На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие земельных правоотношений

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

     1. Понятие земельных правоотношений. Земельные правоотношения. Земельно-правовые  нормы. Виды земельных правоотношений   3
     2. Понятие права собственности  на землю. Формы и виды права собственности на землю         7
     3. Основания возникновения и прекращения права землевладения и землепользования          13
     Список  использованной литературы      16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ  ПРАВООТНОШЕНИЙ. ЗЕМЕЛЬНЫЕ  ПРАВООТНОШЕНИЯ. ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ  НОРМЫ. ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ  ПРАВООТНОШЕНИЙ 

     Волевые общественные отношения по поводу земли, урегулированные земельным правом, составляют земельные правоотношения.
     Их  специфика проявляется: в объекте, круге субъектов, содержании, основаниях возникновения, изменения и прекращения.
     Земля выступает в нескольких качествах: как составная часть природной среды, основное средство производства в сельском хозяйстве, объект хозяйствования в других сферах (например, в лесном, водном), определенная территория, пространственный базис, место жительства людей, место размещения материальных ценностей и различного имущества, территория государства, устанавливающая пределы осуществления государственной власти.
     Земля представляет собой один из важнейших  объектов недвижимости, может выступать в качестве товара.
     Как объект земельных  отношений земля  - объективная экономическая категория, существующая без вмешательства людей. Земля в отличие от других недвижимых объектов не является результатом труда.
     Земельный участок - необходимое условие для любой хозяйственной деятельности, будь то производство сельскохозяйственной продукции или строительство жилого дома. Один и тот же участок может быть использован для различных целей. Одновременно существует ряд земель,' которые по своим природным показателям нельзя успешно использовать для производства продуктов питания, и, следовательно, законодатель должен это учесть при принятии нормативных актов.
     Земля отличается от всех других объектов тем, что она физически ограничена. Весь земельный массив распределен  между собственниками, владельцами и пользователями земли. Свободных и нераспределенных земель в Республике Беларусь практически нет.
     Использование земли как средства производства связано с ее пространственным положением и постоянством места. Этим земля отличается от других средств производства, которые, как, например, трактор, комбайн, можно перемещать и заменять более совершенными.
     Одно  из важнейших свойств земли - плодородие характеризует условия для произрастания сельскохозяйственных и других культур. Плодородие почв определяет не только потребительские свойства земли, но и ее полезность, способность быть источником получения продуктов питания и разнообразной продукции для промышленности и других отраслей хозяйства.
     Правовая  характеристика земельных участков как объектов земельных правоотношений закреплена в Кодексе о земле. Земельный участок - часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации.
     Земельный участок может быть делимым и  неделимым. Он не может быть разделен на части, если при целевом использовании  той или иной части будут иметь  место нарушения противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных норм и правил. При совершении сделки с частью делимого земельного участка эта часть в установленном порядке должна быть предварительно выделена в самостоятельный земельный участок (ст. 10 Кодекса о земле).
     Каждый  земельный участок должен иметь свои границы.
     Граница земельного участка есть линия и  проходящая по этой линии вертикальная плоскость, разделяющая землепользования и землевладения. Граница земельного участка устанавливается на местности  и закрепляется межевыми знаками (ст. 11 Кодекса о земле).
     Земельные правоотношения опосредуют наиболее важные из числа экономических отношений  в области использования земли, благодаря им реализуются важнейшие имущественные права граждан. Среди них - право на полное возмещение убытков, причиненных собственникам, владельцам, пользователям земельных участков нарушением их прав.
     Земельные правоотношения могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Критерием классификации может быть объект правоотношений, субъекты земельных правоотношений, их содержание.
     Классификация земельных правоотношений позволяет установить состав участников, их права и обязанности.
     По  основному назначению земельные правоотношения могут быть:
     - регулятивными (выражаются в совершении их участниками позитивных действий);
     - правоохранительными (основаниями возникновения их являются правонарушения).
     Материальные  правоотношения как правоотношения по поводу материальных прав на землю предусмотрены земельно-правовыми нормами, регулирующими права и обязанности участников этих отношений.
     Процессуальные  правоотношения помогают реализовать эти права, устанавливают порядок их возникновения, изменения, прекращения, средства их охраны.
     По  основным институтам земельного права земельные правоотношения можно подразделить на определенные виды:
     - правоотношения земельной собственности,
     - правоотношения землевладения,
     - правоотношения землепользования, в том числе правоотношения земельных сервитутов и аренды земли,
     - правоотношения в области управления земельным фондом,
     - земельные охранительные правоотношения.
     Земельные правоотношения собственности  лежат в основе всех других правоотношений. Они играют заглавную роль и в земельном праве. Это происходит потому, что, во-первых, все иные правоотношения зависимы и определяются собственностью на землю. И, во-вторых, собственникам земли предоставлен самый широкий круг полномочий. Внутри правоотношений собственности можно выделить правоотношения государственной и частной собственности.
     Правоотношения  собственности существенно изменились за последние годы. Земля перестала быть объектом исключительной государственной собственности. Возникли новые правоотношения - между государством и другими собственниками, собственниками и всеми иными участниками земельных правоотношений. Изменились и отношения внутри государственной собственности. Частные собственники земельных участков, а не только государство, как это было раньше, получили право распоряжаться землей. Государство, кроме того, перестало быть обязательным участником отношений собственности.
     Потребности экономики вызывают и иные изменения  правового режима земельной собственности. Претерпевает значительное изменение содержание права собственности, в первую очередь как права абсолютного, противостоящего всем другим правам. Это связано и с появлением такого важного института, как институт владения землей.
     Правоотношения  землевладения  возникают на основе предоставления земельных участков во владение. Право землевладения имеет самостоятельное и важное значение.
     Земельные правоотношения по землевладению могут быть подразделены на определенные группы: пожизненного наследуемого владения землей граждан для строительства и обслуживания жилого дома; для ведения личного подсобного хозяйства;  для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; для ведения коллективного садоводства; для дачного строительства; для традиционных народных промыслов; в случае получения по наследству или приобретения жилого дома (ст. 14 Кодекса о земле).
     Правоотношения  землепользования - традиционная группа земельных правоотношений, имеющая самостоятельное значение.
     Различают правоотношения постоянного или  временного пользования землей.
     В отличие от пожизненно наследуемого владения право землепользования отличает свой круг субъектов. Среди них - колхозы, совхозы, межхозяйственные сельскохозяйственные предприятия и организации независимо от форм собственности, промышленные, транспортные и иные предприятия и организации. Землепользование является одной из гарантированных законом форм использования земель. Правоотношения землепользования также претерпели изменения. Появились и новые участники правоотношений землепользования -совместные предприятия, международные объединения и организации с участием иностранных юридических лиц.
     Важной  новеллой действующего земельного законодательства является включение в него норм о праве ограниченного пользования соседним участком (земельного сервитута). Земельный сервитут может быть установлен в интересах и по требованию лица, которому земельный участок предоставлен в собственность, пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду. Правоотношения по аренде земли - группа правоотношений по использованию земли, их участники пользуются ею временно, возмездно и на договорной основе.
     Аренда - новая сфера земельных правоотношений. Арендные земельные правоотношения имеют сложную структуру. Их участниками могут быть как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные предприятия и организации, граждане, иностранные государства, физические и юридические лица. При этом сроки аренды земельных участков не должны превышать 99 лет, а аренда земельных участков для сельскохозяйственного использования не может быть менее пяти лет (ст. 17 Кодекса о земле).
     В настоящее время правом предоставлять земли в аренду наделены не только сельские (поселковые), городские, районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции, но и ее собственники, граждане и юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности.
     Правоотношения  по управлению землей. Государство, хотя и перестало быть исключительным собственником, в отношении всех земель может осуществлять ряд административно-правовых и земельно-правовых действий. Оно планирует использование земель, решает вопросы их учета и ведения земельного кадастра, контролирует использование земель всеми ее собственниками, пользователями, разрешает земельные споры и т.д.
     Управление  землей как вид исполнительно-распорядительной деятельности государства осуществляется в рамках закона, опирается на соответствующие нормы. В тесном взаимодействии с другими земельно-правовыми институтами: собственности, владения, пользования землей - институт управления земельным фондом обеспечивает рациональное использование и охрану земельных ресурсов во всех сферах жизнедеятельности общества.
     Земельные охранительные правоотношения. Их появление вызвано необходимостью поддержания земельного правопорядка и охраны всех иных правоотношений: собственности, владения, пользования. Они возникают во всех случаях нарушения субъективных земельных прав и обязанностей и земельного правопорядка (правового режима земель). Одно правонарушение может вызвать несколько охранительных правоотношений.
     Типичными земельными правонарушениями являются: несвоевременный возврат временно занимаемых земель, невыполнение мероприятий по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению, уничтожение межевых знаков, границ землевладений и землепользовании, использование земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены и др.
     Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по другим основаниям. На практике возможно одновременное использование нескольких классификаций.
2. ПОНЯТИЕ ПРАВА  СОБСТВЕННОСТИ НА  ЗЕМЛЮ. ФОРМЫ И  ВИДЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 

     В основе земельно-правовых отношений лежат отношения собственности. Они образуют базис земельного строя государства. Земельные правоотношения представляют собой юридическую оболочку установления и оформления экономических отношений по поводу земли как особого объекта собственности. Понятие земельной собственности, таким образом, охватывает как экономическую, так и правовую категории.
     Земля является основой любой производственной деятельности. Она выступает и в качестве предмета труда, и средства производства, и пространственно-операционного базиса.
     Земельная собственность как  экономическая категория представляет собой совокупность общественных отношений по поводу присвоения земли.
     В статике экономические отношения  собственности означают, кому принадлежат (кем присвоены и присваиваются) земельные богатства общества. В динамике экономические отношения собственности характеризуют и сам способ присвоения земли, а также всего с ней связанного имущества, единого комплекса производительных сил.
     Собственность как экономическая категория  традиционно определяется как присвоение индивидуумом или коллективом средств производства, предметов природы, естественных и созданных трудом в пределах определенной общественно-экономической формы и посредством нее.
     Содержание  земельной собственности как экономической категории можно раскрыть через категории владения, пользования и распоряжения.
     Классическое  определение собственности предложено в работах экономистов прошлого и нынешнего столетий. Собственность определяется как исключительная и деспотичная власть, на которую один человек может претендовать и осуществлять над объектами внешнего мира. Она состоит из свободного владения, пользования и распоряжения объектами собственности без какого-либо контроля и ограничения, за исключением требований, установленных законом.
     Сущность  и содержание отношений  собственности на землю во многом зависят от роли и значения этого объекта материального мира в жизни общества. Можно говорить о земле как материальной основе отношений собственности. Будучи центром, фундаментом отношений собственности, земля придает им определенную направленность. Вместе с тем земля - особый объект собственности, обладающий рядом специфических как естественных, так и экономических свойств.
     Земля как сфера приложения труда человека, национальное богатство любого из государств пространственно ограничена. Земельные участки обладают различными природными свойствами и значительно разнятся по стоимости. Природные свойства земли являются предпосылкой для использования ее в той или иной сфере хозяйствования (сельском, лесном хозяйстве, промышленности и т.д.). Как средство производства земля имеет определенную производительность; ее использование требует дальнейшего улучшения и преобразования; она превращается в средство производства лишь в процессе производственной деятельности человека, она не может быть полностью заменена другими средствами производства (хотя, как известно, существуют искусственно созданные почвы).
     Земля не подлежит износу, моральному или физическому старению. Природные свойства земли в результате многолетнего использования могут быть улучшены. Производительные свойства земли могут быть преобразованы, например, мелиорацией земли. С использованием земли тесно связано применение других средств производства, созданных человеком. До недавнего времени при оценке стоимости объектов, неразрывно связанных с землей, стоимость земельных участков не учитывалась. По мнению ряда экономистов, к концу нынешнего столетия стоимость земельного участка в ряде крупных городов в десятки раз превысит стоимость всего расположенного на нем недвижимого имущества.
     Необходимо  отметить связь земель с другими природными объектами. Земля - одна из непреходящих ценностей, важнейшее национальное достояние. Сохранение и улучшение ее природных качеств неразрывно связано с правовым регулированием отношений земельной собственности. Собственность, включая и земельную, является экономико-правовой категорией.
     В самом общем виде право собственности может быть определено как юридическое закрепление сложившегося в обществе порядка присвоения средств производства и результатов труда, а также возможностей субъектов по использованию принадлежащего им имущества.
     Право собственности на землю может быть рассмотрено в нескольких аспектах:
     ¦ в объективном смысле (как институт земельного права);
     ¦ как субъективное право;
     ¦ особое правоотношение собственности  на землю;
     ¦ как юридический факт, порождающий  определенные правоотношения;
     ¦ как особый титул владения землей (на праве собственности).
     В итоге правового регулирования  экономических отношений собственности формируется право собственности, собственность как юридическая категория. Рассмотрим первые два аспекта права собственности на землю.
     Право собственности как  правовой институт - совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность (присвоенность) материальных благ определенным лицам или коллективам, предусматривающих объем и содержание прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества, способы и пределы осуществления этих прав.
     Экономические отношения собственности, в том числе  земельной, регулируются нормами разных отраслей: конституционного, гражданского, уголовного, земельного, финансового и иных.
     Правопорядок  в отношениях земельной собственности устанавливается нормами земельного права. В них определен состав земель, являющихся собственностью определенных субъектов права, круг участников отношений земельной собственности, цели использования земли, регламентируются вопросы распределения результатов этого использования.
     Земельное законодательство регламентирует формы  земельной собственности.
     В центре правового регулирования  земельного права - содержание правомочий и обязанностей собственников земли, гарантии этой собственности, механизм приобретения права собственности на землю и защиты прав собственников земли.
     Следует указать на расширение сферы действия гражданского законодательства в регулировании отношений по поводу земли как недвижимого имущества, частично вовлеченного в хозяйственный оборот. Это признается представителями науки как гражданского, так и земельного права.
     Право земельной собственности  в субъективном смысле - это право конкретных субъектов - юридических и физических лиц, иных субъектов - владеть землей и использовать земельные участки в порядке и на условиях, установленных законодательством. Содержание субъективного права собственности на землю раскрывается через правомочия собственников владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками. Когда права владения, пользования и распоряжения урегулированы юридическими нормами, выполнение которых гарантирует государство, тогда и собственность получает свое высшее проявление в виде права собственности.
     Субъективное  право собственности, в том числе земельной, традиционно рассматривается в качестве абсолютного правоотношения. В нем собственнику противопоставлены все другие субъекты, которые обязаны воздерживаться от нарушений права собственности, не препятствовать собственнику в осуществлении своих правомочий. 

     Формы и виды земельной  собственности
     В зависимости от того, кто является собственником земли, субъектом  соответствующих отношений и  носителем прав - отдельный человек, коллектив, народ, нация, выделяются самостоятельные формы собственности. Их правовое опосредование осуществляется нормами законодательства.
     Длительное  время в нашей стране существовала только государственная форма собственности на землю. Возникшая на основе национализации земли, она составляла основу всех земельных отношений.
     Право государственной собственности  на землю рассматривалось в качестве одного из завоеваний социализма. Подчеркивался его социалистический характер; исключение возможности эксплуатации человека человеком; использование преимущественно для развития производительных сил страны, в интересах всего народа. Государственная собственность на землю утверждалась в качестве важнейшего условия и предпосылки рационального использования земли.
     Право государственной собственности  на землю было исключительным правом, что закреплялось в Конституции. Из исключительности государственной собственности на землю исходила правовая система: земля была изъята из товарного оборота, земельный фонд не им стоимости и цены, его оценка производилась на основ пространственных измерений и частично - качества. Государство являлось обязательным участником всех отношений, связанных с землей. Характер отношений земельной собственности предполагал подчиненное и зависимое от властей положение всех иных его участии ков, в первую очередь пользователей земли. Единственным титулом, на основе которого осуществлялось использование земли, был титул пользователя. Нормы закреплявшие право пользования землей, были зависимы от норм, закреплявших незыблемое, исключительное право государственной собственности на землю. Данная юридическая конструкция: государство пользователь - была весьма удобной для административно-плановой системы, поскольку государство всегда могло лишить пользователя его прав, ограничить их, сократить в объеме. Предоставление земельных участков нормировалось на одного участника земельных отношений, пользователь оставался ответственным перед государством за соблюдение установленных правил землепользования.
     Начало  реформированию земельного строя было положено Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле (от 28 февраля 1990 г.). Основы не содержали понятий права собственности на землю и права государственной собственности на землю, но благодаря им от национализации земли к ее приватизации были сделаны три важных шага:
     ¦ ликвидирована монополия исключительной собственности союзного государства на землю (и другие природные ресурсы);
     ¦ установлена множественность субъектов права собственности на землю;
     ¦ введен новый институт земельного права - право землевладения. На этом компромиссном решении (не собственность граждан на землю, а владение землей) союзная реформа и остановилась.
     Начало  новому этапу развития земельного права  как права нового государства - Республики Беларусь - положила Декларация о государственном суверенитете, принятая Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. В соответствии с ее законоположениями субъектом права собственности на землю, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Беларусь был назван белорусский народ. Он осуществляет исключительные права владения, пользования и распоряжения землей.
     Кодекс  Республики Беларусь о земле от 11 декабря 1990 г. содержал специальную  норму - ст. 2 «Земля как объект права собственности». В ней указывалось, что земля является собственностью Республики Беларусь. Было закреплено право каждого гражданина Республики Беларусь на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяются законодательством. Однако в этой статье ничего не говорилось о том, на каких правах (собственности, владения, пользования) возможно использование земельного участка. Более того, Кодексом о земле 1990 г. не было установлено право собственности на землю ни физических, ни юридических лиц.
     Кодекс  Республики Беларусь о земле, как  и Основы земельного законодательства, ввел в юридическую практику новый титул - землевладения, близкий к индивидуальной, частной собственности на землю. Начало формированию института права частной собственности на землю в Республике Беларусь положило постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 1 октября 1991 г. «О признании права частной собственности на землю на территории Республики Беларусь». Более подробная регламентация отношений частной, собственности на землю содержалась в Законе Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю». В данном нормативном акте были закреплены две формы собственности на землю - государственная и частная.
     В Республике Беларусь земельные участки могут передаваться в собственность иностранным государствам в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 31 Кодекса о земле.
     Государственную собственность образуют все земли, за исключением тех, что переданы в частную собственность и в собственность иностранных государств и не отчуждены после этого в собственность Республики Беларусь.
     В частной собственности находятся  земли, приобретенные гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь или приравненными к постоянно проживающим в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
     Земельные участки могут передаваться в  собственность юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе и предприятиям с иностранными инвестициями. Иностранным государствам земельные участки могут передаваться в собственность в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 31 Кодекса о земле. Юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями, земельные участки могут передаваться в собственность при приватизации объектов государственной собственности. Перечень государственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь. Земельные участки также могут передаваться в собственность юридических лиц Республики Беларусь при осуществлении инвестиционных проектов.
     Решение о передаче земельных участков в  собственность юридическим лицам Республики Беларусь в названных выше случаях принимается Президентом Республики Беларусь.
     В зависимости от круга субъектов  право частной собственности может быть подразделено на следующие виды:
     ¦ право частной собственности граждан;
     ¦ право частной собственности юридических лиц.
     В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для: ведения личного подсобного хозяйства; строительства и обслуживания жилого дома; ведения коллективного садоводства; дачного строительства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.