На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сравнительный анализ монополистической конкуренции и олигополии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
Курсовая  работа по дисциплине «микроэкономика»
на тему: «Сравнительный анализ
монополистической конкуренции и олигополии». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Монополистическая  конкуренция……………………………………..5
      Понятие и основные черты монополистической конкуренции……………5
      Объем производства ценообразование при монополистической конкуренции…………………………………………………………………...7
      Неценовая конкуренция………………………………………………………9
Глава 2. Олигополия……………………………………………………………..12
2.1 Понятие и  основные черты олигополии……………………………………12
2.2 Ценообразование и производство в условиях олигополии……………….13
2.3 Поведение  фирм в условиях олигополии…………………………………..20
Глава 3. Сравнительная  характеристика монополистической         конкуренции и олигополии……………………………………………………..22
3.1 Особенности  монополистической конкуренции…………………………..22
3.2 Особенности  олигополии……………………………………………………22
    3.3 Сравнительный  анализ олигополии и монополистической                           конкуренции…………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение
   Совершенная конкуренция и монополия –  это противоположные крайние  модели рыночных структур. Совершенная конкуренция - идеализированное состояние товарного рынка, при котором на рынке присутствует большое число продавцов и они обладают равным доступом к информации и однородным продуктом. При монополии же существует один продавец уникального товара, то есть товар не имеет близких заменителей, и его продажей занимается только одна фирма. Как монополия, так и совершенная конкуренция встречается очень редко.
     Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются намного чаще, такие как монополистическая конкуренция и олигополия. При этих рыночных структурах фирмы хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, но и обладают некоторой властью над ценами на свои товары.
   Теория  монополистической конкуренции  была разработана в 30-е годы 20 века английским экономистом Дж. Робинсоном и американским ученым Э. Чемберлином.
   Термин  «олигополия» же был введён английским социалистом-утопистом Т. Мором в его работе "Утопия" (1516). Как форма переплетения монополии и конкуренции. Необходимо сразу отметить, что при изучении олигополии исследователи сталкиваются со сложными, труднорешаемыми в рамках современной экономической науки проблемами. Это объясняется неоднозначностью, неопределенностью многих характеристик олигополии. В своей работе я приведу различные подходы и модели ценообразования в условиях олигополии.
   Я считаю данную тему актуальной, так  как понимание монополистической  конкуренции и олигополии для  отечественной экономики очень важно. Ведь Россия «получила» от СССР очень монополизированный рынок. Все экономические процессы протекали в условиях несовершенной конкуренции, и изменить рынок можно только зная его закономерности.
   Цель  моей работы: показать, что такое  монополистическая конкуренция  и олигополия, рассказать об их особенностях, рассмотреть поведение фирм при этих рыночных структурах и найти сходства и различия монополистической конкуренции и олигополии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. Монополистическая  конкуренция.
      Понятие и основные черты монополистической конкуренции.
   Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, в которой превалируют  черты совершенной конкуренции  и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии.
   Кривая  спроса фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, не горизонтальна, как при совершенной  конкуренции, но и не понижается так  резко, как в случае монополии. Иными  словами, спрос на продукцию фирмы  не абсолютно эластичен, но более  эластичен, чем у фирмы-монополиста. Это объясняется рядом особенностей монополистической конкуренции:
    Дифференциация товара.
   При монополистической конкуренции  фирмы отрасли имеют определенную возможность выпускать товар, не схожий с производимым конкурентами. Например, все кондитерские фабрики  делают конфеты, но продукция одной  фирмы отличается от других по ингредиентам, вкусу, упаковке, названию. Подобное различие называется дифференциацией товара. В условиях дифференциации товара отдельная фирма отрасли обладает ограниченной монопольной властью над собственным товаром, т.е. может повышать цену товара, даже если остальные фирмы отрасли не делают этого, без риска потерять рынок сбыта. В большинстве случаев дифференциация товара объясняется разным качеством изготавливаемого продукта из-за различий в технологии, в видах используемого сырья, дизайна и т.п.
   Причины дифференциации:
    Ее могут вызвать условия его реализации: быстрое обслуживание, доставка товара на дом, продажа в кредит и т.п. Это побуждает покупателей приобретать товар данной фирмы, а не другой.
    Отдельные экономисты относят к причинам дифференциации товара также местоположение фирмы. Например, небольшая закусочная может успешно конкурировать даже с крупными ресторанами, если расположена в людном месте и работает круглосуточно. Однако, по мнению других авторов, «географическая» дифференциация не совсем точно согласуется с условиями монополистической конкуренции, при которой каждая фирма отрасли конкурирует со всеми или с большей частью фирм отрасли. Фирма конкурируют (в географическом плане) только с аналогичными предприятиями, расположенными в непосредственной близости от них.
    На дифференциацию товара оказывают влияние реклама, применение торговых и товарных знаков, использование различной упаковки.
      Неценовая конкуренция.
   При монополистической конкуренции  отдельные фирмы отрасли используют в конкурентной борьбе неценовые факторы: реклама, изменение качественных характеристик товара и условий продажи продукции. Это становится возможным вследствие специфики данной рыночной
   структуры: поскольку фирмы отрасли производят дифференцированный продукт, товар каждой отдельной фирмы оказывается восприимчивым к неценовым факторам.
    Количество фирм в отрасли.
   Для монополистической конкуренции  характерно присутствие в отрасли  большого числа небольших по объему фирм, выпускающих однотипные, но не одинаковые товары. В отличие от совершенной конкуренции, при которой  количество фирм производителей исчисляется  сотнями и тысячами, в отрасли  с монополистической конкуренцией действуют несколько десятков фирм. Из этого следует, что:
          Отдельная фирма производит лишь небольшую часть суммарного выпуска отрасли, поэтому обладает ограниченными возможностями влиять на рыночную цену товара.
          Исключается возможность сговора фирм и картелизации отрасли.
          Каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает возможную реакцию других конкурирующих фирм.
    Свобода входа в отрасль и выхода из нее.
   В условиях монополистической конкуренции  вход фирм в отрасль относительно свободный, поскольку фирмы невелики по размеру и возможность снижения издержек за счет положительного эффекта  масштаба у них небольшая. Однако в отличие от совершенной конкуренции, при которой наблюдается абсолютная свобода входа в отрасль, при  монополистической конкуренции  дополнительные расходы, связанные  с необходимостью выделить свой товар (например, за счет рекламы), могут стать  барьером для внедрения новой  фирмы в отрасль.
   1.2 Ценообразование  при монополистической  конкуренции
   А) Краткосрочный период
   В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать свои прибыли (или минимизировать убытки), производя объем продукции.
   Фирма, производя выпуск объема Q1 и назначая цену P1 способна получить монопольную прибыль, если P1>P`.(рис 1) Или фирма может нести убытки, которые она способно минимизировать. В этом случае P1<P`.
     

   Рисунок 1 Определение цены товара и объема выпуска в краткосрочном периоде 

   Таким образом, фирма при монополистической  конкуренции в коротком периоде  ведет себя как монополист, стремясь максимизировать прибыль (минимизировать убытки).
   В) Долгосрочный период
   В случае получения прибылей в краткосрочном периоде можно ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов, поскольку вхождение в отрасль является относительно простым. Что приведет к увеличению предложения. Когда новые конкуренты войдут в отрасль, кривая спроса, с которым сталкивается типичная фирма, сдвинется влево, потому что в этом случае каждая фирма станет обладать меньшей долей совокупного спроса и конкурирует с большим числом продуктов, представляющих собой близкие заменители. Это в свою очередь приводит к исчезновению экономических прибылей. Когда кривая спроса является касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т.е. безубыточна. При объеме производства равном Q, фирма достигает состояния равновесия (рис 2). Любое отклонение от этого объема повлечет за собой возникновение средних издержек, которые превысят цену производства и, следовательно, приведут фирму к убыткам. 

   
   Рисунок 2 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 

   Соответственно, если фирмы отрасли несут убытки, из отрасли начинается отток капиталов. Выход фирм заканчивается, когда  оставшиеся фирмы будут получать нулевую прибыль.
   Таким образом, для фирм, действующих при  монополистической конкуренции, в  долгосрочном периоде существует тенденция  к получению нормальной прибыли, или к возникновению безубыточности. Эти тенденции, основанные на наличии свойств «чистых конкурентов» и «чистых монополистов», и определяют цены и объемы производства. 

   
      Неценовая конкуренция.
   Достижение  равновесия в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль  фирмы равняется нулю, не может  надолго удовлетворить предпринимателя. В стремлении увеличить прибыль  он будет стараться найти пути увеличения выручки при неизменных (или снижающихся) издержках на единицу  продукции. Сделать это возможно путем дальнейшей дифференциации продукции  и выделения своего товара из всей массы родственных товаров, производимых остальными фирмами отрасли, что  побуждает покупателей приобретать  именно этот товар.
   Заставить потенциального покупателя поверить, что только продукция данной фирмы  наиболее полно удовлетворяет его  потребности, можно несколькими путями:
   1) Изменять или улучшать качество товара, «подгоняя» свойства товара под запросы потребителей. Изменение и улучшение качественных характеристик товара приводит к увеличению спроса на продукцию фирмы, что позволяет ей иметь экономическую прибыль.
   2) Развивать и улучшать сервис. Для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения свойственен долговременный характер взаимодействия продавца и покупателя. Например, компьютер должен исправно работать не только в момент покупки, но и на протяжении всего срока службы. Полный цикл сервиса включает в себя предпродажное обслуживание; сервис в момент покупки и послепродажное обслуживание. Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме (или вообще не выполняться). В результате один и тот же продукт, как бы разлагается на целый спектр разновидностей, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам и поэтому превращающихся вроде бы в совершенно разные товары.
   3) Рекламировать свой товар и приспосабливать запросы покупателей к имеющимся характеристикам выпускаемой продукции. Среди экономистов нет единого мнения на этот счет. Одна группа специалистов доказывает, что реклама имеет много положительных черт: увеличивает информированность покупателей, способствует расширению коммуникационных сетей страны, стимулирует улучшение качественных характеристик продукции, благоприятствует расширению производства и уменьшению средних издержек из-за положительного эффекта масштаба, усиливает конкурентную борьбу между фирмами, может вызвать повышение уровня занятости в стране. Их оппоненты выдвигают контраргументы, доказывая отрицательные качества рекламы: реклама не столько информирует покупателей, сколько подталкивает их к тем или иным покупкам; расходы на рекламу ведут к отвлечению ресурсов; реклама может вести к усилению монопольной власти какой-либо фирмы.
   Преимущества  рекламы:
    Реклама носит информационную функцию. Она является  способом предоставления информации о наличии того или иного товара на рынке, его стоимости и качестве.
    Реклама способствует формированию новых потребностей. Потребители готовы купить то, о чем даже не задумывались ранее.
    Реклама проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных. Редкий потребитель, например, выберет сам правильно сорт пасты из многих сотен присутствующих на рынке.
   Расхождения в оценке рекламы являются не единственными, когда экономисты рассматривают монополистическую конкуренцию. Существуют различные точки зрения и на вопрос: сколь широко в современной экономике представлена монополистическая конкуренция?
   Многие  ученые склонны считать, что эта  рыночная структура достаточно удачно вписывалась в реалии 30-х гг. XX в., но мало соответствует современной экономике развитых стран. Как показывают исследования, в основных отраслях экономики США превалируют несколько фирм (от трех до десяти), а не десятки, как при монополистической конкуренции, которые обладают достаточной способностью воздействовать на цену товара, но в то же время испытывают воздействие конкурентов и не могут считать рыночную кривую спроса своей собственной (как при монополии). Вход в подобную отрасль новых фирм затруднен, что также отлично от ситуации, характерной для монополистической конкуренции. В этой связи экономисты выделяют еще одну рыночную структуру – олигополию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2. Олигополия
   2.1 Понятие и основные  черты олигополии.
   Олигополия  – это рыночная структура отрасли  хозяйства, при которой несколько  крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции  и ведут между собой преимущественно  неценовую конкуренцию.
   Олигополию  характеризуют следующие признаки:
    В отрасли находится несколько соперничающих фирм, так что ее нельзя отнести к чистой монополии.
    В отрасли находится хотя бы одна крупная фирма, которая считает, что ее действия не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов, следовательно, эта рыночная структура отличается от монополистической конкуренции.
    Кривая спроса каждой фирмы имеет «падающий» характер, поэтому отрасль не может считаться совершенно конкурентной.
   Обычно  олигополию образует небольшое количество фирм, однако для разных отраслей производства число фирм в отрасли может различаться. Например, в автомобильной промышленности США доминируют три фирмы: «Форд», «Дженерал моторс» и «Крайслер», – в то же время 10-15 заправочных станций могут поделить рынок в небольшом городе.
   Как мы знаем, фирмы, действующие при  совершенной конкуренции и монополии, выпускают однородный (гомогенный) продукт, при монополистической конкуренции – дифференцированный продукт.
   При олигополии фирмы-олигополисты могут  производить и гомогенный, и дифференцированный продукт. Олигополии могут быть «жесткими», когда фирмы-олигополисты контролируют практически весь рынок, а бывают и «мягкими», когда на их долю приходится порядка 70-80% выпуска отрасли.
   Только  фирмы, обладающие большими долями в  общем объеме продаж, могут влиять на цену товара. Меру преобладания на рынке  одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации (процентное отношение продаж четырех крупнейших фирм к общему отраслевому объему выпуска продукции) и индекс Херфиндаля, который рассчитывается суммированием результатов, полученных посредством возведения в квадрат процентных долей рынка фирм, реализующих продукцию на данном рынке:
   H = S12 + S22 + S32 + .. + SN2
   где S1 - доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок; S2 - доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.
   По  концентрации продавцов на рынке  олигополии подразделяются на плотные  и разреженные. К первым относят  такие отраслевые структуры, где  представлены 2—8 продавцов, ко вторым — более 8 хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополии возможны различного рода сговоры в отношении  согласованного поведения продавцов  на рынке в. силу их ограниченного  количества. При разреженной олигополии это практически невозможно.
   Фирма-олигополист, располагая возможностью менять цены своего товара («падающая» кривая спроса отражает наличие монопольной власти), обязана при этом учитывать реакцию других фирм-конкурентов.
   Для определения объемов выпуска товара и установления его цены фирма-олигополист помимо сведений о спросе на товар и издержках  производства обязана учитывать дополнительный фактор – ответную реакцию конкурентов. 

   2.2 Ценообразование  и производство  в условиях олигополии.
   Многие  экономисты пытаются найти общие  принципы деятельности фирм-олигополистов. В частности исследователи выделяют две общие характеристики ценообразования в условиях олигополии:
   1) цены при олигополии отличаются  меньшей чувствительностью, они  более «жесткие», не так быстро  и значительно меняются, как при  других рыночных структурах;
   2) если цены все же меняют, то  чаще фирмы делают это одновременно.
   В экономической науке существуют различные подходы и модели ценообразования в условиях олигополии: модель дуополии, теории игр, олигополистической координации, ломаной кривой спроса.
   1) Дуополистическая модель.
   Она была предложена А. Курно в 1838 г. Основной посылкой Курно было предположение относительно реакции каждой фирмы на поведение конкурентов. Дуополия - это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированной продукции, не имеющей близких заменителей. Курно считал, что взаимодействие фирм предопределяется максимизацией прибыли. При установлении фиксированной цены они будут производить неизменный объем продукции, обеспечивающий максимальную прибыль. При этом равновесная цена будет выше, чем в условиях совершенной конкуренции, и ниже, чем в монополии (рис 3).
     
   Рисунок 3 Кривые реакции фирм в модели Курно на поведение друг друга 

   Позднее идея Курно была дополнена американским математиком Дж. Нэшем и получила название равновесие Курно-Нэша. Последнее достигается в том случае, когда каждая фирма принимает наиболее адекватное решение об объеме производства, т.е. когда выбрана наилучшая стратегия для каждой фирмы и нет необходимости в сговоре, чтобы повышать прибыль.
   2) Концепция олигополистической координации.
   Она предполагает выработку различных форм взаимосвязей фирм в достижении общих целей. Тактика сговора используется тогда, когда фирмы тайно или открыто договариваются о координации действий в установлении объема производства и цены в целях получения высокой прибыли. Лидерство цен означает такую координацию действий олигополистов, при которой фирма или несколько фирм устанавливают определенную цену, а остальные реализуют продукцию по этой цене. Лидерство цен может выступать в различных видах. Лидерство доминирующей фирмы – когда какая-либо фирма является лидером в отрасли, другие не могут оказать воздействие на изменение цены, и они следуют за фирмой-лидером. Барометрическое лидерство цен имеет место, когда олигополисты ориентируются на цены, устанавливаемые фирмой-барометром. Как правило, таковой выступает крупная, известная в отрасли фирма, которая выделяется либо низким уровнем цен, либо адекватным прогнозированием, либо умением удерживать доминирующее положение на рынке. Однако конкуренты при этом вынуждены следовать за фирмой-барометром.
   Неконкурентное  ценовое лидерство наблюдается  тогда, когда олигополисты предпочитают реализовывать продукцию по цене, устанавливаемой какой-либо крупной фирмой, считая, что такая тактика сулит больше выгод, чем конкурентная борьба за формирование новой цены. Одной из форм координации действий олигополистов является установление цены в соответствии с правилом «издержки+прибыль». В этом случае норма прибыли и цена вычисляется, исходя из издержек производства и установленной нормы прибыли. Все фирмы отрасли должны следовать этому правилу и не снижать цену.
   Во  всех формах олигополистической координации  фирмы исходят из того, что выгоднее прибегать к коллективным действиям  и проводить одинаковую политику ценообразования, нежели преследовать индивидуальные цели в данном вопросе.
   3) Теория игр.
   Она была разработана Дж. Фон Нейманом и О. Моргенштерном. В ней фирмы-олигополисты выбирают стратегию в ценообразовании  с учетом реакции соперников на те или иные действия. Используя «правила игры», конкуренты принимают решение, которое дает наиболее адекватную результативность в плане получения прибыли.
   Суть  подхода Неймана-Моргенштерна - в  рассмотрении  различных предположений, которые каждая фирма может сделать  о  поведении другой. После соизмерения  возможных последствий различных  решений, каждая фирма  поймет, что  наиболее  рациональным  будет  предположить худшее.
     Допустим, что фирмы  А и В контролируют основную долю продаж на рынке. Каждая из них стремится увеличить объем продаж и тем самым обеспечить себе рост прибылей. Достигнуть результата можно снижением цен и привлечением дополнительных покупателей, активизацией рекламной деятельности и др.
   Однако  результат для каждой фирмы зависит  от реакции конкурента. Если фирма  А начнет снижать цены и фирма В последует за ней, то ни одна из них не увеличит своей доли на рынке, а их прибыли сократятся. Однако если фирма  А снизит цены, а фирма  В не сделает того же, то прибыли фирмы А увеличатся. Разрабатывая свою стратегию в области цен, фирма А просчитывает возможные варианты ответной реакции со стороны фирмы В.  Например, если фирма А решит снизить цены и фирма В последует за ней, прибыль фирмы А сократится на 200 ед. Если фирма А снизит цены, а фирма В не сделает того же, то прибыль фирмы А возрастет на 250 ед. Если фирма А не предпримет никаких шагов в области цен, а фирма В снизит свои цены, прибыль фирмы А сократится на 250 ед. Если обе фирмы оставят цены без изменений, их прибыли не изменятся.
   Из  всех вариантов наилучшим вариантом  для фирмы А является снижение цен при стабильности цен фирмы  В. В этом случае прибыль возрастает на 250 ед. С другой стороны этот вариант является наихудшим для фирмы В. Для обеих фирм было бы целесообразным оставить цены без изменения, при этом прибыли остались бы на прежнем уровне. Вместе с тем, опасаясь наихудшего из возможных вариантов, фирмы снизят свои цены, теряя при этом по 200 ед. прибыли. Стратегия фирмы А на снижение цены называется стратегией наименьших потерь.
   Стремлением к наименьшим потерям можно объяснить, почему фирмы в условиях олигополии предпочитают тратить значительные средства на рекламу, увеличивая свои издержки и не добиваясь при этом увеличения доли рынка.
   4) Теория «ломаной кривой спроса».
   Теория  представляет собой остроумное логическое объяснение жесткости цен. Теория ломаной  кривой спроса была предложена независимо почти одновременно Р. Л. Холлом и  К. Дж. Хитчем в Англии и Полом  М. Суизи в Америке.
   Существует какая-то фирма А. Она действует в отрасли, где отсутствуют  любые формы сговора между фирмами, поэтому каждая из них принимает решение самостоятельно. Вид кривой спроса зависит от того, будут или не будут конкурирующие фирмы реагировать на действия фирмы А.
   1) Предположим, что фирмы не реагируют  на действия фирмы А. 
   Тогда, снижая цену, фирма А может существенно  расширить объемы продаж за счет сокращения доли иных фирм отрасли. Соответственно, повышение цен на товар приведет к тому, что покупатели предпочтут товары соперничающих фирм, поэтому  объемы продаж А сократятся значительно. Следовательно, можно сделать вывод, что если фирмы отрасли не реагируют  на ценовую политику А, то кривая спроса будет эластичной.
   2) Фирмы реагируют на действия  фирмы А.
   Если  А понизит цену товара, надеясь  расширить продажи, то, не желая лишаться рынков сбыта своей продукции, фирмы-конкуренты также понизят цену на свой товар. Поэтому А не сможет увеличить  объемы реализации, оттесняя с рынка  фирмы своей отрасли.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.