Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы калькулирования в системе управленческого учета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ  ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ» 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита 

Курсовая  работа
по  дисциплине: Бухгалтерский управленческий учет
на тему: Методы калькулирования в системе управленческого учета 

Выполнила: студентка Б-3с-2б
Бородкина Е.В.
Шифр 08061
Руководитель: 
 

Воронеж 2010
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………..3
    Экономическая характеристика ООО «Кооператор+»……….
    Теоретические основы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)………………………………………………
      Общие принципы и нормативное регулирование калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)……..
      Актуальные вопросы совершенствования методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)……………………………………………………………………..
    Методы калькулирования в системе управленческого учета ООО «Кооператор +»………………………………………………..
    Совершенствование процесса калькулирования себестоимости продукции в ООО «Кооператор +»……………………………………
Выводы  и предложения……………………………………………
Список  использованной литературы………………………………..
Приложения…………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Переход экономики страны на рыночные отношения  требует эффективного ведения производства, активного и последовательного внедрения всего нового и прогрессивного.
     В этих условиях возрастает роль бухгалтерского учета, поскольку требуется не только соизмерять произведенные затраты с полученными доходами, но вести активный поиск эффективного использования каждого вложенного рубля в производственную деятельность предприятия.
     Учет  затрат на производство и калькулирование  себестоимости продукции занимает центральное место для бухгалтеров, менеджеров и других руководящих работников, так как правильный и своевременный учет затрат дает возможность анализа причин отклонений с тем, чтобы своевременно принять меры по предотвращению ухудшения деятельности организации, либо наоборот расширение круга сбыта продукции, проведение мероприятий в сторону наметившего уменьшения затрат на производство.
     Наряду  с необходимостью изучения общих задач организации и методологии учета и калькулирования себестоимости в производстве возникает существенная потребность усвоения тех особенностей формирования затрат, распределения комплексных расходов, приемов и методов калькулировании  себестоимости изделий, которые определяются отраслевыми факторами.
     В настоящее время все большее  значение приобретают нормативные методы планирования и стимулирования хозяйственной деятельности, в том числе и нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости.
     Актуальность  данной проблемы и послужила причиной выбора темы курсовой работы.
     Целью курсовой работы является изучение методов калькуляции в системе управленческого учета и разработка предложений по совершенствованию процесса калькуляции себестоимости продукции на примере ООО «Кооператор +».
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - изучить экономическую характеристику  ООО «Кооператор +»;
     - дать понятие калькуляции;
     - достоинства и недостатки таких методов калькулирования, как позаказный, попроцессный, нормативный, метод полного учета затрат, директ-костинг, а также популярного в зарубежных компаниях и вызывающего интерес у российских предпринимателей ABC-метода
     - рассмотреть метод калькулирования себестоимости на конкретном предприятии;
     - разработать предложения по совершенствованию процесса калькуляции себестоимости продукции на предприятии.
     Исходной  информацией для решения этих задач послужили: нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета затрат, специальная литература по теме исследования, данные годовых отчетов за 2007 – 2009 годы, калькуляционные расчеты.
     Объектом  исследования является ООО «Кооператор +» Новоусманского района Воронежской области. 
 
 
 

    Экономическая характеристика ООО «Кооператор+»
 
     Общество  с ограниченной ответственностью «Кооператор +» учреждено в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации « Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-Фз от 08.02.1998 г.
     Общество  имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени  осуществлять имущественные и неимущественные права, совершать от своего имени любые допустимые законом сделки, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
     ООО «Кооператор +» руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами и настоящим Уставом.
     Место нахождения Общества: Российская Федерация, Воронежская обл., Новоусманский р-н, село Новая Усмань, ул. Юбилейная, 26 а.
     Целью деятельности «Кооператор +» является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
     Общество  осуществляет следующие виды деятельности:
    оптовая, мелкооптовая, розничная торговля товарами народного потребления, безалкогольными напитками и другими изделиями;
    управление недвижимым имуществом, получение и передача в аренду и субаренду объектов недвижимости, в.ч. нежилых помещений;
    получение и оказание займов по договору;
    предоставление кредитов;
    торгово-закупочная деятельность;
    производство и последующая реализация безалкогольных напитков;
    переработка сырья, продукции.
     Уставной  капитал ООО «Кооператор +» складывается из денежных вкладов Участников общества и составляет 40000 (сорок тысяч) рублей.
     Каждый  Учредитель Общества должен полностью  внести свой вклад в Уставной капитал общества в течение одного месяца с момента государственной регистрации Общества. При этом стоимость вклада каждого Учредителя Общества должна быть не менее номинальной стоимости его доли в Уставном капитале Общества. Часть прибыли начисляется Участнику Общества с момента фактической оплаты 100% своей доли в Уставном капитале.
     Общество  несет ответственность по всем обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих Участников.
     Участники Общества не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
     Участники Общества вправе в любое время  выйти из Общества независимо от согласия других его Участников или Общества.
     В случае выхода его доля переходит  к Обществу с момента подачи заявления  о выходе из Общества. При этом Общество обязана выплатить Участнику  действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности Общества за год.
     Анализ  финансовой устойчивости. Для этого  приведем типы финансовой устойчивости. Их всего 4.
     1 тип  финансовой  устойчивости.  Характеризуется  идеальной,  высокой степенью финансовой устойчивости.
     ± Фс>/= 0;
     ± Фд >/=0;
        ± Фоб >/= 0;
     2 тип финансовой устойчивости. Характеризуется достаточной  финансовой устойчивостью, нормальная финансовая ситуация.
                                             ± Фс < 0;
     ± Фд >/= 0;
       ± Фоб >/= 0;
     3 тип финансовой устойчивости. Этот  тип  характеризуется  неустойчивым финансовым состоянием, не хватает собственных оборотных средств,  приходится влезать в долги.
     ± Фс < 0;
     ± Фд < 0;
        ± Фоб>/= 0;
     4 тип финансовой  устойчивости.  Этот  тип  характеризуется   кризисным финансовым положением. Не хватает финансовых запасов для  покрытия  кредитов и займов и как следствие  этого:  невыдача  заработной  платы,  долги  перед бюджетом и т.д.  Для  Российской  финансовой  системы  характерен  этот  тип финансовой ситуации.
     ± Фс < 0;
     ± Фд < 0;
        ± Фоб  < 0;
     Так к какому же типу относится анализируемое  предприятие?  Это  будет выяснено из следующих расчетов.
     1. Фс – наличие собственных оборотных  средств;
     Фс = 3 раздел пассива – 1 раздел актива – запасы
     Фс = 3035 – 2595 – 611
     Фс = – 171
     Фс < 0;
     2. Фд - Фс увеличенное на величину  доходов  будущих  периодов  (строка 640), резервов предстоящих расходов  (строка  650)  и  долгосрочных обязательств (4 раздел пассива).
     Фд = Фс + (строки 640 + 650) + 4 раздел пассива
     Фд = – 171 + 0 +0
     Фд = – 171
     Фд  < 0;
     3. Фоб - Фд увеличенное  на  величину  краткосрочных обязательств  (5 раздел пассива)
     Фоб = Фд + (5 раздел пассива)
     Фоб = – 171 + 495
     Фоб = +324
     Фоб > 0;
     Вывод: «Кооператор +» относится к 3  типу  финансовой устойчивости.
     ± Фс < 0;
     ± Фд < 0;
         ± Фоб >/=0;
     Этот  тип  характеризуется  неустойчивым  финансовым  состоянием,   не хватает собственных оборотных средств, приходится влезать  в  долги.   
 
 
 

Таблица 1.
Основные  экономические показатели работы ООО «Кооператор+»
 за 2007-2009гг.
п/п
Показатели Ед. измер.
2007г 2008г 2009г Отклонение (+,-)
2008г.  от
2007г.
Отклонение (+,-)
2009г.  от
2008г.
А Б 1 2 3 4 5 6
1. Объем реализации продукции Тыс. руб.
7630 10944 8824 +3314 -2120
2. Себестоимость продукции Тыс. руб.
6784 10415 8167 +3631 -2248
3. Прибыль от реализации Тыс. руб.
846 529 657 -317 +128
4. Фонд оплаты труда Тыс. руб.
1750 1870 1982 +120 +112
5. Среднесписочная численность Чел. 23 29 22 +6 -7
6. Выработка на одного работающего Тыс. руб.
331,74 377,34 401,09 +45,60 +23,75
7. Среднегодовая средняя зарплата Тыс. руб.
76,09 64,48 90,09 -11,61 +25,61
8. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов Тыс. руб.
447 607 545 +160 -62
9. Фондоотдача Руб. 17,07 18,03 16,19 +0,96 -1,84
10. Рентабельность  продаж % 11,09 4,83 7,44 -6,26 +2,61
 
          Вывод: увеличение объема реализации продукции  в 2008г. по сравнению с 2007г. на 3314 тыс.руб., и в 2009г. по сравнению с 2008г. на 2203 тыс.руб., способствовало увеличению себестоимости  продукции в 2008г. по сравнению с 2007г.на 3631 тыс.руб. и фондоотдачи основных фондов в 2008г. по сравнению с 2007г. на 0,96 руб. Повышение фондоотдачи привело к снижению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на 1 рубль реализованной продукции, и способствовало повышению доли прибыли в цене товара. Уменьшение себестоимости продукции в 2009г. по сравнению с 2008г. привело к увеличению прибыли от реализации на 128 тыс. руб. Уменьшение численности в 2009г. по сравнению с 2008г. на 7 человек, привело к увеличению выработки на одного рабочего в 2009г. по сравнению с 2008г. на 23,75 тыс.руб. в 2008г. по сравнению с 2007г. на 45,60 тыс.руб. Происходит увеличение среднегодовой заработной платы в 2009г. по сравнению с 2008г. на 25,61 тыс. руб.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.
Показатели  финансового состояния ООО «Кооператор+»
Показатели Строка баланса Нормат. значен.
Отчетный 2007г.
Отчетный 2008г.
Отчетный 2009г.
    Денежные средства, тыс.руб.
260   96 3 3
    Краткосрочные финансовые вложения
250   - - 15
    Дебиторская задолженность, тыс.руб.
240   206 216 306
    Краткосрочные обязательства
690   527 481 495
    Источники собственных средств
490   589 3419 3035
    Всего хозяйственных средств
700   1116 3900 3530
    Краткосрочные займы
610   229 - -
    Долгосрочные займы
510   - - -
    Запасы
210   367 1074 611
Коэффициенты  платежеспособности  
Коэффициент абсолютной ликвидности(стр1+стр2):стр4   ?0,03-0,08 0,18 0,01 0,04
Коэффициент промежуточной ликвидности(стр1+стр2+стр3):стр4   ?0,7-1 0,57 0,45 0,65
Коэффициент текущей ликвидности(2раздел бал.:стр4)   ?1,5-3 1,27 2,69 1,89
Коэффициент финансовой устойчивости  
Коэффициент автоном. (стр5:стр6)   ?0,5 0,53 0,88 0,86
Коэффициент долга (стр7+стр8):стр5   ?0,7 0,39 - -
Коэффициент обеспеченности собственных оборотных средств (стр5:стр9)   0,4-0,5 1,6 3,18 4,97
     Таким образом, ООО «Кооператор» - организация, занимающаяся производством, переработкой и сбытом продукции, действующее на основании Устава, с уставным капиталом 40000,00 рублей. Проведенный нами анализ финансовой деятельности  показал, что предприятие характеризуется стабильным экономическим положением, что способствует дальнейшему расширению и увеличению размеров ее деятельности.
Таблица 3.
Коэффициенты  рентабельности  ООО «Кооператор» за 2007-2009гг.
п/п
Показатели 2007г. 2008г. 2009г. Отклонение (+,-)
2008г.  от
2007г.
Отклонение (+,-)
2009г.  от
2008г.
А Б 1 2 3 4 5
1. Рентабельность  активов, % 75,81 13,56 18,61 -62,25 +5,05
2. Рентабельность  продаж, % 11,09 4,83 7,44 -6,26 +2,61
3. Рентабельность  собственного капитала, % 143,63 15,47 21,65 -128,16 +6,18
 
          Вывод: анализируя рентабельность  активов в 2008г. по сравнению с 2007г. произошло уменьшение на 62,25 % в 2009г. по сравнению с 2008г. происходит увеличение на 5,05 %; также рентабельность продаж в 2008г. по сравнению с 2007г. уменьшилась на 6,26 % в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличилась на 2,61 %; рентабельность собственного капитала в 2008г. по сравнению с 2007г. уменьшилась на 128,16 % в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличилась на 6,18 %. 
 
 

    Теоретические основы калькулирования  себестоимости продукции (работ, услуг)
 
      Общие принципы и нормативное  регулирование калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
 
     В русском языке слово «калькуляция» (лат. calculatio — вычисление) появилось во второй половине XIX в. и означает исчисление себестоимости.
     Калькуляция как элемент метода бухгалтерского учета существовала не всегда, и ее возникновение непосредственно связано с развитием производительных сил общества. На заре возникновения бухгалтерского учета, в условиях рабовладельческого строя, когда формировались товарно-денежные и кредитные отношения, бухгалтерский учет велся по простой схеме – «приход-расход».
     Позже, когда в Италии начали, образовываться купеческие товарищества и прибыль должна была распределяться между отдельными купцами пропорционально вложенному капиталу, возникла двойная запись.
     Появление калькуляции связано с зарождением мануфактурного производства. Формирование производительных сил общества, самого способа производства совершенствовали приемы и методы калькулирования. Наиболее стремительное развитие калькулирования как инструмент оценки рентабельности товаров, как способ преодоления конкуренции получило в условиях промышленного производства.
     В современной экономической литературе калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.
     Задача  калькулирования — определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления.
     Конечным  результатом калькулирования является составление калькуляций. В зависимости от целей калькулирования различают плановую, сметную и фактическую калькуляции. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.
     Плановая  калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет.
     Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.
     Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.
     Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами, соблюдение которых необходимо в системе бухгалтерского финансового учета. Однако и в управленческом учете их, как правило, придерживаются.
     1. Научно обоснованная  классификация затрат  на производство.
     Для отдельных отраслей промышленности, а также ряда отраслей сферы материального производства с учетом их особенностей разработаны и утверждены специальные отраслевые рекомендации по планированию и учету себестоимости.
     В настоящее время в отсутствие отраслевых рекомендаций вопросы классификации  затрат должны решаться организациями  самостоятельно с учетом отраслевых особенностей и целей управления.
     2. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц. Во многих случаях объекты учета затрат и объекты калькулирования не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов. Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цехи и т.п.).
     Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке.
     В добывающих отраслях промышленности при  отсутствии незавершенного производства (газовой, и т.д.) объект учета затрат совпадает с объектом калькулирования (носителем затрат). То же наблюдается на предприятиях с индивидуальным характером производства (предприятия тяжелого машиностроения), а также в организациях, работающих по системе заказов (ремонтные мастерские). В тех производствах, где технологический процесс делится на ряд стадий (переделов), такого соответствия не наблюдается.
     Другими словами, выбор объекта учета  затрат зависит от технологических особенностей производства, специфики производимой продукции.
       Выбор калькуляционной единицы зависит от особенностей производства и выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ). Могут использоваться натуральные единицы (штуки, тонны, метры и т.д.). Из этого множества калькуляционных единиц для калькулирования используется один измеритель, который рассматривается как основной.
     Условно-натуральные  единицы могут применяться при  калькулировании промежуточных продуктов.
     3. Выбор метода распределения  косвенных расходов  чрезвычайно важен для правильного расчета себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Он производится предприятием самостоятельно, записывается в учетной политике и является неизменным в течение всего финансового года.
     4. Разграничение затрат  по периодам. При этом необходимо руководствоваться принципом начисления. Его сущность состоит в том, что операции отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения и не увязываются с денежными потоками. Доходы и расходы, полученные (понесенные) в отчетном периоде, считаются доходами и расходами этого периода независимо от фактического времени поступления (или выплаты) денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами (расходами) отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде.
     5. Раздельный учет  по текущим затратам на производство продукции и по капитальным вложениям. Данный принцип нашел свое отражение в Законе РФ «О бухгалтерском учете» и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
     6. Выбор метода учета  затрат и калькулирования. Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции. Иными словами, это совокупность способов аналитического учета затрат на производство по калькуляционным объектам и приемов исчисления калькуляционных единиц. Существуют различные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Их применение определяется особенностями производственного процесса, характером производимой продукции (оказываемых услуг), ее составом, способом обработки.
     Общепринятой  классификации методов учета  затрат и калькулирования пока не существует. Тем не менее их можно сгруппировать по трем признакам: по объектам учета затрат, по полноте учитываемых затрат и по оперативности учета и контроля за затратами.
     По  объектам учета затрат выделяются попроцессный, попередельный и позаказный методы. С точки зрения полноты учитываемых издержек возможно калькулирование полной и неполной («усеченной») себестоимости. В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают метод учета фактических и нормативных затрат.
     Метод учета затрат и калькулирования выбирается предприятием самостоятельно, так как зависит от ряда частных факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции и т.п., иначе говоря, от индивидуальных особенностей предприятия. На практике эти методы могут применяться в различных сочетаниях. Главное, чтобы выбранный организацией метод обеспечивал возможность группировки затрат по отдельным объектам учета, текущего контроля за затратами на производство, а также возможность реализации важнейшего принципа управленческого учета - управления себестоимостью по отклонениям.
     Попроцессный  метод
     Попроцессный  метод калькулирования себестоимости  продукции применяется в производствах, выпускающих однородную продукцию или имеющих непрерывный производственный процесс. Обычно это серийное и массовое производство.
     Попроцессный  метод, как правило, используется в  металлургической, химической, текстильной, пищевой промышленности.
     В отличие от позаказного метода, затраты  собираются не по заказу, а по отдельным этапам технологического процесса, которые, как правило, выполняются в определенных цехах или подразделениях. Поэтому объектом калькуляции является часть технологического процесса, то есть цех или подразделение.
     Себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы произведенных затрат, понесенных цехом (подразделением) за определенный промежуток времени, на количество единиц готовой продукции, произведенной за этот промежуток.
     Общим и в том и в другом методе является отнесение на продукцию материальных, трудовых и накладных расходов. Кроме того, для получения информации о произведенных затратах используются одни и те же счета бухгалтерского учета. Но отражение информации на счете 20 "Основное производство" производится в разрезе цехов (подразделений). Причем выпущенная готовая продукция первого цеха является незавершенным производством следующего цеха, где она подвергается соответствующей обработке. И так до тех пор, пока все этапы технологического процесса не будут завершены и не будет получена готовая продукция.
     Таким образом, затраты каждого последующего цеха будут состоять из материалов, труда и накладных расходов, потребленных в этом цехе, и полуфабрикатов (переданных затрат), полученных из предыдущего цеха.
     Представим  порядок применения попроцессного метода в виде схемы 1.
     Схема 1. Этапы применения попроцессного метода
     Подготовительный этап      Производство      Расчет  себестоимости
- Разбиение  технологического процесса на отдельные процессы - Сбор данных  о затратах по процессам за  определенный период - Определение  объема выпуска продукции в  условных единицах
- Составление  производственного плана - Определение  объема производственной готовой продукции по каждому процессу за определенный период - Распределение  накладных затрат по процессам
       - Определение незавершенного производства по каждому процессу на конец периода - Составление  отчета о себестоимости
 
     На  этапе планирования происходит разделение технологического процесса на цехи, которые, как правило, являются центрами затрат.
     По  каждому цеху собираются материальные, трудовые и накладные расходы, которые были произведены за определенный промежуток времени. Для определения себестоимости единицы продукции необходимо знать количество произведенной продукции. Но, кроме готовой продукции, в цехе существует продукция, которая завершена частично.
     Для точного определения выпуска  продукции количество продукции  измеряется в условных единицах. Количество условных готовых изделий равно  сумме общего количества полностью  завершенных изделий и условного количества изделий в незавершенном производстве. Например, при наличии в незавершенном производстве 10 ед. и степени их завершенности 60% условное количество единиц в незавершенном производстве равно 6 (10 x 60%).
     Распределение накладных затрат, в отличие от позаказного метода, происходит по цехам, а не по заказам.
     Отчет о себестоимости продукции составляется на основе учетных записей за определенный период времени как в целом  по предприятию, так и по каждому  цеху. В отчете о себестоимости  отражаются материальные, трудовые и накладные затраты за определенный период. Период устанавливается в зависимости от управленческих целей. Отчет служит также для определения суммы передаваемых затрат из цеха в цех.
     Калькулирование затрат при попроцессном методе может  осуществляться методом усреднения или методом ФИФО. Различие этих методов состоит в том, что при методе усреднения незавершенное производство на начало периода игнорируется. Предполагается, что количество продукции в незавершенном производстве на начало периода входит в состав начатых и законченных изделий за отчетный период.
     Метод ФИФО основан на предположении, что  незавершенная на начало периода  продукция будет завершена, причем до того как новые изделия поступят в обработку.
        Попередельный метод
     Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства, называемые переделами. Как правило, это производства, где применяются физико-химические и химические методы переработки сырья и процесс получения продуктов состоит из нескольких последовательных технологических стадий. В этих случаях объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.
     Сущность  попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства, даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов.
     Следовательно, объектом учета затрат обычно является передел.
     Передел — это часть технологического процесса, заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. В результате последовательного прохождения исходного материала через все переделы получают готовую продукцию, т.е. на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а законченный продукт. Например, текстильное производство состоит из ряда переделов. Исходным сырьем для ткацкого производства является хлопок-волокно, грязная и мытая шерсть, шелк-сырец и другие материалы. Они поступают в I передел — прядение.
     Готовой продукцией этого передела является пряжа. Она передается в следующий передел — ткачество, на выходе из которого получают суровье (суровую ткань). Суровье поступает в III передел (отделку), где на ткань наносят нужный рисунок. Технологическая схема ткацкого производства:
     ПРЯДЕНИЕ -> ТКАЧЕСТВО -+ ОТДЕЛКА
     Особенностями попередельного метода учета являются:
     • организация аналитического учета  к синтетическому счету 20 «Основное производство» для каждого передела;
     • обобщение затрат по переделам безотносительно  к отдельным заказам, т.е. калькулирование себестоимости продукции каждого передела в целом;
     • списание затрат за календарный период, а не за время изготовления заказа.
     Согласно  этой методике, условная единица представляет собой набор затрат, необходимых для производства одной законченной физической единицы продукции. Она включает затраты основных материалов, заработную плату, общепроизводственные расходы.
     Применение  метода условных единиц предполагает, что для производства одной единицы законченной продукции требуется одна условная единица основных материалов и одна условная единица добавленных затрат.
     Позаказный  метод
     Позаказный  метод калькулирования себестоимости  применяется в случае, когда произведенный продукт легко идентифицируется. Иными словами, его характеристики и качество могут быть точно определены. При этом продукт производится в установленном количестве, то есть в виде заказа или партии.
     Позаказный  метод находит свое применение в  единичном и мелкосерийном производстве. Его используют в машиностроении, строительстве, в опытных и вспомогательных  производствах, а также в издательской деятельности, рекламных, аудиторских, консалтинговых компаниях. Одним словом, там, где организации работают на заказ.
     Сущность  метода заключается в накоплении затрат по каждому заказу, то есть объектом калькулирования себестоимости является заказ. Общая сумма затрат по заказу рассчитывается после завершения всех работ по нему. Если заказ состоит из одного изделия, то его себестоимость и является суммой всех затрат по заказу. Если в заказ входят несколько изделий, то себестоимость одного изделия определяется путем деления всей суммы затрат на количество единиц заказа.
     Порядок применения позаказного метода можно изобразить в виде схемы 2.
     Схема 2. Этапы применения позаказного метода
 
     Подготовительный  этап
 
     Выполнение  заказа      заказа
 
     Оценка  себестоимости      
- Планирование - Составление  производственного графика
- Открытие заказа - Сбор данных  о затратах  заказа
- Закрытие заказа
- Составление  отчета ъо себестоимости 
     
     На  этапе планирования производится координация  работы всех подразделений, участвующих  в выполнении заказа, определяются центры возникновения затрат. Разработанный производственный график уточняет операции, выполняемые каждым подразделением.
     Для отражения затрат, произведенных  при выполнении заказа, открывается карточка заказа. В ней содержится информация о номере заказа, количестве единиц продукции, времени изготовления заказа. Открытие и закрытие заказа производятся на основании специальных распорядительных документов. Реквизиты этих документов также отражаются в карточке заказа. Каждая карточка имеет свой номер. Он необходим для идентификации прямых материальных и трудовых затрат при отнесении их на определенный заказ в процессе его выполнения. Накладные расходы, например, на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, в конце отчетного периода распределяются по заказам. Таким образом, пока заказ не выполнен, сумма накопленных по нему затрат на конец отчетного периода составляет величину незавершенного производства по данному заказу на эту дату. В карточке заказа могут содержаться дополнительные сведения о продажных ценах, наименование покупателя и т.д.
     Остановимся на процедуре сбора данных о затратах по заказу в регистрах бухгалтерского учета.
     Все расходы по конкретному заказу собираются на аналитических счетах бухгалтерского учета, открытых к данному заказу.
     Отметим, что общехозяйственные затраты  по заказам не распределяются. Дело в том, что этот вид затрат практически не связан с производством заказов. Поэтому их учет в себестоимости заказа представляется нецелесообразным.
     Завершающим этапом применения позаказного метода является составление отчета о себестоимости заказа. Указанный отчет позволяет проанализировать состав затрат, сформировавших себестоимость заказа, оценить расходы, произведенные подразделениями при его выполнении, а также сравнить производство различных изделий (заказов).
     Нормативный метод
     Нормативный метод калькулирования (standart costing) удобно применять на тех предприятиях, где процесс производства состоит из повторяющихся однородных операций. Например, при механической сборке в автомобильной, обувной, швейной промышленности. Применение позаказного и попроцессного методов, как правило, на таких предприятиях нецелесообразно.
     Обычно  эти предприятия имеют массовый, крупносерийный и мелкосерийный  характер производства.
     Объектом  калькулирования является изделие или группа однородных изделий.
     Применение  нормативного метода основано на предварительном составлении нормативной калькуляции по действующим нормам, учете изменений норм и отклонений от действующих норм.
     Порядок применения нормативного метода можно представить в виде схемы 3.
     Схема 3.Этапы применения нормативного метода
     Подготовительный этап      Производство      Определение себестоимости
- Разработка  технологического процесса - Учет изменений  норм - Расчет фактической  себестоимости продукции
- Нормирование затрат - Учет отклонений  от норм       
- Утверждение  норм затрат по основным материалам, времени на обработку детали  и т.д.              
- Разработка  нормативной калькуляции              
     Прежде  чем начать производство, необходимо разработать нормы расхода материалов, нормы трудоемкости, ценовые нормативы, нормы накладных расходов и т.д. На основе этих норм составляется нормативная калькуляция на каждую деталь или группу однородных деталей. Далее составляется калькуляция узлов, агрегатов и т.д. В итоге получается нормативная калькуляция всего изделия. В расчет не включаются общехозяйственные расходы. Поэтому калькуляция составляется в пределах производственной себестоимости.
     Характеристику  этих методов и других можем увидеть  в таблице 1.
Таблица 1. Характеристики методов калькулирования себестоимости 

Характеристики
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.