Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновации как объект статистического исследования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
     СТАТИСТИКА  НАУКИ И ИННОВАЦИЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

  Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ  НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
1.1 Социально-экономическое  значение роли науки и инноваций  в развитии общества и задачи ее статистического изучения. 5
1.2. Методологические  основы статистики науки и  инноваций. 9
1.3. Основные  классификации научных исследований  и разработок. 14
1.4. Совершенствование  системы статистических показателей  в сфере науки и инноваций 17
2. СТАТИСТИКА  НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК  
2.1 Статистическая  оценка положения в научной сфере 21
2.2. Показатели  кадрового потенциала. 24

2.3. Показатели финансирования исследований  и разработок.

29
2.4. Результативность  исследований и разработок. 34
3. ИННОВАЦИИ  КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.  
3.1 Статистическая  оценка положения в инновационной  сфере 39
3.2. Статистическая  оценка инновационной активности  организаций 44
3.3. Показатели  затрат на технологические инновации и технологического обмена 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
   
   
   
     ВВЕДЕНИЕ 

     Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества – построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах фирм и корпораций. Интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий.
     Место России в мировых инновационных процессах пока не адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Дальнейшая консервация сложившейся ситуации чревата потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимым отставанием при переходе ведущих мировых держав на технологии постиндустриальных укладов1.
     Меры  по реформированию российской статистики, способствовали не только качественному  совершенствованию ряда традиционных ее разделов, но и появлению совершенно новых направлений, нацеленных на исследование актуальных аспектов экономического и социального развития страны в современных условиях и на перспективу. Среди них и статистика науки и инноваций, призванная отразить процессы создания, внедрения и распространения на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг, технологических процессов.
     Основные  задачи статистики науки и инноваций охватывают также измерение ресурсов, направляемых на инновационную деятельность, оценку факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их, анализ влияния инноваций на результаты деятельности предприятий.
     Переход российской экономики на рыночные отношения  не мог не повлиять на механизмы функционирования науки и ее связи с производством. Развитие науки, особенно в части прикладных исследований и разработок, все в большей мере определяется спросом со стороны отраслей и предприятий.
     С другой стороны, осуществление инноваций, являясь условием повышения конкурентоспособности продукции, сохранения традиционных и завоевания новых рынков сбыта, диверсификации производства и повышения его эффективности, выступает как составная часть промышленной деятельности и реализуется посредством различных форм передачи (приобретения) технологий - овеществленных (в виде машин и оборудования) и неовеществленных (патенты, лицензии, ноу-хау, услуги технологического содержания и др.). В то же время инновационная активность предприятий сдерживается многочисленными объективными и субъективными трудностями (недостаточными финансовыми возможностями, высокой степенью риска, отсутствием собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно-технической и маркетинговой информации и т.п.).
     Таким образом, анализ тенденций и прогнозирование развития как науки, так и промышленности становятся невозможными без изучения целей и источников инноваций, форм внутреннего и внешнего технологического обмена, оценки текущих и капитальных затрат на научную инновационную деятельность по ее видам и источникам финансирования, объема инновационной продукции. 

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО
     ИЗУЧЕНИЯ  НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ  И ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     1.1 Социально-экономическое значение роли науки и инноваций в развитии общества и задачи ее статистического изучения 

     В современном мире человечество вступило в новый этап своего развития информации общества, основа жизнедеятельности, которая  составляет плюсы производства, распределения  и использования информации.
     Информационные технологии, обеспечение автоматизации сбора, передачи и хранения информации с применением компьютерных технологий и телекоммуникаций служат основой и базой развития высокотехнологичного производства. Под их влиянием меняется характер и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической деятельности, преображается обмен системами образования и здравоохранения, происходят сдвиги в сфере материального потребления.
     В настоящее время можно говорить об интеллектуализации экономики, достижения науки и техники выступают ключевым фактором улучшения качества продукции услуг, экономики затрат, высокая производительность труда, совершенствования организации производства и высокой ее эффективности, что в конечном итоге, сказывается на конкурентоспособность предприятия.2
     НТП, появление новых видов продукции  и технологий способствуют созданию дополнительных рабочих мест и усиление спроса на квалификацию рабочую силу, кроме того, НТП приводит к созданию техники и технологий, обеспеченных более рациональное использование ресурсов, низкая антропогенная нагрузка на окружающую среду и т.д.
     Научно-техническая  деятельность - деятельность, включающая в себя проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов.
     К научно-технической деятельности относятся  также работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и  техническому обеспечению непосредственного  проведения научных исследований и разработок, а также их распространение и применение результатов.
     Научные исследования (научно-исследовательские  работы) (НИР) - творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения. Научные исследования могут быть фундаментальными и прикладными.
     Инновации – новые или усовершенствованные  проекты, внедренные на рынке, а также  новые технологические процессы и подходы к социальным услугам.
     Экономическая теория выделяет пять видов инновации:
      введение нового проекта;
      введения вида производства;
      освоение нового рынка или его создания;
      введение сырья или полуфабрикатов;
      реорганизация структуры управления.
     Непосредственная  трансформация идей в новые продукты и технологические процессы осуществляется на стадии инновационной деятельности. Она предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.
     Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии.3
       В составе инновационной деятельности  обычно выделяются шесть основных ее видов:   
    производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных  характеристик; 
    технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования, осуществление изменений в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества; пробное производство или испытания; если предполагается дальнейшая доработка конструкции; 
    приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, патентных лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей; результатов  исследований и разработок;  беспатентных лицензий (ноу-хау, соглашения на передачу технологий) и услуг технологического содержания (инжиниринговых, консультативных и др.); 
    приобретение овеществленной технологии - машин и оборудования; 
    подготовка и переподготовка персонала в связи с применением новых технологий и оборудования; 
    маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, исключая развертывание дистрибьюторских сетей.4
     Предметом статистики науки и инноваций является разработка определений и классификаций, системы соответствующих показателей и методологии их исчисления.
     Статистика  должна на практике стать инструментом инновации, обновления научно-технической политики, оперативно реализуя и реагируя на ее изменения. Статистика изучает количественные параметры явлений и процессов в сфере науки и инноваций в единстве с их качественной природой.
     Главной задачей статистики науки и инноваций является удовлетворение потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны.
     Пять  направлений инновационного развития российской экономики определил президент Дмитрий Медведев на первом заседания комиссии по модернизации экономики, которое прошло 19 июня 2009 года. Первое - «это энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива, второе - ядерные технологии, третье - космические технологии, четвертое - медицинские технологии, пятое - стратегические информационные технологии»5.
     Госдума 21 сентября 2010 года приняла в третьем, окончательном чтении закон об инновационном центре «Сколково». Закон регулирует отношения, возникающие при создании и дальнейшей работе инновационного центра, отмечает «РБК».
     Согласно  принятому документу, в «Сколково» создаются особые условия для осуществления исследований и разработок по следующим направлениям:
    энергоэффективность и энергосбережение, разработка инновационных энергетических технологий;
    ядерные технологии;
    космические технологии;
    медицинские технологии (оборудование, лекарственные средства);
    стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
     Данный  проект свидетельствует о большой  заинтересованности Правительства РФ в научно-техническом развитии России.
     Кроме того, активно развивается законодательная  база по регулированию науки и инноваций. В приложении 1 подробно представлены государственные нормативные акты в сфере региональной научно-технической политики.

     Информационным  обеспечением также являются следующие  формы статистической отчетности:

     - № 2-наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок»;

     - № 1-технология «Сведения о  создании и использовании передовых  производственных технологий;

     - № 4-инновация «Сведения об  инновационной деятельности организации»;

     - № 3-информ «Сведения об использовании  информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг)»;

     - № 1-НК «Сведения о работе  аспирантуры и докторантуры»; 

     - № 2-МП инновация «Сведения  о технологических инновациях  малого предприятия».

     1.2 Методологические  основы статистики науки и инноваций

     Для характеристики развития науки и  инноваций в отечественной и  зарубежной экономической литературе, практике научно-технической политики широко применяется понятие научного и инновационного потенциала. Появление данного понятия связано с необходимостью разработки такой экономической категории, которая бы отображала наиболее общие, существенные свойства, признаки и связи науки и инноваций как вида деятельности, служила бы основой для формирования системы соответствующих показателей и методологии их количественного измерения.
     Научный и инновационный потенциал рассматривается  как совокупность ресурсов научной и инновационной деятельности на определенном этапе развития общества. Неотъемлемым признаком научного и инновационного потенциала является характеристика возможностей решения как текущих, так и перспективных научно-технических задач при условии эффективного использования имеющихся ресурсов и с учетом резервов их пополнения и совершенствования.
     Таким образом, научный и инновационный потенциал в конечном итоге следует рассматривать не просто как набор различных видов ресурсов, а лишь в их единстве с результатами научной и инновационной деятельности.
     Концепция статистического изучения научного и инновационного потенциала базируется на системном подходе к исследованию его сущности и структуры, обоснованию задач, направлений и методов статистического анализа.
     Только комплексное рассмотрение всех аспектов научной и инновационной деятельности и необходимых для ее осуществления ресурсов - трудовых, материальных, информационных, финансовых - во взаимосвязи с результатами их использования позволяет получить объективное представление о тенденциях научно-технического развития. Это даст возможность интегрировать разрозненные, иногда несопоставимые между собой показатели, характеризующие отдельные элементы научно-инновационного цикла, в целостную систему.6
     Учитывая  сказанное, в составе системы  показателей научного и инновационного потенциала выделяются характеристики ресурсов и результатов научных исследований и инновационной деятельности, а также их внутренних и внешних связей (рисунок 1).
     

     Рисунок 1. Модель системы показателей научной и инновационной деятельности.  

     Всю совокупность показателей научного и инновационного потенциала можно  систематизировать следующим образом.
     1. Показатели науки. 
     1.1. Показатели ресурсов науки. 
     1.1.1. Показатели кадров науки.
     1.1.1.1. Численность и состав персонала, занятого исследованиями и разработками.
     1.1.1.2. Показатели движения персонала,  занятого исследованиями и разработками.
     1.1.1.3. Показатели подготовки научных  кадров.
     1.1.2. Показатели материально-технической  базы науки. 
     1.1.2.1. Показатели наличия и структуры основных фондов исследований и разработок.
     1.1.2.2. Показатели движения основных  фондов исследований и разработок.
     1.1.2.3. Показатели использования основных  фондов исследований и разработок.
     1.1.2.4. Показатели объема, состава, динамики и использования оборотных средств исследований и разработок.
     1.1.3. Показатели информационных ресурсов  науки.
     1.1.4. Показатели финансирования исследований  и разработок.
     1.1.4.1. Показатели объема и структуры  затрат на исследования и разработки.
     1.1.4.2. Показатели динамики затрат на  исследования и разработки.
     1.2. Показатели результатов научных  исследований и разработок.
     1.2.1. Показатели публикационной активности.
     1.2.2. Показатели создания технологий (патенты, лицензии, производственные, информационные и биотехнологии и т. п.).
     1.3. Показатели организационной структуры  науки (числа и состава организаций, выполняющих исследования и разработки).
     2. Показатели инноваций.
     2.1. Показатели источников информации  об инновациях.
     2.2. Численность и состав персонала, занятого инновационной деятельностью.
     2.3. Показатели объема и структуры  производственных фондов, используемых в инновационной деятельности.
     2.4. Показатели затрат на инновации. 
     2.4.1. Показатели объема и структуры  затрат на инновации.
     2.4.2. Показатели динамики затрат на  инновации. 
     2.5. Показатели технологического обмена.
     2.5.1. Показатели приобретения технологий.
     2.5.2. Показатели передачи технологий.
     2.6. Показатели результатов инновационной  деятельности.
     2.6.1. Показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции.
     2.6.2. Показатели влияния инноваций  на результаты деятельности предприятия.
     2.6.2.1. Показатели экономии затрат производственных  ресурсов в результате внедрения инноваций.
     2.6.2.2. Показатели прибыли от реализации  инновационной продукции. 
     2.7. Показатели инновационной активности  предприятий. 
     3. Показатели, характеризующие влияние  науки и инноваций на экономику и общество.
     3.1. Показатели технологической структуры  экономики.
     3.2. Показатели экспорта и импорта  технологий (баланс платежей за  технологии).
     3.3. Оценка влияния инноваций на  рост производительности труда  и занятость.
     3.4. Интегрированная оценка вклада  научно-технического прогресса в  прирост валового внутреннего продукта.
     3.5. Индикаторы влияния науки на  развитие общества.
     3.5.1. Индикаторы общественного понимания  роли науки и инноваций. 
     3.5.2. Индикаторы социального статуса  науки.
     3.5.3. Индикаторы научной грамотности  населения. 7
     Вышеуказанные группы показателей в своей совокупности обеспечивают комплексную оценку масштабов, состава и динамики научного и инновационного потенциала в их органическом единстве.
     Статистическое  исследование в сфере инновационной  деятельности должно базироваться на следующих основных принципах: 
     - системный подход к измерению  инноваций, обеспечивающий исследование инновационных процессов в тесной взаимосвязи с внешней средой, социальным, политическим и культурным окружением;   
     - комплексность в исследовании  инновационного процесса, предполагающая охват всех его звеньев – от проведения научных исследований и разработок до внедрения нововведений в практику, выхода продукции на рынки сбыта и получения экономического эффекта; 
     - последовательный охват статистическим  наблюдением различных типов инноваций и видов экономической деятельности; 
     - разработка и использование единого  понятийного аппарата, обеспечение взаимосвязи и преемственности основных показателей инновационной деятельности для всех этапов статистических обследований;  
     - обеспечение международной сопоставимости показателей инновационной деятельности;  
     - построение системы статистических  показателей и программы обследования, инновационной деятельности, обеспечивающих получение информации, имеющей как теоретическое, так и прикладное значение; 
     - систематический характер проводимых  статистических исследований8. 

     1.3. Основные классификации научных исследований и разработок 

     Для изучения научной и инновационной  деятельности в различных аспектах статистика использует также различные классификации и группировки, отражающие многообразие внутренних и внешних взаимосвязей науки и инноваций. Центральное место среди них принадлежит многомерной классификации научных исследований и разработок по видам (фундаментальные, прикладные исследования, разработки), отраслям и секторам науки.
     Отрасли науки - дисциплины, в которых осуществляются научные исследования и разработки. Они характеризуются наличием конкретного предмета исследований и сферы интересов ученых, организационных форм их кооперации, научной периодики и других изданий, системы подготовки кадров соответствующего профиля.
     Классификация отраслей науки строится по их предметным, методологическим и функциональным признакам и имеет иерархическую структуру: области науки (первый уровень) - отрасли науки (второй уровень) - научные специальности (третий уровень).
     Основой классификации отраслей науки в  статистике являются рекомендации ЮНЕСКО. В соответствие с ними в составе общей совокупности научных дисциплин, как в отечественной, так и в международной статистической практике выделяются шесть крупных областей науки: естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, гуманитарные, которые затем детализируются по конкретным отраслям и научным специальностям9.
     В качестве секторов науки в статистике рассматриваются секторы экономики, объединяющие значительное число организаций, осуществляющих научные исследования и разработки и характеризующихся однородностью своих основных функций и предоставляемых услуг, источников финансирования, правового статуса.
     Такой подход к группировке был рекомендован Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Классификация предусматривает выделение четырех секторов науки (таблица 1).
     Она базируется главным образом на системе национальных счетов; единственное различие, продиктованное самой спецификой функционирования науки и носящее общепринятый характер, как в России, так и за рубежом, заключается в том, что высшие учебные заведения выделены в качестве отдельного сектора, а домашние хозяйства объединены с частным бесприбыльным сектором. Это позволяет сравнивать показатели научных исследований разработок с другими статистическими данными и оценить, прямо либо косвенно, место науки в экономике страны и ее вклад в экономический рост10.

     Таблица 1. Секторы науки

Секторы Содержание
Государственный
    Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы.
    Бесприбыльные организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций
Предпринимательский
    Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства.
    Частные бесприбыльные организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации
Высшего образования
    Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса.
    научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями;
    организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Рособразования)
Частный бесприбыльный (некоммерческий)
    Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.
    Частные индивидуальные организации.
 
     Указанные специфические классификации и  группировки статистики науки и  инноваций, как и некоторые другие из их числа (типов научных организаций, социально-экономических целей научных исследований и разработок, видов инновационной деятельности и др.), используются в практике статистического наблюдения в дополнение к общестатистическим классификациям (видов экономической деятельности, административно-территориальных образований, форм собственности и т. п.).
     Они играют важнейшую роль в формировании системы сбора и разработки статистической информации и обеспечивают возможность детального анализа структуры научного и инновационного потенциала страны.  

     1.4. Совершенствование системы статистических показателей в
     сфере науки и инноваций 

     Современная статистика науки и инноваций  в России в значительной степени позволяет оценить процессы инновационного развития экономики. Национальная статистика формировалась в тесной координации с деятельностью ведущих международных организаций – ОЭСР и Статистической службы ЕС (Евростата). Принятые в стране система показателей и инструментарий статистических обследований, методология сбора и обработки данных строятся в соответствии с действующими международными стандартами в этой области. Такой подход обеспечивает получение статистических данных, сопоставимых с показателями индустриально развитых стран.
     Тем не менее, существующие инструменты  статистического наблюдения в сфере  науки, технологий и инноваций не позволяют в полной мере решать возникшие в последние годы новые задачи информационного обеспечения государственной политики в данных областях и требуют совершенствования, в первую очередь, с целью комплексного анализа оценки эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности
     В российской государственной статистике остается нерешенным целый ряд проблем, касающихся методологии и организации  статистического наблюдения в сфере науки и инноваций, связанных с недостаточной актуализацией существующего инструментария статистического наблюдения, развитием и пересмотром соответствующих международных статистических стандартов, а также быстро меняющейся ситуацией в сфере науки, технологий и инноваций.
     К вопросам, которые требуют разработки новых методологических подходов, относятся в частности: оценка состояния, уровня развития и использования материально-технической и опытно-экспериментальной базы науки; формирование системы мониторинга результативности деятельности научных организаций; изучение процессов интеграции науки и образования, деятельности интегрированных научно-образовательных структур; анализ интернационализации научной деятельности; обеспечение полноты обследуемой совокупности в сфере науки, включая организации, выполняющие исследования и разработки, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы.
     Следует указать также на информационные пробелы, связанные с отсутствием систематизированных данных об объектах инновационной инфраструктуры, объемах и структуре венчурных инвестиций; существенной неполнотой статистического измерения малого инновационного бизнеса; почти полным отсутствием статистической информации об инновационных кластерах и др.
     В связи с этим необходимо обеспечить развитие статистики науки и инноваций в следующих направлениях:
    уточнение состава статистической совокупности и обеспечение ее полноты, совершенствование регионального разреза статистического анализа научного потенциала (с выделением наукоградов);
    анализ состояния, уровня реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации;
    анализ процессов интеграции науки и образования, включая характеристику институциональных форм интеграционной деятельности, измерение их научного и образовательного потенциала;
    анализ состояния, уровня развития и использования материально-технической и опытно-экспериментальной базы науки, включая оценку наличия и технического уровня дорогостоящих машин и оборудования, возрастной структуры технических средств, состояния и использования опытно-экспериментальных производств, развития форм коллективного пользования научным оборудованием, наличия и использования земельных участков, уникальных научных установок, зданий, сооружений;
    измерение процессов глобализации научных исследований и разработок, включая углубленный анализ зарубежных источников финансирования науки в России, исследовательской деятельности транснациональных корпораций на территории страны и российских организаций за рубежом, международной миграции ученых (выезда и въезда на постоянное место жительства либо на временную работу);
    разработка методологии комплексного анализа человеческих ресурсов сферы науки и технологий на основе рекомендаций ОЭСР и Евростата;
    создание системы оценки и организация мониторинга результативности деятельности научных организаций, включая гармонизированную систему статистических показателей, сопоставимых с принятыми в мировой практике, инструментарий статистического наблюдения и рекомендации по внедрению процедур оценки в практику деятельности научных организаций и органов государственного управления в сфере науки;
    разработка методологии и организация мониторинга процессов создания и использования критических технологий, включая формирование классификаторов критических технологий и видов продукции (услуг), производимых с их использованием, системы показателей и инструментария обследования;
    формирование системы статистического наблюдения за развитием внутреннего рынка технологий (вовлечением результатов исследований и разработок в экономический оборот, развитием лицензионного обмена и др.);
    актуализация программы статистического обследования инноваций в координации с деятельностью ведущих международных организаций – ОЭСР и Евростата, очередными раундами Европейских обследований инновационной деятельности. Это позволит, сохраняя преемственность уже наработанных методов, программы статистического исследования и практики анализа инновационной деятельности, расширить существующие рамки количественного и качественного измерения инновационных процессов по целому ряду направлений, связанных с охватом более широкого круга инноваций (в том числе маркетинговых и организационных), структуризацией результатов инновационной деятельности по типам инноваций, исследованием кооперационных связей и т.д.;
    разработка методологии и организация мониторинга инновационной инфраструктуры, включая оценку ее ресурсной базы и эффективности деятельности, связанной с коммерциализацией результатов научно-технических разработок, оказанием иных услуг интеллектуального характера, на основе сочетания статистической отчетности и единовременных обследований (в том числе выборочных);
    разработка методологических подходов к статистическому измерению венчурного капитала с учетом различных форм венчурного финансирования, оценке объема и структуры активов венчурных фондов, направлений использования средств, в том числе в целях поддержки инновационных проектов и фирм на ранних стадиях;
    организация мониторинга малого инновационного бизнеса на основе создания системы сбора, обработки и представления статистической информации, адекватно отражающей основные тенденции развития инновационной деятельности малых предприятий;
    статистический анализ инновационных кластеров, включая как анализ развития существующих кластеров (в частности, особых экономических зон и наукоградов), так и выявление территорий, обладающих существенным научно-техническим и инновационным потенциалом с точки зрения возможностей выхода на мировые рынки наукоемкой продукции;
    разработка методологии и организация статистического наблюдения за производством и реализацией высокотехнологичной продукции (включая экспорт). При этом особое внимание должно быть уделено методам оценки наукоемкости видов экономической деятельности, продукции (услуг) и их группировки по соответствующим категориям (высоко-, средне-, низкотехнологичные)11.
 
 
2. СТАТИСТИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК 

     2.1 Статистическая оценка положения в научной сфере 
 

     Динамика  финансирования российской науки с  начала 1990-х годов характеризуется резким спадом. Внутренние затраты на исследования и разработки в России составили в 2004 г. 196,0 млрд. рублей (43% в постоянных ценах от уровня 1990 г.). Доля в ВВП затрат на исследования и разработки в 2004 г. равнялась 1,17% (в 1990 г. - 2,03%). Если в 1990 г. по величине данного показателя Россия находилась на уровне, сопоставимом с ведущими странами ОЭСР, то в настоящее время она ближе к группе стран с низким научным потенциалом (Испания, Польша, Венгрия, Новая Зеландия). В настоящее время величина затрат в расчете на одного занятого исследованиями и разработками (с учетом профессорско-преподавательского состава вузов) в России в 8 раз меньше, чем в Южной Корее и в 12 раз меньше, чем в Германии.
     Основной  причиной утечки кадров и сокращения материально-технических средств  в науке является недостаток финансирования этой сферы.
     Основным источником финансирования науки в текущий период являются средства бюджета. В 2004 г. доля бюджетного финансирования в целом по науке составляла 59,6%, что несколько выше в сравнении с показателем 1998 г. (52,2%), по государственному сектору науки, соответственно, - 77,7% и 74,3%, по сектору высшего образования – 58,6% и 64,5%. Структура и состав кадров науки за период экономических реформ также претерпели значительные изменения. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за период 1990-2004 гг. снизилась на 56,8 % (с 1943,4 тыс. человек до 839,3 тыс. человек). Итогом переходного периода в экономике страны стала заметная деформация структуры занятости в науке. Наибольшему сокращению подверглись непосредственные участники научного процесса – исследователи (на 59,6% за 1990-2004 гг.) и техники (на 70,2%); численность вспомогательного персонала сократилась на 56,4%, хозяйственного – на 29,0%.
     Наблюдается резкое падение престижа профессии  ученого. В России, по данным опроса Левада-Центра в 2003 г., профессия ученого является престижной в оценках только 9% жителей страны. В то же время в США по результатам исследований, направленных на ранжирование профессий исключительно по степени престижности в глазах жителей страны, в 2002 г. профессия ученого была самой престижной - 51% населения назвали эту профессию в высшей степени престижной, 25% - весьма престижной и 20% - престижной.
     Остается  невостребованным высокий кадровый потенциал вузовской науки. Численность  профессорско-преподавательского состава российских вузов с учеными степенями в 2004 году составляла 184 354 человека, в том числе 35 769 докторов наук и 148 585 кандидатов наук. Штатная численность научных работников вузов составляла около 26 тысяч человек.
     Следует отметить, что общая численность исследователей России с учеными степенями (без профессорско-преподавательского состава) составляла в 2004 году 99 910 человек, в том числе 23 102 доктора наук и 76 808 кандидатов наук.
     В то же время объем финансирования научных исследований в вузах, выделяемый им из федерального бюджета в виде ассигнований на содержание подведомственных учреждений, определяется до сих пор исходя из штатной численности научных работников в секторе высшего образования и составляет в 2006 году менее 4% от расходов федерального бюджета на гражданскую науку. На практике, в проведении научных исследований в высшей школе участвует почти весь профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений (свыше 300 тысяч человек).
     Фактически  не снижается интенсивность «утечки мозгов» из России. По экспертным оценкам, с 1989 по 2002 гг. за рубеж уехали более 20 тыс. ученых и около 30 тыс. работают за границей по временным контрактам. Хотя это составляет около 5-6% кадровой численности научного потенциала страны, уехавшие являются, как правило, наиболее конкурентоспособными учеными, находящимися в самом продуктивном возрастном интервале. Главной причиной для подавляющего большинства (90 %) уехавших жить и работать за границу является низкая оплата труда ученых на родине. В начале 2005 г. средняя начисленная заработная плата в сфере науки и научного обслуживания составляла 8725 руб. (около $300), что примерно в 3-4 раза ниже, чем пороговая величина, которая смогла бы, по оценкам, остановить процесс миграции научных кадров из России.
     Ощутимое  сокращение касается параметров материально-технической  базы науки. С 1995 г. объем основных средств исследований и разработок в постоянных ценах сократился вдвое, а по отношению к уровню 1990 г. – почти в четыре раза. В общей стоимости основных средств снижается доля машин и оборудования. Так, за 1990-е гг. она уменьшилась примерно с 60% до 30%. Доля оборудования старше 11 лет еще к 2002 г. достигла почти 27%.
     Система формирования приоритетов бюджетного финансирования неэффективна. Существует недооценка фундаментальной науки как базового компонента развития национальной инновационной системы. В то же время за счет средств федерального бюджета финансируется большое количество прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса на внутреннем и глобальном рынках. Отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетов научно-технологического развития, а также объективных критериев оценки результатов деятельности научных организаций не позволило сконцентрировать ресурсы на поддержке ведущих институтов, университетов, научно-педагогических школ и обеспечении опережающего развития их материально-технической базы и кадрового потенциала.
     За  последнее десятилетие произошел  разрыв междисциплинарных связей и  цикла «фундаментальные исследования – прикладные исследования – промышленное производство».
     Недостаточно  востребован высокий потенциал  академического и вузовского секторов науки, эти сектора мало вовлечены в процесс формирования экономики знаний. Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие не реализуется синергетический эффект от научно-образовательной деятельности12. 

     2.2. Показатели кадрового потенциала 

     Кадры - основной элемент научного потенциала страны. Сам характер научной деятельности как «интеллектуального производства» определяет значение личности ученого в творческом процессе создания новых знаний.
     Статистика  кадров науки имеет своей целью  сбор, обработку и представление статистической информации о численности, составе и динамике занятых научными исследованиями и разработками. Ее основной категорией в современной статистической практике является персонал, занятый научными исследованиями и разработками, - совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок.
     В статистике персонал, занятый научными исследованиями и разработками, учитывается как списочный состав работников организаций, выполняющих научные исследования и разработки. 
     В соответствии с характером фактически выполняемой работы и уровнем  квалификации в составе персонала, занятого научными исследованиями и  разработками, выделяются четыре категории работников:
    исследователи - работники, профессионально занимающиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют высшее образование. В эту категорию включается также административно-управленческий персонал, осуществляющий непосредственное руководство исследовательским процессом (руководители научных организаций и подразделений, выполняющих научные исследования и разработки);
    техники - работники, участвующие в научных исследованиях и разработках и выполняющие технические функции, как правило, под руководством исследователей (эксплуатацию и обслуживание научных приборов, лабораторного оборудования, вычислительной техники, подготовку материалов, чертежей, проведение экспериментов, опытов и анализов и т. п.). В основном техники имеют среднее профессиональное образование и (или) необходимый профессиональный опыт и знания;
    вспомогательный персонал - работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением научных исследований и разработок (сотрудники планово-экономических, финансовых, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек; рабочие, осуществляющие монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов; рабочие опытных (экспериментальных) производств; лаборанты, не имеющие высшего и среднего профессионального образования);
    прочий персонал - работники, осуществляющие хозяйственное обслуживание и иные функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом (работники бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материально-технического обеспечения, машинистки и т. п.).
     Статистика  учитывает численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по категориям, уровню образования (высшее, в том числе имеют ученую степень доктора или кандидата наук, среднее профессиональное, пр.). Кроме того, численность исследователей рассматривается по отраслям науки, а также полу и возрасту.  
 
 
 

     Таблица 2. Динамики численности персонала, занятого исследованиями и разработками в РФ (человек)13
  1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Численность персонала – всего 1061044 887729 858470 839338 813207 807066 801135 761252
в том  числе:                
исследователи 518690 425954 409775 401425 391121 388939 392849 375804
техники 101371 75184 71729 69963 65982 66031 64569 60218
вспомогательный персонал 274925 240506 229214 223356 215555 213579 208052 194769
прочий  персонал 166058 146085 147752 144594 140549 138517 135665 130461
 
     Согласно  данных таблицы 2 видно, что численность персонала, занятого наукой и инновациями постоянно снижается, что является негативной тенденцией, неблагоприятно сказывающейся на экономическом росте страны в целом. Аналогичная ситуация складывается и в Орловской области (таблица 3). 

     Таблица 3. Динамики численности персонала, занятого исследованиями и разработками в Орловской области (человек)14
  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Численность персонала – всего 1856 1908 1508 1260 920 1082 1006 936
в том  числе:                
исследователи 865 876 675 519 436 519 500 473
техники 290 282 227 180 155 153 135 138
вспомогательный персонал 539 575 449 433 233 277 265 220
прочий  персонал 162 175 157 128 96 133 106 105
 
     Как видно по данным таблицы 3, за 8 представленных лет численность персонала снизилась почти вдвое. Причем резкое снижение показателей наблюдается в 2005 году, далее численность возрастает по всем категориям работников, кроме техников, а к 2008 году снова происходит сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками.
     Рассмотрим  динамику структуры численности  персонала занятого исследованиями и разработками в России в разрезе четырех основных секторов деятельности, согласно статистических данных. 

     Таблица 4. Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками в РФ по секторам деятельности (человек)15
Годы Численность  
персонала – всего
в том  числе по секторам деятельности
государственный предпринимательский высшего  
профессионального образования
некоммерческих организаций
1995 1061044 282166 726568 52065 245
2000 887729 255850 590646 40787 446
2001 885568 256137 585416 43463 552
2002 870878 257462 568628 44135 653
2003 858470 256098 558668 43120 584
2004 839338 258078 537473 43414 373
2005 813207 272718 496706 43500 283
2006 807066 274802 486613 44473 1178
2007 801135 272255 478401 49059 1420
2008 761252 260854 451532 47595 1271
 
     Таким образом, наибольшая доля персонала, занятого исследованиями и разработками приходится на предпринимательский и государственный секторы. Рост показателей наблюдается только в некоммерческих организациях от 245 до 1271 человек, что свидетельствует о развитии данного сектора.
     Далее проведем сравнительную оценку по данным показателям по Орловской области. 
 
 
 
 

     Таблица 5. Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками, по субъектам РФ (человек)15
  1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008
Российская Федерация 1061044 887729  
839338
813207  
807066
801135  
761252
Центральный федеральный округ 544759 455985  
420375
408330  
411958
415522  
396272
Белгородская  область 4164 1953  
1321
1289  
1297
1314  
1189
Брянская  область 3510 2611 1816 1927 1770 1950 2010
Владимирская  область 11795 9499  
8638
7913  
7640
7453  
7075
Воронежская область 12163 13140 13772 13806 14144 14984 14651
Ивановская  область 3087 1557 1289 1105 918 892 732
Калужская область 15568 11881 10778 10413 10708 10920 10386
     Продолжение таблицы 5
Костромская область 496 305 159 147 139 137 146
Курская область 2607 2016 1641 1571 3469 3377 3185
Липецкая  область 990 547 367 362 417 352 353
Московская  область 110047 100601 90755 88681 91062 88114 84375
Орловская область 2742 1900 1260 920 1082 1006 936
Рязанская область 6212 3637 2976 3311 3461 3584 3555
Смоленская  область 1552 1102 986 944 1170 1094 1031
Тамбовская  область 3234 2933 2825 2800 2285 2282 2038
Тверская  область 6701 5978 5628 5499 5430 5340 5505
Тульская  область 10940 10241 10304 9959 10359 7544 5754
Ярославская область 11594 9259 7593 6608 6660 7190 6739
г. Москва 337357 276825 258267 251075 249947 257989 246612
 
     Статистический  анализ численности и состава  кадров науки сочетается с изучением  их фактической занятости научной  деятельностью. Более объективному учету затрат труда в науке способствует определение численности работников (по категориям персонала) в эквиваленте полной занятости научными исследованиями и разработками. Целью таких оценок является учет не только лиц, полностью занятых этим видом деятельности (причем многие из них могут участвовать в нескольких проектах одновременно), но также тех, кто занят исследованиями лишь часть времени (преподавателей вузов, консультантов, аспирантов и др.).
     Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в эквиваленте полной занятости отражает не количество выполняющих их физических лиц, а объем трудозатрат, выраженный суммой долей времени, фактически затраченного на эту работу, и измеряется в человеко-годах.
     Оценки  кадров науки по объему рабочего времени, фактически затраченного на научные исследования и разработки, наиболее распространены в статистике стран с развитой рыночной экономикой; они используются в расчетах производительности общественного труда и международных сопоставлениях. Первичным источником информации для расчета эквивалента полной занятости научными исследованиями и разработками служат оценки бюджета времени работников науки  и профессорско-преподавательского персонала вузов.
     В соответствии с «Канберрским руководством»  научно-технические кадры классифицируются по уровню квалификации (образования), областям науки, профессиям, категориям занятости (включая безработных и не занятых в экономике), отраслям, регионам, полу, возрасту, национальному происхождению. Кроме того, рассматриваются их приток (по источникам, включая пополнение за счет выпускников учебных заведений) и отток (по направлениям, в том числе за рубеж).
     Статистическое  изучение подготовки научных кадров охватывает показатели деятельности аспирантуры и докторантуры (число научных организаций и вузов, имеющих аспирантуру и докторантуру; численность, прием и выпуск аспирантов и докторантов в разрезе отраслей наук и научных специальностей). Отдельно учитывается численность искателей ученой степени кандидата наук, осуществляющих подготовку диссертаций самостоятельно, а также лиц, защитивших кандидатские либо докторские диссертации.
           

     2.3. Показатели финансирования  исследований и  разработок
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.