На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Естественные монополии в России: состояние и перспективы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВИК! 
 
 
 
 
 
 
 

Естественные  монополии в России: состояние  и перспективы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………….…….…..3
 
    История возникновения монополии……………………………..….…………3
    История возникновения и развития монополий в России……….….…..….. .4
    Понятие, виды и формы монополий……………………………….…………..6
    Понятие и признаки естественной монополии…….………………………….9
    Причины существования естественных монополий……………………..…..11
    Естественные монополии на рынке России и их реформирование………….11
    6.1  Электроэнергетика………………………………………………………….11
    6.2  Газовая промышленность…………………………………………………..15
    6.3  Железнодорожный транспорт……………………………………………...19
    Антимонопольная политика в России……………………………………….…23
    Государственное регулирование в сферах естественной монополии………..28
    Органы регулирования их функции и полномочия…………………………..35
 
Заключение………………………………………………………………………………36
Список  литературы……………………………………………………………………...37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Актуальность  темы. 

      В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень 
монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху»государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

     Что собой представляют российские естественные монополии: движущие силы экономики, способные вывести страну из затяжного кризиса или неповоротливые структуры, вышедшие из планово-административной системы, тормозящие развитие рыночных отношений в России? Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса в России. Более того, их экономическое влияние выходит за пределы нашей страны. Вопрос государственного регулирования деятельности естественных монополий остается острым на протяжении всех лет с начала реализации экономических реформ в России. 
 
 

История возникновения монополии. 

        История монополии достигает глубокой древности. Монополистические 
тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех 
этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно вовремя экономического кризиса 1873г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений кризисов и монополий указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса». 
      Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою 
многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти 
проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла 
реальная угроза для функционирования конкуренции ( этого необходимого 
атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма. Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

      Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как 
доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность 
самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать 
конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы. 
 

История возникновения и  развития монополий  в России. 
 

        Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в 
развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.

      Первые  монополии образовались в 80-х годах 19 века ( Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа ( Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства ( «Продпаравоз»,  военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства   (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др.  – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и  т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) -  уровень монополизации был невысок.
      В годы первой мировой войны 1914-18г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами ( металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.).
     Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно,  а являлось составной частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны  в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному двум заводам.
      Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.
      Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.
      В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма (какие-то функции возложены на сердце, какие-то – на печень, какие-то – на желудок), так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие – в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированны: один завод выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа (скажем, почек) в человеческом организме.
      Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%)  было подвержено сильной монополизации. 
 

Понятие, виды и формы монополий. 

      
       Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это 
исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой 
противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия 
выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. 
Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка 
абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца. 
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является 
некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не 
имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к 
примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. 
Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий 
регламентируется муниципальными властями и правительственными 
организациями.

       Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям.
      Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения:
первое - положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим;
второе - положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов.
Если  же доля предприятия на рынке определенного  товара не превышает 35%, его положение  не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом. 

Современная теория выделяет три  типа монополий: 

       1) монополия отдельного предприятия;
       2) монополия как соглашение;
       3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта. 

       Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
       Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
       Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.
       Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
       Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
       Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
       Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
       Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
       В 60-х годах в США и некоторых  странах капитала появились и  начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
       Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
       Вообще  любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой ( отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.
       Более лоялен рынок олигополии, которая может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами 
 

Понятие и признаки естественной монополии. 
 

      Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она 
отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени 
удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе ( особенности 
технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция 
невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, 
телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное 
количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, 
естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
 

Основными признаками естественной монополии  являются следующие:
 
1. Деятельность субъектов естественных  монополий эффективнее в 
отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на 
масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К 
таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку 
груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов 
или пассажиров перевозятся в данном направлении. 
2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, 
связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии 
связи, столь высоки, что организация подобной параллельной 
системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и 
трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) 
вряд ли может окупиться.

3. Низкая  эластичность спроса, поскольку  спрос на продукцию или 
услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей 
степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды 
продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими 
товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности 
населения или других отраслей промышленности. К таким товарам 
относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на 
автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения 
собственной машины, и они будут пользоваться общественным 
транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию 
вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее 
эквивалентным энергоносителем сложно.

4. Сетевой  характер организации рынка, то  есть наличие целостной 
системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых 
производится оказание определенной услуги, в том числе наличие 
организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль 
из единого центра в реальном масштабе времени.
 

Существуют  два типа естественных монополий:
 
а) природные монополии. Рождение таких  монополий происходит из-за 
барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, 
монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста). 
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть 
монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо 
экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. 
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) 
создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой. 
      Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

      С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если 
производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
 
 
 
 
 
 

Причины существования естественных монополий. 

    Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии"1.
      На экономику России влияют 3 фактора, связанные с особенностями географического положения страны.
      Во-первых, это ее огромные размеры. Россия охватывает 8 часовых поясов и остается самой большой страной мира при очень низкой плотности населения. Поэтому, естественные монополии имеют возможность получать значительную "экономию от масштаба" и представляют собой высоко влиятельные структуры.
     Во-вторых, климатические особенности. Большая часть России - северные или около северные земли. Недостаток тепла Россия должна возмещать излишним по-сравнению с другими странами - расходованием энергоресурсов.
      В-третьих, достаточная сырьевая база. Россия располагает 13% всех мировых запасов нефти (известных), 40% газа, половиной угля, поэтому в количестве энергоресурсов проблемы нет. Проблема в цене, по которой их можно использовать наиболее эффективно. Сегодня при значительных энергоресурсах России производство получает их по цене, обеспечивающей его неконкурентоспособность даже на собственном рынке. 
 
 

Естественные  монополии на рынке  России и их реформирование. 
 

Электроэнергетика 

      РАО "ЕЭС России" (Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации) было создано в 1992 году в соответствии с указами Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 15 августа 1992 года № 923 и от 5 ноября 1992 года № 1334. В уставной капитал Компании было передано имущество и акции тепловых электростанций и ГЭС, магистральные линии электропередачи, система диспетчерского управления, пакеты акций региональных энергетических компаний и отраслевых научно-проектных и строительных организаций.
      Таким образом, холдинг РАО "ЕЭС России" владел до 2008г. 72% установленной мощности всех электростанций России и 96% протяженности всех линий электропередачи. В течение 15 лет энергокомпании холдинга РАО "ЕЭС России" обеспечивали не менее 70% выработки электроэнергии и треть производства тепла в стране. В 2007 году энергокомпании Холдинга произвели 706,0 млрд кВт.ч. электроэнергии.
      С момента создания Компании основные активы холдинга РАО "ЕЭС России" были объединены в региональные вертикально интегрированные энергокомпании. 72 АО-энерго и АО-электростанции осуществляли производство, передачу по сетям и сбыт электроэнергии и тепла практически во всех субъектах Российской Федерации.  

     Предпосылки реформирования электроэнергетики. 

      Еще в 1980-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии.
      В 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.
      Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими показателями:
По технологическим  показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.
Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
      В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, Существовала высокая вероятность крупных аварий.
      Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи.
Предприятия отрасли были информационно и  финансово "не прозрачными".
Доступ  на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.
      Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В противном случае, при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.
      Основная идея реформы – вхождение частных собственников в конкурентные секторы электроэнергетики и государственный контроль над естественно-монопольной инфраструктурой. Она стала реализовываться на практике в 2006-2007 гг., когда начался процесс продажи акций генерирующих компаний РАО "ЕЭС России". Ряд ОГК и ТГК уже провели размещение эмиссий дополнительных акций в пользу частных инвесторов. Одновременно с этим правительство дало "добро" на продажу принадлежащих РАО "ЕЭС России" акций этих компаний, которые приходятся на долю государства. В отрасль впервые пришли частные инвестиции – к концу 2007 года их объем превысил 600 млрд. руб. Таким образом, структурная реформа в электроэнергетике и запуск конкурентного рынка создали предпосылки для выхода на завершающий этап реформирования – инвестиционный. Одним из главных результатов преобразований стало формирование и реализация пятилетней инвестиционной программы   энергокомпаний Холдинга РАО "ЕЭС России" на 2006-2010 гг., которая предусматривает строительство новых генерирующих мощностей -  29 тыс. МВт и  около 70 тыс. км. высоковольтных линий электропередачи. Общий объем средств, необходимых для реализации этой программы составляет 3,4 трлн. рублей, значительная  часть   которых – средства частных инвесторов. Это означает гигантский прирост финансирования инвестиционной деятельности.
      Завершение структурной реформы, становление компаний новой структуры отрасли, а также необходимость развития реальной конкуренции в секторе генерации и сбыта электроэнергии делает ненужным существование головной компании – Общества РАО "ЕЭС России". Финальный этап преобразований предполагает реорганизацию ОАО РАО "ЕЭС России" путем выделения из него 23 энергокомпаний целевой структуры отрасли и прекращение существования компании в качестве юридического лица до 1 июля 2008 года. Эта дата специальными поправками закреплена в Федеральном законе "Об электроэнергетике". Помимо этого, важнейший блок поправок в закон касается структуры управления электроэнергетикой после реорганизации РАО "ЕЭС России". Она будет основываться на двух принципах - повышении эффективности государственного управления и саморегулировании. Так, значительная часть функций, связанная с государственным управлением отраслью будет передана в Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго). Задача, которая ставится перед этим органом – выстроить заново систему госуправления электроэнергетикой, учитывая колоссальные изменения, произошедшие в отрасли.
      Базовым элементом системы саморегулирования в энергетике после реорганизации РАО "ЕЭС России" станет Совет рынка. Он создается на базе НП "Администратор торговой системы" и объединяет представителей всех без исключения субъектов электроэнергетики – генерирующих, сетевых и энергосбытовых компаний, диспетчерского управления, крупных потребителей.
      К 2008 году приняты все необходимые законодательные и корпоративные решения для осуществления этого шага. 1 июля 2008 года компания РАО "ЕЭС России" исчезла с экономической карты страны. Правоприемники ОАО "РАО ЕЭС России" – ОАО "Системный оператор", ОАО "Федеральная сетевая компания", ОАО "ГидроОГК, шесть генерирующих компаний оптового рынка, 14 территориальных генерирующих компаний, 12 межрегиональных распределительных сетевых компаний, региональные энергосбытовые компании, ОАО "РАО Энергетические системы Востока" и ОАО "Интер РАО ЕЭС".  

Цели  и задачи реформы. 

      Основная цель реформирования электроэнергетики России – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
      В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.
В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных(производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
      Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут преимущественно частными и будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.
      Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
      Цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".
       С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в "Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг. "5+5".
      Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Газовая промышленность 

ОАО «Газпром» – крупнейшая газовая компания в мире. В 1989г. на основе Министерства газовой промышленности был образован Государственный газовый концерн «Газпром». На его базе создается в 1993г. Российское акционерное общество «Газпром» – РАО «Газпром», переименованное в 1998г. в Открытое акционерное общество «Газпром» – ОАО «Газпром». Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома – 50,002%.
      Газпрому принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа – Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2006 году поставку 316,3 млрд. куб. м газа в 79750 населенных пунктов России.
      Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2006 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии – 101 млрд. куб. м.
      В 2005 году Газпромом выведен на проектную мощность газопровод «Голубой поток» из России в Турцию.
      В этом же году начато строительство газопровода «Северный поток», который позволит значительно повысить надежность и гибкость осуществления поставок газа на европейский рынок.
      В 2006 году Газпром и итальянская компания ENI подписали Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта «Южный поток», который также направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Морской участок «Южного потока» пройдет по дну Черного моря от российского берега до болгарского.
      Ведется подготовка к реализации  проекта освоения Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря, которое станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через «Северный поток». В июле 2007 года Газпром выбрал французскую компанию Total партнером для реализации первой фазы освоения Штокмановского месторождения. В октябре 2007 года еще одним партнером Газпрома при реализации этого проекта стала норвежская компания StatoilHydro.
      Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики – стратегические задачи Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании.
      Приобретение «Сибнефти» позволило компании стать одним из наиболее влиятельных игроков на нефтяном рынке России.
      Профильное направление деятельности для Газпрома и электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект. В феврале 2007 года Газпром и «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) подписали Протокол о намерениях, в соответствии с которым намерены создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов. Новая компания должна стать одним из лидеров российской электроэнергетики и занять ведущие позиции в мировой энергетической и угледобывающей отрасли.
      Крупнейшим социально ориентированным проектом Газпрома является «Программа газификации регионов РФ на 2005-2007 гг.», приоритетом которой является газификация сельской местности. В строительство объектов газификации в этот период будет инвестировано 43 млрд. руб. В результате реализации Программы природным газом станут пользоваться еще более 13 млн. граждан страны
      В 2007 году капитализация ОАО «Газпром» выросла на 21,18% и составила на конец года 329,563 млрд. долларов США. По уровню рыночной капитализации Газпром вошел в тройку крупнейших энергетических компаний мира, уступая только китайской PetroChina и американской ExxonMobil 

Пути  реформирования "Газпрома". 

      Согласно "Основным положениям структурной реформы в сферах естественных монополий" одобренных Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426,  реформирование "Газпрома" направлено на отделение монопольных видов деятельности (транспортировка и распределение газа) от потенциально конкурентных (добыча).
      Декларируется достижение следующих целей: первая - усиление государственного регулирования транспортировки газа и создание условий для свободного доступа добывающих предприятий к распределительной сети; вторая - стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности путем привлечения иностранных и отечественных инвесторов для освоения новых месторождений; третья - развитие прямых договорных отношений между поставщиками и потребителями газа.
      Прообразом российской газовой отрасли выбрана газовая промышленность США, где в 80-е годы транспортировка газа была отделена от добычи и распределения. Это оказалось возможным благодаря разветвленной газотранспортной сети, наличию развитых информационных и контрольных систем на всех этапах газовой цепочки в сочетании с гибкими рыночно-ориентированными ценовыми механизмами. Потребители стали покупать газ непосредственно у производителей, минуя посредников. Появление конкуренции в газовой промышленности изменило продолжительность контрактов на поставку газа и их содержание: в начале 90-х годов примерно 50% его продавалось по контрактам продолжительностью более одного года, 35% - по 30-дневным контрактам, остальное - по среднесрочным (до одного года).
      В отличие от более радикальных новшеств в США на газовом рынке той или иной европейской страны одна государственная газовая компания отвечает за все операции в газовом секторе или имеются доминирующая газовая компания (в Германии - две) и несколько газораспределительных. Разные подходы в США и Европе во многом были предопределены тем, что на американском газовом рынке насчитывалось 8-10 тыс. субъектов, а на европейском - лишь несколько сотен.
      По мнению авторов "Основных положений", механизм "конкуренция газовиков - низкие тарифы - снижение издержек предприятий - подъем экономики" обеспечит подъем промышленности. Однако у нее есть уязвимые стороны. Поскольку в "Газпроме" не разделены монопольные и потенциально конкурентные виды деятельности, нет ясности в формировании затрат концерна по ним, невозможно должным образом их контролировать.
      Программа реформирования "Газпрома" предусматривает новый механизм ценообразования, согласованный с начислением и взиманием налогов, инвестиционной политикой концерна и величиной дивидендов. Цены добычи газа будут контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством, а отпускные формироваться так, чтобы: "Газпром" мог покрывать текущие издержки и получать прибыль; гибкие цены и обеспечение потребителям возможности выбора условий их газоснабжения повысили его надежность; цены соответствовали равновесию спроса и предложения - не возникал дефицит или избыток газа на рынке.
      Условия, приводящие к "естественному" монополизму, должны регулироваться государством, а прочие - рынком. Развитие конкурентной среды в добыче газа возможно лишь при условии, что есть месторождения, перспективные для освоения. Государство как собственник природных ресурсов могло бы целенаправленно формировать эту среду на основе фонда нераспределенных участков недр. Однако в России эти возможности во многом утрачены.
      Указом Президента РФ "О неотложных мерах по освоению новых крупных газовых месторождений на полуострове Ямал, в Баренцевом море и на шельфе острова Сахалин" от 1 июня 1992г. № 539 "Газпрому" были предоставлены права на разработку всех основных месторождений Надымского, Пуровского и Тазовского районов. Чем бы ни руководствовалось тогда правительство, подобное решение даже в перспективе не содействует развитию конкуренции в газовой отрасли. Сегодня "Газпром" имеет лицензии на разработку 92 газовых и газоконденсатных месторождений с промышленными запасами газа более 32 трлн куб. м, что равно около 66% всех запасов России и 23% мировых.
Специалисты считают, что для повышения эффективности необходимо:  

- добиться от "Газпрома" финансовой прозрачности и обоснованности ценовой и тарифной политики;
- перейти на зональные цены по регионам и группам потребителей, а в конечном итоге - на контрактные цены;
- отойти от принципа формирования цен на основе издержек худшего (замыкающего) производителя в рамках "Газпрома" в целом;
- укрепить ядро концерна, состоящее из газодобывающих предприятий и магистральных газопроводов.
      Главная задача реформы - повышение эффективности работы "Газпрома" как единой вертикально интегрированной компании. Реформа ставит задачу выделить непрофильные виды деятельности, сконцентрировать работу по всей производственной цепочке от добычи газа и жидких углеводородов до их сбыта конечным потребителям. Структурные преобразования проводятся в рамках стратегии по превращению "Газпрома" в глобальную энергетическую компанию мирового уровня. Каждое дочернее общество должно иметь одну главную функцию, а не распылять свои ресурсы на смежные виды деятельности. Например, "трансгазы" не должны заниматься добычей, переработкой или подземным хранением газа. Должны быть выделены сервисные службы и социальная инфраструктура.
      В результате будет значительно усовершенствована структура управления компанией, повышена прозрачность финансовых потоков, более эффективно использоваться система управления издержками. Важнейшим результатом должно стать объективное отражение затрат, связанных непосредственно с транспортировкой газа. Это снимет все вопросы формирования тарифа на транспортировку и заложит основу для перехода от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифа на естественно монопольную сферу деятельности "Газпрома" - транспортировку газа.
     В 2004 году был завершен первый этап реформы, который длился более трех лет и был направлен на рост эффективности работы головной компании, совершенствование регламентных процедур и системы бюджетирования.
      В настоящее время завершается  второй этап - по оптимизации структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ.
Было создано 100-процентное дочернее общество "Газпрома" - ООО "Газпромрегионгаз". С учетом мирового опыта утверждены новые названия дочерних обществ. Эти названия отражают не только принадлежность "дочки" к "Газпрому", но и направление деятельности, а также регион присутствия. Например, "Мострансгаз" будет называться "Газпромтрансгаз-Центр", "Лентрансгаз" - "Газпромтрансгаз-Северо-Запад", "Газэкспорт" - "Газпромэкспорт". Второй этап реформы предусматривает определенную последовательность действий. Будут созданы следующие предприятия, которые объединят профильные для них направления деятельности: "Газпром-ПХГ" (24 подземных хранилища), "Газпром-переработка" (переработку газа и жидких углеводородов, куда, например, предполагается включить Сосногорский ГПЗ, Сургутский ЗСК, установку подготовки конденсата к транспорту "Уренгойгазпрома"); "Газпромнефтедобыча" (добыча нефти и конденсата), "Газпромавтогаз" (сети АГНКС). В течение 2006-2008 годов произойдет окончательное выделение неосновных видов деятельности и концентрация основного производства в профильных бизнес-структурах первой группы.
      Создающиеся в процессе реформы компании по профильным направлениям деятельности и в дальнейшем будут принадлежать "Газпрому" на 100%. В перспективе может быть рассмотрен вопрос о продаже доли в некоторых непрофильных компаниях, которые не связаны с добычей, транспортировкой и подземным хранением газа. Это будет способствовать формированию конкурентной среды на рынке услуг, подрядных работ, что, в свою очередь, обеспечит реализацию рыночных механизмов в системе управления издержками ОАО "Газпром". 
 
 

Железнодорожный транспорт 
 

      ОАО «Российские железные дороги» стало правопреемником сети железных дорог МПС РФ, история которых началась в 1865 г. указа об учреждении Министерства путей сообщения России. К 1900 г. железнодорожная сеть составила 44,9 тыс. км; была построена значительная часть Транссибирской магистрали, введен в строй ряд других линий. В 1954 г. из состава МПС выделилось Министерство транспортного строительства СССР, в 1992 г. преобразованное в концерн «Трансстрой». В 1992 г. образовано МПС РФ.    ОАО "РЖД" было создано 1 октября 2003 года на базе имущества Министерства путей сообщения Российской Федерации в рамках реформы железнодорожного транспорта, 100% акций принадлежит государству.
      ОАО "РЖД" - крупнейшая российская транспортная компания. Она входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира .Компания предоставляет услуги в области грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок как внутри России, так и на международном рынке.
      ОАО "РЖД" перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. За 6 месяцев 2005 года доходы ОАО "РЖД" составили 323 млрд. рублей, из них от грузовых перевозок – 282,5 млрд. рублей, от пассажирских – 40,5 млрд. рублей.
      ОАО "РЖД" владеет 100% железнодорожных магистралей в России, станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами, а также около 20000ми локомотивов, более чем 600 000 грузовых и пассажирских вагонов.
      В ОАО "РЖД" работают 1 300 000 сотрудников.
 Техническая характеристика ОАО "РЖД": 
      Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира - эксплутационная длина – 85,2 тыс. км. 
      ОАО "РЖД" занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий – 42,9 тыс. км.
      ОАО "РЖД" обеспечивает 39% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 41% пассажирооборота.
      ОАО "Российские железные дороги" - одна из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающая высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.
      По уровню производительности труда, интенсивности использования подвижного состава и инфраструктуры Российские железные дороги опережают железнодорожные системы развитых европейских государств, а по протяженности электрифицированных линий являются крупнейшими в мире.
Активы  компании включают около 20 тыс. локомотивов, 690 тыс. грузовых и пассажирских вагонов, станции и вокзалы, депо и диспетчерские  системы.
Компания  располагает собственной научно-исследовательской базой и владеет рядом активов, не входящих в сферу ее основной деятельности, наиболее значимых - в области телекоммуникаций и ипотечного кредитования.
       Уставный капитал ОАО "РЖД" сформирован учредителем путем внесения в него имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта.
      По состоянию на 01.01.2007 г. уставный капитал ОАО "РЖД" составлял 1 535 700 000 000 рублей и был сформирован из 1 535 700 700 обыкновенных именных акций в бездокументарной форме номинальной стоимостью каждой 1000 рублей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007г. №1618р "Об увеличении уставного капитала ОАО "РЖД" в 2007 году уставный капитал ОАО "РЖД" увеличен на 5 997 819 000 рублей. По состоянию на 01.01.2008г. уставный капитал ОАО "РЖД" составлял 1 541 697 819 000 рублей и был сформирован из 1 541 697 819 обыкновенных именных акций в бездокументарной форме номинальной стоимостью каждой 1000 рублей.
      Корпоративная структура включает в себя филиалы и представительства компании, дочерние и зависимые общества. По данным на 30 июня 2008 года ОАО "РЖД" владеет долями в 124 дочерних и зависимых обществах.
      Представительства компании работают в Северной Корее (г. Пхеньян), Китае (г. Пекин), Польше (г. Варшава), Чехии (г. Прага), Финляндии (г. Хельсинки), Германии (г. Берлин), Венгрии (г. Будапешт), Эстонии (г. Таллинн), Украине (г. Киев), Иране (г. Тегеран), Армении (Ереван). 
       Производственно-экономические показатели за 2007 год: 
Погрузка  – 1,34 млрд. тонн (+ 2,5%, или на 32 млн. тонн больше к 2006 году). Грузооборот вырос  на 7,1% по сравнению с 2006 годом и  составил 2293,4 млрд. ткм. Возрос объем  погрузки автомобилей (+30%), зерна (+25%), металлоконструкций (+17,7%), машин и оборудования (+13,7%), цемента (+8,5%), удобрений (+5,1%), черных металлов (+3,9%). Более чем на 5% возросло отправление грузов в контейнерах. Рост транзитных перевозок составил 30%.
В дальнем  и пригородном сообщении перевезено 1,3 млрд. человек. Пассажирооборот составил 174 млрд. пасс-км.
      На 13% увеличились доходы от грузовых перевозок, в том числе за счет роста погрузки высокодоходных грузов. Выручка компании по РСБУ – 975,5 млрд. рублей, чистая прибыль - 84,4 млрд. рублей. Годовой объем инвестиций увеличен более чем в полтора раза (по сравнению с 2006 годом) и превысил 259 млрд. рублей (а с учетом лизинга – 288 млрд. рублей).  

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. 

      Правительство Российской Федерации  № 877-р от  17.06.2008
Реализация  мер по реформированию российских железных дорог была начата Правительством Российской Федерации в 1998 году. Однако, несмотря на успехи структурной реформы железнодорожного транспорта в Российской Федерации, ее мероприятия и результаты оказались недостаточны для того, чтобы в короткие сроки создать эффективные источники развития, позволяющие обеспечить масштабное привлечение средств в развитие отрасли и ее модернизацию, сформировать условия для ее долговременного устойчивого роста и повышения конкурентоспособности на мировом рынке.
      Российские железные дороги не всегда оказываются способны адекватно и гибко реагировать на внешние вызовы, в результате чего потенциальные возможности для получения экономической выгоды могут обращаться в источник проблем. В настоящее время протяженность "узких мест" по пропускной способности составляет 8,3 тыс. км, или около 30 процентов протяженности основных направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80 процентов всей грузовой работы железнодорожного транспорта.
      Анализ проблем, возникших в сфере железнодорожного транспорта, позволил выявить следующие ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны:
- необходимость  ускоренного обновления основных  фондов железнодорожного транспорта;
- преодоление  технического и технологического  отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники;
- необходимость  снижения территориальных диспропорций  в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускных способностей железнодорожных линий;
- необходимость  снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок;
- необходимость  повышения безопасности функционирования  железнодорожного транспорта;
- недостаточность  инвестиционных ресурсов.
      Необходимо в период до 2030 года реализовать Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
      Стратегия должна обеспечить решение задачи эффективной реализации уникального географического потенциала страны на базе комплексного развития всех видов транспорта и связи в части, касающейся российских железных дорог. Необходимость такого долгосрочного планирования при определении путей решения задач развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации определяется:
- необходимостью  обеспечения опережающего развития  сети железных дорог как основы долгосрочного развития отраслей экономики и регионов;
- значительной  продолжительностью (порядка 20 лет)  периода проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, выхода на проектную мощность и начала окупаемости объектов железнодорожной инфраструктуры;
- масштабностью  работ по коренной модернизации  железнодорожного машиностроения, необходимостью выхода российских предприятий на соответствие мировому уровню железнодорожной техники, обеспечивающей эффективность и конкурентоспособность российского железнодорожного транспорта.
      Стратегия должна стать основой и одновременно инструментом объединения усилий государства и предпринимательского сообщества для решения перспективных экономических задач и достижения крупных социально значимых результатов. Реализация Стратегии будет способствовать превращению железнодорожного транспорта Российской Федерации из фактора возможного риска ограничения роста российской экономики в источник ее устойчивого развития. 

Стратегия направлена на решение  следующих задач:
- формирование  доступной и устойчивой транспортной  системы как инфраструктурного базиса для обеспечения транспортной целостности, независимости, безопасности и обороноспособности страны, социально-экономического роста и обеспечения условий для реализации потребностей граждан в перевозках;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.