Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современные модели рынка. Антимонопольная политика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Филиал  государственного образовательного учреждения
высшего профессионального  образования
«МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(технический  университет)»
в г. Смоленске 

Кафедра экономики, бухгалтерского учёта и аудита 

Специальность 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория» 

на тему
«СОВРЕМЕННЫЕ  МОДЕЛИ РЫНКА. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Студентка группы БА1-09
                                              Максимова А.В.  

                                                                                         Научный руководитель
                                                                                          ст. пр. Филатова Е.И.   
 
 
 
 
 
 

Смоленск  2010 г.
      ПЛАН-ОГЛАВЛЕНИЕ
      ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ РЫНКА..5
      1.1 Понятие монополии и формы монополистических объединений..........5
      1.2 Виды предпринимательства….……………………………………........10
      1.3 Предпринимательство и социально-экономический  прогресс.
Влияние предпринимательства  на динамичность и устойчивость
экономической системы в условиях бизнес-цикла…………………...………….16
      2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИИ И НА СМОЛЕНЩИНЕ……...………………………………………...…………………..21
      2.1 Современное состояние российского бизнеса. Государственная
поддержка предпринимательства…………………..……………………..……....21
      2.2 Предпринимательский потенциал  Смоленщины...…………………....28
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
      Особенностью  современного этапа развития России является формирование стабильного эффективного рыночного хозяйства. Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рыночные отношения, среди прочих крупных проблем  обозначила проблемы, связанные с наличием глубоко монополизированных её отраслей. Особое значение эти проблемы имеют как на федеральном, так и на региональном уровнях, так как именно регионы в максимальной степени приближены к основному звену экономики предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.
    Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятия должны сформировать у себя такую систему управления, которая обеспечила бы им высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке, чему препятствует деятельность монополий. Проблемы, имеющие отношение к монополиям, отличаются многообразием и отражают сложность и неоднозначность их исследования. Здоровая конкуренция  невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.
      Цель данной курсовой работы разобраться в особенностях функционирования рыночных структур несовершенной конкуренции, рассмотреть  принципы антимонопольной политики государства.
      В соответствии с целью курсовой работы автором были поставлены следующие  задачи:
      рассмотреть закономерности развития рынка совершенной и несовершенной конкуренции;
      сформулировать понятие «монополии» в экономике;
      выявить  особенности функционирования рыночных структур несовершенной конкуренции: чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции;
      определить экономические предпосылки и обосновать необходимость государственного регулирования субъектов монополий ;
      проанализировать основные направления антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов.
      В процессе написания курсовой работы применялись следующие методы экономической теории: описание и сравнение, непосредственное наблюдение в исследуемых сферах экономики, также данная работа базируется на анализе и примерах, взятых преимущественно из российской хозяйственной жизни.
         Объектом исследования является монополия как крайняя форма несовершенной конкуренции.
      Предметом исследования выступают механизмы функционирования рынков совершенной и несовершенной конкуренции, особенности влияния монополизма на поведение фирмы.
      Теоретической основой курсовой работы явились труды отечественных  ученых и экономистов-практиков, посвященные проблемам регулирования деятельности монополий и защиты конкуренции в условиях свободного предпринимательства, перехода от централизованно-административного управления к рыночным методам хозяйствования.
      В курсовой работе использована литература таких авторов как  И.П.Николаева, Е.А. Кисилевава, М.Н. Чепурин, А.С.Булатов, А.Г.Грязнова, А.Ю.Юданов  и др. 
 
 

      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ РЫНКА
      1.1 Понятие монополии и формы монополистических объединений
      Возникновение монополистических структур обусловлено, прежде всего, концентрацией производства и капитала. Монополистические структуры  обеспечивают доминирующее положение одной или нескольких фирм на рынке, которое определяется их значительным удельным весом в общем объеме реализации товаров или услуг.
      Термин  «монополия» означает, в переводе с греческого, «единственный продавец». Впервые этот термин появился в США в то время, когда образование фирмы сопровождалось получением от властей специальных документов («патентов»), дающих фирме права и привилегии, не доступные другим фирмам. Поэтому указы о создании предприятия назывались «дарованиями монополии» [Шагинян Г.А. и др. История экономических учений. Ростов-на-Дону, изд. РГЭА, 2003. С. 343.].
      В настоящее время термином «монополия» обозначаются:
      господствующее положение на рынке одной фирмы (монополиста);
      объединение нескольких фирм, доминирующих на рынке;
      предоставление государством одной или нескольким фирмам исключительного права осуществления какого-либо вида деятельности [Сурков В.Б. Микроэкономика. Омск,: изд-во ОмГУ, 2004. С. 222.].
      Существует  несколько возможных причин появления  монополии (отрасли с единственной фирмой), в зависимости от которых монополии делят условно на естественные и искусственные.
      Естественной  монополией называется ситуация, когда  одна большая фирма в отрасли  будет производить благо с  более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм. Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.
      Фирма-монополист является единственным производителем в данной отрасли, ее продукция не имеет близких товаров-субститутов; кроме того, фирма ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. Как правило, монополистом является крупная фирма, располагающая большими финансовыми возможностями. У такой фирмы существует реальная возможность временного снижения цен до уровня ниже издержек производства с тем, чтобы завоевать господствующее положение на рынке в случае появления конкуренции.
      Монополия оказывает давление на рынок высокой  ценой, низким качеством производимой продукции, малым ассортиментом товаров. Также монополия традиционно порождает тенденцию к торможению научно-технического прогресса.
      Интересную  теорию по поводу возникновения монополий  и монополистических объединений выдвинула Дж.Робинсон (1903-1983), английский экономист, представительница кембриджской школы в политической экономии [Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1991. С. 9.]. Решающим условием монопольного обладания продуктом Робинсон также считала дифференциацию продукта, то есть такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститутами. Однако дифференциация продукта не является, по Робинсон, единственным условием монополии. Для Робинсон монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства. Концентрацию же производства она связывала с экономией фирмы на масштабах, поскольку доля постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции с ростом объемов производства снижается. Сравнивая поведение компаний в условиях совершенной и несовершенной конкуренции Дж.Робинсон показала, что крупные компании имеют возможность поддерживать более высокую цену, чем могли бы иметь в условиях совершенной конкуренции.
      Особое  внимание Дж. Робинсон уделила такой характерной черте рыночного поведения крупных компаний, как маневрирование ценами. Ключевым вопросом в ее исследованиях стало исследование возможностей использования цены как инструмента воздействия на спрос и регулирования сбыта. Именно Дж. Робинсон ввела в экономическую теорию понятие “дискриминация в ценах”, что означало сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп, на разных географических рынках. Дж. Робинсон показала, что монополист обретает возможность разбить рынок своего товара на отдельные сегменты и для каждого из них назначить особую цену, так, чтобы общая прибыль оказалась максимальной. Однако возникает вопрос – почему же монополист не назначает на всех рынках одинаково высокую цену? Оказывается, что это нецелесообразно, потому что в условиях несовершенной конкуренции у разных групп покупателей существует разная эластичность спроса по цене, и если повсеместно назначить высокую цену, спрос может резко сократится. Следовательно, в целях максимизации прибыли целесообразно действовать иначе: при выпуске нового «дифференцированного» товара сначала назначить очень высокую цену, обслужив наиболее состоятельную часть покупателей (рынок с низкой эластичностью спроса по цене, так называемый «сильный рынок»), затем понизить цену, привлекая менее состоятельных покупателей и действовать так до тех пор, пока не будут охвачены рынки с высокой эластичностью спроса по цене («слабые рынки»). Подобная тактика «снятия сливок» основана на дискриминации в ценах по признаку групп с различными доходами. Но возможна и пространственная дискриминация, как например, при установлении монопольно-высоких цен на внутреннем рынке и демпинговых во внешней торговле. Как бы то ни было, «золотое правило» политики ценовой дискриминации заключается в том, что самая высокая цена устанавливается там, где эластичность спроса меньше всего, а самая низкая – там, где эластичность спроса выше всего.
      Сопоставляя простую монополию и монополию, практикующую множественность цен, Дж. Робинсон показала, что в последнем случае фирма достигает и увеличения объема выпуска продукции, и увеличения валового дохода. Анализируя поведение монополий, Дж. Робинсон пытается оценить желательность ценовой дискриминации с точки зрения общества в целом. По ее мнению, с одной стороны, монополия, использующая дискриминацию в ценах (по сравнению с простой монополией, не практикующей такого поведения), повышает объем выпускаемой продукции. С другой стороны, ценовая дискриминация, сохраняя монопольно-высокие цены, ведет к неправильному распределению ресурсов и к их общему недоиспользованию. Кроме того, монополизация производства, по мнению Дж. Робинсон, в любом случае неблагоприятно влияет на распределение богатства между людьми.
      Монополистические объединения фирм на рынке могут  проявляться в нескольких формах [Сурков В.Б. Микроэкономика. Омск,: изд-во ОмГУ, 2004. С. 409.].
      1. Картель. В рамках картельного  соглашения юридически и хозяйственно самостоятельные фирмы объединяют функции закупки и продажи, согласовывают свои цели и условия (сроки, цены, качество товаров) в тех вопросах, где лежит источник наиболее острой конкуренции. Международные картели создаются на базе соглашений между компаниями различных стран и согласовывают условия взаимодействия по широкому кругу внешнеторговых операций.
      Участниками картельных соглашений могут быть монополии-гиганты, а также мелкие и средние фирмы.
      Организация внешнеторговых операций в рамках картелей может принимать различные формы:
      прямой независимый сбыт продукции членами картеля на согласованных условиях;
      сбыт через торговые ассоциации;
      сбыт через экспортные компании и централизованные агентства.
      Картель не является тесно сплоченной организацией, так как юридически основывается лишь на договоре, заключаемом обычно на небольшой срок. В связи с  этим картелю могут угрожать некоторые  опасности, такие, как нарушение договора членами картеля, ограниченный срок действия, конкуренция со стороны аутсайдеров и т.п. Поэтому участники картеля нередко переходят к более тесным коалиционным соглашениям, например таким, как синдикат.
      2. Синдикат имеет более прочную  юридическую форму, чем картель.  Как правило, это акционерное  общество или товарищество. Синдикат  сосредоточивает все функции, связанные с внешнеторговой деятельностью. Его участники заняты только производством, все остальные функции берет на себя правление синдиката.
      Часто борьба за долю участия в производстве (следовательно, и прибыли) ведет  к разрушению синдиката или образованию  треста.
      3. Сущность треста заключается  в растворении отдельных членов  в общем предприятии, в объединении капитала, производства, сбыта, рисков и прибыли. Иными словами, отдельные предприятия теряют свою самостоятельность. Тресты создаются с целью увеличения хозяйственной мощи, устранения конкуренции и дезорганизующего влияния рынка.
      4. Консорциум. Создается как добровольное  объединение компаний (банковских, промышленных, торговых и т.п.) для реализации крупных инвестиционных программ и проектов. Как правило, консорциумы создаются не только из-за желания сконцентрировать средства, но и разделить финансовый и политический риск с партнерами. В большинстве случаев члены консорциума объединяют усилия для получения дорогостоящих заказов и подрядов.
      В условиях сохранения и ужесточения  антимонопольной политики государств консорциумы являются наиболее мобильной формой монополистических объединений, что дает им возможность реализации преимуществ во внешнеэкономической сфере.
      5. В современных условиях широкое  распространение получила олигополия – монополизация рынков и отраслей несколькими фирмами, не связанными юридически, которые в совокупности занимают господствующее положение. Возникают олигополии на базе концентрации значительной или преобладающей части производства и капитала отрасли у ограниченного числа крупных компаний. В основе олигополий лежит заключение горизонтальных (между фирмами, находящимися на одном хозяйственном уровне) и вертикальных (субъекты занимают различное хозяйственное положение) соглашений. Характеризуется олигополия изменяющимся соотношением монопольно-регулирующих и конкурентных сил и образует фундамент современного хозяйственного механизма.
      Однако  усиление конкуренции и интернационализация  мирового хозяйства значительно подорвали монопольно-регулирующие силы в рамках многих национальных олигополий. Одновременно сложились олигополистические структуры по отдельным отраслям в масштабе всего мирового хозяйства (электронная, автомобильная, фармацевтическая и электротехническая промышленность).
      1.2 Монополистические объединения – история и современность
      Несмотря  на то, что сам термин “монополия”  появился сравнительно недавно, монополистические объединения известны с древнейших времен.
      Монополии начинают появляться практически сразу  же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким образом можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним тем же общим принципам.
      В античном мире хорошо знали, что такое  монополия и какие выгоды она  сулит (само слово происходит из греческого языка). Например, известный философ Аристотель, живший в IV в. до н. э., вообще считал создание монополии умелой хозяйственной политикой, к которой может прибегнуть умный гражданин или правитель. В качестве примера он рассказывал о том, как “в Сицилии некто скупил на отданные ему в рост деньги все железо из железоделательных мастерских, а затем, когда прибыли торговцы из гаваней, стал продавать железо как монополист, с небольшой надбавкой на его обычную цену. И все-таки на пятьдесят талантов он заработал сто”. Очевидно, такие ситуации не были чем-то редким или исключительным для хозяйств античного мира.
      Более того, даже регулирование монополии  началось уже в античном мире. “Некто” из приведенного выше примера был выслан правительством с Сицилии. По свидетельству римского мыслителя Плиния, правительство установило предельные цены горным компаниям, злоупотреблявшим своим монопольным положением.
      В средние века появление монополии  часто происходило по следующим  двум причинам. Существовал способ организации производителей, который  получил название цеховой системы. Цехом называлась организация всех производителей некоторого рода товаров, созданная с целью стабилизации цен и создания гарантированных условий существования ремесленников. Цех контролировал выпуск каждого ремесленника и цену продажи, не допускал на рынок возможных конкурентов. Насколько эти организации пользовались своей позицией монополистов? Возможно, они действительно занимались только стабилизацией цены на некотором умеренном уровне, а не пытались получить максимальную прибыль. Хотя ничто не могло гарантировать, что у руководства цеха не возникало желание “чуточку” повысить цену, коль такая возможность была.
      Другим  распространенным случаем образования  монополий была выдача монархами  различных привилегий, дающих исключительное право на производство или торговлю чем-либо. Такие привилегии были предметом желания практически любого купца или производителя, которые стремились избежать, таким образом, конкуренции со стороны соотечественников или иностранцев.
      В Англии в XVII в. такие привилегии раздавал в большом количестве король Карл I. Существовали монополии отдельных лиц или ассоциаций на производство мыла, стекла, тканей, булавок и других благ. Сам Карл I скупал грузы перца, привозимые Ост-Индской компанией, и потом продавал их по монопольным ценам. Вскоре монополии настолько ухудшили положение на рынках, что к концу XVII в. король лишается права давать привилегии без согласия парламента.
      Иногда  привилегии носили совершенно произвольный и абсурдный характер. Например, французский король Людовик XIV, не отличавшийся особенной мудростью в управлении страной, в знак расположения подарил некой графине Д`Юзес право распоряжаться всеми угольными копями королевства. Графиня поспешно переуступила это право другим заинтересованным лицам, которые, как указывалось в одном документе того времени, “сделались единственными хозяевами на угольном рынке и добывали уголь лишь в таком количестве, которое позволяло им продавать его по высокой цене”.
      Но  монополии могли возникать и  при появлении возможности захвата  рынка с помощью какого-либо ресурса. При том же самом Людовике XIV возникла монополия “масляничных горшков”. По словам одного каннского интенданта, это был союз “трех частных лиц, которые скупили 60 000 пустых горшков и хотели таким образом стать хозяевами в торговле изиньским маслом и поднять цены на горшки на одну четверть прежней цены”.
      В некоторых случаях монополистом решало стать само государство для  получения дохода. Выбирался товар  с неэластичным спросом (соль, водка, табак) и объявлялась государственная монополия на его продажу.
      Бурный  рост монополий начался с развитием  крупного машинного производства в конце XIX в. Появилась возможность снижения затрат при укрупнении производственных единиц (фабрик и заводов). Когда в отрасли оставалось небольшое количество крупных производителей, между ними могла разыгрываться сильная конкуренция, которая оказывалась невыгодна. Чтобы избежать этой конкуренции предприниматели организовывали различные “общества”, которые, по сути являлись монополистическими объединениями.
      Во  второй половине XIX в. монополистические  объединения начали появляться в очень многих отраслях (например, в производстве сахара, табака, нефтепродуктов, в металлургии, на транспорте). Во многих отраслях тресты контролировали практически весь объем производства. Например, в самом конце XIX в. American Sugar Refining Company контролировала 90% всего производства сахара.
      Иногда эти монополии были естественными (существование двух фирм в отрасли было не выгодно), и в этом случае монополистом становилась первая фирма, начавшая производство блага. Например, в 1866 г. первая американская телеграфная компания Western Union надолго осталась единственной фирмой в своей отрасли.
      Некоторые тресты представляли собой внушительные производственные империи с огромным количеством рабочих и капитала. Например, в конце XX столетия Дж. Д. Рокфеллером был организован гигантский трест Standard Oil Company, контролировавший 90% добычи всей нефти в Америке. Отчасти это было обусловлено владением сетью трубопроводов (естественная монополия), что позволило ему оказать влияние на независимые нефтедобывающие фирмы. Размеры этой империи были поразительны: в 1903 г. Standard Oil Company имела около 400 предприятий, 90 тысяч миль трубопровода, 10 000 железнодорожных цистерн, 60 океанских танкеров, 150 речных пароходов.
      В настоящее время на некоторых  рынках продолжают существовать монополии (или почти монополии). В большинстве случаев это естественные монополии (электричество, водопровод и т. д.), регулированием которых занимается государство. Но существуют и искусственные монополии. Например, южноафриканская компания De Beers контролирует около 80% всей мировой добычи алмазов.
      Россия  не была исключением в этом процессе монополизации промышленности, хотя развитие монополистических объединений началось несколько позже и иногда инициировалось иностранными партнерами российских фирм.
      В России, как и в каждой стране, издавна существовали регалии, или  государственные монополии, на производство важных групп товаров – соляная монополия, монополия на выделку пороха, тиражирование календарей и т. п. В 1895 г. в виде опыта в четырех сибирских губерниях была введена винная монополия, распространившаяся затем на всю Россию. Кроме нее к началу XX в. осталась лишь специальная монополия на игральные карты.
      Но  “недостаток” государственных монополий  вполне дополнялся заботой правительства  о крупном частном капитале.
      Так, в начальный период развития крупной  русской промышленности, когда перед  правительством стояла задача создания в стране новых производств, распространенной мерой поощрения фабрикантов было предоставление им (зачастую – иностранцам) монополии производства на определенный период. Особенно характерна была подобная практика для правления Елизаветы. Например, по просьбе Чемберлина и Козенса, учредителей первой петербургской ситцевой фабрики, в 1753 г. на 10 лет было запрещено устройство ситцевых фабрик во всей Империи. В том же году аналогичную привилегию получил купец Федотов, устроивший в Москве фабрику сусального золота и серебра. В некоторых случаях влиятельные фабриканты добивались даже закрытия ранее устроенных фабрик, конкурировавших с их собственными.
      Однако  уже при Екатерине II промышленная политика значительно изменилась. Императрица неоднократно указывала устно и письменно на вред монополий и преимущества мелкой промышленности перед крупной. В наказе Мануфактур-коллегии своему депутату вице-президенту Сукину говорилось: “Великие мануфактурные заведения вместо того, чтобы долженствовали служить к общему рукоделий распространению и обогащения государства, заключили все рукоделия в стенах своих, а случившиеся злоупотребления и бывшая монополия лишили многих пропитания... Со времени умножения фабрик города в упадок приходить начали... Содержатели великих фабрик ненавистны сделались обществу”. И правительственная программа уже была нацелена на поощрение кустарной промышленности и уничтожение фабричных монополий.
      С 1878 г. до конца XIX в. практически во всех основных отраслях русской промышленности наблюдалась сильная концентрация производства. К этому времени и относится образование первых отечественных монополистических объединений [Берлин Б. А. Русская буржуазия в старое и новое время. М., 1992. С. 98.].
      Старейшим синдикатским объединением в России можно считать “Конвенцию страховых от огня обществ”, образованную в конце 1870-х гг. Следует сказать, что в России конца XIX-начала XX в. в противоположность западным странам норма торговой прибыли значительно (по некоторым подсчетам в два-три раза) превышала норму прибыли в промышленности. Естественно, что фабриканты и заводчики стремились избавиться от дорогостоящих торговых посредников и заняться продажей своей продукции самостоятельно. Отчасти вследствие этого для российской промышленности были характерны предпринимательские объединения в виде синдикатов, занимающихся централизованным сбытом, но не производством продукции в отличие от трестов, господствовавших в США. Единственная попытка создания русского треста на базе синдиката “Продамет” потерпела крах благодаря усилиям дворянства, земств, ряда политических партий (в первую очередь октябристов), активно выступавших против монополистического капитала и требовавших непризнания правительством любых форм монополистических объединений. Правда, выступления эти были большей частью безрезультатны.
      Первым  синдикатом европейского типа, появившемся  в России, можно считать основанный немецкими капиталистами в 1886 г. синдикат гвоздильных и проволочных  фабрик. Он заложил базу для создания в 1903 г. синдиката “Гвоздь”, после распада которого в 1908 г. был образован один из крупнейших синдикатов России “Проволока”. Первым же чисто российским синдикатом принято считать созданный при самом близком участии правительства в 1887 г. синдикат сахарозаводчиков. Министр финансов Н. X. Бунге писал в 1886 г. об этом синдикате в докладе Совету Министров: “Соглашение заводчиков между собой во имя их общего интереса могло бы принести существенную пользу делу, и заводчики могли бы образовать между собою синдикат”.
      Политика  синдиката (нормирование объемов производства каждого завода с обязательством вывоза за границу всего излишка, произведенного сверх нормы) и правительства (высокий акциз на сахар, возврат акциза при вывозе, да еще премии за вывоз сахара из страны) привела к повышению внутренних цен и одновременному бросовому экспорту.
      Другое  старейшее монополистическое объединение  – “Экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков” (с 1892 г.) также был создан при открытом содействии правительства, которое в интересах нефтепромышленников значительно снизило им фрахтовые тарифы на Закавказской железной дороге.
      Особенно  заметно процесс концентрации и  образования монополий проявился во время сильного кризиса 1900-1903 гг. и сразу после него. К 1905 г. в России существовало уже более 30 фактически узаконенных монополий.
      Вспомним  лишь некоторые из них.
      1902 г. Крупнейшая российская монополия  “Общество для продажи изделий русских металлических заводов”, более известная как “Продамет”, объединившая более 30 заводов юга России, Польши, Прибалтики и Урала, т. е. 17 % всех металлургических предприятий Империи, имеющих 33 % рабочих и 70 % акционерного капитала отрасли. В 1912 г. заводы “Продамета” выпускали 83.5 % общеимперского объема производства сортового железа, 81.2 % листового железа, 75.8 % железнодорожных рельсов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.