На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международное сотрудничество в социально-экономических учреждениях и организациях системы ООН

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

      В современных международных отношениях международным организациям отводится значительная роль. Начиная с XIX века, стремление к интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и Всемирного почтового союза в 1874 г. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус. Это позволяет говорить о системе международных организаций, главным звеном которой является ООН (Организация Объединенных Наций).
     Организация Объединенных Наций является центром  решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Изо дня в день Организация Объединенных Наций и другие организации ее системы ведут работу по содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты. Когда государства становятся членами Организации Объединенных Наций, они принимают на себя обязательства, изложенные в Уставе Организации Объединенных Наций, представляющем собой международный договор, в котором отражены основные принципы международных отношений. Согласно Уставу, в своей деятельности Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные отношения между нациями, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека, а также быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей [24, с. 214].
     Тема  является актуальной, поскольку международное сотрудничество в социально-экономических учреждениях и организациях системы ООН решает глобальные социально-экономические проблемы, стоящие перед мировыми сообществами.
     Объектом  изучения курсовой работы являются системы социально-экономических учреждений и организаций ООН, а предмет – экономико-правовые отношения, возникающие в ходе сотрудничества с социально-экономическими учреждениями и организациями системы ООН.
     Целью данной курсовой работы является изучение основных направлений работы системы социально-экономических учреждений и организаций системы ООН и рассмотрение перспектив развития социально-экономического сотрудничества в рамках ООН.
     Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
     1) определить цели, задачи и принципы функционирования системы ООН;
     2) рассмотреть систему органов экономического сотрудничества в рамках ООН;
     3) определить основные направления и программы сотрудничества организаций системы ООН;
     4) проанализировать результаты реализации ПРООН в мире и в России;
     5) обозначить некоторые проблемы и перспективы развития социально-экономического сотрудничества в рамках ООН.
     Теоретической базой написания курсовой работы послужили: учебная и научная литература; материалы периодической печати и Интернет сайтов. В качестве информационной базы были использованы статистические материалы, отчетность ПРООН. 

Глава 1. Общая характеристика ООН как система 

      Цели, задачи и принципы функционирования системы  ООН
 
      Организация Объединенных Наций (ООН) была создана 24 октября 1945 года и является всеобъемлющей уникальной международной организацией, объединяющей 191 страну, то есть почти все страны мира.
     ООН непосредственно осуществляет свою деятельность в сферах экономического, социального и политического развития стран, содействует формированию благотворной, стабильной и благоприятной среды межгосударственного сотрудничества [6, c.211].
     Приоритетные  международные экономические взаимосвязи  и взаимодействия стран основываются и регулируются следующими принципами:
     1) суверенное равенство в развитии стран, обеспечение справедливости во внешнеэкономических связях и отношениях;
     2) взаимозависимость и взаимообусловленность интересов промышленно развитых и развивающихся стран;
     3) добросовестное выполнение международных обязательств, достижение взаимных и реальных результатов между всеми странами;
     4) реализация межгосударственной экономической и социальной справедливости в международных отношениях.
     К основным целям международного экономического сотрудничества относятся:
     1. Развитие экономического и социального прогресса, обеспечение высокого уровня жизни всех стран и народов;
     2. Определение и использование наиболее прогрессивных международных экономических отношений, основанных на справедливости, общности интересов, взаимном сотрудничестве между всеми государствами;
     3. Развитие международных связей и сотрудничества для решения межгосударственных экономических и социальных проблем;
     4. Достижение сотрудничества в научно-технических, промышленно-производственных и социальных областях на основе равных преимуществ, совершенствования взаимных интересов и выгоды для всех государств;
     5. Обеспечение ускоренного развития и экономического роста стран, особенно развивающихся;
     6. Достижение более прогрессивных, рациональных и справедливых внешнеэкономических отношений, содействие совершенствованию структуры мировой экономики;
     7. Создание необходимых условий для интенсивного экономического сотрудничества между всеми нациями и народностями;
     8. Развитие и поощрение международного сотрудничества и межгосударственных экономических связей, содействие коллективной безопасности на основе соблюдения суверенного экономического, социального и политического равенства государств.
     Совершенствуя принципы и основные идеи, направленные на развитие международных экономических отношений, ООН реализует важнейшие функциональные аспекты, в числе которых особую актуальность приобретает исследование проблем взаимосвязи между глобализацией и развитием экономики в мире, изучение роли и влияния глобализации экономики на регулирование мировых финансовых процессов [18, с. 221].
     Приоритетное  значение в ООН имеет формирование плодотворной и продуктивной международной экономической среды, содействующей достижению прогресса в процветании и стабильности развития стран мира, эффективной интеграции развивающихся стран в систему международной торговли.
     Важное  место в деятельности ООН занимает функциональный аспект, связанный с разработкой перспективных форм и методов партнерства между странами. При этом особое значение имеет разработка положений и процедур международных соглашений по предоставлению финансово-экономических преференций развивающимся странам, либерализации внешнеэкономических связей и их расширению. Обеспечению либерализации и постоянно возрастающему расширению мировой торговли под патронажем ООН содействует реализация координационных возможностей и усилий, направленных на справедливое решение проблем в сфере международной торговли, диверсификации экспорта товаров и услуг, достижения дополнительных выгод в торговле для каждой из стран, значительного увеличения их валютных поступлений, ускорения темпов роста и совершенствования торговли с учетом требований их развития, улучшения возможностей для участия в расширении мировой торговли посредством существенной рационализации условий доступа на рынки товаров и услуг, установления справедливых, выгодных и стабильных цен на международных рынках. Системному продвижению международной торговли способствует влияние ООН на процессы, содействующие свободному выбору каждым государством форм организации своих внешнеэкономических отношений с учетом развития многосторонних соглашений, отвечающих международным обязательствам и потребностям межгосударственного экономического сотрудничества [26].
     Важную  роль в деятельности ООН имеет  функциональный аспект, связанный с  содействием обеспечения неотъемлемого  права выбора каждой страной системы своего экономического развития, владения, использования и эксплуатации всех ее природных ресурсов и богатств. На основе информационных программ и рекомендаций ООН проводятся соглашения и консультации между государствами для достижения оптимального использования природных ресурсов, принадлежащих нескольким странам, а также регулируется и контролируется деятельность транснациональных корпораций, чтобы она не противоречила принятым нормам и постановлениям, соответствовала экономическому и социальному развитию стран, их национальным интересам.
     Весомое место в деятельности ООН занимает функциональный спектр, содействующий расширению научно-технической деятельности промышленно развитых и развивающихся стран. В ООН формируется системная основа для достижения результатов развития науки и техники каждым государством, нацеленная на осуществление международного научно-технического сотрудничества в сфере создания и распространения прогрессивной технологии с надлежащим учетом всех межгосударственных интересов, включая права и обязанности разработчиков, поставщиков и пользователей приоритетной технологии. Это способствует раскрытию доступа развивающихся стран к достижениям современной науки и техники, созданию, укреплению и развитию научно-технической и технологической инфраструктуры, а также их деятельности в передовых научно-исследовательских и технико-технологических областях.
     Особую  актуальность приобретает функциональный аспект, реализуемый ООН в области  обеспечения дальнейшей интеграции стран в сферах развития аналитической  и нормативной деятельности для  разработки перспективной экономической и социальной политики в мире. В настоящее время еженедельно в ООН регистрируются 700—800 тыс. операций, проводится постоянная работа по расширению существующей информационной базы данных. Действует комплексная система управленческой информации (ИМИС), которая стала основой операционного механизма, реализуемого во всем мире [18, c. 222].
     Важнейшей функцией ООН является координация  проблем, связанных с формированием  и реализацией мировых инвестиций, созданием необходимых условий для их развития в сферах международного предпринимательства. ООН способствует созданию реальной основы для либерализации деятельности в области прямых иностранных инвестиций, поддержки тенденций к проведению открытой инвестиционной политики во многих странах мира, содействующей развитию рыночных отношений.
     Формирование  и реализация приоритетного функционального потенциала Организации Объединенных Наций находит непосредственное отражение в деятельности международных организаций, действующих и развивающихся в рамках ООН. 

      Система органов экономического сотрудничества в  рамках ООН
 
      Основными структурными подразделениями системы  органов экономического сотрудничества в рамках ООН являются три из шести главных органов, указанных в Уставе, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет и Секретариат. Организационная структура ООН представлена схематично на рисунке 1 [6, c. 212].
      
        

      
        
 

        

      Генеральная Ассамблея, согласно соответствующих статей Устава, несет ответственность за выполнение функций Организации в области международного сотрудничества   и руководство конкретной деятельностью в этой сфере Экономического и Социального  Совета.  Основная задача Ассамблеи - служить высшим форумом в рамках Организации для обсуждения наиболее важных, ключевых проблем экономического характера. Свои функции в рассматриваемой области Ассамблея осуществляет главным образом через  Второй комитет (по экономическим и финансовым вопросам). Это один из главных комитетов Ассамблеи. Ассамблея учреждает новые организации международного сотрудничества, такие, как Конференция  ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) или Организация Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), о чем будет сказано ниже [18, c.223].
     Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) является следующим по старшинству органом в системе экономического механизма ООН. ЭКОСОС, созданный в 1946 г., по-существу осуществляет координацию всей деятельности ООН в социально-экономической области. Членами ЭКОСОС являются 54 государства - члена ООН, избираемые Генассамблеей ООН, причем 5 постоянных членов Совета Безопасности являются неизменными членами. Высшим органом ЭКОСОС является сессия Совета. Ежегодно проводятся три сессии:
    1) весенняя - по социально-правовым и гуманитарным вопросам;
    2) летняя - по экономическим и социальным вопросам;
   3) организационная.
    В деятельности ЭКОСОС следует выделить три главных  функции:
     1. Это ответственный специализированный форум государств в рамках ООН для квалифицированного обсуждения международных экономических и социальных проблем и разработки принципиальной политической линии;
     2. Это координация всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам, координация деятельности специализированных учреждений ООН;
      3. Это подготовка квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам экономического и социального развития, международного сотрудничества [24, c. 227].
     Итак, ЭКОСОС координирует: деятельность постоянных комитетов (экономический комитет, социальный комитет и др.); деятельность функциональных комиссий и подкомиссий (статистическая, по социальному развитию и т.д.); деятельность региональных экономических комиссий (Европейская экономическая комиссия - ЕЭК, Экономическая комиссия  для Африки и др.); деятельность специализированных учреждений ООН (ФАО, ЮНИДО и др.). Отношения ЭКОСОС с организациями, имеющими автономный характер, например, с ПРООН, являющейся вспомогательным органом ГА ООН, регулируются соответствующими регламентами.
     Согласно  ст. 68 Устава для выполнения своих функций ЭКОСОС имеет право создавать вспомогательные органы, работающие в период между сессиями. В настоящее время действуют 11 постоянных комитетов и комиссий (по природным ресурсам, по неправительственным организациям и др.), 6 функциональных комиссий (статистическая, социального развития и др.), 5 региональных экономических комиссий и ряд других органов [1].
     Секретариат ООН - третье основное звено в системе органов экономического сотрудничества. Это административно-исполнительный орган, обслуживающий нормальное функционирование других институтов ООН, выполняющий конкретные поручения. Подавляющее большинство сотрудников центрального аппарата Секретариата работает на экономическую службу. В состав экономического аппарата ООН входит несколько подразделений, крупнейшим из которых является Департамент по экономическим и социальным вопросам.
     ГА  ООН в конце 1964 г. приняла резолюцию, учредившую Конференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД) в качестве органа ООН, не являющуюся международной торговой организацией. В деятельности конференции принимают участие практически все государства - члены ООН и ряд международных организаций. Высшим органом ЮНКТАД являются сессия и Совет по торговле и развитию. Сессии проводятся один раз в четыре года. Совет собирается дважды в год. Текущая деятельность осуществляется рабочим комитетом и Секретариатом. Штаб-квартира организации располагается в Женеве [6, c.217].
     Основными задачами ЮНКТАД являются: содействие развитию международной торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного сотрудничества между государствами; выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений; участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.
     ЮНКТАД  рассматривает широкий круг вопросов и проблем международной торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфабрикатами, транспорта, страхования, кредитования внешней торговли, передачи технологий и др. Решения ЮНКТАД и ее органов облекаются в форму резолюций, заявлений, согласованных выводов и не носят юридически обязательного характера [23, с. 315].
     Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) - специализированное учреждение ООН для содействия индустриализации развивающихся стран, их промышленного развития путем мобилизации национальных и международных ресурсов. ЮНИДО была создана в 1966 г. Высшим органом является Генеральная конференция, созываемая один раз в два года. Руководящие органы ЮНИДО - Совет по промышленному развитию и Комитет по программным и бюджетным вопросам. Штаб-квартира ЮНИДО находится в Вене.
     Деятельность  ЮНИДО принято условно подразделять на оперативную и вспомогательную. Оперативная деятельность ЮНИДО включает:
     1) разработку рекомендаций и оказание конкретной помощи странам в подготовке программ индустриализации с учетом политической, экономической, финансовой обстановки, технических факторов;
     2) создание и укрепление в развивающихся странах учреждений и органов по вопросам управления производством;
     3) организацию и проведение научно-исследовательской работы по обоснованию промышленных объектов;
     4) предоставление технической помощи в осуществлении конкретных проектов, рекомендаций по использованию сырьевых ресурсов и др.
     Вспомогательная деятельность включает в себя сбор, обобщение, публикацию и распространение информации, публикацию докладов и т.д.
     ЮНИДО располагает Банком промышленной и технологической информации (БПТИ) и обеспечивает его деятельность и связи с аналогичными банками на региональном и Национальном уровнях. Развивающиеся страны, таким образом, получили доступ к информации научно-технического характера, что является реальной помощью.  
  С начала 1986 г. ЮНИДО приобрела статус специализированного учреждения системы ООН. Преобразование коснулось организационных вопросов административной, финансовой, кадровой самостоятельности, не изменив существа ее деятельности, целей, принципов и направлений. В настоящее время ЮНИДО имеет собственный регулярный бюджет, формируемый  обязательных взносов стран-членов и предназначенный главным образом для содержания Секретариата. Финансирование оперативной деятельности осуществляется из средств программы развития ООН и Фонда промышленного развития ЮНИДО, складывающегося из добровольных взносов стран-членов [6, c.220].
    Если ЮНИДО имеет статус специализированной организации, "работающей" с развивающимися странами, то другой институт ООН - Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) - является вспомогательным органом ГА ООН, международной программой по предоставлению многосторонней технической и инвестиционной помощи развивающимся странам в важнейших векторах экономики. Год создания -1965. Руководящий орган ПРООН - Совет управляющих, состоящий из 48 представителей правительств, избираемый на 3-летний период. Ежегодно проводятся две сессии Совета, в промежутках между ними организацией руководит Секретариат, расположенный в Нью-Йорке. Помощь ПРООН финансируется за счет добровольных взносов и оказывается только правительствами, через их посредство или по их просьбам. К середине 90-х годов глобальная сеть ПРООН расширилась до 132 отделений, обслуживающих 175 стран и территорий. Бюджет ПРООН из года в год варьируется, т.к. запланировать добровольные взносы довольно сложно.
     Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) является специализированным учреждением ООН, задачей которого является координация работы межправительственных организаций по вопросам сельского хозяйства, а также индивидуальных и коллективных действий в целях улучшения обеспечения населения сельскохозяйственными товарами. ФАО была создана в 1945 г., высший орган - Конференция, созываемая раз в два года, штаб-квартира - в Риме. Одна из основных задач ФАО - оказание помощи развивающимся странам в области сельского, лесного и рыбного хозяйства. Помощь в рамках ФАО носит как материальный, так и нематериальный характер. В развивающиеся страны поставляется продовольствие, осуществляется техническая помощь в развитии сельхозпроизводства, подготовка кадров, разработка рекомендаций и т.д.
     Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) - учреждена в 1947 г. в качестве временного органа ООН с 5-летним сроком полномочий в целях содействия экономическому возрождению послевоенной Европы. С 1951 г. - ЕЭК получила статус постоянного органа ООН. Руководящий орган ЕЭК - очередная ежегодная сессия, секретариат расположен в Женеве. ЕЭК содействует развитию торговли, научно-технического сотрудничества. В составе ЕЭК целый ряд отраслевых комитетов - по вопросам сельского хозяйства, химии и т.д. - всего около полутора десятка [19, с. 125].
     Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) создана в 1958 г. с целью оказания содействия африканским   народам в изучении и анализе проблем развития Африканского континента. ЭКА разрабатывает мероприятия по экономическому развитию данного региона, предоставляет консультативные услуги согласно запросам стран-членов. Высший орган - ежегодные сессии Комиссии, в перерыве руководство осуществляется через Исполнительный комитет. ЭКА имеет четыре субрегиональных отделения - для Северной Африки - в г.Танжере (Марокко), для Западной Африки - в г.Ниамее (Нигер), для Восточной Африки - в г.Лусаке (Замбия), для Центральной Африки - в г.Киншасе (Заир). В последние годы ЭКА оказывала содействие в рамках консультативных технических услуг в области борьбы с засухой, создания проектов в области ирригации, подготовки кадров.
     Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) создана в 1948 г. Высший орган - сессия, созываемая один раз в два года, в период между сессиями - Комитет в составе представителей всех 40 стран-членов - Латинской Америки, а также США, Канады, Великобритании, Франции, Голландии, Испании. В составе ЭКЛАК действуют постоянные органы - Комитет по экономическому сотрудничеству стран Центральной Америки, Комитет по развитию и сотрудничеству стран Карибского района,  Комитет по торговле, Комитет Правительственных экспертов. Основные направления работы ЭКЛАК во многом похожи на уже отмечавшиеся выше, бюджет приблизительно такой же, как и у ЭКА [7, с. 50].
     Экономическая и социальная комиссия для Азии и  Тихого океана (ЭСКАТО) - региональный орган, основана в 1947 г. Высший орган - ежегодная сессия, секретариат ЭСКАТО расположен в Бангкоке. Членами ЭСКАТО являются большинство стран региона, включая США, Нидерланды, Великобританию, Францию. Ведется работа в рамках программы действий по региональному экономическому сотрудничеству в области передачи технологии под инвестиционные проекты.
     Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) создана в 1974 г. В состав ЭСКЗА входят 14 государств данного региона. Высший орган - пленарная сессия, созываемая раз в два года. Секретариат ЭСКЗА состоит из целого ряда отделов - планирования, промышленности, сельского хозяйства и др., расположен в Багдаде. Задачи - создание благоприятных условий для экономического сотрудничества в регионе, укрепление экономических отношений, исследования технического характера и т.д [3, с.68].  

      Основные  направления и  программы сотрудничества организаций системы  ООН
 
      Особое  место  в системе органов ООН  занимают специальные программы:
      Программа развития ООН;
      Программа ООН по окружающей среде;
      Программа Университета и Института ООН;
      Программа детского фонда ООН.
      Последняя была учреждена решением Генеральной  Ассамблеи ООН в 1965 году. Ее деятельность финансируется за счет добровольных взносов государств и координируется Советом управляющих, в который входят представители около 50 государств, избираемых ЭКОСОС сроком на 3 года.
      В настоящее время Программа развития ООН - ПРООН - это влиятельнейшая международная  организация, имеющая свои представительства  в более чем 100 странах мира, которые подготавливают рекомендации для оказания финансовой помощи развивающимся государствам. Конкретная помощь ПРООН представляется по пятилетним планам и по конкретным проектам. При этом доля финансирования со стороны может колебаться от 50 до 100%, в зависимости от уровня развития конкретного государства, нуждающегося в такой помощи. Сильны связи ПРООН с Международным банком реконструкции и развития, с которым она координирует на практике свою деятельность. В ведении Совета управляющих ПРООН действуют несколько автономных добровольных фондов помощи; наиболее крупный из них - это фонд ООН в области народонаселения (ЭНФПА) [6, c.215].
      Комиссия  по промышленному развитию развивающихся  стран - ЮНИДО в составе образующих ее секций занимается координированной и разрабатывающей проектной работой для стран Азии, Африки, Латинской Америки в области подготовки для них кадров по всем отраслям экономики. В 1987 году она серьезно реорганизована с целью повышения эффективности ее работы на местах. Так, учрежден Консультативный комитет представителей на местах (ККПМ) для разработки и формулирования руководящих принципов в области отбора, классификации найма, назначения, размещения, предоставления отчетности, управления и оценки деятельности старших советников по промышленному развитию в регионах (СПИДФА). Далее, значительно повышена оперативная гибкость ЮНИДО, чему способствовало создание Секции комплексных промышленных проектов. Главная функция этого нового подразделения состоит в разработке, координации и контроле за осуществлением отдельных крупномасштабных технических проектов. Эта секция также несет ответственность за разработку и руководство совместными программами технического сотрудничества с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), а также за курирование проектов на стадии разработки.
      Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП создана  по рекомендациям Стокгольмской  Международной конференции 1972 года в целях установления тесного  международного сотрудничества по проблемам окружающей среды. Она действует как автономный орган ООН, координируемый ЭКОКОС. Программой руководит Совет управляющих в составе около 60 человек, избираемых сроком на 3 года, с местопребыванием в Найроби. В функции ЮНЕП входят исследования по проблемам охраны почв и вод, растительного и животного мира, социально-экономические аспекты энергетики, сотрудничество в области образования и обмена информацией по охране окружающей среды, организация международных совещаний и семинаров по рассматриваемой проблеме, разработка и претворение в жизнь задач экологической безопасности. Финансирование работ по Программе осуществляется из добровольного фонда ЮНЕП.
      В 1972 также был основан Университет  ООН, начавший функционировать в  Токио с 1975 года. Финансируется только за счет добровольных источников, преимущественно Японией. Руководит им ректор, назначаемый генеральным секретарем ООН по соглашению с генеральным директором ЮНЕСКО и по рекомендации Совета Университета, который, в свою очередь, состоит из 24 членов, назначаемых Генеральным секретарем ООН и Генеральным директором ЮНЕСКО. Главной целью Университета является осуществление исследований и учебных программ, в которых ведется подготовка и переподготовка специалистов [24, c.231].
      Другим  научным центром по реализации целей Программ ООН стал в 1963 году Учебный и научно-исследовательский институт ООН, из стен которого выходят дипломированные административные и дипломатические кадры для развивающихся стран. Институт также ведет исследования по широкому кругу гуманитарных проблем. Институт функционирует как автономное учреждение и финансируется за счет добровольных источников.
      К деятельности Программ ООН примыкает  реализация ряда целевых функций  Детского фонда ООН - ЮНИСЕФ. ЮНИСЕФ - одна из первых программ помощи системы ООН, созданная в 1946 году в целях организации помощи детям в разрушенной Европе. Постепенно функции ЮНИСЕФ изменялись, расширялись, ее деятельность стала ориентироваться на оказание помощи детям развивающихся стран. Фонд финансируется как за счет добровольных поступлений (взносов), так и пожертвований общественных организаций и отдельных лиц. 

Глава 2. Основные направления  работы системы социально-экономических  учреждений и организаций  системы ООН 

     2.1. Результаты реализации  ПРООН в мире 

     Программа Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) является глобальной сетью ООН в области развития, выступающей за позитивные изменения в жизни людей путем предоставления странам-участницам доступа к источникам знаний, опыта и ресурсов. ПРООН работает на территории 166 стран, оказывая им содействие в поиске решений глобальных и национальных проблем в области развития. Развивая свой потенциал, страны использую опыт и знания персонала ПРООН и широкого круга ее партнеров [12, c.1].
     В 2000 г. мировые лидеры взяли на себя обязательства по достижению Целей развития тысячелетия (ЦРТ), включая объединяющую все эти цели задачу снижения наполовину уровня бедности к 2015 г. Сеть ПРООН координирует глобальные и национальные усилия по достижению ЦРТ. Деятельность сосредоточена на помощи странам в поиске решений и обмене опытом в следующих областях:
     1) демократическое управление;
     2) борьба с бедностью;
     3) предотвращение кризисов и восстановление;
     4) энергетика и окружающая среда;
     5) ВИЧ/СПИД.
     В каждой из этих пяти областей деятельности ПРООН ратует за соблюдение прав человека и особенно расширение возможностей женщин. Планка мероприятий, осуществляемых странами и организациями – партнерами по оказанию международной помощи, поднята высоко. Прошедший год не только открыл для ПРООН и ее партнеров благоприятные возможности, но и поставил перед ними серьезные задачи, связанные с выполнением взятых обязательств. В частности, ПРООН обязана все больше помогать странам-донорам усиливать каталитическое воздействие Официальной помощи в целях развития (ОПР), используя эту форму помощи для активизации инвестиций за счет всех имеющихся ресурсов развития, включая частный сектор. На рисунке 2 и приложение 1 отражены расходы на программы ПРООН [11, c.6].

     Рисунок 2 - Расходы на осуществление программ ПРООН в 2008 году по основным направлениям (слева) и регионам (справа) 

     Региональное  Бюро ПРООН по Европе и СНГ (РБЕК) со штаб-квартирой в Нью-Йорке распространяет свою деятельность на 29 стран Центральной и Восточной Европы и СНГ. В соответствии с мандатом, предоставленным Генеральным секретарем ООН, Бюро начало открывать представительства и приступило к осуществлению программ в регионе в 1992 г. Сейчас РБЕК имеет Региональный центр в Братиславе и представительства в более чем 20 странах.
     Региональный центр в Братиславе играет важную роль в продвижении концепции развития человеческого потенциала в странах Восточной Европы и СНГ. Эксперты Регионального центра предоставляют консультации по вопросам стратегии и поддержку программам, направленным на оказание помощи правительствам, бизнес-сектору и гражданскому обществу.
      Основными направлениями работы ПРООН в области ЦРДТ являются: координация глобальных и локальных усилий для достижения ЦРДТ с помощью адвокатирования; распространение эффективных стратегий достижения ЦРДТ; мониторинг и учет прогресса в области ЦРДТ; и поддержка деятельности правительств по адаптации ЦРДТ к местным условиям и вызовам. В 2008 г. ПРООН внесла вклад в разработку методов и проведение мониторинга достижений в области ЦРДТ, в частности, в Мадагаскаре, Пакистане и Уганде. Кроме того, некоторые страны, включая Гану, Замбию, Малави, Нигер, Сенегал, Танзанию, Того и Уганду, в настоящее время фактически вступили в фазу внедрения национальных программ по достижению ЦРДТ. В 2008 г. ПРООН выступила в качестве партнера региональных комиссий ООН и организаций гражданского общества (ОГО) в Арабских государствах, странах Африки и Восточной Европы, и при обучении государственных чиновников и других заинтересованных лиц методам мониторинга и отчетности в области ЦРДТ [11,c.8].
      Пользуясь доверием в качестве партнера в области  развития и являясь одним из спонсоров  Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу, ПРООН обладает специальным мандатом, позволяющим выдвинуть борьбу с  ВИЧ/СПИДом в качестве одной из приоритетных задач в национальных стратегиях развития и сокращения бедности. В Чаде ПРООН финансирует правительственную инициативу по проведению санитарно-просветительских и профилактических мероприятий в отношении ВИЧ/СПИДа среди сельского населения, большинство которого продолжает считать эту болезнь городской проблемой.
     Результаты  плохого государственного управления неразрывно связаны с бедностью, ВИЧ/СПИДом, гражданскими войнами и климатическими изменениями. В 2008 г. группа по глобальному демократическому управлению в составе ПРООН вносила вклад в работу 129 страновых отделений ПРООН, усиливая инициативы по поддержке национальных парламентов, и оказывала прямую поддержку странам.
     ПРООН осуществляет ряд инициатив, касающихся управления, как на региональном уровне, так и на национальном и местном уровнях. В 2008 г. ПРООН предоставляла комплекс мер по технической, финансовой и политической поддержке зарождающимся или борющимся демократиям, в том числе Мальдивам, Папуа – Новой Гвинее и Танзании. Программа «Углубление демократии в Танзании», поддержанная ПРООН совместно с правительством и международными донорами, предоставляет техническую и финансовую помощь институтам (включая парламент, избирательные комиссии, политические партии и СМИ), необходимую для укрепления многопартийной системы, которая была восстановлена в этой стране в 1992 году. Деятельность ПРООН включала широкий круг мероприятий, от анализа правовой и институциональной структуры демократического развития страны до поддержки процесса регистрации избирателей [20].
     Растет  понимание того, что конфликты с применением насилия и природные катастрофы являются основными препятствиями на пути человеческого развития и достижения ЦРДТ. Организация призвана играть центральную роль в оказании помощи странам в предотвращении кризисов и смягчении их последствий, а также в содействии восстановлению. Спрос на поддержку в предотвращении кризисов и послекризисном восстановлении растет, прежде всего, в сфере снижения риска природных катастроф, и ПРООН в 2008 г. проводила в этой области работу в 83 развивающихся странах.
     В среднем, ежегодно ПРООН реагирует  на 12 кризисов, связанных с природными катастрофами или конфликтными ситуациями. Эти кризисы радикально меняют характер работы, которую ПРООН ведет в  этих странах, иногда на многие годы вперед, так как пострадавшие люди нуждаются в срочной поддержке для восстановления повседневной жизни (Рисунок 3). ПРООН играет ведущую роль в системе ООН в сфере планирования восстановления на раннем этапе, что представляет собой самостоятельный, но протекающий одновременно с другими процесс в ситуации, связанной с оказанием гуманитарной помощи [11, c.20].

Рисунок 3 - Действия ПРООН по предотвращению кризиса 

     На  страновом уровне в 2008 г. ПРООН оказывала  поддержку в восстановлении на раннем этапе 20 странам. Основной упор в этой поддержке был сделан на укреплении послекризисного управления путем усиления потенциала органов государственной власти на национальном и местном уровнях. Примерами этого могут служить оказание помощи общинам в восстановлении источников получения средств к существованию в Белизе, Грузии, Доминиканской Республике, Китае и Судане; поддержка процессов возвращения и реинтеграции в Мавритании, Турции и Шри-Ланке; и восстановление верховенства закона и безопасности на уровне общин в Центральноафриканской Республике и Чаде. В 2008 г. ПРООН также разработала новую глобальную программу по укреплению верховенства закона в конфликтных и постконфликтных странах с особым упором на обеспечение доступа женщин к правосудию, созданию институтов и правосудию переходного периода.
     По  мнению ПРООН, особенно важно учитывать  потребности и опыт женщин и девушек  в период кризиса и способствовать расширению возможностей женщин и гендерному равенству во всех областях предотвращения кризиса и послекризисного восстановления. В этой связи ПРООН поддерживает принятие и правоприменение законов о защите прав женщин; работу по обеспечению юридической помощи, доступа к правосудию и осуществление правовых реформ в интересах женского населения; содействует расширению участия женщин и их лидерству, как на институциональном уровне, так и на уровне общин; настаивает на вовлечении женщин во все стадии процессов установления мира и послеконфликтного восстановления; и укрепляет сети образования для женщин [5, c.20]
     В то время как развивающиеся страны и доноры сосредоточили свое внимание на поиске оперативных решений, связанных с экономическими вызовами, вопросы экологической устойчивости снова отошли на второй план. Являясь глобальной сетевой структурой ООН по проблемам развития, ПРООН признает, что климатические изменения требуют принятия новой парадигмы развития. В основе этой парадигмы лежат: учет климатических изменений в процессах планирования развития на всех уровнях; связь стратегий развития с финансированием решений; и помощь странам в переходе к менее углеродоинтенсивным и в то же время устойчивым моделям экономики. В 2008 г. на основе обширного опыта ПРООН в изучении вопросов изменения климата организацией была принята новая стратегия в области климатических изменений, которая способствует росту потенциала развивающихся стран в выстраивании грамотной и основанной на достоверной информации политики и системы принятия инвестиционных решений. Такие решения не только направлены на сокращение эмиссии парникового газа, но и будут способствовать снижению уровня бедности и скорейшему достижению ЦРДТ. Стратегия определяет порядок взаимодействия ПРООН с Всемирным банком, Глобальным экологическим фондом (ГЭФ) и другими специализированными учреждениями ООН, а также с представителями и организациями гражданского общества и частным сектором [11, c.26].
     ПРООН работает как над проблемой смягчения  изменений климата, так и над  вопросами адаптации к ним, что  одинаково важно для преодоления  вызова климатических изменений. Усилия ПРООН, направленные на смягчение воздействия изменений климата, поддерживают повышение эффективности использования энергии во всех секторах и сферах, содействуют переходу на широкий диапазон возобновляемых источников, а также улучшению доступа к источникам энергии для бедных слоев населения, реформированию политики и развитию производственного потенциала (Рисунок 4). В аспекте адаптации, ПРООН поддерживает страны, которые работают над интеграцией проблематики климатических рисков в общую государственную политику национального развития и планирования, развивают варианты финансирования, позволяющие покрыть затраты на адаптацию к климатическим изменениям, и делятся знаниями и опытом в этой области. Прямым результатом этого являются проведение работ и экспертных оценок (включая экспертизу политики в области климатических изменений), а также оказание профессиональной помощи в разработке и осуществлении проектов развития. Сочетание этих мероприятий позволяет ПРООН эффективно внедрять проекты на общенациональном уровне. Например, после принятия нового соглашения по Киотскому протоколу ПРООН сможет помогать государствам-членам обращаться с просьбами об оказании помощи в предоставлении финансирования и технологий и управлении ими на том основании, что эти страны работают над выполнением своих обязательств по решению глобальных проблем эмиссии углерода. Фактически, ПРООН приступила к осуществлению инновационной инициативы по развитию потенциала, в которой участвуют 13 развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна. Цель инициативы – выбрать три ключевых сектора (например, энергетику, сельское хозяйство и туризм) для подготовки национального межведомственного заседания по участию страны в реализации Балийского плана действий. Как только будут определены эти три сектора, ПРООН окажет поддержку странам в проведении оценки величины и интенсивности необходимых национальных усилий по предотвращению климатических изменений, а также предоставит точную оценку необходимого объема финансирования для смягчения последствий изменений климата и адаптации к их воздействию [28].

Рисунок 4 - Внедрение возобновляемых источников энергии способствует созданию многих видов рабочих мест в целом ряде отраслей
     В течение 2008 года система ООН продолжала наращивать усилия по достижению максимального результата в оказании помощи национальным планам и приоритетам в области развития. Движущей силой этого процесса остается реформа ООН, начало которой положил прозвучавший в 1997 г. призыв Генеральной Ассамблеи ООН о необходимости построения более слаженной, действенной и эффективной системы ООН в области развития. Особую значимость эта работа приобрела после того, как развивающиеся страны столкнулись с серьезными проблемами в области развития, включая глобальный финансовый и продовольственный кризис и его воздействие на бедняков, а также пагубный эффект климатических изменений. Есть основания полагать, что во многих странах мира в результате последствий недавнего экономического спада выполнение ЦРДТ к 2015 г. окажется невозможным. Система специализированных учреждений ООН в области развития признает, что сейчас как никогда важно объединить усилия, используя многочисленные мандаты, а также имеющиеся знания и опыт, для максимально эффективного решения национальных приоритетных задач и проблем. ПРООН, как менеджер Системы резидента-координатора (РК), вместе со своими партнерами по ООН, продолжает нести ответственность за повышение слаженности совместной работы системы ООН в области развития, тем самым предоставляя возможность ООН оставаться наиболее эффективным партнером в сфере содействия развитию и ощутимо улучшать повседневную жизнь людей в странах, где она работает. Кроме того, ПРООН и ее партнеры – специализированные учреждения ООН в области развития – признают, что слаженность и эффективность должны быть подкреплены: национальным участием и увязкой о
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.