На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема и специфика развития рынка сферы услуг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ
     В настоящее время роль рынка  услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением  производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все  это невозможно без существования  информационных, финансовых, страховых и других рынков услуг.
     Происходит  расширение основ воспроизводства  рыночных и нерыночных услуг, причем рыночные отвоевывают все более  значительную для себя долю в общем  объеме услуг. Это связано с торговлей  товарами (особенно технически сложными), т. к. Сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации, и, услуг послепродажного обслуживания.
     Одной  из  важнейших  закономерностей  развития  экономики  во  всем  мире  является  взаимосвязь  экономического  роста  и  повышения  роли  услуг  в  национальной  экономики.  Это  находит  выражение  в  увеличении  доли  трудовых,  материальных  и  финансовых  ресурсов,  используемых  в  сфере  услуг.
     По  мере  развития  общества,  роста  производительных  сил  происходит  определенное  развитие рынка сферы  услуг.  Наблюдается  увеличение  занятости  в  этой  сфере,  рост  технической  оснащенности  труда,  внедрение  все  более  совершенных  технологий.  В  настоящее  время  роль  услуг,  как  одного  из  важнейших  секторов  экономики,  очень  велика  и  актуальна.  Это  связано  с  усложнением  производства,  насыщением  рынка  товарами  как  повседневного,  так  и  индивидуального  спроса,  с  быстрым  ростом  научно-технического  прогресса,  который  ведет  к  нововведениям  в  жизни  общества.  Все  это  невозможно  без  существования  информационных,  финансовых,  транспортных,  страховых  и  других рынков услуг. 
     По  международным  данным  статистики  свыше  40%  иностранных  инвестиций  вкладываются  в  развитие рынка  сферы  услуг,  что  подтверждает  актуальность,  интерес  и  видение  перспективы  развития  данного  сектора  экономики.
     При написании курсовой работы по  выше  указанной  теме,  я  поставила  перед  собой  достижение  следующей  цели:  изучить  проблему  и  специфику  развития рынка сферы  услуг.  Следовательно,  задачей  исследования  является  анализ  научной  и  публицистической  литературы  по  данной  теме.  Для  осуществления  поставленных  задач  мы  использовали  богатый  по  своему  содержанию  материал,  предоставленный  библиотекой Дальневосточного федерального университета. Таким образом,  объектом  исследования  является  экономико-статистическая  информация ;  предметом исследования  -  сфера рынка услуг. 

     1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ УСЛУГ 

     1.1 Понятие, характеристика, классификация  услуг
     Услуги  как вид экономической деятельности существуют давно. Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга.
     Однако  дать определение услуге оказалось  нелегкой задачей. Ниже приведены наиболее типичные:
     Во-первых, услугами иногда называют деятельность, не создающую самостоятельного продукта, материального объекта или материальных ценностей. Оно будет неверным в том случае, если услуга заключается в пошиве одежды или изготовлении обуви из материалов, предоставленных заказчиком.
     Во-вторых,  услуга определяется как полезное действие, дела, поступки или же действия вообще. Очевидно, что это определение чересчур общо.
     В-третьих, по  определению Р. Малери: «Услуги  — нематериальные активы, производимые для целей сбыта». По определению, нематериальные активы (или неосязаемые ценности) — это ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку.
     В-четвертых, услуга - это процесс, ряд действий. Эти действия могут быть инструментом для производства ценности, они могут  создать ценность, но сами не являются самостоятельной ценностью. Если некие  действия полезны только для того, кто их производит (например, зарядка по утрам), то вряд ли они могут считаться услугой.
                              В-пятых, по мнению К. Гренроса, услуга — процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия — поставщика услуг. Этот процесс направлен на решение проблем покупателя услуги. Данное определение достаточно точно описывает услугу, однако некоторые услуги (косметические, парикмахерские и т.п.) могут быть осязаемыми.
                        Итак, можно подвести некоторые итоги. На сегодня в определениях услуги и ее свойств отсутствует единство, и причин тому можно назвать несколько:
     1. Действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и разнообразны, так же как и объекты, на которые направлены эти действия. Часто приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами, и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами.
     2. Официальная статистика объединяет эти действия в один класс услуг. Исследователи же ищут общее в тех явлениях, которые регистрирует официальная статистика.
     3. Сложность поиска определения «услуги» заключается в том, что исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика или потребителя услуги. Материальный товар достаточно легко может стать услугой.
             Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.
     По  мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.
     В условиях развития рыночных отношений, а также экономических и политических событиях, происходящих в нашей стране, наблюдаются и существенные изменения в сфере услуг. При сложившихся кризисных обстоятельствах в России значительно возрастает объем услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, страховых, риэлтерских, юридических). Увеличился спектр услуг, связанных с управлением и содержанием органов государственной власти, а также правоохранительных органов.
     По  мере интеграции экономики страны в  мировое экономическое пространство происходит развитие импорта и экспорта услуг, появление принципиально новых технологических основ функционирования целого ряда услуг, в том числе информационных.
     Происходит  все большее расширение основ  воспроизводства рыночных и нерыночных услуг. При этом рыночные услуги отвоевывают  все более значительную для себя долю в общем объеме услуг.
     По  международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие рынка сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.
     Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
     Возрастание роли и влияния сферы услуг  на экономику вызвало необходимость  проведения исследований с целью  классификации услуг и выявления  уровней регулирования сферы услуг.
     В настоящее время сфера услуг  является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции-, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры относятся к сфере услуг. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги.
     На  протяжении двух последних десятилетий  сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся  секторов экономики. По некоторым оценкам, при среднегодовых темпах прироста общемирового объема производства ВВП (валового внутреннего продукта) за период с 1990 по 1996 годы в 2,2% значение данного показателя для сферы услуг за этот период составило более 3%. При этом наиболее высокой динамикой характеризовались соответствующие показатели для группы экономически развитых стран, для которых среднегодовые темпы прироста ВВП в сфере услуг за этот период равнялись 5,7% и существенно опережали по значению темпы прироста ВВП в сфере производства товаров (2,3%). Ускоренная динамика производства услуг в большинстве стран мира определялась, прежде всего, увеличением объемов их промежуточного и конечного потребления. В результате в мировой экономике наблюдался постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая в настоящее время составляет более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и развивающихся стран, где значения данного показателя составляют соответственно 73 и 65%.
                 Услуги классифицируют по различным признакам. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных классификаций.
     Наиболее распространенные зарубежные и отечественные классификации  услуг
Классификация Всемирной торговой ассоциации
     
Международная стандартная промышленная классификация       Классификация Организации экономического сотрудничества и развития       Общероссийский  классификатор услуг ОК-002      
 
      
 
      
 
      
     Бытовые      
Деловые            .       Посредничество        
      
Связь       Связь        
      
     Связь      
Строительство и инжиниринг        
      
 
      
 
      
Распределение       Склады, торговля, рестораны,  гостиницы            Поставка, планирование поставок            Торговля, общественное питание, рынки, средства размещения      
     Образование        
      
 
      
     Образование      
     Финансовые 
     
 
      
     Банки, недвижимость, страхование, создание капитала            Банки, финансовое посредничество, страхование      
Здравоохранение и социальные       Общественные, индивидуальные, социальные        
      
     Медицинские      
Туризм  и путешествия        
      
 
      
     Туристские      
Отдых, культура, спорт        
      
 
      
     Культура, физкультура и спорт      
     Транспортные            Транспорт            Перевозки            Транспортные      
     Экология        
      
 
      
 
      
     Другие        
      
 
      
     Другие      
     Основные  выводы, которые можно сделать  из этой таблицы, — это то, что, во-первых, услуги многочисленны, во-вторых, что  они очень разнообразны.
     В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:
     1. Деловые услуги — 46 отраслевых  видов услуг.
     2. Услуги связи — 25 видов.
     3. Строительные и инжиниринговые  услуги — 5 видов.
     4. Дистрибьюторские услуги — 5 видов.
     5. Общеобразовательные услуги —  5 видов.
     6. Услуги по защите окружающей среды — 4 вида.
     7. Финансовые услуги, включая страхование,  — 17 видов.
     8. Услуги по охране здоровья  и социальные услуги — 4 вида.
     9. Туризм и путешествия — 4 вида.
     10. Услуги в области организации  досуга, культуры и спорта —  5 видов.
     11. Транспортные услуги — 33 вида.
     12. Прочие услуги.
     К числу первых попыток классификации  услуг в маркетинге, идеи которых получили свое дальнейшее развитие, следует отнести работы Стентона и Джадда, опубликованные в 1964 году.
       Стентон дифференцирует услуги, оказываемые на коммерческой основе, на 10 групп, включающих:
     1. услуги по предоставлению жилья;
     2. обслуживание семей, ремонт жилища, уход за ландшафтом, уборка
     жилых помещений и др.);
     3. отдых и развлечения;
     4.  индивидуальное  санитарно-гигиеническое   обслуживание  (стирка,
     сухая чистка, косметические услуги и др.);
     5. медицинские и другие услуги  здравоохранения;
     6. частное образование;
     7. услуги в области бизнеса и  другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.);
     8. страховые и финансовые услуги;
     9. транспортные услуги;
     10. услуги в области коммуникаций.
             Джадд  предложил  свою  схему  классификации услуг,  выделив  три
     принципиальные  группы:
     • услуги, связанные с физическими  товарами, которыми клиент владеет  и которые использует, но не на правах собственника;
     • услуги, связанные с физическими  товарами, являющимися собственностью клиента.
         • услуги, не связанные с физическими  товарами.
         Лавлок  проводит различие услуг по:
     • базовым характеристикам спроса;
     • содержанию и благам;
     • процедурам поставки.
        Несмотря на уже имеющуюся  в настоящее время достаточно  основательную разработку фундамента классификации услуг в маркетинге, этот процесс нельзя считать полностью завершенным. Напротив, вступив, по мнению многих специалистов, в пору революционных преобразований, сфера услуг требует все новых и новых маркетинговых идей. В частности, серьезным катализатором здесь выступает развитие информационных и биотехнологий, а также средств телекоммуникаций. 

     1.2 Мировая торговля услугами и её значение
        На протяжении многих лет услуги  практически не изучались теорией  международной экономики. Отчасти  это было связано со сложностью  определения самого понятия услуг,  которых существует великое множество.
        Торговля услугами также широко  развита, как и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:
    неосязаемость
    невидимость
    неразрывность производства и потребления
    неоднородность и изменчивость качества
    неспособность услуг к хранению
        Именно в силу неосязаемости  и невидимости большинства услуг  торговлю ими иногда называют  невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует  много исключений. Обычно услуги  не имеют овеществленной формы,  хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.
         В отличие от товаров услуги  производятся и потребляются  в основном одновременно и  не подлежат хранению. В связи  с этим требуется присутствие  за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю.  Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.
         Все многообразие услуг в современной  развитой экономике можно сгруппировать  в несколько крупных, функционально  более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:
    Транспорт:
    пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)
    грузовой (международная перевозка грузов)
    Поездки:
    деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)
    личные (например, туризм)
    Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)
    Строительство
    Страхование
    Финансовые услуги
    Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)
    Роялти и лицензионные платежи
    Другие бизнес – услуги:
    посреднические услуги
    лизинг
    прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)
     10.  Личные, культурные, рекреационные услуги:
    аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)
    прочие (показ выставок, проведение мероприятий)
     11.  Правительственные услуги (поставка  товаров в посольство, консульство,  услуги, оказываемые международными  организациями по сохранению мира)
        В рамках сферы услуг объединяется  широкий круг видов хозяйственной  деятельности, направленной на удовлетворение  личных потребностей населения  и нужд производства, а также  потребления общества в целом.    Все большее значение приобретает  производство услуг на зарубежных филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля.
        Одна из главных закономерностей общественного развития – опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п.   Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.
        20% всей мировой торговли приходится  на торговлю услугами. По данным  ВТО, в 1998 г. мировой экспорт  услуг составил 1,2 трлн. долларов, что  на 2% меньше, чем в предыдущем году.
        Участие ведущих стран в мировом  экспорте услуг в 1998 г. было  следующее (в %): США – 18,1, Великобритания  – 7,7, Франция – 6,1, Германия  – 5,9, Италия – 5,4, Япония -  4,7, Нидерланды и Испания – по 3,7, Бельгия и Люксембург –  по 2,7, Гонконг – 2,6, Австралия – 2,4, Канада – 2,2, Швейцария – 2,0, Республика Корея и Китай – по 1,8, Турция – 1,7, Сингапур – 1,4, Швеция – 1,4, Тайвань – 1,3.1
         На протяжении двух последних  десятилетий сфера услуг является  одним из наиболее динамично  развивающихся секторов мировой экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. Примерно аналогичные тенденции были характерны в этот период и для других структурных показателей многих стран, которые и определили в результате структурные изменения в мировой экономике. Например, в наиболее развитых
     странах мира доля занятых в сфере услуг  в настоящее время составляет более 70% от общей численности занятых  в экономике, а доля производственных фондов основных отраслей данной сферы превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг.
        В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран.
        Зависимость экономики страны  от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х годов колебалась в пределах 10 – 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 – 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.
        Роль услуг в экономике стран  оценивается также с помощью  индекса, рассчитанного как отношение  доли экспорта товаров к доли  экспорта услуг в ВВП стран.  Чем меньше индекс, тем большее  значение имеют услуги.
         Определение доли экспорта услуг  в торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры услуг.
        Внешнеторговая квота (отношение  торговли услугами к доле сферы  услуг в ВВП), а также показатель  торговли услугами страны в  расчете на душу населения  показывают степень открытости  экономики во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг.
     Однако  сфере услуг, международной торговле услугами  оказывалось недостаточное  внимание учеными, особенно в последние  годы. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает  необходимость создания международных механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).
        В настоящее время Всемирная  торговая организация ведет список  отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом доступа на национальный рынок для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм. Кроме того, многие страны считают, что положительный эффект может принести либерализация рынка деловых и финансовых услуг. В либерализации рынков услуг заинтересованы  развитые страны, стремящиеся к дальнейшему расширению экспорта.
        Поэтому в сфере регулирования  торговли услугами следует проводить  поэтапную, согласованную политику, чтобы не нарушить экономического баланса.
          За период 1980 – 1997 гг. торговля  услугами возросла в 3 раза, достигнув  в 1997 г. 2605 млрд. долларов. В целом  за последние два десятилетия  темпы роста экспорта товаров  и услуг опережали рост мирового валового продукта.
     Годовые темпы роста мировых показателей  ВВП, экспорта товаров и услуг ( в %)
         Показатели      1980 г.      1985 г.      1990 г.      1995 г.      1996 г.      1997 г.
         ВВП       3,0       2,0       2,7       2,1       2,6       2,9
         Экспорт товаров       4,7       0,1       11,4       19,7       2,6       2,0
         Экспорт услуг       5,4       2,5       20,8       13,5       5,0       1,9
 
 
     1.3 Особенности рынка услуг 

     Рынок основан на системе экономических  стимулов и санкций, которые исходят  не от некоторого его руководящего органа, а от самого потребителя. Потребитель «голосует» своим рублем за и против данного товара, тем самым признавая или отрицая общественную значимость заключенного в нем труда. Рынок, как свидетельствует мировая практика, оказался наиболее гибкой и эффективной экономической системой, способной перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он представляет собой способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
     Следует различать:
     1. Рынок эпохи свободной конкуренции;
     2. Современные рыночные системы.
             Рынок имеет преимущества, которые состоят в следующем:
         — рынок играет важнейшую положительную  роль в структуре экономики, а  также обеспечивает своим субъектам  реальную свободу;
         — рынок формирует «экономического человека», а не «административного», лишенного всякой инициативы человека АКС;
         — рынок создает постоянно действующие  стимулы для повышения эффективности  производства;
         — рынок устанавливает строгую  зависимость между реальным вкладом  в создание продукта труда и размером получаемого дохода;
         — рынок — это саморегулирующаяся система, способная удовлетворять потребности в благах и услугах на более высоком уровне;
         — рынок базируется на принципе экономической  целесообразности, производства (достижении максимальных результатов при минимальных затратах);
     — рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Недостатки рынка:
     — не обеспечены правовые и общественные институты;
     — отсутствие гарантий права на труд и доход;
         — незаинтересованность в создании и  развитии общественных товаров (все виды транспорта, просвещение);
         — не способствует сохранности невоспроизводимых  ресурсов, принадлежащих обществу;
         — не в состоянии обеспечить стратегические задачи в области науки и техники;
     — отсутствие механизма защиты окружающей среды.
     Структура рынка по территориальному признаку подразделяется на :
     - региональные рынки
     - межрегиональные
     - международные
     - мировой рынок
     В группу рынков товаров и услуг  входят следующие виды рынков:
     - потребительских товаров производственного  и непроизводственного назначения;
     - услуг (транспортных, коммунальных, бытовых);
     - жилья и зданий непроизводственного  назначения
        Прежде чем перейти непосредственно  к рынку услуг, следует сказать  несколько слов о рынке товаров и услуг. На этом рынке предприятия реализуют произведенную продукцию (товары и услуги) и получают за неё доходы. Продукцию покупают домохозяйства. Расходуя при этом денежные средства, которые они заработали от продажи своих собственных ресурсов. Таким образом, расходы домохозяйств на рынке товаров и услуг равны доходам предприятий от продажи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
        Рынок услуг - это экономические  отношения между продавцами и  покупателями услуг. 
        По сравнению с рынком товаров,  рынок услуг характеризуется  следующими чертами:
    Наличием существенных отраслевых различий в исполнении рыночных отношении (например, в сфере материального производства: предприятие закупает продукцию и развивает производство, здесь на 100 процентов используются рыночные отношения, в то время как в сфере услуг, например, отрасль образования, существуют платные и бесплатные основы обучения).
    На рынке услуг увеличение объема платных услуг осуществляется как за счет собственно увеличения производства услуг, так и за счет трансформации бесплатных услуг в платные.
 
     
    Высокая степень  дифференциации производства услуг, вызванная  индивидуализацией спроса.
    Предложение и спрос более эластичны, вследствие невозможности хранения и транспортировки услуг.
    Услуга не существует до её предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.
    Услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
    В отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг.
      Услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в    промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт   оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей  товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции,  точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное  переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет  услуг.
    Сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.
            Часто исследователи  сферы  услуг сравнивают ее свойства  со свойствами материально-вещественного товара. При этом ученые приходят к одному мнению чаще, чем при попытках дать определение, однако и здесь возникают разногласия и всевозможные допущения. Чаще других среди специфичных свойств услуг называют то, что они
     представляют  собой действие или процесс, они  нематериальны, их невозможно хранить, их качество более изменчиво по сравнению с материально-вещественным товаром, а также то, что производство и потребление услуги одновременны. Например, так описываются свойства услуги в книге «Стандартизация и сертификация в сфере услуг»:
    услуги представляют собой сочетание процесса оказания услуги и потребления результата услуги;
    услуги, в зависимости от объекта и результата, делятся на материальные и
     нематериальные;
    во многих случаях субъектом (исполнителем) услуги выступает индивидуальный предприниматель или малое предприятие;
    во многих случаях потребитель (человек) является объектом оказания услуги и (или) непосредственно участвует в процесс ее оказания;
    оказание и потребление услуги может быть одновременным (как правило, услуга имеет индивидуальный характер оказания и потребления )    в сфере услуг высока доля ручного труда, качество которого зависит от мастерства персонала;
    исполнитель услуги, как правило, не является собственником результата услуги;
    услуги локальны, нетранспортабельны, могут иметь региональный характер;
    услуги могут быть несохраняемы.
             Этот список не безоговорочен  и далек от исчерпывающего, однако  он хорошо демонстрирует необходимость  оговорок при описании свойств  услуги. Можно заметить, что в данном случае некоторые свойства сопровождаются замечаниями «как правило», «во многих случаях», «могут быть» и т.п.
             Функции рынка услуг аналогичны  функциям любого рынка. К ним  относятся:
     - посредническая
     - ценообразующая
     - регулирующая
     - стимулирующая
     - информационная
     - очистительная 
     Таким образом, рынок сферы услуг имеет  свои определенные особенности по сравнению  с рынков товаров, но при этом его  функции аналогичны функциям любого рынка.                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ функционирования рынка  услуг 

     2.1 Рынок информационных технологий и услуг
     Рынок информационных  технологий являются самым динамично развивающимся. Развитие информационных технологий позволит России выйти на лидирующие позиции  в мире как по отрасли ИТ, так  и по экономике в целом.
     В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.
            Многие годы и десятилетия  в нашей стране считалось, что  самое главное - это производство продуктов, материальных благ и куда ниже по общественной значимости - производство услуг.
     Так мы и жили, реализуя самую Передовую теорию, производя самые тяжелые станки и самые крупные транзисторы, имея самую высокую занятость в сфере материального производства и одну из самых низких зарплат в области культуры, образования и здравоохранения, с высоких принципиальных  позиций обсуждая проблему: производителен ли труд в непроизводственной сфере? Все, кажется, шло хорошо - и темпы были, и теория осуществлялась на практике, как «вдруг» очевидным стало утверждение, что страна сдвигается к обочине мировой цивилизации.
             В свою очередь  рынок информационных  товаров и услуг является сегодня  самым динамично  развивающимся.  Информационный бизнес, ставший  одним из наиболее прибыльных  и перспективных,  привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней  растут быстрыми темпами, что расширяет  возможности  информационного  обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.
          Что же  касается  российской  экономики, то рынок информации  еще только формируется. Перспективы  развития  информационного рынка   в нашей стране  во многом  зависят  от продуманной и   взвешенной  государственной политики  в этой области. Кроме того,  именно государство должно  обеспечивать  производство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферы  рынка.
           Опыт  многих  развивающихся стран   показывает, что приоритетное  развитие  информационного производства в  силу  стратегического характера  информационных  ресурсов в развитии современного общества позволило  многим  государствам преодолеть  огромный разрыв в уровне экономического  и социального развития по сравнению с развитыми странами.
           Усиление конкуренции  на информационном  рынке повлекло за собой  как снижение затрат на производство многих информационных товаров, так и снижение цен на рынке информации.
            Вместе с ростом числа производителей  на информационном рынке расширяется  круг предлагаемых товаров и  услуг,  повышается качество продукции и обслуживания, т. е. производство становится  более мобильным и гибким, что отвечает самому характеру информационных товаров.
     Таким образом, на рынке информации  четко  проявились основные тенденции структурных  изменений и смены  приоритетов  регулирования,  происходившие  в последнее время в развитых странах. В этой связи остановимся на такой черте, характерной для стран  с высоким уровнем  экономического и социального развития, как  формирование  так называемого  бесприбыльного сектора экономики. Некоммерческие  информационные  службы составляют  значительную часть  этого сектора (библиотеки, научно-исследовательские учреждения,  издательские фирмы, профессиональные общества, правовые службы и т. д.). Среди  экономических концепций,  объясняющих  причины возникновения  и развития этого сектора, выделяются, например,  теории коллективных благ и услуг, неэффективности  рыночного механизма, потребительского контроля.
         Тенденции развития рынка информационных  технологий
     
     Рисунок  1 — Ведущие фирмы-поставщики ПК на мировом рынке в 2002 г.
     В первую пятерку крупнейших поставщиков  ПК в мире [36], вошли, помимо Dell и НР, компании IBM с 5,9% рынка, Fujitsu Siemens с 4,3% и NEC с 3,3%. В Gartner отдельно учитывали доли рынка Fujitsu и Fujitsu Siemens, что позволило включить в пятерку лидеров NEC и Toshiba. Однако в этом рейтинге учитывались объемы поставок в единицах продукции, а не в денежном исчислении, что не гарантирует производителям ПК большой прибыли. Специалисты отмечают, что в последнее время компании сокращали инвестиции в высокие технологии из-за неясных перспектив экономики и ухудшения корпоративных показателей, и пока они не собираются увеличивать вложения в ИТ-сектор.
     В 2009-2010  гг. динамика поставок на мировой рынок компьютерной техники выглядит следующим образом, практически вся пятерка  лидеров продемонстрировала рост поставок (таблица 1). В особенности большой рост поставок отмечается у компании Acer — 30,7%, Dell — 22,5%, Fujitsu Siemens — 19,3%. Компания Dell потеснила с первого места компанию HP в 2008 г. c рыночной доли 17,2% против 16,1% у HP в 2007 г. Всего же объем поставок вырос в среднем на 15,5%. 
     Таблица 1  объемы поставок на мировой рынок  ПК [8] 
     Производитель      2009 г.       2010 г.       Рост  объема поставок, % 
     Объем поставок, тыс. шт.       Рыночная  доля, %       Объем поставок, тыс. шт.       Рыночная  доля, %   
     Dell       5929       17,2       7264       18,3       22,5 
     HP       5399       15,7       6229       15,7       15,4 
     IBM       2183       6,3       2565       6,5       17,5 
     Fujitsu Siemens       1275       3,7       2521       3,8       19,3 
     Acer       971       2,8       1269       3,2       30,7 
     Остальные       18 650       54,2       20 885       52,6       12,0 
     Всего       34 408       100,0       39 733       100,0       15,5 
 
       
     Рисунок  5 — основные компании-поставщики  компьютерной технике в Европе
     Рынок ИТ-оборудования России демонстрирует  рост во всех сегментах (таблица 2); при этом основные особенности его развития состоят в следующем:
    рост российского рынка ИТ происходит на фоне замедления общемирового потребления;
    основной спрос формируют корпоративные клиенты, однако в будущем будут расти потребности со стороны администраций регионов и розничной торговли;
    рост потребления может замедлиться по мере увеличения ценового давления.
     Проанализировав сегменты ИТ-рынка в России можно увидеть, что все сегменты  рынка демонстрируют уверенный рост по сравнению с 2002 г. Самый большой рост наблюдается в сфере интернет-торговле — 53,4%, разработке программного обеспечения (ПО) —51,9%, консультирование в ИТ 50,4% Самые крупные сегменты рынка Интеграция — около 4,3 млрд. руб., рост —35,7%, смешанный бизнес — около 3,5 млрд. руб., рост — 34,4%, дистрибуция компьютерной техники  — около 3,5  млрд. руб., рост — 32,6% (таблица 2). 
     Таблица  2 Рост сегментов ИТ-рынка в России[12]
     Сегмент рынка ИТ      Оборот  в           1000 тыс. руб., 2010 г.      Оборот  в            1000 тыс. руб., 2009 г.      Рост %
     Интернет-торговля      130 877      85 292      53,4
     Разработка  ПО      682 240      449 189      51,9
     Консультирование  в ИТ      43 750      29 088      50,4
     Интеграция      4 323 167      3 184 982      35,7
     Смешанный бизнес (группы компаний)      3 511 549      2 613 541      34,4
     Дистрибуция компьютерной техники      3 490 497      2 632 795      32,6
     Дистрибуция телекоммуникационного оборудования      276 192      220 607      25,2
     Производство  компьютерной техники      399 489      351 022      13,8
     Анализ  долей рынка ИТ по  регионам России показывает, что лидирующие позиции  занимает центральный регион — 46%, северо-западный — 19%, сибирский 11%  и Уральский 10% (рисунок 8)
     Анализируя  тенденции мирового рынка ИТ можно  подвести следующие итоги:
    Анализ мирового рынка компьютерной техники показывает, рост рынка происходит в Основном в Азиатских странах. Связано это с тем, что рынки компьютерной техники в странах Европы, и США уже перенасыщены. в Азии много развивающихся стран, которым требуется для развития экономики все больше и больше компьютерной техники. Лидером по потреблению компьютерной техники является Китай - 43%, Южная Корея – 16%, Индия - 9% (Рисунок 2)
    Основные поставщики компьютерной техники по итогам 2009 г. являются компании Dell – 18,3% , HP – 15,7% , IBM – 6,5% , Fujitsu Siemens – 3,8%, Acer – 3,2%
    Несмотря на то, что рынок информационных технологий в России развивается в настоящее время достаточно высокими темпами, его доля в структуре ВВП не высока (не многим более 1%). В то время как в США и Канаде она равна 4%, в Западной Европе — 2,5% ВВП. Если текущие тенденции развития отрасли информационных технологий и макроэкономических показателей развития российской экономики в целом (около 7% роста ВВП в год) сохранятся, то Россия сможет приблизиться к показателям Западной Европы не ранее, чем к 2014 году. Тогда доля информационных технологий в ВВП РФ сможет достичь 2%.
    В то время как абсолютные цифры развития сектора России говорят о потенциальном росте более чем на 200% с 2003 по 2010 гг., относительные цифры говорят об отставании развития сектора по сравнению с текущей ситуацией в развитых странах. Для достижения к 2010 г. аналогичного с сегодняшними показателями Западной Европы уровня в 2,5% от ВВП темпы роста отечественного ИТ-сектора в течение 2004–2010 гг. должны составлять в среднем 20–22% в год.
 
     2.2 Глобализация рынков услуг: динамика  и основные тенденции 

     Динамичный  прорыв услуг на мировые рынки в течение последних 25 лет является одним из наиболее значимых новых явлений в современной экономике. Это многоплановый процесс, обусловленный структурной сложностью рынков услуг, который имеет ярко выраженную отраслевую специфику. По классификации ВТО, на мировом рынке насчитывается более 155 видов услуг и среди них такие разнородные, как транспортные, коммуникационные, торговые, бытовые, информационные, услуги здравоохранения, образования и т.д. Рассмотрим общие для многих услуг направления, формы и проблемы глобализации в контексте основных мирохозяйственных тенденций.
     Факторы, стимулирующие глобализацию рынков услуг.
     Характерная особенность производства услуг- их слабая до последнего времени вовлеченность  в мирохозяйственный оборот, хотя со времен кругосветных путешествий Магеллана транспорт, а позднее связь и финансовые операции образуют каркас, инфраструктуру мирового рынка товаров, и каждый технический переворот в этих отраслях порождает, как правило, очередной прорыв в развитии системы международных хозяйственных связей. В ходе опережающего роста производства услуг на протяжении большей части прошлого века их участие в системе мирохозяйственных связей увеличивалось, но в сравнении с товарными потоками оставалось довольно скромным. В 1980 г. доля сферы услуг в мировом ВВП составляла 56%, тогда как в суммарном экспорте товаров и услуг — около 10 %.
          В течение последних 25 лет ситуация  кардинально меняется. Под воздействием  ряда новых явлений сформировались  условия для активной интеграции многих услуг в мировое хозяйственное пространство. Первостепенная роль в устранении или смягчении традиционно высоких барьеров на этом пути принадлежит научно-техническому прогрессу, прежде всего мощному прорыву в развитии информационно-коммуникационных технологий, приведшему к многосторонней трансформации производства услуг.
     С позиций глобализации особенно важны делокализация (отрыв от национальной почвы) многих их видов, а также разрыв во времени производства услуги и ее потребления. Стало возможным накапливать, хранить и передавать услуги на расстояние, потреблять в разных формах и в любое время, в том числе в режиме реального времени. Многие виды  сервиса приобрели способность быть объектами внешней торговли, а мировое хозяйственное пространство открылось для растущих потоков услуг телекоммуникаций, сфер финансов и образования, большого спектра деловых и профессиональных услуг и т.д.
            Широкие перспективы для глобализации услуг открываются с развитием Интернета. Мировая сеть изначально имеет трансграничный характер, снимает пространственные и временные барьеры в международных контактах производителей и потребителей услуг. На ее основе формируется радикально новая модель их массового потребления. Объем операций неуклонно растет по мере увеличения доступа пользователей к услугам Интернета, повышения компьютерной грамотности населения, разработки принципов и норм правового регулирования сделок в специфической рыночной среде, принятия мер по защите интеллектуальной собственности и прав личности и т.п.
     В новых условиях стремительно прогрессировали мобильные виды связи, ряд отраслей транспорта (прежде всего авиационный), финансовый сектор (увеличивалось число компаний, в том числе за счет вхождения на рынок мелких и средних фирм, расширялся набор услуг, существенно снижались цены на них). Технологические и институциональные сдвиги в рассматриваемых отраслях не только стимулировали трансграничную и другие формы торговли услугами, но и служили катализатором общего процесса глобализации, подводя под него более технологически продвинутую и экономически эффективную инфраструктуру.
             Эффект рассмотренных и некоторых  других факторов не ограничивается  отрывом целого ряда услуг  от национальной почвы, появлением  большого количества новых сервисов высокого класса, значительным снижением издержек и цен, повышением качества услуг. На многих рынках по существу складывается новая торговая среда, формируются новые модели и механизмы реализации. Как и на рынках товаров, эффективные цепочки и сети связывают производителей, работающих в разных точках мира. Например, штаб-квартира инженерно-строительной фирмы «Бектел» располагается в Калифорнии, проект строительства или реконструкции для Латинской Америки может разрабатываться в Индии, менеджмент — находиться в Финляндии, страховая компания — в Лондоне и т.п.
        Новые тенденции на мировых  рынках услуг обусловлены, в  конечном счете, крупными масштабами и глубокой многосторонней трансформацией этого сектора в последние 25-30 лет. Производство услуг составляет доминирующую или крупную часть современного хозяйства — в развитых странах его доля в ВВП и численности занятых достигла в начале века 70-80%, а в мировом ВВП -65%. Еще большее влияние на параметры глобализации оказывают структурные и качественные сдвиги в рассматриваемой сфере. На основе информационно-коммуникационных технологий, изменений в системе потребностей населения, усиления социально-гуманитарной направленности развития, повышения роли научного знания и человеческого капитала в составе источников экономического роста в последние 20-25 лет в отраслях сферы услуг произошла «тихая» революция, радикально преобразившая ее традиционный облик.
        Если в прошлом ведущие позиции  в структуре данного сектора  в развитых странах занимали торговые, бытовые, рекреационные и ряд других услуг, то сегодня на центральное место выдвинулась группа наукоемких видов деловых и профессиональных услуг, телекоммуникации, а также образование, здравоохранение, культура. В сочетании с наукоемкими отраслями индустрии они образуют наряду с модернизированными традиционными отраслями (торговля и транспорт) активно развивающееся ядро современной экономики и во многом определяют динамику, качественные параметры, конкурентоспособности как сферы услуг, так и всего хозяйства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.