На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Система экономических потребностей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Система экономических потребностей 

     В основе любого вида деятельности лежат  потребности, составляющие ее исходный пункт и импульс поведения любого субъекта1. Вся история развития общества есть бесконечный процесс удовлетворения и возвышения (в отдельные периоды – деградации) человеческих потребностей. Они многообразны: материальные, социальные, духовные, биологические. Экономическая наука изучает лишь те, которые выражают отношения людей в связи с производством благ, т.е. экономические потребности.
     Механизм  формирования экономических потребностей в значительной мере обусловлен физиологией человека и природно-климатическими условиями. Но главное, что определяет потребности – это социально-экономические условия. Поэтому, как бы сильно не был отражен в потребностях физиологический момент, они по своей природе социальны и носят общественный характер.
     Социально-экономические  потребности людей, выступающие  на поверхности в форме их субъективных мотивов, установок, целей, желаний, всегда объективно обусловлены теми условиями, прежде всего экономическими отношениями, в которые вступают люди, т.е. тем положением, которое они занимают в общественном производстве. «Его (потребителя – О.С.) мнение основывается на его средствах и его потребностях. И те и другие определяются его общественным положением, которое зависит, в свою очередь, от организации общества в целом. Конечно, и рабочий, покупающий картофель, и содержанка, покупающая кружева, оба следуют своему собственному мнению. Но  различие их мнений объясняется различием положения, занимаемого ими в обществе, а это различное положение в обществе является продуктом организации общества». Итак, при всей видимой субъективности индивидуальных потребностей, они представляют собой объективное экономическое явление, находящееся в единстве с общественным строем производства, с его экономическими закономерностями и социальной средой.
     В экономической литературе имеется  множество определений потребностей. По мнению Ж. Ж. Ламбена «понятие потребности – термин, вокруг которого происходит бесконечная полемик». В ее основе, как полагает Г.В. Фадейчева лежит «философский вопрос о соотношении общества (социума) и отдельного человека. В зависимости от ответа на данный вопрос исследователь становится на объективистскую или субъективистскую позицию в понимании общественных потребностей». В первом случае потребности трактуются как объективная категория. Во втором – потребности являются следствием субъективного выбора, который основан на оценке полезности потребителем в зависимости от тех или иных обстоятельств. Поэтому в данном случае понятие потребностей «увязывается с субъективными желаниями потребителей, испытываемым ими состоянием неудовлетворенности, из которого они стремятся выйти путем приобретения тех или иных экономических благ». Подобное понимание понятия потребностей получило наибольшее распространение в теории потребительского выбора.
     Между тем само понятие потребности  в глоссариях известных учебников  по экономике например, Макконнелла и Брю, Долана и Линдсея отсутствует. Вероятно, как считает С.П. Богачев «в существующих экономико-теоретических построениях в понятии «потребность» нет нужды, поскольку «полезность» определяет выбор потребителя».
     Что же касается различных трактовок  понятия «потребности», то часть  из них характеризует потребности  как категорию, выражающую объективную  необходимость. Например, П.С. Мстиславский пишет, что потребности — это  «объективно необходимые условия  жизни, соответствующие достигнутой  исторической ступени развития общества и его членов». Этой точки зрения придерживаются многие другие авторы. Достоинство таких определений  в том, что они указывают на объективную необходимость потребностей. Однако, данное свойство присуще очень многим явлениям, и оно не является исключительным признаком потребностей. В указанных определениях не показывается, что потребность выражает экономические отношения, а также не раскрываются ее специфические особенности. А главное, условия жизни порождают потребности, но сами по себе они не есть потребность.
     Во  многих определениях потребностей на первый план выдвигается субъективный элемент и в тени остается главное – объективный характер потребностей. Чаще всего в таких случаях потребности трактуются как нужда в тех или иных благах. Например, П. Н. Орехович пишет: «Потребности – осознанная нужда в материальных и духовных благах». Однако потребности не исчезают даже если не осознаются отдельными индивидами. Э.Ф. Миженская характеризует потребность как объективную необходимость, «которая проявляется в форме нужды, желания, стремления индивидуума или общества в целом». К тем же определениям можно отнести те, которые сводят потребности к запросам людей. Будучи предметом изучения многих наук, понятие потребности многогранно. И поэтому в приведенных выше определениях авторы выводят исследование потребностей, скорее, в область психологии, чем экономики, т.к. рассматривают потребности преимущественно на уровне поведения людей, их психики, мотивов действия, т.е. стремлений, желаний и запросов. И, возможно, с точки зрения психологии, проявление потребностей в форме желаний, стремлений, запросов, является верным, но это другая область исследования и к экономической науке не относится. Иными словами, предметом анализа является другая плоскость (срез) понятия потребности.
     Некоторые из авторов дают такие характеристики потребности, в которых они отождествляются  с волевым стремлением личности, с ее возбуждением. Подобные трактовки  потребностей также являются близкими к их определению в психологии и в стороне остается их аспект в экономической теории, который, как уже отмечалось, рассматривает объективную обусловленность потребностей общественным производством.
     В энциклопедическом словаре потребности  определяются следующим образом: «Потребности — нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности». Первая часть данного определения подчеркивает объективный характер потребности, а также относит ее не только к отдельному индивиду (как в приведенных выше толкованиях), но и к обществу в целом, т.е. подразумевается (но не указывается), что потребность выражает экономические отношения. Вторая часть, т.е. определения потребности внутренним побудителем активности не уточняет, что подразумевается под активностью (жизненная, двигательная и т.п.). Вероятно, имеется в виду побуждение к экономической деятельности (активности).
     По  мнению P.M. Нуреева «с точки зрения пессимиста, под экономическими потребностями  понимается недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности  и развития личности, фирмы и общества в целом. Оптимисты определяют потребности  как внутренние мотивы, побуждающие  к экономической деятельности». Приведенная трактовка потребностей указывает на объективность потребностей и на их различия для разных экономических  субъектов (личность, фирма, общество), а также, что потребность является мотивом к производству, к экономической  деятельности. Однако непонятным остается различие потребностей для оптимистов и пессимистов.
     По  Марксу, потребление представляет собой  «...идеальный, внутренне побуждающий  мотив производства, который является его предпосылкой». Здесь речь идет не о мотивах человека к производству, а именно о мотивах самого производства, о потребностях общественного производства. «Потребление полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как  потребность, как побуждение и как цель. Оно создает предметы производства в их еще субъективной форме. Без потребности нет производства». Поэтому знание общественного производства дает и знание общественных потребностей. Только на уровне его субъектов потребность «представляет собой субъективное выражение объективных условий существования и тенденций развития общества».
     На  наш взгляд, следует выделить следующие  признаки экономических потребностей.
    Экономические потребности удовлетворяются благами, которые представляют собой результат процесса общественного производства.
    Экономические потребности имеют общественно-исторический характер и выражают экономические отношения. Объем потребностей, способы их удовлетворения, представляют собой продукт истории общественного производства и зависят от культурного уровня страны, т.е. от того, при каких условиях, с какими привычками и жизненными запросами сформировались отдельные люди, социальные слои общества, и общество в целом.
    Возникновение и формирование структуры потребностей, их дальнейшее развитие и обновление осуществляются в соответствии с объективными закономерностями данной ступени исторического развития общества.
    Экономические потребности хотя и входят в состав системы общественных потребностей, одновременно сами образуют некую целостность, единство. В состав экономических потребностей включаются не только материальные, но и социальные, духовные.
    Удовлетворение экономических потребностей произведенными благами обеспечивает жизненный процесс индивидуумов в его постоянном течении и возобновлении.
     Поэтому, на наш взгляд, наиболее полную характеристику экономических потребностей дает Б.М. Левин, который определяет их как  разновидность объективных целей  взаимодействия человека с материальным миром (природной и социальной средой), специфика которой заключается в том, что эти объективные цели достигаются посредством воспроизводства природно-трудовых благ. Социально-экономические потребности выражают экономическое положение производителей и их отношение друг к другу в данной социальной системе общества. Под их воздействием развиваются (формируются) пропорции производства (вещных и духовных благ), объем и структура потребления.
     Как отмечает Г.В. Фадейчева, экономические потребности «можно рассматривать в разных плоскостях: с точки зрения формы их реализации, с точки зрения различных хозяйствующих субъектов, с позиции построения иерархии ценностей и т.д. Каждая из данных плоскостей не существует изолированно друг от друга, они все вместе формируют функциональное хозяйственное пространство». Экономические потребности обычно делят на перспективные и текущие. Первые представляют собой потребности вообще как отражение того, что вообще производится при данном уровне развития производства, науки и техники. Вторые – действительные – это потребности, которые жизненно необходимы и должны удовлетворяться для воспроизводства каждой социальной группы при достигнутом уровне развития производительных сил.
     В условиях рыночных отношений основная часть действительных потребностей принимает форму платежеспособного  спроса. Взаимодействие производства и потребления происходит в этом случае через посредство рынка: удовлетворению потребностей предшествует акт реализации товаров, а складывающееся соотношение  между спросом и предложением показывает соответствие структуры  потребностей и структуры производства. Поэтому необходимо отличать потребности  от спроса. Спрос – это платежеспособная потребность и без известного уровня платежеспособности потребности (даже насущные) не удовлетворяются. Потребность есть, а спроса нет. В реальной жизни потребности в каждом конкретном случае удовлетворяются не полностью именно потому, что платежеспособность меньше действительной потребности в соответствующих товарах и услугах.
     В нерыночных отношениях проявление общественных потребностей принимает иную форму (например, госзаказы, программы и  т.д.).
     Многие  экономисты разграничивают абсолютные, действительные и специфические  экономические потребности. Это  деление разработано К. Марксом применительно к частнотоварному хозяйству и имеет тот смысл, что буржуазное общество не всякую абсолютную и даже действительную потребность считает экономической. Таковыми признаются лишь те, которые обеспечены платежеспособностью. Более того, речь должна идти не просто о действительных потребностях людей, а об их различии (специфике) в конкретных экономических системах и их различии для конкретных социальных групп, на что и обращал внимание Я. А. Кронрод.
     В советской экономической литературе потребности делили также на общественные, коллективные и личные, что в буржуазном обществе вряд ли применимо, хотя, видимо, можно говорить об интересах общества, государства, фирмы, отдельного капиталиста  и наемного работника, т.е. посубъектно выделять потребности. Однако это можно сделать только самим изучением конкретного общественного производства, а не эмпирическим описанием потребностей отдельных субъектов.
     Свою  систему потребностей предлагал  применительно к советскому обществу Н.Г. Наровляйский. Он считал, что «потребности всегда выступают как настоящие, текущие потребности». При этом он классифицировал их по степени необходимости: первая, средняя (обычная) и высшая. За счет потребностей первой степени обеспечивается минимум условий существования человека. Эта степень потребностей характерна для относительно низкого уровня развития производства. Удовлетворение этих потребностей в любом обществе является первой по насущности. За счет средних (обычных) потребностей обеспечивается общественно нормальный уровень жизни людей. Но кроме вышеназванных, есть такие потребности, которые не входят в круг нормальных общественно необходимых условий жизни людей и удовлетворение которых еще не стало общественной нормой – это потребности высшей стадии, которые удовлетворяются за счет относительно дорогих предметов потребления.
     Представляется, однако, что роль и значение каждой из этих групп потребностей неодинаковы  для различных экономических  систем, так как они имеют принципиально  различную степень необходимости  для разных социальных групп, а последняя  зависит от их положения в производстве и уровня его развития. Каждому  уровню развития производства и каждой социальной группе соответствует свой комплекс первейших, обычных и высших потребностей.
     Современное состояние экономики, по мнению А. Тойнби, характеризуется, во-первых, растущей глобализацией экономических процессов; во-вторых, движением стран-лидеров  в сторону постиндустриального (технотронного, информационного) общества и, в- третьих, развернувшимися в большинстве  бывших социалистических стран переходными  процессами от плановой экономики к рыночной. Указанные процессы, происходящие в современном мире, ставят перед экономической наукой новые задачи и проблемы, «о которых еще несколько десятилетий назад она не желала даже слышать, а не то, что обсуждать их». К ним относятся проблемы информационной экономики, экономическая оценка информации, информационный тип экономического роста, проблемы технико-экономической безопасности. Ведущее место в прогрессе общества начинает занимать развитие человека, наращивание и качественное совершенствование его знаний.
     В современных условиях процессы интеграции и глобализации экономики, бурного  развития научно-технического прогресса  и информации приводят к изменению  структуры существующих экономических  потребностей в сторону их качественного  совершенствования, дифференциации и  усложнения, а также порождают  новые потребности (например, виртуальные и др.). Как пишет Л.И. Поройко, «современное состояние производства и достигнутый жизненный уровень высокоразвитых стран мира позволяют выявить фундаментальный сдвиг в сторону непосредственно социальных потребностей – развитие личности, творческий труд, содержательное общение, общественная деятельность и самодеятельность. Значительно возрастает ценность свободного времени». Действительно, в настоящее время усиливается роль духовных, социальных, профессиональных, творческих, интеллектуальных потребностей. Эти потребности становятся  все более нестандартными и потому более индивидуализированными и могут удовлетворяться различными альтернативными способами. Действительно, высвобожденное время может быть использовано для удовлетворения потребностей, не осуществленных в прежних условиях или для реализации новых.
     Однако, все указанные тенденции не отменяют основополагающей роли материальных потребностей в сфере экономики.
     В целях данного исследования мы различаем  следующие подходы к пониманию  природы потребностей: абсолютные, рациональные, жизненно необходимые. Под  абсолютными потребностями понимаются желания вообще некоего абстрактного индивида (хочу все блага и в неограниченном количестве из того, что в данный период производится). Абсолютные потребности отражают абстрактную возможность потребления массы благ, их рыночное предложение, или вообще они известны населению из средств массовой информации, т.е. эти блага производятся, предлагаются и выражают производство и потребление благ вообще. Абсолютные потребности отдельного человека (индивида) сугубо индивидуальны, неповторимы у разных людей, это желания вообще. При этом отдельный человек (индивид) - это человек вообще, он не занимает никакого социального положения, речь не идет о воспроизводстве его способностей, и границы его абсолютных потребностей бесконечны. Именно этот человек «с безграничным спектром потребностей оказался центральной фигурой цивилизационной парадигмы общественного развития». Т.е. человек вне конкретного экономического отношения, абсолютные потребности которого бесструктурны, количественно неопределенны, не отражают конкретно-исторических производственных отношений, не выступают как экономические потребности и не являются предметом данного анализа.
     Рациональные потребности определяются на основе научных данных, прежде всего, медицины, гигиены и т.п. Они исходят из потребностей «среднего» человека в его перспективном и целесообразном потреблении с учетом конкретного уровня производства в стране.
     Рациональные  потребности также не являются экономическими, т.к. они существуют только в мнимом обществе в его научном представлении.
     В СССР и в некоторых других «социалистических» странах был накоплен опыт по определению рациональных потребностей с помощью так называемых рациональных норм потребления и их системы - рационального потребительского бюджета (РПБ). РПБ – это набор потребительских благ, который выступает мерой полного удовлетворения разумных потребностей населения, является моделью разумного потребления, отражающей требования к его уровню и структуре. Сравнительно проще рациональные нормы определяются для продуктов питания, одежды, т.е. предметов первой необходимости, т.к. они напрямую связаны с физиологическими потребностями. Рациональные нормы потребления для прочих материальных благ являются более подвижными, т.к. зависят от изменения уровня культуры, цивилизации, степени насыщения домохозяйств предметами первой необходимости. Так, на начало 90-х годов считалось, что один житель России в течение года должен потребить 46,3 м тканей, 4,2 пары обуви, 13 штук трикотажных изделий. На каждые 100 семей приходилось по рациональным нормам 160 радиоприемников, 110 телевизоров, 140 холодильников, 95 стиральных машин, 80 пылесосов.
     Косвенное представление о современных  рациональных потребностях дает понятие  потребительской корзины. Согласно Федерального закона от 15.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» потребительская корзина – это «минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности». Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом: 1) научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; 2) фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях; 3) социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, финансовые возможности государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровне; 4) объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями; 5) действующих в Российской Федерации норм физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения.
     Так, в набор продуктов питания  потребительской корзины входит 11 наименований продуктов, в набор  непродовольственных товаров - 9 наименований и в набор услуг - 7. К примеру, потребительская корзина для  населения Тверской области устанавливается  в следующем составе и объемах (для трудоспособного населения) (табл.1): 
 
 
 
 

     Таблица 1
    Продукты питания
Наименование  продукта Единица измерения Объем потребления (в среднем  на одного
человека  в год)
Хлебные продукты кг 149,3
Картофель кг 128,0
Овощи и бахчевые кг 99,4
Фрукты  свежие кг 16,7
Сахар и кондитерские изделия кг 20,3
Мясопродукты кг 31,6
Рыбопродукты кг 14,3
Молоко  и молоко-продукты кг 210,7
Яйца шт 166
Масло растительное, маргарин (жиры) кг 13,3
Прочие  продукты (соль, чай, специи) кг 4,9
 
2. Непродовольственные  товары
Наименование  товаров Единица измерения/срок износа Объем потребления (в среднем  на одного
человека  в год)
Верхняя пальтовая группа штук/лет 3/7,6
Верхняя костюмно-платьевая группа штук/ лет 8/4,2
Белье штук/ лет 9/2,4
Чулочно-носочные изделия пар / лет 7/1,4
Головные  уборы и галантерейные изделия штук / лет 5/5,0
Обувь пар / лет 6/3,2
Постельное  белье штук / лет 14/7,0
Предметы  первой необходимости, санитарии, лекарства процент общей  величины расходов на непродовольственные  товары в месяц  
 
10
 
3. Услуги
Наименование  товаров Единица измерений Объем потребления (в среднем  на одного
человека  в год)
Жилье кв.м. обшей площади 18
Центральное отопление гкал. в год 6,3
Холодное  и горячее водоснабжение литров в  сутки 275
Электроэнергия кВт.ч. в месяц 50
Транспортные  услуги поездок в месяц 619
Газоснабжение куб.м. в месяц 10
 
     Фактическое же потребление, как правило, отличается от потребления по рациональным нормам или от потребительской корзины. Поэтому рациональные потребности, также как и абсолютные, не являются экономическими, они скорее служат основанием для представления общественным институтам о «хорошей, разумной»  жизни. Они лежат в сфере познания, хотя основаны на объективных данных.
     Жизненно  необходимые потребности, во-первых, – это потребности, типичные, привычные для данной социальной группы людей, без удовлетворения которых они не могут нормально жить. Человек не мыслит свою жизнь без удовлетворения этих потребностей, удовлетворяет их в первую очередь и останавливает свой выбор на них, т.к. они обладают для него наибольшей силой, остротой, наиболее неотложны.
     Второй  характеристикой жизненно необходимых  потребностей является то, что «их  удовлетворение обеспечено достигнутым  уровнем производства и стало  общественной нормой, ниже которой  нельзя спускаться, т.е. стало безусловно необходимым минимумом». К.К. Вальтух отмечает, что «само обстоятельство, что потребность стала нормальной, объясняется тем, что ее удовлетворение стало уже привычным, обеспеченным, т.е. что уже созданы необходимые производственные мощности и имеется соответствующая рабочая сила». Нормальные, жизненно необходимые потребности определяются на каждом данном этапе развития общества средними, общественно нормальными условиями жизни каждой социальной группы людей.
     Говоря  о жизненно необходимых потребностях человека, особо подчеркнем, что  человек (индивид) в данном случае рассматривается  как представитель своей социальной группы, занимающий определенное место в обществе, подчиняющийся закономерностям общественного воспроизводства. Это носитель соответствующих экономических отношений, включенный в процесс функционирования общественного производства и соблюдающий законы воспроизводства способностей.
     При этом может возникнуть смешение понятий: в микроэкономике, в маржиналистских  теориях также присутствует индивид, но это абстрактный индивид, Робинзон, индивид Госсена, человек вообще. Этот индивид не занимает никакого социального положения, речь не идет о воспроизводстве его способностей. Предметом исследования являются предпочтения индивида, которые сугубо индивидуальны, не являются объективными жизненными притязаниями. Предпочтения рассматриваются как момент желания. Потому исследование предпочтений, соответственно абстрактного индивида и абстрактных потребностей не входит в предмет данного исследования.
     В отличие от абстрактного индивида с  его абстрактными потребностями, индивид, как представитель своей социальной группы (класса): предприниматель, наемный  работник, человек свободной профессии (писатель, художник), имеет свою систему  жизненно необходимых потребностей, по-другому, жизненных притязаний, которые  по своему характеру объективны.
     Поэтому следует отличать абстрактного индивида (Робинзона) от индивида, как представителя  своей социальной группы, объективно включенного в процесс общественного  воспроизводства. И потому потребности  индивида, как представителя своей  социальной группы, и как человека вообще различны.
     В дальнейшем, если иное не следует из контекста, будем понимать индивида в указанном смысле.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.