Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка годового плана экономического развития предприятия (на примере ЗАО ССК «Ленинградский»)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ГОУ ВПО Кубанский  государственный  технологический  университет
(КубГТУ) 
 

Кафедра экономики и управления производством
Факультет экономики, управления и бизнеса 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине: Планирование на предприятии 

на тему: «Разработка годового плана экономического развития предприятия (на примере ЗАО ССК «Ленинградский»)» 

Выполнила студентка  группы 04-Э-ЭУ-1
Худой Кирилл Юрьевич
Допущен к защите _______________ 

Руководитель (нормоконтролер) проекта (работы)_________А. Н. Шинкевич
(подпись,  дата, расшифровка  подписи)
Защищен __________________                                     Оценка_______________
                                     (дата)
Члены комиссии____________________________________________________
                             ____________________________________________________
                             ____________________________________________________
                             ____________________________________________________
                                                                      (подпись, дата, расшифровка  подписи) 
 

2007 г. 

ГОУ ВПО Кубанский  государственный  технологический  университет
(КубГТУ) 

Кафедра экономики и управления производством
Факультет экономики, управления и бизнеса
                    УТВЕРЖДАЮ
                    Зав. кафедрой_________
                    _____________________
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу 

          Студенту  четвертого курса Худому К.Ю. группы 04-Э-ЭУ-1
факультета экономики, управления и бизнеса
              специальности 060800 (080502)- экономика и управление на предприятии
Тема  работы: «Разработка годового плана  экономического развития предприятия (на примере ЗАО ССК «Ленинградский»)»
Содержание  задания_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Объем работы:
а) пояснительная  записка ___________________________стр.
б) графическая  часть ____________________________лист формата  А4
Рекомендуемая литература___________________________________________
__________________________________________________________________ 

Срок  выполнения:             с «_____»___________по «_____»_________200_г. 

Срок  защиты:                                                                 «_____»_________200_г. 

Дата  выдачи задания:                                                    «_____»_________200_г. 

Дата  сдачи проекта (работы) на кафедру:                   «_____»_________200_г. 

Руководитель  проекта (работы)_______________ А. Н. Шинкевич
                                                                                        (подпись)
Задание принял студент             ________________К.Ю. Худой
                                                                                        (подпись)
 

Реферат 

     Курсовая  работа46с.,  14 табл., рисунка, 12 источников. 

     ПЛАНИРОВАНИЕ, ЭФФЕКТ, ПРОДУКЦИЯ, ПРЕДПРИЯТИЕ, СЕБЕСТОИМОСТЬ, ПРОИЗВОДСТВО. 

     Тема: «Разработка годового плана экономического развития предприятия (на примере ЗАО ССК «Ленинградский»)».
     Цель: разработка плана деятельности предприятия.
     Рассмотрены теоретические основы планирования на предприятии.
     Разработаны основные разделы плана экономического развития ОАО «КЭМЗ» на 2008 год. Представлены сводные показатели проекта плана  экономического развития предприятия.
 

      Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….5
     1 Теоретические основы планирования на предпиятии………….....7
      1.1 Назначение, цели и функции планирования……………………….7
      1.2 Виды внутрифирменного планирования…………………….........12
      1.3 Принципы и методы планирования………………………….........18
      2 Разработка основных разделов плана экономического развития на 2008 год……………………………………………………………..23
      2.1 Краткая характеристика предприятия и исходные данные для разработки плана экономического и социального развития предприятия………………………………………………………...23
      2.2 Планирование технического и организационного развития……………………………………………………………..28
      2.3 Планирование производственной программы……………………33
      2.4 Планирование материального обеспечения производства………35
      2.5 Планирование труда и заработной платы………………………...37
      2.6 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности……..40
      2.7 Планирование социального развития коллектива………………..43
      2.8 Планирование мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов……………………………..45
      3 Сводные показатели проекта плана экономического развития предприятия………………………………………………………...47
      Заключение………………………………………………………………..49
      Список  использованных источников……………………………………51
      Приложение  А
      Приложение  Б 
 

Введение 

     Современный этап развития России отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления затронул все без исключения политические, экономические и социальные институты. В период перехода страны к рыночной экономике, когда многие производственные предприятия, объединения и другие организации стали независимыми, нормальное их функционирование в подобных условиях практически невозможно без эффективного планирования на предприятии.
     Планирование  на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если на нём имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке: действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и др. Поскольку предприятие не может располагать всей необходимой информацией для составления надежного плана, качество плановых решений существенной зависит от компетентности и профессионального уровня плановых работников.
     С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений в противоположность спонтанному принятию управленческих решений. Противоположностью планирования является импровизация, при которой решение принимается на основе сложившейся ситуации и опыта плановика. Планирование эффективно там, где одной интуиции недостаточно для того, чтобы принять решение, где требуется улучшить качество принимаемых решений путем преодоления сложности проблемных ситуаций, обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов и причинно-следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий.
     Планирование  как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Роль науки планирования, как и потребность в ней со стороны общественного производства, возрастает. К факторам, обусловливающим возрастающую роль науки планирования, можно отнести следующие:
    рост числа управленческих кадров усиливает требования к уровню организации его работы и подготовке;
    рост масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей требуют улучшения координации процессов производства, распределения, обмена и потребления;
    расширение и усложнение международных связей;
    изменение методов хозяйствования, переход к рыночным отношениям требует кардинальной перестройки системы планирования на всех уровнях управления экономикой;
      Цель  курсовой работы – решение конкретных технико-экономических задач в области планирования производства и технического развития предприятия. Задачи: определение задания предприятию по выработке продукции на проектируемый год; расчёт потребности в ресурсах, необходимых для выполнения установленных заданий; разработка организационно-технических мероприятий по улучшению использования ресурсов предприятия и повышению эффективности его работы; обоснование и расчет плановых показателей.
     В настоящее время важно обеспечить максимально эффективное планирование на предприятии. Способность организации выполнить эту задачу зависит от того, насколько точно, обоснованно будут спланированы необходимые показатели.  

      1 Теоретические основы планирования на предприятии 
       

      1.1 Назначение, цели и функции планирования 
       
       

     В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий  и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров.
     В рыночной экономике, ориентирующей  каждого производителя на максимальное удовлетворение потребностей в своих  товарах и получение наибольшего  дохода, новые функции приобретает  внутрифирменное планирование. Рыночное планирование призвано обеспечивать не только производство пользующейся высоким спросом у покупателей новой продукции, но и всеми необходимыми экономическими ресурсами, а также способствовать их полной занятости и достижению возможного объема производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.
     Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение  перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель должен решить три задачи: что, как и для кого производить. Систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путём сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса.  [3]
     Следовательно, сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях заключается в научном обосновании на предприятиях или фирмах предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов. [1]
     Сущность  внутрифирменного планирования раскрывается в его функциях. Планирование должно выполнять следующие функции: прогнозирование, оптимизация, обеспечение безопасности управления, координация и интеграция, упорядочение, контроль, документирование, воспитание и обучение.
     Во  всяком процессе планирования выбор основных целей и возможных средств или способов их выполнения тесно связаны и переплетены между собой. Выдвигаемые планово-экономические или иные внутрихозяйственные цели во многом влияют при имеющихся ограничениях и на выбор средств для их предстоящего осуществления. Вместе с тем очевиден тот факт, что имеющиеся в распоряжении предприятия производственные ресурсы, технологические средства и финансовые возможности влияют также и на выбор стратегических или тактических целей его развития.
     В процессе планирования необходим комплексный, системный подход к решению возникающих на предприятии производственно-экономических и всех иных проблем. Формулировка производственных целей и выбор экономических ресурсов, направленных на достижение требуемых рынком плановых показателей или задач, представляет перспективное планирование или комплексное решение будущих проблем. В связи с этим внутрифирменное фланирование подразумевает, что ни одна производственная или предпринимательская проблема не должна рассматриваться изолированно друг от друга и каждая из них формулируется с учетом ее принадлежности к системе или множеству взаимосвязанных задач или целей, выступающих на каждом предприятии как единая экономическая система.
     Планирование  – это разработка и установление руководством предприятия системы  количественных и качественных показателей  его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием — «менеджмент». [2]
     Процесс управления предприятием складывается из многих функций: планирование, организация, координация и регулирование, учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование (рисунок 1.1).
       
     Рисунок 1.1 – Связь планирования с другими  функциями управления
     Каждая  функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект. [4]
     Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыночный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящие изменения внутрифирменной деятельности. Он может непрерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновь полученной нормативной информации, приобретения научных знаний и производственного опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей.
     Тактический план концентрирует внимание персонала  предприятия на текущих действиях. Поскольку тактический план содержит развернутую систему конечных целей деятельности предприятия, при его составлении необходимо определить цели в конкретной форме, а также средства и методы их достижения. 
     Тактический план предприятия может состоять из следующих разделов:
     - план производства и реализации  продукции (производственная программа  предприятия);
     - план инноваций (план технического  и организационного развития  предприятия);
     - нормативы и нормы;
     - план материально-технического обеспечения  производства;
     - план инвестиций и капитального строительства;
     - план по персоналу и оплате  труда;
     - план по издержкам производства, прибыли и рентабельности;
     - план социального развития коллектива;
     - план по охране природы и  рациональному использованию природных  ресурсов;
     - финансовый план.
     Разработка  тактического плана предприятия  осуществляется в два этапа. На первом подготовительном этапе осуществляется формирование проекта плана на соответствующих  год в нескольких вариантах исходя из заданий стратегического плана. На втором заключительном этапе осуществляется выбор оптимального варианта плана исходя из используемых критериев оптимальности, производится взаимная увязка всех разделов тактического плана, а при необходимости – их доработка и корректировка с учетом дополнительно выявленных возможностей и рекомендаций. Окончательный вариант плана утверждается руководителем предприятия и доводится до ответственных исполнителей.
     Планирование  в условиях рынка также служит основой осуществления множества разнообразных экономических, организационных, управленческих, социальных и многих других функций, характеризующих степень развития современного производства. Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую систему соответствующих целей и средств их достижения. Например, при планировании различных экономических показателей перспективной деятельности предприятия следует наиболее полно использовать существующую систему прогрессивных нормативов, передовых стандартов, научных положений и экономических целей. Для современного отечественного рынка или производства эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:
     - экономический рост, означающий желание предприятий обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а следовательно, более высокий уровень жизни людей;
     - полная занятость, предполагающая возможность подходящего занятия всем работникам, кто желает и способен трудиться;
     - экономическая эффективность, характеризующая максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных производственных ресурсов при допустимом минимуме издержек на их использование;
     - стабильный уровень цен, не допускающий значительного колебания общего уровня действующих цен, а значит, инфляции и дефляции;
     - экономическая свобода, позволяющая всем специалистам и исполнителям обладать в своей сфере деятельности высокой степенью самостоятельности и творчества.
     Приведенный перечень широко признанных в мировой рыночной экономике общих целей может быть весьма успешно использован на отечественных предприятиях при планировании их производственно-хозяйственной и социально-трудовой деятельности. Основные экономические функции и предстоящие цели каждого предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах. 
 
 
 

     1.2 Виды внутрифирменного планирования 
 
 

     Внутрифирменное планирование направлено на развитие производства материальных благ, удовлетворение различных потребностей людей и  получение прибыли. В отечественной  планово-экономической литературе и хозяйственной практике всегда было общепризнанным выделять два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное. [1]
     Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели.
     Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.     
     Всякое внутрифирменное планирование предусматривает обеспечение необходимого развития тех или иных производственных объектов, экономических систем или предприятия в целом. В развивающейся рыночной экономике поэтому значительно возрастает роль внутрихозяйственного планирования на всех отечественных предприятиях. Высокая степень экономической свободы в плановой деятельности предполагает не только расширение практической работы на всех фирмах и предприятиях, но и развитие научных знаний и совершенствование самой теории внутрихозяйственного планирования. В частности, требуется расширение существующей классификации систем, видов, принципов и методов планирования. Все виды внутрифирменного и корпоративного планирования могут быть систематизированы по следующим основным классификационным признакам.
     1. По содержанию планов следует выделять, кроме рассмотренного технико-экономического и оперативно-производственного, такие виды внутрихозяйственного планирования, как организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты.
     2. По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды внутрихозяйственного планирования, как фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, относящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации. На среднем уровне управления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем — производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место).
       3. По методам обоснования в современном производстве находят применение следующие системы внутрифирменного планирования: рыночное, индикативное и административное, или централизованное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная, или административная, система планирования. В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Важнейшими экономическими регуляторами или ориентирами в этих видах планирования служат соответственно механизмы свободных рыночных отношений, система взаимосвязанных индикаторов или показателей, централизованные или директивные решения вышестоящих органов управления. Если величина спроса на данный товар превышает предложение, то соответствующим образом увеличивается и цена товара и, следовательно, планируется расширение его производства. А при снижении цен и объема продажи товара его выпуск также снижается. Централизованное, или директивное, планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов.
     4. По времени действия внутрифирменное  планирование бывает: краткосрочным,  или текущим; среднесрочным, или  годовым; долгосрочным, или перспективным.  Долгосрочное планирование обычно осуществляется на период от 3 до 10 лет, среднесрочное – в пределах от 1 до 3 лет, а краткосрочное – в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели.
    По сфере применения внутрихозяйственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное, их объектом служит соответствующая производственная система или подразделение предприятия.
    По стадиям разработки внутрипроизводственное планирование бывает предварительное и окончательное. На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу законов.
    По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также, главным образом, от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.
    По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное. Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия, например распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.
        Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке.
     Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным.
     Нормативное планирование требует открытого  и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта.
    Рассмотренные четыре вида планирования по типам целей имеют весьма широкое распространение как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах. Оперативное планирование осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно. Тактическое охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подсистем или цехов, а также между подразделениями и предприятием в целом. Стратегическое учитывает существующие взаимоотношения не только внутри предприятия, но и различные отношения между организацией как целой системой и ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым она непосредственно взаимодействует и на которое сама оказывает определенное влияние. Нормативное планирование распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения, включая связи между предприятием и его фоновым окружением, на какое оно не оказывает влияния, но которое само на него воздействует.
     В зарубежной науке и практике в  планировании будущего корпорации принято  выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов. По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.
     Реактивное  планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана.
     Инактивное  планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.
     Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий. В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения.
     Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей. 
 
 

     1.3 Принципы и методы планирования 
 

     Планирование  деятельности является на каждом предприятии  наиболее важной функцией производственного  менеджмента. В планах отражаются все  принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства.
     Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы  пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность. [1]
     Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. А. Файоль заметил также, что никто не оспаривает пользы программы действия: прежде чем действовать, мы должны знать, чего хотим и что можем. Вопрос о необходимости плана на каждом предприятии, видимо, даже не должен ставиться: программа предстоящих действий является безусловно необходимой. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.
     Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях существуют отдельные планы производства и продажи продукции, планы издержек и доходов, а также планы технического, организационного и финансового развития всего предприятия или частичные планы производственных подразделений и функциональных служб. Однако все эти планы должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы всякое видоизменение различных разделов плана или плановых показателей тотчас же переносилось или отражалось и в общем плане предприятия.
     Принцип непрерывности планов заключается  в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обновление выпускаемой продукции и выполняемых работ. Это предполагает, что на смену одному плану производства приходит без перерыва другой: один товар своевременно заменяется по требованию рынка другим. Кроме того, непрерывность, планирования означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них — к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами.
    Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствующим поправкам в различных планах.
     Принцип точности планов определяется многими  как внутрифирменными факторами, так и внешним ее окружением. Всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Степень точности планов возможна любая, но при обеспечении допустимой эффективности производства. Главным образом она определяется применяемыми системами и методами планирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном — можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.
     В современной отечественной науке  и практике планирования, помимо рассмотренных классических требований, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, конкретность, объективность, динамичность, риск.
     В зависимости от главных целей  или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых  путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей  принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие. [5]
     Расчетно-аналитический  метод основан на расчленении  выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов. Данный метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.
     Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и  опытов, а также учета опыта  менеджеров, плановиков и других специалистов.
     Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.
     Также в планировании используются следующие методы.
     - Нормативный – на основе прогрессивных норм использования ресурсов.
     - Балансовый – целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы с численностью работающих. [2]
     - Экстраполяции – выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на следующий период.
     - Интерполяции – предприятие устанавливает в будущем цель и, исходя из неё, определяет промежуточные плановые показатели.
     - Факторный – на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей.
     - Матричный – путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями.
     - Экономико-математического моделирования с применением ЭВМ, позволяющее разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.
     В процессе планирования ни один из рассматриваемых  методов не применяется в чистом виде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Разработка основных разделов плана экономического развития на 2008 год 
       

      2.1 Краткая характеристика предприятия и исходные данные для разработки плана экономического и социального развития предприятия 
       
       

       Краснодарский экспериментальный маслозавод –  старейший на Кубани. Он известен не только в крае, но и по всей России своей экологически чистой продукцией для рыбной, консервной и пищевой промышленности.
       Вырабатываемые  заводом масла под маркой «Филевское» (кукурузное, подсолнечное и соевое) – продукты глубокой отчистки нерафинированных масел, полученных только прессовым способом. Это делает их отличительными от имеющихся в торговле зарубежных и отечественных аналогов. Продукция и упаковка имеют соответствующие сертификаты.
       Маслозавод  расположен в южной части города Краснодара в промышленной зоне Центрального округа по улице Ставропольская, 9. Основан завод в 1895 году объединением капиталистов под руководством барона Штейнгель и купца Гриднева. На заводе трудилось 67 постоянных рабочих. Сумма годового производства превышала 1,3 миллиона рублей. С 1929 года завод специализировался по переработке семян клещевины, масло добывалось способом холодного прессования. В последующие годы завод подвергался реконструкциям с установкой нового оборудования, улучшения технологической схемы завода.
       В 1956 году введено в эксплуатацию рушально-веечное  отделение для переработки масленичных  семян подсолнечника и бобов  сои. В связи с передачей переработки семян клещевины Белореченскогому МЭЗу в 1973 году был проведен монтаж оборудования для переработки подсолнечных семян по схеме двукратного прессования.
       В 1978 году проведена реконструкция  маслопрессового участка с установкой агрегатов ЕТП-20. В 1993 году проведена  дальнейшая реконструкция прессового отделения с установкой дополнительной жаровни и заменой прессов на более высокопроизводительные. Кроме того проведена реконструкция рушально-веечного отделения с заменой семеновеек и вальцовых станков. В 2000 году пущена в эксплуатацию новая непрерывная линия дезодорации производительностью до 100 т/сутки.  
      В последние годы на заводе идет активное техническое перевооружение цехов как отечественным, так и зарубежным оборудованием. Так, реконструкция цеха фасовки с установкой трех линий фасовки в полимерную тару от 0,25 до 5-ти литров позволила увеличить производительность с 6-ти до 60-ти тонн масла в смену и качественно улучшить товарный вид. Каждая единица продукции защищается от подделок нанесением штампа с указанием вида масла, даты изготовления и гарантийного срока хранения.
       Краснодарский Экспериментальный Маслозавод – солидное предприятие не только по объему выпускаемой продукции, но и по научно-техническому обеспечению. В 1997 г при заводе открыт филиал кафедры жиров Кубанского Технологического Университета, идет на практике подготовка специалистов для масложировой промышленности.
       В настоящее время предприятие  функционирует в форме открытого  акционерного общества. ОАО «Краснодарский Экспериментальный Маслозавод» (ОАО «КЭМЗ») создано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и федеральным законом “Об акционерных обществах” и действует в соответствии с законами РФ.  Дата его государственной регистрации: 3 июня 1996 г.
       Учредительным документом ОАО «КЭМЗ» является его  устав, в соответствии с которым  уставный капитал ОАО «КЭМЗ» равен 7955 рублей и составляется из номинальной  стоимости 79550 обыкновенных именных  акций, приобретенных акционерами. Общество выпускает акции в бездокументарной форме в виде записей на счетах реестра акционеров общества.
       Согласно  уставу, целью деятельности ОАО «КЭМЗ» является получение прибыли.
       ОАО «КЭМЗ» занимается следующими видами деятельности:
        производство и реализация растительных масел и сопутствующей продукции;
        услуги по переработке давальческого сырья;
        розничная торговля через магазин завода;
        сдача в аренду производственных площадей.
       В анализируемом периоде Краснодарский  Экспериментальный Маслозавод занимался  выработкой подсолнечного и кукурузного дезодорированных масел.
       Масличные семена подсолнечника, подготовленные к хранению, т.е. высушенные до оптимальной влажности и очищенные от сора, поставляются на маслозавод железнодорожным и автомобильным транспортом. Основными поставщиками семян подсолнечника являются:
        ООО «НИК «Новые технологии» (г. Краснодар);
        ООО «Агрофирма Виктория» (ст. Крыловская);
        ООО «СПК Урожайное»;
        ООО «Промпродэкспорт» (г. Москва);
        ЗАО «Маяк» (с. Раздольное);
        ООО «РОСИНТУРСТРОЙ» (г. Краснодар).
       Для обеспечения более полного использования производственных мощностей цеха рафинации и дезодорации маслозавод вынужден закупать нерафинированные растительные масла (подсолнечное, кукурузное, соевое)  на стороне с целью их дальнейшей переработки. Основными поставщиками нерафинированных растительных масел являются:
        ООО «Югагросфера» (г. Краснодар);
        ООО «Зернопромсоюз-2»;
        ООО «Агропищепром» (ст. Староминская);
        ООО « РАСТМА» (г. Краснодар);
        ООО «ЛИГА» (п. Ахтырский);
        ООО «КЭМЗ-АГРО» (г. Краснодар).
       Основным  покупателем вырабатываемых на предприятии дезодорированных растительных масел является ООО «Фили» (г. Москва), которое фасует масла в полимерную тару и реализует под торговой маркой «Филевское». Цех фасовки масла расположен на территории ОАО «КЭМЗ». Маслозавод также содержит на балансе магазин розничной торговли, через который частично реализуются нефасованные растительные масла, выработанные на предприятии.
     ОАО «КЭМЗ» вынужден работать в условиях достаточно высокой конкуренции на рынке растительных масел. Серьезную угрозу представляют крупные зарубежные компании, которые, обладая отличным производственным и финансовым потенциалом и имея известные брэнды, практически не оставляют шансов российским производителям фасованного масла утвердить свои позиции на рынке. Кроме того, на российском рынке растительных масел наблюдается укрупнение хозяйств и создание вертикально интегрированных холдингов и агропромышленных групп, которые объединяют всю цепочку производства – от выращивания масличных семян до выработки и реализации непосредственно потребителям растительных масел. На российском рынке уже работают такие крупнейшие компании как агрохолдинг «Юг Руси», компании «РусАгро», «Эфко», «Букет», корпорации «ОГО», «Астон». В их состав входят заводы по переработке маслосемян, элеваторы, склады и магазины для реализации продукции, а также финансовые и банковские структуры. Но несмотря на сложившуюся обстановку на рынке, ОАО «КЭМЗ» работает ритмично, выпускает высококачественные растительные масла. Ежегодно на заводе перерабатывается от 20 до 30 тысяч тонн семян подсолнечника. Более сто летний опыт работы позволил предприятию добиться высочайшего качества продукции и конкурировать с наиболее известными  отечественными и зарубежными производителями.
       Исходные  данные, необходимые для расчета показателей плана экономического и социального развития предприятия на 2008 год, представлены в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1 – Исходные данные для расчета плановых показателей
Наименование  показателей по разделам плана 2007г. Отчет
2008г.

План

1 2 3
Выпуск  продукции всего, т 11361  
в том числе: - масло  подсолнечное дезодорированное
9685  
- масло кукурузное дезодорированное 1676  
Выпуск  продукции всего, тыс. руб. 313525  
в том числе: - масло  подсолнечное дезодорированное
262813  
- масло кукурузное дезодорированное 50712  
Производственная  мощность рафинационного цеха, т дезодорированного масла 70 70
Коэффициент использования производственной мощности  
0,52
0,62
Часовая тарифная ставка одного рабочего, руб.: аппаратчик  рафинации жиров и масел
аппаратчик  гидратации
фильтровальщик
обработчик  соапстока
машинист  моечных машин
аппаратчик  дезодорации
 
75,9 61,76
61,76
67,07
63,36
67,17
 
75,9 61,76
61,76
67,07
63,36
67,17
Дополнительная  заработная плата производственных рабочих, % к основной заработной плате  
22
22
Отчисления на социальные нужды, % к заработной плате 26 26
Режим работы предприятия, смен в сутки непрерывный, 2-х сменный непрерывный, 2-х сменный
Норма амортизации оборудования, % 8,3 8,3
Продолжение таблицы 2.1.1 

Себестоимость 1 т масла, руб. - подсолнечное дезодорированное масло
- кукурузное  дезодорированное масло
 
24699,16 27507,10
 
Оптовая цена предприятия за 1 т масла, руб. - подсолнечное  дезодорированное масло
- кукурузное  дезодорированное масло
 
27136,07 30257,81
27136,07 30257,81
Численность рабочих по профессиям в смену, чел.: аппаратчик  рафинации жиров и масел
аппаратчик  гидратации
фильтровальщик
обработчик  соапстока
машинист  моечных машин
аппаратчик  дезодорации
 
4 4
4
4
2
6
 
 
 
 
     2.2 Планирование технического и организационного развития 
 

     План технического и организационного развития предприятия – это развёрнутая программа действий по выявлению и использованию резервов производства.
     Анализ  производственно-хозяйственной деятельности ОАО «КЭМЗ» позволил выявить ряд  резервов производства, использование которых позволит повысить эффективность работы предприятия.
      Расчет  экономической эффективности от внедрения в производство планируемых  организационно-технических мероприятий выполняется с помощью следующих формул:
,                  (2.2.1) 

где  - годовой прирост прибыли, полученный за счет увеличения объема производства i-ого вида продукции;        
         - прибыль от производства единицы i-ого вида продукции до внедрения мероприятия;
         - годовой объем производства i-ого вида продукции соответственно после и до внедрения мероприятия. 

,               (2.2.2) 

где - годовой прирост прибыли, полученный за счет снижения себестоимости единицы i-ого вида продукции при внедрении мероприятия;
        - себестоимость единицы i-ого вида продукции соответственно до и после внедрения мероприятия. 

,                 (2.2.3)           

где  - годовой прирост прибыли, полученный от улучшения качества
i-ого вида продукции при реализации мероприятия;
         - оптовая цена за единицу i-ого вида продукции соответственно после и до внедрения мероприятия.
      
       
,              (2.2.4) 

где  - годовой прирост прибыли, полученный в результате внедрения мероприятия по всем видам продукции;
         - количество наименований продукции.
     В целях использования имеющихся  на маслозаводе внутрипроизводственных резервов в планируемом году следует  включить в данный раздел текущего плана  следующие организационно-технические  мероприятия:
        автоматизация процесса фильтрования масла в рафинационном цехе завода;
        увеличение коэффициента использования производственной мощности до 0,62.
     Экономический эффект от автоматизации процесса фильтрования в рафинационном цехе завода может  быть получен за счет снижения себестоимости тонны дезодорированного масла. На заводе фильтрование рафинированного масла осуществляется с использованием рамных фильтрпрессов, существенным недостатком которых является необходимость применения ручного труда при подготовке фильтра к работе и очистке фильтровальной ткани от осадка. Автоматизация процесса фильтрования масла позволит высвободить четырех фильтровальщиков рафинационного цеха завода. Капиталообразующие инвестиции составят 500 тыс. руб.
     Рассчитаем  экономию затрат по основной заработной плате фильтровальщиков:
     

     Экономия  затрат по дополнительной заработной плате фильтровальщиков:
     

     Для расчета экономии затрат по отчислениям  на социальные нужды необходимо сначала  рассчитать фонд заработной платы
     

     Экономия  затрат по отчислениям на социальные нужды составит:
     

     Общая экономия затрат за счет сокращения численности  фильтровальщиков и с учетом разницы фонда полезного времени равна:
     

     Рассчитаем  дополнительные текущие затраты  по электроэнергии:
     

     Дополнительные  затраты по амортизации в 2008 году составят:
     

     Дополнительные  затраты на текущий ремонт и содержание оборудования:
     

     Суммарные дополнительные текущие затраты  составят в 2008 году:
     

     Годовой экономический эффект от внедрения  данного мероприятия будет равняться:
     

     Также в 2008 году планируется увеличить коэффициент использования производственной мощности с 0,52 до 0,62. После проведения данного мероприятия увеличится объем производства продукции, снизятся условно-постоянные расходы. Данные, необходимые для расчета планового увеличения производства продукции, приведены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1  – Плановое увеличение производства продукции
Наименование  продукции Структура ассортимента, % Суточная  мощность, т
Коэффициент использования производственной мощности Годовой объем производства, т Плановый  прирост объема производства, т
факт план факт план
Рафинированное  дезодорированное подсолнечное масло 85,25 70  
 
 
0,52
 
 
 
0,62
9685 11654,53 1969,53
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.