На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 

Введение. 3
1. Теоретические и методологические основы учета материалов и расчетов с поставщиками. 5
1.1. Классификация и оценка материально-производственных запасов и задачи учета. 5
1.2. Задачи учета расчетов с поставщиками. 12
1.3. Документальное оформление движения материалов и расчетов с поставщиками. 14
2. Организация учета материалов и расчетов с поставщиками. 22
2.1. Синтетический учет поступления материалов и расчетов с поставщиками. 22
2.2. Инвентаризация и переоценка материально производственных запасов. 32
3. Особенности учета материалов и расчетов с поставщиками в условиях автоматизации. 37
Заключение. 39
Список  используемой литературы. 40
Практическая  часть. 41 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 
     Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных операций.
     Учет  поступления материалов и расчетов с поставщиками и подрядчиками является не просто важным, но и неотъемлемым  элементом в системе бухгалтерского учета, в чём и заключается актуальность данной курсовой работы.
     Целью курсовой работы является – изучение организации бухгалтерского учета материалов и расчетов с поставщиками.
     Исходя  из поставленных целей, можно сформировать задачи исследования учета  материалов:
    формирование фактической себестоимости запасов;
    правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
    контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
    контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
    своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
    проведение анализа эффективности использования запасов.
 
Задачами  учета расчетов с поставщиками являются следующие:
    обеспечение контроля правильности оформления договоров и иных документов, регулирующих и регламентирующих взаимоотношения между предприятиями, организациями, учреждениями, физическими лицами;
    обеспечение контроля правильности соблюдения форм расчетов между субъектами рынка;
    правильное отражение операций в первичных документах и регистрах синтетического и аналитического учета по расчетным операциям;
    своевременное выполнение расчетов с организациями, предприятиями, учреждениями и физическими лицами;
    ликвидация просроченных задолженностей и недопущение задолженностей с истекшими сроками исковой давности.
     Помимо  вышеперечисленного в данной работе будет уделено внимание особенностям учета материалов и расчетов с поставщиками в условиях автоматизации, где описан порядок присвоения кодов материалам, для обеспечения автоматизации учета. 

 

    Теоретические и методологические основы учета материалов и расчетов с поставщиками.
      Классификация и оценка материально-производственных запасов и задачи учета.
 
     Материально-производственные запасы (МПЗ) - часть оборотных активов  организации, т. е. часть имущества, используемая:
     а) при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) с целью продажи; для управленческих нужд организации; исключительно для продажи;
       б) в качестве средств труда, участвующих в обороте не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он более 12 месяцев;
     в) в качестве готовой продукции, законченной  обработкой (комплектацией), технические  и качественные характеристики которой  соответствуют условиям договора или  требованиям других документов, установленных  законодательством (ГОСТ, стандартов);
     г) в виде товаров, приобретенных или  полученных от других юридических и  физических лиц и предназначенных  для продажи (перепродажи) без дополнительной обработки.
     К оборотным активам организации  относятся: материально-производственные запасы (сырье, материалы, топливо, инвентарь  и хозяйственные принадлежности, готовая продукция, товары); денежные средства (в банке, кассе); дебиторская  задолженность и др.
     Применительно к рассматриваемой теме - это предметы труда, подразделяемые на сырье и  основные материалы, вспомогательные  материалы; топливо, запасные части, тару и т. д., продукты труда (готовая продукция, товары), а также средства труда  в виде инвентаря и хозяйственных  принадлежностей сроком службы до одного года. При этом единицей учета материально-производственных запасов служит номенклатурный номер, разрабатываемый в разрезе каждого  наименования или однородных групп (видов) запасов.
     Сырье и основные материалы образуют материальную (вещественную) основу продукта. При  этом сырьем называют продукцию сельского  хозяйства (зерно, хлопок и т. п.) и  добывающей промышленности (руда, уголь  и т. п.), а материалами - продукцию  обрабатывающей (перерабатывающей) промышленности (металл, ткань, сахар и т. п.).
     Вспомогательные материалы используются для воздействия  на сырье и основные материалы  и придания продукту определенных потребительских  свойств (например, лаки и краски для  автомобилей, перец и другие специи в колбасном производстве) или  для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процессов  производства (смазочные, обтирочные материалы  и т. п.), а также для содействия производственному процессу, включая  выпуск сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки.
     Деление материалов на основные и вспомогательные  носит условный характер и определяется особенностями технологии и организации  производства (например, крахмал в  текстильной промышленности относится  к группе вспомогательных, а в  пищевой - основных материалов).
     Покупные  полуфабрикаты и комплектующие  изделия - предметы труда, прошедшие  определенные стадии обработки, поступившие  со стороны для изготовления продукции  и выполняющие роль основных материалов.
     Возвратные  отходы - остатки сырья и материалов, образующиеся в процессе их переработки, но утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного  сырья и материалов (опилки, металлические  стружки и т. д.).
     Топливо, тара и тарные материалы, запасные части  относятся к вспомогательным  материалам, но в связи с особенностями  использования выделяются в отдельные  группы.
     Топливо в зависимости от назначения подразделяется на технологическое (для технологических  целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (для отопления).
     Тара  предназначена для упаковки, транспортировки, хранения материалов и продукции (мешки, ящики, коробки и т. п.).
     Запасные  части служат для ремонта и  замены изнашивающихся узлов, деталей  машин и оборудования.
     Инвентарь, инструмент и хозяйственные принадлежности - оборудование, инструменты и другие средства труда в пределах действующего лимита времени использования, а  также специнструменты и приспособления, специальная одежда и обувь, временные (не титульные) сооружения и др., которые относятся к категории средств труда, но в силу срока полезного использования и источников приобретения (за счет оборотных средств организации) функционируют в составе средств в обороте.
     В самостоятельные группы выделены продукты труда в виде запасов готовой  продукции и товаров, подлежащих продаже или перепродаже без  дополнительной обработки.
     Порядок организации учета запасов определяется ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", Методическими указаниями, утвержденными приказами Минфина  РФ № 119н от 28 декабря 2001 г. и № 135н  от 26 декабря 2002 г. (по специнструментам, приспособлениям и спецодежде).
     Оценка  материально-производственных запасов (МПЗ) занимает ведущее место в  системе нормативного регулирования  их бухгалтерского учета. Эти запасы принимаются к учету по фактической  себестоимости, которая исчисляется  в зависимости от способа приобретения (получения) данного имущества.
     При покупке материально-производственных запасов у других организаций  фактической себестоимостью считаются  фактические затраты на приобретение за исключением налога на добавленную  стоимость и иных возмещаемых  налогов в соответствии с законодательством  РФ.
     Указанные фактические затраты могут включать:
    суммы, уплачиваемые поставщикам в соответствии с договором;
    суммы, уплачиваемые другим организациям за информационно- консультационные услуги, связанные с приобретением запасов;
    таможенные пошлины и иные платежи;
    невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением каждой единицы запасов;
    вознаграждения, уплачиваемые посредническим (снабженческим, внешнеэкономическим и т. п.) организациям;
    затраты по заготовлению и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию грузов. Такие затраты, называемые транспортно-заготовительными расходами, могут включать комплекс расходов по заготовке и транспортировке запасов; по содержанию заготовительно-складского аппарата организации;
    затраты по доставке запасов до места использования, если они не включены в цену запасов по договору поставки; затраты по оплате процентов по коммерческому кредиту (кредиту поставщиков); затраты по оплате процентов по заемным средствам, связанным с приобретением запасов, если они произведены до оприходования запасов на склад;
    затраты по доведению запасов до состояния пригодности к использованию;
    иные затраты по приобретению материально-производственных запасов.
     Не  включаются в фактические затраты  на приобретение МПЗ общехозяйственные  и иные аналогичные расходы, кроме  тех случаев, когда они непосредственно  связаны с процессом их приобретения.
     При изготовлении различных видов МПЗ  собственными силами организаций фактическая  себестоимость определяется в размере  фактических затрат на производство в соответствии с действующим  порядком формирования себестоимости.
     Фактическая себестоимость запасов, внесенных  как вклад в уставный (складочный) капитал организации, определяется на основе их денежной оценки, согласованной  учредителями (участниками), если иное не предусмотрено законодательством  РФ.
     При получении МПЗ безвозмездно или  в порядке дарения фактическая  себестоимость определяется по их рыночной стоимости на дату оприходования  организацией-получателем.
     Фактическая себестоимость МПЗ, приобретенных  по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными  средствами, определяется исходя из стоимости  товаров (ценностей), переданных или  подлежащих передаче организацией. Эта  стоимость устанавливается на основе цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организации обычно определяют стоимость аналогичных товаров (ценностей).
     Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, принятых к учету в организации, не подлежит изменению, кроме случаев, предусмотренных законодательством  и ПБУ 5/01. Например, МПЗ могут быть переоценены по цене возможной продажи  на конец отчетного года, если в  течение года цены на эти запасы снизились либо они частично утратили первоначальные качества или морально устарели. При этом на разницу в  оценке (цена возможной продажи ниже первоначальной стоимости приобретения) уменьшаются резервы под снижение стоимости материальных ценностей.
     МПЗ, не принадлежащие данной организации, но находящиеся в ее распоряжении по договору с собственником, учитываются  на забалансовых счетах в оценке по договору.
     При приобретении МПЗ с оценкой в  иностранной валюте производится пересчет в рублевом эквиваленте, по курсу ЦБ РФ на дату принятия ценностей к бухгалтерскому учету организацией-получателем в соответствии с договором.
     Следовательно, оценка материально-производственных запасов во всех случаях их приобретения осуществляется по фактическим затратам, совокупность которых образует фактическую  себестоимость приобретения.
     Для целей налогообложения прибыли  состав затрат, образующих материальные расходы, вопросы определения стоимости  товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, и порядок  определения размера материальных расходов при списании сырья и  материалов установлен в ст. 254 НК РФ.
     Отметим, что исчисление фактической себестоимости  приобретения (заготовления) вида запасов  от разных поставщиков возможно только при ограниченной номенклатуре потребляемых запасов и по их основным видам. Практически  большинство организаций ведут  текущий учет по учетной стоимости, т. е. по средним покупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и др.
     В соответствии с п. 80 Методических указаний в аналитическом бухгалтерском  учете и местах хранения материалов разрешается применение учетных  цен, в качестве которых могут  быть использованы:
    договорные цены (с исчислением разницы между фактической себестоимостью и стоимостью материалов по договорным ценам, представляющей собой транспортно-заготовительные расходы);
    фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного года (периода). В этом случае отклонения между фактической себестоимостью материалов в текущем месяце и их учетной стоимостью представляют собой транспортно- заготовительные расходы;
    планово-расчетные цены, разрабатываемые организацией для внутреннего использования, применительно к уровню фактической себестоимости соответствующих материалов. Отклонения договорных цен от планово-расчетных учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов;
    средняя цена группы, представляющая собой разновидность планово-расчетной цены, когда производится укрупнение номенклатурных позиций (размеров, сортов, видов однородных материалов, имеющих незначительные колебания в ценах. Такие отклонения не должны, как правило, превышать 10 %). В этом случае организации разрабатывают номенклатуру-ценник.
     Оценка  отпуска МПЗ на производство или  в иных случаях выбытия осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 одним  из следующих способов:
    по стоимости каждой единицы;
    по средней себестоимости;
    по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения
    материалов).
     Применение  одного из указанных способов по группе (виду) запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.
     Первый  способ характерен для оценки МПЗ, используемых в особом порядке (например, драгоценные  металлы, драгоценные камни и  др.), а также для запасов, которые не могут заменить друг друга. В этом случае отпущенные запасы списываются по стоимости каждой их единицы определенного вида.
     При использовании первого способа  согласно п. 74 Методических указаний могут  применяться два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:
    с включением всех расходов, связанных с приобретением запаса;
    с включением только стоимости запаса по договорной цене (упрощенный вариант).
     Оценка  МПЗ по средней себестоимости  производится по каждой группе (виду) запасов  путем деления общей себестоимости  группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно и количества остатка на начало месяца и поступивших  запасов в течение этого месяца.
     Оценке по способу ФИФО основана на допущении, что запасы, первыми поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца.
     Применение  способов средних оценок фактической  себестоимости материалов, отпущенных в производство или списанных  на иные цели, по средней себестоимости и по способу ФИФО, может осуществляться следующими вариантами:
    исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц (отчетный период);
    путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.
Применение  скользящей оценки должно быть экономически обосновано и обеспечено соответствующими средствами вычислительной техники.
     Таким образом, в действующем законодательстве и нормативных документах предусмотрено  использование разных способов оценки поступления и отпуска запасов, выбор которых определяется самой  организацией и отражается в учетной  политике.
     Задачи  учета. Основные задачи бухгалтерского учета МПЗ определены в п. 6 Методических указаний:
    формирование фактической себестоимости запасов;
    правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
    контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
    контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
    своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
    проведение анализа эффективности использования запасов.
      Задачи  учета расчетов с  поставщиками.
 
     В процессе осуществления производственно-финансовой деятельности различные предприятия  и организации вступают во взаимоотношения  с другими хозяйствами, бюджетом, внебюджетными фондами, физическими  лицами и др. Эти расчеты могут  выступать как в безналичной  форме, так и наличными. Посредниками безналичных расчетов являются банки, которые созданы для аккумулирования  денежных средств и эффективного их размещения на условиях возвратности платности и срочности. Наличные расчеты производятся посредством организованных касс на предприятии.
     Как правило, в ходе соответствующих  взаимоотношений возникают дебиторская  и кредиторская задолженности.
     Под дебиторской задолженностью понимают задолженность сторонних организаций  и физических лиц конкретному  предприятию, а под кредиторской – задолженность конкретного  предприятия другим юридическим  и физическим лицам.
     С целью повышения достоверности  данных о расчетах с предприятиями  и организациями необходимо работниками  бухгалтерии каждого хозяйства  производить ежегодную инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности. Данные инвентаризации способствуют также  ликвидации просроченных задолженностей и предостерегают предприятия от не поступлений денежных сумм дебиторской  задолженности в результате истечения  срока исковой давности.
     Основными задачами учета расчетных операций являются:
    обеспечение контроля правильности оформления договоров и иных документов, регулирующих и регламентирующих взаимоотношения между предприятиями, организациями, учреждениями, физическими лицами;
    обеспечение контроля правильности соблюдения форм расчетов между субъектами рынка;
    правильное отражение операций в первичных документах и регистрах синтетического и аналитического учета по расчетным операциям;
    своевременное выполнение расчетов с организациями, предприятиями, учреждениями и физическими лицами;
    ликвидация просроченных задолженностей и недопущение задолженностей с истекшими сроками исковой давности.
     Методологические  основы организации учета расчетов с поставщиками устанавливают правила  документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения  товарных операций в бухгалтерском  учете и отчетности, являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товароматериальных ценностей. 

      Документальное  оформление движения материалов и расчетов с поставщиками.
 
     Для учета МПЗ характерна значительная однотипность совершаемых операций. Это позволяет использовать типовую первичную документацию, разрабатываемую Государственным комитетом РФ по статистике в централизованном порядке.
     Документальное  оформление всех происходящих в организациях хозяйственных операций, связанных  с движением материальных ценностей, позволяет организовать систематический контроль их сохранности на складах и у материально ответственных лиц. Рационально разработанная первичная документация и схема документооборота по учету запасов дают возможность получать необходимую информацию для оперативного руководства организацией и осуществлять как предварительный, так и последующий контроль их использования.
     По  учету материально-производственных запасов такими документами являются представленные ниже.
     Доверенность (ф. № М-2) предназначена для оформления права должностного лица выступать  в качестве доверенного лица организации для получения материальных ценностей. Она составляется в одном экземпляре и выдается получателю под расписку бухгалтерией организации. Срок выдачи доверенности — 15 дней, но при получении ценностей в порядке плановых платежей — календарный месяц.
     Приходный ордер (ф. № М-4) используется для  оформления учета запасов, поступивших  на склад организации от поставщиков. Бланки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в пронумерованном виде. Они составляются в одном экземпляре на фактически принятое количество ценностей в день их поступления. Основными реквизитами являются: дата составления, код операции, склад, наименование и код поставщика, номер платежного документа, наименование и номенклатурный номер материальных ценностей, код и наименование единицы измерения, количество, цена, сумма без учета НДС и с учетом НДС и др. Графа «Номер паспорта» заполняется при поступлении запасов, содержащих драгметаллы и камни.
     Акт о приемке материалов (ф. № М-7) нужен для оформления приемки  материально-производственных запасов  в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется также при приемке запасов, поступивших без документов. Акт заполняется в двух экземплярах приемочной комиссией с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или незаинтересованной организации. Он утверждается руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами (товарно-транспортными накладными и др.) передается в бухгалтерию организации для принятия на учет материальных ценностей, второй — отделу снабжения для направления претензионного письма поставщику. Графа «Номер паспорта» заполняется только в случаях обнаружения расхождений по ценностям, содержащим драгметаллы и камни.
     Лимитно-заборная карта (ф. № М-8) используется для  учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов в производственные подразделения предприятия (цехи, на объекты, участки и др.) в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем исходя из объемов производственных заданий цехов и с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода.
     Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах  сроком на месяц, а при небольших объемах списаний — на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается цеху — потребителю материальных ценностей, второй — складу. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах карты дату и количество отпущенных запасов и выводит остаток лимита по каждому их номенклатурному номеру. В лимитно-заборной карте цеха расписывается кладовщик, а в карте склада - представитель цеха-получателя. Все выданные лимитно-заборные карты регистрируются отделом снабжения в специальном реестре, копия которого направляется в бухгалтерию для контроля над своевременной сдачей карт после использования лимита. При автоматизации учета отпуска запасов лимит рассчитывается одновременно с выпиской лимитно-заборных карт с учетом использования лимитов.
     Для сокращения количества первичных документов допускается оформлять отпуск материалов непосредственно в карточки учета (ф. № М-17), где проставляется лимит  отпуска. По лимитно-заборной карте  ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат).
     Требование-накладная (ф. № М-11) используется для учета  движения материально-производственных запасов в самой организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Заполняется в двух экземплярах материально ответственным лицом склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом и т. п.), второй — для оприходования ценностей принимающей стороной.
     Сверхлимитный отпуск запасов со склада связан, как  правило, либо с перевыполнением  подразделением производственного  задания, либо с покрытием перерасхода  материалов на возмещение производственного брака. Поэтому такой отпуск может быть разрешен только руководителем или главным инженером организации и оформляется требованием-накладной. Аналогично оформляется замена одних видов запасов другими, сходными по физико-химическим свойствам. Документ вместе с лимитно-заборной картой заменяемого материала передается на склад, и кладовщик уменьшает остаток лимита с учетом выдачи материалов-заменителей. Этими накладными оформляются также операции по сдаче на склад неизрасходованных в производстве материалов, если они были получены по требованию, а также сдача брака и отходов. Накладную подписывают материально ответственные лица сдатчика и получателя.
     Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. №  М-15) необходима для учета отпуска подразделениям предприятия, расположенным на другой территории, или сторонним организациям. Накладную выписывают в двух экземплярах на основании договоров, нарядов и предъявления получателем доверенности на получение груза. Первый экземпляр передают складу в качестве основания для отпуска запасов, второй — получателю.
     При отпуске материально-производственных запасов на месте, т. е. самовывозом, накладную, подписанную получателем, кладовщик передает в бухгалтерию для выписки платежных документов, если материальные ценности были отпущены с последующей оплатой.
     Карточка  учета материалов (ф. № М-17) служит для учета движения запасов на складе по каждому номенклатурному номеру, виду, сорту, размеру. Карточки являются документами строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операций в натуральном выражении.
     При оформлении внутреннего перемещения  запасов (между базовыми складами и цеховыми кладовыми) может быть использован способ записи непосредственно в карточках учета материально-производственных запасов. При этом, представитель под разделения-получателя расписывается в карточке складского учета, в которой предусмотрена специальная графа для проставления кода производственных затрат. Таким образом, карточка становится одновременно оправдательным документом, исключается возможность несвоевременности записей операций по приходу и расходу, усиливается контроль со стороны работников склада за соблюдением норм и выявлением сверхнормативных запасов и неликвидов.
     Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже  зданий и сооружений (ф. № М-35), требуется  для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств. На стоимость таких ценностей увеличивается финансовый результат. Акт составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика. Первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий — у подрядчика.
     Движение  товара от поставщика к потребителю  оформляется товаросопроводительными  документами, предусмотренными условиями  поставки товаров и правилами  перевозки грузов (накладной, товаротранспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом–фактурой). Накладная  в торговой организации может  выступать как приходным, так  и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным  лицом при оформлении отпуска  товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной указывается номер  и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое  описание товара, его количество (в  единицах), цена и общая сумма (с  учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается  материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д.
     Товарно–транспортную  накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортном. Товарно–транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно–транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.
     При доставке товаров железнодорожным  транспортом в качестве сопроводительного  документа выступает железнодорожная  накладная. К железнодорожной накладной  могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем  делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном  контейнере».
     Счет  фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров  велик. Счет–фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками и  подрядчиками.
     Для оплаты поступающих товаров может  быть использован счет, содержание которого аналогично счету–фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара.
     Оприходование поступивших товаров оформляется  путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно–транспортной накладной, счете–фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.
     Если  товары получает материально–ответственное  лицо вне склада покупателя, то необходимым  документом является доверенность, которая  подтверждает право материально  ответственного лица на получение товара. Порядок оформления и получения  по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей  на получение товарно–материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. № 71а.
     Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными документами (наличие или отсутствие) и т.д.
     Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия  товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных  документах, а при приемке их по качеству и комплектности – требованиям  к качеству товаров, предусмотренных  в договоре.
     Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом  по доверенности, если товар находится  в не нарушенной таре, то приемка  может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
     Если  количество и качество товара соответствует  указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет–фактура, товарно–транспортная накладная, качественное удостоверение  и другие документы, удостоверяющие количество и качество поступивших  товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное  лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой  печатью торговой организации.
     При нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности  предъявления претензий поставщикам  или транспортным организациям при  недостаче или снижении качества товаров.
     В случае несоответствия фактического наличия  товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку  об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить  материально ответственные лица торговой организации, представитель  поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при  согласии поставщика или его отсутствии).
     При закупке товара или его приемке  руководителям торговых организаций  необходимо следить за наличием сертификата  соответствия на закупаемый товар.
     Возврат товара поставщику при обнаружении  брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту  или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата поставщику могут  быть различными и оговариваются  в договоре поставки.
     После проверки, приемки и таксировки, принятых от материально ответственных  лиц отчетов о движении материальных ценностей с приложенными оправдательными  документами, на основании которых  были сделаны записи в «Журнале поступления  товаров», бухгалтер предприятия  переносит остатки на конец месяца из отчетов в сальдовые ведомости.
     Отчеты  о движении материальных ценностей  являются регистрами аналитического учета  и одновременно оборотными ведомостями. Они составляются материально ответственным  лицом в двух экземплярах в  количественном выражении на основании  первичных документов. Бухгалтер, после  проверки отчета и таксировки, второй экземпляр отчета передает на склад  материально ответственному лицу с  отметкой о дате приема от него отчета и дате окончания его обработки.
     Регистром для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является журнал–ордер № 6, в котором совмещается синтетический  учет с аналитическим.
     Журнал–ордер  № 6 открывается на первое число  каждого месяца незаконченными расчетами:
     1) по акцептованным платежным документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным – материалы  поступили (сальдо на начало  месяца по счету 60);
     2) по акцептованным платежным документам  оплаченным – материалы не  поступили (справочно – «За  не прибывший груз», сальдо  нет);
     3) сальдо на начало месяца по  неотфактурованным поставкам (материалы  поступили, а платежные документы  для их оплаты не поступили).
     Журнал–ордер  ведется линейно–позиционным способом, что позволяет судить о состоянии  расчетов с каждым платежным документом каждого поставщика: акцепт и оплата платежных документов, фактическое  поступление материалов, неотфактурованные  поставки, сумма материалов, находящихся  в пути, расчет претензий за некачественную или неполную поставку и другое.
     При недостаче материалов комиссией  составляется коммерческий акт, акт  о приемке материалов, в которых  определяется причина недостачи, ее величина, как в количестве, так  и в сумме, выносится решение  о погашении возникшей недостачи. Это дает возможность предъявить претензию к виновной организации  и составить ее расчет: стоимость  недостающего имущества, транспортные и другие расходы. Сумма претензии  относится на счет 76 субсчет “Расчеты по претензиям” и записывается в  журнал–ордер № 6 по соответствующей позиции.
     Излишне поступившие материалы оформляются  актами и отражаются в журнале–ордере № 6 (как неотфактурованные поставки) и ведомости № 7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Организация учета материалов и расчетов с поставщиками.
      Синтетический учет поступления материалов и расчетов с поставщиками.
 
     На  основании первичных документов в бухгалтерии ведется синтетический учет прихода и расхода материалов. Каждая группа материалов учитывается на отдельном счете или субсчете. В Плане счетов бухгалтерского учета для этого предназначены следующие счета и субсчета: 10 «Материалы» с девятью субсчетами,14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»,  15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонения в стоимости материалов», 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку».
     Учет  материалов ведется в денежном измерении с инвентаризацией их наличия в местах хранения.
     В случае учета материалов по фактической  себестоимости она отражается непосредственно на сч. 10 –«Материалы». При учете по учетным ценам  для отражения в учете себестоимости приобретения МПЗ применяется сч. 15 – «Заготовление и приобретение материальных ценностей»  и сч. 16 – «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
     Сч. 10 «Материалы» — активный, инвентарный. Учет ведется по группам материалов на одиннадцати субсчетах к счету 10:
    10-1. «Сырье и материалы»;
    10-2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»;
    10-3. «Топливо»;
    10-4. «Тара и тарные изделия»;
    10-5. «Запасные части»;
    10-6. «Прочие материалы»;
    10-7. «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
    10-8. «Строительные материалы»;
    10-9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
    10-10. «Специальная оснастка и специальная  одежда на складе»;
    10-11. «Специальная оснастка и специальная  одежда в эксплуатации».
     Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости приобретения или учетным ценам. По дебету счета 10 «Материалы» в течение месяца отражаются операции по поступлению материальных ценностей па склады предприятия. По кредиту счета отражаются операции по расходу, отпуску материалов со складов. Материалы могут поступать на предприятие от поставщиков, от подотчетных лиц. Кроме того, материалы могут поступать на склад от своих производств (материалы собственного производства), изготавливающих для собственных нужд инструменты, специальные приспособления. Приходуются на склад также отходы собственных производств, сырье и материалы, полученные при разборке брака, от ликвидации основных средств.  
     Все первичные документы на расход и  отпуск материалов группируются бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, по направлениям затрат. В течение месяца их движение учитывается по учетным ценам, а после окончания отчетного месяца, после расчета суммы ТЗР или отклонений фактической себестоимости от учетных цен, эта стоимость доводится до фактической себестоимости. Таким образом, данные, образующие фактическую себестоимость материалов, отражаются в разных журналах-ордерах, а суммируются в Главной книге. 

Дебет Сч. 10 «Материалы» Кредит
сч. 60 - "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" Покупная цена МПЗ, поступивших от поставщиков. Стоимость материалов, отпущенных в основное производство сч. 20 - "Основное производство"
сч. 71- "Расчеты с подотчетными лицами" Покупная цена МПЗ, приобретенных подотчетными лицами Стоимость материалов, отпущенных, во вспомогательное производство сч. 23 - " Вспомогательные  производства" 
Дебет Сч. 10 «Материалы» Кредит
сч. 71- "Расчеты с подотчетными лицами" Стоимость доставки МПЗ на склад предприятия, оплаченная через подотчетных лиц Стоимость материалов, отпущенных, на общепроизводственные  нужды, содержание и эксплуатацию машин и оборудования сч. 25 - " Общепроизводственные расходы
сч. 28 - "Брак в производстве" Стоимость отходов и лома от ликвидации основных средств, полученных от окончательного брака Стоимость материалов, отпущенных, на общехозяйственные  нужды сч. 26 - "Общехозяйственные расходы"
сч. 20 - "Основное производство" Стоимость отходов основного производства, сданных на склад Стоимость материалов, отпущенных, на исправление брака сч. 28 - "Брак в производстве"
    Стоимость материалов, отпущенных, на  упаковку готовой продукции сч. 44 - "Расходы  на продажу"
    Стоимость материалов, отпущенных, на строительство и монтаж основных средств сч. 08 -"Вложения во внеоборотные активы"
Рис. 1. Отражение операций движения материалов с учетом стоимости.
     Как говорилось выше, согласно Плану счетов бухгалтерского учета организация имеет право применять учетные (плановые) цены на материальные ценности.
     Применение  плановых цен необходимо для получения  ежедневной оперативной информации о материальных затратах на производство продукции. Учетная цена применяется только в течение месяца, по окончании которого корректируется до фактической цены материально-производственных запасов (МПЗ).
     В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с учетом счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без их использования.
     Счет  15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей2 предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении материально-производственных запасов, относящихся к средствам в обороте. В дебет счета 15 относится покупная стоимость МПЗ, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщиков. В кредит счета 15 в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» относится учетная (плановая) стоимость использованных материальных ценностей. Разница между фактической стоимостью приобретенных материалов (на момент их приобретения) и учетными ценами списывается со счета 15 на счет 16.
     Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о разнице в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, а также о данных, характеризующих суммовые разницы. Накопленная на счете 16 разница в стоимости приобретенных МПЗ, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах списывается (сторнируется при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов.
     В случае использования организацией счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись:
    Д-т  сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
    К-т  сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
в зависимости  от того, откуда поступили те или  иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом запись:
    Д-т  сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
    К-т  сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
производится  независимо от того, когда материалы  поступили в организацию- до или  после получения расчетных документов поставщика.
     В случае  если организацией  не используются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» оприходование материалов отражается записью:
    Д-т  сч. 10 «Материалы»
    К-т  сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
в зависимости  от того, откуда поступили те или  иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом материалы принимаются к бухгалтерскому учету независимо от того, когда материалы поступили в организацию - до или после получения расчетных документов поставщика.
     При выбытии материалов(продаже, списании, передаче безвозмездно) их стоимость  списывается в дебет счета 91 «Прочие  доходы и расходы».
     Налог на добавленную стоимость, начисленный при приобретении материалов, учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» одновременно с оприходованием поступивших материалов. Налог не включается в фактическую себестоимость материалов и в их учетные цены, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     Запасы  материалов на предприятии пополняются  за счет поставок их от поставщиков. С  поставщиками заключаются договора. В них предусматриваются: наименование материалов, количество, цены, сроки поставок, порядок расчетов, способы транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора и др. Поставщики высылают на отгруженную продукцию счета-фактуры и платежные требования в банк покупателя. Из банка их выдают предприятию-покупателю. В отделе снабжения или финансовом отделе эти документы подвергаются проверке с точки зрения соответствия договорным условиям, регистрируют в журнале поступающих грузов и акцептуют. С этого момента у предприятия возникают расчеты с поставщиками.
     Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». 
 

     На  этом счете учитываются расчеты:
    за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т. п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
    за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили, т. е. так называемые неотфактурованные поставки;
    за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке, если фактическое количество поступивших ТМЦ превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков.
     Излишки, выявляемые при приемке материальных ценностей, должны отражаться в первичных учетных документах. Так как появление излишков признается отклонением от нормального режима  поставки, то применяются специальные формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом для предприятий и организаций различных видов деятельности;
    за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа ;
    за все виды услуг связи;
    генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда;
    генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР).
     Учет  на счете 60 ведется методом начисления, т. е. все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты.
     Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счетом 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», если его использование предусмотрено учетной политикой) или счетами учета соответствующих затрат.
     За  услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т. п.
     Многие  предприятия приобретают материальные ценности, товары, работы и услуги, счета за которые выражены в условных денежных единицах, поэтому особенно указание счетного плана о том, что независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Это означает, что по дебету стоимость товарно-материальных ценностей может быть «разнесена» по различным счетам, например, по счету 10 в нормативной оценке согласно номенклатуре-ценнику и счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», но по кредиту (на счете 60) стоимость должна быть указана в соответствии с документами поставщика.
     Когда счет поставщика был акцептован и  оплачен до поступления груза («товары в пути»), а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям».
     Такая задолженность регулярно должна подвергаться инвентаризации. При этом составляется акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (унифицированная ф. № ИНВ-6).
     Так же отражается в учете задолженность  по акцептованному счету поставщика, когда при его последующей  проверке обнаруживаются несоответствие цен, обусловленных договором, либо арифметические ошибки.
     При получении от поставщиков товарно-материальных ценностей, по которым предприятие на законных основаниях отказывается от акцепта счетов - платежных требований и их оплаты, предприятие-покупатель учитывает эти товары согласно Плану счетов на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
     Сальдо  по счету 60 без учета сальдо по субсчету «Расчеты по авансам выданным» может быть только кредитовым. Оно отражается в балансе по строкам: 
     621 «Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»,
     622 «Кредиторская задолженность, обеспеченная векселями к уплате»,
     623 «Кредиторская задолженность перед дочерними и зависимыми обществами».
Дебет
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.