Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Валютное право и соотношения с другими отраслями права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение
1. Понятие, предмет, объект и методы валютного права
2. Соотношение  с другими отраслями права
Заключение
Список литературы 
 

 

      Введение 

     Становление нормальной экономики и развитие гражданского общества невозможны без адекватного правового регулирования, в том числе — в сфере отношений с иностранной валютой, опосредующей многие внешнеэкономические расчеты и сделки. Внешнеэкономические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья постоянно расширяются. Растут объемы операций в иностранной валюте, операций с другими валютными ценностями. Валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей в последние годы также развивается быстрыми темпами. Вместе с ним развивается и валютное законодательство.
     Переход России к рыночной экономике, открытому обществу, признанию и защите частной собственности расширил сферу правового регулирования имущественных отношений. На смену всеобщему запрету приходят цивилизованные правовые отношения, учитывающие интересы как государства, общества, так и человека, гражданина, направленные на реализацию прав и свобод. Все большее число связей, относившихся ранее к дискреционной (усмотренческой) деятельности государственных чиновников и отдельных ведомств, регулируется нормами права. В частности, в сферу права в широком смысле этого слова с 1991 г. стали постепенно входить и имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением валютными ценностями, которые ранее вообще запрещались (за редкими и унизительными административными дозволениями).
     Некоторый опыт и практика регулирования этой сферы в России сформулировали свои методы, задачи, определенные правила  на основе единства предмета и целей  такого регулирования. Так начало складываться валютное право России, в котором  постепенно сформировались Общая и Особенная части.
     Экономико-теоретическим  фундаментом валютного права  стала теория валютного регулирования  и валютного контроля как идея соблюдения публичных интересов  и нормального развития экономики  страны, правовым фундаментом —  цивилистические и гуманитарные идеи и принципы об имущественных сделках и обязательствах, свободе договора, соблюдении и реализации прав и свобод человека, имущественных прав хозяйствующего субъекта, ответственности за правонарушения, а также публично-правовые идеи об императивном методе регулирования, установлении обязанностей и мер ответственности.
     Источниками валютного права России стали  международный опыт и практика валютного  регулирования и валютного контроля, международные соглашения России (в  частности, Соглашение МВФ), выполнение задач и функций государства по защите национальной валюты, экономических интересов резидентов РФ.
     10 декабря 2003 г. был принят Федеральный  закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон).
     Принятие нового Закона вызвано необходимостью привести валютное законодательство страны в соответствие с требованиями современного международного экономического сотрудничества. В целом Закон представляет собой шаг на пути дальнейшей либерализации государственной валютной политики, хотя валютный контроль в стране по-прежнему сохраняется. Как и в соответствии с Законом от 9.10.92 г. № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", он осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля. 
 

 

      1. Понятие, предмет, объект и методы валютного права 

     Представляется, что валютное законодательство России к 1999—2000 гг. достаточно прочно обособилось от других отраслей законодательства: оно обладает собственным объектом, методами, принципами, институтами и специфическими признаками норм. В нем образовались свои субъекты, свои нормы ответственности за правонарушения. Все это позволяет выдвинуть тезис о становлении самостоятельной отрасли права — валютного права, тем более что в зарубежной науке и практике подобные структуры права уже давно выделяются. В связи с этим речь будет вестись о валютном праве как системе норм, регулирующих общественные отношения в сфере совершения валютных операций, а также в сфере валютного регулирования, валютного контроля и ответственности за валютные правонарушения.
     Какими  же признаками и характеристиками обладает валютное право?
     Объектом  валютного права выступают:
     • валютные операции;
     • юридические действия (акты и поступки), вытекающие из владения, пользования и распоряжения валютными ценностями (например, нормы о порядке оформления и учета валютно-обменных операций);
     • процессуальные отношения по применению норм права (лицензирование валютных операций, порядок применения мер ответственности за валютные правонарушения).
     Субъекты  валютного права:
     • физические лица, юридические лица;
     • резиденты, нерезиденты;
     • органы валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного  контроля;
     • уполномоченные банки, клиенты уполномоченных банков.
     Метод регулирования - в основном императивный (властно-централизованный, не допускающий отклонений и усмотрения субъектов), что позволяет отнести валютное законодательство к публично-правовой сфере.
     В валютном законодательстве, как правило, используется императивный метод - метод властных предписаний, основывающийся на нормах-запретах. Но применяется и диспозитивный метод, который предоставляет лицам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона.
     Правовое  регулирование валютных отношений  осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.
     Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.
     Основные  способы правового регулирования:
     • обязывание (предписание совершить определенные действия, например, представить копию ГТД);
     • запрет (возложение обязанности воздерживаться от определенных действий, например, не совершать капитальных операций без лицензий Центрального банка  РФ).
     Такой способ, как управомочивание (предоставление прав на различные варианты поведения), развивается в российском валютном праве пока слабо.
     Отсюда  следует вывод, что в валютном праве России используется в основном разрешительный тип правового регулирования: разрешено только то, что прямо предписано в тексте нормативного акта; все остальное запрещено.
     Важной  характеристикой является и способ изложения норм в законе: преимущественно бланкетный. Соответственно основная нагрузка при регулировании возлагается на специальные нормативные акты, подробно регламентирующие и конкретизирующие общие правила, содержащиеся в законе. 

     2. Соотношение с другими отраслями права
     валютное  право регулирование
     Многие  перечисленные признаки сближают валютное право с административным, имеющим аналогичные методы и способы регулирования. Это объясняется тем, что валютное право "выросло" из административного, как в свое время экологическое, таможенное или налоговое право. Главными же отличиями валютного права от административного выступают, во-первых, объект права, во-вторых, особые субъекты права, в-третьих, значительно большая связь валютного права с гражданским и, наконец, в-четвертых, широкое использование экономических и финансовых понятий и категорий.
     Весьма  близкое сходство с валютным имеет таможенное право; помимо общих методов и способов регулирования оно обладает аналогичными субъектами права и, кроме того, регулирует часть объектов валютного права. Здесь линия разграничения проходит по основной сфере регулирования: таможенное право охватывает порядок ввоза-вывоза имущества (в том числе валютных ценностей), валютное право, главным образом, — порядок обращения валютных ценностей и порядок проведения валютных операций внутри страны. Следует также разделять внешнеэкономическое законодательство и валютное. Первое, являясь комплексным образованием, регулирует договорные отношения между субъектами в сфере внешней экономической деятельности и сопутствующие им отношения, имея целью наладить и реализовать хозяйственные связи с партнерами из-за рубежа. Валютное право определяет порядок действий, во-первых, только с валютными ценностями (порядок совершения валютных операций), во-вторых, в основном внутри страны и, в-третьих, в сфере регулирования операций с нерезидентами — уже опираясь на внешнеэкономическое законодательство. Наиболее сложным представляется разделение валютного и финансового права. Основное отличие проходит по объекту регулирования: к сфере регулирования валютного права относятся только валютные ценности и валютные операции, к сфере финансового — все иные расчеты и операции с финансовыми инструментами, денежными средствами.
     В значительной мере валютное право использует понятия и категории гражданского права ("сделки", "комиссионное вознаграждение", "контрагенты", "работы, услуги" и т.д.), а также  включает нормы, непосредственно связывающие  его с институтами гражданского права ("недействительность сделок", "договоры страхования", "кредитные соглашения", "исполнение обязательств" и т.д.). Статьи 140—141 Гражданского кодекса (ГК) РФ переводят регулирование всех сделок с иностранной валютой в сферу валютного законодательства, в связи с чем применение гражданского законодательства в рассматриваемой сфере субсидиарное — в тех случаях, которые не урегулированы валютным законодательством иначе (согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство к подобным отношениям не применяется, если иное не предусмотрено российским законодательством). Не менее тесную связь валютное право имеет с экономическими и финансовыми категориями, широко используя такие понятия, как "клиринговые расчеты", "баланс", "депонирование", "списание", "зачисление" и т.д. Тем не менее это не лишает валютное право самостоятельности. Несмотря на частое использование понятий и категорий других отраслей права, валютное право содержит и свой "специфический понятийный аппарат: "валютная операция", "валютная выручка", "обязательная продажа валютной выручки", "курс валюты", "кросс-курс", "конверсия" и т.д.
     Как отмечено выше, одной из особенностей валютного законодательства является изложение основной массы норм в подзаконных актах. Другая важнейшая особенность — тесная связь валютного регулирования с текущими экономическими тенденциями и показателями финансово-экономического развития страны, ее платежным балансом. В совокупности эти два фактора обусловливают непостоянство и бессистемность правовой основы внешнеэкономической и валютной деятельности. Существенные сведения разбросаны по десяткам и сотням постоянно изменяемых документов, ориентироваться в которых трудно даже специалистам. Для большинства же непосредственных участников оборота подобная задача просто невыполнима. Эти обстоятельства затрудняют и любой научно-правовой анализ российского валютного права. Скорее всего, такая ситуация сохранится до тех пор, пока не будет достигнута экономическая стабильность, позволяющая устояться и правилам, регулирующим вышеуказанные отношения. 
 

 

      Заключение 

     Реализация  задач и целей валютного регулирования  и валютного контроля осуществляется с помощью валютного права. По валютному праву можно судить о системе валютного регулирования  и валютного контроля. Именно в связи с этим изложение собственно правового материала предваряет представленный выше анализ общей теории валютного регулирования, что поможет лучше осознать глубинные задачи и функции валютного права, его тесную связь с экономическими процессами и финансово-экономической политикой страны.
     Цель  валютного регулирования - проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики. Можно утверждать, что валютное регулирование и валютный контроль - составная часть регулирующего механизма - объективно способствуют поддержанию сбалансированности финансовых потоков, что благоприятствует стабильности банковской системы, через которую реально осуществляется движение финансовых ресурсов. 
 

 

      Список литературы 

    Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4859.
    Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России: Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Дорофеева. – М.: НОРМА, 2000.– 360с.
    Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики российского валютного права // Адвокат. – 2002. - № 9.
    Колядинский М.А. Валютный контроль и экономическая безопасность Российской Федерации // Законодательство. – 2002. – № 4.
    Шалашова Н. Новый порядок осуществления валютных операций // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2004. - № 5.
Размещено н 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава III ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
   § 1. Понятие, цели и  направления валютного  регулирования
   Несмотря  на использование термина «валютное  регулирование» в наименовании и тексте Федерального закона № 173-ФЗ, в законодательстве РФ до сих пор нет легального определения этого понятия.
   В литературе высказаны различные  точки зрения относительно его содержания, но единой их чертой можно считать то, что валютное регулирование рассматривается как одно из направлений государственного регулирования. В связи с этим валютное регулирование в Российской Федерации можно представить как комплекс мер, осуществляемых государственными органами, в целях:
      создания и обеспечения функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля; -
      установления и реализации определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;
      обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;
      регламентации международных расчетов;
      поддержания стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;
      обеспечения желаемого (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.
   В гл. 2 Федерального закона № 173-ФЗ раскрываются основные аспекты валютного регулирования, а именно:
      система органов валютного регулирования (ст. 5), порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами, а также между резидентами и между нерезидентами (ст. 6, 9, 10);
      регламентация внутреннего валютного рынка РФ (ст. 11);
      режим счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ (ст. 12),, а также счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ (ст. 13);
      определение прав и обязанностей резидентов при осуществлении валютных операций (ст. 14);
      порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст. 15).
   Приведенный перечень вопросов валютного регулирования  достаточно широк, однако он не является исчерпывающим (в частности, нормы о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (гл. 3 Федерального закона № 173-ФЗ) также относятся к сфере валютного регулирования).
   В литературе выделены следующие уровни валютного регулирования в зависимости от его территориальной направленности:
   1) межгосударственный. Валютное регулирование на данном уровне проводится в целях формирования структурной основы, способствующей обмену товарами и услугами и движению капитала между странами и поддерживающей устойчивый экономический рост. В целях непрерывного совершенствования упорядоченных базисных условий, необходимых для финансовой и экономической стабильности, государства сотрудничают между собой и с международными организациями (МВФ и др.) для обеспечения упорядоченности валютных режимов и содействия стабильности системы обменных курсов. Это сотрудничество может происходить путем координации валютной политики государств и общеэкономической интеграции, принятия совместных мер по преодолению кризисных ситуаций, а также согласования валютной политики отдельных государств в отношении третьих стран. Представляется справедливым мнение, что в настоящее время происходит универсализация правового режима в международной валютной системе и международное право в этой сфере приобретает примат над правом внутригосударственным3.
   2) внутригосударственный (национальный). По своей природе внутригосударственное валютное регулирование направлено на установление контроля со стороны государства за внешними (экспортными и импортными) и внутренними валютными по токами, а также за ситуацией на внутреннем валютном рынке с целью поддержания равновесия платежного баланса государства и устойчивости национальной валюты.
   Как уже отмечалось, в соответствии с  п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Валютное регулирование является важнейшим средством реализации валютной политики государства, ее выражением. В связи с этим вопросы валютного регулирования не могут быть переданы в ведение субъектов РФ.
   Инструменты, используемые для обеспечения требуемых  пропорций спроса и предложения  валют, являются методами валютного регулирования, которые можно подразделить на два вида:
      прямые (императивные) — когда валютное регулирование осуществляется путем издания органами государственной власти нормативных правовых актов и совершения ими иных административных действий. Обычно это проявляется в установлении государством специального порядка проведения валютных операций (всех или отдельных) либо запрета на их проведение;
      косвенные (диспозитивные) — когда используются экономические рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка, которым предоставляется право самостоятельно принимать решение об участии (неучастии) в проведении валютных операций. Например, такими методами являются валютные интервенции, операции на открытом рынке и политика процентных ставок, проводимые центральными банками.
   Следует учитывать, что и инструменты  прямого валютного регулирования, и инструменты косвенного могут способствовать развитию рыночных отношений при условии взвешенного их выбора с учетом конкретной экономической и политической ситуации в стране. Отмечено, что «для стран с переходной экономикой и нарождающимися рынками процесс становления валютного регулирования предполагает использование как прямого регулирования валютных отношений, так и постепенное расширение форм косвенного регулирования валютного рынка», так как рыночная инфраструктура только формируется. При этом «для стран, совершающих переход от централизованно-плановой экономики к рыночной, необходимо использование не только косвенных, но и прямых форм валютного регулирования и совершенствование валютного контроля для обеспечения экономической и финансовой стабильности и процесса структурного совершенствования денежно-кредитной и валютной систем». Из этого следует, что методы валютного регулирования в Российской Федерации на современном этапе должны, с одной стороны, обеспечивать необходимый контроль за движением трансграничных денежных потоков, а с другой — последовательно проводить либерализацию валютного законодательства РФ для приведения его в соответствие с международными нормами. Поэтому валютная политика Российской Федерации направлена на поиск компромисса публичных и частных интересов в валютной сфере и постепенную замену административных методов регулирования, возникающих в данной сфере отношений, более эффективными экономическими методами.
   Преимущественное  применение устаревших административных методов валютного регулирования в России повлекло неблагоприятные экономические последствия (в частности, «бегство» капитала из страны). При этом начался объективный процесс интеграции России в международную экономическую систему. В связи с этим возникла необходимость пересмотра самих принципов валютного регулирования, которые стали основой для последовательной либерализации валютного законодательства.
   В литературе выделены три режима валютного регулирования
      Валютная монополия государства - валютные операции сосредоточиваются в центральных или специально уполномоченных банках, и в силу значительных валютных ограничений национальная валюта не подлежит конвертации и является замкнутой. Как правило, такая ситуация складывается в странах с неконвертируемой валютой;
      Наличие системы валютных ограничений - национальная валюта имеет тенденцию к выходу за пределы внутреннего денежного рынка и становится ограниченно конвертируемой. Например, в Российской Федерации валютные ограничения установлены в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ (ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ)
      Отсутствие валютных ограничений - национальная валюта выходит на мировой валютный рынок и становится свободно конвертируемой.
 
 
      § 4. Система и компетенция  органов валютного  регулирования 

      Система органов валютного регулирования  закреплена в ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ. Согласно указанной статье в Российской Федерации в качестве органов валютного регулирования выступают только два органа: Банк России и Правительство РФ.
      Установленная Федеральным законом № 173-ФЗ система  органов валютного регулирования является более четкой по сравнению с системой, установленной Законом РФ № 3615-I, и в нее не могут быть включены какие-либо иные органы. При этом следует учитывать, что полномочия некоторых государственных органов могут косвенно затрагивать сферу валютного регулирования.
      В частности, Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере валютной деятельности, государственного долга, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 с последующими изменениями).
      Министерство  экономического развития и торговли РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, инвестиционной деятельности (п. 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443 с последующими изменениями).
      Следует учитывать, что наряду с Федеральным  законом № 173-ФЗ, имеются и другие законодательные акты, определяющие компетенцию Банка России и Правительства РФ как органов валютного регулирования, которые корреспондируют нормам указанного Федерального закона.
      В соответствии со ст. 54 Закона о Банке  России Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ и иными федеральными законами.
      В частности, в Законе о Банке России содержится ряд норм, устанавливающих его статус как органа валютного регулирования. Рассмотрим основные из них.
      Банк  России:
    организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ (п. 12 ст. 4):
    определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами (п. 13 ст. 4);
    устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю (п. 15 ст. 4);
    принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ (п. 16 ст. 4);
    устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 17 ст. 4);
    проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4);
    утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (п. 2.1 ст. 4).
      Совет директоров Банка России ежеквартально  представляет на рассмотрение Национального банковского совета информацию о реализации политики валютного регулирования и валютного контроля (п. 8 ст. 13).
      Годовой отчет Банка России включает в  себя анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы РФ, валютного положения и платежного баланса РФ (ст. 25).
      Среди основных инструментов и методов  денежно-кредитной политики Банка России названы валютные интервенции, под которыми понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег (п. 5 ст. 35, ст. 41).
      Банк  России выступает активным участником гражданско-правовых отношений. Согласно ст. 46 Закона о Банке России Банк России имеет право осуществлять банковские операции и сделки с российскими  и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ для достижения целей, предусмотренных указанным Законом, в том числе:
      покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
      покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
      открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств;
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.