 20 977  
Страны дальнего зарубежья 137 666 179 429 227 435 261 871 240 093  
             
Всего в 2008 году туристы  из Республики Казахстан посетили более 100 стран мира. При этом из стран  СНГ основная масса туристов-резидентов выезжала в Кыргызстан и Россию. Из государств дальнего зарубежья наибольшей популярностью среди жителей Казахстана пользуются Турция, Германия, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд, Египет.
Количество дней пребывания казахстанских туристов в странах  СНГ в среднем составляет 6 дней, в странах дальнего зарубежья  - 7 дней. При этом целями выезда являются досуг и отдых (67,3 %), деловые и профессиональные цели (8,1%).
В соответствии с данными  таблицы 5 наиболее высокие темпы  роста внутреннего туризма наблюдались  в 2005 - 2006 годах. В последующие годы этот показатель значительно снизился. А в 2008-м году показатель внутреннего туризма вообще оказался меньше чем в 2005-м [19].
Таблица 5 Показатели внутреннего туризма в Казахстане
 
Вид туризма Обслужено туристов и экскурсантов (человек)  
  2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.  
Внутренний  туризм 106 486 184 379 209 143 193 122 174 940  
             
Таким образом выездной туризм в РК значительно превышает  въездной и внутренний, и к сожалению  существует значительная тенденция  к увеличению этого показателя. Доля въездного туризма значительно меньше, но не подвержена столь резким колебаниям. Практика развития мирового туризма показывает, что все государства заинтересованы в первую очередь в развитии въездного и внутреннего туризма, так как первый вид обеспечивает валютные поступления в казну государства доход, а второй аккумулирует средства внутри государства и способствует развитию инфраструктуры туризма.
По данным Агентства  Республики Казахстан по статистике туристской деятельностью в 2008 году занималась 1163 туристских организаций, ими было обслужено 473947 туристов. Данные показатели в обслуживании туристов показывают уменьшение количества обслуженных туристскими фирмами туристов по сравнению с 2006 годом (520972 обслуженных туристов) и 2007 годом (541930 туристов).
Снижение числа туристов в 2008 году обусловлено, прежде всего, уменьшением, по сравнению с прошлым года, численности въезжающих на 40% и выезжающих на 10%, а также снижения числа обслуженных по внутреннему туризму. Уменьшение числа всех категорий туристов связано прежде всего с мировым экономическим кризисом, который в целом негативно отразился на состоянии отрасли туризма во всем мире, и Казахстан не стал исключением.
В то же время увеличилось  число посещений из стран вне  СНГ. В 2008 году оно составило 85% от общего числа прибывших.
Основная масса  туристов прибыла в республику из Германии (4 251 чел.), Китая (3 749 чел.), США (2 205 чел.), Италии (2 039 чел.), Великобритания (1 889 чел.). Продолжается тенденция роста выездного туризма. В 1,7 раза или на 106 185 человек увеличился его объем по сравнению с 2004 годом, т.е. за 2008 год количество выехавших составило 261 070 человек, а в 2004 году 154 885 человек.
Выездной туризм присущ деятельности туристских организаций  всех областей. Среднее количество дней проживания в странах вне СНГ в 2008 году составило 3 - 4 дня. Наиболее посещаемыми казахстанскими туристами, по-прежнему, являются Турция (101 528 чел. или 38,8%), Китай (39 805 чел. или 15,2%), ОАЭ (24 746 чел. или 9,4 %), Египет (14 629 чел. или 5,6%), Тайланд (13 131 чел. или 5,02%).
Численность туристов внутреннего направления в 2009 году снизилась в 1,4 раза и составила 122 16 человек (в 2008 году 174940 чел.). В большинстве  областей произошло увеличение количества туристов по внутреннему туризму. Рост этого показателя произошел только в Акмолинской, Атырауской, Костанайской и Карагандинской областях. Особенно резкое снижение доли внутреннего туризма произошло в Восточно-Казахстанской области. Если в 2008 году по внутренним маршрутам этой области было обслужено 52014 туристов, то в 2009 году только 17446 туристов.
Доход туристских организаций  от их деятельности обусловлен, прежде всего, ростом показателей всех видов  туризма.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.