На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные понятия и составные элементы стандартизации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Тема 1.  Основные понятия и составные элементы стандартизации.
      1.1.  Сущность и основные  понятия стандартизации.
         В 2002 году был принят новый  Федеральный Закон «О техническом  регулировании». Положения этого  закона в большей степени приближают  организацию стандартизации в  РФ к международным нормам  и правилам и учитывают реалии  рыночной экономики. 
        Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная  на достижение оптимальной степени упорядочения в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
      Цель  стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений, требований и норм для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.
         По существу стандартизация проходит  по 2 этапам:
      1) отбор из совокупности вариантов  (решений) упорядочения в определенной  области оптимального варианта;
      2) придание законной силы найденному  решению в целях его всеобщего  и многократного использования. 
      Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукции, процесса и услуги, их функциональному  назначению, устранение технических  барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу  и сотрудничеству в различных  областях.
      В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.
      Нормативный документ (ГОСТ Р 1.0) - документ, содержащий правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей.
      Стандарт  – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. (ФЗ «О техническом регулировании») Стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикетированию. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
      Виды  стандартов:
      Национальный  стандарт – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей.
      Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.
      Технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или Федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
      Классификатор – официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов стандартизации.
      Общероссийские  классификаторы технико-экономической  и социальной информации – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, видами) и являющейся обязательным для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. (ФЗ «О техническом регулировании»)
      Правила (ПР) – документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.
      Рекомендации  – положения, содержащие совет или указания. Применительно к стандартизации этот документ содержит добровольные для применения организационно-технические  положения, порядки, методы выполнения работ.
      Норма (ИСО/МЭК2) – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.
      Кодекс  устанавливающейся  практики (ГОСТ Р 1.12-99 ГСС) – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом. 

      1. 2. Цели, принципы, функции  и задачи стандартизации.
      Основные  цели и задачи в области стандартизации определены в Законе РФ «О техническом  регулировании» и ГОСТ Р 1.0, их можно разделить на общие и конкретные, касающиеся обеспечения соответствия.
        Общая цель вытекает прежде всего из содержания понятия. Общей целью является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг.
      Конкретные  цели направлены на выполнение следующих требований:
        1) повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества и др. 2) повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) обеспечения научно-технического прогресса;  4) повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;  5) рационального использования ресурсов;  6) технической и информационной совместимости;7) взаимозаменяемости продукции.
      Принципы  стандартизации. Стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами:
    Добровольного применения стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны происхождения продукции, осуществления процессов ЖЦП, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц.
    Применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта.
    Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.
    Сбалансированность сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу).
    Системность стандартизации. Системность – это рассмотрение каждого объекта стандартизации как части более сложной системы.
    Динамичность и опережающее развитие стандарта.
    Эффективность стандартизации.
    Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам.
    Четкость формулирования положений стандартов.
    Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.
    Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.
    Обеспечение условий для единообразного применения стандартов.
      Функции стандартизации. В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет следующие  основные функции:
    Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов стандартизации.
    Охранная (социальная) функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.
    Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ МС позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентоспособности товаров; стандартизация технологических процессов способствует совершенствованию качества продукции, а также повышению эффективности управления производством.
    Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизированные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т. д.
    Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.
    Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни.
    Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативной документацией, эталонами мер, образцами- эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации.
    Функция нормотворчества.  Проявляется в задании норм и требований применительно к объекту стандартизации. Задаваемые стандартом требования чрез механизм подтверждения соответствия продукции (сертификацию) определяют решение о доступе продукции на рынок.
    Доказательная функция проявляется в том, что гармонизированные с конкретным ТР стандарты раскрывают существенные требования регламента.
        Задачи стандартизации. Основными задачами в области стандартизации являются:
    Обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями продукции.
    Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции  в интересах потребителей и государства, в том числе обеспечивающих  ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.
    Установление требований по совместимости и взаимозаменяемости продукции.
    Согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов.
    Унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций и т.д.
    Установление метрологических норм и правил.
    Нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции.
    Установление требований к технологическим процессам. В том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий.
    Создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации.
    Содействие реализации законодательства РФ методами и средствами стандартизации.
 
      1.3. Объекты стандартизации, их характеристика.
      Объект  стандартизации – это продукция, процесс, услуга, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, протоколу, процедуре, функции, методу или деятельности.
      Согласно  ГОСТ Р 1.0 Объект стандартизации это объект (продукция, процесс, услуга), подлежащий или подвергшийся стандартизации. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих, характеристик.
      Продукция (ИСО 8402) - материальный продукт труда, добытый или изготовленный (выработанный) в конкретном производственном процессе и предназначенный для удовлетворения общественной или личной потребности.
      Продукция (ФЗ РФ «О техническом  регулировании») – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
      В современной стандартизации продукция  классифицируется на четыре общие категории:
    Сырье и природное топливо.
    Материалы и продукты.
    Готовые изделия.
    Отдельные аспекты однородных групп продукции – термины, обозначения; параметры и размеры; технические требования и методы контроля; правила приемки; правила маркировки, упаковки, транспортировки и хранения.
      Свойство  продукции – это объективная особенность продукции, которая проявляется при ее создании, эксплуатации или потреблении. (Например, применительно к обуви размеры могут быть стандартизированы отдельно)
      Услуга  – результат непосредственного взаимодействия  исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
      Услуга  как объект стандартизации охватывает услуги:
    Нематериальные (социально-культурные - для населения (включая условия обслуживания).
    Материальные - производственные услуги для предприятии и организаций.
    Отдельные аспекты однородных групп услуг: термины; технические требования; методы оценки; классификация предприятий; требования к персоналу.
      Процессы (работы) - совокупность взаимосвязанных элементов деятельности, обеспеченных соответствующими ресурсами.
      К процессам (работам) относятся:
    Процессы, происходящие на отдельных стадиях ЖЦП;
    Процессы, связанные с нематериальным производством (статистической, банковской, издательской деятельностью);
    Управленческие процессы;
    Измерительные процессы;
    Процессы учета  и переработки информации;
    Процессы защитного действия (людей, природы).

      Уровни  объектов стандартизации

      Объекты национальной стандартизации – часть объектов стандартизации, требования к которым в соответствии с положениями, установленными в ФЗ «О техническом регулировании», должны регламентироваться в форме национальных стандартов.
      К объектам национальной стандартизации относят:
       - объекты организационно-методического  и общетехнического назначения, в том числе организацию проведения  работ по стандартизации, единый  технический язык, классификацию  и кодирование технико-экономической  информации и др.;
      - составляющие элементы крупных  народнохозяйственных комплексов (транспорта, энергосистемы, связи, охраны  окружающей  среды и др.);
      - объекты государственных и научно-технических  и социально-экономических целевых  программ и проектов;
      - продукцию широкого, в том числе  межотраслевого применения;
      - достижения науки и техники  отдельных предприятий или Российской  Федерации, способствующие повышению  конкурентоспособности продукции  или технологии;
      - продукцию, выпускаемую в РФ  для удовлетворения внутренних  потребностей населения и производства, поставляемую по двусторонним  обязательствам в другие государства;
      К объектам стандартизации на предприятии относят:
      - машины, оборудование, приборы, аппараты  и другие изделия серийного  и мелкосерийного производства;
      - отдельные виды готовой продукции  ограниченного применения;
      - сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты,  применяемые на предприятии;
      - технологические нормы и типовые  технологические процессы на  предприятии;
      - детали и сборочные единицы,  являющиеся составными частями  разрабатываемых или изготовляемых  изделий (продукции);
      - нормы, правила в области организации  производства, управления ими, а  также управление качеством продукции; 
 

 


      Тема  № 2.  Государственная (национальная) система  стандартизации и ее современная концепция развития в России. 

      
    Общая характеристика системы и направления реформирования.
    Категории и виды стандартов.
    Российская национальная система технического регулирования.
 
      2.1. Общая характеристика  системы м направления ее реформирования.
      Государственная (национальная) система  стандартизации РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.
      С принятием федерального закона «О техническом  регулировании» (от 27.12.2002) началось реформирование ГСС, в котором можно выделить три этапа:
      1 этап – начальный (2002) – состояние  ГСС, функционирующей с 1992г, к моменту принятия закона;
      2 этап – переходный (2003 – 20010гг.) – преобразование ГСС в национальную  систему стандартизации (НСС) с  изменением правового статуса  системы с государственного на добровольный.
      3 этап – окончание формирования  НСС – системы, возглавляемой  негосударственной организацией  и базирующейся на национальных  стандартах только добровольного  применения.
      1 этап. Начальный этап. ГСС   РФ начала формироваться в 1992 г. Основой ГСС являлся фонд нормативных документов по стандартизации, который включал в себя следующую систему:
    Техническое законодательство. Закон РФ «О техническом регулировании»
    Государственные стандарты (ГОСТы), общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭиСИ).
    Стандарты отраслей и стандарты общественных организаций (СТО и  ОСТ)
    Стандарты предприятий и технические условия (СТП и ТУ).
      2 этап. Переходный этап. Начало ознаменовалось тем, что Госстандарт РФ, получив функции национального органа по стандартизации, принял 27.07.03 постановление №63 «О национальных стандартах РФ», в соответствии с которым:
    С 1 июля – дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» признаны национальными действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 года для применения в РФ.
    Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании. Указанный акт не следует рассматривать как формальное переименование государственных стандартов в национальные. Действующие ГОСТы в соответствии со ст.46 гл.10 ФЗ имеют сокращенный набор обязательных требований. С принятием технических регламентов (ТР) перейдут в разряд добровольных документов нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входило установление обязательных требований. В ФЗ не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли. Это связано с двумя причинами: ликвидацией большинства министерств и отсутствием этой категории документов за рубежом. ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандарты ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей, общественных организаций.
      3 этап. Заключительный этап. К 2010 г. действующая национальная система окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией. В связи с окончанием формирования фонда ТР, запланированных на переходный период, национальные стандарты будут содержать только рекомендуемые требования.
      Изменение статуса системы не означает, что  государство не будет участвовать  в деятельности национальной системы. Его регулирующая функция заложена в ст.11-17 ФЗ. В частности, она проявляется  в регламентации целей и принципов  стандартизации, задач национального  органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.
      Установление  двух категорий стандартов – национальных стандартов и стандартов организаций  – определяет осуществление двух систем исходя из сферы деятельности: национальной системы, действующей  в общероссийском масштабе и локальной, действующей в рамках организации.
      Национальная  система стандартизации  включает:
    Национальные стандарты
    Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации
    Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
Локальная система стандартизации базируется на стандартах организаций, которые  по существу заменили стандарты предприятий, научно-технических и инженерных обществ и других общественных объединений, установленных ФЗ «О стандартизации». 

      2.2. Категории и виды  стандартов.
      В Росси применяют следующие виды стандартов в зависимости от уровня их утверждения.
    Межгосударственные стандарты (ГОСТ);
    Государственные стандарты (ГОСТ Р);
    Отраслевые стандарты (ОСТ);
    Стандарты научно-технических обществ и инженерных обществ (СТО);
    Стандарты предприятий (СТП):
    Технические условия (ТУ).
      Межгосударственный  стандарт (ГОСТ) – это региональный стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению  о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации и непосредственно ими применяемый.
        Действующие, а также вновь  вводимые  ГОСТы, к которым присоединиться Россия, будут применять на ее территории без переоформления и без изменения их обозначения.
      Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) -  это национальный стандарт, утвержденный Госстандартом России. Государственный стандарт применяют на территории России предприятия, независимо от форм собственности и подчинения, граждане занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, министерства и ведомства, другие органы государственного  управления, а также органы  местного управления.
      К объектам ГОСТов относят: 1)организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения; 2)продукцию, работы и услуги межотраслевого применения.
      В ГОСТах содержаться как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.
      Особую  актуальность приобретают требования безопасности, поскольку безопасность товара – основной аспект обязательного  подтверждения  соответствия. К требованиям  безопасности в стандартах относят: Электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ, безопасность при обслуживании машин и оборудования, требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности и т. д.
      Другие  требования ГОСТов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях, либо, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции. К таким требованиям относятся основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля и испытаний, требования к упаковке, транспортировке, хранению и утилизации продукции, правила оформления технической документации и т.д.
      В некоторых случаях (если это целесообразно  и необходимо для обеспечения  более высокого уровня конкурентоспособности  отечественных товаров) в стандартах могут быть установлены перспективные (предварительные) требования, которые  опережают возможности традиционных технологий. Это служит стимулом для  внедрения новых, передовых технологий на отечественных предприятиях.
      Отраслевые  стандарты (ОСТ) -  разрабатываются и применяются государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Требования ОСТа не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТа Р. Отраслевые стандарты применяют предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт, а также на добровольной основе иные предприятия и граждане, занимающиеся индивидуальной деятельностью.
      ОСТы разрабатываются на два объекта: 1)организационно-технические и общетехнические объекты; 2)продукцию, процессы и услуги, имеющие отраслевое значение.
      Стандарты научно-технических  и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и других обществ) – СТО разрабатываются для динамичного отражения и распространения полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных и прикладных исследований. СТО не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов и ОСТов. Объектами СТО являются: 1)принципиально новые виды продукции и услуг; 2) новые методы испытаний, методология экспертизы; 3)нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством; 4)прочие виды деятельности. СТО являются объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта материально укрепляет как само научно-техническое общество, так и разработчиков СТО.
      Стандарты предприятий (СТП) -  разрабатывают субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях: 1)для обеспечения применения на предприятии ГОСТов, ОСТов и стандартов других категорий; 2)на создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессы и услуги. СТП является основным организационно-методическим документом по стандартизации на предприятии. Стандарты предприятий применяют на данном предприятии и на предприятиях, входящих в состав  объединения предприятий, утвердивших данных СТП. Допускается применение другими предприятиями по согласованию  с его разработчиком. СТП не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов и ОСТов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.