На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Соотношение реального мира с миром мифологическим (сказочным) в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда») и в «Песни о Нибелунгах»

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Московский   государственный   университет
  имени  М. В. Ломоносова
  факультет журналистики
    
 
 
 
 
 
 

Соотношение реального мира с миром мифологическим (сказочным) в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда») и в «Песни о Нибелунгах». 
 
 
 
 

Дарья Чиколаева
103 гр. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 

     В «Песнях о Нифлунгах» я рассмотрю  соотношение миров (реального и  мифического),  и отличия между  богами и героями.
     В «Песнях о Нибелунгах»  сравню время  в произведении и время в реальном мире. 

Боги, герои и соотношение  миров  в «Песнях  о Нифлунгах»
     Старшая Эдда - это комплекс стихотворных песен  на древнеисландском языке. Их устное формирование в творчестве эпических  певцов завершилось к VIII - IX вв. Единственный список датируется XIII в. Первая часть -это  песни о богах мифологического  содержания. Вторая часть - песни о  героях, образы богатырей-предков. Песня  о богах и героях, условно объединяемые названием "Старшая Эдда" (название "Эдда" было дано в XVII веке первым исследователем рукописи, который перенес  на нее наименование книги исландского  поэта и историка XIII века Снорри Стурлусона, так как Снорри в рассказе о мифах опирался на песни о  богах. Поэтому трактат Снорри принято  называть "Младшей Эддой", а  собрание мифологических и героических  песен - "Старшей Эддой". Этимология слова "Эдда" неясна) сохранились  в рукописи, которая датируется второй половиной XIII века.1
     Песни о богах и героях в Исландии не "разбухали" в обширные эпопеи, как это имело место во многих других случаях (в "Беовульфе" 3182 стиха, в "Песни о нибелунгах" втрое больше (2379 строф по четыре стиха в каждой), тогда как в  самой длинной из эддических песен, "Речах Высокого", всего 164 строфы (число стихов в строфах колеблется), и ни одна другая песнь, кроме "Гренландских речей Атли", не превышает сотни  строф.). Конечно, сама по себе длина  поэмы мало о чем говорит, но контраст тем не менее разительный. Сказанное не означает, что эддическая песнь во всех случаях ограничивалась разработкой одного эпизода.  

     Отмеченные  обстоятельства - то, что некоторые  черты песен "Старшей Эдды" на современный вкус кажутся странными  и лишенными эстетической ценности (ибо какое же художественное наслаждение  можно ныне получить от чтения неведомо чьих имен!), равно и то, что песни  эти не развертываются в широкую  эпопею, наподобие произведений англосаксонского и немецкого эпоса,- свидетельствуют  об их архаичности. В песнях широко применяются фольклорные формулы, клише и иные стилистические приемы, характерные для устного стихосложения. Типологическое сопоставление "Старшей  Эдды" с другими памятниками  эпоса также заставляет отнести  ее генезис к весьма отдаленным временам, во многих случаях к более ранним, чем начало заселения Исландии скандинавами в конце IX - начале Х века. Хотя сохранившаяся  рукопись "Эдды" - младшая современница "Песни о Нибелунгах", эддическая поэзия отражает более раннюю стадию культурного и общественного  развития. Объясняется это тем, что  в Исландии ив XIII веке не были изжиты доклассовые отношения и несмотря на принятие христианства еще в 1000 году исландцы усвоили его сравнительно поверхностно и сохранили живую  связь с идеологией языческой  поры.
     В "Старшей Эдде" можно найти  следы христианского влияния, но в целом ее дух и содержание очень от него далеки Это, скорее дух  воинственных викингов, и. вероятно, к  эпохе викингов, периоду широкой  военной и переселенческой экспансии  скандинавов (IX-XI века), восходит немалая  часть эддического поэтического наследия. Герои несен "Эдды" не озабочены спасением души, посмертная награда - это долгая память, оставляемая героем среди людей, и пребывание павших в бою витязей в чертоге Одина, где они пируют и заняты воинскими забавами.2 

     Образ мира, выработанный мыслью народов  Северной Европы, во многом зависел  от образа их жизни. Скотоводы, охотники, рыбаки и мореходы, в меньшей мере земледельцы, они жили в окружении  суровой и слабо освоенной  ими природы, которую их богатая  фантазия легко населяла враждебными  силами. Центр их жизни - обособленный сельский двор. Соответственно и все  мироздание моделировалось ими в  виде системы усадеб. Подобно тому как вокруг их усадеб простирались невозделанные пустоши или скалы, так и весь мир мыслился ими  состоящим из резко противопоставленных  друг другу сфер: "срединная усадьба" (Мидгард), т. е. мир человеческий, окружена миром чудищ, великанов, постоянно  угрожающих миру культуры; этот дикий  мир хаоса именовали Утгардом (буквально: "то, что находится  за оградой, вне пределов усадьбы")(в  состав Утгарда входят Страна великанов - ётунов, Страна альвов- карликов.). Над  Мидгардом высится Асгард - твердыня богов асов, Асгард соединен с Мидгардом  мостом, образованным радугой. В море плавает мировой змей, тело его  опоясывает весь Мидгард. В мифологической топографии народов. Севера важное место  занимает ясень Иггдрасиль, связывающий  все эти миры, в том числе  и нижний - царство, мертвых Хель.
     Рисующиеся  в песнях о богах драматические  ситуации обычно возникают как результат  столкновений или соприкосновений, в которые вступают разные миры, противопоставленные один другому  то по вертикали, то по горизонтали. Один посещает царство мертвых - для того чтоб заставить вёльву открыть тайны  грядущего, и страну великанов, где  выспрашивает Вафтруднира. В мир  великанов отправляются и другие боги (для добывания невесты или молота Тора). Однако песни не упоминают визитов асов или великанов в Мидгард. Противопоставление мира культуры миру некультуры общо и для эддических песен, и для "Беовульфа"; как мы знаем, в англосаксонском эпосе земля людей тоже именуется "срединным миром".
     При всех различиях между памятниками  и сюжетами и здесь и там  мы сталкиваемся с темой борьбы против носителей мирового зла - великанов  и чудовищ. 
 Как Асгард представляет собой идеализированное жилище людей, так и боги скандинавов во многом подобны людям, обладают их качествами, включая и пороки. Боги отличаются от людей ловкостью, знаниями, в особенности владением магией, но они - не всеведущи по своей природе и добывают знания у более древних родов великанов и карликов. Великаны - главные враги богов. И с ними боги ведут непрекращающуюся войну. Глава и вождь богов Один и иные асы стараются перехитрить великанов, тогда как Тор борется с ними с помощью своего молота Мьёлльнира. Борьба против великанов - необходимое условие существования мироздания; не веди ее боги-великаны давно погубили бы и их самих, и род людской. В этом конфликте боги и люди оказываются союзниками. Тора часто называли "заступником людей". Один помогает мужественным воинам и забирает к себе павших героев. Он добыл мед поэзии, принеся самого себя в жертву, добыл руны - священные тайные знаки, при помощи которых можно творить всяческое колдовство. В Одине видны черты "культурного героя" - мифического предка, наделившего людей необходимыми навыками и знаниями. 
 Антропоморфность асов сближает их с богами античности, однако, в отличие от последних, асы не бессмертны. В грядущей космической катастрофе они вместе со всем миром погибнут в борьбе с мировым волком. Это придает их борьбе против чудовищ трагический смысл. Подобно тому как герой эпоса знает свою судьбу и смело идет навстречу неизбежному, так и боги: в "Прорицании вёльвы" колдунья вещает Одину о близящейся роковой схватке. Космическая катастрофа явится результатом морального упадка, ибо асы некогда нарушили данные ими обеты, и это ведет к развязыванию в мире сил зла, с которыми уже невозможно совладать.

     Вёльва  рисует впечатляющую картину расторжения  всех священных связей: см. строфу 45 ее пророчеств, где предрекается самое  страшное, что может случиться  с человеком, на взгляд членов общества, в котором еще сильны родовые  традиции, вспыхнут распри между родственниками, "братья начнут биться друг с другом...".3
     Эллинские боги имели среди людей своих  любимчиков и подопечных, которым  всячески помогали. Главное же у  скандинавов - не покровительство божества отдельному племени или индивиду, а сознание общности судеб богов  и людей в их конфликте с  силами, несущими упадок и окончательную  гибель всему живому. Поэтому вместо светлой и радостной картины  эллинской мифологии эддические песни о богах рисуют полную трагизма ситуацию всеобщего мирового движения навстречу неумолимой судьбе. 
Но наивысшее благо - доброе имя героя. Все преходяще, гласят афоризмы житейской мудрости, и родня, и богатство, и собственная жизнь,- навсегда остается одна только слава о подвигах героя. Как и в "Беовульфе", в эддических песнях слава обозначается термином, который одновременно имел значение "приговор" (древнеисл. domr, древнеангл. dom),- герой озабочен тем, чтобы его подвиги не были забыты людьми. Ибо судят его люди, а не какая-либо верховная инстанция. Героические песни "Эдды", несмотря на то что они существовали в христианскую эпоху, не упоминают суда божьего, все свершается на земле, и к ней приковано внимание героя. 
  

     Мир сказочный и реальный мир в «Песни о Нибелунгах»
     "Песнь  о Нибелунгах; кажется далеко  ушедшей от той интерпретации сказаний о Сигурде и бургундах, которая дана в "Старшей Эдде", - если, конечно, не придерживаться иной точки зрения, а именно, что исландский и немецкий циклы не представляли собой двух последовательных стадий развитии эпоса, не противостояли один другому в качестве разных вариантов, развивавшихся своими путями. Для того чтобы яснее понять связь "Песни о Нибелунгах" с другими произведениями на этот сюжет, равно как и степень различия между ними, мне представляется существенным рассмотреть интерпретацию в ней времени.
     Начать  с того, что в эпосе герои  не стареют. Напомню, что Беовульф, несмотря на то, что он правил геатами на протяжении пятидесяти лет, вступив на престол  уже взрослым и свершив свои великие  подвиги, тем не менее оказывается  способным выдержать на склоне дней единоборство с драконом.
     Собственно, то же самое мы видим в эддических песнях о героях. Каждая песнь, правда, воспевает обычно лишь одно событие, либо серию их, но в таком случае они тесно между собой связаны.
     Мы  не знаем, сколь длительное время  протекло между отдельными эпизодами. Для эпического сознания это не существенно.4
     Как интерпретируется возраст героя  в "Песни о Нибелунгах"? В  начальных авентюрах песни Кримхильда - юная девушка. Но и в последних  авентюрах по-прежнему прекрасная женщина, хотя миновало около сорока лет. Не убывает за все эти годы могущество Хагена, он и будучи убелен сединами остается все тем же непобедимым  богатырем. О короле Гизельхере, который  впервые появился в эпопее почти  ребенком, как было сказано - "дитя", так до конца и говориться; пав  в бою вполне взрослым мужчиной, Гизельхер остался "дитятей".
     Эпический поэт не слишком внимательно следит за возрастом своих персонажей. Так, младший брат Хагена Данкварт говорит  перед началом решающей схватки  между бургундами и гуннами:"Когда  скончался Зигфрид, мне было мало лет,// И не обязан я держать за смерть его ответ" (строфа 1924). Но эти слова противоречат всему, что  известно из первых авентюр эпопеи, где Данкварт фигурирует как "могучий  витязь" и полноценный участник поездки Гунтера к Брюнхильде. Зигфрид появляется в песни облике юного нидерландского принца. Но за плечами у него уже серия богатырских  подвигов: победа над сказочными обладателями клада - Нибелунгами, одоление дракона, в крови которого он омылся, приобретя  тем самым неуязвимость. Когда  свершал он все эти деяния, неизвестно. Первые подвиги Зигфрида в рамках "Песни о Нибелунгах" занимают год или два. После его женитьбы на Кримхильде проходит десять лет, прежде чем Зигфрид погибает таким же прекрасным и юным, каким впервые  появился в Вормсе.
     Итак, всего песнь охватывает время  примерно в тридцать восемь лет. Из них двадцать шесть Кримхильда вынашивает мысль о мести за мужа.
     На  самом деле время, которое имеет  отношение к повествованию, еще  более протяженно. Уже упомянуто  время сказочных подвигов Зигфрида, о которых рассказывает Хаген, но которые не описаны в самой  эпопее. К этому нужно прибавить, что какое-то время до появления Зигфрида в Вормсе наш герой имел некие отношения с Брюнхильдой – на это имеются намеки, хотя автор "Песни о Нибелунгах" их не расшифровывает, видимо, потому, что подобный сказочный сюжет не мог органически включиться в рыцарский эпос. Аудитория ХIII в., вне сомнения, эти намеки понимала.
     Таким образом, герои "Песни о Нибелунгах" проходят сквозь весьма значительный пласт времени. Но они не меняются: юные остаются юными, зрелые, как Хаген, Этцель или Дитрих, так и остаются зрелыми, а Хильдебранд - пожилым. Не происходит внутреннего развития героев С теми свойствами, с какими они  в эпопею вошли, они из нее и  выйдут.
     Но  возвратимся к "хронотопу" "Песни  о Нибелунгах". Эпическое течение  времени неспешно. Обычная единица  его исчисления - годы, самое меньшее - недели. Приготовление в дорогу, шитье нарядов, снаряжение войска, передвижение, пребывание в гостях - все значительные промежутки времени. Сбор в поход  против саксов длится двенадцать недель, шитье платьев для короля Гюнтера  и сопровождающих его в сватовстве друзей - семь недель, три с половиной  года после смерти Зигфрида Кримхильда беспрерывно его оплакивает, праздник в Вене - свадьба Этцеля - длится семнадцать суток и т.д. Измерение эпического времени расплывчато.5
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.