На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Учет основных средств и долгосрочных инвестиций в основные средства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

 

Введение

    Основная деятельность предприятия обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда.
    Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
    Формирование  рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета  на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в том числе учета основных средств.
    Целью данной курсовой работы является изучение учета основных средств и долгосрочных инвестиций в основные средства, определение  их роли в деятельности предприятия и особенности учета.
    В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств важное значение приобретает  выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.
    Основные  средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей  совокупности образуют производственно  – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.
    На  протяжении длительного периода  использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения. Одним из показателей эффективного применения основных фондов является увеличение: времени их работы (путем сокращения простоев); коэффициента сменности; производительности (на базе внедрения новой техники и технологии); фондоотдачи (т. е. увеличения выпуска продукции, объема выполняемых работ и услуг на каждый рубль основных фондов).
    Предприятия имеют право владения, пользования  и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду, принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.
 

Глава 1. Основные средства и  долгосрочные инвестиции, их значение и задачи учета

1.1. Сущность, классификация  и задачи  учета  основных средств  предприятия

    К основным средствам (фондам) относятся  средства труда (станки рабочие машины, передаточные устройства, инструмент  и т.п.), необходимые для осуществления производственных процессов, а также для удовлетворения хозяйственных, культурно-бытовых и других нужд рабочих и служащих.
    Отличительной особенностью основных средств является то, что они, многократно участвуя в производственном процессе и обслуживании, сохраняют внешний вид и свои первоначальные свойства, перенося свою стоимость на изготавливаемый посредством применения продукт постепенно, путем частичного износа.
    Согласно  Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПЬУ (6/01), утвержденному приказом Министерства Финансов РФ от30.03.2001 г. № 26н, к основным средствам относятся те активы, если они:
    - используются более 12 месяцев;
    - используются в производстве  продукции при выполнении услуг либо для управленческих нужд;
    - в дальнейшем будут приносить  организации доход;
    - последующая перепродажа данных  активов не предполагается.
    Кроме того, к основным средствам относятся  квартиры, которые до 2001 г. учитывались  в составе нематериальных активов.
    Основные  средства по функциональному назначению подразделяются на промышленно-производственные и непроизводственные. Промышленно-производственными  основными средствами считаются  основные средства непосредственно  участвующие в осуществлении технологического процесса (здания электростанции, машины и оборудование, аппараты, инструменты, линии электропередачи и т.д.) или обслуживающие производство, например здания контор, складов, депо и т.п.
    К непроизводственным основным средствам относятся основные средства, не имеющие прямого отношения к производству и обслуживающие жилищные, бытовые, культурно-просветительные и другие нужды предприятий и населения. К ним относятся жилые здания, больницы, дома отдыха, детские лагеря, школы, детские сады, кинотеатры и т.п., а также различное оборудование и инвентарь в этих сферах деятельности.
    Основные  средства оказывают непосредственное воздействие на эффективность производства, качество работ и результаты всей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
    Организация учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации, ремонту  осуществляется с помощью надлежащей документации.
    В соответствии с Общероссийским классификатором  основных средств, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. №359 единицей учета основных средств является инвентарный объект, т.е. законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми принадлежностями и приспособлениями. Инвентарные объекты делятся на простые (единичные) и сложные, состоящие из нескольких предметов.
    Признаком обособления одного вида инвентарного объекта от другого является выполнение определенных самостоятельных  функций, или же обособленный комплекс коструктивно-сочленных  предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенных работ.
    Комплекс  коструктивно-сочленных предметов  – это один или несколько предметов  одного или разного назначения, имеющих  общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Если объект состоит из различных частей, имеющих разный срок их использования, то данные части объекта должны учитываться как самостоятельные объекты основных средств.
    Следует различать основные средства и основные фонды.  Стоимость последних меньше стоимости первых на величину капитальных  вложений.
    Основные  средства разнообразны по составу и  назначению. Чтобы вести их учет необходима классификация по натурально-вещественному составу, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям народного хозяйства, степени использования и по принадлежности.
    По  видам:
    - здания;
    - сооружения;
    - передаточные устройства;
    - машины и оборудование;
    - транспортные средства;
    - инструмент;
    - производственный инвентарь;
    - хозяйственный инвентарь;
    - рабочий и продуктивный скот;
    - многолетние насаждения;
    - внутрихозяйственные дороги;
    - прочие.
    По  назначению:
    - производственного назначения;
    - непроизводственного назначения.
    По  принадлежности: собственные и арендованные.
    По  отраслям экономики: промышленность, сельское хозяйство, связь,  транспорт,  строительство, торговля и общественное питание,  здравоохранение, культура, народное хозяйство и т.д.
    Необходимое условие правильного учета основных средств – единый принцип их оценки. Виды стоимости основных средств  обобщены следующим образом.
    Таблица 1.1.1.
Виды стоимости  основных средств Характеристика  видов  Примечания 
1 Первоначальная стоимость Складывается  из затрат на приобретение, доставку, сборку (монтаж) и установку основных средств. Возможно изменение  первоначальной стоимости приобретенных  основных средств, если они после  установки требуют достройки  или частичной ликвидации.
2 Остаточная  стоимость Это различие между  первоначальной стоимостью и величиной  начисленной амортизации по данному  основному средству. Амортизация основных средств – это денежная сумма, на которую эти основные средства износились. По остаточной стоимости основные средства отражаются в балансе предприятия.
3 Восстановительная стоимость Это стоимость  восстановления строительства или  приобретения новых основных средств  взамен части старых. Она определяется путем переоценки, т.е. путем умножения  первоначальной стоимости на соответствующий индекс, который зависит от срока эксплуатации и вида основного средства . Переоценка  основных средств регламентируется постановлением Правительства РФ «О переоценке основных фондов» от 25 ноября 1995 г. № 1148 и проводится ежегодно после инвентаризации всех имеющихся основных средств.
 
    Подробно  об основных принципах формирования фактических затрат, связанных с приобретением (изготовлением, сооружением) объектов основных средств заложено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», В ПБУ 6/01 от 30.03.2001 г. № 26н и Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств от 20.07.1998 г. № 33н.
      Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
    контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования; правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
    контроль за рациональным расходованием средств на реконструкцию, модернизацию и ремонт основных средств;
    исчисление доли стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;
    контроль за эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей, транспортных средств и других основных средств;
    точное определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств.
    Для организации учета основных средств, отвечающего поставленным выше задачам, важное значение имеют следующие  предпосылки: научно обоснованная классификация  основных средств; установление принципов оценки основных средств, установление единицы учета предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учетных регистров.
  Необходимое условие правильного учета основных средств – единый принцип их оценки. Различают три типа основных средств: первоначальную, восстановительную и остаточную.
  Оценка  основных средств оказывает влияние  на себестоимость продукции, ценообразование, налогообложение имущества организации.
  Одной из важнейших задач учета основных средств является правильное определение первоначальной стоимости. Принципы оценки основных средств одинаковы для всех предприятий независимо от форм собственности. Однако первоначальная стоимость основных средств может быть изменена при переоценке основных средств, достройке, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.

1.2. Характеристика долгосрочных  инвестиций в основные  средства и их  источников

    В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено письмом Министерства Финансов РФ от 30.12.93 г. №160) под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше 1 года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий.
    К долгосрочным инвестициям относятся  затраты за счет всех источников финансирования на: строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, поддержание мощностей действующих предприятий, приобретение оборудования, транспортных средств. Других объектов основных средств, нематериальных активов, земельных участков, объектов природопользования.
    В учете долгосрочные инвестиции  подразделяются:
    -по  направлениям: капитальное строительство; приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств; приобретение земельных участков и объектов природопользования; приобретение и создание активов нематериального характера;
    -по  назначению: вложения в производственную  сферу, вложения в непроизводственную  сферу;
    -по  способу производства: на выполняемые  подрядным и хозяйственным способом.
    Организация строительства объектов, контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат осуществляется застройщиками.
    Под застройщиками понимаются предприятия, специализирующиеся на организации  капитального строительства, дирекции строящихся предприятий, а также  действующие предприятия, осуществляющие капитальные вложения. При выполнении строительных работ подрядным способом застройщик по отношению к подрядной строительной организации выступает в роли заказчика (застройщик-заказчик).
    Инвестор  – юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложение собственных, заемных и привлеченных средств создание и воспроизводство основных средств и других долгосрочных активов.
    Основными задачами бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций являются:
    - своевременное, полное и достоверное  отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;
    - обеспечение контроля за ходом  выполнения строительства, вводом  в действие производственных  мощностей и объектов основных  средств;
    - правильное определение и отражение  инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования, и нематериальных активов;
    - осуществление контроля за наличием  и использованием источников  финансирования долгосрочных инвестиций.
    Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам: в целом по строительству и по отдельным объектам, входящим в него; по приобретаемым отдельным объектам основных средств, земельным участкам. Объектам природопользования  нематериальным активам.
    Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на активном , балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражаются инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах соответствующего наименования:
    08-1 – «Приобретение земельных участков»;
    08-2 – «Приобретение объектов природопользования»;
    08-3 – «Строительство объектов основных  средств»;
    08-4 – «Приобретение отдельных объектов  основных средств»;
    08-5 – «Приобретение нематериальных  активов»;
    08-6 – «Перевод молодняка животных в основное стадо»;
    08-7 – «Приобретение взрослых животных».
    На  субсчете 08-1 «Приобретение земельных  участков» учитываются затраты  по приобретению в собственность  организации земельных участков;
    на  субсчете 08-2 «Приобретение объектов природопользования» учитываются затраты по приобретению в собственность организации  объектов природопользования;
    на  субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты  по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость  переданного в монтаж оборудовании и другие расходы;
    -на  субсчете 08-4 «Приобретение отдельных  объектов основных средств» учитываются  затраты по приобретению оборудования, машин, инструментов, инвентаря и  других объектов основных средств,  требующих монтажа;
    на  субсчете 08-5 «Приобретение нематериальных активов» учитываются затраты по приобретению объектов нематериальных активов;
    на  субсчете 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» учитываются затраты  по выращиванию в организации  молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо;
    на  субсчете 08-7 «Приобретение взрослых животных» учитывается стоимость  взрослого и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного  безвозмездно, включая расходы по его доставке. 
 
 
 

      
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Учет основных средств  и долгосрочных инвестиций в основные средства

2.1. Учет поступления,  движения, износа, ремонта  основных средств

    Независимо  от организационно-правовой формы собственности  предприятия учет основных средств  организуется в бухгалтерии по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов.
    Для обеспечения контроля сохранности  основных средств каждому объекту  присваивается соответствующий  номер. Нумерацию инвентарных объектов рекомендуется строить по порядково-серийной системе. Инвентарные номера - пятизначные. Для каждой классификационной группы основных средств по видам заранее выделяется определенная серия порядковых номеров. Так, инвентарные номера зданиям присваиваются с 001 по 099; сооружениям - с 100 по 199; передаточным устройствам - с 200 по 299 и т.д.                                                                  
    Инвентарный номер, присвоенный объекту, проставляется  на объекте,  в первичных документах и сохраняется на весь период его  нахождения на      1 данном предприятии. В случае выбытия объекта его инвентарный номер не присваивается новому объекту в течение следующих пяти лет. Учет движения основных средств оформляется документами унифицированных форм, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997г. №71-а. К ним, в частности, относятся:
    -  акт приемки-передачи основных  средств (форма ОС-1);
    - акт приемки-передачи отремонтированных,  реконструированных и модернизированных  объектов (форма ОС-3);
    - акт на списание основных средств  (форма ОС-4);
    - акт на списание автотранспортных  средств (форма ОС-4а);
    - инвентарная карточка учета основных  средств (форма ОС-6);
    - акт о приемке оборудования (форма  ОС-14);                          
    - акт приемки-передачи оборудования  в монтаж (форма ОС-15);
    - акт о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16).
      Основные средства, поступающие  в предприятия, оформляются документально,  и в день поступления должны  быть оприходованы. Основным документом  на оприходование является акт  приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). Для приемки основных средств руководитель организации назначает комиссию. Акт составляется на каждый объект отдельно. Если основные средства по своему составу единообразны и имеют одинаковую цену приобретения, на них составляется общий «Акт приемки-передачи...». К акту приемки прилагается необходимая техническая документация (паспорта, рабочие инструкции и др.), которая затем передается в соответствующий отдел, цех по месту эксплуатации. При безвозмездной передаче основных средств акт составляется в 2-х экземплярах (для сдающего и принимающего), а при их продаже - в 3-х: первые два остаются у продавца, а третий передастся представителю покупателя. В акте приемки-передачи основных средств указывают дату приемки в эксплуатацию, дату изготовления, первоначальную стоимость и сумму амортизации в части полного восстановления. «Акт приемки-передачи формы ОС-1», подписанный руководителем, предается в бухгалтерию.
    Учет  основных средств организуется так, чтобы можно было установить наличие основных средств по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения.
    Это обеспечивается аналитическим учетом основных средств на карточках, открываемых  для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом в целом по счету 01 «Основные средства». Карточки (тип. ф. № ОС-6) открываются бухгалтерией на основании акта приемки-передачи с сопроводительными документами и являются основной формой аналитического учета. На арендованные в порядке текущей аренды основные средства инвентарные карточки не открываются. Для их учета используют копию карточки, прилагаемой арендодателем к акту сдачи объекта основных средств в аренду. При реконструкции, значительной достройке или дооборудовании объектов открывается новая карточка. Старую карточку сохраняют как справочный документ. Предприятиям, имеющим небольшое количество основных средств, разрешается их пообъектный учет вести в инвентарной книге.
    Заполнение  сведений об объекте основных средств  в инвентарной карточке по форме №ОС-6 и инвентарной книге производится на основании данных акта приемки-передачи основных средств по форме №ОС-1, а также данных из документов, содержащих техническую характеристику объекта. Перемещение основных средств из одного цеха и участка в другие в пределах данного предприятия оформляется путем выписки «Накладной» типовой формы на внутреннее перемещение основных средств.
    Рассматривая  учет поступления и выбытия основных средств отметим, что синтетический  учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства». Счет активный, инвентарный, сальдо дебетовое отражает сумму первоначальной стоимости действующих или находящихся в запасе и на консервации собственных основных средств предприятия, оборот по дебету - поступление, по кредиту - выбытие объектов по разным причинам, также по первоначальной стоимости.
    При этом расходы на приобретение основных средств учитываются на счете 08 «Вложения  во внеоборотные активы», в учете будет сделана следующая запись:
    ДО8 К 60 (76,10,70,69...)
    Затем, когда организация вводит основные средства в эксплуатацию, эти расходы списываются в дебет счета 01. Запись будет сделана следующая:
    Д01 К 08.
    В местах эксплуатации основных средств  ведутся инвентарные списки в  двух экземплярах (1 -в бухгалтерии, 2-й - у материально-ответственного лица), в которых указывают наименование объекта и его стоимость, дату и номер акта поступления. При выбытии объекта указывают дату и номер акта, кому передано или причину выбытия. Указанные инвентарные списки сличают с результатами инвентаризации подразделения.
    Предприятие может получить основные средства по различным каналам: безвозмездно, приобретать их за плату, в результате строительства новых объектов или реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих производственных мощностей в порядке капитальных вложений, на условиях долгосрочной и текущей аренды, вкладов в совместную деятельность по договору простого товарищества, приобретение основных средств приватизированной организацией по конкурсу или на аукционе и др.
    На  этапе образования предприятие  может получить основные средства от участника (учредителя) в качестве его  вклада в уставный капитал.
    Если  предприятие является участником договора о совместной деятельности и на него возложено ведение операций совместной деятельности, то на предприятие могут поступать в качестве вложений основные средства от участников договора о совместной деятельности. Кроме того, при инвентаризации могут быть выявлены объекты основных средств, которые предприятие обязано взять на учет.
    Поступление основных средств оформляется актом  приемки-передачи, который составляется специальной комиссией на каждый принимаемый объект. Лишь для однотипных объектов хозяйственного инвентаря, оборудования и т.п. может быть оформлен общий  акт. В акте указывают первоначальную стоимость объекта и его основные технические показатели. Если поступил объект, ранее бывший в эксплуатации, в акте приводят сумму его износа в момент приемки. К акту прилагают техническую документацию, например, паспорт станка или здания, который содержит полную техническую характеристику объекта.
Учет  поступления основных средств
    Оценка  основных средств, полученных безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости  на дату принятия к учету.
    Затраты по доставке объектов основных средств, полученных безвозмездно, учитываются как затраты капитального характера и относятся организациями - получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта. Указанные расходы отражаются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции со счетами учета расчетов. Кроме того, в п.12 ПБУ 6/01 определено, что в первоначальную стоимость объектов, полученных безвозмездно, включаются также фактические затраты организации на приведение этих объектов в состояние, пригодное для использования.
    Таким образом, затраты на доставку и приведение в состояние, пригодное для использования, объектов основных средств, полученных безвозмездно, могут увеличивать  их первоначальную стоимость в случае необходимости.
    При безвозмездном поступлении объекта основных средств в бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие записи:
    Д-т  счета 08 - К-т счета 98 - отражена рыночная стоимость безвозмездно полученного  основного средства;
    Д-т  счета 01 - К-т счета 08 - основное средство введено в эксплуатацию.
    По  мере начисления амортизации суммы, учтенные на счете 98 "Доходы будущих  периодов", списываются в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" в пределах начисленной амортизации.
    В учете это отражается проводками:
    Д-т  счета 20 (26, другие счета) - К-т счета 02 - начислена амортизация по объекту, полученному безвозмездно;
    Д-т  счета 98 - К-т счета 91 - отражена сумма  внереализационного дохода в размере  начисленной амортизации.
    Пример. Организация по договору дарения  получила объект основных средств (ксерокс) для деятельности, связанной с производством продукции, облагаемой НДС. Рыночная цена его составляет 11 000 руб. Стоимость услуг по доставке составила 900 руб. (в том числе НДС 150 руб.).
    В бухгалтерском учете организации  делаются следующие записи:
    Д-т  счета 08 - К-т счета 98 - 11 000 руб. - отражена рыночная стоимость безвозмездно полученного  ксерокса;
    Д-т  счета 08 - К-т счета 60 - 750 руб. - отражена сумма расходов по доставке ксерокса (без НДС);
    Д-т  счета 19 - К-т счета 60 - 150 руб. - отражена сумма НДС по расходам по доставке ксерокса;
    Д-т  счета 01 - К-т счета 08 - 11 750 руб. - ксерокс  введен в эксплуатацию;
    Д-т  счета 68 - К-т счета 19 - 150 руб. - принята  к вычету сумма НДС по расходам по доставке ксерокса.
    Вклад в уставный капитал
      На этапе образования предприятие может получить основные средства, от учредителя (участника) в качестве вклада в уставный капитал. Размер этого вклада указывают в учредительном договоре. В пределах данной суммы учредитель может внести свой вклад основными средствами. При передаче основных средств приводят их перечень, указывают первоначальную стоимость основных средств, износ и цену соглашения, по которой их относят в счет уставного капитала. Одновременно должна быть передана, вся техническая документация на эти объекты основных средств.
    В соответствии с п.9 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, внесенных  в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Кроме того, в первоначальную стоимость основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал, включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Вместе с тем п.2 ст.15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что денежную оценку не денежных вкладов в ООО, размер которых превышает 200 минимальных месячных размеров оплаты труда (Расчет производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб., установленной ст.5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".), должен производить независимый оценщик. Аналогичный порядок установлен также и для акционерных обществ ст.34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
    В соответствии с п.24 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств  принятие объектов основных средств, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал, отражается в учете записью по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал", в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Приобретение объектов основных средств".
    Получение основных средств в счет вклада в  уставный капитал в бухгалтерском  учете организации отражается проводками:
    Д-т  счета 75 - К-т счета 80 - отражена задолженность  учредителей по их вкладам по зарегистрированному размеру уставного капитала;
    Д-т  счета 08 - К-т счета 75 - погашена задолженность  учредителя по взносу в уставный капитал  передачей объекта основных средств;
    Д-т  счета 01 - К-т счета 08 - объект основных средств введен в эксплуатацию.
    Пример. При создании организации принято решение, что один из учредителей вносит свою долю принадлежащим ему оборудованием, которое числится у него по балансовой стоимости в 150 000 руб. Собранием учредителей объект основных средств оценен в сумме 120 000 руб., равной величине его доли в уставном капитале.
    Расходы организации по монтажу получаемого  оборудования составили 6000 руб., в том  числе НДС 1000 руб.
    Основанием  для принятия к учету объекта  основных средств служат следующие  первичные документы:
    - решение собрания учредителей о денежной оценке вкладов участников, производимых в неденежной форме;
    - акт независимого оценщика об  оценке объекта основных средств;
    - акт (накладная) приемки - передачи  объекта основных средств по  форме N ОС-1.
    После поступления этих документов в сентябре 2002 г. организация А отражает ввод в эксплуатацию объекта основных средств следующими проводками.
    Сентябрь:
    Д-т  счета 08 - К-т счета 75 - 120 000 руб. - погашена задолженность учредителя по взносу в уставный капитал передачей  принадлежащего ему объекта основных средств;
    Д-т  счета 08 - К-т счета 60 - 5000 руб. - увеличена  стоимость полученного оборудования на величину затрат по его монтажу;
    Д-т  счета 19 - К-т счета 60 - 1000 руб. - отражена сумма НДС по сумме расходов на монтаж оборудования;
    Д-т  счета 01 - К-т счета 08 - 125 000 руб. - объект основных средств введен в эксплуатацию.
    В соответствии с п.5 ст.172 НК РФ вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщикам при монтаже объектов основных средств, производятся по мере постановки на учет объектов с момента начала начисления амортизации для целей налогообложения по этим объектам.
    Октябрь:
    Д-т  счета 68 - К-т счета 19 - 1000 руб. - принята  к вычету сумма НДС по расходам на монтаж оборудования.
    Приобретение  за плату
    В соответствии с п.8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). В п.8 ПБУ 6/01 приведен перечень расходов, которые являются фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств.
    Не  включаются в фактические затраты  на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
    Кроме того, необходимо отметить, что в  п.8 ПБУ 6/01 определено, что фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случае, если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
    Пример. Организация приняла к бухгалтерскому учету объект основных средств, договорная цена которого составляет 1000 долл. США, что в пересчете на дату принятия к учету объекта основных средств  составляет 30 000 руб. (курс - 30 руб. за 1 долл. США) В данном примере вопросы исчисления НДС не рассматриваются.
    В бухгалтерском учете организации  поступление объекта отражается проводкой:
    Д-т  счета 08 - К-т счета 60 - 30 000 руб. - отражена задолженность покупателя за приобретенное  основное средство.
    Оплата объекта основных средств произведена исходя из фактического курса рубля к доллару США по курсу 30,60 руб. за 1 долл. США (30 600 руб.).
    В бухгалтерском учете организации  должны быть сделаны следующие проводки:
    Д-т  счета 60 - К-т счета 51 - 30 600 руб. - произведена оплата поставщику объекта основных средств;
    Д-т  счета 08 - К-т счета 60 - 600 руб. - начислена  суммовая разница по приобретенному основному средству.
    Таким образом, первоначальная стоимость  введенного в эксплуатацию на основании  акта формы N ОС-1 объекта основных средств составит 30 600 руб.
    Д-т  счета 01 - К-т счета 08 - 30 600 руб. - объект основных средств введен в эксплуатацию.
    При оприходовании объекта основных средств в учете организации  производится запись по дебету счета 08 в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию, списывается со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 01 "Основные средства".
    Обращаем внимание, что если к бухгалтерскому учету принимается объект основных средств, являющийся объектом недвижимости, то право собственности на него должно быть зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как с момента вступления данного Закона в силу, т.е. с 31 января 1998 г., право собственности на объекты недвижимости подлежит обязательной государственной регистрации.
    Государственной регистрации подлежат права на следующие объекты недвижимости:
    - земельные участки;
    - участки недр;
    - обособленные водные объекты;
    - все объекты, связанные с землей  так, что их перемещение без  несоразмерного ущерба их назначению  невозможно (например, любые объекты с заглубленным фундаментом: здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы).
    До  момента государственной регистрации  объектов недвижимого имущества  затраты организации на приобретение основных средств подлежат отражению по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".
    Таким образом, по дебету счета 01 "Основные средства" могут быть показаны только те объекты недвижимости (подлежащие обязательной государственной регистрации), по которым право собственности организации зарегистрировано в установленном порядке (п.40 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н).
      Приобретение основных  средств по договору мены
    Фактическая стоимость основных средств, приобретенных  в обмен на другое имущество, определяется исходя из стоимости переданного  или подлежащего передаче имущества (п.11 ПБУ 6/01). При этом стоимость обмениваемого  имущества устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость аналогичного имущества. Фактически это означает, что покупной стоимостью приобретаемого объекта основных средств для целей отражения в бухгалтерском учете признается рыночная стоимость выбывающих продукции, товаров, материально - производственных запасов или основных средств, которой в общем случае является цена, указанная сторонами в договоре мены.
      Строительство объектов  основных средств 

    Принятие  к бухгалтерскому учету объектов основных средств законченных капитальных вложений оформляется соответствующими первичными документами - актом приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11), актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) и актом (накладной) приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1).
    Организация может осуществлять строительство  объектов основных средств как хозяйственным, так и подрядным способом.
    Строительство объектов основных средств подрядным  способом осуществляется на основании договора, заключенного между подрядчиком и заказчиком (гл.37 ГК РФ).
    В бухгалтерском учете при подрядном  способе производства выполненные  и оформленные в установленном  порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика - заказчика на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Строительство объектов основных средств" по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций.
    В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов на субсчете "Строительство  объектов основных средств" учитываются  затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, подрядным или хозяйственным способом осуществляется это строительство).
    Сформированная  первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном  порядке, списывается со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 01 "Основные средства".
    При осуществлении организацией, не являющейся строительной, строительно-монтажных  работ хозяйственным способом возникает  необходимость ведения раздельного  учета затрат по разным видам деятельности, а именно: по основному виду деятельности, признаваемому предметом деятельности организации, и по строительной деятельности.
    Себестоимость строительно-монтажных работ, осуществляемых хозяйственным способом, формируется  непосредственно на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Строительство объектов основных средств".
    Учет  операций по начислению амортизации основных средств
    В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств стоимость объектов основных средств погашается посредством  начисления амортизации. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).
    Объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу или иного  лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.
    В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
    В сезонных производствах годовая  сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.
    Амортизационные отчисления по объекту основных средств  начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта  к бухгалтерскому учету, и прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания.
    На  практике сумму амортизации за отчетный период определяют следующим образом: к сумме амортизации, начисленной  в прошлом месяце, прибавляют сумму  амортизации со стоимости поступивших основных средств за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости основных средств, выбывших в прошлом месяце.
    Для учета амортизации основных средств  используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств», предназначенный  для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
    Начисленную сумму амортизации по собственным  основным средствам производственного  назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».
    По  основным средствам, сданным в текущую  аренду, сумма амортизации отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 (если арендная плата формирует операционные доходы), а по основным средствам непроизводственного назначения – по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и кредиту счета 02.
    Сумма амортизации по полностью амортизированным основным средствам не начисляется.
    При выбытии собственных основных средств  сумму амортизации по ним списывают  в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» с кредита счета 01 «Основные  средства».
    Согласно  нормативным документам с позиций амортизационных отчислений объекты основных средств подразделяются на три категории:
     - амортизируемые;
     - не амортизируемые, но оцениваемые  по степени износа;
     - не амортизируемые и не оцениваемые  по степени износа.
    В России согласно ПБУ 6/01 используются применяемы в международной практике бухгалтерского учета четыре метода для определения амортизационных отчислений:
    1) линейный метод;
    2) метод уменьшаемого остатка;
    3) метод списания стоимости по  сумме чисел лет срока полезного  использования;
    4) метод списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
    Организация самостоятельно выбирает способ начисления амортизации по объектам основных средств  и указывает его в своей  учетной политике.
    Выбранный способ начисления амортизационных  отчислений применяется в течение всего срока полезного использования объекта.
    При линейном способе годовую сумму амортизационных отчислений определяют исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования.
    Пример: Приобретен объект основных средств стоимостью 120 000 руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации рассчитывается следующим образом: 100% / 5 лет = 20%. Годовая сумма амортизационных отчислений составит 24000 руб. (120 000*20% = 24000).
    При способе уменьшаемого остатка годовую сумму амортизационных отчислений определяют исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ.
    Пример 2: Приобретен объект основных средств стоимостью 120 000 руб. со сроком полезного использования 5 лет. Норма амортизации исходя из срока полезного использования (20%) увеличивается на коэффициент ускорения – 2. Следовательно, норма амортизации = 40%. В первый год эксплуатации годовая сумма амортизационных отчислений составляет 40 % от первоначальной стоимости объекта, или 48000 руб. (120000*40% = 48000). Во второй год эксплуатации она начисляется в размере 40% от остаточной стоимости объекта, и составит 28800 руб. ((120000-48000)*40% = 28800). В третий год амортизационные отчисления начислят в сумме 17280 руб. ((120000-48000-28800)*40% = 17280) и т.д.
    При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовую сумму амортизации определяют исходя из первоначальной (или восстановительной) стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе указывается число лет, оставшихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
    Пример 3: Приобретен объект основных средств стоимостью 120 000 руб. со сроком полезного использования 5 лет. Сумма чисел лет срока его полезного использования составляет 15 (1+2+3+4+5 = 15). В первый год амортизационные отчисления составят 40000 руб. (120000*5 / 15 = 40000), во второй год 32000 руб. (120000*4 / 15 = 32000), в третий год – 24000 руб. (120000*3 / 15 = 24000) и т.д.
    При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) амортизационные отчисления начисляются с учетом показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
    Пример 4: Приобретен объект основных средств стоимостью 120 000 руб. со сроком полезного использования 5 лет. Предполагается за весь срок использования объекта выпустить 150 тыс. единиц продукции. Соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема выпуска продукции равно 80% (120000 / 150000 * 100% = 80%). Планируемый выпуск продукции в текущем году составляет 30 тыс. единиц. Следовательно, годовая сумма амортизационных отчислений составит 24 тыс. руб. (30000*80%  = 24000).
    Расчет амортизационных отчислений производится в специальной ведомости в разрезе мест эксплуатации, видов или отдельных инвентарных объектов основных средств.
    Учет  ремонта основных средств
    Ремонт  основных средств может быть текущим, средним или капитальным.
    К текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем  состоянии.
    Приемка объектов по окончании капитального ремонта производится по акту приемки - сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма N ОС-3). При этом должен осуществляться контроль за правильным выполнением объема работ.
    В целях контроля за своевременным  получением основных средств из ремонта инвентарные карточки в картотеке переставляются в группу "Основные средства в ремонте". При поступлении основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарных карточек.
    Обращаем  внимание на то, что когда срок проведения ремонта объекта основных средств превышает 12 месяцев, начисление амортизационных отчислений по данному объекту в бухгалтерском учете приостанавливается (п.23 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н). Для целей налогообложения амортизация в этом случае продолжает начисляться в прежнем порядке.
    Нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета основных средств, позволяют  организациям выбирать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств:
    1) сумма фактических затрат на  ремонт может в полном объеме  относиться в состав текущих  расходов (как правило, расходов  по обычным видам деятельности) того периода, в котором они были произведены;
    2) организация может создавать  резерв на проведение ремонта  ОС;
    3) учет расходов на ремонт может  вестись с применением счета  расходов будущих периодов.
    Организация может выбрать для целей бухгалтерского учета любой из приведенных выше способов учета расходов на ремонт основных средств исходя из специфики своей деятельности, структуры и количества объектов основных средств, периодичности проведения ремонта. Выбранный способ учета расходов на ремонт должен быть зафиксирован в учетной политике, регулирующей порядок ведения бухгалтерского учета в данной организации.
    Рассмотрим  порядок отражения в бухгалтерском  учете расходов на ремонт при каждом из возможных вариантов учета.
    Вариант 1. Расходы на ремонт включаются в  состав расходов в сумме фактических затрат.
    При осуществлении ремонта подрядным  способом (Подрядный способ подразумевает, что ремонт выполняется силами специализированной сторонней организации. При этом ремонт может выполняться как  из материалов подрядчика, так и  из материалов заказчика.) в учете делаются проводки:
    Д-т  счета 20 (23, другие счета) - К-т счета 60 - отражена стоимость выполненного ремонта;
    Д-т  счета 19 - К-т счета 60 - отражена сумма  НДС по выполненному ремонту;
    Д-т  счета 60 - К-т счета 51 - оплачена подрядчику стоимость выполненных работ;
    Д-т  счета 68 - К-т счета 19 - сумма НДС  по выполненному ремонту предъявлена  к вычету.
    Если  подрядная организация выполняет  ремонт из материалов заказчика, то в  учете заказчика списание стоимости  материалов отражается проводками:
    Д-т  счета 10 / "Материалы, переданные в  переработку" - К-т счета 10 - отражена стоимость материалов, переданных подрядчику для осуществления ремонтных  работ;
    Д-т 20 (23, другие счета) - К-т счета 10 / "Материалы, переданные в переработку" - отражена стоимость материалов, израсходованных подрядчиком при осуществлении ремонта, на основании соответствующих актов подрядчика.
    При осуществлении ремонта хозяйственным  способом  в бухгалтерском учете  делаются следующие проводки:
    Д-т  счета 10 - К-т счета 60 - приобретены материалы для проведения ремонта;
    Д-т  счета 19 - К-т счета 60 - отражен НДС  по приобретенным материалам;
    Д-т  счета 60 - К-т счета 51 - приобретенные  материалы оплачены поставщику;
    Д-т  счета 68 - К-т счета 19 - сумма НДС  по приобретенным материалам предъявлена к вычету.
    Отметим, что вычет НДС по материалам, используемым для ремонта ОС, осуществляется в  общеустановленном порядке по мере оплаты и оприходования материалов (при условии выполнения остальных  требований, необходимых для применения вычетов, - см. выше, с. 65), независимо от того, когда будет фактически выполнен ремонт.
    Д-т  счета 20 (23, другие счета) - К-т счета 10 - отражена стоимость материалов, отпущенных на выполнение ремонта;
    Д-т  счета 20 (23, другие счета) - К-т счета 70 (69, другие счета) - отражены прочие затраты, связанные с проведением ремонта (зарплата рабочих, ЕСН и т.д.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.