На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антимонопольная политика в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственная образовательная  автономная некоммерческая
организация высшего профессионального  образования
«Институт бизнеса и политики»
экономический факультет 

Кафедра финансов и бухгалтерского учёта 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Экономическая теория»
Студентки 1 курса заочной формы обучения 

ГУСАРОВОЙ ОЛЬГИ ВАЛЕРЬЕВНЫ
Тема: «Антимонопольная политика в РФ» 
 
 
 
 
 

Студент ________________
(подпись) 

                                                      Проверил:
_________________
(подпись) 

Защищена  «__»____2011 г.
Оценка_________________ 
 
 
 
 
 

Москва 2011 

содержание 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

 
     Выполнение  задачи ускоренного развития России – удвоения ВВП, завоевание и упрочнение ведущих позиций государства  в мире как в экономике, науке, технике, культуре, так и в области  безопасности, требует гармоничного развития экономики страны. Отсутствие преимущества монополий, свободное развитие и укрепление мелкого и среднего бизнеса – являются необходимыми условиями такого гармоничного развития и стабильности.
     В связи с этим актуальной является изучение антимонопольного регулирования, как в РФ, так и за рубежом, разработка подходов, новаций в постановке и выполнении задач по созданию условий нормального развития экономики страны путём уменьшения ущерба, связанного с неурегулированной деятельностью монополий, противоречащей интересам общества.
     Цель  данной курсовой работы: рассмотреть понятие монополии и проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    изучить теоретический материал по данной теме;
    рассмотреть основные причины возникновения монополий
    выявить преимущества и недостатки антимонопольного регулирования, как в мировой экономике, так и в РФ непосредственно;
    рассмотреть на практике деятельность федеральных органов по антимонопольному регулированию в России (ФАС);
    определить причины возникновения крупнейших монополий в период мирового экономического кризиса и рассмотреть основные меры антимонопольной политики сегодня.
     Объектом  данного исследования являются предприятия, деятельность которых ведет к возникновению монополий. Предметом же данной курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации антимонопольной политики.
 

       1. Теоретические аспекты антимонопольного регулирования

      1.1 Конкуренция и монополия

 
     Монополия представляет собой сложное, многоплановое  явление, поэтому при ее определении  целесообразно применять комплексный  подход. Многие авторы дают различные  определения понятия «монополия»:
    рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);
    факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.)
    крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности
    крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей
          Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель — в приобретении товара, работник — в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
     Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
     Конкуренция — ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных  формах и осуществляется разными способами.
     В зависимости от того, каким образом  конкурируют между собой участники  рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию  и соответствующие рынки: рынок  свободной конкуренции и рынок  несовершенной конкуренции.
     Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.
     Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:
    монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);
    олигополия - власть нескольких крупных фирм;
    монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.
     Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит  от развитости и степени монополизации  производства.

      1.2. Монополия: понятие, цели и виды монополий

 
     Монополия (греч. monos — один, polio — продаю)это такая ситуация на рынке, когда одно или несколько предприятий имеют доминирующие положения на рынке сырья, рынке сбыта или в области производства в какой-либо сфере деятельности.
     Монополии - крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки  за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.
     Целью монополии является получение максимально возможного дохода по средствам контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает сверх нормальную прибыль.  
     Чистая монополия– это рыночная структура, при которой единственная компания является производителем и продавцом данного вида продукции.
     Будучи  единственным продавцом (производителем) конкурентного товара или услуги, монополист находится в универсальном  положении, так как у него нет  прямых конкурентов и поэтому  индекс Херфиндаля-Хиршмана (UXX), характеризующий концентрацию производства, приближается к своему максимальному значению UXX=10 000.
     На  рынке не существует сколько-нибудь близких товаров-заменителей для  продукции монополиста, которая  носит уникальный характер. В этих условиях прекращается эластичность спроса по цене ( ), показывающая степень количественного изменения объема продаж фирмы-монополиста i при изменении цены какой-либо другой фирмы j на 1%, стремящейся к нулю:
      , 

     где - объем спроса фирмы-монополиста,  – цена фирмы j.
     Монополист  удерживает рынок в своей полной власти. Максимально высокая рыночная власть позволяет ему контролировать объем продаж и тем самым воздействовать на рыночные цены. В этих условиях коэффициент  рыночной власти достигает своего наивысшего значения L=1.
     Вместе  с тем разработка ценовой стратегии  любой компании, даже чистого монополиста, предполагает обязательный учет платежеспособности потенциальных потребителей и действия закона спроса. Назначение слишком  высокой цены ведет к сокращению объемом продаж и может привести к снижению совокупных прибылей фирмы.
     Сохранение  монопольных позиций отдельной  компании возможно лишь в условиях крайне высоких барьеров входа и  выхода из отрасти, когда проникновение  на рынок других фирм и их деятельность на нем является практически невозможными или экономически неэффективными.
     Характерное существование на рынке барьеров в значительной степени предполагает различные виды монополий.
     Естественная монополия– основана на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.
           В России примером естественных монополий служат копании: ОАО «Газпром», ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО « Российские железные дороги». Даже если технически возможно существование двух или более фирм в этих отраслях, экономически это не целесообразно.
     Обычно  естественные монополии получают от государства право на обслуживание определенного рынка или географической области, а взамен соглашаются подчиняться государственному контролю и регулированию, направленного на защиту прав потребителей от злоупотреблениями монопольной властью. Преодоление подобного барьера под силу лишь крупным диверсифицированным корпорациям.
     Патент, на продукцию или на технологический  процесс, применяемый при ее изготовлении, так же может служить причиной монополизации рынка.
     Легальные (лат. legalis - законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
      патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным, изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;
      авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;
      торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).
     Искуственная монополия. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка
      создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
      ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
      создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
      применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
    "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
     Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные  формы:
    Картель – это соглашение фирм о проведении единой ценовой политики не рынке и разделов сфер влияния рынка по сбыту продукции.
    Синдикат – это соглашение фирм о совместном сбыте продукции, при этом теряется коммерческая самостоятельность фирм.
    Трест – это объединения фирм на основе совместного производства и реализации продукции.
    Концерн – это объединение фирм на основе выпуска и обмена (купли/продажи) пакетами акций, который позволяет фирмам проводить единую политику в области цен  и объема производства.
    Конгломерат – это объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

      1.3. Роль монополии: положительные и отрицательные стороны

 
     Роль  монополии в экономике двойственна.
     Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы. 

     Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.
     Учитывая  это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т. е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.
     Начало  антимонопольному законодательству было положено в США в 1880 г. Современное  антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.
     В России в 1991 г. принят Закон «О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Однако Закон несовершенен и используется он недостаточно.        

      1.4 История возникновения монополий

 
     Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса». Автор считает, что сегодня мы можем наблюдать подобную ситуацию.
     Однако только в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции – этого необходимого элемента рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.
     История монополий неразрывно связана с  развитием тех процессов, которые  на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности; новая роль банков и развитие системы участия; монополистические слияния, как способ централизации капитала; эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.
     Методы  концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.
     Важнейшая сторона развития монополий связана  с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.
     Быстрый рост размеров капитала обеспечивался  также усилением централизации, происходившей в форме слияний  независимых компаний. Эта форма  централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических  слияний происходила в США  в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии – «Стандард ойл», в автомобильной – «Дженерал моторс» и т. п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 гг. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т. д. В европейских странах развивались иные формы монополизации.
     Важной  характеристикой монополий второй половины XX века является их выход на международную арену не только в сфере торговли, но и непосредственно в производстве, организованном в виде филиалов и дочерних предприятий за рубежом, т. е. превращение национальных монополий в транснациональные корпорации (ТНК). Экономическая и финансовая мощь ТНК стремительно возрастает: в середине 80-х годов в совокупном валовом продукте развитых стран их доля достигла 1/3, в мировом экспорте - 40% и в обмене технологией – 80%. Некоторые ТНК по размерам годового оборота превышают ВВП небольших государств, а по роли в мировой экономике даже превосходят их.
     Развитие  всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что  все большая часть национального  дохода и национального богатства  стран сосредотачивается в руках крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969 году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1953 году до 62% общего объема активов в 1963 году.
     Также автор изучил появление монополий  и в России. Их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90-е годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал.
     До  начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, которые рассмотрены ранее. В них монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр. Нобель»), ниточный трест и др.).
     Отсутствие  законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14гг.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п.
     Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.
     В годы первой мировой войны 1914-18 гг. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства. Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.
     История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка.
     Сравнительный опыт функционирования различных рыночных структур свидетельствует о том, что усиление монопольной власти отдельных фирм в рыночных отраслевых структурах приводит к общественным экономическим потерям.
     Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство.
     В экономической и юридической  литературе по антимонопольному регулированию  экономики принято различать  две основные его модели:
    Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.
    Европейская модель в отличие от американской делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия, которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках.
     Можно выделить три направления антимонопольной  политики. Во-первых, борьба с монополизацией. В США, например, рынок отрасли считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и выше. Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм. В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.
     К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:
    предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
    снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;
    введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях — установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;
    введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к естественным монополиям) прямого государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;
    наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.
     Осуществление антимонопольных действий со стороны государства в тактическом плане возможно двумя путями. Во-первых, антимонополистиче
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.