На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Последствия банкротства и основные направления его предупреждения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
1. Характеристика банкротства 5
1.1 Банкротство организации: его виды, цель и последствия 5
1.2 Критерии отнесения  предприятия к  несостоятельному (банкроту) 8
2. Последствия банкротства и основные направления его предупреждения 16
2.1 Меры антикризисного управления в ситуациях банкротства 16
2.2 Социально-экономические  последствия банкротства 23
Заключение 27
Список  использованной литературы 29

Введение

 
     Вступление  экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для  товаров зарубежных предприятий  поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом  этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
     Следует отметить, что в мире не было ни одной  организации, которая в той или  иной мере в своей производственно-хозяйственной  деятельности не испытала на себе кризисные  явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Особая острота проявилась и проявляется  в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения.
     Ситуация  несостоятельности связана с  реальной производственно-хозяйственной  деятельностью и является следствием производственных, технологических, маркетинговых, финансово-экономических и юридических  упущений в работе предприятия. Однако процедура возбуждения дела о  банкротстве - это сугубо юридический  акт, который основывается на трех законах  о несостоятельности (банкротстве), принятых в 1992, 1998, 2002 гг., что само по себе свидетельствует о серьезности  проблемы банкротства предприятий  для экономики страны.
     В нормально функционирующей рыночной экономике банкротство - это метод  устранения из рыночной ниши неэффективно работающих организаций. Банкротство  выполняет позитивную роль, однако в нашей стране в период становления  рыночных условий хозяйствования оно  несет на себе ряд дополнительных и не всегда законных черт. Это и  переделы собственности, и криминальная составляющая, и монополизация рынков отдельных товаров и услуг. В  силу перечисленных факторов получить объективную картину финансово-экономического состояния предприятия, степени его устойчивости становится особенно важно для самого предприятия, для отрасли, для экономики в целом.
     Цель  курсовой работы заключается в изучении и анализе сегодняшнего положения  несостоятельных предприятий.
     В соответствии с поставленной целью  в ходе исследования предполагается рассмотреть следующие основные задачи:
     Раскрыть  понятие несостоятельности (банкротства), основные факторы возникновения  банкротства предприятий, а также  его виды, цели и последствия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Характеристика  банкротства
      Банкротство организации: его  виды, цель и последствия
 
     Банкротство организации - это результат негативного  влияния разнообразных внешних  и внутренних факторов развития организации  в рыночных условиях.
     В ст.2 Федерального закона 1998 г. дается следующее  определение:
     Банкротство (несостоятельность) - признанная арбитражным  судом неспособность должника в  полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
     Процедуру банкротства организации следует  рассматривать с экономической  и юридической точек зрения.
     Банкротство с экономической точки зрения - это следствие плохого учета  хозяйственных и предпринимательских  рисков в деятельности организации, обусловленных прежде всего неквалифицированными решениями и действиями руководства  организации, т.е. рисками руководителей  и собственников организации.
     Банкротство с юридической точки зрения - это  возможность правового решения  острых конфликтов при не возврате организацией-должником денежных средств  кредитору. Законодательство защищает интересы кредиторов, давая им шанс вернуть вложенные средства (полностью  или частично) либо за счет продажи  имущества должника, либо в результате смены руководства и собственников  организации, путем внедрения и  реализации разнообразных реорганизационных  мер.
     В понятии банкротства в практике выделяют следующие его виды:
     - реальное банкротство организации - характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала.
     - временное, условное банкротство - характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано существенной просрочкой ее кредиторской задолженности Краткосрочные обязательства - это задолженность предприятия, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев (задолженность кредиторам, краткосрочные кредиты, полученные авансы), затовариванием готовой продукцией, при этом сумма активов Активы - стоимость средств, которыми владеет предприятие. организации превосходит объем ее долгов.
     - преднамеренное (умышленное) банкротство - характеризуется преднамеренным созданием руководителями и собственниками организации состояния ее неплатежеспособности, нанесением ей экономического вреда (хищение средств организации разными способами) в личных интересах и в интересах иных лиц. (уголовно наказуемо).
     - фиктивное банкротство - ложное объявление организацией о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки платежей по своим финансовым обязательствам либо получения скидки с долгов, либо для передачи готовой продукции, не пользующейся спросом на рынке для погашения долгов.
     Организация (предприятие), получившая статус юридического лица с момента государственной  ее регистрации, приобретает обязанности, ответственности и права перед  внешними субъектами права.
     Обязанности и ответственность с точки  зрения процедуры банкротства - это  своевременное исполнение своих  обязательств, полное погашение долгов, а также ответственность за несвоевременное  выполнение обязательных платежей и  обязательств перед кредиторами.
     Права с точки зрения процедуры банкротства - это возможность требовать от должника возврата своих средств, погашения  долгов и компенсации за несвоевременную  их оплату вплоть до обращения в  судебные органы.
     Осуществление процедуры банкротства организации  имеет целью, во-первых, отдать долги  юридическим и физическим лицам  и, во-вторых, восстановить предпринимательскую  деятельность организации в будущем. При этом первичным должно быть восстановление платежеспособности организации, а  вторичным - погашение кредиторской задолженности.
     Как уже отмечалось выше, банкротство  организаций имеет как положительные, так и отрицательные последствия:
     положительные:
     - закрытие организации должника (больной организации) и возвращение долгов кредиторам цивилизованным способом через суд;
     - начало нового бизнеса;
     - замена некомпетентных руководителей, временных собственников организации на профессиональных руководителей, передачи бизнеса в более надежные руки собственников;
     - очищение активов организации, восстановление ее финансовой устойчивости и реструктуризации с целью выхода на эффективный бизнес;
     - передача бизнеса организации от государства в частные руки, и наоборот.
     негативные последствия: 
     - потеря кредиторами части своего капитала;
     - возможность возникновения цепочки последующих банкротств - так называемый эффект домино;
     - ухудшение материального положения работников предприятия из-за длительной задержки причитающихся им выплат заработной платы, пособий и т.д.;
     - сокращение рабочих мест, возникновение социальной напряженности, и как результат - снижение платежеспособности, а следовательно, и покупательной способности населения;
     - снижение потребительского рынка;
     - возможность криминального передела собственности организации и разворовывания имущества, в том числе организаций со значительной долей государственной и муниципальной собственности;
     Стоит отметить, что не все предприятия  подлежат банкротству. Не подлежат банкротству  в порядке, предусмотренном федеральным  законодательством:
     - казенные предприятия (п.2 ст.1 Федерального закона 1998 г. №-Ф3);
     - унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности (п.5 ст.6 Закона), к которым применяются нормы о казенных предприятиях на основании п.5 ст.6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-Ф3 "О введении в действие части первой ГК РФ".
     Речь  идет прежде всего о предприятиях, созданных и находящихся в  собственности общественных организаций, общественных организаций пенсионеров  и инвалидов, благотворительных  фондов, так как к ним до их преобразования или ликвидации применяются  нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (т.е. собственником их имущества  является учредитель). Нельзя применить  процедуру банкротства и к  учреждению, что следует из п.2 ст.1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-Ф3 "О несостоятельности (банкротстве)".
     Из  некоммерческих организаций (а организационно-правовые формы их могут быть разнообразны) под нормы Федерального закона о  банкротстве попадают только потребительские  кооперативы, благотворительные и  иные фонды, что следует из п.2 ст.1 указного Закона.

1.2 Критерии отнесения предприятия к несостоятельному (банкроту)

 
     В связи с рассматриваемой проблематикой  принципиальным является вопрос о том, каковы критерии несостоятельности (банкротства). 

     Закон о банкротстве 1992 г Закон Российской Федерации от 19.11.1992 №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Российская газета, №279, 30.12.1992 (документ утратил  силу).. в качестве критерия несостоятельности  использовал принцип неоплатности, в связи с чем под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность  должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и  внебюджетные фонды, в связи с  превышением обязательств должника над его имуществом или в связи  с неудовлетворительной структурой баланса должника. Данное обстоятельство в значительной степени ущемляло интересы кредиторов, затягивало рассмотрение дел в арбитражных судах, а  главное - лишало возможности и арбитражные  суды, и кредиторов применять различные  меры и процедуры банкротства  к неплатежеспособным должникам, у  которых сумма кредиторской задолженности  формально не превышала стоимости  принадлежащего им имущества.
     Для определения признаков банкротства  применялась методика, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах  по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" Постановление  Правительства Российской Федерации  от 20.05.1994 №498 «О некоторых мерах  по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» (в ред. Постановления  Правительства РФ от 24.08.20002 №630) // Российская газета, №99, 27.05.1994 (документ утратил  силу)..
     Показателями  для оценки удовлетворительности структуры  баланса предприятия являлись:
     - коэффициент текущей ликвидности;
     - коэффициент обеспеченности собственными  средствами;
     - коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. 

     При этом коэффициент текущей ликвидности  характеризовал общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его  срочных обязательств. Он определялся  как отношение фактической стоимости  находящихся в наличии у предприятия  оборотных средств в виде производственных запасов готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов к  наиболее срочным обязательствам предприятия  в виде краткосрочных кредитов банков, займов и различных кредиторских задолженностей.
     Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризовал наличие у предприятия  собственных средств, необходимых  для его финансовой устойчивости. Этот коэффициент определялся как  отношение разности между объемами источников собственных средств  и фактической стоимостью внеоборотных активов (в том числе основных средств) к фактической стоимости  оборотных средств предприятия.
     Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризовал наличие у предприятия  реальной возможности восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода. Определялся этот коэффициент как  отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его  установленному значению.
     Основанием  для признания структуры баланса  предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным являлось наличие одного из следующих  условий:
     - коэффициент текущей ликвидности  на конец отчетного периода  имеет значение менее 2;
     - коэффициент обеспеченности собственными  средствами на конец отчетного  периода имеет значение менее  0,1.
     Коэффициент восстановления платежеспособности более 1 свидетельствовал о наличии у  предприятия реальной возможности  восстановить свою платежеспособность. Значение менее 1 свидетельствовало  о том, что у предприятия в ближайшее время не будет такой возможности Витрянский В.В. Банкротство: ожидания и реальность // Экономика и жизнь. 1994. N 49. С. 22..
     Следует заметить, что в законодательстве некоторых зарубежных стран при  определении признаков банкротства  также используется принцип неоплатности. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим  приходится заниматься предоставлением  доказательств превышения обязательств должника над его активами. А получение  такой информации по различным причинам может быть весьма затруднительным.
     Иной  подход был закреплен в Законе о банкротстве 1998г. Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1998 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 №31-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 12.01.1998, №2, ст. 222.. В соответствии с его положениями должник - юридическое лицо мог быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности; критерий неоплатности применялся лишь в отношении граждан.
     Такой же позиции придерживается и Закон  о банкротстве 2002 г., признавая в  качестве основного критерий неплатежеспособности Витрянский В.В. Пути совершенствования  законодательства о банкротстве // Вестник  ВАС РФ (спец. прил. к N 3). 2001. С. 92 - 93..
     В рамках каждого из критериев закрепляется соответствующая система признаков  несостоятельности (банкротства).
     Закон о банкротстве 2002 г. в качестве одного из признаков банкротства устанавливает  минимальный размер задолженности  субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности. Так, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в  совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. руб.
     Законодательное закрепление минимального размера  требований кредиторов означает, что  права кредиторов могут быть защищены лишь при наличии определенного  минимума требований, при отсутствии которого данный механизм защиты прав кредиторов неприменим.
     Вместе  с тем из этого не следует, что  в ходе осуществления процедур банкротства  не могут быть защищены и учтены права тех кредиторов, размер требований которых является меньшим, чем установленный  законом минимум, необходимый для  признания субъекта банкротом.
     Во-первых, данный минимум требований кредиторов может быть достигнут не только за счет учета прав отдельного кредитора, но и за счет совокупного требования кредиторов, размер требований каждого  из которых существенно меньше установленной  законом нормы Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 №С1-7/ОП-237 // Вестник  ВАС РФ, №7, 1995..
     Во-вторых, установленное Законом о банкротстве 2002 г. ограничение минимального размера  требований касается только требования кредитора-заявителя, необходимого для  инициации процедуры банкротства, тогда как после начала осуществления  процедуры банкротства механизм банкротства может быть использован  и для защиты прав иных кредиторов, требования которых менее установленного законодательством минимального размера.
     При определении признаков банкротства  не должна учитываться задолженность, возникшая по основаниям, предусмотренным  Трудовым кодексом РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ) // Российская газета, №256, 31.12.2001. (далее - ТК РФ), включая долги по заработной плате работникам должника Комментарий  к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статус, 2003. С. 44..
     Размер  обязательных платежей, принимаемых  во внимание при определении наличия  признаков банкротства должника, исчисляется без учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.
     Итак, анализ действующего российского законодательства о банкротстве позволяет выделить следующие признаки несостоятельности  субъекта предпринимательской деятельности:
     - наличие денежного обязательств  должника долгового характера;
     - неспособность гражданина или  юридического лица удовлетворить  требования кредиторов по денежным  обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных  платежей в течение трех месяцев  с момента наступления даты  их исполнения:
     - наличие задолженности гражданина  на сумму не менее 10 тыс.  руб., а юридического лица - не  менее 100 тыс. руб.;
     - официальное признание несостоятельности  арбитражным судом.
     Законодательством устанавливается дополнительный признак  несостоятельности (банкротства) гражданина, а именно: превышение суммы его  обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.
     Для отдельных категорий должников  Закон о банкротстве 2002г. устанавливает  несколько иные признаки несостоятельности (банкротства). Так, в целях защиты прежде всего публичных интересов  законодатель увеличивает срок неисполнения обязательств должником - стратегическим предприятием и размер требований к  такому должнику по сравнению с общими признаками несостоятельности. Стратегическое предприятие и организация считаются  неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанности  не исполнены в течение шести  месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма требований должна составлять не менее 500 тыс. руб. (ст. 190 Закона о банкротстве 2002 г.).
     В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для возбуждения  производства по делу о банкротстве кредитной организации необходимо, чтобы сумма требований к ней в совокупности составляла не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда и эти требования не были исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения. Либо необходимо, чтобы после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) была недостаточна для исполнения обязательств перед кредиторами и уплаты обязательных платежей.
     Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов  естественных монополий топливно-энергетического  комплекса" устанавливает, что для  инициирования дела о несостоятельности  соответствующего субъекта требования к должнику должны в совокупности составлять не менее 50 тыс. минимальных  размеров оплаты труда и указанные  требования должны быть не погашены в  течение шести месяцев. Кроме  того, для указанных должников  применяется критерий неоплатности, при котором размер общей кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость принадлежащего должнику имущества.
     Следует заметить, что с 1 июля 2009 г. вступит  в силу § 6 гл. IX Закона о банкротстве 2002 г., нормы которого будут регламентировать несостоятельность любых субъектов  естественных монополий, данные положения  закрепляют следующую систему признаков:
     - размер задолженности - 500 тыс.  руб.;
     - срок неисполнения требований - шесть  месяцев;
     - подтверждение требования кредитора  исполнительным документом;
     - требования кредитора не удовлетворены  в полном объеме путем обращения  взыскания на имущество кредиторов  первой и второй очередей в  соответствии со ст. 59 Федерального  закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об  исполнительном производстве Федеральный  закон Российской Федерации от 21.07.1997 №119-ФЗ «Об исполнительном  производстве» (в ред. Федерального  закона от 03.11.2006 №186-ФЗ) // Собрание  законодательства РФ, 28.07.1997, №30, ст. 3591.", непосредственно не участвующее в производстве (валютные ценности, ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника и т.д.) Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006.. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Последствия банкротства и  основные направления  его предупреждения
      Меры  антикризисного управления в ситуациях банкротства
 
     О том, насколько мало разработанной  является сфера государственного антикризисного управления, свидетельствует, в первую очередь, то, что современные исследователи  до сих пор не пришли к единому  мнению относительно понятия кризиса  в развитии социально-политической системы.
     Одной из наиболее общепринятых точек зрения по этому вопросу является определения  данного понятия через разделение двух аспектов существования любой  системы: функционирования и развития.
     Функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих её целостность, качества, сущностные характеристики. Развитие - это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность  в условиях изменяющейся среды.
     Обе эти тенденции теснейшим образом  взаимосвязаны, являют собой диалектическое единство. Именно диалектический характер связи функционирования отражает возможность  и закономерность возникновения  и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и в то же время  является его базой, развитие разрушает  многие процессы функционирования, но создаёт условия для генерирования  новых процессов и их более  устойчивого осуществления. Таким  образом, возникает циклическая  тенденция развития, отражающая периодическое  наступление кризисов.
     Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определённой степенью остроты, но их наступление  вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой  природой социально-экономической  системы. Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих  процессах функционирования.
     Итак, согласно вышеописанному разделению, кризис - это крайнее обострение противоречий, возникшее либо в процессе функционирования социально-политической системы, либо между двумя аспектами  её существования: функционированием  и развитием, и угрожающее её жизнедеятельности  в окружающей среде.
     Для того, чтобы вовремя распознать и  успешно преодолеть кризис в любой  сфере деятельности необходимо быть ознакомленным с признаками кризиса  и критериями оценки кризисной ситуации. Критерии оценки ситуации, позволяющие  определить, насколько она близка к кризисной, помогают в выборе стратегии  преодоления кризиса и влияют на разработку и успешное осуществление  управленческих решений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.