На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация нравственного воспитания дошкольников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Нравственное воспитание подрастающего поколения как педагогическая проблема
1. 1 Из истории  изучения проблемы нравственного  воспитания……………..6
1. 2 Педагогические  основы нравственного воспитания……………………....8
1. 3 Психологический  аспект нравственности………………………………...11
1.4 Сущность и специфика нравственного воспитания………………………14
Глава 2 Организация нравственного воспитания дошкольников
2.1 Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения………………………………………..…24
2.2 Семья в  нравственном воспитании дошкольников……………………….26
2.3 Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета….... .29
2.4 Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников……………………………………….……...................32
2.5 Планирование работы по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ……. …………………….38
2.6 Уровни нравственного воспитания дошкольников……………………….40
Заключение……………………………………………………………………...48
Список  использованной литературы………………………………………..50
 

Введение 

     Проблема  нравственного воспитания в широком  смысле слова относится к числу  проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного  развития, диктует необходимость  нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому, тема работы очень актуальна в настоящее время.
     Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель курсовой работы: определить, каковы особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения старших дошкольников. Далее выделен объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, и предмет исследования: особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. При исследовании была выдвинута гипотеза: предполагается, что целесообразное и систематическое планирование и использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно повлияет на процесс нравственного становления личности старших дошкольников.
     Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих  задач:
     1. Выявить сущность нравственного воспитания и формирования культуры поведения как психолого-педагогического процесса;
     2. Раскрыть методику нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
     3. Разработать план педагогической работы по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения в старшей группе ДОУ.
     4. Выработать методические рекомендации  для воспитателей и родителей  детей старшего дошкольного возраста  по формированию культуры поведения  и нравственному воспитанию.
     При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и глубокий анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме нравственного воспитания и формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
     Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Введение включает актуальность темы, гипотезу, цель, объект, предмет исследования, в соответствии с целями и гипотезой сформулированы задачи и методы, применявшиеся в исследовании.
     В первой главе рассмотрены теоретические основы проблемы нравственного воспитания  и формирования культуры поведения, во второй раскрыто понятие культуры поведения, её компоненты и их сущность,  а также методику нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников. А так же методические рекомендации для воспитателей и родителей детей старшего дошкольного возраста
     В заключении изложены основные выводы о проделанной работе.
     Список  использованной литературы содержит 38 источников. 
 

 

     ГЛАВА 1 Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников 

     1.1 Из истории изучения проблемы нравственного воспитания 

     Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (469-399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.
     Платон (427-347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение.
     Спустя  много веков, Я. А. Каменский (1592-1670) в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает».
     Разрабатывая  вопросы педагогики, Иоганн Герберт (1776 - 1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность». [21]
     Дальнейшее  развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других.
     Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному  воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие  для гармонического развития личности.
     Однако  из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал  роль нравственного воспитания в  развитии личности                 К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… » [33]
     Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит  в том, чтобы общечеловеческие моральные  ценности (долг, честь, достоинство  и т.п.) должны стать внутренними  стимулами развития формирующейся  личности.
     В настоящее время, люди стремятся  создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости. 
 

     1.2 Педагогические основы нравственного воспитания 

     Процесс нравственного воспитания – это  совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности  личности ребенка.
     Нравственность  является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование  нравственности есть не что иное, как  перевод моральных норм, правил и  требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова “нравы”. По – латыни нравы звучат как морас – мораль. [34]
     Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем  поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся  силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с  тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование  в виде представлений о том, как  надо вести себя в обществе.
     Нравственные  нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью  общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
     Нравственное  воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего  поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
     Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение  и нравственные чувства, соответствующие  современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
     Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание».
     В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного  сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется  прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения  и отношений.
     Овладение нравственными представлениями  и понятиями – длительный и  сложный процесс.
     Дети  проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного  овладения его содержанием.
     Расширение  опыта, накопление знаний приводит, с  одной стороны, к дальнейшему  углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к  старшим и т.п.). Формирующиеся  нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении  детей, их отношении к окружающим.
     Нравственное  сознание и поведение детей формируются  в единстве – это кардинальный принцип педагогики.
     Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к  содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние “этические инстанции”, которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется “детское общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6 – 7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.
     Единству  воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей  следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что  воспитание привычки правильного поведения  гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания. [18]
     Воспитание  нравственного поведения – это  формирование нравственных поступков  и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.
 

                   1. 3 Психологический аспект нравственности 

     Развитие  нравственности в психологическом  аспекте включает две стороны. Одна сторона – это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.
     К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» писал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле». [33]
     В результате сложного развития, представления человека о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания общественных, социальных норм формируются нравственные чувства.
     Нравственные  чувства – это переживания  человека своего отношения к действительности к своему собственному поведению. В  нравственном сознании личности эти  чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями  и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного.
     Значения  чувств в нравственном формировании личности исключительно велико. В  чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства  могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности нравственных чувств во многом зависит поведение  человека.
     В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость  воображения, подражательность, педагоги воспитывают у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма.
     С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений  расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные  социальные чувства: чувство любви  к Родине, интернациональные чувства…
     Отношение к взрослым выражается в формирующемся  чувстве уважения. В старшем дошкольном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей. В развитии коллективизма большую роль играет начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в труде и игре детей. Продолжается формирование высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства товарищества, уважения к людям других национальностей. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о своей стране, о жизни своего народа, которые получают дети, например, на занятиях при ознакомлении с художественной литературой.
     Развитие  чувств и воли происходит в постоянном взаимодействии. Существенными признаками, характеризующими собственно волевое  поведение, являются “преодоление препятствий”, состояние напряжения, момент волевого усилия. Так, Б.М. Теплов подчеркивал, что волевые действия в собственном смысле слова – это действия, которые связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий. По мнению В.К. Котырло, “можно полагать, что именно усилие и есть тот феномен, которое обуславливает специфику волевого действия”.
     В развитии волевых действий старшего дошкольника, можно выделить три  взаимосвязанные стороны – это, во-первых, развитие целенаправленности действий, во-вторых, установление отношения  между целью действий и их мотивом, и, в-третьих, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.
     С.В. Петерина отмечает, что мотив еще  не поступок. Мотив – это та причина, которая побуждает к деятельности. Чтобы мотивы реализовывались в поступки, нужно овладеть и соответствующими правильными способами и формами поведения. Иначе при самых лучших мотивах поведения может быть неприемлемым.
     Особое  значение в развитии мотивов поведения  имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих  с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных форм и правил, пониманием их общеобязательности, действительного  значения своих поступков для  других людей. Среди нравственных мотивов  поведения большое место занимают общественные мотивы – желание сделать  что-то для других людей, принести им пользу.
     Важнейшую роль в нравственном развитии старших  дошкольников играет формирующаяся  способность к соподчинению мотивов  поведения. В условиях правильного  воспитания у детей 6 -7 лет развивается  умение руководствоваться в своем  поведении моральными мотивами, что  приводит к становлению основ  нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами  представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому  поведение детей требует постоянного  внимания воспитателя. 

 

1.4 Сущность и специфика нравственного воспитания дошкольников 

     Активное  умственное развитие старшего дошкольника  способствует формированию более высокой  по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и  правил, у них развивается способность  предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности  для формирования у детей ответственности  за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного  поведения, у них формируются  первые навыки организационного и дисциплинированного  поведения, навыки положительных взаимоотношений  со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту  окружающей обстановки.
     Понятие «нравственное поведение» тесно  граничит с «культурой поведения». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни
     Здесь, под термином «культура поведения» мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного  поведения в быту, в общении, в  различных видах деятельности. [35]
     Культура  поведения не сводится к формальному  соблюдению этикета, она тесно связана  с нравственными чувствами и  представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
     В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие  компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. [2]
     Сущность  составляющих элементов культуры поведения рассмотрим в таблице 1 [24] .
Таблица 1 – Компоненты культуры поведения
Культура  деятельности Культура  общения Культурно-гигиенические  навыки
Проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам игрушкам.      Важный  показатель культуры деятельности –  естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В  старшем дошкольном возрасте ребенок  учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей  основой для формирования у него навыков эффективной организации  труда.
Предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает:      - умение не только действовать  нужным образом, но и воздерживаться  от неуместных в данной обстановке  действий, слов, жестикуляции
     - культуру речи, т.е. наличие достаточного  запаса слов, умение говорить  лаконично, сохраняя спокойный  тон.
     
Важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.      Культуру  еды часто относят к гигиеническим  навыкам, но она имеет этический  аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим  рядом, а также к тем, кто приготовил пищу
 
     Таким образом, мы дали определение культуры поведения, её основных компонентов, выявили  их сущность, структурировано выделив  основные моменты в таблицу. Далее  мы более подробно остановимся на содержании основных элементов культуры поведения.
     Воспитание  у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в  охране их здоровья, способствует правильному  поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
     Воспитание  культурно-гигиенических навыков  включает широкий круг задач, и для  их успешного решения рекомендуется  использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с  выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.
     В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
     Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно  постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
     Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
     Обязательным  условием формирования гигиенических  навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни  является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
     Следующее условие, необходимое для успешного  гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. [38]
     Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
     Задача  родителей и педагогов – воспитывать  у ребенка культуру общения.
     Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?
     Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
     Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
     Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
     Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
     Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду. [22]
     Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
     Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. [8]
     У воспитанников детского сада возникает  много поводов для общения. Театр  игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - «ребенок - ребенок», «ребенок - дети» идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе:  трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела.
     Задача  взрослых – направлять отношения  детей так, чтобы эти отношения  содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения. [23]
     Культура  труда и поведения – это  качества, которые являются показателем  отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.
     Необходимо  прививать детям умение правильно  обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По завершении деятельности, привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.
     Старшим дошкольникам прививают элементарные навыки организации свободного времени  в соответствии с распорядком  жизни дома и в детском саду, стремление быть занятым полезной деятельностью. Под руководством взрослых, деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.
     Важно учить относиться детей к общественному  имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду – игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.
     Необходимо  приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий – рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке ребенка к школе. Необходимо современно учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простыми и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке. [9]
     Также особому вниманию следует уделять  правильному обращению с книгой. Книга – одно из сокровищниц духовного  богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют. [6]
     К шестому году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить всё необходимое для игры, труда или занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайности. Если мы вовремя не воспитаем у ребенка умение готовиться к предстоящим делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником.
     Старших детей надо приучать предвидеть, что  и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих действий. Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, её ход и завершение.
     При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность. Эти привычки являются основой для дошкольного развития организованности будущего школьника.
     Каждый  вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные  возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.
     В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу. На занятиях – культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию. В процессе трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность.
     Руководя  любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать его отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям. [11]
     Итак, в этой главе мы рассмотрели понятие  культуры поведения, её составляющие компоненты и их сущность. Выделили основные задачи по формированию культуры поведения, их содержание и актуальность. Пришли к выводу о том, что эффективное  формирование культуры поведения старших  дошкольников осуществляется в единстве и целостности использования  различных видов деятельности (игра, труд, занятия).
 

      ГЛАВА 2. Организация  нравственного воспитания дошкольников 

     2.1 Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения 

     Анализируя  комплексные развивающие программы, принятые современной практикой  образования можно сделать вывод, что раздел «Нравственное воспитание»  декларативно выделен лишь в традиционной «Программе обучения и воспитания», где так же спроецирован на раздел «Музыкальное воспитание», сюжетно-ролевую  игру и коллективный труд детей. В  других комплексных программах содержание нравственной направленности фрагментарно введено в некоторые разделы. Так, например, в программе «Истоки» и «Радуга» задачи становления нравственной культуры решаются в разделе «Познавательное развитие» и «Социальное развитие». В программе же «Детство» под редакцией В.И. Логиновой - в разделе «Ребенок в мире людей и предметов», в частности в блоке «Общение и культура поведения» акцентируется внимание на формирование культуры поведения дошкольников.
     На  основе анализа содержания нормативных  документов, ориентированных в целях  и задачах на становление базиса личностной культуры ребенка в дошкольном возрасте, и соотнеся целевые ориентиры, во-первых, с содержанием раздела  «Нравственная культура» представленным в современных образовательных программах и, во-вторых, с реальной практикой организации образовательного процесса в ДОУ (анализ перспективного, календарного плана, наблюдение за организацией образовательного процесса на занятии), выделяют следующие недостатки:
    Недостаточно структурирован, содержательно прописан и интегрирован нравственный аспект личностной культуры.
    Отсутствуют рекомендации по проектированию предметно-развивающего пространства, направленные на реализацию потребностей ребёнка в самопознании и творческой самореализации.
    Не прописаны принципы отбора содержания, приобщающего ребёнка к непреходящим общечеловеческим ценностям, доступным пониманию ребёнка в дошкольном возрасте, не исключает возможность случайного подбора содержания, исходящего из субъективного видения педагога.
     Таким образом, отсутствие в содержании программ определенной системы работы по становлению  нравственной культуры детей может привести к тому, что сенситивный период, который характеризуется тем, что дети умеют сознательно управлять поведением, а их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы, может остаться педагогами незамеченным.
     В целом нужно отметить, что вопрос о нравственном становлении личности имеет ряд специфических черт, в связи с которыми достаточно трудно разграничить его и выделить в отдельный раздел. Поэтому, для более углубленного и эффективного становления этого процесса будет наиболее рационально использовать специальные методические пособия по формированию культуры поведения, так как они позволяют воспитателю реализовывать свои задачи в разделе «Познавательное развитие», при этом, предупреждая дополнительные нагрузки для детей, как это было бы при введении специализированных занятий по культуре.
     Так, например, методическое пособие «Что я знаю о себе» под редакцией  Л.С. Колмогоровой предназначено для  педагогов, воспитателей, занимающихся с детьми старшего дошкольного возраста. Его цель - сформировать основы ценностного  отношения к себе и другим, взрослым и сверстникам.
     В пособие входит блок специально организованных занятий, который обеспечен планами-конспектами. Занятия предполагают ориентировку ребёнка в явлениях собственной  жизни, в самом себе, понимание  и осознание себя, своих поступков, желаний на нравственной основе.
        2.2 Семья в нравственном воспитании дошкольников 

     Наблюдения  показывают, что многим родителям  свойственна недооценка волевых  возможностей детей, недоверие к  их силам, стремление опекать. Нередко  дети, проявляющие самостоятельность  в детском саду, в присутствии  родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении  затруднений в решении посильных  задач. Взрослых членов семьи волнуют  проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы  социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
     Известно, что в нравственном воспитании семье  принадлежит ведущая роль. Для  нормальной благополучной семьи  характерны атмосфера родственных  эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы  на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви  и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет  семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
     Если  ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоцио-нального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.
     Уважение  личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить  несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно  оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.
     Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются  у ребенка в процессе общения  со взрослыми, которые оценивают  его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с  доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил –  хорошо или плохо, но и на том, какие  последствия это имеет для  других людей. Так постепенно ребенок  учится ориентироваться в своем  поведении на то, как отразится  его поступок на окружающих.
     Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных  и отрицательных персонажей. Ребенок  сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его  представление о добре и зле, отношение к нравственному и  безнравственному.
     Дети, у которых к началу обучения в  школе не развита способность  активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении  трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.
     Известно  стремление младших дошкольников к  самостоятельности. Оно приобретает  нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет  свое отношение к окружающим. Это  не только выполнение отдельных поручений  взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение  нужными навыками позволяет ему  обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой  о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет  заботу о них. Такой мотив труда  младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.
     Таким образом, овладение младшими дошкольниками  навыками самообслуживания – эффективное  средство воспитания таких нравственно-волевых  качеств, как самостоятельность  и настойчивость.
     Семья располагает благоприятными условиями  для привлечения ребенка-дошкольника  к труду. Трудовые поручения, которые  ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в  детском саду, а необходимость  их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом  и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в  семье. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.
     Анализируя  ответы родителей, можно сделать  вывод о том, что на первом месте  среди выполняемых в семье  старшим дошкольником видов труда  стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.
     Используя труд в качестве средства нравственного  воспитания, родителям необходимо анализировать  мотивы, побуждающие ребенка выполнять  данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив  – значит вызвать у него волевые  усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника. 

 

      2.3 Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета 

     Культура  поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему  эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления  о норме поведения, принятых в  обществе, ребёнок получает в семье  и в детском саду.
     Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений, задача воспитателя – расширить  и скорректировать эти знания, привести их в систему, общепринятую в обществе. В этикетном поведении  высока значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно  обращать внимание детей. Уважение личности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность  создают наилучшие условия для  формирования этикетного поведения. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению по имени  и отчеству. Испытывая радость  от общения с воспитателем, дети всегда ожидают встречи с ним, верят в правоту его слов. Необходимый  настрой создает выработанный совместными  усилиями порядок поведения в  группе, на занятии, в котором основными  правилами являются следующие: сопереживать, проявлять дружеское участие  и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия  в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения; не бояться  ошибаться; не смеяться над другими.
     Важно, чтобы ребенок, познакомившись с  тем или поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова возвращаются к  изучаемому правилу, но на более высоком  уровне. Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие  условия:
     1. Позитивный настрой. Нельзя забыть  или обидеть никого из воспитанников,  для чего используются обращение  по имена, похвала, призы и  прочие способы обучения, увлекающие детей
     2. Пример взрослых, прежде всего  воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели - создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
     3. Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания Общая цель семьи и детского сада - хорошо воспитанный культурный и образованный человек.
     Большую роль в обучении и воспитании поведенческой  культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению  способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять  у ребенка круг этико-поведенческих  понятий, что достигается с помощью  словарной работы.
     Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
    Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.
    Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций. [15]
     Основные  способы педагогического  воздействия на детей:
     1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
     2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
     З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
     4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
     5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
     6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
     7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
     8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
     9. Беседа: помогает выяснять уровень знания  детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить. [14] 

 

      2.4 Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников 

     Старшая группа
     В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и  привычек культурного поведения  активно продолжается. Содержание педагогического  процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.[17]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.